Научная статья на тему 'Ресурсные налоги в экономике современного Китая'

Ресурсные налоги в экономике современного Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / NATURAL RESOURCES / МИНЕРАЛЬНОЕ СЫРЬЕ / MINERALS / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / SUBSOIL USE / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / РЕСУРСНЫЙ НАЛОГ / THE RESOURCE TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куклина Евгения Анатольевна

В статье анализируется система налогов за пользование ресурсами в КНР. Подробно рассмотрен ресурсный налог за использование полезных ископаемых. Определены отличия ресурсного налога в Китае от налога на добычу полезных ископаемых в Российской Федерации. Формулируются предложения по совершенствованию налогообложения природных ресурсов в КНР и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource Taxes in the Economy of Modern China

The article examines the tax system for using natural resources in China and discusses in detail the resource tax for using minerals. The author defines the differences between the resource tax in China and the mining tax in Russia. The article contains some proposals aimed to improving the taxation of using natural resources in both countries.

Текст научной работы на тему «Ресурсные налоги в экономике современного Китая»

УДК 338:330.15

Ключевые слова:

природные ресурсы, минеральное сырье, недропользование, налоговая система, ресурсный налог

Е. А. Куклина, д. э. н.,

доцент, зав. кафедрой макроэкономического регулирования Северо-Западного института управления РАНХиГС (e-mail: jeakuklina@mail.ru)

Ресурсные налоги в экономике современного Китая

Способность опираться на собственные возможности, в частности на минерально-сырьевой потенциал, составляет основу экономической безопасности государства. Разумное использование минерально-сырьевого потенциала — залог формирования системы экономической безопасности страны, и не последнюю роль в формировании этой безопасности играет эффективная система налогов и платежей.

В мире на протяжении последних десятилетий наблюдается глобальная перестройка экономической активности, наиболее заметная в сфере потребления энергетических и материальных ресурсов. Увеличение спроса на энергоресурсы, сталь и медь сдвигается из развитых стран в развивающиеся (преимущественно азиатские) страны.

Так, по оценкам экспертов, спрос на нефть со стороны Китая и Индии за период 2003-2020 гг. увеличится почти в два раза и достигнет 15,4 барр. в сутки, а к концу этого периода потребление нефти азиатскими странами достигнет уровня самого крупного потребителя в мире — США1. Растущий спрос на энергию и базовые материалы со стороны азиатских стран, мощным конкурентным преимуществом которых являются низкие затраты на оплату труда, означает, что Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) превращается в ведущего производителя металлов, химических материалов, бумаги и других материальных ресурсов. Так, например, Китай уже стал ведущим мировым производителем стали и алюминия с долей на мировом рынке более 30 %.

Сейчас, с учетом анализа результатов реформирования экономики Китая, можно утверждать, что модернизация в этой стране приняла черты национальной модели в связи с отсутствием догоняющего характера развития китайской экономики и ее направленности на решение специфических китайских проблем, заимствование западных технологий в условиях сохранения своей цивилизационной специфики.

В докладе Национального разведывательного совета США «Контуры мирового будущего. Проект 2020» отмечается безусловный рост экономики КНР и ее растущая

Статья подготовлена по результатам совместных исследований СЗИУ РАНХиГС (кафедра макроэкономического регулирования) и Пекинского административного института (кафедра экономики) в рамках проекта «Сопоставительный анализ системы налогообложения недропользования в РФ и КНР».

1 Минеральные ресурсы и экономическое развитие: сб. науч. тр. / Отв. ред.: В. Б. Кондратьев, Ю. Л. Адно. ИМЭМО РАН, 2010. С. 10.

способность конкурировать с США. Так, в докладе подчеркивается, что «Китай, Индия, а также, возможно, Бразилия и Индонезия способны в будущем упразднить такие категории, как Запад и Восток, Север и Юг, присоединившиеся и неприсоединившиеся, развитые и развивающиеся страны»2.

