ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
УДК 378.4
О. С. Щучинов, Н. С. Ладыжец
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗАПАДНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
Рассматривается веб-сайт как важнейший элемент маркетинговой стратегии любой организации, который не просто привлекает внимание и предоставляет информационные услуги, но способствует формированию целостного и последовательного образа организации, её репрезентации как брэнда.
Ключевые слова: веб-сайт, веб-страница, средства коммуникации.
В современных условиях веб-сайт является важнейшим элементом маркетинговой стратегии любой организации. Он не просто привлекает внимание и предоставляет информационные услуги, но способствует формированию целостного и последовательного образа организации, её репрезентации как брэнда [1. С.99]. Западные университеты имеют длительную историю визуализации академических ресурсов в интернет-пространстве. В начале 1990-х гг. у большинства американских и европейских вузов появились отдельные веб-сайты, существенно различавшиеся по степени разработанности и сложности. Многие из них возникли как информационные страницы для наиболее технологически продвинутых подразделений университета [2. Р.217]. За неполные двадцать лет веб-страница стала не просто неотъемлемой частью образа вуза, но и одним из наиболее заметных публичных отражений университета, его брэнда и миссии [3. Р.28]. Она является основным источником информации о вузе для потенциальных студентов, преподавателей и партнёров университета, средством коммуникации для доноров, родителей студентов, выпускников вуза.
Несмотря на существенные изменения стандартов организации академических веб-страниц с 90-х гг., основными ориентирами для веб-дизайнеров по-прежнему являются доступность и лёгкость использования сайта. В то же время значительное увеличение объёма информации на странице типичного западного вуза привело к необходимости разработки эффективных механизмов её поддержания и своевременного обновления. Решением этой проблемы стала разработка единого шаблона, стандартной структуры сайта, позволяющей форматировать страницы подразделений университета, представленных в интернет-простанстве. Элементами такого рода шаблона являются: расположение основных рубрик на странице, дизайн, цветовая гамма, шрифты, графические элементы и навигационные ссылки. Различные подразделения университета получают тот или иной уровень свободы в редактировании содержания собственной страницы [2. Р.218]. Использование такого рода шаб-
лонов позволяет создать целостный и непротиворечивый образ интернет-репрезентации западного университета.
Страница, посвящённая научной работе вуза, как правило, не является наиболее посещаемой. Главная страница сайта западного университета и сайт его библиотеки пользуются значительно большей популярностью, чем сайты других академических подразделений [4. Р.226]. В интернет-пространстве большое количество ссылок на ту или иную электронную страницу считается показателем её популярности, косвенно свидетельствуя о высоком качестве содержания. Именно на этом принципе основаны многие популярные службы поиска, например Google. Однако, согласно результатам исследования 2002 г. М. Телуолла, такое обобщение лишь частично оправдано для академических ресурсов. Предложенный им анализ сайтов 100 британских вузов, на которые наиболее часто ссылаются другие сайты, показал, что 23 из них обязаны своим высоким положением в рейтинге автоматическому включению в списки вузов на сайтах других университетов. Специфика цитирования в сети Интернет такова, что наибольшей популярностью пользуются страницы, содержащие коллекции ссылок на другие ресурсы. В этой связи не удивительно то, что 45 проанализированных Телуоллом страниц представляли собой главную страницу основного сайта университета, и лишь одна из 100 страниц, на которые наиболее часто ссылались внешние ресурсы, содержала данные, имеющие отношение к научной работе вуза [5. Р.485]. Таким образом, частота цитирования является, скорее, показателем того, что страница вуза «ссылается» на многочисленные другие ресурсы, а не отражением высокого качества научной деятельности университета. Поэтому использование лишь таких веб-метрических критериев, как «количество внешних ссылок», не всегда правомерно для ранжирования веб-сайтов, отражающих научную деятельность университетов.
Тем не менее, дизайн страницы, представляющей научноисследовательскую работу вуза, играет ключевую роль в репрезентации академических ресурсов университета в интернет-пространстве. Именно направления исследовательской деятельности вуза отражают его приоритеты, сильные области, помогая потенциальным студентам и новым сотрудникам сделать правильный выбор места обучения или работы. Кроме того, научные подразделения западных университетов активно используют свои веб-сайты для маркетинга, связей с общественностью и обеспечения финансирования исследовательской деятельности [6. Р. 628].
Одной из уникальных особенностей веб-сайта, отличающей его от других стратегий репрезентации академических ресурсов и наукоемких технологий университета, является его интерактивность. Эксперименты, проведённые Дж. Сонгом и Дж. Зиханом, подтвердили справедливость двух основных теорий, раскрывающих содержание этого понятия [1. Р.99]. Так, согласно теории «телеприсутствия», опосредованная среда создаётся и затем переживается, а значит, как форма и свойства носителя (скорость и простота получения информации, её объём, структура организации информации на сайте), так и от-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
ношение пользователей влияют на восприятие интерактивности сайта. Результаты двух экспериментов с участием 341 студента на первом этапе и 121 студента на втором показали, что наличие на странице таких элементов, как карта структуры сайта, меню «поиска», кликабельные фото, карты и рисунки, положительно влияет на восприятие её интерактивности. Простота организации сайта, измеряемая в количестве переходов с одной страницы на другую, необходимом для получения доступа к искомой информации, также оказала влияние на степень удовлетворённости пользователей, их отношение к сайту и склонность использовать его вновь [1. Р.109]. По-мнению испытуемых, когда они достигали цели с минимальным количеством переходов от одной страницы к другой, они чувствовали, что лучше контролируют ситуацию.
Альтернативно в теории «интерактивности» отдаётся приоритет содержанию информации. Подтверждая её справедливость, эксперименты Сонга и Зихана продемонстрировали положительный эффект персонализации информации на сайте. Так, наличие фотографий сотрудников, биографической информации, данных об их научной деятельности, гиперссылок на электронные адреса представляется важным компонентом репрезентации академических ресурсов современных западных университетов в интернет-пространстве. Актуальность приобретает и наличие функций «чата» и форума, обеспечивающих общение лиц, использующих сайт, с сотрудниками научных подразделений университета, в реальном времени отвечающими на вопросы студентов, работников, деловых или научных партнёров вуза.
Безусловно, при выборе репрезентативной стратегии академических ресурсов и наукоемких технологий вуза в сети Интернет необходимо учитывать и тот факт, что когнитивные потребности её пользователей существенно различаются. Так, О. Кайнар обнаружила корреляцию между использованием Интернета для достижения профессиональных целей и ярко выраженной когнитивной потребностью [7. Р.370]. Степень детализации информации в разделах для потенциальных бизнес-партнёров вуза, таким образом, должна быть максимальной.
На восприятие посетителями интерактивности сайта также влияет и ситуация поиска. Согласно теории «когнитивного контроля» объём представленной информации в большей степени влияет на формирование ощущения контроля для людей, находящихся в стрессовой ситуации [1. Р.100]. Другими словами, лица, находящиеся в условно «стрессовой» ситуации, например потенциальные студенты или деловые партнёры, изучающие информацию о научной работе вуза, более положительно воспринимают простую организацию сайта. Столкнувшись с трудностями при поиске интересующей их информации, они с большей вероятностью прекратят поиск. Поэтому информация для этой категории пользователей в идеале должна быть наиболее легко доступна и высоко персонализована.
