Научная статья на тему 'Особенности и роли имиджевых технологий западных университетов в продвижении наукоемкой продукции, формировании партнерских университетских сообществ и предпринимательского мышления в академической среде'

Особенности и роли имиджевых технологий западных университетов в продвижении наукоемкой продукции, формировании партнерских университетских сообществ и предпринимательского мышления в академической среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
300
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОЁМКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ / ВЕБ-САЙТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щучинов Ольга Сергеевна, Ладыжец Наталья Сергеевна

В современной информационной экономике важную роль в продвижении наукоемкой продукции, формировании партнёрских университетских сообществ и предпринимательского мышления в академической среде играет и визуальная репрезентация университета в интернет-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Щучинов Ольга Сергеевна, Ладыжец Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Western Universities' Image Technologies and Their Role in the Promotion of High-technology Products, the Development of Partnership Academic Communities and Business Mentality in Academic Sphere

In modern information economy the visual representation of university in cyberspace plays a key role in promoting high-technology products, developing partnership academic communities and business mentality in the academic environment.

Текст научной работы на тему «Особенности и роли имиджевых технологий западных университетов в продвижении наукоемкой продукции, формировании партнерских университетских сообществ и предпринимательского мышления в академической среде»

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

УДК 378.4, 37.07

О. С. Щучинов, Н. С. Ладыжец

ОСОБЕННОСТИ И РОЛИ ИМИДЖЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗАПАДНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ПРОДВИЖЕНИИ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ, ФОРМИРОВАНИИ ПАРТНЕРСКИХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СООБЩЕСТВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

В современной информационной экономике важную роль в продвижении наукоемкой продукции, формировании партнёрских университетских сообществ и предпринимательского мышления в академической среде играет и визуальная репрезентация университета в интернет-пространстве.

Ключевые слова: наукоёмкая продукция, визуальная репрезентация, коммерциализация результатов, веб-сайт.

Современный университет является полноправным субъектом не только в образовательном процессе, но и в сфере экономических и производственных отношений. Патентная и лицензионная активность ведущих вузов Америки, Западной Европы и Австралии, количество образованных ими венчурных компаний и партнёрских сообществ с представителями бизнеса и промышленности, многочисленные технопарки и техногородки, возникшие вокруг крупных западных образовательных учреждений, убедительно свидетельствуют о ключевой роли в производстве знания. В современной информационной экономике важную роль в продвижении наукоемкой продукции, формировании партнёрских университетских сообществ и предпринимательского мышления в академической среде играет и визуальная репрезентация университета в интернет-пространстве. Помимо привлечения внимания и предоставления информационных услуг, веб-сайт университета способствует формированию целостного и последовательного имиджа организации [17].

В то же время большинство специалистов-экономистов справедливо считает термин «академическое предпринимательство» оксюмороном. Характеристики чистой объективной науки обнаруживают предпочтительность креативности по сравнению с практицизмом, стремление рисковать ради поиска истины, беспристрастность и непредвзятость, совершенно не связанные с рациональным миром бизнеса, главный закон функционирования которого - окупаемость и прибыльность. Традиционно предпринимательство и научная работа не рассматриваются во взаимосвязи: учёные озадачены проведением качественных научных исследований, публикацией их результатов и созданием собственной высокой репутации в научном сообществе, тогда как предприниматели ориентированы, прежде всего, на успешность разрешения финансовых вопросов, управление людьми и ресурсами, оценки риска, построение бизнеса и отношений, получение прибыли.

Тем не менее, опыт западных университетов демонстрирует растущую популярность партнёрских университетских сообществ и постепенное распространение предпринимательского мышления в академической среде, прежде всего, в рамках специальностей, ориентированных на высокотехнологичные, наукоемкие отрасли промышленности. Интернет-репрезентации современных вузов являются ключевым ресурсом для создания и отображения имиджевых технологий, помогающих западным университетам максимально эффективно коммерциализовать продукты их исследовательской работы.

