Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ КАК ИНСТРУМЕНТОВ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЯЕМОГО КУРСА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ КАК ИНСТРУМЕНТОВ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЯЕМОГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система управления обучением / электронное обучение / электронный управляемый курс / дистанционное обучение / learning management systems / e-learning / educational electronically controlled course / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трухманов Вячеслав Борисович, Трухманова Елена Николаевна

В статье проводится сравнительный анализ систем управления обучением – LMS, с целью выявления оптимального программного обеспечения для создания электронных управляемых курсов, представленных на информационном рынке; даются рекомендации по выбору такой системы для организации электронного обучения. Выборка исследования включала изучение следующих систем управления обучением: iSpring Learn, Mirapolis, Teachbase, eTutorium, Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF LEARNING MANAGEMENT SYSTEMS AS TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF AN ELECTRONIC CONTROLLED EDUCATIONAL COURSE

The article provides a comparative analysis of learning management systems – LMS, in order to identify the optimal software for creating electronic managed courses presented on the information market; recommendations are given on the choice of such a system for the organization of e-learning. The study sample included the study of the following learning management systems: iSpring Learn, Mirapolis, Teachbase, eTutorium, Moodle.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ КАК ИНСТРУМЕНТОВ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЯЕМОГО КУРСА»

2. Бахтин M.M. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений в 7 т.

- M.: Русские словари, 1997. - Т. 5. - С. 159-206.

3. Mельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика [Mонография] / Е.Л. Mельникова. - M. :Баласс, 2015. -272 с

4. Дридзе T.M. Язык и социальная психология. - M.: Высш. школа, 1980.

- 224 с.

5. Пашенцев Д.А. Российское высшее образование в эпоху цифровых трансформаций // Образовательное право и правовое воспитание в условиях цифровых трансформаций. Сборник статей. M., 2022. С. 23-29.

6. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. - M.: Лабиринт, 2010. - 320 c.

7. Трошева Т.Б. Диалог// Под ред. M.H. Кожиной. - M.: Флинта: Наука, 2011 . - 696 с.

УДК: 372.862

Трухманов Вячеслав Борисович

Mосковский городской педагогический университет, Mосква, Российская Федерация

доцент департамента информатики, управления и технологий кандидат физико-математических наук, доцент e-mail: trukhmanov@mgpu.ru

Трухманова Елена Николаевна

Покровский филиал Mосковского педагогического государственного университета, Покров, Российская Федерация

доцент кафедры гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин кандидат психологических наук, доцент e-mail: en.trukhmanova@mpgu.su

Trukhmanov Vyacheslav Borisovich

Moscow City University, Moscow, Russian Federation Associate Professor of the Department of Computer Science,

Management and Technology Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor

e-mail: trukhmanov@mgpu.ru

Trukhmanova Elena Nikolaevna

Pokrovsky branch of the Moscow Pedagogical State University,

Pokrov, Russian Federation Associate Professor of the Department of Humanities and Psychological and

Pedagogical Disciplines, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

e-mail: en.trukhmanova@mpgu.su

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ КАК ИНСТРУМЕНТОВ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЯЕМОГО КУРСА

COMPARATIVE ANAL YSIS OF LEARNING MANAGEMENT SYSTEMS AS TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF AN ELECTRONIC CONTROLLED

EDUCATIONAL COURSE

Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ систем управления обучением - LMS, с целью выявления оптимального программного обеспечения для создания электронных управляемых курсов, представленных на информационном рынке; даются рекомендации по выбору такой системы для организации электронного обучения. Выборка исследования включала изучение следующих систем управления обучением: iSpring Learn, Mirapolis, Teachbase, eTutorium, Moodle.

Ключевые слова: система управления обучением; электронное обучение; электронный управляемый курс; дистанционное обучение.

Abstract. The article provides a comparative analysis of learning management systems - LMS, in order to identify the optimal software for creating electronic managed courses presented on the information market; recommendations are given on the choice of such a system for the organization of e-learning. The study sample included the study of the following learning management systems: iSpring Learn, Mirapolis, Teachbase, eTutorium, Moodle.