В целях выделения основных репрезентативных стратегий визуализации академических ресурсов и наукоемких технологий в интернет-пространстве в марте 2008 г. был проведён контент-анализ содержания сайтов 50 лучших за-
падных университетов. Базой данных для отбора послужил сводный рейтинг интернет-представленности вузов Webometrics, использующий три основные критерия: продуктивность, видимость в Интернете и влиятельность. Продуктивность университетов здесь определяется по математической комбинации рейтингов размера сайта, числа подробных файлов, количества статей, опубликованных за последние 10 лет, и записей в таблице учёных. Критерий «видимость» объединяет представленность интернет-ссылок, число цитат статей в базе данных ISI и количество посещений (популярность) электронного домена. Влиятельность вузов определяется в соответствии с позицией университета в Шанхайском рейтинге, а также в рейтингах цитат, согласно данным Webometrics, Times и ESI - для сравнительных целей.
Из итогового рейтинга Webometrics для анализа были отобраны пять лучших на 1 марта 2008 г. американских классических университетов: Стэн-фордский Университет, Гарвардский Университет, Госуниверситет Пенсильвании, Университет Калифорнии Беркли и Университет Мичигана, и пять случайным образом отобранных вузов с рейтингами от 5 до 50: Университет Висконсина Мэдисон, Университет Техаса в Остине, Университет Вашингтона, Колумбийский Университет, Принстонский Университет, Университет Пенсильвании, а также десять случайным образом отобранных «средних» вузов с рейтингами от 50 до 100: Университет Южной Каролины, Аризонский госуниверситет, Флоридский госуниверситет, Университет Айовы, Университет Питтсбурга, Университет Нью-Йорка, Госуниверситет Юты, Университет Массачуссетса Амхерст, Госуниверситет Огайо, Университет Колорадо. Среди европейских и австралийских классических университетов лучшие пять в рейтинге представлены британскими университетами Кембриджа, Оксфорда, Эдинбурга, финским Университетом Хельсинки и норвежским Университетом Осло. Пять случайным образом отобранных вузов с рейтингами от 5 до 50 составили шведские университеты Стокгольма и Линкопинга, немецкий Университет Гамбурга и австралийские университеты Сиднея и Мельбурна. Десятку «средних» вузов, отобранных с помощью генератора случайных чисел из европейских и астралийских классических университетов с рейтингами от 50 до 100, составили: австралийский Университет Аделаиды, голландский Университет Лейдена, немецкий Университет Франкфурта-на-Майне им. И.В. Гёте, итальянский Университет Пизы, британские Университеты Ланкастера и Вестминстера, шведские университеты Умеа и Готеборга, французский ENS Парижа и испанский Университет Гранады.
В качестве сравнительной группы были отобраны сайты десяти лучших западных технических университетов, согласно рейтингу Webometrics, на 1 марта 2008 г.: американские Массачуссетский технологический институт, Политехнический институт и госуниверситет Вирджинии, Технический институт Джорджии, Технический институт Аризоны, Швейцарский федеральный институт технологии Цюриха, Норвежский университет науки и технологии, французский Университет Пьера и Мари Кюри, немецкий Техниче-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
ский университет Дрездена, австралийские Университет Технологии Сиднея и Университет Технологии Куинслэнда.
Контент-анализ главной страницы 40 классических и 10 технических западных вузов показал, что принцип персонализации информации наиболее полно реализован на сайтах американских университетов. Главные страницы практически всех университетов содержат крупные фотографии, занимающие значительную часть их пространства. Сайты традиционных и исследовательских университетов, как правило, вывешивают фото студентов на кампусе (Университет Пенсильвании, Университет Нью-Йорка), в библиотеке (Колумбийский университет), фото занимающихся спортом (Стэнфорд), юмористические фото-коллажи (Госуниверситет Пенсильвании) или фото преподавателей и студентов (Гарвард, Университет Айовы, Принстон). Тогда как американские технические университеты помещают на главной странице крупные фотографии студентов в лаборатории, оборудования, графики (Политехнический институт и Госуниверситет Вирджинии, Технический институт Аризоны, Институт технологии Джорджии). Главные страницы многих сайтов содержат интерактивное слайд-шоу из фотографий студентов (Госуниверситет Флориды, Госуниверситет Огайо, Госуниверситет Аризоны, Университет Колорадо). Таким образом, судя по личностной персонализации, а именно активному использованию фото студентов и преподавателей, главная страница большинства американских университетов адресована потенциальным и актуальным студентам, что соответствует основной функции университета - предоставлению образовательных услуг.
Лишь американские вузы с кластерной, многокампусной организационной структурой именуют относительно нейтральную, обезличенную главную страницу «Системный дом»/Systemwide home (Университет Калифорниии), «Система»/System (Университет Висконсина, Университет Техаса) или «Приветственная»/Welcome (Университет Массачусеттса), предлагая обратиться к сайтам конкретных кампусов за более подробной и персонализированной информацией. Соответственно задача фотографий на главных страницах сайтов отдельных вузов, составляющих тот или иной кластер, - обозначить их географическую принадлежность, отличие от других кампусов. Персонализация здесь реализуется не личностно, через представление фото студентов, а географически, с использованием фотографий наиболее известных зданий на кампусе (Университет Калифорнии Беркли, Университет Техаса в Остине, Университет Массачусеттса Дартмут, Университет Висконсина Мэдисон).
Европейские и австралийские вузы значительно меньше персонализируют свои главные страницы, которые либо вообще не содержат ни одного из графических элементов (Университет Оксфорда/Великобритания), либо имеют небольшой по объёму рисунок с логотипом вуза (Университет Пизы/Италия, ENS Парижа/Франция), миниатюрные фото студентов (Университет Хельсинки/Финляндия, Университет Кембриджа/ Великобритания, Университет Мельбурна/Австралия, Университет Ланкасте-
ра/Великобритания) или цветов (Университет Стокгольма/Швеция), книг (Университет Осло/Норвегия), элементов пейзажа (Университет Гранады/Испания, Университет Умеа/Швеция, Университет Аделаиды/Австралия). Технические вузы Европы также минимально используют графические средства для персонализации своих страниц (Швейцарский федеральный институт технологии Цюриха), однако оформление главных страниц австралийских технических университетов похоже на американское (Университет Линко-пинга, Университет технологии Сиднея, Университет технологии Куинслэн-да). Такого рода региональные различия обусловлены, по-видимому, значительно более острой конкурентной борьбой за привлечение студентов между американскими вузами. Высокая мобильность американских студентов приводит к тому, что большинство из них не использует скидки на обучение в госуниверситетах своего штата, ориентируясь на собственные академические интересы в большей степени, нежели на географическое расположение или форму собственности вуза [8. Р.1495].