Анализ печатных публикаций показал, что ряд основополагающих характеристик академической культуры активно препятствует продуктивному сотрудничеству университетских и бизнес-сообществ. На уровне университета в целом академическая свобода остаётся одной из наиболее высоко ценимых традиций университетской культуры. Более того, собственно организационная структура образовательного учреждения децентрализована, поскольку основной организационной единицей университета является факультет. Ни одна дисциплинарная область не является априори лучшей, чем другие, также и большинство университетов не способно однозначно выделить приоритетные сферы. Утверждение обратного представляет подход, противоречащий ценностям университетской культуры, ориентированной на приращение знания во всех областях.

На индивидуальном уровне большинство учёных высоко креативно и соревновательно в своей дисциплинарной области, однако не обладает элементарными знаниями в области финансов и навыками коммерциализации результатов научной работы [6]. Не рассматривая свою научную работу как «продукт», они уделяют чрезмерное внимание деталям, не оказывающим никакого влияния на конечную коммерциализацию результата, упуская финансово выгодные возможности ради продолжения собственного интеллектуального поиска.

Анализируя различия предпринимательской культуры бизнес-сообщества или промышленности и ценностных ориентаций членов факультета или научных работников, стремящихся произвести инновационные изменения в научной деятельности их вуза, можно сделать вывод и о различиях в степени риска, которому они подвергаются [14]. Предпринимательская деятельность связана со значительно более высоким финансовым риском, в то время как сотрудники вуза, в случае неудачного эксперимента или проекта, рискуют лишь своей научной репутацией. Отсутствие коммерциализируемых результатов или провал какого-либо эксперимента являются примерами рутинных практик для научных сотрудников университета. Статья о неудачном эксперименте нередко столь же высоко котируется в научном сообществе, как и об успешном, тогда как в бизнесе финансовая прибыль является единственным критерием конкурентоспособности того или иного проекта.

Ключевым фактором, подрывающим склонность научных работников университетов коммерциализировать результаты их исследований, является отсутствие признания патентов, лицензированных технологий и контрактов на бизнес-сотрудничество в качестве основания для продвижения профессора по

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

службе большинством университетских кафедр. Наиболее распространённой моделью внедрения результатов научно-технических разработок западных учёных считается «служение факультету». Индикатором её успешности считается удовлетворительность сотрудников факультета, измеряемая количеством публикаций, количеством открытий на единицу финансирования, числом заявок на патенты и соглашений о лицензировании. Альтернативные модели, напротив, поощряют тех учёных, которым удалось максимизировать финансовую прибыль от коммерциализации собственных изобретений [7. Р .13-14].

Так, в модели «финансовой выгоды» в качестве индикатора профессиональной успешности конкретного специалиста либо целого вузовского подразделения используется собственно доход от лицензирования технологий. А в модели «экономического развития» рассматривается в качестве приоритетного показателя количество фирм, прежде всего частных, открывшихся благодаря научной работе учёного либо факультета. Сочетание этих моделей для поощрения стремления членов профессорско-преподавательского состава коммерциализировать результаты своих исследований предполагает не только материальное, но и административное поощрение в форме карьерного роста. Именно эта стратегия представляется наиболее эффективной для формирования предпринимательского мышления в университетской среде.

Опыт работы университетов во Франции, Индии и Австралии [5], Великобритании [2], Китае [21], Португалии [13], Греции [16], Испании [10], Румынии и Македонии [18] свидетельствует о том, что важнейшим фактором, определяющим возможности будущего успешного продвижения наукоемкой продукции, формирования партнерских университетских сообществ и предпринимательского мышления в академической среде, является качество или «калибр» сотрудников. Именно наличие в штате вуза высококвалифицированных специалистов позволяет максимизировать такие показатели, как количество поданных заявок на патенты, количество полученных патентов, число полученных лицензий, а также доходы от лицензирования. Именно учёные, занимающие ведущие позиции в конкретном дисциплинарном сообществе, становятся пионерами академического предпринимательства, поскольку они способны не только детально представить реальную картину будущего, но и вдохновить других на её достижение, а также создать среду, в которой другие люди воплотят их видение. Именно взаимное доверие членов исследовательской группы на самых ранних, доинкубационных стадиях развития той или иной разработки позволяет создать среду для основания коммерчески успешной компании [8].