Keywords: learning management systems; e-learning; educational electronically controlled course; distance learning.

Учреждения высшего образования в последнее время стали активно использовать электронное обучение, чему способствовала прошедшая пандемия коронавируса. Можно констатировать, что наступил новый этап развития образования, на котором нужно опираться не только на запросы и потребности студента в образовательной среде, но и на новые способы организации взаимодействия студента и преподавателя, применение эффективных и понятных инструментов обучения. В результате взаимодействие и общение как между студентами и преподавателем, так и студентов между собой происходит в цифровой образовательной среде. Кроме того, цифровые технологии позволяют получать образование, параллельно осуществляя профессиональную деятельность. Еще одним важным преимуществом электронного обучения является возможность получить высшее образование вне зависимости от географии места проживания студента и его материальной обеспеченности.

Вместе с тем электронное обучение существенно расширяет роль преподавателя, добавляя дополнительные функции: преподаватель должен руководить учебным процессом в новых условиях, управлять познавательным интересом студентов, фактически, «...моделировать определенные условия образовательного процесса: выявлять его закономерности, представлять их в виде математических моделей и на этой

основе прогнозировать результаты обучения и воспитания во временной перспективе» [1], а также обновлять разработанные курсы, повышать квалификацию в соответствии с тенденциями развития образования.

В этой связи, актуальной является разработка отвечающих современным требованиям новых средств обучения, в частности электронных управляемых курсов. Следовательно, возникает необходимость выбора системы электронного обучения с поддержкой дистанционных технологий получения образования или LMS (от англ. - Learning Management System - Система Управления Обучением).

Основная цель данных систем - управление всеми аспектами процесса обучения, контроль прогресса в освоении предлагаемых материалов и фиксирование развития каждого студента по всем параметрам в рамках проводимых учебных мероприятий.

Одной из распространенных ошибок является суждение, что LMS может быть использована только для проведения дистанционного обучения. В действительности при помощи современных LMS возможно осуществлять разные формы получения образования: дистанционную, очную, а также индивидуальную и групповую. Отметим, что LMS позволяют организовать многие формы коммуникации студентов и преподавателей (например, видеотрансляции в онлайн формате, чаты, различные форумы и рассылки).

Системы электронного обучения постоянно совершенствуются, разрабатываются новые. Проведем сравнительный анализ технических, функциональных и методических характеристик, с точки зрения удобства разработки электронных управляемых курсов, некоторых наиболее доступных на информационном рынке LMS. Каждую из рассматриваемых нами систем будем характеризовать на основании следующих критериев.

1 критерий: удобство изменения параметров системы и уровень сложности ее администрирования. В процессе принятия решения об использовании той или иной системы управления обучением технические характеристики часто имеют решающее значение. В данном контексте сравниваются схемы установки систем электронного обучения с поддержкой дистанционных технологий получения образования, частота и необходимость обновлений.

2 критерий: необходимый уровень подготовки пользователя для работы в системе. В этом контексте определяется, насколько у системы простой и понятный интерфейс, доступный для освоения обычным пользователем.

3 критерий: уровень функциональности системы управления обучением и удобство работы с учебным контентом. Используемая система электронного обучения с поддержкой дистанционных технологий получения образования должна обладать хорошим, сбалансированным набором функций, наиболее востребованных конечными пользователями.

4 критерий: управление пользователями. Данный параметр характеризует степень удобства добавления новых пользователей в систему и в электронные курсы.

5 критерий: общение между пользователями. Параметр показывает, какие возможности имеются для общения обучающихся и преподавателей, а также обучающихся между собой.

6 критерий: статистика и отчеты. С помощью этого параметры анализируются имеющиеся у системы электронного обучения виды и формы отслеживания успеваемости и достижений обучающихся.

