Проблемы субнационального налогообложения в России и в Китае: сравнительный анализ
► ПРОХОРОВА Наталья Георгиевна
Аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов
Санкт-Петербургский государственный
экономический университет
191023, РФ, г. Санкт-Петербург,
ул. Садовая, 21
Тел.: (812) 310-96-71
E-mail: prokhorova.ng@gmail.com
Ключевые слова
СУБФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КИТАЯ МЕСТНЫЕ НАЛОГИ РОССИИ СУБНАЦИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
Аннотация
Экономическое развитие регионов и районов страны является основой для экономического роста всего государства. Важнейшая роль в вопросе стимулирования этого развития принадлежит органам власти субнационального уровня. Система субнациональных налогов является финансовой основой их деятельности. Россия и Китай - страны крупнейшие по территории, для которых тема экономического развития регионов всегда была актуальна. Поэтому вопросы развития субнационального налогообложения очень важны для обеих стран. В данной статье сравниваются системы субнационального налогообложения в России и в Китае. На основании сравнительного анализа автор предлагает учесть успешный опыт Китая для совершенствования системы субнациональных налогов в России.
JEL classification
H71, H77, E63
Экономический рост страны определяется экономическим ростом ее регионов или других административно-территориальных единиц в ее составе. Для таких обширных по территории стран, как Россия и Китай, это особенно актуально. Органы самоуправления административно-территориальных единиц стран выступают важным стимулятором экономического развития этих единиц, финансовой основой их деятельности являются субнациональные налоги. На самом деле, эффективность субнационального налогообложения и степень экономического развития административно-территориальных единиц страны взаимозависимы. Система субнациональных налогов может использоваться как инструмент экономической политики и тем самым влиять на развитие районов и регионов страны. С другой стороны, степень экономической активности определенного района страны напрямую влияет на налоговые поступления в этом районе. В данной статье проводится сравнение систем субнационального налогообложения в России и Китае для определения, в какой стране эта системы функционирует эффективнее. На основе сравнительного анализа автор предлагает заимствовать примеры успешного опыта китайской системы субнациональных налогов для улучшения положения аналогичной системы в России.
Структура субнационального налогообложения в РФ и в Китае Прежде всего, определимся с понятием субнационального налогообложения. Под субнациональными налогами будем понимать систему налогов и сборов, контролируемых и администрируемых органами власти субнационального уровня, т.е. органами власти административно-территориальных единиц страны. В России субнациональными являются региональные и местные налоги, а в Китае к ним будем относить местные налоги, админи-стрируемые правительствами провинций [5]. Виды налогов различных уровней в обеих странах представлены в табл. 1.
Сравнение налоговых систем позволяет сделать вывод об общей для России и Китая тенденции администрирования основных бюджетообразующих налогов (НДС, прямые налоги) на национальном уровне, а имущественных налогов - на субнациональном уровне. Однако общее количество налогов больше в Китае. Положительное влияние этого выражается в относительно высоком уровне налоговых поступлений соответствующих бюджетов, а отрицательное - в высокой (относительно России) налоговой нагрузке на налогоплательщиков.
Если говорить о типах налогов по принципу распределении их в бюджеты различных уровней, то, аналогично России, в Китае выделяют центральные (национальные), местные (субнациональные) и совместные, или регулирующие, налоги, т.е. те налоги, которые распределяются между бюджетами разных уровней в определенной пропорции. В центральный бюджет Китая зачисляются налог на потребление (акциз), налог на покупку транспортного средства, личный подоходный налог на доходы в форме процентов, дивидендов и т.д. В местные бюджеты зачисляются: налог на предпринимательскую деятельность, ресурсный налог, налог на пользование землями городов и пригородных районов, налог на реализацию земли, налог на недвижимость, налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, гербовый сбор. К совместным налогам относятся: НДС, налог на прибыль организаций, личный подоходный налог [9]. Как и в России, в Китае субнациональные налоги являются налоговыми доходами только соответствующих бюджетов, без перераспределения на другие уровни. Распределение сопоставимых налогов двух стран по уровням бюджетной системы представлено в табл. 2.
