Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-246-249
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕР
Джаппуева Т.И.\ Худалова М.З.2
ЮКСГО: 0000-0002-7838-3836, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация 2ОЯСЮ: 0000-0002-9111-2803, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация
В данной статье рассматривается сравнительный анализ достоверно значимых различий проявлений синдрома эмоционального выгорания у работников медицинской сферы и педагогами. Исследование проводилось на базе СБА иМОУСОШс.п. Жанхотеко Кабардино-Балкарской республики. Нами установлены достоверные различия в таких показателях, как: эмоционально-нравственная дезориентация, физическая и косвенная агрессия. Также, статья содержит информацию о достоверных и значимых корреляционных связях между симптомами эмоционального выгорания и личностными особенностями.
Результаты исследования можно использовать в качестве основы при организации социально-психологических служб в работе с медицинским и педагогическим персоналом.
Ключевые слова: синдром; эмоциональное выгорание; медицинские работники; педагогики; симптом; агрессивность; эмоционально-нравственная дезориентация.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT WITH WORKERS OF MEDICAL AND PEDAGOGICAL FIELDS
Jappuyeva T.I.1, Khudalova M.Z.2
ЮКСГО: 0000-0002-7838-3836, North Ossetian State University
named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Russia
2ORCID: 0000-0002-9111-2803, North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation
The article deals with the comparative analysis of authentically significant differences in the symptoms of emotional burnout among healthcare workers and educators. The research was carried out on the basis ofSuvo-rov Military School in Vladikavkaz and Municipal Educational Institution Secondary Comprehensive School ofZhanhoteko village, Kabardino-Balkar Republic. We established some reliable differences in such indicators as emotional and moral disorientation, physical and indirect aggression. The article contains the information about significant and reliable correlation between the symptoms of emotional burnout and personalfeatures.
The results of the study can be used as a basis for organization so-cio-psychological services with medical and pedagogical staff.
Keywords: syndrome; emotional burnout; healthcare workers; educators; symptom; aggressiveness; emotional and moral disorientation.
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе СВА (сельская врачебная амбулатория) и в МОУ СОШ с.п. Жанхотеко Кабардино-Балкарской республики.
Общий объем выборки: 100 человек в возрасте от 23 до 64 лет. 50 человек — медицинские работники, 50 - педагоги. Респонденты со стажем работы от 1 года до 40 лет. Обработка результатов исследования выполнялась с помощью методов математической статистики в программе SPSS 22.0.: устанавливались достоверные
различия (и-Манна-Уитни) в особенностях эмоционального выгорания у медицинских работников и педагогов и корреляционные связи (р-Спирмена) между факторами исследования.
Целью данного исследования мы ставили сравнение синдрома эмоционального выгорания между работниками медицинской сферы и педагогами.
В качестве методического инструментария исследования выступили следующие методики:
- характерологический опросник К. Леонгард - Г. Шмишек;
- опросник Басса-Дарки;
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко;
- методика измерения уровня тревожности (шкала Дж.Тейлора),
- социально-демографическая анкета.
В результате исследования мы получили достоверные различия по одному фактору эмоционального выгорания от сферы деятельности, а именно: «эмоционально - нравственная дезориентация» при уровне достоверности р<0,001. Этот симптом больше выражен у медицинских работников, нежели у педагогов. Также выявлены достоверные различия в характере агрессивности. Медицинские работники проявляют большую физическую агрессивность, чем педагогики при уровне достоверности р<0,005, а те в свою очередь больше, чем работники медицинской сферы - косвенную агрессивность (р<0,005).
Корреляционный анализ показал наличие следующих связей:
• уровень тревожности с:
- переживание психотравмирующих обстоятельств (р= =0,699**);
- неудовлетворенность собой (р=0,485**);
- неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (р=0,724**);
- эмоционаьно-нравственная дезориентация (р=0,735**);
• вербальная агрессия с:
- переживание психотравмирующих обстоятельств (р= =0,426**);
- неудовлетворенность собой (р=0,485**).
Таким образом, у работников педагогической и медицинской сфер существуют различия в характере СЭВ. И симптомы СЭВ связаны с уровнем тревожности и вербальной агрессией.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-249-252
ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦСЕТЯХ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИХ ОБЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
ЖуинаД.В., Жуина А.И.
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация
В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Раскрыты особенности воздействия длительного общения подростков в соцсетях на их общение в реальной жизни. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей общения подростков.
Ключевые слова: общение; виртуальное общение; социальные сети; интернет; подростки; коммуникативная сторона общения; межличностное общение; межличностные отношения.
FEATURES OF VIRTUAL COMMUNICATION OF TEENAGERS IN SOCIAL NETWORKS AND ITS IMPACT ON THEIR COMMUNICATION IN REAL LIFE
Zhuina D. V., ZhuinaA.I.
Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evseveva,
Saransk, Russian Federation
The article presents an analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem. The peculiarities of the influence of