7 критерий: наличие или отсутствие бесплатных версий, стоимость коммерческих лицензий, эксплуатации обновления. Цена программных средств и комплексов является важным фактором при принятии решения об использовании системы управления обучением, что особенно актуально для бюджетных учреждений образования, как правило, не имеющих больших финансовых возможностей.

Рассмотрим результаты сравнительного анализа для следующих систем электронного обучения.

1. Система электронного и дистанционного обучения iSpring Learn

Система iSpring Learn [2] относится к классу облачных систем

электронного обучения с поддержкой дистанционных технологий получения образования. Разработана компанией iSpring, которая является одной из ведущих в мире по созданию электронных курсов. С самого начала компания ориентирована на удовлетворение потребностей крупных западных корпораций, в последнее время продвигает свои разработки и в России.

2. Система электронного и дистанционного обучения Mirapolis

Разработчик данной системы - компания Mirapolis, которая является

одной из частей международной группы компаний Softline. Компания Mirapolis появилась в 2002 году и сразу стала работать в секторе разработок под заказ систем, обеспечивающих комплексную автоматизацию HR-процессов, параллельно занимаясь их внедрением. Платформа, управляющая человеческим капиталом и состоящая из многих самостоятельных модулей, является основным программным продуктом компании Mirapolis HCM. Каждый разработанный модуль решает задачи автоматизации определенного бизнес-процесса, отвечающего за качественную работу с кадрами: подбор кандидатов, адаптация и т. д. Система электронного обучения с поддержкой дистанционных технологий получения образования Mirapolis LMS [2] представляет собой модуль, предназначенный для построения дистанционного обучения.

3. Система электронного и дистанционного обучения Teachbase

Система Teachbase [3] относится к классу облачных систем

электронного обучения. В 2006 году московские студенты Антон Сафонов и Владимир Щербаков запустили проект «Говорун», основной целью которого было создание условий для быстрого знакомства в сети и возможность видеообщения. Полученные разработки были использованы для оказания помощи школьникам при подготовке к ЕГЭ (компания «Интернет-школа»). Позднее авторы проекта решили создать платформу, решающую задачи обучения сотрудников. Используя поддержку Научного парка МГУ и вкладывая в развитие данной идеи инвестиции от фонда АСР, разработчики

добились определенных успехов в совершенствовании возможностей сервиса.

4. Система электронного и дистанционного обучения eTutorium

Система электронного обучения eTutorium LMS [4], которая появилась в 2008 году, принадлежит к классу облачных систем. Обладая собственной встроенной платформой для вебинаров, данная система может быть полезна не только представителям малого и среднего бизнеса, но и пригодна для использования крупными корпорациями. В настоящее время она содержит два функциональных инструмента, предназначенных для поддержки дистанционных технологий получения образования - платформу вебинаров eTutorium Webinar и систему электронного и дистанционного обучения eTutorium LMS.

5. Система электронного и дистанционного обучения Moodle

Первые прототипы системы Moodle [5] были созданы в 1999 году Мартином Дугиамасом (Martin Dougiamas), который в это время был всего лишь студентом. Первый сайт на базе Moodle был создан в 2001 году, а сейчас число сайтов на Moodle перевалило за 1 миллион по всему миру. В настоящее время является самой популярной системой дистанционного обучения в мире и развернута более чем в 200 странах мира.

Далее представлены результаты сравнительного анализа.

Сложность администрирования и гибкость настроек

iSpring Learn. Обладая определенными навыками, администратор без проблем сможет загрузить в электронный курс необходимые учебные материалы, добавить новых пользователей в систему или сделать отчет. При этом невозможно самостоятельно добавить и использовать какие-либо функции, кроме тех, что заложены в систему. Каждое добавление придется заказывать и оплачивать в индивидуальном порядке.

Mirapolis. В рамках данной системы не предполагается выпуска «коробочной» версии в силу того, что каждая выпущенная система разработана по индивидуальному заказу. На выходе получается программный продукт, соответствующий запросам конкретного заказчика и представляющий собой корпоративный учебный портал. В данном случае желательно иметь в штате технического специалиста, который будет заниматься администрированием портала и поддержкой пользователей.