Если сравнивать распределение налогов по бюджетам различных уровней, то следует отметить общемировую тенденцию формирования субнациональных бюджетов с помощью имущественных налогов (налог на недвижимость,
The Problems of Sub-National Taxation in Russia and China: A Comparative Analysis
■o
я
Таблица 1 - Виды налогов в России и в Китае по уровням налогообложения
Уровень налогообложения
Национальные налоги
Субнациональные налоги
Россия
Федеральные налоги
1. Налог на добавленную стоимость.
2. Акцизы.
3. Налог на доходы физических лиц.
4. Налог на прибыль организаций.
5.Налог на добычу полезных ископаемых.
6. Водный налог.
7. Сбор за право пользования объектами животного мира
и водными биологическими ресурсами.
8. Государственная пошлина
Специальные налоговые режимы
Региональные налоги
1. Налог на имущество организаций.
2. Транспортный налог.
3. Налог на игорный бизнес
Местные налоги
1. Земельный налог.
2. Налог на имущество физических лиц.
3. Торговый сбор
Китай
Центральные налоги
1. НДС.
2. Потребительский налог(акциз).
3. Подоходный налог.
4. Предпринимательский налог и налог на поддержание строительства в городах, взимающийся с субъектов железнодорожного транспорта, банков и страховых компаний.
5. Налог на прибыль организаций.
6. Налог на прибыль организаций, взимающийся с местных банков и небанковских финансовых организаций.
7. Ресурсный налог, взимающийся с организаций, занятых морской добычей нефти.
8. Гербовый сбор с операций на Шанхайской и Шеньч-женьской биржах.
9. Налоги с нерезидентов (в том числе налог на прибыль организаций, НДС и потребительский налог).
10. НДС и потребительский налог с индивидуальных предпринимателей.
11. Налог на покупку транспортного средств.
12. Налог на занятие пахотных земель
Местные налоги
1. Предпринимательский налог.
2. Налог на прирост стоимости земли (налог на реализацию земли).
3. Налог на поддержание строительства в городах.
4. Налог на автотранспорт и водные суда.
5. Налог на недвижимость.
6. Ресурсный налог.
7. Налог на пользование землями городов и городских районов.
8. Гербовый сбор.
9. Табачный налог.
10. Пошлина при заключении купчей (налог на передачу имущества)
земельные налоги и транспортные налоги). Кроме того, общим является использование прямых налогов в качестве регулирующих в обеих странах.
Интересно на наш взгляд распределение косвенных налогов в сравниваемых странах. Отметим диверсифицированный подход к зачислению акцизов в России в зависимости от вида подакцизных товаров, что делает налогообложение акцизов более гибким по отношению к экономическим изменениям на различных уровнях экономической системы [4]. В Китае аналог акцизов - налог на потребление - играет традиционную для косвенных налогов фискальную функцию, особенно
Natalya G. PROKHOROVA
Postgraduate of State and Municipal Finances Dept.
Saint-Petersburg State University of Economics
191023, RF, Saint-Petersburg, Sadovaya St., 21 Phone: (812) 310-96-71 E-mail: prokhorova.ng@gmail.com
Keywords
SUB-FEDERAL TAXES LOCAL TAXES OF CHINA LOCAL TAXES OF RUSSIA SUB-NATIONAL BUDGETS FISCAL FEDERALISM
если принять во внимание, что спектр подакцизных товаров в Китае шире, чем в России. Предпринимательский налог в Китае является главным местным налогом, зачисляемым в местные бюджеты. Основное отличие косвенных налогов заключается в порядке зачисления НДС. В Китае этот налог совместный, в то время как в России исключительно федеральный, что можно считать скорее недостатком, так как бремя возврата входящего НДС ложится на федеральный бюджет Российской Федерации [14].
Важнейшим отличием системы субнационального налогообложения Китая является раздельное администрирова-
Abstract
Economic development of regions and districts of a country is the basis for economic growth of the entire state. Sub-national authorities play the crucial part in stimulating this development. The system of sub-national taxes serves as a financial basis of their functioning. Russia and China cover huge territories and the problem of economic development of their regions has always been topical. The issues of sub-national taxation development, therefore, are extremely important for both countries. In the paper the systems of sub-national taxation in Russia and China are compared. Based on the comparative analysis, the author offers examples of China's positive experience for improving the system of sub-national taxes in Russia.
