Научная статья на тему 'Стереотипный образ женщины-водителя'

Стереотипный образ женщины-водителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ПЕРЦЦЕПТИВНЫЙ ОБРАЗ / СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ / ЖЕНЩИНА-ВОДИТЕЛЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДОСТОВЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА / GENDER / PERCEPTUAL IMAGE / STEREOTYPED IMAGE / WOMAN DRIVER / REPRESENTATIONS / SIGNIFICANT DIFFERENCES / CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цалиева Н.С., Худалова М.З.

Статья посвящена исследованию гендерных отличий в перцептивных образах женщин-водителей. В результате исследования представлены классификации стереотипных образов женщин-водителей в представлениях мужчин и женщин. Исследование выявило наличие достоверных различий в стереотипах перцептивного образа женщин-водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEREOTYPE IMAGE OF THE WOMAN DRIVER

The article is devoted to the study of gender differences in perceptual images of woman drivers. The classifications of stereotyped images of female drivers in the representations of men and women are presented as a result of the study. The research revealed the presence of significant differences in the stereotypes of the perceptual image of woman drivers.

Текст научной работы на тему «Стереотипный образ женщины-водителя»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-342-345

СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ-ВОДИТЕЛЯ

Цалиева Н. С. \ Худалова М.3.1

ЮИСГО: 0000-0002-5133-8680, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени K.JI. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация

2ORCID: 0000-0002-9111-2803, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени K.JI. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация

Статья посвящена исследованию гендерных отличий в перцептивных образах женщин-водителей. В результате исследования представлены классификации стереотипных образов женщин-водителей в представлениях мужчин и женщин. Исследование выявило наличие достоверных различий в стереотипах перцептивного образа женщин-водителей.

Ключевые слова: гендер; перццептивный образ; стереотипный образ; женщина-водитель; представления; достоверные различия; характеристика.

STEREOTYPE IMAGE OF THE WOMAN DRIVER Tsalieva N.S.1, Khudalova M.Z.2

ЮЫСГО: 0000-0002-5133-8680,

North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation 2ORCID: 0000-0002-9111-2803,

North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation

The article is devoted to the study of gender differences in perceptual images of woman drivers. The classifications of stereotyped images of

female drivers in the representations of men and women are presented cts a result ofthe study. The research revealed thepresence ofsignificant differences in the stereotypes of the perceptual image ofwoman drivers.

Keywords: gender; perceptual image; stereotyped image; woman driver; representations; significant differences; characteristic.

Нами был осуществлено психологическое исследование, задачей чего являлось изучение гендерных отличий в перцептивных образах женщин-водителей. С этой целью был использован авторский опросник на выборке общей численностью 64 человека обоих полов в возрасте от 18 до 64 лет.

В результате нашего исследования с учетом мнений респондентов систематизированы стереотипные образы женщин-водителей.

Так, в представлениях мужчин существуют следующие стереотипные образы женщин-водителей:

1. «Бизнес-леди»: 30-35 лет, горожанка из мегаполиса или большого города, высшее образование, высокая, стройная, в кожаной куртке и кожаных перчатках, может носить строгий костюм и оптические очки, с макияжем, может быть замужем, может - нет, богатая, в целом уравновешенная, но может вспылить, эмоциональная, разбирается в машинах.

2. «Госслужащая»: 30 лет, жительница областного центра, образование высшее, рост ниже среднего, худая, не замужем или разведена, обеспеченная материально, по темпераменту «вулкан», интересуется автомобилями.

3. «Жена олигарха»: 35 лет, жительница мегаполиса, рыжеволосая, ухоженная, с высшим образованием, не работает, высокая, стройная, замужем, богатая, интересуется картинами, христианка, темперамент - сангвиник, осторожная и внимательная на дороге.

4. «Статусная дама»: 30-35 лет, живет в большом городе, рост средний, телосложение среднее, ближе к спортивному или худая. Замужняя женщина с детьми, с высшем образованием, уверенная в себе и настойчивая, материально благополучная, интересуется автомобилями.

5. «Папина дочка»: 20 лет, средний населенный пункт, худая, атеистка, спокойная, не замужем, материально благополучная, студентка престижного вуза.

6. «Водитель такси»: 40 лет, большой город, работает в такси или водителем в организации, имеет большой стаж вождения, русская, среднее образование, рост средний -165 см., среднее телосложение, разведена, двое детей, бедная.

7. «Свой парень»: лет от 25 и выше. Внешне «мужественная», с мужским характером.

8. «Интеллектуалка» («антиблондинка»): от 25 до 40 лет, русская из центра России, или густонаселенного пункта, хорошо оплачиваемый госработник, средний рост, стройная, с высшем образованием, замужем, обеспеченная, христианка, спокойный характер разбирается в машинах.

В представлениях женщин сложились следующие стереотипные образы женщин-водителей:

1. «Бизнес-\уотеп»: женщина 30-40 лет, живет в мегаполисе. Современная, обеспеченная, самоуверенная в себе. Высокая, среднего телосложения, ухоженная, замужем, имеет свой бизнес.

2. «Избалованная девица»: девушка 25 лет, из большого города. Не замужем, имеет высшее образование, красотка, высокая, худая, дерзкая.

3. «Карьеристка»: 30-35 лет, жительница крупного города. С высшим образованием, самоуверенная в себе, настойчивая, успешная, не замужем. Подтянутая, ухаживает за собой, любит путешествовать. Высокая, материально обеспеченная, занимает руководящую должность (финансовый директор, топ-менеджер, главврач) и является профессионалом в своем деле, с множеством интересов и всесторонне развитая, по типу темперамента - холерик.

4. «Счастливая жена и мать»: 40 лет, из большого города, образование среднее или высшее. Состоявшаяся как личность, с определенной профессией. По национальности - русская, замужем, мать 4 детей, красивая, ухоженная, вес 85 кг, рост 170 см, материально благополучная. Характер хороший, доброжелательный, интересы разносторонние, по типу темперамента - сангвиник.

5. «Интеллигентка»: 35—40 лет, жительница большого города. Госслужащая, с высшем образованием, из высшего сословия. Самостоятельная, спокойная, уверенная в себе, стойкая, уравновешенная, обучаемая. Замужем, среднего роста, правильного телосложения, со спокойным характером, рассудительная, интересующаяся политикой историей, культурой и искусством.

6. «Водитель — Ас»: 40 лет, из любого населенного пункта. Разведена, есть ребенок. Образование среднее. Плотная, рост 170 см, вес 90 кг. Благополучная, уравновешенная, уверенная в себе. Любой национальности и деятельности, темперамент жесткий, хваткий. Интересы—разносторонние. По типу темперамента - холерик.

7. «Серая мышь»: за 30 лет, жительница большого города. По национальности - русская. Спокойная, не эгоистичная, очень скромная, не отвлекается и водит аккуратно. Знает правила дорожного движения, следит за дорогой. Замужем, среднее телосложение, не высокая, пухленькая, среднее материальное положение.

Таким образом, схожими у мужчин и женщин являются «Бизнес-леди» и «Интеллеюуалка — Интеллигентка», а различными - «Папина дочка», «Водитель такси», «Свой парень» (в случае мужского мнения), «Карьеристка», «Серая мышь», «Водитель - Ас» (по мнению женщин).

Таким образом, это говорит о существовании различий в стереотипах перцептивного образа женщин-водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.