Научная статья на тему 'Тенденции инновационного развития сферы образования'

Тенденции инновационного развития сферы образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / EDUCATION / HUMAN CAPITAL / INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева Эвелина Владимировна

В статье обозначена актуальность инновационного развития сферы образования. Предложена к рассмотрению в качестве методологической основы исследования динамика изменений показателей инновационного развития человеческого капитала и науки в системе Global Innovation Index. Определены приоритетные направления дальнейшего инновационного развития сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сычева Эвелина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SECTOR

The article outlines the relevance of innovative development of the education sector. It is proposed to consider as a methodological basis for the study the dynamics of changes in the indicators of innovative development of human capital and science in the Global Innovation Index system. Priority areas of further innovative development of the education sector have been identified.

Текст научной работы на тему «Тенденции инновационного развития сферы образования»

УДК 001.895

ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

Сычева Эвелина Владимировна, к.э.н., доцент (evelina_sycheva@mail.ru) Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России Санкт-Петербург, Россия

В статье обозначена актуальность инновационного развития сферы образования. Предложена к рассмотрению в качестве методологической основы исследования динамика изменений показателей инновационного развития человеческого капитала и науки в системе Global Innovation Index. Определены приоритетные направления дальнейшего инновационного развития сферы образования.

Ключевые слова: образование, человеческий капитал, инновационное развитие.

Сфера образования является одной из ключевых и наиболее перспективных сфер конкуренции за экономическое влияние между странами в XXI веке. Глобальная конкуренция ставит перед государством совершенно новые цели в сфере образования. Чтобы обеспечить успешное развитие экономики, система образования должна обеспечить экономику компетентными специалистами. В основных направлениях государственной политики РФ предусмотрена ориентация на развитие человеческого потенциала с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики [1].

Страны, способные адаптировать свою образовательную систему к новым потребностям, значительно укрепят свои экономические позиции и тем самым экономическую безопасность, что является всегда актуальным. Важнейшим компонентом адаптации является достижение баланса между стратегическими, тактическими и оперативными целями системы и ее реальными возможностями, определяемыми не только ресурсным основанием системы, но и тенденциями ее развития, прогнозами конъюнктуры рынка, действиями конкурентов [2].

Одним из главных ориентиров в образовательной среде на сегодняшний день является инновации, которые повышают конкурентоспособность выпускников, способных эффективно использовать интеллектуальный капитал в профессиональной деятельности [3]. В основе инновационной модели развития и использования человеческого капитала заложена ориентация на высококвалифицированный персонал [4]. Важно отметить, что человеческий капитал является одним из основных конкурентных преимуществ инновационного развития России [5].

В целях управления инновационным развитием сферы образования необходимы научно-методологические подходы к проведению мониторинга

и анализа готовности и уровня развития инновационных процессов в сфере образования.

Целью исследования является анализ инновационного развития сферы образования России. Задачей исследования является сравнительная оценка динамики инновационного развития России и стран-лидеров на мировом уровне.

Для оценки уровня инновационного развития сферы образования в настоящее время нет общепринятых критериев. В российской и международной практике cуществуют разные подходы, используемые для мониторинга развития системы образования. Исходя из изучения имеющихся статистических источников, предлагается для проведения анализа воспользоваться показателями - индексами инновационного развития Global Innovation Index (GII) 2019 [6]. GII является одним из ведущих инструментов для оценки эффективности инноваций в экономике, представляя 80 подробных показателей для 129 стран.

Результаты применения предложенного GII подхода ранжирования по субиндексу «Человеческий капитал и наука», входящего в общий индекс инновационной деятельности десяти стран-лидеров и России, наглядно изображены на рисунке 1.

70 -1—66,5 60

х 50

го

е;

Л 40 to

| 30

(U J

° 20

10 0

63,4 63,2 63,1 63 62,1

60,2 59,3

57,7

J?

jfr Jt ^ # л#

/ / / / ^ S «/ /

Г ^

/

48,3

Источник: автор по данным Global Innovation Index (GII) 2019 [6]

Рисунок 1 - Показатели уровня развития человеческого капитала

и науки в системе GII 2019

В таблице 1 представлены показатели инновационного развития образования в России за период 2015-2019 г. г.

Таблица 1 - Показатели инновационного развития образования в России в _субиндексе «Человеческий капитал и наука»_

Наименование показателя Год

2015 2016 2017 2018 2019

балл/ранг

1. Субиндекс «Человеческий капитал и наука» 47,5/26 50,4/23 50,0/23 48,4/22 48,3/23

1.1. Подсубиндекс «Образование» 57,0/20 58,5/27 59,7/23 57,5/27 57,6/35

1.2. Подсубиндекс «Высшее образование» 47,1/24 47,7/23 48,8/23 49,1/19 50,3/14

1.3. Подсубиндекс «Научные исследования и разработки (НИОКР)» 38,5/28 45,0/25 41,5/25 38,6/27 36,9/30

Образование необходимо в части формирования общества будущего и развития человеческого капитала [7]. Уровень образования и исследовательской деятельности, включенные в обобщенный рейтинг «Человеческий капитал и наука» являются основными детерминантами инновационного потенциала. Этим показателем дается оценка человеческого капитала.

Подсубиндекс «Образование» включает сочетание показателей, направленных на учет достижений на уровне начального и среднего образования:

- расходы на образование, % ВВП;

- государственное финансирование;

- ожидаемая продолжительность обучения в школе, годы;

- оценка качества образования (PISA) в математике, естественных науках;

- соотношение ученик-учитель, среднее.

