Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА РАЗНЫХ ПЕРИОДАХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА РАЗНЫХ ПЕРИОДАХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / СИСТЕМНО-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадочникова Ирина Владимировна

В настоящей статье сотрудник уголовно-исполнительной системы рассмотрен с точки зрения системно-субъектного подхода Е.А. Сергиенко. Автором показаны результаты исследования личностной составляющей сотрудников, являющейся основополагающей в регуляции своей деятельности на основе имеющихся убеждений, ценностных ориентаций и ощущения внутреннего благополучия. Изучены смысложизненные ориентации и степень субъективного благополучия сотрудников уголовно-исполнительной системы на разных периодах служебной деятельности. Сделан вывод о том, что по мере увеличения стажа служебной деятельности в «агрессивных» условиях проявляются определенные изменения личностной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кадочникова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF LIFE ORIENTATIONS AND SUBJECTIVE WELL-BEING OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM AT DIFFERENT PERIODS OF SERVICE ACTIVITIES

In this article, an employee of the penitentiary system is considered from the point of view of the system-subject approach of E.A. Sergienko. The author of the article shows the results of the study of the personal component of employees, which is fundamental in the regulation of their activities on the basis of existing beliefs, value orientations and sense of inner well-being. The meaning of life orientations and the degree of subjective well-being of employees of the penitentiary system at different periods of official activity were studied. It is concluded that as the length of service in "aggressive" conditions increases, certain changes in the personality component appear.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА РАЗНЫХ ПЕРИОДАХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

подключили к электродам, подающим безвредный, но болезненный ток. В одном опыте ток подавался с 50-процентной вероятностью, в другом - со 100-процентной. Участникам об этом сказали заранее, в результате при шансе удара током с 50-процентной вероятностью уровень стресса участников был гораздо выше, чем когда током били каждый раз со 100-процентной нагрузкой. Многие фобии также можно свести к страху неизвестного. Например, боязнь темноты - нектофобия. Тьма сама по себе - это не причина опасности, но это место обитания неизвестности, а вот она уже пугает. Мы еще не знаем, будет ли нам больно в кресле дантиста, но боимся туда идти, мы не знаем, ядовитый этот паук и будет ли он нападать на нас, поэтому боимся вообще всех пауков. Страх неизвестности развился для того, чтобы мы опасались входить в новое потенциально опасное окружение. Приведем высказывание американского писателя, мастера ужаса, мистики и научной фантастики Говарда Лавкрафта: самое древнее и сильное из человеческих чувств - это страх, а самый древний и самый сильный страх - это страх неведомого.

Итак, фобия - это чрезмерный, стойкий и необъяснимый страх. Разница между ней и обычным страхом состоит в степени беспокойства, которую она вызывает у человека, и в том, как долго сохраняется повышенный уровень тревожности. Основными методами профилактики фобического тревожного расстройства являются: своевременное обращение к психотерапевту, соблюдение рекомендаций и назначений врача, адекватная реакция на стресс, разумная организация режима труда и отдыха, занятия спортом, интересным хобби.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева С.С. Фобии: понятие, виды, причины и влияние семьи на формирование фобий / С.С. Воробьева // Системное исследование индивидуальности растущего человека как субъекта образования : Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Пермь, 2022. - С. 185-189.

2. Клинические особенности социальной фобии и ее распространенность среди студентов медицинского вуза / П.Е. Григорьев, В.А. Вербенко, В.В. Сойко, И.В. Журавлев // Таврический журнал психиатрии. - 2016. - Т. 20, № 2(75). - С. 21-24.

3. Лукашевич У.С. Фобии как психоэмоциональный стутус. Краткий обзор студенческих фобий / У.С. Лукашевич, А.Е. Цуверкалов // Молодежный инновационный вестник. - 2022. - Т. 11, № S2. - С. 316-321.

REFERENCES

1. Vorobyeva, S. S. (2022), "Phobias: the concept, types, causes and influence of the family on the formation of phobias", Systemic study of the individuality of a growing person as a subject of education: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Perm, pp. 185-189.

2. Grigoriev, P.E. (2016), "Clinical features of social phobia and its prevalence among medical students", Tauride Journal of Psychiatry, Vol. 20, No. 2 (75), pp. 21-24.

3. Lukashevich, U.S. (2022), "Phobias as a psycho-emotional status. Brief review of student phobias". Youth Innovation Bulletin, Vol. 11, No. S2, pp. 316-321.