JEL classification
H71, H77, E63
ю Таблица 2 - Распределение сопоставимых налогов России и Китая по уровням бюджетной системы
Сопоставимые налоги Россия Китай
Налог на прибыль организаций Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, подлежит зачислению в федеральный бюджет. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации 60% в центральный бюджет; 15% в бюджеты провинций; 25% в бюджеты городов
Налог на добавленную стоимость 100% в федеральный бюджет 75% в центральный бюджет; 25% в местный бюджет
Налог на доходы физических лиц 85% в региональный бюджет; 10% в бюджет городских поселений; 5% в бюджет муниципальных районов 60% в центральный бюджет; 15% в бюджеты провинций; 25% в бюджеты городов
Личный подоходный налог на доход в форме процентов, дивидендов и т.д. -100% в центральный бюджет
Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и спиртосодержащую продукцию 50% в федеральный бюджет; 50% в региональный бюджет Налог на потребление - 100% в центральный бюджет
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, на табачную продукцию, на автомобили легковые и мотоциклы, по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ 100% в федеральный бюджет
Акцизы на автомобильный бензин, моторные масла, топливо печное бытовое, на алкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта до 9%) 100% в региональный бюджет
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 100 % в региональный бюджет 100% в местный бюджет
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 100% в федеральный бюджет
Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) 40% в федеральный бюджет; 60% в региональный бюджет
Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе 100% в федеральный бюджет 100% в центральный бюджет
Налог на недвижимость Налог на имущество юридических лиц -100% в региональный бюджет. Налог на имущество физических лиц -100% в местный бюджет 100% местный бюджет
Транспортные налоги 100% в региональный бюджет Налог на покупку транспортного средства -100% в центральный бюджет. Налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами - 100% в местный бюджет
Земельные налоги 100% в местный бюджет Налог на пользование землями городов и пригородных районов, налог на реализацию земли,налог на занятие пахотных земель - 100% в местный бюджет
ние центральных и местных налогов. В Китае самостоятельно существуют два вида местных налоговых инспекций. Центральные налоговые инспекции занимаются сбором и контролем центральных и совместных налогов и подчиняются Государственной налоговой администрации. Местные налоговые инспекции, контролирующие сбор местных налогов, подчиняются местным правительствам. Роль субнациональных налогов в формировании бюджетов Субнациональные налоги имеют большое значение в формировании финансовой базы для деятельности субнациональных органов власти. Ко-
личественно их роль можно оценить с помощью анализа структуры субнациональных бюджетов в сравниваемых странах, что представлено в табл. 3. В России в роли показателя субнациональных бюджетов выступает объем консолидированных бюджетов субъектов Федерации без учета территориальных государственных внебюджетных фондов [8].
Бюджетообразующими налогами в структуре субнациональных бюджетов в России являются прямые налоги на доходы, в то время как в Китае главным налоговым источником являются косвенные налоги. В Китае из 22% доходов местных налогов 15% доходов формируется за
счет поступлений по местному налогу на предпринимательскую деятельность. Предпринимательский налог по праву считается в Китае главным местным налогом, который в большей степени несет фискальную нагрузку. Также следует отметить роль ресурсных налогов в формировании субнациональных бюджетов в Китае и налогов на имущество в России.
Сравнение структуры доходов субнациональных бюджетов в России и в Китае показывает, что субнациональные бюджеты Китая на 40% поддерживаются за счет трансфертов из центрального бюджета, в то время как в России только 19,3% доходов являются межбюджет-
Таблица 3 - Структура доходов субнациональных бюджетов в России и в Китае за 2013 г, %
Вид доходов Россия Китай
Налоги на прибыль и доходы 1 51,67 9,05
Косвенные налоги 2 6,02 21,86
Налоги на имущество 3 11,03 4,57
Ресурсные налоги и сборы 4 0,53 6,61
Пошлина 5 0,23 3,96
Прочие налоговые поступления 6 3,59 1,00
Межбюджетные трансферты 19,31 41,03
Неналоговые доходы 7,62 11,92
1 В РФ - налог на прибыль организаций и НДФЛ; в Китае - налог на прибыль организаций и личный подоходный налог.
