Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая система / налогообложение / Россия / Китай / tax system / taxation / Russia / China

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.Р. Бычкова, В.В. Иванова

В данной статье рассматривается проблемы учета особенностей, а также сходства и различия налоговых систем России и Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TAX SYSTEM OF RUSSIA AND CHINA

This article deals with the problem of the peculiarities, as well as the similarities and differences of the tax systems of Russia and China.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ»

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

УДК 339.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

РОССИИ И КИТАЯ

М.Р. Бычкова Научный руководитель - В.В. Иванова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: menimar@yandex.ru

В данной статье рассматривается проблемы учета особенностей, а также сходства и различия налоговых систем России и Китая.

Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, Россия, Китай.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TAX SYSTEM OF RUSSIA AND CHINA

MR. Bychkova, Scientific supervisor - V.V. Ivanova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: menimar@yandex.ru

This article deals with the problem of the peculiarities, as well as the similarities and differences of the tax systems of Russia and China.

Keywords: tax system, taxation, Russia, China.

Налогообложение оказывает сильное влияние на экономику, являясь одним из самых главных инструментов ограничения или стимулирования деятельности в конкретных сферах экономики. В связи с этим сложно переоценить значимость системы налогообложения для эффективного функционирования государства, полноценного выполнения всех поставленных перед ним задач и создания высокого качества жизни населения. Любая система налогообложения базируется на нормативных документах. Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [1]. На основании данной статьи 31 июля 1998 года был принят 146-ФЗ, который вводит нормативный акт, полностью регулирующий отношения в данной сфере - Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [2]. Юридическое обоснование налоговой системы Китая сложное, стоит отметить, что в КНР единого нормативного документа нет, а система налогообложения базируется на правовых актах, принятых органами как исполнительной, так и законодательной власти [3]. В связи с этим нормативная база в КНР имеет очень сложную структуру и содержит большое множество документов, регламентирующих отношения в сфере налогообложения. Можно сказать, что краткость, системность и структурированность налогового законодательства имеет большое значение, в связи с этим налоговое законодательство КНР имеет ряд недостатков, наличие которых приводит к осложнениям в поиске, понимании, использовании информации и, соответственно, к трате материальных и временных ресурсов. В РФ контроль за расчетом, выплатой налогов, осуществляет Федеральная Налоговая Служба и Налоговая инспекция. В Китайской Народной Республике

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

эту роль выполняет Главное государственное налоговое управление. Для сравнения приведем основные налоги, установленные для юридических и физических лиц (таблица 1).

Таблица 1

Налоги, установленные для юридических и физических лиц в России и Китае [4]

Налоги Российская Федерация Китай

Корпоративный подоходный налог (Налог на прибыль) 20% 10-25%

Налог на бизнес - 3-20%

Налог на недвижимость 0,1-2% 10-30%

Подоходный налог (ПН, НДФЛ) 13% 3-45%

ПН для частного бизнеса 13% 5-35%

ПН для домохозяйства и самозанятых 13% 20-40%

Налог на имущество 2,20% 3-5%

Налог на добавленную стоимость 0-20% 16%

Потребительский налог 3-50%

По сравнению с налоговой нагрузкой в Китае - 55%, среднестатистический россиянин выплачивает в бюджет 45%. Но для бизнесменов в КНР установлены более лояльные условия: постепенно снижаются ставки на корпоративный налог и налог на добавленную стоимость. На основе приведенных данных можно сделать следующие выводы: 1) несмотря на два негативных фактора для российской экономики (санкции со стороны развитых стран вместе с существенным понижением нефтяных котировок) можно отметить тренд к росту поступлений в бюджет со средним значением роста чуть более 10%; 2) указанные факторы также не повлияли на структуру налоговых поступлений - примерно 80% налоговых поступлений формировались за счет 4 видов налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых и налог на добавленную стоимость. Все эти виды налоговых поступлений вносили примерно одинаковый вклад в общее поступление (незначительный прирост можно отметить по НДПИ, выросший вслед за ростом цен на энергоносители). Таким образом, среди сильных сторон налоговой системы России можно указать: структурированное налоговое законодательство; достаточный уровень транспарентности, простоты восприятия налоговых обязательств для налогоплательщиков; гибкость налоговой системы, как инструмента фискальной политики государства. Среди проблем налоговой системы в России принято выделять: отсутствие стабильности в проводимой налоговой политике; высокий уровень налогового бремени, которое лежит на налогоплательщиках; превышение разумного количества налоговых льгот, которое приводит к существенным потерям бюджетов бюджетной системы России; недостаточное стимулирование реального сектора экономики [4]. В итоге, налоговая система РФ является налоговой системой, оформленной законодательно в отдельный кодекс, что исключает значительную часть дублирующих трактовок в законе, взаимоотношение налоговых агентов с каждым годом становится все более формализованным благодаря переходу к электронному документообороту и электронному денежному обороту, а также системой, активно использующейся правительством для достижения целей, поставленных правительством РФ. В отличии от российской налоговой системы китайская имеет прогрессивную шкалу налогообложения, что по мнению некоторых экономистов является необходимым условием не только для увеличения притока денег в бюджет страны, но и более справедливому распределению ресурсов. Однако стоит указать на то, что по причине того, что Китайская Народная Республика является социалистическим государством, оно берет на себя дополнительные социальные гарантии, что в свою очередь отражается на налоговой системе. Таким образом, китайскую налоговую систему можно назвать прогрессивной. Поэтому, как экономике, так и налоговой системе трудно дать оценку вследствие отсутствия эталона для сравнения. Таким образом, можно выделить проблемы и