Быстрый рост экономики Китая сопровождается растущей потребностью в минеральном сырье и в первую очередь — в энергоносителях; при этом материальной основой настоящего и будущего экономического развития Китая являются его природные активы. По суммарной стоимости природного капитала КНР занимает четвертое место в мире; 79 % суммарного природного капитала приходится на земельные ресурсы, 16 % — на богатство недр, 5 % — на лесные ресурсы.

За период модернизации и реформирования экономики КНР в стране достигнуты огромные успехи в изысканиях и освоении полезных ископаемых: определены запасы многих их видов, создана эффективная система снабжения продукцией земных недр, которая служит гарантией устойчивого продолжительного развития экономики. В настоящее время свыше 92 % первичных энергоносителей, 80 % промышленного сырья и более 70 % компонентов аграрного производства страны зависят от освоения месторождений полезных ископаемых.

В Китае придается огромное значение продолжительному (долгосрочному) развитию страны и рациональному использованию полезных ископаемых, при этом продолжительное развитие определяется как государственная стратегия, а охрана ресурсов недр — как важная часть экономической стратегии.

С целью увеличения поставок отечественной минерально-сырьевой продукции поощряется освоение полезных ископаемых, пользующихся рыночным спросом, в особенности богатых ресурсов западных регионов страны. Наряду с этим большое значение придается привлечению иностранных инвестиций и технологий для освоения полезных ископаемых, стимулирования выхода продукции отечественных горнорудных предприятий на мировой рынок.

В настоящее время в Китае обнаружены залегания 171 вида полезных ископаемых; определены запасы по 158 видам: по десяти видам энергоносителей, включая нефть, природный газ, уголь, уран, геотермальные источники; 54 видам руд, включая железо, марганец, медь, алюминий, свинец, цинк; 91 виду нерудных ископаемых, трем видам водных запасов. За период существования КНР как современного государства были построены Дацинские, Шэнлийские и Ляохэские нефтепромыслы, центры угледобычи в Датуне, Яньчжоу, Пиндиншане, Хуайнане, крупные металлургические базы в Шанхае, Аныпане, Ухане и Паньчжихуа и пр. В результате этого сложилась мощная система снабжения экономики страны энергоносителями, сырьем и горнорудной продукцией3. Возникновение и подъем ряда новых горнорудных городов стимулировали урбанизацию Китая. Сейчас по производству и потреблению продукции земных недр Китай занимает первые строчки мировых рейтингов.

В настоящее время производство минерально-сырьевой продукции по десяти видам цветных металлов составляет более 10,2 млн тонн в год. КНР находится на первом месте в мире по производству угля, стали, десяти видов цветных металлов и цемента, на втором — по фосфорной руде, на третьем — по пириту, на пятом — по добыче сырой нефти.

После завершения Всемирного конгресса по окружающей среде и развитию, проведенного ООН в 1992 г., правительство КНР первым выступило с Белой книгой «Повестка дня Китая в XXI веке — народонаселение, окружающая среда и развитие». В апреле 2001 г. был утвержден Общегосударственный план по полезным ископаемым, а с января 2003 г. начала осуществляться Программа действий продолжительного развития Китая

2 Доклад Национального разведывательного совета США «Контуры мирового будущего. Проект 2020»// Со-общение. 2005. № 6-7 (64). С. 26.

3 Куклина Е. А., Гао Цзе. Устойчивое развитие КНР и природопользование / Экономика и управление производством: Межвуз. сб. Выпуск 15. СПб: Изд-во СЗГТУ, 2005. С. 140-142.

в начальный период XXI века, реализация которой заложила фундамент развития страны в третьем тысячелетии4.

Экономическая стратегия КНР на современном этапе развития — освоение западных территорий с переносом центра тяжести в экономическом строительстве с восточных районов страны в западные. Этот стратегический план предполагает (посредством огромных капитальных вложений) превращение обширных и удаленных западных территорий в край, где человек живет в гармонии с природой.