Важная роль исследовательской работы в создании и поддержании высокого статуса университета подтверждается тем, что главная страница сайтов большинства крупных западных университетов, вне зависимости от их формы собственности и престижности, содержит ссылку на раздел «Исследо-вания»/Яе8еагеЬ или «Наука»/8аепсе. Из 50 изученных сайтов лишь два (Университет Пизы/Италия и Технический институт Аризоны/США) не имеют такой рубрики на главной странице. Однако организационная структура сайтов вузов отражает и стратегии управления университетской наукой. Так, в крупных вузах (и в ведущих исследовательских, и в традиционных, ориентированных, прежде всего, на предоставление образовательных услуг) раздел «Исследования» или «Наука» занимает одно из первых мест в списке ссылок на различные подразделения вуза. Из 10 ведущих вузов США и Европы 3 указывают её на втором месте, после рубрики «Академические программы», а один (Университет Хельсинки/Финляндия) использует рубрику «Наука и исследования»/8с1епсе and research в качестве первой на своей главной странице. Остальные 6 университетов из первой десятки указывают в основной карте сайта не только ссылку на страницу о научно-исследовательской работе не ниже 3-4 позиции, но и ссылки на 3-5 подразделов. Однако для небольших провинциальных университетов выделение рубрики «Наука» на основной странице сайта менее характерно. Например, Университет Вилмингтона (США) упоминает «Исследовательские ресурсы»/К^еагЛ resources лишь как подраздел ссылки «Библиотека»/ЫЬгагу, Университет Колорадо включает «Исследования»/К^еагЛ в рубрику «Подробнее об Университете Колоро-до»/Explore CU. Университет Юты и Госуниверситет Аризоны указывают ссылку на научную работу на одном из последних мест среди более чем 20 других рубрик.
Помимо «Библиотеки»/Library, на главной странице крупных традиционных и исследовательских университетов США наиболее часто встречаются отдельные ссылки на медицинское подразделение университета, отдел меж-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
дународных отношений и спортивные достижения студентов. Социальную ориентацию вузов с расширенной традиционной моделью управления научной работой отражает, в частности, указание на главной странице такого раздела, как «Сотрудничество с государством и общественностью»/8!а!е and community partnership (Университет Мичигана), «Расширение и ох-
вато/Extension and outreach (Госуниверситет Айовы), «Взаимодействие с об-щиной»/Community engagement (Университет Аделаиды).
Прикладная ориентация крупных технических вузов находит отражение, в частности, в большей вероятности помещения ссылки на информацию об экономической стороне их деятельности на главной странице. Например, у Института технологии Джорджии в основном меню присутствует ссылка на раздел «Экономическое развитие»/Economic Development. Однако прямые ссылки на проекты, ориентированные на коммерциализированное сотрудничество с внешними партнёрами, крайне редко находятся на основной странице классических американских университетов. Чаще они помещены внутри раздела «Наука». Если же их выделяют, как, например, в Госуниверситете Айовы, в отдельную категорию, то она, как правило, носит название «Биз-^^/Business или «Промышленность »/Industry и заменяет раздел «Наука».
Информационное предложение научных идей университета для поиска партнеров и последующей коммерциализации значительно более агрессивно делают сайты европейских вузов. Так, четыре из пяти лучших университетов Европы указывают на своей главной странице ссылку на «Предприниматель-^^^Enterprise (Оксфорд) «Услуги и сотрудничество»/ Services and
cooperation (Университет Хельсинки), «Деловые услуги»/Business Services (Кембридж), «Бизнес и промышленность »/Business and industry (Университет Эдинбурга). Помимо контактной информации, описания форм финансовой поддержки вуза, типичные рубрики этой страницы представлены такими разделами, как коммерциализация исследований, консультационные услуги, трансфер наукоемких разработок, региональные проекты, информация о вакансиях и исследовательских позициях. Однако эта информация носит лишь статусно-репрезентативный и рекламный характер, поскольку сами разделы содержат минимальную информацию о количестве реализованных проектов, которая сопровождается значительным числом красочных фотографий и иллюстраций. Например, основной раздел «Коммерциализация исследова-ния»/Research commercialization Университета Эдинбурга лишь кратко описывает вуз как ведущий в области сотрудничества с индустрией. В то же время ссылка на подраздел «Совместные исследования»/Collaborative research содержит не только список всех актуальных проектов, в которых участвуют сотрудники университета, но и подробную информацию о реализации совместных коммерческих проектов в таких областях, как гуманитарные и социальные науки, биотехнологии, энергетические и экологические проекты, информационные технологии и коммуникационные системы. Каждый подраздел, в свою очередь, содержит ссылку либо на брошюру с деталями реализации конкретных проектов в формате .pdf, либо страницу с подробным опи-
санием исследовательского проекта, например, модель управления резервуаром для более эффективного извлечения гидрокарбоната, указанием номера патента и интерактивной формой заявки на сотрудничество.
Существенные различия, отражающие управленческую структуру, можно обнаружить и при рассмотрении организации информации, представленной внутри собственно раздела «Наука». Страницы университетов с расширенной традиционной моделью управления научной работой содержат на основной странице раздела, посвященного исследовательской деятельности, относительно небольшое количество ссылок. Нередко эта страница используется лишь для обращения проректора с небольшой приветственной заметкой о научной работе вуза к широкой аудитории пользователей: потенциальным и реальным студентам, аспирантам, преподавателям, бизнес-партнерам. Обращение проректора или вице-президента по научной работе, текст которого регулярно обновляется, выполняет здесь рекламную и статуснорепрезентативную роль.
Типичные разделы сайта, посвященного научной работе небольшого вуза или крупного, но не ориентированного на исследовательскую работу университета, ограничиваются ссылками на статусно-репрезентационные материалы. К их числу относятся: основные факты по научной работе вуза, рекламный проспект с фотографиями студентов, сотрудников университета и общей информацией для аспирантов и исследователей (Университет Вестминстера/Великобритания). Несмотря на относительное обилие ссылок на вспомогательные материалы о научных публикациях, материалы о работе отдельных исследовательских подразделений и групп, внедрении полученных результатов, - объём информации, описывающей конкретные подразделения или исследовательские группы, минимален. Она представлена одним-двумя абзацами текста и носит абстрактный, не детализированный характер, что позволяет сделать вывод о её, в первую очередь, рекламной направленности. Вузы, приоритетом которых является предоставление образовательных услуг, также чаще выделяют отдельный подраздел «Исследовательская работа студентов»/иМе^га^а!е Research (Университет Флориды). Здесь представлены информация о вузовском журнале, архив публикаций, контактная информация преподавателей и менторов, описание исследовательских возможностей, предлагаемых студентам в рамках основных академических программ, в разделе «Популярные вопросы»/Ргедиеп1;1у asked questions предложены ответы на наиболее часто возникающие у потенциальных и актуальных студентов вопросы об исследовательской работе университета.
Детализация научной страницы крупных исследовательских университетов значительно более подробна. Здесь можно выделить две основные стратегии представления материалов. В рамках первой- информация структурируется согласно целевой аудитории. Статусно-репрезентативные материалы, такие как информация о количестве наград, грантов, стратегический план научной работы вуза, представлены в разделе «Вице-президент по научной работе»/УР for Research, тогда как вспомогательная информация отраже-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
на в подразделах «Для сотрудников и научных работников »/For faculty and staff, «Для студентов »/For students, «Для общественности»^ог public (Университет Айовы/США).