Среди факторов, значительно увеличивающих эффективность внедрения научно-технологических разработок в западных университетах, выделяют также государственное финансирование научной работы на доинкубаци-онных, ранних стадиях развития, прежде всего в форме грантовой поддержки. Такие показатели, как объём финансирования из промышленных источников и число сотрудников офиса по внедрению технологий, оказывают менее серьёзное влияние на фактическую патентную и лицензионную активность сотрудников университета, а также на её финансовую прибыльность.

Безусловно, в фундаментальной науке затраты в денежном выражении всегда превышают результаты [23], а значит, требование максимизации самоокупаемости, полной капитализации всей вузовской науки опасно. Тем не менее, тенденция коммерциализации вузовской науки становится очевидной. Одним из ее следствий становится предпочтительность определённых дисциплинарных секторов или проектов, а также отдельных университетских подразделений [20. С.123,124]. В этой связи особую актуальность приобрела проблема зависимости исследователей от корпоративных спонсоров, прежде всего, в таких областях, как химия и инженерные науки.

Традиционно корпорации оказывали существенную поддержку фундаментальных разработок, прежде всего, в высокотехнологичных областях науки: информационных, биотехнологических и фармакологических разработках [12. С.72,73]. В результате выбор направления исследования в прикладных областях современной науки определяется практически исключительно коммерческими интересами [1. С.74,75].

Однако одновременно с этим процессом происходило и осознание специфики управления научной и коммерческой деятельностью в академической организации. Упорядоченная организация и наличие бюрократической структуры помогают создавать как экономические, так и академические достижения, но первичный материал, вокруг которого построена деятельность вуза, -это знания. Поэтому в большинстве современных университетов США и Западной Европы дисциплинарные различия становятся основанием для выбора стратегий продвижения результатов исследовательской деятельности научных сотрудников вуза. Они учитываются также при формировании университетских партнёрских сообществ и предпринимательского мышления в академической среде.

Коммерциализация продуктов научной деятельности в подразделениях вуза производится на основании различных принципов, определяемых дисциплинарной исследовательской культурой. Так, в западных университетах наблюдаются существенные различия в управлении научной деятельностью в гуманитарных и технических областях. Наиболее эгалитарное, коллегиальное распределение власти, отказ от командной системы управления характерны для социально-гуманитарных научно-исследовательских групп в государственных вузах, тогда как наиболее жёсткую иерархию, строгое бюджетирование и контроль можно наблюдать в управлении научной работой в технических областях частных университетов. Экономическая же эффективность научной работы в большинстве успешных западных университетов достигается за счёт перераспределения финансовых ресурсов, получаемых от бизнес-сотрудничества практически ориентированных подразделений - инженерных, биомедицинских, технологических.

Тем не менее, высококвалифицированные специалисты, занимающиеся научной работой как в технических, так и в гуманитарных областях, требуют значительно большей автономии, чем сотрудники типичного коммерческого предприятия. Поскольку функция того или иного подразделения в академической сфере не всегда определяется его формой [11. С.45], существующие

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

научные группы способны самостоятельно переструктурироваться, образуя новые объединения и альянсы. В этом случае инициативы администрации по изменению структуры нередко рассматриваются как внешнее вмешательство и встречают активное сопротивление учёных.

Отказ от традиционной для академической культуры коллегиальной модели принятия решений опасен, поскольку приводит к потере университетской специфики и вероятному разрыву связей между поколениями учёных [22. С.73]. Опыт западных университетов предлагает решение этой проблемы либо посредством привлечения новых инновационных менеджеров в область финансирования науки при сохранении коллегиальности в вопросах выбора стратегических направлений исследования, либо посредством приобщения профессорско-преподавательского состава к прибыльным формам деятельности вуза, таким как грантовая поддержка и получение финансирования от местных властей или бизнеса.

