Научная статья на тему 'Сравнительный анализ систем массового обслуживания с неограниченной очередью'

Сравнительный анализ систем массового обслуживания с неограниченной очередью Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
352
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ / ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / СИСТЕМЫ С НЕОГРАНИЧЕННОЙ ОЧЕРЕДЬЮ / "НЕТЕРПЕЛИВЫЕ" ЗАЯВКИ / OPERATIONS RESEARCH IN THE ECONOMY / QUEUEING THEORY / UNLIMITED WAITING SYSTEMS / "IMPATIENT" CUSTOMERS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Фадеев С. Н.

В статье выполнен сравнительный анализ систем массового обслуживания с неограниченной очередью, с бесконечным и конечным временем ожидания система с «нетерпеливыми» заявками. Определены условия, при которых система с бесконечным временем ожидания является хорошим приближением для более реалистической системы системы с «нетерпеливыми» заявками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Фадеев С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF QUEUE MANAGEMENT SYSTEMS WITH UNRESTRAINED QUEUE

Comparative analysis of queue management systems with unrestrained queue, with infinite and finite waiting time queue management system with “impatient” customers has been made. The conditions are defined under which the system with infinite waiting time seems to be good approximation for more realistic system system with “impatient” customers

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ систем массового обслуживания с неограниченной очередью»

УДК 330.45+519.872.2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С НЕОГРАНИЧЕННОЙ ОЧЕРЕДЬЮ

Фадеев Сергей Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры информатики и информационных таможенных технологий, канд. физ.-мат. наук, e-mail: [email protected]

В статье выполнен сравнительный анализ систем массового обслуживания с неограниченной очередью, с бесконечным и конечным временем ожидания - система с «нетерпеливыми» заявками. Определены условия, при которых система с бесконечным временем ожидания является хорошим приближением для более реалистической системы - системы с «нетерпеливыми» заявками

Ключевые слова: исследование операций в экономике; теория массового обслуживания; системы с неограниченной очередью; «нетерпеливые» заявки

Сравнительный анализ систем массового .

COMPARATIVE ANALYSIS OF QUEUE MANAGMENT SYSTEMS WITH UNRESTRAINED QUEUE

Fadeev Sergey N.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Computer Science and Digital Customs Technologies, PhD, e-mail: [email protected]

Comparative analysis of queue management systems with unrestrained queue, with infinite and finite waiting time - queue management system with "impatient" customers - has been made. The conditions are defined under which the system with infinite waiting time seems to be good approximation for more realistic system -system with "impatient" customers

Keywords: operations research in the economy; queue-ing theory; unlimited waiting systems; "impatient" customers

Для цитирования: Фадеев С.Н. Сравнительный анализ систем массового обслуживания с неограниченной очередью // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66) С. 75-77.

> «

H

А

>

сг X

Е

hi

Я ^

О

БЛЕ Е

п о

Cd

РЕ М

hi X X

о

S« Э

Н

X ОМИ

s «

s

В настоящее время методы исследования операций широко применяются в экономической теории [1]. Данный раздел математики является неотъемлемой частью курса «Математические методы в экономике», который входит в подготовку студентов экономических направлений [2]. В свою очередь, теория массового обслуживания является составной частью дисциплины «Исследование операций».

Теория массового обслуживания (ТМО) - область математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых отдельные события повторяются многократно. Примерами таких событий могут быть: обращение покупателя к кассиру в магазине, поступление вызова на АТС, выход из строя станка в линии, когда требуется его обслуживание (ремонт) специальным персоналом и так далее. Такого рода системы называются системами массового обслуживания (СМО).

В данной работе рассматриваются многоканальные СМО с неограниченной очередью в стационарном режиме. В случае, когда время ожидания заявки ограничено только длиной очереди, существуют замкнутые формулы для основных характеристик системы. Для заданного числа каналов все характеристики системы выражаются только через интенсивность потока заявок и потока обслуживания, которые напрямую связаны со средним промежутком времени t между поступлениями заявок и средним временем обслуживания t соответственно. Однако более реалистичной СМО следует считать систему,

когда в очереди имеются «нетерпеливые» заявки, которые покидают систему, не дождавшись обслуживания. Иными словами, время пребывания заявки в очереди ограничено некоторой случайной величиной со средним значением tq. В этом случае не существует замкнутых выражений для основных параметров системы (они выражаются через знакоположительный ряд), и расчеты могут быть выполнены только численно. Кроме того, если величины ta и t несложно определить путем элементарных статистических наблюдений, то сколь-нибудь точное практическое определение величины ^ проблематично. В связи с этим актуальной является задача количественного сравнения двух систем и определения условий, при которых СМО с неограниченным временем ожидания является хорошим приближением для системы с «нетерпеливыми» заявками.