Вторая стратегия предполагает рубрикацию информации согласно организационной структуре научных подразделений отдельных факультетов вуза. Таким образом, на заглавной странице «Исследования»/К^еагсИ представлены ссылки на сайты отдельных подразделений и/или институтов, например: «Естественные науки», «Медицинский центр», «Бизнес», «Социальная работа», «Инженерия» и др., а также ссылки на сайты основных «Исследовательских ресурсов университета»/ишуегейу research resources, к числу которых относятся, в частности, директория научных сотрудников вуза, ссылки на подразделения, занимающиеся планированием, финансированием научных разработок, а также их внедрением (Университет Кембриджа/Великобритания) .
Многие вузы сочетают эти две стратегии в меню навигации сайта, указывая как тематические подразделы, так и рубрикацию, согласно целевой аудитории. Например, страница о научной работе Университета Гамбурга имеет в вертикальном индексе с правой стороны страницы такие тематические разделы, как «Исследовательский профиль»/Research profile, «Финансирование исследований и научные гранты»/Research funding and junior scholars grants, «Трансфер технологий»/Technology transfer, «Факультеты и исследовательские институты»/Faculty and research institutions. А в горизонтальном меню навигации сайта информация представлена в разделах, адресованых таким целевым группам, как «Потенциальные студенты »/Prospective students, «Студенты»/Students, «Учёные»/Scientists, «Сотрудники»/Staff, «Деловые партнёры»/Business partners и «Выпускники^АЫшш.
Для проведения сравнительного анализа отражения основных направлений научной деятельности и управленческих стратегий на сайтах российских и западных университетов были более подробно рассмотрены сайты четырёх классических университетов, включенных в выборку: Университета Стэнфорда, Университета Кембриджа, Университета Айовы и Университета Аделаиды, и одного технического - Массачусеттского технологического института. Контент-аналииз сайтов, включенных в выборку западных университетов, проводился по единой методике, обеспечивающей возможности сопоставимости результатов.
Сайт Университета Стэнфорда (Stanford University, США -http://stanford.edu/) интерактивен, имеет левостороннее вертикальное основное навигационное меню и интерактивное выпадающее меню для каждого основного подраздела, индекс основных ресурсов, систему поиска. Логотип университета и шаблон дизайна (красно-белая цветовая гамма, шрифты) используются на страницах подразделов в качестве «бренда». На каждой странице отражена контактная информация лиц, которые отвечают за деятельность описываемого на ней подразделения. Информация высоко персонализирована: каждый раздел сайта сопровождается фотографиями или слайд-шоу из фотографий, графиками, таблицами, видеофрагментами.
шоу из фотографий, графиками, таблицами, видеофрагментами. Информация на сайте регулярно обновляется, и её мониторинг легко осуществим, поскольку при разработке сайта предусмотрены выкладки дат обновления.
Сайт представляет Стэнфорд не только как лидера в области образовательных услуг, но и как один из лучших исследовательских университетов мира, сотрудниками которого на данный момент являются 16 нобелевских лауреатов, 4 лауреата Пулитцеровской премии и 24 учёных, удостоенных премии МакАртура. Ссылка на страницу о научной работе представлена на главной странице сайта на втором месте после раздела «Академические программы». Собственно раздел «Исследования»/Research представлен восемью основными рубриками: «Обзор»/Overview, «Подразделения»/Schools, «Фа-культеты»/Departments, «Исследовательские центры»/Research centers, «Мультидисциплинарные исследования»/Multidisciplinary research, «Центр линейного ускорения Стэнфорда»^ЬАС, «Библиотеки»/Libraries, «Исследовательские программы для студентов»/Undergraduate research programs.
Достоинством Стэнфорда, по материалам сайта, является поощрение междисциплинарных исследований. Содержание раздела
«Междисциплинарные исследования» в полной мере отражает такую направленность. Материалы рубрики включают информацию о новейших исследовательских инициативах, реализация которых подразумевает сотрудничество экспертов из различных областей науки в целях разрешения важнейших социальных проблем в таких областях, как здоровье, экология, международная безопасность; перечень студенческих и аспирантских междисциплинарных программ обучения; междисциплинарных организаций; подразделений вуза; новостей о достижениях междисциплинарных исследовательских групп; а также о материалах специализированного журнала «Взаимодействие»/Interaction.
Фундаментальная ориентация исследовательской работы в Стэнфорд-ском университете подчёркивается не только содержанием приветственных страниц - с перечислением наград, количества изменивших мир открытий, сделанных учёными Стэнфорда, - её отражает и организационная структура сайта. Информация о финансовой поддержке университета, которую многие вузы размещают на главной странице либо делают легко доступной, требует специального поиска и нескольких переходов по ссылкам с одной страницы на другую. «Инновационность» научной работы учёных Стэнфорда материалы сайта представляют не в прикладном ключе. Информация о внедрении, практической выгоде, полезности их открытий не выделяется и не подчёркивается текстами на интернет-странице университета. Отдельные разделы, посвященные коммерциализации исследовательской деятельности вуза, отсутствуют. В рамках страниц конкретных подразделений вуза, отражающих научную работу, упоминаются проекты сотрудничества с промышленностью, однако предложенная информация имеет информационный, а не рекламный, приглашающий к взаимодействию, характер. Так, раздел «Исследова-ния»/Research Школы наук о земле, значительно более подробно (на 65 стра-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
ницах) описывает рубрику «Исследовательские интересы преподавателей »/Faculty research interests, чем «Программы промышленного сотрудниче-ства»/МшШа! affiliate programs (1 страница).
Многие сайты конкретных проектов, реализованных учёными Стэнфорда совместно с промышленными организациями, разительно отличаются от страниц, оформленных с использованием стандартного академического шаблона университета. Они реализованы в самых различных цветовых гаммах, с использованием разнотипных шрифтов, не содержат логотипа университета и визуально воспринимаются как самостоятельные, относительно автономные по отношению к вузу проекты: Консорциум «Умные поля», Институт исследования бензина, Геофизический проект; а сайт проекта Группы моделирования топливных систем даже содержит опечатку в заголовке страницы «Проиграмма промышленного сотрудничества»/Industrial Affiliates Promgram - небрежность, совершенно не характерная для официального сайта Стэнфордского университета.
Вероятно, такого рода стратегия выведения информации о коммерческих приложениях научной работы учёных Стэнфорда за пределы официального сайта используется для создания целостного образа фундаментального, исследовательского университета как «башни из слоновой кости», беспристрастной, независимой от внешних финансовых давлений организации, занимающейся чистой, фундаментальной наукой.