Успешность такого рода академического предпринимательства, понимаемого как проявление коммерческой инициативы научными сотрудниками вуза, требует переориентации учёных с узкого внутривузовского и образовательного фокуса на более широкую коммерческую перспективу, с опорой на достижения, полученные в рамках их научных дисциплин. Такого рода «предпринимательский» подход предполагает значительно менее аналитический и в большей степени ориентированный на действие способ мышления. По мнению ряда специалистов, страна, желающая сделать свою экономику конкурентноспособной на мировом рынке, должна включить бизнесс-классы в обязательную программу бакалавриата, а также добавить занятия по экономике и предпринимательству в число классов по выбору для аспирантов [19]. Однако даже при этих условиях не следует требовать от сотрудников университета массового перехода к предпринимательскому мышлению и основания каждым из учёных собственной высокотехнологичной компании, поскольку научная работа и предпринимательство - это две независимые области деятельности. Более того, чрезмерное поощрение академического предпринимательства профессорско-преподавательского состава чревато обращением исследователей к частным инвесторам напрямую, в обход внутривузовских финансовых подразделений. Опрос 23394 сотрудников 54 американских университетов [6. С.34,35] показал, что использование университетом автономных офисов лицензирования технологий и увеличение комиссионных отчислений автору того или иного открытия позволяют уменьшить вероятность такого рода неблагоприятного для вуза поведения.

Идеальными основателями венчурных компаний представляются люди, сочетающие знание академическогой сферы и мира бизнеса. К этой категории, прежде всего, следует отнести продуктивно располагающих собственным научным заделом учёных, интересующихся управлением и финансами в несколько большей степени, чем собственно исследовательской деятельностью в своей области знания. Наличие коммуникативных навыков и знание бизнес-терминологии являются залогом успешности академического предпринимателя. Однако даже в наиболее результативных компаниях, основан-

ных учёными, управление быстро переходит к специалистам в области бизнеса, а не науки. Западный опыт показывает, что учёные лучше работают не как основатели и генеральные директора компаний, а как ведущие технические сотрудники, ведущие научные сотрудники либо как исполнительные директора на самых ранних стадиях развития компании, переходя после её расширения к неадминистративным, консультационным должностям [19]. Таким образом, соотношение различных профессиональных ориентаций сотрудников, необходимое для коммерческого успеха той или иной идеи, реализуемой компанией, меняется в зависимости от стадии её развития.

Эта модель соответствует и интересам второй из сотрудничающих сторон - корпорации. Крупным коммерческим компаниям сложно оправдать инвестирование значительных средств и выделение своих лучших менеджеров для управления венчурными компаниями, которые имеют потенциально высокий, но относительно небольшой в масштабах компании доход. Успешная венчурная компания может обогатить лиц, создавших её, но при этом иметь минимальную ценность в масштабах спонсирующей корпорации, доход которой от традиционной, относительно малорискованной деятельности оказывается не сопоставимо более высоким [15].

Таким образом, вместо того, чтобы воспроизводить успех молодых компаний, начиная с нуля и нанимая специалистов-учёных, крупные корпорации, которые ищут новые идеи, скорее, купят уже существующие компании, развившие инновационную идею. И поскольку именно наличие опыта коммерческой деятельности необходимо для успешной предпринимательской карьеры, заменят управляющих-учёных менеджерами-профессионалами. Предприниматели, основавшие прибыльные компании, как правило, прежде являлись сотрудниками крупных корпораций, где получили опыт работы в сфере бизнеса и научились оценивать потенциальную коммерческую успешность того или иного проекта. Многие из подобных предпринимателей, продав собственный бизнес, стали инвесторами, предоставляющими капитал компаниям, находящимся на ранних стадиях развития [4].