2 В РФ - НДС и акцизы (на товары, работы и услуги, как реализуемые на территории РФ, так и ввозимые на территорию РФ); в Китае - налог на предпринимательскую деятельность, НДС и налог на табачное сырье.
3 В РФ - налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, налог на игорный бизнес, земельный налог; в Китае - налог на недвижимость, налог на прирост стоимости земли, налог на автотранспорт и водные суда.
4 В РФ - налог на добычу полезных ископаемых, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; в Китае - ресурсный налог, налог на поддержание строительства городов, налог на занятие пахотных земель.
5 В России - поступления от государственной пошлины; в Китае - пошлина при заключении купчей и гербовый сбор.
6 В РФ - задолженность и перерасчеты по налогам и сборам, налоги на совокупный доход, применяющиеся в рамках специальных налоговых режимов; в Китае - штрафы и пени по налогам.
ными трансфертами. Однако, если говорить о втором уровне субфедеральных бюджетов РФ, т.е. о местных бюджетах, то доля трансфертов из бюджетов субъектов РФ в них достаточно высока, налоговые доходы в них в 2013 г. составили лишь 30%1.
Принимая во внимание состав групп налогов, можно говорить, что в Китае субнациональные бюджеты 2013 г. на 27% были сформированы только за счет местных налогов без участия совместных налогов, в России консолидированные бюджеты субъектов РФ на 12% были сформированы за счет субфедеральных налогов без участия совместных налогов. Это свидетельствует о большей значимости субнациональных налогов для формирования местных бюджетов в Китае. А соответственно о большей зависимости местных правительств от экономического развития на местах, что является хорошим стимулом для повышения качества и эффективности предоставления государственных услуг. С другой стороны, высокий (относительно России) показатель межбюджетных трансфертов в Китае объясняется значительными расходными полномочиями местных правительств [13]. По оценкам специалистов, органы местно самоуправления имеют около 50% государственных доходов и 80% государственных расходов [12].
1 По данным официального сайта Федерально-
го казначейства РФ.
Проблема фискального федерализма
Развитие субнациональных налогов напрямую связано с проблемой фискального федерализма. Децентрализованная система публичных финансов, несомненно, положительно влияет на становление рыночной экономики и экономическое развитие территориальных единиц государств [7]. Однако лишь в нескольких странах фискальный федерализм реально функционирует и приносит пользу развитию регионов и в то же время не обременяет национальный бюджет. Более того, для России и Китая фискальный федерализм является общей проблемой [10]. Однако в данной статье мы ограничимся ее рассмотрением применительно к состоянию и развитию системы субнациональных налогов в двух странах.
Несмотря на то что официально Китай является унитарным государством, в начале 1980-х годов в стране начался период реформирования экономики и перехода к рынку, начала формироваться децентрализованная система экономики [11]. На данный момент в вопросах политики, идеологии и социальных вопросах 23 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения Китая полностью подчиняются Пекину, однако в экономической сфере местные правительства обладают гораздо большей свободой. Последнее стало возможным благодаря реформам муни-
ципальных финансов 1980-1990 гг., когда сначала местные правительства получили собственные доходы, как превышение квоты перечислений в центральный бюджет, а потом сформировались основы субнационального налогообложения, которые действуют до сих пор [9].
В России фискальный федерализм начал складываться в период рыночных реформ 1990-х годов, когда происходила «стихийная децентрализация межбюджетных отношений» [2]. Реформирование и совершенствование системы фискального федерализма в России происходит постоянно, регулярно принимаются концепции и программы реформирования или развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений.
