Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева Эвелина Владимировна

В статье предлагается к рассмотрению анализ уровня развития образования и общества России в сравнении с зарубежными странами. Обозначена актуальность инновационного развития. В качестве методологической основы исследования представлена динамика изменений показателей инновационного развития человеческого капитала и науки в системе Global Innovation Index. Определены сильные и слабые стороны инновационного развития сферы образования в России и намечены приоритетные направления дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN LEVELS OF EDUCATION AND DEVELOPMENT OF SOCIETY

The article proposes to consider the level of development of education and society in Russia in comparison with foreign countries. The relevance of innovative development has been indicated. The methodology of the study presents the dynamics of changes in the indicators of innovative development of human capital and science in the Global Innovation Index system. The strengths and weaknesses of the innovative development of the education sector in Russia have been identified and priorities for further development have been outlined.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

of the text using color, font, tilt, size. Presentations allow you to successfully solve problems at various stages of the presentation of educational material. So, remembering the studied material, you can give 1-2 slides from the previous presentation, and the previously used presentation slides can be rearranged for the purpose of comparison or analysis. In the presentation of a generalizing lesson, you can include diagrams, tables, and diagrams. Creative use of information technologies allows the teacher to diversify the forms of presentation of the material in the classroom, making it interesting and accessible to perception. At the same time, the effectiveness of multimedia presentations depends on the skill of the teacher, and therefore the pedagogical, meaningful organization of multimedia presentations is a priority. Keywords: presentation, higher education, multimedia presentations, multimedia.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Сычева Эвелина Владимировна, к.э.н., доцент (evelina_sycheva@mail.ru) Санкт-Петербургский университет государственной ротивопожарной службы МЧС России Санкт-Петербург, Россия

В статье предлагается к рассмотрению анализ уровня развития образования и общества России в сравнении с зарубежными странами. Обозначена актуальность инновационного развития. В качестве методологической основы исследования представлена динамика изменений показателей инновационного развития человеческого капитала и науки в системе Global Innovation Index. Определены сильные и слабые стороны инновационного развития сферы образования в России и намечены приоритетные направления дальнейшего развития.

Ключевые слова: образование, развитие общества, человеческий капитал, инновационное развитие.

В эпоху глобализации, в ХХТ веке одними из ключевых и наиболее перспективных мер социально-экономического развития являются инновационные технологии. Внедрение инновационных технологий затрагивает все сферы человеческой деятельности и приводит к значительным изменениям не только глобального рынка, современного промышленного производства, экономики, но и сферы образования и развития общества [1].

Одним из главных ориентиров в образовательной среде на сегодняшний день являются инновации, которые повышают конкурентоспособность выпускников, способных эффективно использовать интеллектуальный капитал в профессиональной деятельности [2].

На сегодняшний день инновации в сфере образования, научные исследования и разработки — важная часть политических амбиций в большинстве развитых и развивающихся странах.

Наглядное представление о сопоставлении уровня инновационной деятельности с уровнем социально-экономического развития дают инноваци-

онные индексы инновационного развития Global Innovation Index 2020(GII 2020) [3].

Рейтинги GII составляет консорциум Корнельского университета (США), школы бизнеса INSEAD (Франция) и Всемирной организации интеллектуальной собственности с 2007 года. От России в Консультативный совет GII входит и участвует в методологической поддержке исследования профессор ВШЭ Леонид Гохберг. Рейтинг GII-2020 охватывает 131 страну, которые в совокупности производят 97,4% мирового ВВП. На территории этих стран проживает 93,5% населения мира.

GII 2007-2020 является постоянно развивающимся проектом, который основывается на своих предыдущих изданиях.

GII-2020 включает индикаторы, которые сгруппированы по семи основным направлениям, охватывающим элементы развития национальной экономики: институты, человеческий капитал, инфраструктура, развитие рынка, развитие бизнеса, развитие технологий и экономики и экономики знаний, развитие креативной деятельности. Каждое из этих направлений разделено на несколько поднаправлений, которые включают отдельные показатели, в общей сложности 80 показателей.

Цель глобального инновационного индекса заключается в предоставлении глубоких данных и, в свою очередь, в оказании помощи странам в оценке их инновационной деятельности во всех сферах социально-экономической деятельности и принятии обоснованных решений инновационной политики. В глобализованном мире предъявляются более высокие требования к разработке инновационной стратегии страны, чем к инновационной стратегии внутри страны [4].