Контактная информация: vladimir.kuleeff@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.2022

УДК 159.922

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И

СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА РАЗНЫХ ПЕРИОДАХ СЛУЖЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ирина Владимировна Кадочникова, преподаватель, Челябинский государственный университет, Челябинск 650

Аннотация

В настоящей статье сотрудник уголовно-исполнительной системы рассмотрен с точки зрения системно-субъектного подхода Е.А. Сергиенко. Автором показаны результаты исследования личностной составляющей сотрудников, являющейся основополагающей в регуляции своей деятельности на основе имеющихся убеждений, ценностных ориентаций и ощущения внутреннего благополучия. Изучены смысложизненные ориентации и степень субъективного благополучия сотрудников уголовно-исполнительной системы на разных периодах служебной деятельности. Сделан вывод о том, что по мере увеличения стажа служебной деятельности в «агрессивных» условиях проявляются определенные изменения личностной составляющей.

Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы, системно-субъектный подход, личностная составляющая, смысложизненные ориентации, субъективное благополучие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p650-654

COMPARATIVE ANALYSIS OF LIFE ORIENTATIONS AND SUBJECTIVE WELL-BEING OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM AT DIFFERENT PERIODS OF SERVICE ACTIVITIES Irina Vladimirovna Kadochnikova, the teacher, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk

Abstract

In this article, an employee of the penitentiary system is considered from the point of view of the system-subject approach of E.A. Sergienko.

The author of the article shows the results of the study of the personal component of employees, which is fundamental in the regulation of their activities on the basis of existing beliefs, value orientations and sense of inner well-being. The meaning of life orientations and the degree of subjective well-being of employees of the penitentiary system at different periods of official activity were studied. It is concluded that as the length of service in "aggressive" conditions increases, certain changes in the personality component appear.

Keywords: employee of the penitentiary system, system-subjective approach, personal component, meaningful life orientations, subjective well-being.

ВВЕДЕНИЕ

Служебная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее-УИС) осуществляется под действием объективных факторов, предъявляющих повышенные требования к внутреннему ресурсу человека. Среди основных целесообразно выделить такие, как: правовые последствия принимаемых решений, изоляция условий профессиональной деятельности, а также специфичность объекта труда - необходимость выполнять служебные задачи в непосредственном контакте со спецконтингентом, в связи с чем, выявлен еще один фактор - постоянно действующая вероятность вовлечения в экстремальную ситуацию [1, 2, 3, 6]. Сочетанное воздействие указанных факторов экстремальности служебной деятельности предопределяет ее сложность, опасность и противоречивость. Постоянное действие экстремальных факторов, предъявляя повышенные требования к внутренним ресурсам человека, оказывает влияние на внутреннюю организацию сотрудника с одной стороны и требует твердости всей системы внутренних ценностей персонала для «безопасного» выполнения деятельности - с другой.

С позиций системно-субъектного подхода, предложенного Е.А. Сергиенко [4, 5], личностная составляющая понимается как содержательная основа внутреннего мира сотрудника УИС и представлена смысложизненными ориентациями и степенью субъективного благополучия [4, 5].

Цель настоящего исследования - реализация сравнительного анализа смысложиз-ненных ориентаций и субъективного благополучия сотрудников УИС на разных периодах служебной деятельности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было проведено на базе исправительных учреждений ГУФСИН России по Челябинской и Курганской областям. Общее количество сотрудников составило 104 (сотрудники отделов безопасности, непосредственно контактирующие со спецконтингентом). Все сотрудники были распределены по стажу служебной деятельности на три периода: первый - молодые сотрудники, имеющие стаж службы, не превышающий трех лет, второй - сотрудники со стажем службы от трех до семи лет в УИС, третий - сотрудники, имеющие стаж служебной деятельности более семи лет в УИС. Для изучения смысложизненных ориентаций сотрудников были использованы следующие методики: «Смысложизненные ориентации» (далее - «СЖО») Д.А. Леонтьева и «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой (далее - «ЦОЛ»). Для оценки степени субъективного благополучия были выбраны: «Индекс жизненной удовлетворенности» в адаптации Паниной Н.В. (далее - «ИЖУ») и «Шкала субъективного благополучия» Perrudet-Badoux, Mendelsohn, СЫсИе в адаптации М.В. Соколовой (далее - «ШСБ»).