Государственная программа освоения ресурсов минерального сырья в КНР нацелена на рациональное использование полезных ископаемых, при этом рациональность по-китайски — понятие в большей степени конфуцианское, чем декартовское. Главные цели государства в охране и рациональном использовании полезных ископаемых:

1. увеличение эффективных вложений в разведку и освоение полезных ископаемых, расширение территориального охвата и глубины разведки и освоения, усиление охраны полезных ископаемых, расширение внешней открытости и активное участие в международном сотрудничестве;

2. стимулирование улучшения экологической среды на шахтах и рудниках, снижение нарушений и загрязнений окружающей среды, осуществление нормального оборота между разработкой полезных ископаемых и охраной природы;

3. совершенствование законов, правил и регламентов по охране окружающей среды на шахтах и рудниках, усиление их исполнения;

4. формирование среды для развития равноправной конкуренции, совершенствование законов и нормативных актов по управлению полезными ископаемыми, улучшение инвестиционного климата (предоставление качественных информационных услуг, создание условий для конкуренции и функционирования открытой, упорядоченной, нормализованной, единой рыночной среды).

Успешная реализация поставленных целей в немалой степени зависит от эффективности налоговой системы государства. На сегодняшний день налоговые доходы Китая составляют около 95 % доходов страны и являются главным источником поступлений в государственный бюджет КНР.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КНР

Налоговая система КНР довольно сложна и в настоящее время насчитывает 26 видов налогов, которые, исходя из их экономической природы, могут быть объединены в восемь групп (табл. 1).

Таблица 1

Основные налоги налоговой системы КНР

Группа налогов Налоги

1. Налоги с оборота НДС

Налог на потребление

Предпринимательский налог, или налог на предпринимательскую деятельность

2. Подоходные налоги Налог на прибыль предприятий

Индивидуальный подоходный налог (подоходный налог с физических лиц)

3. Ресурсные налоги Ресурсный налог (налог на пользование природными ресурсами)

Налог на использование земель городов и городских районов

4. Целевые (специальные) налоги Налог на ремонт и строительство в городах (налог на поддержание городского строительства)

Налог на пользование сельскохозяйственными угодьями (налог на занимаемые пахотные угодья)

Регулирующий налог на инвестиции в основные активы

Налог на передачу оцениваемой недвижимости

4 Куклина Е. А., Гао Цзе. Устойчивое развитие КНР и природопользование. Финансовый журнал / Financial journal №2 2015

Группа налогов Налоги

5. Имущественные налоги Налог на приобретение транспортных средств

Налог на жилье

Налог на городскую недвижимость

Налог на наследство

6. Налоги на операции Налог на использование транспортных средств

Налог на получение транспортных лицензий

Гербовый налог (сбор)

Налог на банкеты

Налог на сделки

7. Сельскохозяйственные налоги Сельскохозяйственный налог

Налог на разведение скота

8. Таможенные пошлины Экспортные таможенные пошлины

Импортные таможенные пошлины

Источник: Лыкова Л. Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для магистров / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. М.: Юрайт, 2013. С. 290.

КНР относится к группе стран с относительно низким уровнем налогового бремени. Так, на протяжении последних десяти лет уровень налогового бремени, оцененный как отношение общей суммы налогов, поступивших в бюджетную систему, в процентах к величине ВВП, не превышал 15 %. При этом основную роль в формировании доходов бюджетной системы КНР играют косвенные налоги (НДС, предпринимательский налог, налог на потребление).

Особенность налоговой системы КНР — наличие значительного числа неналоговых платежей, формирующих различного рода внебюджетные национальные и региональные фонды, общая сумма поступлений в которые оценивается в 8-9 % ВВП. И хотя формально эти платежи нельзя относить к налоговым, их наличие в целом существенно увеличивает имеющееся налоговое бремя.

