DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10120 БАУТИН Александр Георгиевич,
студент, Финансовый Университет при Правительстве РФ,
г. Москва, e-mail: [email protected]
Научный руководитель: ИСМАИЛОВ Исмаил Шапурович,
старший преподаватель Департамента международного и публичного права
Финансового университета при Правительстве РФ, заместитель декана по дополнительному профессиональному образованию и магистратуре, кандидат юридических наук;
e-mail: [email protected].
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УКРАИНЫ И РЕСПУБЛИКИ
БЕЛОРУССИЯ
Аннотация. В исследовании автором изучаемый материал направлен на выработку рекомендаций на основании сравнительного анализа законодательной и статистической баз анализируемых государств. В результате проделанной работы, автором выявлены сильны и слабые стороны системы страхования вкладов в России, Республике Беларусь и Украине, выработаны предложения по совершенствованию банковского законодательства России.
Ключевые слова: страхование вкладов, агентство по страхованию вкладов, вклады физических лиц.
BAUTIN Alexander Georgeyevich,
Student, Financial university under the Government of the Russian Federation Moscow
Научный руководитель: ИСМАИЛОВ Исмаил Шапурович,
старший преподаватель Департамента международного и публичного права
Финансового университета при Правительстве РФ, заместитель декана по дополнительному профессиональному образованию и магистратуре, кандидат юридических наук;
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE INSURANCE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION, UKRAINE AND THE REPUBLIC
OF BELARUS
Annotation. In the research work by the author, the material under study is aimed at developing recommendations based on a comparative analysis of the legislative and statistical bases of the analyzed states. As a result of the work done, the author identified the strengths and weaknesses of the deposit insurance system in Russia, the Republic of Belarus and Ukraine, developed proposals for improving the banking legislation of Russia.
Key words: deposit insurance, deposit insurance agency, deposits of individuals.
В современном банковском секторе половина финансовых показателей формируется из средств физических лиц - вкладчиков. Так по данным Центрального Банка РФ на 01.10.2020 общая сумма вкладов физических лиц составила 32 70 931 млн. руб., юридических лиц 32 631 049 млн. руб.[1]. В связи с этим актуальность эффективности системы страхования депозитов и ее роли в обеспечении экономической стабильности является предметом
изучения во всех странах мира. В отечественной практике и доктрине система страхования вкладов оценивается неоднозначно. Одни исследователи и практиканты оценивают деятельность позитивно. Так, по мнению Председателя Банка России, развитие банковской системы зависит от уверенности вкладчиков, которую внушают эффективные действия Агентства по страхованию вкладов (далее - АСВ, Агентство) [2]. Другими исследователи, вызываю споры эффектив-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
ность и необходимость системы защиты вкладчиков. В частности, ученый Тилбургского университета Гарри Хейзинг и сотрудник Всемирного банка Асли Демиргуч-Кунт рассматривают гипотезу о малой эффективности страхования вкладов через понятие «рыночной дисциплины». По их мнению, под данной дефиницией понимается «... набор рыночных инструментов, которыми вкладчики дисциплинируют банк, наказывая их за избыточный риск в финансовой политике». Данную гипотезу продолжил изучать отечественный ученый, Пересецкий А.А., который предположил, что рыночная дисциплина состоит в том, что высокие процентные ставки по депозитам соответствуют высокому риску структуры активов банка. Допустимо предположить, что система гарантирования вкладов сформирована безответственными действиями вкладчиков, которые не оценивают финансовые риски при осуществлении вложений.
Мировая система защиты прав вкладчиков в последние три десятилетия сталкивается с сильными экономическими вызовами в виде кризисов: 1999, 2008, 2014 и 2019 годов. Быстрое цифровое развитие общества и государств, а вследствие этого интеграционные тенденции ставят приоритетные задачи по выработке механизмов защиты.
Становление системы гарантирования защиты прав вкладчиков в странах постсоветского пространства развивался постепенно. Переход от плановой экономики к рыночной поставил перед государствами задачу по реализации новой экономической системы и законодательства.
