Научная статья на тему 'Сравнительный анализ системы менеджмента качества России с другими развитыми странами'

Сравнительный анализ системы менеджмента качества России с другими развитыми странами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1310
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / АНАЛИЗ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY / QUALITY CONTROL / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ищуков Данил Витальевич, Гагарин Анатолий Иванович

В статье проводится описание и сравнительный анализ системы менеджмента качества России, США, Японии в попытке дать рекомендации по дальнейшему развитию системы менеджмента качества в России. Также подняты вопросы актуальности данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ищуков Данил Витальевич, Гагарин Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE RUSSIAN QUALITY MANAGEMENT SYSTEM WITH OTHER DEVELOPED COUNTRIES

The article presents a description and comparative analysis of the quality management system of Russia, USA, Japan in an attempt to give recommendations for the further development of the quality management system in Russia. And also, raised questions of the relevance of the topic.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ системы менеджмента качества России с другими развитыми странами»

УДК 338.24

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА РОССИИ С ДРУГИМИ РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ

Данил Витальевич Ищуков

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры наносистем и оптотехники, тел. (953)877-68-20, e-mail: danil-ishukov2012@yandex.ru

Анатолий Иванович Гагарин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой управления бизнес-процессами, тел. (913)930-82-81, e-mail: profgai@mail.ru

В статье проводится описание и сравнительный анализ системы менеджмента качества России, США, Японии в попытке дать рекомендации по дальнейшему развитию системы менеджмента качества в России. Также подняты вопросы актуальности данной темы.

Ключевые слова: система менеджмента качества, качество, управление качеством, анализ.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE RUSSIAN QUALITY MANAGEMENT SYSTEM WITH OTHER DEVELOPED COUNTRIES

Danil V. Ishukov

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., undergraduate of the Department of Nanosystems and Optics Engineering, tel. (953)877-68-20, e-mail: danil-ishukov2012@yandex.ru

Anatoly I. Gagarin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., associate Professor, Head of the Department of Chair of Management of Business Processes, tel. (913)930-82-81, e-mail: profgai@mail.ru

The article presents a description and comparative analysis of the quality management system of Russia, USA, Japan in an attempt to give recommendations for the further development of the quality management system in Russia. And also, raised questions of the relevance of the topic.

Key words: quality management system, quality, quality control, analysis.

В реалиях современного мира и его условия система менеджмента качества (СМК) начинает существенно изменяться под воздействием необратимого процесса глобализации и развитием информационных технологий. В связи с этим к СМК помимо уже существующих методик управления добавляются новые требования.

За период своего существования в ряде экономически развитых стран был накоплен не маловажный опыт в области СМК. В качестве объекта исследования в данной работе выступают СМК трех стран: России, США, Японии.

Целью является провести краткий обзор СМК, сравнить их между собой, найти положительные черты и исходя из этого дать рекомендации по развитию российского менеджмента качества.

Система менеджмента качества - частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, для удовлетворения потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон [1].

Для удобства освещения рассматриваемой темы основные базовые понятия, относящиеся к самому термину качество представлены на рисунке [5].

Требование Градация

Качество Степень, с которой совокупность собственных характеристик объекта выполнять требования Возможности Способность организации, системы или процесса производить продукцию, которая будет отвечать предъявляемым к ней требованиям

Удовлетворенность потребителей

Восприятие потребителем степени выполнения их требований

Рис. Основные понятия, относящиеся к качеству

Необходимо отметить, что для успешного роста общего уровня производительности труда всей страны необходимо в первую очередь обеспечить рост уровня производительности труда организаций, так как эти показатели неразрывно связаны между собой и напрямую связаны с политикой государства в области менеджмента качества.

СМК Росси уходит своими корнями в истории СССР во времена плановой экономики и отсутствие какой-либо конкуренции между производителями (за исключением военной промышленности). Лишь только в середине 50-х готов начались работы в области СМК которые в последствии привели к созданию семи программ тесно связываемых в последствии с местами их разработки [2].

В реалиях того времени понятие соответствие стандарту означало гарант качества, эта же позиция перекочевала в современную Россию. Однако подобное воспитание чревато последствиями поскольку товар, выпущенный по стандарту может быть качественным с точки зрения производителя, но в то же время совершенно не качественным с позиции потребителя, а вследствие вовсе не востребованным. Кроме того, российская СМК носит ряд следующих недостатков, из-за которых ее стоит рассматривать лишь в качестве эволюционного звена: - отсутствие системного подхода;

- ограниченность области применения;

- слабая заинтересованность предприятий.