Налоги за пользование ресурсами — ресурсный налог (taxes on natural resources, resourse taxes) и земельный налог — являются частью налоговой системы КНР и взимаются с пользователей недр, а также с пользователей городских и районных земель5. Объекты налогообложения и налоговые ставки дифференцируются в зависимости от региона. Для «бедных» местностей или районов ставка налога может быть уменьшена или увеличена в соответствии с действующими положениями. Сумма земельного налога к уплате определяется как произведение занимаемой площади и налоговой ставки, установленной за 1 м2 площади (табл. 2).

Таблица 2

Ставки земельного налога в КНР

Объект налогообложения Ставка налога (юань/м2)

Города:

крупные 0,5-10

средние 0,4-8

малые 0,3-6

Шахтерские районы 0,2-4

Источник: Сунь Юй. Налог за пользование ресурсами в КНР // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2010. № 20 (196) (http://cyberleninka.ru/article/n/nalog-za-polzovanie-resursami-v-knr).

5 Куклина Е. А., Чжу Сяоцин, Сунь Юйсю, Се Тяньчэн. Налоговая политика стимулирования инноваций как фактор экономического роста: китайский путь// Управленческое консультирование. 2014. № 2 (62). С. 84-93.

От налогообложения освобождаются земли, занимаемые:

• правительственными, общественными и военными учреждениями; предприятиями, которые непосредственно финансируются государством;

• организациями религиозного характера, а также парками и историческими памятниками;

• местными властями (как земли общественного пользования);

• зелеными насаждениями (леса, поля);

• предприятиями сельскохозяйственного, лесохозяйственного, животноводческого, звероводческого и рыбоводческого характера;

• объектами защиты окружающей среды (водохранилища и др.);

• объектами энергетики и транспортного хозяйства.

Ресурсный налог в Китае, который начал взиматься с 1984 г., уплачивается юридическими и физическими лицами, ведущими на территории страны (включая морскую территорию КНР) добычу полезных ископаемых. Первоначально ресурсный налог был введен только для угля, нефти и природного газа, но с 1988 г. он стал действовать и в отношении добытой железной руды. В настоящее время объектом налогообложения является добыча таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, уголь, соль (твердая и жидкая), железная руда, руды цветных металлов, неметаллические руды, редкоземельные элементы и др. Налоговой базой при добыче нефти и природного газа выступает стоимость добытого минерального сырья, для остальных полезных ископаемых — его количество.

В настоящее время общая оценка минеральных ресурсов КНР составляет 244,4 трлн юаней6. Минерально-сырьевая база Китая относится к углеводородно-угольному типу; в стоимости запасов 91,4 % приходится на уголь, 5,7 % — на нефть и газ, 2,9 % — на металлы7.

Большая часть ресурсного налога в Китае поступает в региональные бюджеты; исключение составляют лишь налоговые поступления от добычи нефти и природного газа, добытого на морской территории КНР, которые являются доходами центрального бюджета.

Ресурсными платежами облагается использование находящихся в государственной собственности природных ресурсов; их цель — выравнять доходы налогоплательщиков, которые осуществляют природопользование в разных местностях и условиях. Плательщики ресурсного налога — все организации и индивидуальные предприниматели, занятые добычей полезных ископаемых и производством соли в пределах территории КНР.

Взимание налога на использование природных ресурсов в Китае в настоящее время регулируется:

• Временными нормами и правилами КНР «О налоге на использование природных ресурсов» (были приняты 26 ноября 1993 г., опубликованы и вступили в силу с 1 января 1994 г.);

• подробными правилами применения Временных норм и правил КНР «О налоге на использование природных ресурсов».

Сумма ресурсного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение объема добытого полезного ископаемого и установленной налоговой ставки. Ставка налога устанавливается на объем или вес добытых полезных ископаемых и варьируется в зависимости от их вида и разработки (табл. 3).

6 Данные по состоянию на 01.10.2014 г.

7 Неженский И. А., Кимельман С. А., Оганесян Л. В., Мирхалевская Н. В. Вещественно-стоимостные закономерности развития и освоения минерально-сырьевой базы в условиях глобального рынка // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 6. С. 34-41.