Россия стала первой страной советского пространства, которая стала полноценно и системно регулировать правоотношения, вызванные защитой прав вкладчиков. В декабре 2003 года был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее Закон №177-ФЗ), который обеспечил отсутствующую до его принятия правовую базу с целью зашиты интересов вкладчиков. Указанный Закон регулирует порядок выплаты страхового возмещения, а атаке регулирует детальность ответственного органа в лице Агентства страхования вкладов.
В Республике Беларусь (далее - РБ, Беларусь) период становления страхования, как и в других странах попал на период сложных политико-экономических реформ. Смена руководства Национального банка в 1997 году и инфляция 90-х годов сыграли свое на формировании системы страхования средств физических лиц. Так в 20 апреля 1998 года издается Декрет РБ №4 с которого и началось страхование вкладов физических лиц в иностранной валюте. Декрет ограничивал права вкладчиков путем того, что государство гарантировало полную сохранность средств
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
только, если деньги размещены на счетах конкретных банков[3], что не давало право получить компенсацию большинству других участников банковской системы и не позволяло системно подойти к вопросу страхования вкладов. На сегодняшний день действует Закон Республики Беларусь «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» от 08.07.2008 года №369-3.
Эволюционный путь развития системы защиты прав вкладчиков Украины формировался под натиском двух кризисов и цветных революций. В 1998 году был учрежден Фонд гарантирования вкладов, который гарантировал выплату суммы по вкладу в размере 500 гривен. До февраля 2012 года страхования сумма изредка индексировалась до принятия Закона «О системе гарантирования вкладов физических лиц» №4452-VI от 23.02.2012 (Далее - Закон №4452-М), который закрепил, что в сумма выплат по вкладу в соответствии со ст. 26 упомянутого ранее закона составляет 200 тысяч гривен.
На первых этапах сравнения нормативных правовых актов можно сказать что, что в Республике Беларусь и Украине используется такой термин как «Гарантия», а в отечественном праве «Страхование», в связи с этим можно сделать вывод, что у России имеется особое мнение и подход к страхованию вкладов.
В настоящий момент согласно данным Центрального Банка РФ по состоянию на 1 января 2020 года в Российской Федерации действует 402 банка, из которых 266 с универсальной лицензией и 136 базовой, а также 40 небанковских кредитных организаций[4]. Республика Беларусь не может похвастаться таким же обилием кредитных организаций, как РФ. По данным Национального банка РБ по состоянию на 21.12.2020 зарегистрировано 27 банков и небанковских кредитно-финансовых организациях, действующих на территории Республики^]. В Украине действует 73 банка, которые являются участниками Фонда гарантирования вкладов физических лиц[6].
Россия имеет наибольше количество страховых случаев по сравнению с Беларусью и Украиной. Данный феномен объяснятся тем, что в ЦБ РФ отзывается десятки лицензий банков ежегодно по различным основаниям. Так на ноябрь 2020 года ЦБ РФ лишил более 30 кредитных организаций лицензии. Центральным банком за последние 7 лет проводится полноценная «чистка» банковского сектора от кредитных организаций, нарушающих банковское законодательство по сравнению с предыдущими годами. Так в период с 2003 по конец 2013 годов Центральным банком отозвано 364 банковских лицензии, а в промежуток с 2014 по 11 декабря 2020 года отозвано 430 лицензий.