Этот вывод подтверждает и дизайн страницы Офиса администрации исследований Стэнфорда. Она содержит, в частности, материалы о спонсорских проектах, и в разделе обзорной информации о деятельности офиса упоминается тот факт, что финансирование большинства исследовательских проектов университета приходит из внешних источников. Однако расположение этой страницы на сайте и информации на странице неочевидно и требует расширенного поиска по его различным разделам. Сайт Центра линейного ускорения Стэнфорда/Stanford Linear Acceleration Center совместного проекта университета и Министерства энергетики США также не содержит ссылок на информацию о коммерциализации проектов, тем самым подчёркивается фундаментальный профиль деятельности Центра, имеющей ценность, прежде всего, для научного развития, продвижения исследований в нескольких областях физики. Многие из перечисляемых проектов реализуются начиная с 1970-х гг., то есть имеют долгосрочный характер и не предполагают практического применения в обозримом будущем.
О фундаментальной ориентации исследовательской работы Университета Стэнфорда свидетельствуют и разделы сайта, посвященные студенческой исследовательской деятельности. Согласно информации сайта Стэнфорд обучает будущих учёных - лидеров теоретической, фундаментальной науки. Именно познание и открытие, а не практическая значимость и прибыльность результатов того или иного исследования обозначены как ключевые задачи научной работы студентов. Подраздел сайта «Академическая жизнь студен-тов»/Undergraduate academic life об исследовательской деятельности «Иссле-
довательские возможности»/Research opportunities также поощряет не коммерческую и прикладную ориентацию студентов, а их «креативность», дух независимого, непредвзятого, некоммерческого исследования, ориентированного именно на продвижение науки.
Сайт Стэнфордского университета реализован на высоком профессиональном уровне. Выбранная стратегия визуализации академических ресурсов и наукоемких разработок в полной мере отражает фундаментальноисследовательскую и междисциплинарную направленность научной работы этого вуза. Информация детализована, персонализирована, её содержание в конкретных разделах предназначено целевой аудитории - студентам, аспирантам, учёным, представителям общественности или прессы. Высокая интерактивность позволяет оценить сайт как эффективный механизм для отражения основных направлений научно-исследовательской деятельности университета.
Дизайн сайта Университета Кембриджа (University of Cambridge, Великобритания - http://www.cam.ac.uk/) выполнен на высоком уровне, информация регулярно обновляется, присутствует меню поиска по сайту и индекс всех разделов. Оформление страницы крайне лаконично, недостаточно персонализировано и интерактивно - крупные фото, графики, слайд-шоу, выпадающие меню отсутствуют, используются стандартные шрифты и неброская цветовая гамма. Такого рода минималистский дизайн, типичный для европейских вузов, явно не соответствует богатой истории университета и его нынешнему высокому статусу.
Страница о научной работе вуза имеет тот же шаблон дизайна, что и основной сайт: минимальное количество графических элементов, лишь логотип вуза и его название. Пространство на странице разделено на восемь тематических блоков, неравных по размеру и относительно хаотично расположенных.
Секция «Вклад 800 лет исследований Кембриджа»/The impact of 800 years of Cambridge research выделена ярко-голубым цветом на общем белом фоне страницы и содержит ссылки на статусно-репрезентативную информацию: «Исследователи Кембриджа»/Cambridge researchers - список основных учёных Кембриджа, включающий такие всемирно известные имена, как Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин и многие другие, «Нобелевские лауреаты»/Nobel prize winners, «Награды и ^robro/Awards and prizes, «Таблицы рейтингов и альянсов»/League tables and alliances, а также ряд страниц со сводной фактической информацией: «Доход от исследований»/Research income, «Обзор ис-следований»/Research overview, «Ежегодный отчёт о научной работе»/Annual report, «Упражнение оценки исследований»/Research assessment exercise.
В подразделе «Стратегические исследовательские инициати-
вы^й^^ю research initiatives предложены ссылки на основные междисциплинарные проекты вуза: «Центр исследования рака в Кембридже»/Cambridge cancer center, «Кембриджская инициатива в поддержку окружающей сре-ды»/Cambridge environmental initiative, Сообщество «Инфекционное заболе-вание»/Infectious disease, «Нейрология Кембриджа»/Cambridge Neuroscience, «Энергетические исследования в Университете Кембриджа»/Energy research
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
at the University of Cambridge, «Физика медицины»/Physics of medicine. Все сайты конкретных проектов содержат в заголовке официальный логотип и стандартным шрифтом набранное название Кембриджа, что визуально подтверждает их связь с университетом. Тот же шаблон дизайна использован и на страницах 89 исследовательских подразделений, ссылки на которые представлены в разделе «Исследовательские центры и институты»/Research centers and institutes. Это позволяет сделать вывод об активном использовании имени и логотипа университета как «брэнда». В подразделе «Исследование в школах»/Research in the schools заявлены ссылки на исследовательскую работу в шести подразделениях (школах) Кембриджа, однако лишь две страницы фактически посвящены исследовательской работе в обозначенных школах вуза - Биологические науки, Гуманитарные и социальные науки, Клиническая медицина, остальные три ссылки ведут на главные страницы подразделений: Искусства и гуманитарные дисциплины, Физические науки, Технические науки, не содержащие информации об их научной работе.
Подобно Стэнфорду, сайт Университета Кембриджа реализует стратегию визуализации академических ресурсов и наукоемких разработок исследовательского университета, однако в европейском контексте. Эта особенность нашла отражение и в структуре организации сайта, представляющего Кембридж как ведущий университет Великобритании, Европы и мира. В частности, разделы «Исследования»/Research и «Деловые услуги»/Business services находятся рядом на главной странице вуза и представлены как равноценные по значимости. Этот раздел содержит обзорную информацию о совместной работе с университетом над исследовательскими проектами, а также краткие материалы о лицензировании технологий и патентовании интеллектуальной собственности, пожертвованиях университету, конференциях и событиях.
Кроме того, университет имеет три специализированных сайта, отражающих различные аспекты сотрудничества Кембриджа с внешними организациями: страницу «Института промышленного производства»/Institute for manufacturing; сайт с информацией о коммерциализации университетской науки «Кембридж предприятие»/Cambridge enterprise; а также сайт «Отдела исследовательских услуг»/Research services division, задачей которого является обеспечение финансирования исследовательских проектов из внешних источников. Дизайн этих ориентированных на привлечение инвестиций и коммерциализацию результатов исследований сайтов реализован в соответствии с основным академическим шаблоном университета, рубрики имеют чётко выраженную адресную направленность. Так, на сайте «Кембридж предприятие» информация представлена в разделах «Для промышленности»/For industry, «Для университетского сообщества»/For university community, «Изобретения, интеллектуальная собственность и лицензирование»/Inventions, IP & Licensing, «Консультационые услуги»/Consulting services. Основные материалы на сайте «Отдела исследовательских услуг», помимо общей и контактной информации, и рубрики «Новости»/№^^ подразделяются на
«Информацию для учёных и сотрудников »/Information for academics and staff и «Информацию для компаний»/Information for companies.