Проанализировав состояние фискального федерализма в России и в Китае, можно выделить несколько общих проблем. В первую очередь, одновременное действие центростремительной и центробежной тенденций в публичных финансах. Центростремительная тенденция проявляется в том, что в обеих странах проводимая налоговая политика способствует увеличению роли национальных налогов, не стимулируя субнациональные органы к расширению своего налогового потенциала и обрекая региональные и местные органы власти на зависимость от трансфертов [3]. Высокий уровень централизации системы публичных финансов в России и Китае обусловлен историческими традициями межбюджетных отношений и их инертностью, а на современном этапе он усиливается влиянием различий социально-экономического развития регионов, неравномерностью распределения доходных источников по территории стран.
В то же время в обеих странах центробежная тенденция заключается в передаче все большего количества расходных полномочий на субнациональный уровень. Однако финансирование переданных расходных полномочий в России и Китае различается: в Китае большая часть передаваемых расходов финансируется в форме дотаций, около 10% - за счет субвенций; в России больше половины межбюджетных трансфертов выделяется в форме субсидий. Недостатком последних, по мнению специалистов, является их низкая эффективность и непрозрачность предоставления [6].
Другой общей проблемой для России и Китая являются лимитированные налоговые полномочия органов власти субнационального уровня в части законодательства. Данные полномочия огра-
■о
я
¡5 ничены установлением некоторых эле-8 ментов налога в пределах, определенных ю центральным (в Китае) или федеральным ^ (в России) налоговым законодательством. и В нашей стране полномочия регионов и ш муниципалитетов в налоговой сфере рас-< пространяются на установление налоговой ставки (в определенных пределах), порядка и сроков уплаты, а также налоговых льгот и порядка их применения. В Китае официально у органов местного самоуправления есть права вводить новые налоги и приостанавливать взимание местных налогов на территории соответствующих провинций. Говоря конкретно, кроме существующих местных налогов, представленных в табл. 1, местные правительства имеют право самостоятельно принимать решение о продолжении или приостановке взимания сбора на забитие скота и банкетного сбора1. Однако на сегодняшний день нет достоверной информации, что хотя бы в одной административно-территориальной единице Китая такие сборы взимаются.
Полномочия органов местного самоуправления в Китае относительно местных налогов включают в себя законодательные права издавать нормы и правила применения законов КНР о соответствующих налогах, а также уточнять налоговые ставки по местным налогам и вводить налоговые льготы. В частности, местные органы власти имеют право отменить взимание ресурсного налога в случае природных катаклизмов и катастроф, соответствующих определенным условиям, а также в случае обнаружения нового месторождения металлических руд; снижать ставку личного подоходного налога - также в случае природных катаклизмов и катастроф, соответствующих определенным условиям [12].
Выводы и рекомендации
Проведя сравнение систем субнационального налогообложения в России и в Китае, можно сделать следующие выводы. В России и в Китае существуют общие проблемы функционирования субнациональных налогов, что требует внимания со стороны национальных органов власти. В частности, в обеих странах существует высокая зависимость субнациональных бюджетов от национального бюджета, что выражается в высокой доле межбюджетных трансфертов в субнаци-
1 Постановление Государственного Совета КНР о некоторых изменениях взимания местных налогов. 11В1_: ИКрУ/шшш. tzcs.gov.cn/dishuifaguiku/difangshuilei/ fenshuizhongguiding/zonghexingshuishouzhe пдсе/1354142202.1^т1.
ональных бюджетах. Более того, зависимость от центра также проявляется в том, что в обеих странах у субнациональных правительств отсутствуют реальные права влиять на субнациональные налоги, законодательные права в этой области жестко централизованы, что сковывает любые инициативы местных властей и не позволяет учитывать экономические особенности административно-территориальных единиц.
Однако, несмотря на существующие проблемы, по мнению автора, состояние субнационального налогообложения в Китае лучше, чем в России. Во-первых, в системе субнациональных налогов Китая можно выделить главный местный налог - предпринимательский налог, поступления от которого в составе соответствующих бюджетов значительны. Во-вторых, практически все ресурсные налоги и сборы относятся к субнациональным, что повышает эффективность их администрирования на местах, а также дает местным правительствам определенные рычаги регулирования использования природных ресурсов в зависимости от местных условий. В-третьих, наличие в Китае отдельных налоговых администраций для центральных и местных налогов значительно повышает эффективность налогового контроля.