Допустимо предположить, что такая позиция ЦБ вызвана назначением на должность руководителя Центрального Банка Набиуллину Э.С. Также допустимо отметить, что «чистки» Центральным банком наряду с кризисных ситуаций взывают «волны» отзывов лицензий. По мнению начальника аналитического управления БКФ Максима Осадчего[7], современная банковская система пережила уже пять «волн», а шестая идет в настоящий момент. Первая волна произошла в 1998 году, вызванная дефолтом, от нее пострадали такие банки, как «Империал», «БС-АГРО», «Инкомбанк» и другие. Вторая волна началась в 2004 году. Осадчий утверждает, что чистка 2004 года банковского сектора вызвана с заявлением тогдашнего главы финансовой разведки Виктора Зубкова о «черных списках» и с осады Содбизнесбанка. Самой крупной жертвой того кризиса стал Гута-Банк. Третья, четвертая и пятая волны пришли на череду кризисов 2008 и 2014 годов, тем самым породив «эффект домино». В свою очередь на территории Украины к концу 2020 года планируется ликвидировать 35 баков[8]. За последние 12 лет на территории Украины Национальным банком отозвано 100 лицензий[9]. Национальным банком РБ в соответствии со статистическими ежегодными бюллетенями с 01.01.2008 по 01.01.2020 год у 15 банковских организации.
Помимо количества банков в исследуемых странах отличаются страховые суммы. Так, согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона «О страховании вкладов в банка Российской Федерации» от 23.12.2003 №177-ФЗ (далее Закон №177) гарантируется возмещение по вкладу в размере не более 1 400 000 руб. В Республике Беларусь в Законе «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» (Закон №369-З) в ст. 8 возвращается 100 процентов от суммы банковского вклада. Как упоминалось ранее гарантированная страховая сумма в Украине может быть не менее 200 000 гривен, что в пересчете на рубли эквивалента 530 тысячам руб. (Курс ЦБ РФ на 19.12.2020 1 гривна = 2,64 руб.). Нельзя не заметить, что Украинским законодателем используемая формулировка «Не менее 200 тыс. гривен» дает право полагать о больших страховых суммах.
Важно отметить, что существует ряд ограничений по получению страховых сумм. В Российской Федерации ст. 5 Закона №177 предусмотрено, что не могут претендовать на получение страховой суммы лица, открывавшие адвокатские, нотариальные, иные вклады, открывающиеся для осуществления иной профессиональной дельности предусмотренные законом, вклады с электронными денежными средствами, вклады, размещённые юридическими лицами в свою
пользу и другие основания. Законодатель ограничил перечень десятью основаниями, которые не подлежат страхованию.
Белорусский законодатель в соответствии со ст. 3 Закона №369-З ограничился лишь одним основанием, а именно индивидуальные предприниматели не являются выгодоприобретателями возмещений по банковским вкладам (депозитов).
В Украине не страхуются: вклады в размере менее 10 гривен, вклады в банковских металлах, вклады, которым является владелец существенного участия банка и еще 8 других оснований в соответствии со ст. 26 Закона №4452^1.
Эффективность любой системы зависит от ее надежности, скорости и объема клиентов, то есть вкладов. На основании данных Центрального банка на 01.10.2020 в Российский банковский сектор было привлечено 32 705 931 млн. руб. -это на 3 108 503 млн. руб. больше, чем в предыдущем году. При этом в соответствии с мониторингом застрахованных вкладов за первое полугодие 2020 года от АСВ доля застрахованных вкладов составила 87,9% от общей суммы вкладов[10]. Такой высокий показатель застрахованности вкладов вызван доминированием системно-образующих банков на отечественном пространстве. Вкладчики доверяют лидерам банковского рынка и открывают вклады с надежной, что их деньги будут в безопасности. С одной стороны, да, потому что современный банковский сектор - это уже не только банк, а целая экосистема. Ярким примером цифровой экосистемы является ПАО «Сбербанк». Прошедшая презентация «Сбер Конф 2020» вызвала большой резонанс, которая безусловно говорит о том, что современный банк - это все то, что окружает нас, например, «Сбер Кафе», «Сбер Банк», «Сбер Маркет» и т.