Сайт «Института промышленного производства», помимо материалов в рубриках «Исследования»/Research, «Исследования и проекты»/Research and projects, «Управление ресурсами и информация»/Resource management and information, «Центр управления технологией »/Center for technology management, содержит подробный отчёт - брошюру в формате .pdf о проектах и деятельности института на 2008 г. На сайте представлены не просто ссылки на страницы с краткой информацией о реализованных проектах бизнес-сотрудничества - каждый подраздел содержит подробные материалы, таблицы и документы. Например, проект «Управления развитием продук-та»/Managing product development collaboration был осуществлен совместными усилиями ряда факультетов (инженерии, маркетинга и др.) и внешними партнёрами. На странице проекта представлены особенности его воплощения, итоги, список публикаций, документы в форматах .pdf, .doc и .xls с деталями реализации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сайт Университета Кембриджа выполнен на хорошем техническом уровне, регулярно обновляется, однако для вуза такого высокого уровня информация недостаточно персонализирована и интерактивна. Реализация стратегии визуализации академических ресурсов и наукоемких технологий ведущего исследовательского университета осуществляется в соответствии с европейской спецификой. Реформа системы высшего образования в странах Западной Европы 1970-80-х гг. усилила акцент на самоокупаемости университетов в целом и их исследовательских подразделений в частности [9. Р.490]. Кроме того, традиция выделения Академии наук как цитадели «чистой», некоммерческой науки в значительно большей степени характерна для Европы, нежели для США, где именно университеты являются основными центрами для проведения фундаментальных исследований. Эти особенности организации системы высшего образования Британии проявились и в структуре сайта Университета Кембриджа. Страница вуза обнаруживает равную значимость как отражения фундаментально-научной направленности научной деятельности учёных Кембриджа, так и информирования о её прикладных аспектах и коммерциализации результатов исследований.
Сайт Университета Гамбурга (Universität Hamburg, Германия -http://www.uni-hamburg.de/index_e.html) выполнен на хорошем техническом уровне, двуязычен - информация представлена на немецком и английском языках, содержит карту сайта и меню поиска, имеет два меню навигации: вертикальное рубрицировано по тематическим разделам (Новости, Обучение, Институты, Исследования и др.), горизонтальное - по целевой аудитории (Для потенциальных студентов, Для студентов, Для учёных, Для сотрудников, Для бизнес-партнёров и др.). Большинство разделов регулярно обновляется. Бело-красно-серый дизайн шаблона сайта недостаточно персонализирован и интерактивен, в большинстве разделов отсутствуют фотографии, нет слайд-шоу, видео-фрагментов, отсутствуют выпадающие меню навигации.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
Ссылка на сайт о научной работе «Исследования»/Research представлена на одном из первых мест в вертикальном навигационном меню на главной странице. Общий для университета лаконичный шаблон с минимальным количеством графических элементов используется и для оформления этой страницы. Индекс представлен отдельным блоком, выделенным серым фоном, он содержит пять разделов: «Исследовательский профиль »/Research profile, «Финансирование исследований и гранты молодым учёным»/Research funding and junior scholar grants, «Трансфер технологий»/Technology transfer, «Факультеты и (исследовательские) институты»/Faculty and (research) institutions, «Службы»/Services. Каждый из них, в свою очередь, содержит от 4 до 12 подпунктов, что визуально производит впечатление серьёзного, ответственного отношения вуза к научной работе. Однако при ближайшем рассмотрении большинство разделов оказываются заявленными лишь декларативно. Так, информация в разделе «Трансфер технологий» представлена несколькими рубриками: «Информация для изобретателей»/Information for inventors, «Трансфер технологий»/Technology transfer, «Информация для начинающих предпринимателей»/Advising beginning businesses, «Патентная информация» и др., но фактически все эти страницы отсутствуют. Никуда не ведёт и ссылка на «Маркетинговый отдел Университета Гамбурга».
Страницы «Ведущие направления исследования»/Research focal points, «Исследовательская сеть»/Research network лишь сообщают о том, что «находятся в разработке», раздел «Информация о финансировании исследова-ний»/Funding information содержит шесть предложений. Большинство разделов остальных рубрик содержат не более 1 -2 абзацев текста. Наиболее полно раскрыты статусно-репрезентационные разделы сайта: «Награды и почес-ra»/Awards and honors, «Университет Гамбурга в цифрах»/University of Hamburg in figures, «История университета»/History of the university.
Материалы в ряде ключевых разделов сайта не обновляются годами и даже десятилетиями. Так, несмотря на то что «Отчёты о научной рабо-те»/Research reports выделены в отдельный подраздел, последняя представленная в нем информация - отчёт о научной работе Университета Гамбурга в формате .pdf - датирована 1997-1999 гг. и не переведена на английский язык. Материалы в разделе «Университет Гамбурга в цифрах»/University of Hamburg in figures описывают деятельность университета в 2002-2003 гг.
Разделы о научной работе отдельных подразделений университета имеют рудиментарную форму. Так, сайт юридического факультета в рубрике «Исследования»/Research представляет собой чистый лист, на котором расположены только две ссылки: на документ .pdf с информацией «Международные исследовательские проекты юридического факультета»/International research projects of the faculty of law и «Отчёт об исследованиях Университета Г амбурга»/Research report of the University of Hamburg, отсылающий на уже упомянутую страницу с отчётом 1991-1999 гг.
Специализированные сайты, посвященные коммерциализации результатов научной работы учёных Университета Гамбурга отсутствуют. Единст-
венный раздел страницы сайта, адресованной деловым партнёрам «Для деловых napTHepoB»/Business partners, содержит лишь материалы об аренде помещений университета и размещении рекламы на территории вуза, форуме трудоустройства выпускников и программах дополнительного образования/повышения квалификации без отрыва от производства.
В целом сайт Университета Гамбурга выполнен на хорошем, но, очевидно, недостаточном для современных требований уровне. Многие его разделы не обновляются годами, отсутствуют материалы в ключевых разделах, оформление страниц представляется недостаточно персонализированным и интерактивным. Таким образом, визуальная интернет-репрезентация информации о научной работе Университета Гамбурга отражает стратегию, характерную для вузов с расширенной традиционной моделью управления наукой. Исследовательская деятельность здесь рассматривается как вторичная по отношению к предоставлению образовательных услуг. А значит, несмотря на декларативную значимость разделов сайта, посвященных отражению академических исследовательских ресурсов и наукоемких технологий, фактически в интернет-пространстве представлен минимум информации об этих сторонах работы вуза.
По материалам сайта Университет Аделаиды (University of Adelaide, Австралия - http://www.adelaide.edu.au/) предстает одним из лидеров австралийской системы высшего образования - динамичным, современным вузом, ориентированным на разработку инновационных технологий, их практическое внедрение и бизнес-сотрудничество с заинтересованными коммерческими организациями, успешно сочетающим образовательную и исследовательскую деятельность. Сайт интерактивен; имеет отдельные меню для поиска информации, контактов, программ и курсов, индекс всех статей; информация регулярно обновляется; статьи сайта персонализированы фотографиями и слайд-шоу; информация в вертикальном правостороннем меню навигации представлена как в адресной (Для будущих студентов, Для международных студентов, Для первокурсников, Для нынешних студентов, Для аспирантов, Для будущих сотрудников, Для нынешних сотрудников, Для выпускников, Для бизнеса и промышленности), так и в тематической рубрикации (О программах и курсах, О факультетах и подразделениях, О студгородках и картах, О библиотеке, О портале вуза, Об обучении и преподавании, О научном развитии, Об университете).