Операции математического анализа были осуществлены на базе SPSS (версия 22.0; SPSS Inc., США) и использованием непараметрического критерия H-Краскела-Уоллеса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты, полученные в группе сотрудников, находящихся на первом периоде службы, выступили в качестве ориентиров, позволяющих «отследить» специфические трансформации в ценностных ориентациях сотрудников. У сотрудников, находящихся на втором периоде службы, было выявлено понижение показателей по следующим шкалам «СЖО»: «Цели в жизни», «Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией», «локус контроля жизнь», а также повышение показателей по шкале «Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность». В группе сотрудников, находящихся на третьем периоде служебной деятельности, отмечено дальнейшее понижение и повышение по перечисленным ранее шкалам (анализ средних значений по шкале «Цели в жизни» при М=44,83; 34,23; 25,68 в трех рассматриваемых группах сотрудников соответственно; при р=0,002 Н-Краскела-Уоллеса; по шкале «Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией» при М=38,29; 29,23; 20,88; при р=0,001 Н-Краскела-Уоллеса; по шкале «Локус контроля жизнь» при М=42,23; 33; 25,94; при р=0,007 Н-Краскела-Уоллеса; по шкале «Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность» при М=34,71; 44,11; 53,26; при р=0,002 Н-Краскела-Уоллеса). Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что по мере увеличения стажа службы сотрудники в большей степени становятся вовлеченными в события, происходящие в повседневной жизни, в меньшей степени ориентируются на свое будущее; невысоко оценивают значимость событий, произошедших в своем прошлом. На фоне понижения показателей по шкалам «Цели в жизни», «Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией» выявлено понижение по шкале «Локус контроля жизнь», что, в целом, может свидетельствовать о развитии у сотрудников ощущения неподконтрольности своей жизни как возможности оказывать реальное влияние на ее течение. Повышение по шкале «Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность» может свидетельствовать о высокой степени вовлеченности сотрудников в свою профессиональную деятельности, а также об определенных гедонистических установках личности.

Согласно результатам, полученным при помощи «ЦОЛ» мы выявили доминирующие для сотрудников ценности. Выявлено повышение показателей по шкалам «Приятное времяпрепровождение, отдых» (при М=54,88; 57,13; 60; при р=0,001 Н-Краскела-Уоллеса); «Высокое материальное благосостояние» (при М=40,41; 42,38; 50,89; при р=0,002 Н-Краскела-Уоллеса), «Высокий социальный статус и управление людьми» (при

652

М=39,12; 41,13; 48,32; при р=0,005 Н-Краскела-Уоллеса), «Любовь» (при М=43,12; 45,81; 51,79; при р=0,000 Н-Краскела-Уоллеса), «Здоровье» (при М=41,88; 48,25; 53,53; при р=0,001 Н-Краскела-Уоллеса). Активный отдых позволяет восполнить собственные ресурсы, материальное благосостояние может рассматриваться как компенсация за напряженные условия службы, повышение статуса с определенной стороны может восприниматься как фактор, снижающий личную неуверенность, стремление к любви отражает желание создать семью или сохранить ее, а здоровье выступает в качестве «ценности-цели».

На фоне повышения показателей по вышеперечисленным шкалам выявлено понижение по шкале «Познание нового в мире, природе, человеке» (при М=53,47; 46,63; 33,63; при р=0,001 Н-Краскела-Уоллеса). Данные результаты могут свидетельствовать о невысокой степени сотрудников в увеличении уровня своего интеллектуального развития, что также может быть обусловлено алгоритмизированными условиями служебной деятельности.

Статистически значимые результаты по методикам «ШСБ» и «ИЖУ» были выявлены в отношении следующих шкал: «Самооценка здоровья» (при М=50,6; 40,23; 28,53; при р=0,002 Н-Краскела-Уоллеса), «Удовлетворенность повседневной деятельностью» (при М=46,4; 36,26; 28,84; при р=0,002 Н-Краскела-Уоллеса), «Уровень субъективного неблагополучия» (при М=36,89; 45,89; 54,35; при р=0,000 Н-Краскела-Уоллеса), «Интегральный показатель» «ИЖУ» (при М=56,7; 35,8; 29,9; при р=0,002 Н-Краскела-Уоллеса). Полученные результаты в оценке уровня субъективного благополучия могут указывать на тот факт, что начинающие свою службу сотрудники оценивают свои жизненные перспективы более оптимистично. Сотрудники, находящиеся на втором периоде службы, субъективно отмечают снижение состояния здоровья и удовлетворенности повседневной деятельностью, в целом, в то время как уровень субъективного неблагополучия достигает своего максимального значения в группе сотрудников, относящихся к третьему периоду службы.