д. Безусловно, можно сказать, что ПАО «Сбербанк» - это не весь банковский сектор, но нельзя отрицать его потенциал и авторитет, ведь именно 40% всех привлечённых средств находится на счетах данного банка. С другой стороны, важно отметить, что страховой фонд Агентства по страхованию вкладов равняется 50 млрд руб., иными словами АСВ сможет погасить задолженность банка, который ликвидируется только для 35714 лиц с максимальной суммой погашения в 1.4 млн руб., что ставит под сомнение безопасность вкладов. Также нельзя не отметить тот факт, что ЦБ РФ и АСВ стараются поддерживать Банковские организации, которые испытываю трудные финансовые ситуации. Так в 2017 году Банк России решил поддержать системно значимые банки ПАО «Промсвязьбанк» и ПАО Банк «ФК Открытие», и не отзывать у них лицензии. В первую очередь это вызвано тем, что совокупный объем вкладов физических лиц этих банков превышает 800 млрд, что в свою очередь в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
20 раз больше страхового фонда АСВ. В отечественной истории еще не было случая, чтоб происходила невыплата страховой суммы по вкладу для физического лица. При этом можно сделать вывод, что собственных средств для погашения в случае отзыва лицензии у банков, которые входят в топ-12 у АСВ нет. В условиях политической и экономической нестабильности как в мире, так и в России данный факт ставит под сомнение финансовую стабильность системы гарантирования выплата по вкладам. Постоянное кредитование АСВ со стороны ЦБ РФ свидетельствует об отсутствии самодостаточности всей системы страхования вкладов, а также ее зависимости от бюджетных средств.
Объем вкладов (депозитов) физических лиц в банках Республики Беларусь на 01.01.2020 равняется 8 161,9 млн. руб. Белоруссия до событий 2020 года в виде митингов и политических волнений, вызванных попытками смены власти, дестабилизируют экономическую ситуацию. В первую очередь на фоне политического кризиса есть большие шансы предполагать, что ряд банков будут лишены лицензий. В качестве основного довода подтверждающего выше изложенную гипотезу можно сказать, что объем средств, которые забрали вкладчики из кредитных организаций за август этого года в размере 379,4 миллионов долларов является рекордным за последние 4 года. А валютные резервы белорусского Центрального банка сократились на 15% за один месяц. В связи с этим, модернизация банковских инструментов в непростое время для Белоруссия является затруднительным, однако, действующие механизмы способны обезопасить экономику от резких выплат, т.к в случае отзыва лицензии у банка, физическое лицо имеет возможность обратиться за гарантированной страховой выплатой возмещения не ранее 14 дней и не позднее двух лет с момента возникновения обязательства. На основании ст. 5 Закона №369-З выплата возмещения осуществляется в месячный срок при этом если денежных средств на выплату нет, то срок может быть продлен до трех месяцев. В Российской системе фиксированного срока нет, так в ст. 10 Закона №177 лицо может обратиться к Агентству с требованием о выплате страховой суммы со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства, если введён мораторий, то до дня его действия. Украина имеет наиболее сжатые сроки среди анализируемых государств. Так, согласно, ст. 28 Закона №4452^1 выплаты производятся в национальной валюте Украины не позднее 20 рабочих дней, а в случае, если количество вкладчиков в банке превышает 500 000 срок может быть увеличен на 10 рабочих дней со дня начала ликвидации банка.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
Важным фактором в возможности получения страховой выплаты играют суммы, отчисляемые банками участниками системы страхования вкладов. В настоящий момент выделяют несколько способов отчисления: фиксированный и дифференцированный. В отечественной системе превалирует с недавних пор дифференцированная процентная ставка. Для 2019 года дифференцированные ставки страховых взносов установлены Агентством в следующих размерах: базовая ставка - 0,15% расчетной базы, дополнительная ставка - 50% базовой ставки, повышенная дополнительная ставка - 500% базовой ставки на основании ст. 36 Закона №177. На 2020 год советом директоров АСВ принято решение о снижении ставки страхования взносов банков в фонд до 0,1% вместо 0,15%, дополнительная и повышенная соответственно 25% и 300%, что на 25% и 200% меньше от прошлогодней.