Подсубиндекс «Высшее образование» включает:

- набор третьего уровня образования, %;

- охват выпускников в области науки и инженерии, %;

- мобильность студентов, %.

Подсубиндекс «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)» включает:

- численность исследователей;

- валовые расходы на НИОКР, % ВВП;

- расходы на НИОКР топ 3-х глобальных компаний, среднее топ 3, млн долларов США;

- рейтинг топ 3-х университетов, средний балл.

Расходы на образование, ожидаемая продолжительность обучения в школах, государственное финансирование на одного учащегося, дает представление об уровне приоритета, отданного государству на среднее образование (за исключением финансирования из-за рубежа).

Качество образования измеряется по результатам Программы ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA), в которой рассматриваются результаты 15-летних учащихся в области математики и естественных наук, а также соотношение учащихся и учителей.

Высшее образование имеет решающее значение для того, чтобы экономика продвигала цепочку создания стоимости за пределы простых производственных процессов и продуктов.

Подсубиндекс по высшему образованию направлен на охват (зачисление в высшие учебные заведения) студентов. Приоритет отдается отраслям, традиционно связанным с инновациями (с рядом выпускников высших учебных заведений в области науки, машиностроения, производства и строительства) и мобильность студентов высших профессиональных университетов, которые играют решающую роль в обмене идеями и навыками, необходимыми для инноваций.

Подсубиндекс по НИОКР измеряет уровень и качество деятельности в области НИОКР, с показателями по исследователям (эквивалентность полного времени), валовые расходы, расходы на НИОКР ведущих мировых расходов на НИОКР, а также качество научных и научно-исследовательских институтов в качестве измеряется средним баллом трех лучших университетов в рейтинге Всемирного университетского рейтинга. Расходы на НИОКР трех ведущих фирм в данной экономике рассматриваются средние расходы этих трех фирм, которые входят в число 2500 крупнейших расходов на НИОКР во всем мире. Индикатор рейтинга университетов дает средние баллы трех лучших университетов экономики, которые входят в число 700 лучших университетов мира. Эксперты отметили высокое качество научных публикаций в России, а также высокие показатели трех крупнейших университетов: Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета и Новосибирского государственного университета.

Динамика показателей инновационного развития образования в России, входящих в субиндекс «Человеческий капитал и наука», наглядно представлена на рисунке 2.

Как видно из графика динамики подсубиндексов (образование, высшее образование, НИОКР), включая обобщающий показатель-субиндекс (человеческий капитал и наука), повышение инновационного развития образования остановилось в 2016 г. затем медленное снижение до уровня примерно 2015 года в настоящее время. Наиболее заметно снижение показателей НИОКР до уровня ниже 2015 года. Это можно объяснить общим экономическим спадом во всей инновационной сфере РФ и не совсем удачными реформами Правительства РФ, касающимися образования.

Отставание России от стран-лидеров в рейтингах Global Innovation Index связано с появлением целого комплекса рисков, которые необходимо преодолевать. «Все это обуславливает потребность создания системы управ-

ления риском с привлечением специалистов по управлению рисковыми ситуациями» [8].

Источник: автор по данным Global Innovation Index (GII) 2019 [6]

Рисунок 2 - Динамика показателей инновационного развития образования

в России за период 2015-2019 г. г.

Выводы.

Индексы инновационного развития позволяют оценить уровень развития современных образовательных процессов сферы образования и определить приоритетные направления развития в будущем с целью укрепления экономических позиций и конкурентоспособности страны на мировом уровне.

В условиях нарастания отставания от лидирующих в рейтингах «Global Innovation Index» стран России придется столкнуться с целым рядом рисков в сфере образования и развития общества. К числу основных рисков можно отнести риски, связанные с низкой способностью конвертировать высокий уровень человеческого капитала в технологические инновации.

В России должна быть выстроена система страховки от глобальных рисков и угроз. Мы должны их видеть, предотвращать, а также соответствующим образом реагировать. Это потребует специальным образом сфокусированной системы фундаментальных исследований и научно-технологического прогнозирования.

Список литературы

1. Указ президента Российской Федерации №208 от 13.05.2017 г. « О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

2. Горовой А.А. Пространственное распределение интеграционных образований сферы сервиса в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. - СПб. : Астерион, 2014. - 136 с.

3. Суворова С. Д., Теванян А.М. Интеллектуальные ресурсы: основа современного общественного производства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 208-213.

4. Сычева Э.В. Стратегические направления в антикризисном кадровом менеджменте. Международный научный журнал. 2017. № 4. С. 14-18.

5. Негреева В.В., Алексашкина Е.И., Куркина Н.В. Пути рационализации и совершенствования системы управления персоналом с целью повышения экономической эффективности инновационных предприятий. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 2. С. 122-130.

6. Global Innovation Index [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org (Дата доступа: 05.03.2020).

7. Evelina Sycheva, Artur Budagov and Andrey Novikov. Urban infrastructure development in a global knowledge-based economy // SHS Web of Conferences 74, 03013 (2020) Globalization and its Socio-Economic Consequences 2019. https://doi.org/10.1051/shsconf/20207403013.

8. Сычева Э.В, Луговской Р. А. Антикризисное управление. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2013. 40 с.

Sycheva Evelina Vladimirovna

candidate of economic sciences, Associate professor (evelina_sycheva@mail.ru)

Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia St. Petersburg, Russia

TRENDS IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SECTOR Abstract: The article outlines the relevance of innovative development of the education sector. It is proposed to consider as a methodological basis for the study the dynamics of changes in the indicators of innovative development of human capital and science in the Global Innovation Index system. Priority areas of further innovative development of the education sector have been identified. Keywords: education, human capital, innovation development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.