Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / КОРПОРАТИВНЫЙ СЕТЬ / ПРОГРАММА / БАЗА ДАННЫХ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухидова О. Н.

В этой статье анализируется передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 1-5 (100)

УДК 37.013

О.Н. Мухидова

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

В этой статье анализируется передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий электронного обучения.

Ключевые слова: информационные и телекоммуникационные технологии, электронное обучение, Интернет, корпоративный сеть, программа, база данных, электронный курс, дистанционное обучение.

Электронное обучение (e-learning) - это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства доставки информации, преимущественно Интернет и корпоративные сети компаний, но не исключены и другие способы, как, например, компакт-диски. Система электронного обучения включает в себя программное и аппаратное решения. Она предполагает наличие специальной базы данных, где содержится учебный контент и системы мониторинга обучения. Полномасштабная система электронного обучения состоит трех стандартных модулей: Системы управления обучением (LMS - learning management system) Авторских средств (authoring tools) Система управления обучением (LMS) Системы управления обучением используются для разработки, хранения, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа большому количеству людей. При этом люди могут находиться где угодно - на учебе в университете, на работе в офисе или в командировке, на отдыхе дома или в путешествии. Разграничение прав доступа к системе С одной стороны, для пользователей LMS - оболочка доступа к учебным программ и курсам, с другой стороны для администраторов системы - это инструмент, позволяющий оперативно контролировать обучение во всей организации в целом.

В статистике LMS регистрирует имя пользователя, пройденные им курсы, время начала и конца изучения каждого курса, полученные баллы в результате предварительного тестирования и тестирования после прохождения обучения. Права администратора позволяют осуществлять контроль над доступом к учебному контенту, организовывать слушателей в группы для предоставления им общих курсов, отслеживать использование курсов, количество набранных баллов, анализировать недостающие навыки и составлять планы дальнейшего развития и обучения сотрудников. Кроме того, LMS дает возможность администратору генерировать отчетность по всему учебному процессу, которая позволяет делать выводы об эффективности инвестиций в обучение. В случае масштабных учебных проектов LMS поддерживает интеграцию с системами планирования ресурсов предприятия и управления персонала. Поддержка международных стандартов электронных курсов. Электронные учебные курсы могут быть разработаны с помощью разных авторских средств. Чтобы LMS могли корректно воспроизводить курсы от разных поставщиков, были разработаны специальные единые стандарты интероперабельности. Широко известен и применяется стандарт SCORM (Sharable Content Object Reference Model), а также ISM, AICC. Более современными стандартами являются Tin Can и cmi5. Таким образом, для полноценной работы авторские средства разработки курсов и LMS должны поддерживать одни и те же стандарты. LMS для коммерческих организаций: iSpring Online - удобная облачная платформа для быстрого запуска дистанционного обучения сотрудников. Есть все функции, необходимые для организации обучения и проведения аттестации. Начать пользоваться системой можно сразу после регистрации. Mirapolis LMS - элемент комплексной системы автоматизации HR-процессов, отвечающий за управление дистанционным обучением сотрудников. Каждая поставляемое решение дорабатывается индивидуально под требования заказчика. ShareKnowledge - первая в мире корпоративная система управления обучением, построенная на базе платформы Microsoft SharePoint. Её можно гибко интегрировать с корпоративными информационными системами и базами данных. Не очень удобна для работы на мобильных устройствах: нет мобильного приложения, портал не адаптируется для просмотра на маленьких экранах. WebTutor - платформа, позволяющая с помощью многочисленных модулей создавать и гибко настраивать корпоративные порталы и системы управления обучением. Модули предоставляют множество специфических возможностей, хотя на практике столь богатый функционал зачастую оказывается избыточным. LMS для образовательных учреждений: Moodle - бесплатная международная LMS с открытым исходным кодом. eLearning Server 4G - система позволяет эффективно управлять

© О.Н. Мухидова, 2020.

Вестник магистратуры. 2020. № 1-5 (100)

ISSN 2223-4047

дистанционным, очным и смешанным обучением студентов. Есть ряд специализированных функциональных модулей, позволяющих расширить возможности платформы. Наиболее популярные инструменты для разработки электронных курсов: iSpring Suite - позволяет создавать профессиональные электронные курсы прямо в PowerPoint. Любой пользователь, умеющий делать презентаций, с помощью этой программы может разработать электронные курсы и видеоуроки. Курсы могут содержать слайды с активными триггерами и анимациями, различные интерактивные элементы, а также диалоговые тренажеры и тесты. Созданные учебные материалы воспроизводятся как на компьютерах, так и на мобильных устройствах. CourseLab - обладает широкими возможностями для разработки электронных курсов. Программа позволяет создавать классические курсы, лонгриды, диалоговые тренажеры, тесты и симуляции программных продуктов. Есть готовые решения для создания интерактивностей, а также возможность делать курсы для мобильных устройств. Обратная сторона такой универсальности - требуется больше времени на изучение всех возможностей программы и на решение простых задач.

Библиографический список

1. Эргашева Г. The effectiveness of theuseof interactive learning on the lessons. // Ученый XXI века. - 2018. - № 43.

МУХИДОВА ОЛИМА НУРИЛЛОЕВНА - преподаватель, педагогический факультет, Бухарский государственный университет, Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.