Обязательные взносы для Белорусских банков имеют также дифференцированный характер. В ст. 13 Закона №№369-З предусмотрено три вида ставок: календарные ставка в размере 0,3%, учетные в размере 0,5% от уставного размера капитала банка и повышенная ставка, установленная Национальным банком для покрытия недоставка средств в размере не более 0,6%.
В сегодняшних реалиях банковские системы разных стран претерпевают немалые изменения. Довольно сильно заметны изменения в банковском секторе Украины в части сумм, отчисляемых в фонд. На основании ст. 21 Закона №4452^1 участник программы страхования вкладов в течение 30 календарных дней с даты выдачи лицензии национальным банком Украины обязан уплатит в Фонд начальный сбор в размере 1% от своего уставного капитала. Основные изменения произошли в размере уставного капитала регистрируемого банка, а в следствии этого и изменения в размере отчисляемой суммы. Так, Верховной радой принят закон № 3329-д, согласно которому, новые изменения понижаю размер уставного капитала с 500 млн. гривен до 200 млн. гривен. Возможно. Данные действия вызваны с целью «раскачки» банковской системы путем появления в банковском секторе новых участников и инвесторов. Однако. Данные действия ставят под риск защиту прав вкладчиков, что безусловно скажется на привлекательности малоизвестных и устойчивых банках, а в следствии этого отток от нестабильных банков к банкам с наиболее прогнозируемыми и защищенными экономическими потенциалами. Необходимо выделять факт, благодаря которому происходят выплата, то есть страховой случай. Если в отношении формирования фонда, участия в системе страхования вкладов и государственной под-
держки имеется единство, то в отношении в отношении определения страхового случая, как и сроков по выплатам отличаются. В Законе №177 имеется исчерпывающий перечень страховых случаев, указный ст. 8, а именно страховым случаем считается отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России либо день введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Основанием для возникновения обязательства по выплате страховых сумм в Республике Беларусь является уведомление в адрес Агентства об отзыве у банка лицензии на осуществление банковской деятельности на основании ст. 4 Закона № 369-З. Украинский законодатель указывает, что основанием для выплата страховых сумм является вывод банка с рынка, то есть лишение его лицензии.
В условиях непредсказуемости необходимы новейшие механизмы, которые увеличат гарантии возврата вкладов, а также сделают более привлекательными банковские институты. Одним из таких инструментов может быть страховая защита совместных счетов, такая защита уже действует в ряде стран, например, в Армении и Казахстане. Другим механизмом повышения защиты прав вкладчиков может служить увеличение величины страховых взносов банками. Ранее указывалось, что у АСВ нет достаточного фонда для погашения обязательств для ряда банков. Увеличение за счет повышенных взносов сможет сформировать большой фонд, а также убрать с рынка неконкурентоспособные банки. Увеличение общей суммы страхового покрытия является универсальным способом защиты. Представителями Центрального банка в докладе «О совершенствовании системы обязательного страхования» [11] на основе исследования Международной ассоциацией страховщиков депозитов указано, что одним из мер развития банковского сектора является страхование вкладов юридических лиц в банках Российской Федерации.
В российских банка открыто множество «мертвых вкладов» по оценке экспертов консолидированная сумма, которых может достигать 300 млрд. руб. [12]. Зарубежный опыт показывает, что невостребованные денежные средства можно потратить на благотворительность или засчитать в бюджет страны. Так изъятие неиспользуемых денежных средств могло бы достаточно обогатить фонд АСВ, в случае, если найдутся правообладатели данного вклада, ему будет возращена вся сумма.
Другой проблемой, которую необходимо решить в настоящий момент является забалансовый (тетрадочный) вклад. Такой способ внесения денежных средств на вклад не позволяет вкладчику получить страховую выплату в случае отзыва
лицензии. Так в деле № А61-2327/2014 руководство Диг-банка выводило за баланс реальные вклады и зачисляло денежные средства на несуществующие с целью получения страховых выплат от АСВ. Применение банками «прозрачной деятельности» является значимой задачей, которую необходимо решать. В частности, Ускова М.В. считает, что вкладчики отдают предпочтение не надежности банков, а процентным ставка в силу того, что чувствуют защищенность со стороны государства [13, с. 150].