Teachbase. Самостоятельное изменение и расширений функций системы возможно лишь в незначительных пределах.

eTutorium. Интерфейс системы простой, создание инфраструктуры электронного курса займет у администратора системы не более 15 минут. В случае необходимости можно за отдельную стоимость заказать расширение и дополнение функций системы.

Moodle. В своей технической основе система включает такие компоненты, как PHP, MySQL, PostgreSQL. В совокупности с открытым кодом разработки это предоставляет необходимую простоту администрирования; обилие справочных ресурсов и консультативных форумов, на которых ответы на все возникающие вопросы можно найти у

пользователей системы на всех языках мира, предоставляет дополнительные достоинства администрирования.

Сложность использования iSpring Learn. Интерфейс данной системы достаточно простой: пользователи смогут довольно быстро понять, как запустить тест или начать изучение курса.

Mirapolis. В силу того, что система изначально проектируется с учетом требований конкретного заказчика, в результате получается уникальная разработка. Для дальнейшей модернизации доступны два пути: самостоятельное изменение портала или дополнительная доработка под заказ.

Teachbase. С самого начала сервис проектировался в формате простого в использовании облачного решения, поэтому работа с системой не требует прохождения дополнительного инструктажа.

eTutorium. Система проста в использовании, обычный слушатель сможет сам освоить стандартный функционал и приступить к обучению.

Moodle. Используя систему электронного обучения с поддержкой дистанционных технологий получения образования Moodle, можно не только разработать электронные курсы, но и осуществить поддержку студентов, проходящих обучение в очном формате.

Функциональность и удобство работы с учебным контентом iSpring Learn. В облачное хранилище можно загрузить готовые электронные курсы с поддержкой следующих форматов: SCORM 1.2, SCORM 2004, AICC и Tin Can. С помощью программы iSpring Suite можно достаточно быстро создать и разместить в системе электронного обучения с поддержкой дистанционных технологий получения образования различные интерактивные курсы, тестовые задания и другие элементы. Имеется встроенный плеер, обеспечивающий правильное отображением учебных материалов не только на стационарных персональных компьютерах, но и на мобильных устройствах пользователей. При необходимости можно настроить права доступа студентов к учебным материалам.

Mirapolis. В данной системе можно разместить различные виды электронных учебных материалов. При этом реализована поддержка многих международных стандартов.

Teachbase. В данной системе есть возможность размещать электронные материалы в форматах ppt, pdf, video, MS Office. Поддержка стандартов SCORM и Tin Can не предусмотрена, что затрудняет перенос материалов из других систем. Разработан встроенный редактор, предоставляющий возможность создавать курсы из имеющихся материалов и загружать в них тестовые задания. Имеется возможность разместить готовые курсы на виртуальной витрине и, при необходимости, продать их. С помощью имеющегося мобильного приложения можно изучать электронные курсы на планшетах и смартфонах.

eTutorium. Обладая правами администратора данной системы, можно самому добавлять учебные материалы в электронный курс, включать вебинары и тестовые задания или предоставить соответствующие права модераторам.

Можно при желании настроить порядок изучения элементов курса и их доступность обучающимся.

Moodle. Функциональность системы является следствием ее открытого кода. Множество модулей, дополнительных возможностей, решающих задачи различного направления, разрабатывается для Moodle ежедневно, поэтому расширение системных свойств происходит постоянно. В данную систему можно загружать электронные курсы во многих современных форматах, предусмотрена возможность интеграции с рядом систем и сервисов.

Управление пользователями iSpring Learn. Имея права администратора системы, можно управлять контингентом пользователей: создавать новых, добавлять их в группы или удалять. Есть элементы геймификации обучения: система рейтингов, набранных очков, получение сертификатов. В системе не предусмотрен календарь и расписание.

Mirapolis. Потенциал системы в плане комплексной автоматизации бизнес-процессов, связанных с кадрами, просто огромен. Для правильной разработки системы очень важно при планировании технического задания учесть весь необходимый функционал.