Совсем другая ситуация складывалась в США. Вопросы качества начали подниматься еще с 1905 г. Ф. Тейлором, практиковавшим системный подход в области управления качеством. Так же стоит отметить вклад Д. Джурана и Э. Де-минга работы которых так же имели большое значение в мировой практике [4].

В ходе проведения анализа СМК США выделяется ряд отличительных черт:

- использование статистики в ходе контроля качества;

- проведение усовершенствований компаний как единого целого;

- наличие контроля за исполнением плана и его изменений;

- соблюдение спирали качества.

Одним из серьезных недостатков американского подхода является нацеленность на получение быстрой прибыли в короткий промежуток времени. Этот аспект доказывается низким темпом роста производительности труда по сравнению с Японией и другими развитыми странами за последние пять лет.

Японский опыт в области СМК начал зарождаться в пятидесятые годы в период послевоенного кризиса с приглашением Э. Деминга. Его идеи, помноженные на особенности японского менталитета, позволили в краткие сроки занять лидирующие позиции на рынке и воспитать собственных специалистов.

Систему управления качества Японии характеризуют следующие аспекты:

- непосредственное участие в управлении качеством фирмы всех ее структур;

- организация «кружков качества»;

- контроль за деятельностью СМК методом инспектирования;

- применение методов статистики в процессе управления качеством.

Благодаря японскому опыту мир получил инструменты контроля и управления качеством продукции такие как: программа пяти нулей, кайдзен, канбан, justintime а также бережное производство.

Так же, как и прочие СМК японская модель имеет ряд недостатков:

- медленный рост карьеры сотрудника;

- пожизненный найм;

- главенствование индивидуальных потребностей над интересами групп.

Сравнительный анализ СМК рассматриваемых стран представлен в таблице.

Подводя итог можно сказать о том, что в современном мире инновационной экономики имеет наличие высокий уровень конкуренции в области технологичности и стоимости продукции и добиться лидирующих позиций можно лишь путем выбора правильной политики в области СМК и последующим ее усовершенствованием опираясь на внешние факторы.

Из ходя из вышесказанного, России необходимо для укрепления своих позиций и завоевание новых рынков, попытаться сочетать положительные черты СМК США и Японии со своими наработками в условиях русского менталитета. А именно Правительству РФ необходимо разработать комплекс мер, создаю-

щих благоприятные условия для развития и укрепления системы менеджмента качества в стране в целом. Но при этом нужно быть осторожным не в коем случае нельзя принуждать или навязывать СМК с верху так как бизнес в настоящее время не заинтересован в повсеместном внедрении системы менеджмента качества и подобные принудительные меры могут повлечь за собой полную дискредитацию и потерю доверия к всей системы СМК. Бизнес сам должен прийти к осознаю данной необходимости в этом и заключается одна из ключевых особенностей русского менталитета.

Таблица

Сравнительный анализ систем менеджмента качества США, Японии, России

Характеристика системы Россия США Япония

Система социальных ценностей Неопределенная Индивидуализм, свобода выбора Взаимодействие и доверие

Роль трудовых коллективов Экстремальное реагирование Пассивная Активная сопричастность

Базовый способ финансирования За счет близости к властным структурам Фондовый рынок Банки

Информационная асимметрия Предпринимательское ядро Менеджмент Главный банк

Временной горизонт инвестирования Мало предсказуемый Краткосрочный Долгосрочный

Стоимость капитала Неопределенная Высокая Низкая

Рынок капитала Неликвидный Высоколиквидный Относительно ликвидный

Основная экономическая единица Конгломерат Компания Финансово-промышленная группа

Оплата менеджмента С высокой дисперсией Высокая Низкая

Структура акционерного капитала В высокой степени неопределенная Дисперсная Сконцентрированная

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. - М. : Дело, 2013. - 350 с.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

4. Гуру менеджмента качества и их концепции [Электронный ресурс] / Э. Деминг, Дж. Джуран, Ф. Кросби, К. Исикава, А. Фейгенбаум, Т. Тагути. - Режим доступа: http:/www.management.com.ua/qm/qm009.html.

5. Управление качеством, текст лекций : учеб. пособие / А. И. Гагарин, В. А. Журавлев. - Новосибирск : СГГА, 2012. - 241 с.

© Д. В. Ищуков, А. И. Гагарин, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.