GII помогает создать область исследования, в которой инновационные факторы, влияющие на уровень социально-экономического развития, находятся под постоянной оценкой. Эта оценка является ключевым инструментом для лиц, принимающих решения, и богатой базой данных подробных метрик для уточнения инновационного влияния, в том числе на уровень образования и развития общества.

В основных направлениях государственной политики РФ предусмотрена ориентация на развитие человеческого потенциала. Уровень образования и исследовательской деятельности в экономике являются показательными детерминантами инновационного потенциала нации. В системе GII это оценивается в направлении «Человеческий капитал и исследования».

Целью данной статьи является анализ оценки уровня образования по направлению «Человеческий капитал и исследования». Ценность человеческих ресурсов определяется уровнем образования [5]. В раздел «Человеческий капитал и исследования» включены три поднаправления: «Образование, «Высшее образование», «Научно-исследовательские разработки». Задачей исследования является сравнительная оценка уровней образования и развития общества России и зарубежных стран.

Показатели ранжирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели уровня образования России в системе Global Innovation Index

Показатели 2019 год 2020 год

Балл Ранг Балл Ранг

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛ И 45,6 30 48,3 23

ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Образование 51,0 46 57,6 35

1.1. Расходы на образование, % ВВП 3.7 82 3,8 86

1.2. Государственное финансирование Нет представления данных

1.3. Ожидаемая продолжительность обучения в 15,0 51 15,5 37

школе, годы

1.4. Оценка качества образования (PISA) в мате- 481,3 31 491,8 26

матике, естественных науках

1.5. Соотношение ученик-учитель, среднее 8.8 19 8,8 15

2.Высшее образование 49,9 17 50,3 14

2.1.Набор третьего уровня образования, % 81,9 17 81,8 17

2.2. Охват выпускников в области науки и инже- 30,0 15 30,9 10

нерии, %

2.3. Мобильность студентов, %. 4,3 56 3,9 54

3. Научно-исследовательские разработки 34,9 33 36,9 30

3.1. Численность исследователей 2 784,3 34 2851,7 33

3.2. Валовые расходы на НИОКР, % ВВП. 1,0 37 1,1 33

3.3. Расходы на НИОКР топ 3-х глобальных ком- 39,1 39 42,3 40

паний, (млн. $)

3.4. Рейтинг топ 3-х университетов, средний балл. 47,5 21 46,7 24

Источник: автор по данным Global Innovation Index (GII) 2020 [1]

Как видно из таблицы 1 улучшились показатели в 2020 году по направлению 3.4, которое определяет качество научных и научно-исследовательских институтов, измеряемое средним баллом трех ведущих университетов в Мировом рейтинге университетов 2020 года.

По остальным показателям положение незначительно ухудшилось.

Результаты, предложенного GII ранжирования десяти стран лидеров и России наглядно сведены на рисунке 1.

Как видно из рисунка 1 оценка уровней развития человеческого капитала и науки во всех странах, в том числе и России в 2020 году по сравнению с предыдущим годом снизилась. Это может быть вызвано имеющимся экономическим спадом. Отставание в рейтинге России от стран лидеров объясняется низкой способностью конвертировать высокий уровень человеческого капитала в технологические инновации [6].

Рисунок 1 - Показатели уровня развития человеческого капитала и науки в системе ОН 2019-2020

Динамики рейтингов по отдельным трем поднаправлениям, входящим в направление «Человеческий капитал и исследования» России и, для сравнения, мирового лидера в этом направлении Республики Корея наглядно изображены на рисунках 2, 3, 4.

Соотношение ученик-учитель, среднее

Расходы на образование, % ВВП 100

Оценка качества образования

(PISA) в математике, естественных науках

Ожидаемая продолжитель ность обучения в школе, годы

Россия 2019г. Россия 2020г. Республика Корея 2020г.

Рисунок 2- Динамика рейтингов направления «Образование»

в системе О11

Набор третьего

уровня

образования, %

80

60

40 ^—Россия 2019г.

20

^—Россия 2020г.

Охват Республика Корея 2020г.

Мобильность выпускников в

студентов, %. области науки и

инженерии, %

Рисунок 3 - Динамика рейтингов направления «Высшее образование» в

системе О11

Рейтинг топ 3-х университетов, средний балл.

Численность исследователе й

40

Расходы на НИОКР топ 3-х глобальных компаний, (млн. $)

Валовые расходы на НИОКР, % ВВП.

Россия 2019г. Россия 2020г. Республика Корея 2020г.