Таблица 3

Ставки ресурсного налога в КНР

Объект налогообложения Ставка налога

Сырая нефть 8-30 юаней за тонну

Природный газ 2-15 юаней за 1000 м3

Уголь 0,3-5 юаней за тонну

Руды черных металлов 2-30 юаней за тонну

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руды цветных металлов 0,4-30 юаней за тонну

Иные неметаллические руды 0,5-20 юаней за тонну или 1000 м3

Твердая соль 10-60 юаней за тонну

Жидкая соль 2-10 юаней за тонну

Источник: Налог на использование природных ресурсов / China Window (http://chinawindow.ru/china/legal-information-china/chinese-taxation/resource-tax/).

На протяжении последних 25 лет в налоговую систему Китая вносились многочисленные изменения, чтобы придать ей гибкость и обеспечить возможность адекватно реагировать на изменение факторов внешней и внутренней среды.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕСУРСНЫХ НАЛОГОВ

В 2010 г. в КНР стартовала реформа налогообложения добычи полезных ископаемых, в основе которой — постепенный отказ от применения ставок налога с количества добытого полезного ископаемого и введение адвалорных ставок (взимание налога со стоимости добытого полезного ископаемого). В 2010 г. применение адвалорных ставок на добычу нефти и природного газа было введено в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, затем было распространено на остальные западные регионы Китая, а с 1 ноября 2011 г. — на всю территорию КНР одновременно с отменой отдельного сбора, взимаемого при разработке нефти на континентальном шельфе. В результате этого в стране значительно увеличились налоговые поступления по ресурсному налогу: более чем на 68 % за первые два квартала 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.

Главными направлениями совершенствования налогового законодательства КНР являются:

• оптимизация общего налогового бремени;

• активизация усилий по налоговому контролю за использованием ресурсов таким образом, чтобы компенсировать пользователям недр затраты по охране окружающей среды.

Планируется разработать действенный механизм компенсации в целях поддержания устойчивого экономического и социального развития страны.

Важное направление реформы — введение платы (налога) на отходы добывающих предприятий в целях стимулирования рационального использования ресурсов (с учетом других налогов и пошлин), которые влияют на величину прибыли, капитализацию и инвестиционные возможности сырьевых компаний.

Одной из форм государственной поддержки пользователей недр в КНР выступают налоговые льготы. К числу наиболее существенных исключений и льгот, предусматриваемых законодательством КНР при уплате ресурсного налога, можно отнести следующие:

• сырая нефть, используемая для разогрева и поддержания скважин в рабочем состоянии, может быть вычтена при расчете суммы налога;

• льгота по ресурсному налогу для нефтедобывающих предприятий, производящих капитальный ремонт скважин за счет собственных средств;

• налогоплательщикам, несущим серьезные убытки в результате природных катастроф и чрезвычайных ситуаций (аварий), могут быть предоставлены налоговые освобождения или скидки (в зависимости от масштабов понесенных ими потерь);

• с 1 апреля 2012 г. на основании решения Государственного совета КНР ставка ресурсного налога для совместных предприятий с иностранными инвестициями (СП) по добыче железной руды снижена на 40 %, для СП по добыче руды цветных металлов — на 30 %;

• льготы для предприятий, импортирующих соль8.

В структуре налоговых доходов КНР ресурсный налог составляет менее 1 % (рис. 1), что совершенно недостаточно, учитывая существенный минерально-сырьевой потенциал Китая и упущенные возможности увеличения налоговых доходов государства.

Рисунок 1

Динамика ресурсного налога в КНР за период 1991-2012 гг.

^ 1,0 Л" 0,9 § 0,8 ш 0,7

ш 0,6 о

о 0,5 х 0,4 0,3 0,2 0,1 0,0

Источник: China Statical Yearbook on Science and Technology, 2012. Edited by National Bureau of Statistics Ministry of Science and Technology / China Statistics Press, 2013.

Динамика доходов бюджета РФ (табл. 4) свидетельствует о том, что величина доходов по налогу на добычу полезных ископаемых составляет около 4 % налоговых доходов и платежей; доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют почти одну треть от общей величины налоговых изъятий в ВВП России.