Следует рассмотреть основные положения ТМО для систем с неограниченной очередью. В этом случае можно дать выражения для основных величин, характеризирующих СМО с п-обслуживающими каналами и с неограниченной очередью. Подробное рассмотрение может быть найдено, например, в работе Е.С. Вентцель [3].

СМО с неограниченной очередью (бесконечным или конечным случайным временем ожидания) представляет собой систему с бесконечным числом состояний. Состояние Б0 означает - в системе нет заявок, все каналы свободны, очередь пуста; состояния Б1 , Б2,..., Бп - заняты один, два, ... п каналов, в очереди нет заявок; Бп+к - все каналы заняты, в очереди к заявок, к = 1,2,3,. . В результате

Фадеев С.Н.

поступления и обслуживания заявок система переходит в случайные моменты времени, из состояния в состояние.

Вероятности состояний являются функциями времени, но при определенных условиях, с течением времени, t ^ СМО неограниченно приближается к стационарному режиму: вероятности состояний перестают зависеть от времени.

Основными характеристиками системы в стационарном режиме являются:

р0 - вероятность того, что все обслуживающие каналы свободны;

А - абсолютная пропускная способность, то есть среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени;

Q - относительная пропускная способность или отношение среднего числа заявок, обслуженных за некоторое время, к среднему числу заявок поступивших в систему за это время;

К - среднее число занятых каналов;

Ьд - среднее число заявок в очереди (средняя длина очереди).

Обозначим как Я - интенсивность потока заявок, то есть среднее число заявок, поступающих в систему за единицу времени, Я=1/Ь. Со средним временем обслуживания заявки Ь связана величина р=1/Ь, которую можно интерпретировать как интенсивность потока обслуживаний. Величины А и Q для любой СМО связаны соотношением Q=A/X.

Далее удобно ввести величину р= Я/ц. Для системы с неограниченным временем ожидания стационарный режим существует только в случае, если р/п<1. В противном же случае, стационарный режим не существует, и не могут быть определены предельные вероятности состояний. Фактически это означает, что система просто не справляется с потоком заявок. С течением времени длина очереди будет неограниченно расти.

Все основные характеристики системы определяются через величины Я, ^ и р0 (которая в свою очередь выражается через Я, Приводим здесь выражения для величин р0, Ь^ (1), (2):

,, рг ръ р" pn+i " 2 3! п! п!(п - р)

(1)

(2)

Относительная пропускная способность Q для системы в стационарном режиме равна единице (это означает, что любая заявка будет обслужена, если система справляется с потоком заявок), а абсолютная пропускная способность А равна X.

Как отмечалось выше, более реалистичной является система, в которой время пребывания заявки в очереди ограничено некоторой случайной величиной, математическое ожидание которой

обозначим как Ь. Такая система часто называет-

ч

ся системой с «нетерпеливыми» заявками: всегда

найдутся покупатели, клиенты и так далее, не желающие стоять в длинной очереди. Со временем Ь^ свяжем величину v=1/tч, которую естественно назвать интенсивностью потока уходов.

Вероятность р0 определяется через знакоположительный ряд (3):

/ " пк п° 00 1

ро- + —

Так как ,

(3)

то ряд в формуле (3) мажорируется рядом ех для и, следовательно, сходится при любых значениях Я, Это означает, что для данной системы, в отличие от СМО с неограниченным временем ожидания, стационарный режим существует всегда.

Абсолютная и относительная пропускные способности даются формулами (4):

Л = >.-\1;. £3 = 1-^ (4)

л

Несмотря на то, что для величины Ьд может быть получено замкнутое выражение [3], ее следует вычислить по стандартной формуле для математического ожидания, что дает лучшую точность для больших значений Ь (5):

Lqm к •

к-1

(5)

Говоря о результатах сравнительного анализа, следует иметь в виду, что для сравнения двух СМО авторами были выбраны величины s=(pg-pg°°) и 8=L™-Lq , где pg", L™ - вероятность состояния Sg и средняя длина очереди для системы с неограниченным временем ожидания, pg, Lq - соответствующие величины для системы с «нетерпеливыми» заявками. В таблице приведены значения данных величин в зависимости от времени ожидания tq, отнесенного к среднему промежутку времени ta между заявками и от величины р=X/^.=t/t . В первой строке каждой ячейки содержится величина (pg-pg°°)/pg, в нижней - величина L™-Lq. Расчеты параметров систем были выполнены на Фортране в среде Microsoft Visual Studio.