Teachbase. Пользователей можно приглашать по e-mail или импортировать из списка. В системе реализованы три основные роли: менеджер, специалист и слушатель. В отличие многих других систем электронного обучения, использование элементов геймификации не предусмотрено.

eTutorium. В системе управления обучением eTutorium LMS предусмотрено четыре основные роли: администратор, модератор, преподаватель и студент. Модератор получает необходимый комплекс прав от администратора. В обязанности преподавателя входит осуществление взаимодействия со студентами, проверка и оценка выполнения заданий, консультирование студентов. Имеется возможность включения студентов в группы и объединение по курсам. Реализована система геймификации, в которой предусмотрено использование персональных наград.

Moodle. Имеется возможность добавлять новых пользователей, объединять их в группы и потоки.

Общение между пользователями iSpring Learn. Обучаясь на электронном курсе, студент получает возможность создавать комментарии, задавать интересующие его вопросы и пересылать файлы. Предусмотрена платформа для организации вебинаров. При этом отсутствуют другие элементы взаимодействия: форумы, блоги и чаты.

Mirapolis. В данной системе управления обучением предусмотрено использование ряда средств организации общения, таких как вебинары, форумы, чаты и другие.

Teachbase. В соответствии с предоставленной ролью пользователи получаются уведомления на электронную почту. Есть возможность в процессе обсуждения электронных учебных материалов задавать вопросы и добавлять комментарии. Имеется собственная площадка для создания и проведения вебинаров. Другие элементы общения отсутствуют.

eTutorium. Общение происходит в рамках форумов, создаваемых в структуре электронного курса. Также каждому студенту предоставлена возможность задавать интересующие вопросы ведущим преподавателям курса или модераторам.

Moodle. В системе Moodle имеется богатый выбор средств общения и геймификации (HotPot, игра-виселица, игра змеи и лестницы, игра-книга вопросов, игра-криптекс, игра-кроссворд, игра-миллионер, игра-спрятанная картинка, игра-судоку), предусмотрена возможность выдавать студентам за различные достижения сертификаты.

Статистика и отчеты iSpring Learn. Примечательной особенностью данной системы является возможность создания 19 типов подробных отчетов, отражающих различные параметры электронного обучения. В то же время в системе не предусмотрен учет достижений на очных занятиях и отсутствует инструмент для разработки собственных отчетов.

Mirapolis. Система позволяет получить более сотни различных отчетов. Кроме этого, реализован конструктор для разработки уникальных отчетов.

Teachbase. Получать отчеты в системе могут только менеджеры. Сервис предусматривает всего лишь четыре вида отчетов: отчет по слушателям, учет посещаемости, общий статистический отчет и данные по активным пользователям. Информации в отчетах немного, возможность добавлять свои шаблоны отсутствует.

eTutorium. Предусмотрена возможность конструирования отчетов различного характера: отчет о завершении модуля или прохождения теста, завершении курса. При необходимости можно посмотреть статистику по отдельному студенту. Отчеты доступны для скачивания в формате pdf.

Moodle. Система Moodle предоставляет возможность получения различных отчетов и ведение статистики по множеству параметров (активность пользователей, параметры использования учебных материалов, число просмотров и т. д.).

Стоимость эксплуатации, сопровождения и лицензионная политика iSpring Learn. Компания предоставляет в пользование бесплатную версию на две недели. При дальнейшем использовании нужно оплатить подписку, которая достаточно недешевая. Отдельно нужно оплачивать покупку программы iSpring Suite, позволяющей разрабатывать интерактивные учебные курсы.

Mirapolis. Поскольку каждый проект разработки системы электронного обучения с поддержкой дистанционных технологий получения образования является уникальным, то определить конечную стоимость достаточно сложно. Минимальная стоимость проектирования и разработки системы Mirapolis составляет 600000 рублей в год.