Таблица 4

Динамика доходов бюджета РФ за период 2007-2013 гг., % к ВВП

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. (оценка)

Доходы, всего 40,21 39,17 35,04 34,62 37,48 37,91 36,11

Налоговые доходы и платежи 36,49 36,04 30,88 31,12 34,54 34,99 33,31

в том числе:

налог на добычу полезных ископаемых 3,60 4,14 2,72 3,04 3,67 3,98 3,86

таможенные пошлины 7,06 8,51 6,52 6,74 8,13 8,06 7,29

прочие налоги и сборы* 1,78 1,73 1,99 1,88 1,72 1,75 1,82

* налоги на совокупные доходы, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых (кроме НДПИ) без учета государственной пошлины.

Источник: ВВП — Росстат, доходы консолидированного бюджета РФ — Казначейство России.

8 Российско-китайский семинар по вопросам эффективного недропользования (Пекин, Пекинский административный институт, октябрь 2014).

На основании ранее выполненного анализа современного состояния и перспектив развития системы платного недропользования в России9, а также анализа мирового опыта в этой сфере представляется возможным сформулировать основные отличия ресурсных платежей Китая от российских аналогов и предположить направления развития системы налогообложения природопользования в КНР.

1. В Китае существует только один ресурсный налог на недра, в то время как в РФ разработана система платежей за пользование недрами, предусматривающая разные формы фискальных изъятий: регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти), на поиски и разведку месторождений (ренталс), разовые платежи за право вести разведку недр (бонусы), специальные таможенные пошлины на вывоз сырья.

2. Плата за пользование недрами в КНР взимается только в форме денежных платежей, в то время как законодательство РФ предусматривает помимо денежной формы выплат также плату в форме: части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия.

3. В КНР применяется абсолютная (количественная) ставка налогообложения в денежных единицах (юанях) в расчете на натуральную единицу (1 тонну, 1 м3) минерально-сырьевой продукции, тогда как в РФ используется относительная налоговая ставка (в процентах), дифференцированная по видам полезных ископаемых.

4. В КНР платежи за использование природных ресурсов уплачиваются только с полезных ископаемых (углеводородное сырье, руды металлов, соль и др.), тогда как в РФ налоги уплачиваются также за пользование водными объектами, лесным фондом, за загрязнение окружающей природной среды и пользование недрами.

Можно предположить, что развитие системы налогообложения природопользования в КНР будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Включение в число объектов налогообложения, помимо полезных ископаемых, также лесных ресурсов (5 % природного капитала КНР), водных ресурсов (по гидроэнергетическим ресурсам Китай занимает первое место в мире) и минеральных вод.

2. Введение относительной (процентной) налоговой ставки, повышающей эффективность государственного регулирования процессов недропользования.

3. Формирование системы платежей за использование недр, включающей фискальные изъятия ренталс и бонусы на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых.

Также представляется целесообразным формирование в КНР стабилизационного фонда по типу созданного в 2004 г. Стабилизационного фонда Российской Федерации, который в 2008 г. был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Российский опыт создания системы налогов и платежей в недропользовании будет, безусловно, полезен для разработки эффективной экономической политики Китая и успешного построения общества «малого благоденствия» («сяокан»).

В свою очередь, китайский опыт взимания и распределения ресурсного налога по бюджетам разных уровней может быть использован в Российской Федерации. Так, в КНР практически вся сумма налога по твердым полезным ископаемым и добытым на материковой части страны углеводородам поступает в региональные бюджеты, создавая дополнительные источники развития территорий. В бюджеты субъектов РФ поступает 100 % НДПИ по общераспространенным полезным ископаемым (применяемым в основном в строительстве и сельском хозяйстве — песок, камень, гипс, керамзит, карбонатное сырье и т. д.), 100 % НДПИ по природным алмазам, 60 % НДПИ по прочим видам полезных ископаемых.