Однако главным отличием, которое может объяснить высокие показатели развития налоговой системы и экономики в целом, является большая активность и вовлеченность местных органов власти в процесс экономического развития провинций, районов и других административно-территориальных единиц Китая. Органы местного самоуправления ищут различные пути решения проблемы ограниченности системы субнациональных налогов для выполнения расходных полномочий и стимулирования экономической активности на местах.
Таким образом, можно дать определенные рекомендации по укреплению системы субнационального налогообложения в России с помощью использования китайского опыта. На наш взгляд, главной задачей реформ субнациональных фискальных систем России является не просто повышение их самостоятельности, а скорее, создание системы стимулов для субфедеральных органов власти. Важность этого подтверждается и в Бюджетном послании Президента РФ, где подчеркнута необходимость «достаточных и действенных стимулов для расширения собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов» [1].
При постепенном реформировании налога на имущество физических лиц на территории РФ возможно проведение эксперимента в рамках одного или нескольких субъектов Федерации по передаче прав определения ставок на разные типы недвижимости по данному налогу на региональный уровень. Это представляется возможным ввиду различий в специализации регионов России. Например, структура видов недвижимости, т.е. объектов налогообложения, в Центральном и Центрально-Черноземном экономических районах будет разной, поэтому установление одинаковых ставок для одного типа недвижимости (например, земельных участков), вероятнее всего, негативно отразится на налоговых поступлениях в бюджеты соответствующих субъектов РФ.
Китайский опыт раздельного администрирования субнациональных и национальных налогов представляет интерес для рассмотрения российскими налоговыми экспертами. Одновременное существование двух налоговых инспекций, или администраций, по типу налогов, имеющее место в Китае, повышает эффективность администрирования как центральных, так и местных налогов и облегчает налоговый контроль. Поэтому, на взгляд автора, ввиду постепенного перехода к новому формату налога на имущество физических лиц, обсуждения применения прогрессивной шкалы по НДФЛ, а также введения нового местного налога, возрастает роль действенного налогового контроля, а значит, китайский опыт раздельного администрирования национальных и субнациональных налогов может быть полезен и для российской налоговой системы.
Источники
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 гг. URL: www.kremlin.ru/acts/15786/ print.
2. Лавров А. Проблемы становления и развития бюджетного федерализма в России. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/733/646/1219/001. LAVROV.pdf.
3. Мусаева Х.М. О проблемах и перспективах развития налогового федерализма в условиях модернизации экономики РФ // Финансы и управление. 2013. № 1. С. 49-63. URL: http://e-notabene.ru/flc/ article_476.html.
4. Налоги и налогообложение / под ред. М.В. Романовского, Н.Г. Ивановой. М.: Юрайт, 2014.
5. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / под ред. А.Н. Козырина. URL: http://www.lawmix.ru/ commlaw/1770.
6. Силуанов А.Г. Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012.
7. Baranova K. Reform of Fiscal Federalism and Unfunded Federal Mandates in Russia /Annual Conference of the International Association of Centres for Federal Studies. URL: http://www.foev-speyer.de/veran-staltungen/IACFS/Baranova.pdf.
8. Caizheng buzhang Lou Xuwei jiedu shenhua caishui gaige (Министр финансов Сювей Лоу разъясняет аспекты реформы публичных финансов). URL: http://news.xinhuanet.com/fortune/2014-07/06/c_1111474358.htm.
9. Lan Zhuqing. Woguo zhongyang yu defang zhengfu Shuishou huafen wenti yanjiu: Shanxi Caizheng Daxue 2013, 34-38 (Исследование вопроса разделения налогов на центральные и местные в Китае).
10. Martinez-Vazquez J. Asymmetric Federalism in Russia: Cure or Poison? / Richard M. Bird (ed.) // Fiscal Fragmentation in Decentralized Countries: Subsidiarity, Solidarity and Asymmetry. Edward Elgar Publishing, 2007. Pp. 227-266. URL: http://scholarworks.gsu.edu/cgi/viewcon-tent.cgi?article=1044&context=econ_facpub.