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международно го бизнеса ...»

преимущества налоговой системы Китая. Среди проблем стоит выделить: 1) сложная структура налоговой системы Китая: множество подразделений с самостоятельными правами для разрешения спорных вопросов, система территориального разделения с различными льготами и их различной юридической трактовкой; 2) многообразие законов подзаконных актов (более 1500), их смена, внесение уточнений в рамках одного предмета, требующие дополнительных ресурсы инвестора для понимания специфики работы с учетом действующих в каждом конкретном регионе законов и обычаев делового оборота; 3) недостаточная эффективность налоговой системы, как инструмента проведения экономической политики государства [5]. Достоинства налоговой системы Китая: 1) зависимость от экономической деятельности субъектов, а не от международных цен на добываемые ресурсы; 2)несмотря на сложность системы, правительство снижает уровень налогового бремени, указывая на достаточность эластичности системы; 3) долгосрочная стратегия правительства, которая позволяет экономическим субъектам планировать деятельность также в долгосрочном периоде, что улучшает инвестиционный климат, как для внешних инвесторов, так и для внутренних. В итоге налоговая система КНР характеризуется комплексной законодательной системой, является прогрессивной и социально-ориентированной, налоговые агенты которой представляют собой рыночную структуру экономики страны [5]. В рамках сравнительного анализа проведенных систем необходимо отметить, среди общих черт: обе налоговые системы активно используются правительствами обеих стран, как часть экономической политики. Обе системы косвенно характеризуют особенности экономики стран. Так, Россия, как один из главных мировых поставщиков энергоносителей, имеет отдельный налог на такую деятельность в своей структуре в то время, как Китай обладает сложной системой налогообложения, которая позволяет оптимально регулировать совокупность множества экономических агентов различного уровня. Среди различий необходимо выделить различный подход к законодательной основе налоговых систем обеих стран, различие в социальной направленности показывает недостаточную развитость аппарата социальной поддержки в России [6].

Таким образом, особенности каждой системы отражают те задачи, которые стоят перед экономикой. Так, экономика РФ пытается уйти от доминирования поступления средств в казну от торговли энергоносителями, путем увеличения НДС и регрессивности налогов, а КНР - сдержать падение темпов роста вместе с сохранением социальных гарантий.

Библиографические ссылки

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант плюс

2. Налоговый кодекс РФ. Часть I, II. от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. (ред. от 23.11.2020г). // СПС Консультант плюс

3. Налоговая система КНР [Электронный ресурс]: http://pavel.bazhanov.pro

4. Митрофанова, И. А. Компаративный анализ налоговых систем РФ, США и КНР / И. А. Митрофанова, А. Б. Тлисов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 8 (88). - С. 573-578. - URL: https://moluch.ru/archive/88/17152/

5. Шелепова Н.В., Ганина Т.Н. Сравнительная характеристика налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и Китайской Народной Республике // Экономические отношения. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 2501-2508

6. Поспелова Е.Б. Современная налоговая система Китая: налоги на доходы и имущество физических лиц // Интернет-журнал Науковедение. - 2018. - № 6. - с. 1-22.

© Бычкова М.Р., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.