Рисунок 4 - Динамика рейтингов направления «Научно-исследовательские

разработки» в системе О11

Результаты проведенного исследования позволяют оценить текущий уровень образования и развития общества по сравнению со странами лидерами в этом направлении. Индексы, представленные в системе О11, позволяют увидеть слабые и сильные стороны в направлении «Человеческий капитал и исследования» и сформировать приоритетные направления развития образования и общества в будущем в соответствии со стратегией социально-экономического развития страны до 2030 года.

Список литературы

1. Бабкин А.В., Буркальцева Д. Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития [Электронный ресурс] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2017. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-tsifrovoy-ekonomiki-vrossii-suschnost-osobennosti-tehnicheskaya-normalizatsiya-problemy-razvitiya (дата обращения: 05.12.2020).

2. Суворова С.Д., Теванян А.М. Интеллектуальные ресурсы: основа современного общественного производства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 208-213.

3. Global Innovation Index [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org (дата обращения: 05.12.2020).

4. Sycheva E., Budagov A., Novikov A. Urban infrastructure development in a global knowledge-based economy. Shs web of conferences Collection of Materials of the 19th International scientific conference. University of Zilina. 2020. С. 03013.

5. Сычева Э.В. Стратегические направления в антикризисном кадровом менеджменте. Международный научный журнал. 2017. № 4. С. 14-18.

6. Сычева Э. В. Проблемы образования и развития общества в условиях городской цифровизации. Образование и проблемы развития общества. 2019. № 3 (9). С. 92-97.

7. Проблема развития сетевых технологий в образовании/ Малянова А.Р.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.20-23

8. Приемы, используемые педагогом для мотивации познавательной активности/ Муравейникова Е.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 24-25

9. Особенности профессионального становления личности студента в процессе обучения/ Небавова Т.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 26-29

10. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19

11. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27

12. Опыт применения технологии игрового и имитационного моделирования/ Са-вельникова Ж.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.2831

13. Вопросы инновационных технологий обучения, пришедших на смену традиционным методам обучения/ Суворова М.О.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 32-36

Sycheva Evelina Vladimirovna

candidate of economic sciences, Associate professor (evelina_sycheva@mail.ru)

Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia St. Petersburg, Russia

COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN LEVELS OF EDUCATION AND DEVELOPMENT OF SOCIETY

Abstract: The article proposes to consider the level of development of education and society in Russia in comparison with foreign countries. The relevance of innovative development has been indicated. The methodology of the study presents the dynamics of changes in the indica-

tors of innovative development of human capital and science in the Global Innovation Index system. The strengths and weaknesses of the innovative development of the education sector in Russia have been identified and priorities for further development have been outlined. Keywords: education, social development, human capital, innovation development.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ В СФЕРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕКСТИЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ Черунова Ирина Викторовна, д.т.н., профессор (e-mail: i sch@mail.ru) Донской государственный технический университет, г.Шахты, Россия Ташпулатов СалихШукурович, д.т.н., профессор (e-mail: ssht61@mail.ru) Ташкентский институт текстильной и лёгкой промышленности,

г.Ташкент, Узбекистан Нутфуллаева Лобар Нуруллаевна, доктор философии PhD (e-mail: lobarnur@mail.ru) Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Узбекистан

В статье представлены результаты исследования и разработки концепции и основных методологических подходов международного образовательного проекта между университетами России и Узбекистана. Для поддержки тренда развития промышленности двух стран на базе прочно сформировавшегося профессионального союза ученых и специалистов России и Узбекистана была разработана новая совместная образовательная программа магистратуры, актуальная для решения задач двух дружественных стран-партнеров: «Формирование нового поколения кадрового обеспечения реинжиниринга текстильной индустрии на основе международной образовательной программы «Инноватика: Текстильные технологии»». Представлены результаты исследования релевантных образовательных программ в России и других странах. Сформулирована новизна и приоритетные принципы образовательной программы.

Разработка совместной образовательной программы магистратуры выполняется при поддержке Фонда В.Потанина (проект ГСГК-68/20) .

Ключевые слова: образовательная программа, магистратура, международный образовательный проект, инноватика, текстильные технологии.

Введение.

За последние 30 лет в России и многих странах СНГ произошел спад в текстильной промышленности, утрачены не только многие предприятия, но и многие технологии. Последние 10 лет наблюдается определенный рост. Кадровый голод - это самая большая проблема на этом пути[1]. При

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.