Страницы всех подразделов воспроизводят общеуниверситетский сине-бело-серый шаблон, логотип и название вуза. Исключение составляет адресованный представителям бизнеса и промышленности сайт «Исследования и инновации Аделаиды»/Adelaide research and innovation, дизайн которого решён в агрессивной красно-серой гамме.
Такого рода визуальное решение представляется неслучайным. Университет Аделаиды, как многие вузы, полностью или частично использующие корпоративную модель управления научной работой, образуют стратегические альянсы с корпорациями. Несмотря на то что эта стратегия не является
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
успешной моделью для университета в целом, она зарекомендовала себя для отдельных подразделений вуза - медицинских отделений, инженерных лабораторий, экономических факультетов. Успешность исследовательской работы университета здесь достигается за счёт существенных усилий, направленных на рекламу и развитие бизнес-сотрудничества для нескольких подразделений университета, продукты интеллектуальной деятельности которых наиболее легко и успешно коммерциализуемы, а доходы от деятельности финансируют исследовательскую работу в остальных менее прибыльных подразделениях вуза. Эта модель организации университетской науки проявляется и в выборе репрезентативной стратегии визуализации академических ресурсов и наукоемких технологий в интернет-пространстве, в частности, в организационной структуре сайта вуза. Именно страницы этих подразделений получают максимальную представленность на сайтах, адресованных бизнес-партнёрам университета.
Контент-анализ сайта Университета Аделаиды свидетельствует об использовании этой стратегии. Так, в списке наиболее «сильных» подразделений университета, перечисленных в разделе «Об университете»/АЬоШ; the university, представлены области, обладающие значительным потенциалом для реализации прикладных коммерчески выгодных проектов, такие как сельскохозяйственные/ винодельческие направления, медицинские, биологические, экологические и физические науки, области информационных технологий и коммуникаций. В дополнение к государственной схеме, поощряющей сотрудничество с коммерческими организациями, с 3 августа 2000 г. Университет Аделаиды ввёл внутривузовскую «Схему коммерческого акселерато-ра»/Commercial accelerator scheme, направленную на то, чтобы сделать все исследовательские проекты учёных Аделаиды «готовыми к коммерциализации». В рамках этой схемы университетские исследователи могут получить грант в размере до 250 тыс. долларов на проведение предварительной работы над проектом, результаты которого могут привлечь коммерческих партнёров в обозримом будущем.
Специализированная рубрика Information for research and industry partners отражает информацию о сотрудничестве с промышленностью. Офис связей с промышленностью имеет свою страницу, также существует отдельный сайт Компании коммерческого развития, исследования и инновации Университета Аделаиды. Его раздел «Технологическое портфо-лио»/Technology portfolio предлагает информацию о патентах на продукты интеллектуальной собственности учёных Университета Аделаиды и возможностях их коммерциализации. Технологии подразделяются на пять тематических рубрик: Биомедицина, Репродуктивное здоровье, Инженерия, вычисления и математика, Сельское хозяйство и Другое. Каждый конкретный проект описан в красочной листовке в формате .pdf, которая содержит основную фактическую информацию, имена и контактную информацию исследователей, возможности коммерческого использования предложенной технологии.
Ориентация научной работы Университета Аделаиды на корпоративное сотрудничество находит отражение и в подразделе страницы «Исследования» «Исследовательские кластеры»/Research clusters. По материалам сайта каждый из пяти упомянутых кластеров - «Вычислительная нейроло-
гия»/Computational neuroscience, «Защита и безопасность»/Defense and security, «Здоровое старение»/Healthy aging, «Здоровое развитие»/Healthy development, «Вода»/Water - представляет собой междисциплинарный проект сотрудничества исследователей Университета Аделаиды, корпораций и государственных организаций в целях решения наиболее важных, ключевых для австралийского общества проблем. Каждый кластер имеет отдельную интернет-страницу, которая призвана максимизировать возможности сотрудничества с промышленностью. Материалы представлены детализовано, они иллюстрированы, каждый абзац текста содержит массу ссылок на страницы с ещё более подробной информацией о конкретных проектах, актуальных для вуза на текущий момент, либо о результатах уже реализованных проектов. Так, информация на странице кластера «Защита и безопасность» представлена в рубриках «Возможности исследования и внедрения»/R&D capabilities, «Исследовательские центры»/Research facilities, «Услуги для промышленно-CTmVServices for industry, «Услуги для исследователей»/Services for researchers, «Обучение и тренинги»/Education and training, «Новости»/News и «Люди»/People. В частности, рубрика «Услуги для промышленности» также отсылает на сайты «Центра командной защиты»/Defense teaming centre и «Программы демонстрации возможностей и технологий»/Capability and technology demonstrator program, перечисляющие и фотоиллюстрирующие достижения конкретных проектов, например карбоновых нанотрубках для баллистической защиты/Carbon Nanotubes for Ballistic Protection или автономной подводной наблюдательной сенсорной сети/Autonomous Underwater Surveillance Sensor Network, изображенной на фотографии.
Таким образом, сайт Университета Аделаиды в целом и его подраздел об исследовательской работе в частности интерактивен и высоко персонализирован, имеет индекс разделов, меню поиска информации и контактов. Стратегия визуализации материалов соответствует корпоративной ориентации управления университетской наукой в этом вузе. Наиболее подробно и детально представлена информация об исследовательской активности подразделений, результаты деятельности которых обладают максимальным коммерческим потенциалом. Несколько специализированных сайтов посвящены исключительно привлечению внешних инвестиций. Очевидно, что именно прикладная наука, направленная на сотрудничество с промышленностью, с корпорациями и правительством, рассматривается здесь как приоритетное направление для исследовательской работы, и это наглядно отражают материалы сайта университета.
Сайт представляет Массачусеттский институт технологии (МИТ), (Massachusetts Institute of Technology, США - http://web.mit.edu/) как признанного лидера среди мировых технических университетов. Сайт персона-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
лизован и интерактивен, имеет организационную схему, три меню поиска -для информации, контактов и подразделений вуза. Широко используются фотографии, слайд-шоу и видео с изображениями студентов и преподавателей в лаборатории, оборудования, графиков, таблиц, моделей молекул, формул.
По материалам сайта МИТ является ведущим исследовательским вузом США и мира. Буклет «Факты об МИТ 2008»/MIT facts 2008 предлагает читателю статусно репрезентативные материалы об институте. Так, ежегодно 3500 лучших учёных мира занимаются здесь исследовательской работой, 2900 аспирантов работают их ассистентами, ещё 1500 молодых специалистов получают различные гранты. Научная работа института имеет ярко выраженную практическую направленность, именно приложение высоких технологий для решения актуальных для США проблем представлено как ключевая задача исследовательской работы на сайте вуза. Так, сферы исследовательской деятельности МИТ, получившие наибольшее финансирование, - медицинские технологии (35%), военные/оборонные технологии (15%), промышленные разработки (13%), энергетика (11%), лишь 11% исследовательских расходов института спонсируются Национальным научным фондом, приоритетом которого является финансирование фундаментальных исследований. Институт имеет один из старейших и наиболее престижных центров внедрения технологий. Офис лицензирования технологии/Technology licensing office в течение последних пяти лет ежегодно подписывал более 100 соглашений о лицензировании.
