59. Дицевич Б.Н., Иваньо Я.М., Лузан А.А., Музыка С.М., Петрова С.А., Столопова Ю.В. Потенциальные запасы дикорастущих ресурсов Иркутской области / под редакцией Я.М. Иваньо, Иркутск, 2017, 156 с.
УДК 004.054
Алексеева Ирина Сергеевна Alekseeva Irina Sergeevna
Cтудент Student
Заварцева Екатерина Владимировна Zavartseva Ekaterina Vladimirovna
старший преподаватель Senior lecturer
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
имени Н. П. Огарева National Research Mordovia State University
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЛАТФОРМ E-LEARNING: КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЗОР И ОЦЕНКА
COMPARATIVE ANALYSIS OF E-LEARNING PLATFORMS: CRITERIA
REVIEW AND EVALUATION
Аннотация: Статья посвящена анализу современных платформ для организации электронного обучения. Дан сравнительный обзор базовых характеристик, выделены критерии выбора платформы, проведена сравнительная критериальная оценка платформ.
Annotation: The article is devoted to the analysis of modern platforms for organizing e-learning. A comparative overview of the basic characteristics is given, criteria for choosing a platform are highlighted, a comparative criteria-based evaluation of platforms is carried out.
Ключевые слова: e-Learning, электронное обучение, анализ, платформа, оценка, критерий,
выбор.
Keywords: e-Learning, e-learning, analysis, platform, assessment, criterion, choice.
В условиях цифрового общества развитие образования неразрывно связано с применением инновационных коммуникативных технологий обучения, а педагогика стоит на пути усовершенствования различных новых форм организации учебного процесса. Особое внимание уделяется применению технологий e-Learning как ведущих в области инновационных подходов к организации образовательного процесса. E-learning вначале зарождалось как система поддержки дистанционного обучения, однако с развитием информационно-коммуникационных технологий электронные средства обучения стали интенсивно развиваться и активно использоваться как один из основных инструментариев образовательного процесса. Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным, расширяя, таким образом, круг потребителей образовательных услуг.
Внедрение электронного обучения в образовательный процесс закреплено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №27Э-ФЗ и отражено в ряде других нормативных актах (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г №816, приказ Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 г. №104, приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 2.04.2020 г. № 545).
При реализации электронного обучения используется широкий спектр цифровых технологий, модульные и персонифицированные платформы электронного обучения. На сегодняшний день в цифровом образовательном пространстве насчитывается несколько десятков платформ, позволяющих реализовать концепцию e-Leammg. В этой связи необходимо отметить, что, несмотря на очевидную важность дидактической компоненты организации электронного обучения (качество учебного материала, определение критериев оценки, организация эффективной системы контроля), выбор технических решений реализации e-Leammg является одной из актуальных задач, решение которой во многом определяет вектор формирования эффективной системы электронного обучения.
Эффективность внедрения электронного обучения во многом определяется релевантностью выбора платформы конкретным требованиям, целям, задачам, предъявляемыми к ней образовательным учреждением.
Обзор существующих технологических решений позволил выделить основные критерии выбора платформы для e-Leammg:
- функциональность (чаты, форумы, управление курсами, анализ активности обучаемых, набор различных элементов курса и т.п.);
- стабильность (устойчивости работы при различных режимах работы и нагрузке в зависимости от степени активности пользователей);
- удобство использования (простой, интуитивно-понятный интерфейс);
- удобство и простота администрирования и обновления контента;
- стоимость;
- масштабируемость (способность к расширению количества курсов и количества обучающихся);
- мультимедийность;
- кроссплатформенность;
- качество техподдержки.
Анализ платформ электронного обучения позволил выделить платные и бесплатные технологические решения. В таблице 1 представлен сравнительный обзор базовых характеристик наиболее распространенных платформ как в платном, так и в бесплатном сегменте.
Таблица 1
Сравнительный обзор базовых характеристик платформ _электронного обучения_
Наименование платформы
Характеристика
Рекомендуемая сфера применения
Стоимость использования,
руб-
iSpring Learn
Облачное решение с простым интерфейсом. Включает такие возможности, как загрузка и хранение учебных курсов, презентации, тестов и интерактивных диалогов, документов в форматах SCORM 1.2, видео, аудио, справочных документов, презентации, 1^^файлы, создание и редактирование курсов, запись вебинаров._
Подходит для крупных компаний, которым необходимо быстро провести мобильное обучение и аттестацию большого количества сотрудников.
90 рублей за одного
пользователя в месяц
MyOwnConference
Онлайн-сервис, позволяющий организовывать вебинары, онлайн-тренинги и веб-конференции. Возможность вести запись мероприятий, демонстрировать учащимся презентации и документы, поддерживает все необходимые функции и инструменты для проведения учебного процесса._
Подходит для компаний, которые регулярно проводят видеоконференции и вебинары без использования дополнительного «тяжёлого» контента и объёмных файлов.