9 Кимельман С. А., Куклина Е. А. Система платного недропользования в России: современное состояние и перспективы развития// Управленческое консультирование. 2013. № 4. С. 95-108.

В то же время в федеральный бюджет поступает 100 % НДПИ по углеводородному сырью, включая газ природный горючий, 100 % НДПИ по добытым на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ полезных ископаемых; 40 % НДПИ по прочим видам полезных ископаемых.

Таким образом, подавляющая (в стоимостном исчислении) доля НДПИ пополняет федеральный бюджет, оставляя на долю регионов России достаточно скромные суммы налоговых поступлений. Увеличение доли и величины НДПИ, оставляемой в субъектах Федерации, на территории которых эксплуатируются месторождения полезных ископаемых, будет способствовать социально-экономическому развитию регионов.

В заключение представляется необходимым отметить знаковый факт появления Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как преемника Таможенного союза. Известно, что власти КНР намерены развивать сотрудничество с ЕАЭС в целях развития АТР на принципах взаимного дополнения, целесообразности и совместного участия10. В данном контексте важно отметить, что новый вектор развития российско-китайских отношений характеризуется усилением экономических связей: корпорации запускают совместные стратегические проекты, бизнесмены обсуждают перспективы успешного инвестиционного сотрудничества, власти стремятся к переходу на платежи в национальных валютах и т. д.

В настоящее время экономика КНР достаточно хорошо вписана в мировые цепочки создания добавленной стоимости, и, учитывая экономический потенциал России, с большой долей вероятности можно предположить, что стратегическое сотрудничество двух наших стран будет обречено на успех.

Библиография

1. Буров В. Г., Федотова В. Г. Китайский опыт модернизации: теория и практика // Вопросы философии. 2007. № 5.

2. Доклад Национального разведывательного совета США «Контуры мирового будущего. Проект 2020» // Со-общение. 2005. № 6-7.

3. Кимельман С. А., Куклина Е. А. Система платного недропользования в России: современное состояние и перспективы развития // Управленческое консультирование. 2013. № 4.

4. Куклина Е. А., Гао Цзе. Устойчивое развитие КНР и природопользование / Экономика и управление производством: Межвуз. сб. Выпуск 15. СПб: Изд-во СЗГТУ, 2005. 164 с.

5. Куклина Е. А., Чжу Сяоцин, Сунь Юйсю, Се Тяньчэн. Налоговая политика стимулирования инноваций как фактор экономического роста: китайский путь // Управленческое консультирование. 2014. № 2.

6. Лыкова Л. Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для магистров / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. М.: Юрайт, 2013. С. 290.

7. Минеральные ресурсы и экономическое развитие: сб. науч. тр. / Отв. ред.: В. Б. Кондратьев, Ю. Л. Адно. ИМЭМО РАН, 2010.

8. Неженский И. А., Кимельман С. А., Оганесян Л. В., Мирхалевская Н. В. Вещественно-стоимостные закономерности развития и освоения минерально-сырьевой базы в условиях глобального рынка // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 6.

9. Официальный сайт Налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nalog.ru.

10. Китай намерен развивать сотрудничество с ЕАЭС [Электронный ресурс] / Правда.ру. Режим доступа: http://www.pravda.ru/news/world/asia/05-01-2015/1242801-china-0/.

11. Налог на использование природных ресурсов [Электронный ресурс] / China Window. Режим доступа: http://chinawindow.ru/china/legal-information-china/chinese-taxation/resource-tax.

12. Сунь Юй. Налог за пользование ресурсами в КНР [Электронный ресурс] / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2010. № 20. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nalog-za-polzovanie-resursami-v-knr.

13. China Statical Yearbook on Science and Technology, 2012. Edited by National Bureau of Statistics Ministry of Science and Technology / China Statistics Press, 2013.

10 Китай намерен развивать сотрудничество с ЕАЭС/ Правда.ру (http://www.pravda.ru/news/world/asia/05-01-2015/1242801-china-0/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.