Специализированный сайт отражает деятельность Центра технологических инноваций/Centre for technological innovation. Его основными задачами являются поиск финансирования для свежих идей учёных МИТ, а также установление связей между изобретателями и бизнес-сообществом, благодаря которым новые технологии получают практическое применение. Информация, представленная на этой странице, детализирована, имеет рекламный и приглашающий к сотрудничеству характер. Так, в разделе «О центре» предложены фактические данные об успехах его деятельности, в частности сообщается, что с момента его создания в 2002 г., Центр обеспечил финансовую поддержку 70 проектов с бюджетом более 8 млн. долларов, 14 проектов получили развитие в качестве независимых компаний с капитализацией более 100 млн. долларов. Более подробная информация представлена в рубриках Исследовательское портфолио/Research portfolio, Актуальные проекты/ Current activities, Грантовая программа/Grant program, Инновационные ресурсы/Resources for innovation, Информация для прессы/Press information. Раздел «Исследовательское портфолио» содержит описание текущих и завершённых проектов в пяти областях: информационные, био-, нано-, макро- и экологические технологии. Каждый проект представлен 1-2 абзацами текста с указанием особенностей данной технологии, имени разработчика и областей практического применения.
Поскольку МИТ в тексте своей миссии говорит об объединении процессов обучения и создания знания, значительное внимание Интернет-
репрезентация вуза уделяет и научной деятельности студентов. Однако по материалам сайтов, адресованных студентам, их исследовательская работа, в отличие от ведущих классических университетов, поощряется именно в прак-тически-ориентированном, имеющем очевидное применение в обозримом будущем направлении.
Более десяти интернет-страниц детально раскрывают сотрудничество МИТ с промышленностью, поддерживают предпринимательские инициативы сотрудников и внешние предложения финансирования исследований. Так, специализированный двуязычный (английский и испанский)сайт Industrial liason program отражает информацию о сотрудничестве с промышленностью. Отдельные страницы имеют Предпринимательский центр/Enterprenership Centre, Офис отношений с правительством и общиной/Office of government and community relations, Программа менторской поддержки венчурных идей/Venture mentoring service, Междисциплинарная сеть «Тех-связь»/TechLink, Офис спонсируемых программ/Office of sponsored programs и многие другие.
Таким образом, сайт Массачусеттского института технологии в полной мере реализует прикладную стратегию визуализации академических ресурсов и наукоемких технологий. Он высоко интерактивен, персонализирован, имеет индекс сайта и меню поиска информации. Наиболее подробно и детально здесь представлена информация, имеющая рекламный и приглашающий к сотрудничеству характер. Множество рубрик основной страницы о научной работе, а также отдельных страниц отражают именно особенности практического применения исследовательской работы учёных, аспирантов и студентов института. Все они имеют стандартный для МИТ академический шаблон, создающий единый образ исследовательского института, ориентированного на решение актуальных практических задач.
Основные выводы. Проведённый контент-анализ сайтов 50 западных вузов показал, что наиболее интерактивны и персонализированы сайты американских вузов, как классических, так и технических университетов. За ними следуют страницы вузов Австралии и лишь затем - Европы. Выделенные пять основных репрезентативных стратегий визуализации академических ресурсов и наукоемких технологий западных университетов в интернет-пространстве отражают методы управления университетской наукой конкретного вуза. Фундаментальная - наиболее полно реализована в американских исследовательских университетах, использующих соответствующую модель управления научной работой. Сайт представляет университет как цитадель чистой, фундаментальной научной деятельности. Преимущественно фундаментальная ориентация научной работы в сочетании с требованием её финансовой самоокупаемости приводит к фундаментально-окупаемой стратегии визуализации академических ресурсов в интернет-пространстве, характерной для европейских исследовательских университетов. Интернет-страницы вузов, использующих эту стратегию, уделяют равное внимание
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
статусно-репрезентационным материалам о фундаментальных исследованиях учёных вуза и рекламным материалам о возможностях их коммерциализации.
Вероятно, важную роль здесь играет и более сильная традиция институционализации академий наук в европейских странах, деятельность которых направлена на поддержку и развитие фундаментальных исследований. Расширенная традиционная стратегия используется вузами, которые занимаются, прежде всего, образовательной деятельностью. Материалы об исследовательской работе университета используется здесь лишь в качестве поддерживающих, дополнительных для основной информации - материалов об образовательных услугах. Прикладная окупаемая стратегия визуализации используются университетами, сочетающими ориентацию на прикладные исследования и предоставление образовательных услуг, прежде всего, университетами Австралии, где ряд наиболее успешных коммерциализованных подразделений «финансирует» остальные, менее «прибыльные» направления вуза. Наконец, прикладная стратегия наиболее полно реализована на страницах технических вузов. Соответствующие разделы сайтов этих университетов сфокусированы на особенностях практического применения исследовательских разработок учёных вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Song H.J., Zinkhan G.M. Determinants of perceived web site interactivity/Journal of Marketing. 2008. Vol. 72.
2. Peterson K. Academic web site design and academic templates: Where does the library fit in? // Information Technology & Libraries. 2006. Vol. 25, iss. 4.
3. Sevier, R. University branding: Four keys to Success // University Business. 2002. Vol. 5, №1.
4. Welch J.M. The electronic welcome bat: The academic library web site as a marketing and public-relations tool//The journal of academic librarianship. 2005. Vol. 31, №3.
5. Thelwall M The top 100 linked-to pages on UK university web sites: high inlink counts are not usually associated with quality scholarly content // Journal of Information Science. 2002. Vol. 28, iss. 6.
6. Barjak F., Thelwall M. A statistical analysis of the web presence of European life sciences research teams// Journal of American Society for Information Science and Technology. 2008. Vol. 59, iss. 4.
7. Kaynar O. The effects of need for cognition on internet use revisited // Computers in human behavior. 2008. Vol. 24, iss. 2.
8. Brint S. Data on higher education in the United States: Are the existing resources adequate? // American Behavioral Scientist. 2002. Vol. 45.
9. Hannagan T., Lawton A., Mallory G. Responding to change: the management of further education colleges in England // The International Journal of Public Sector Management. 2007. Vol. 20, iss. 6.
Поступила в редакцию 17.01.09
O.S. Shchuchinov, candidate in sociology N.S. Ladyzhets, doctor of philosophy, professor
Comparative Analysis of Representative Strategies for Visualizing Western Universities’ Academic Resources and High-technologies in Cyberspace
The article deals with website as a fundamental part of the marketing strategy of any organization. Not only does the website attract attention and provide information services, but it also promotes the formation of an integral and consistent image for organization and its representation as a brand.
Щучинов Ольга Сергеевна, кандидат социологических наук ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск,
Университетская, 1 (корп. 6)
E-mail: [email protected]
Ладыжец Наталья Сергеевна, доктор философских наук, профессор ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск,
Университетская, 1 (корп. 6)
E-mail: [email protected]