11. Rosen D.H., Bao B. China's Fiscal and Tax Reforms: A Critical Move on the Chessboard. URL: http://rhg.com/notes/chinas-fiscal-and-tax-reforms-a-critical-move-on-the-chessboard.
12. Wang Jinxia. Zhuangxing shiqi woguo difangshui tixi de goujian (Формирование систем местных налогов в период перехода). URL: http://www.lwgcw.com/NewsShow.aspx?newsId=36409.
13. Zhongguo fazhan chengzhenghua ying jiyu difang zhengfu gengduo shuishou quanli (Развитие урбанизации в Китае должно дать местным правительствам больше налоговых полномочий). URL: http://www.chinairn.com/news/20140521/152229129.shtml.
14. Zhuravskaya Ye. Federalism in Russia // Working Paper. 2010. No. 141. April. CEFIR/ES Working Paper series.
References
1. Budget Message of the President of the Russian Federation on budget policy in 2013-2015. Available at: www.kremlin.ru/acts/15786/ print.
2. Lavrov A. Problemy stanovleniya i razvitiya byudzhetnogo fed-eralizma v Rossii [Problems of formation and development of budgetary federalism in Russia]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/ data/733/646/1219/OOI.LAVROV.pdf.
3. Musaeva Kh.M. O problemakh i perspektivakh razvitiya nalogovo-go federalizma v usloviyakh modernizatsii ekonomiki RF [On problems and prospects of development of tax federalism under modernization of Russian economy]. Finansy i upravlenie - Finance and Management, 2013, no. 1, pp. 49-63.
4. Romanovskiy M.V., Ivanova N.G. (eds.). Nalogi i nalogooblozheniye [Taxes and taxation]. Moscow, Yurait, 2014.
5. Kozyrin A.N. (ed.). Commentaries to the Budget Code of the Russian Federation. Available at: http://www.lawmix.ru/commlaw/1770.
6. Siluanov A.G. Mezhbyudzhetnye otnosheniya v usloviyakh razvitiya federalizma vRossii. Diss. dokt. ekon. nauk. [Intergovernmental relations in the conditions of development of federalism in Russia. Dr. econ. sci. diss.]. Moscow, 2012.
7. Baranova K. Reform of Fiscal Federalism and Unfunded Federal Mandates in Russia. Annual Conference of the International Association of Centres for Federal Studies. Available at: http://www.foev-speyer.de/ver-anstaltungen/IACFS/Baranova.pdf.
8. Caizheng buzhang Lou Xuwei jiedu shenhua caishui gaige (Finance Minister Syuvey Lowe explains aspects of the reform of public finances). Available at: http://news.xinhuanet.com/fortune/2014-07/06/c_1111474358.htm.
9. Lan Zhuqing. Woguo zhongyang yu defang zhengfu Shuishou huafen wenti yanjiu: Shanxi Caizheng Daxue 2013, 34-38 (An investigation of dividing taxes into central and local in China).
10. Martinez-Vazquez J. Asymmetric Federalism in Russia: Cure or Poison? (Richard M. Bird (ed.)). Fiscal Fragmentation in Decentralized Countries: Subsidiarity, Solidarity and Asymmetry. Edward Elgar Publishing, 2007. Pp. 227-266. Available at: http://scholarworks.gsu.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1044&context=econ_facpub.
11. Rosen D.H., Bao B. China's Fiscal and Tax Reforms: A Critical Move on the Chessboard. Available at: http://rhg.com/notes/chinas-fiscal-and-tax-reforms-a-critical-move-on-the-chessboard.
12. Wang Jinxia. Zhuangxing shiqi woguo difangshui tixi de goujian (Formation of the system of local taxes in the period of transition). Available at: http://www.lwgcw.com/NewsShow.aspx?newsId=36409.
13. Zhongguo fazhan chengzhenghua ying jiyu difang zhengfu gengduo shuishou quanli (The development of China's urbanization should give local governments more tax powers). Available at: http:// www.chinairn.com/news/20140521/152229129.shtml.
14. Zhuravskaya Ye. Federalism in Russia. Working Paper, 2010, no. 141. April. CEFIR/ES Working Paper series.
■o я