Кроме того, рядом ученых, в частности И.В. Дмитриевым высказывается позиция о том, что Агентству необходимо вести просветительские мероприятия с целью повышения финансовой грамотности населения и формированию задатков частных инверторов. Помимо всего, ученым высказывается позиция о невозможности превентивных действий при санации банков из-за того, что в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 29.10.2008 г. №2106-У выбор санируемого банка лежит за регулятором. Данная разбалансировка обязанностей затрудняет своевременность принятие мер и создает моральный риск для института, придающего на себя ответственность в лице Агентства [14, с. 161].
Список литературы:
[1] Показатели деятельности кредитных организаций. [Электронный ресурс: https://cbr.ru/ statistics/bank_sector/pdko_sub/ (дата обращения: 31.12.2020)].
[2] Годовой отчет за 2019 год Агентства страхования вкладов. // Интернет-источник [Электронный ресурс: https://www.asv.org.ru/upload/agency/ аппиа!/2019/геро|12019/ш/Ыех.Мт1 (дата обращения: 31.12.2020)].
[3] «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь» № 4 от 20.04.1998 г. [Электронный ресурс: https://belzakon.net/Законодательство/ Декреты/1998/110114 (дата обращения: 11.12.2020)].
[4] Информация о действующих кредитных организациях с участием нерезидентов [Электронный ресурс: https://cbr.ru/analytics/bank_ sector/#a_48977 (дата обращения: 11.01.2020)].
[5] Сведения о банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах по состоянию на 21.12.2020 [Электронный ресурс: https://www.nbrb.by/system/banks/list (дата обращения: 10.01.2020)].
[6] Сведения о банка и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Украины [Электронный ресурс: https://bank.gov.ua/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
ua/supervision/institutions?page=1&perPage=5&sea rch=&status=1&uid=&suid=&date_from=&date_ to=&isFgvfo=1 (дата обращения: 10.01.2020)].
[7] Седьмая волна [Электронный ресурс: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=7985846 (дата обращения: 10.12.2020)].
[8] В Украине ликвидируют 83 банка до конца 2020 года [Электронный ресурс: psm7.com/ legislation/v-ukraine-likvidiruyut-83-banka-do-konca-2020-goda.html (дата обращения: 31.12.2020)].
[9] Количество банков в Украине (2008-2020) [Электронный ресурс: https://index.minfin.com.ua/ banks/stat/count/ (дата обращения: 31.12.2020)].
[10] Мониторинг застрахованных вкладов за первое полугодие 2020 года // [Электронный ресурс: https://old.asv.org.ru/upload/iblock/25f/ monitoring-vkladov-za-pervoe-polugodie-2020-g.pdf (дата обращения: 10.01.2021)].
[11] О совершенствовании системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации [Электронный ресурс: https://cbr. ru/content/document/file/72642/consultation_ paper_190701.pdf/ (дата обращения: 10.01.2021)].
[12] «Мертвые вклады»: россияне забыли в банках сотни миллиардов руб. вкладчиков [Электронный ресурс: https://www.kp.ru/ daily/27142.5/4234901/ (дата обращения: 10.01.2021)].
[13] Ускова М.В. «Обязательное страхование вкладов: мировой опыт и система страхования вкладов в России» // Актуальные вопросы права, экономики и управления. Издательство: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза). 2016. С. 147-151.
[14] Дмитриев И.В. Направления повышения доверия в банковском секторе и развития системы страхования банковских вкладов граждан в России» // вестник МГИМО университета. Номер 1(34). - год 2014, - С. 158-163.
