Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА, ХАКАСИИ И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА, ХАКАСИИ И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монгуш О.Н., Ондар А.Р., Кара-Сал А.Б.

Целью статьи является анализ изучения системы образования в Российской Федерации, а также формы и ступени системы образования, рассмотрены комплекс мер системы образования Российской Федерации, проведен сравнительный анализ индикаторов образования в таких регионах как, Республики Тыва, Республики Хакасия и Красноярского края, и наконец, были поставлены общие направления реформирования системы образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF TYVA, KHAKASIA AND THE KRASNOYARSK TERRITORY

The purpose of the article is to analyze the study of the education system in the Russian Federation, as well as the forms and stages of the education system, a set of measures of the education system of the Russian Federation is considered, a comparative analysis of education indicators in such regions as the Republic of Tyva is carried out in the Republic of Khakassia and the Krasnoyarsk Territory, and, finally, the general directions of reforming the education system of Russia were determined.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА, ХАКАСИИ И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА,

ХАКАСИИ И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О.Н. Монгуш, канд. экон. наук, доцент А.Р. Ондар, студент А.Б. Кара-Сал, студент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

Б01:10.24412/2411-0450-2022-6-2- 71-74

Аннотация. Целью статьи является анализ изучения системы образования в Российской Федерации, а также формы и ступени системы образования, рассмотрены комплекс мер системы образования Российской Федерации, проведен сравнительный анализ индикаторов образования в таких регионах как, Республики Тыва, Республики Хакасия и Красноярского края, и наконец, были поставлены общие направления реформирования системы образования России.

Ключевые слова: система образования, дошкольное образование, общеобразовательные учреждения, учреждения для детей-сирот, профессиональные учреждения дополнительного образования.

В современных условиях, совершенствование системы образования становится как задачей Правительства, так и площадкой для многопланового партнерства федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, студентов и их семей, государственных и частных учебных заведений, профессионального преподавательского сообщества, потенциальных работодателей, общественных и религиозных объединений.

Образование в Российской Федерации -целенаправленный процесс воспитания и

государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Состав системы образования представляет собой следующие формы образования:

1. Система самообразования.

2. Экстернат.

3. В рамках образовательного учреждения (очная, очно-заочная, заочная, дистанционная).

4. Внутрисемейная форма обучения.

обучения в интересах человека, общества, Ступени системы образования:

Первая ступень: дошкольное образование (включает в себя ясли, детские сады, детские центры

развития).

Вторая ступень: школьное образование, которое предоставляют образовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии), занимающиеся реализацией учебных программ разных уровнен.

Третья ступень: среднее специальное (профессиональное) образование (колледжи, техникумы, ПТУ).

-

Четвертая ступень: высшее образование (университеты, институты). -

Пятая ступень: послевузовское образование (магистратура, аспирантура, ординатура).

Рис. 1. Ступени системы образования

Субъектами РФ в комплексах мер по модернизации региональных систем образования было предусмотрено продолжение работ, начатых в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и направленных на повышение качества образования в системе общего образования, прежде всего качества ресурсного обеспечения образовательного процесса.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину России общедоступность и бесплатность основного общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 66) «начальное

общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования». Данные уровни охватывают практически всех детей возрастной когорты от 6,5 до 17,5 года.

По материалам Красстата в Республике Тыва на 2021 год численность воспитанников в городских поселениях составляет 14158 тыс. человек, а в сельской местности 11529 тыс. человек, что на 2629 тыс. человек больше. Это показывает, что традиционно в городских поселениях численность всегда превышает среднее значение (табл. 1).

Таблица 1. Численность воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в Красноярском крае___

Годы 2019 2020

Красноярский край Численность воспитанников, человек 152505 149972

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, приходится мест на 1000 детей, человек 670 703

Республика Хакасия Численность воспитанников, человек 34664 33278

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, приходится мест на 1000 детей, человек 819 875

Республика Тыва Численность воспитанников, человек 25259 25579

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, приходится мест на 1000 детей, человек 449 495

Исходя из данных на таблице 1, можно сделать вывод, что в Красноярском крае, Республике Тыва и Республике Хакасия

Как показано на таблице 2 в Красноярском крае, Республике Тыва и Республике Хакасия наблюдался планомерный рост

наблюдался планомерный рост численности школьников в период по 20192020 гг. [1].

численности школьников в период по 2016-2Q21 гг. [2].

Таблица 2. Численность обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в Республике Тыва, Республике Хакасия и Красноярском

Годы 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Республика Тыва 62 035 64 632 67 235 68 791 69 600 71 600

Республика Хакасия 63 951 66 957 68 879 71 048 72 573 74 353

Красноярский край 321 308 331 145 339 101 347 024 353 278 358 958

Республика Тыва Республика Хакасия Красноярский край

Рис. 2. Численность обучающихся по программам среднего профессионального

образования, тыс. чел.

В 2020 году численность обучающихся в Республике Хакасия по оценке Красста-та, составил 1843 тыс. чел по программам

среднего профессионального образования и по сравнению с 2019 годом снизился на 214 тыс. чел. [3]

Рис. 3. Численность обучающихся по программам высшего образования, тыс. чел.

В Красноярском крае с 2015 по 2019 год идёт спад численности студентов по программам высшего образования. Если в 2015 году численность составляла 80 925 тыс. чел., то в 2019 - 66 983 тыс. чел. В Республике Тыва и в Республике Хакасия численность с каждым годом растёт благоприятно [5].

Таким образом, в российском образовании определенно есть проблемы и недо-

правительство активно пытается их решить. Создаётся множество программ, предлагаются пути решения тех или иных проблем, но с нашей стороны - со стороны общества - должна быть обратная связь. Мы должны активно пользоваться данными программами, возможно, предлагать более новые и усовершенствованные методы, связанные с модернизацией образования [4, с. 153].

статки, но необходимо заметить, что наше

Библиографический список

1. Микерова Г.Г. Современные тенденции управления системой образования в России. - 4-е изд. - М., 2017. - С. 15-21.

2. Официальный сайт Министерства образования Республики Тыва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://тош1.г1;ууа.т/^ех^р/т/(дата обращения: 10.05.2022).

3. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обраще-ния:10.05.2022).

4. Основные показатели в сфере дошкольного образования // Красстат: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krasstat.gks.ru/ (дата обращения: 05.06.2022)

5. Севек В.К., Дорлигжавын Б., Севек Р.М., Донгак Ч.Г., Манчык-Сат Ч.С., Мон-гуш О.Н. Рынок образовательных услуг в контексте совмещенных образовательных программ // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - №3. - С. 237-257.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF TYVA, KHAKASIA AND THE KRASNOYARSK TERRITORY

O.N. Mongush, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

A.R. Ondar, Student

A.B. Kara-Sal, Student

Tuva State University

(Russia, Kyzyl)

Abstract. The purpose of the article is to analyze the study of the education system in the Russian Federation, as well as the forms and stages of the education system, a set of measures of the education system of the Russian Federation is considered, a comparative analysis of education indicators in such regions as the Republic of Tyva is carried out in the Republic of Khakassia and the Krasnoyarsk Territory, and, finally, the general directions of reforming the education system of Russia were determined.

Keywords: education system, preschool education, general education institutions, institutions for orphans, professional institutions of additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.