Выполненные расчеты показывают, что расхождение между двумя системами уменьшается при увеличении среднего времени ожидания заявки в очереди и при уменьшении величины р. Качественно этот результат естественен и предсказуем. При увеличении времени ожидания характеристики системы с «нетерпеливыми» заявками, очевидно, должны приближаться к соответствующим характеристикам системы с бесконечным временем

76

Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (66) 2018

Сравнительный анализ систем массового

Таблица

Результаты вычислений параметров СМО (таблица авторская)

Число каналов: n=1

ts/ta 0.5 2 10 100 1000

0.2 0.144-10-1 0.209-10-1 0.519-10-2 0.825-10-2 0.120-10-2 0.20010-2 0.124-10-3 0.211-10-3 0.125Ю-4 0.21210-4

0.5 0.176 0.393-10-1 0.104 0.268 0.372-10-1 0.113 0.48110-2 0.165-10-1 0.498Ю-3 0.174Ю-2

0.9 0.775 7.909 0.713 7.548 0.575 6.594 0.275 3.877 0.595Ю-1 1.06

n=2

t/t 0.5 2 10 100 1000

1.0 0.117 0.267 0.69410-1 0.184 0.248-10-1 0.78910-1 0.321-10-2 0.11510-1 0.332-10-3 0.12110-2

1.5 0.424 1.81 0.338 1.59 0.198 1.10 0.45810-1 0.328 0.562Ю-2 0.44810-1

1.9 0.861 17.4 0.827 17.1 0.743 16.1 0.499 12.3 0.183 5.75

n=3

t/t q a t /t s a ^ 0.5 2 5 10 1000

1.0 0.16210-1 0.28910-1 0.74610-2 0.154-10-1 0.371-10-2 0.826-10-2 0.203-10-2 0.47L10-2 0.227Ю-4 0.55710-4

2.0 0.245 0.808 0.179 0.671 0.126 0.528 0.883Ю-1 0.405 0.175-10-2 0.10610-1

2.9 0.894 27.0 0.870 26.7 0.842 26.3 0.810 25.7 0.296 12.7

получить, выполнив предельный переход в формуле (3). При уменьшении р все большее количество заявок покидает систему в результате обслуживания, и, следовательно, СМО с «нетерпеливыми» заявками будет приближаться к системе с неограниченным ожиданием.

Если же иметь в виду количественную сторону данного процесса, неожиданным результатом является значительное расхождение величин £, 5 между двумя системами при значениях р/n, близких к критическому значению - единица (для СМО с неограниченным временем ожидания) и больших значениях t. Значениям близким к критическим в таблице соответствует строка, t/t =0.9 при n = 1, tq/ta=104, при n = 2, ts/ta=2.9 при n = 3. Дополнительно к данным таблицы следует привести результат вычислений для трехканальной системы при ts/ta=2.9, tq/ta=104, : £ = 0.0643, 5 = 3.50. Однако если учесть, что расхождение пропускных способностей A, Q уменьшается с ростом tq как (формулы (4)), то разность величин A и Q для двух систем становится несущественной при больших значениях t. Исходя

из вышесказанного, можно сделать следующим вывод: система с неограниченным временем ожидания является хорошим приближением системы с нетерпеливыми заявками при и . В данной области параметров СМО с неограниченной очередью хорошо аппроксимирует СМО с «нетерпеливыми» заявками, что позволяет упростить анализ и избежать введения дополнительного параметра - среднего времени ожидания «нетерпеливой» заявки.

Библиографический список:

1. Соколов Е.В., Измайлов Р.Н. Моделирование торгового процесса с использованием теории массового обслуживания // Экономика и управление: проблемы, решения. 2012. № 7. С. 54-63.

2. Афонин П.Н., Нестеренко Г.Н. Системный анализ в таможенном деле: учебное пособие. СПб: РИО Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2012. 154 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вентцель Е.С. Исследование операций. М: Советское радио. 1972. 552 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.