Teachbase. Стоимость подписки на систему определяется следующими параметрами: число предполагаемых активных пользователей, объем выделенной памяти для хранения электронных курсов и длительность пользования системой.

eTutorium. Есть бесплатная двухнедельная версия программы с тестовым доступом для 30 студентов. После окончания пробного периода необходимо подключить один из имеющихся тарифных планов. В случае достаточно длительного использования предоставляются определенные скидки

Moodle. Лицензия GNU (с которой распространяется система) является открытой. Таким образом, данная система является бесплатным программным обеспечением.

Подводя итоги сравнительного анализа, отметим, что каждая из систем управления обучением имеет свои достоинства и ограничения.

Система электронного и дистанционного обучения iSpring Learn является достаточно функциональной, с простым и понятным интерфейсом, но имеет ряд серьезных недостатков (отсутствие календаря и расписания, форумов, чатов, блогов, опросов), также весомым недостатком является высокая стоимость эксплуатации системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система электронного и дистанционного обучения Mirapolis представляет собой индивидуальный проект с высокой стоимостью реализации. Данный программный продукт больше всего подходит крупным компаниям с хорошим финансированием.

В системе Teachbase есть встроенная платформа для проведения и записи вебинаров. Серьезными недостатками являются: отсутствие поддержки стандарта SCORM, отсутствие элементов геймификации, форумов, блогов, чатов, опросов и прочих инструментов для общения. Данное программное решение лучше всего подойдет небольшим компаниям и частным лицам.

Система электронного обучения eTutorium хорошо подходит для организации дистанционного обучения сотрудников компаний малого и среднего бизнеса, администрирование системы может осуществлять сотрудник, который не является техническим специалистом. Платформа поддерживает минимально необходимый функционал для организации корпоративного онлайн-обучения. При этом данная система не очень подходит для вузов и учебных центров.

Платформа Moodle хорошо подходит как для задач образовательных учреждений, учебных центров, так и для корпоративного обучения. Именно она в результате анализа и сравнения с другими LMS может быть предложена в качестве наиболее оптимального инструмента разработки электронного управляемого курса.

Список цитируемых источников:

1. Трухманов В.Б. Возможности информационных технологий совершенствования мониторинга образовательного процесса в русле требований ФГОС / В. Б. Трухманов, Е. Н. Трухманова // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 12-1. - С. 220-225.

2. Mirapolis. Умные решения для цифровизации HR. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mirapolis.ru/.

3. Платформа для дистанционного обучения Teachbase. [Электронный ресурс]. URL: https://teachbase.ru/.

4. eTutorium (платформа для вебинаров и LMS). [Электронный ресурс]. URL: https://etutorium.ru/.

5. Moodle - Open-source learning platform. [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.org.

СЕКЦИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Касаткина Карина Сергеевна

студент 4 курса направления 37.03.01 «Психология» профиль «Психологическая диагностика и психологическое сопровождение личности» ПФ МПГУ «Московский педагогический государственный университет, Покровский филиал» г. Покров

Kasatkina Natalya Sergeevna

4th year student of direction 37.03.01 "Psychology" profile "Psychological diagnostics and psychological support of the personality " PF MPGU "Moscow Pedagogical State University, Pokrovsky Branch

Pokrov

ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

THE CONCEPT OF MENTAL STATE AND ITS IMPACT ON THE

LEARNING PROCESS

Аннотация. Образовательный процесс во многом зависит не только от его информационного наполнения и компетентности педагога, а также от психического состояния ученика. Квалифицированный педагог, грамотная образовательная программа обучения и современная школа не гарантируют эффективность обучения, если ученик чувствует себя дискомфортно. В данной статье мы рассмотрим понятие психологического состояния, определим его природу, какими бывают, от чего зависят и на что влияют. Данная статья раскрывает зависимость эффективности процесса обучения с психологическим состоянием обучающегося. Наша работа посвящена проблеме понимания такого понятия как «психологическое состояние» и его роли в образовании.

Ключевые слова: психологическое состояние, эффективность обучения, экзаменационный стресс, обучение, образовательная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.