Spisok literatury:
[1] Pokazateli deyatel'nosti kreditnyh organ-izacij. [Elektronnyj resurs: https://cbr.ru/statistics/ bank_sector/pdko_sub/ (data obrashcheniya: 31.12.2020)].
[2] Godovoj otchet za 2019 god Agentstva stra-hovaniya vkladov. // Internet-istochnik [Elektronnyj resurs: https://www.asv.org.ru/upload/agency/ annual/2019/report2019/ru/index.html (data obrashcheniya: 31.12.2020)].
[3] «O garantiyah sohrannosti sredstv fizich-eskih lic v inostrannoj valyute, nahodyashchihsya na schetah i vo vkladah (depozitah) v bankah Respubliki
Belarus'» № 4 ot 20.04.1998 g. [Elektronnyj resurs: https://belzakon.net/Zakonodaterstvo/ Dekrety/1998/110114 (data obrashcheniya: 11.12.2020)].
[4] Informaciya o dejstvuyushchih kreditnyh organizaciyah s uchastiem nerezidentov [Elektronnyj resurs: https://cbr.rU/analytics/bank_sector/#a_48977 (data obrashcheniya: 11.01.2020)].
[5] Svedeniya o bankah i nebankovskih kredit-no-finansovyh organizaciyah, dejstvuyushchih na ter-ritorii Respubliki Belarus', ih filialah po sostoyaniyu na 21.12.2020 [Elektronnyj resurs: https://www.nbrb.by/ system/banks/list (data obrashcheniya: 10.01.2020)].
[6] Svedeniya o banka i nebankovskih kredit-no-finansovyh organizaciyah na territorii Ukrainy [Elektronnyj resurs: https://bank.gov.ua/ua/supervi-sion/institutions?page=1&perPage=5&search=&sta-tus=1&uid=&suid=&date_from=&date_to=&isFg-vfo=1 (data obrashcheniya: 10.01.2020)].
[7] Sed'maya volna [Elektronnyj resurs: https:// www.banki.ru/news/columnists/?id=7985846 (data obrashcheniya: 10.12.2020)].
[8] V Ukraine likvidiruyut 83 banka do konca 2020 goda [Elektronnyj resurs: psm7.com/legislation/ v-ukraine-likvidiruyut-83-banka-do-konca-2020-goda.html (data obrashcheniya: 31.12.2020)].
[9] Kolichestvo bankov v Ukraine (2008-2020) [Elektronnyj resurs: https://index.minfin.com.ua/ banks/stat/count/ (data obrashcheniya: 31.12.2020)].
[10] Monitoring zastrahovannyh vkladov za per-voe polugodie 2020 goda // [Elektronnyj resurs: https://old.asv.org.ru/upload/iblock/25f/monitor-ing-vkladov-za-pervoe-polugodie-2020-g.pdf (data obrashcheniya: 10.01.2021)].
[11] O sovershenstvovanii sistemy obyaza-tel'nogo strahovaniya vkladov v bankah Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs: https://cbr.ru/content/ document/file/72642/consultation_paper_190701. pdf/ (data obrashcheniya: 10.01.2021)].
[12] «Mertvye vklady»: rossiyane zabyli v bankah sotni milliardov rub. vkladchikov [Elektronnyj resurs: https://www.kp.ru/daily/27142.5/4234901/ (data obrashcheniya: 10.01.2021)].
[13] Uskova M.V. «Obyazatel'noe strahovanie vkladov: mirovoj opyt i sistema strahovaniya vkladov v Rossii» // Aktual'nye voprosy prava, ekonomiki i upravleniya. Izdatel'stvo: «Nauka i Prosveshchenie» (IP Gulyaev G.YU.) (Penza). 2016. S. 147-151.
[14] Dmitriev I.V. Napravleniya povysh-eniya doveriya v bankovskom sektore i razvitiya sistemy strahovaniya bankovskih vkladov grazhdan v Rossii» // vestnik MGIMO universiteta. Nomer 1(34). - god 2014, - S. 158-163.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021