от 760 руб. за
проведение
одной
трансляции (60 участников, 500 подписчиков, 5 Гб на диске).
ShareKnowledge
Разработана на платформе Microsoft SharePoint, система гибко интегрируется с порталами и информационными системами. Позволяет решать следующие такие задачи, как обучение, проверка результатов обучения, оценка знаний, отслеживание прогресса обучения, управление очными учебными мероприятиями, создание Базы Знаний компании
Подходит для организаций, имеющих корпоративный портал на платформе SharePoint и которым необходима плотная интеграция СДО с другими информационными системами компании.
Минимальная стоимость сервиса -24 000 рублей в год
Moodle Система управления подходит для бесплатно (есть
обучением с исходным организации платная версия)
кодом. Представляет собой дистанционного
свободное веб-приложение, обучения любого
предоставляющее уровня - от
возможность создавать персональной ДО,
сайты для онлайн или системы
обучения. Возможности электронного
Moodle могут легко обучения круп-
расширяться сторонними ного образова-
разработчиками. Помимо тельного учреж-
языковой поддержки и дения.
шаблонов оформления,
Moodle позволяет
подключать следующие
типы модулей: элементы
курса, отчеты
администратора, типы
заданий, плагины
аутентификации, блоки,
форматы курсов, отчеты по
курсам, тестам и оценкам,
типы вопросов в тестах,
хранилища файлов.
Atutor Открытая веб-система для Является бесплатно
электронного обучения. эффективным
Функции: Игрофикация, инструментом как
наличие API, для малых и
многопользовательский крупных органи-
доступ, асинхронное заций, представ-
обучение, управление ляющих свои
базой знаний, тестирование учебные мате-
и оценка знаний, риалы в Интер-
управление классом, нете, так и для
соответствие SCORM, разработки пол-
администрирование, ностью незави-
разработка материалов симых онлайн-
курса. курсов.
Проведем анализ рассмотренных платформ электронного обучения. На первом этапе исследования проведен анализ платформ ДО по основным характеристикам, представленный в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение и оценка систем электронного обучения по критериям выбора
(U К X CÖ И о X <U % X CÖ К Лицензия Рейтинг трафика (30 дней) Много языковой интерфейс Поддержка SCORM/IMS СУБД Минимальные требования ПК Поддержка ОC Стабильность сервера Автономность
iSpring Learn Платная 100 + + + 3 Linux,Windows, Unix,MacOSи Android 8 5
MyOwnConferen ce Платная 61 + + + 5 Linux,Windows, Unix,MacOS 6 4
ShareKnowledge Платная 85 + - + 4 Linux,Windows, Unix,MacOS 5 4
Moodle GNU 115 + + + 1 Linux,Windows, Unix,MacOS 1 1
ATutor GPL 43 + - + 7 Linux,Windows, Unix,MacOS 4 3
Проведенный анализ позволил установить следующее:
- рассматриваемые платформы имеют многоязыковой интерфейс с поддержкой различного количества языков, лидером является платформа Moodle;
- по требования к технической составляющей лучшие платформы электронного образования являются iSpring Learn и Moodle;
- стабильность работы iSpringLearn является лучшей серди как бесплатных, так и платных платформ;
- платформа ATutor является единственной из рассматриваемых, не поддерживающих спецификации SCORM/IMS.
Учитывая результаты сравнительного анализа для образовательного учреждения наиболее приемлемыми будут является платформы iSpring Learn и Moodle, в связи с чем фокус дальнейшего анализа сместим в их сторону. Анализ платформ электронного обучения iSpring Learn и Moodle по функциональным возможностям представлен в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ по функциональным возможностям платформ
Система Макс. н « ие
Наименование тестиро вания одновремен ных слушателей Проверка знаний Отчетность нл ее V н К CÖ Щ И Й О рз гь зл ао о* с Интерфейс
iSpring Leam + Нет ограничений Тесты, задания, семинары, активность на формах, детализированный анализ активности. На стадии развития + Средний
МооШе + Нет ограничений Тесты, задания, семинары, активность на формах Развита + Простой
Анализ выборочных платформ для организации электронного обучения показал, что наиболее функциональной по своим возможностям является LMS Moodle. Благодаря поддержке разработчиков она постоянно развивается и считается универсальной, поскольку может использоваться как в небольших учебных центрах, так и в крупных ВУЗах для решения специфичных задач.
Библиографический список:
1. Тевс Д. П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Тевс Д. П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., , Афонина М. В. -Барнаул: БГПУ, 2016.
2. Юшков С.А., Практика использования электронного обучения в учебном процессе технического вуза [Электронный ресурс] / С. Юшков, И. С. Макарова // Дискуссия. - 2014. - №3.