ВЫВОДЫ

На основе полученных в настоящем исследовании результатов целесообразно заключить, что на определенном этапе служебно-профессиональной деятельности у сотрудников УИС, непосредственно контактирующих со спецконтингентом, наблюдаются некоторые изменения в смысложизненных ориентациях и снижается уровень субъективного благополучия. Изменения в личностной составляющей сотрудников УИС в определенной степени снижают внутренний ресурс при осуществлении деятельности в условиях повышенной напряженности и жесткой регламентации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дебольский М.Г. Особенности профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.Г. Дебольский, М.П. Чернышкова // Ученые записки Российского Государственного Социального Университета. - 2015. - Т. 14, №3(130). - С.70-78.

2. Огородников А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России / А.В. Огородников // Вестник Самарского государственного университета. - 2010. - №5 (79). - С. 219-223.

3. Поздняков В.М. О повышении психологической культуры сотрудников ФСИН России / В.М. Поздняков // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов / под ред. Д.В. Сочивко. - Рязань, 2019. - С. 867-871.

4. Сергиенко Е.А. Реализация принципа развития в исследованиях психологии субъекта / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал, Российская академия наук. - 2017. - № 2. - С. 5-18.

5. Сергиенко, Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция / Е.А. Сергиенко, Е.А. Ви-ленская, Ю.В. Ковалева - Москва: Российская академия наук, Институт психологии, 2010. - 350 с.

6. Шамсунов С.Х. Правовая культура сотрудника уголовно-исполнительной системы / С.Х. Шамсунов, С.Н. Лосева // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации) : сборник тезисов выступлений и докладов участников : в 8 т. - Рязань, 2017. - Т. 4, ч. 1. -С. 142-146.

REFERENCES

1. Debolsky, M.G. and Chernyshkova, M.P. (2015), "Features of professional burnout of employees of the penitentiary system", Scientific notes of the Russian State Social University, No. 3 (130), pp.70-78.

2. Ogorodnikov, A.V. (2010), "Features of the activities of employees of the penitentiary system of Russia", Bulletin of the Samara State University, No. 5 (79), pp. 219-223.

3. Pozdnyakov, V.M. (2019), "On improving the psychological culture of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia", Psychology of the XXI century: challenges, searches, vectors of development: Collection of materials of the All-Russian Symposium of Psychologists, Ryazan, pp. 867- 871.

4. Sergienko, Е.Аю (2017), "Realization of the principle of development in the research of psychology of the subject", Psychological Journal, Russian Academy of Sciences, No. 2, pp. 5-18.

5. Sergienko, E.A., Vilenskaya, G.A. and Kovaleva, Yu.V. (2010), Control of behavior as subjective regulation, Russian Academy of Sciences, Institute of Psychology, Moscow:

6. Shamsunov, S.Kh. and Loseva S.N. (2017), "Legal culture of an employee of the penitentiary system", Collection of abstracts of speeches and reports ofparticipants. Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, No. 1, pp. 142-146.

Контактная информация: irishechkadraga@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2022

УДК 159.944

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ РАБОТНИКОВ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ

Ольга Владимировна Кобзева, кандидат психологических наук, Ольга Николаевна Тузо-

ва, кандидат психологических наук, доцент, Мурманский арктический государственный

университет, Мурманск

Аннотация

В статье рассмотрена специфика эмоционального выгорания сотрудников операционных офисов банка. Определены причины и факторы, способствующие возникновению эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено анализу эмоционального выгорания как одного из базовых показателей адаптации индивида в современном обществе, категории психологии личности, расширяющей разъяснительный потенциал феноменологии личностного развития. В исследовании приняли участие 30 сотрудников операционных офисов банка. Целью эмпирического исследования явилось выявление специфики проявления «напряжения», «резистенции» и «истощения» как фаз эмоционального выгорания сотрудников операционных офисов банка, а также изучение взаимосвязи эмоционального выгорания с тревожностью и фрустрацией. Для решения поставленных задач использовались методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко), шкала оценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергера), фрустрационный тест С. Розенцвейга. Результаты исследования показывают, что у сотрудников операционных офисов фазы «напряжение» и «истощение» не сформированы, фаза «резистенция» сформирована только у сотрудников в возрасте от 21 до 28 лет (р < 0,05). Доказано, что работникам банковской сферы не свойственно эмоционально включаться в стрессовые ситуации, но большинство ситуаций они воспринимают как опасные для самооценки и самоуважения. В фрустрирующих ситуациях они демонстрируют экстрапунитивные реакции. У сотрудников в возрасте от 21 до 28 лет доминируют реакции «с фиксацией на препятствии» фрустрирующих ситуаций, а в возрасте от 29 до 42 год «с фиксацией на удовлетворении потребности». Индекс социальной адаптации более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.