Несмотря на объективную необходимость поощрения предпринимательского мышления в академической среде, прямое навязывание такого рода изменений опасно. В отличие от бизнес-мира, жесткий, командный стиль управления в академии не применим. Так, стратегии, используемые в западных вузах для формирования предпринимательского мышления в академической среде, включают прежде всего, «мягкие» методы управления - убеждение, анализ. Западный опыт свидетельствует: чтобы изменения стали частью организационной культуры вуза, его администрации необходимо проявлять постоянное внимание, поддержку, а также использовать напоминания, поощрение, похвалу, вдохновлять инициативу сотрудников и даже вступать в конфронтацию с ними в случае отсутствия прогресса [14]. Успешность распространения этой идеи среди преподавателей вуза определяется индивидуальными факторами: каждый профессор, каждая кафедра, каждый факультет принимают для себя решение, в конечном итоге определяющее, насколько популярным станет предпринимательское мышление в вузе в целом.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

Изменение структуры власти и организационной структуры научной деятельности в рамках вузовской организации затрудняют развитие относительно автономной университетской культуры. Роль вузовской администрации в западных университетах представлена консультативными советами, поощряющими деятельность конкретных научных подразделений в том или ином направлении обеспечения частных инвестиций. Каждый совет, как правило, координирует деятельность сразу нескольких подразделений, в соответствии с традиционным для американских, а теперь и западно-европейских вузов делением на гуманитарные, естественно-научные, медицинские и технические блоки. К числу наиболее эффективных стратегий такого рода советов в процессе формирования предпринимательского мышления в академической среде можно отнести: информационное обеспечение; финансовое и административное поощрение антрепренёрских ориентаций сотрудников; организацию учебных семинаров, презентаций, обмена опытом; предоставление услуг финансовых консультантов - специалистов в области бюджетирования научных проектов и лицензирования, патентования их результатов [3. С.490-492].

Помимо преподавателей, значимыми субъектами научной работы в вузах становятся аспиранты и студенты. Это является показателем того, что одним из ключевых условий для продвижения университетской науки в направлении эффективного бизнес-сотрудничества оказывается изменение программы обучения. Помимо создания курсов введения в дисциплины, знакомящих будущих учёных с азами бизнеса и коммерческими аспектами научной работы [19], в изменениях нуждается и базовый учебный план. Традиционная академическая структура предполагает, что студенты в течение нескольких лет относительно пассивно, преимущественно в лекционной форме, обучаются азам специальности, не имея возможности применять их непосредственно в самостоятельной исследовательской работе. В целях решения этой проблемы западные университеты создают инновационные курсы, интегрирующие программы сразу нескольких дисциплин и включающие интенсивную лабораторную работу, максимально приближенную к исследовательской деятельности учёных [14]. Эффективность этой методики, благодаря грантам частных институтов, апробируется в ряде государственных и частных университетов США. Так, например, один из крупнейших частных фондов, поддерживающих научные исследования в академии - Медицинский институт Говарда Хью, - ежегодно выделяет миллионы долларов на экспериментальные программы в десятках американских вузов, оценивающие сравнительную эффективность междисциплинарных и специализированных курсов.

Несмотря на важную роль частного финансирования, именно государственная поддержка научной работы оказывается приоритетной на наиболее ранних стадиях разработки той или иной инновационной идеи. В то же время, наряду с финансовой поддержкой, именно отсутствие централизованного государственного контроля над учебным процессом и научной работой является одной из важнейших отличительных особенностей организации научной работы в ведущих вузах США, Европы и Австралии. Это не приводит к академической анархии. Финансовые вопросы, связанные с предприниматель-

ской деятельностью вузов, очень жёстко контролируются налоговыми ведомствами. Профессиональная состоятельность, в свою очередь, строго контролируется профессиональными сообществами в рамках той или иной специальности. Так, например, каждый факультет инженерной школы университета проходит регулярную профессиональную аттестацию, проводимую комитетом из уважаемых профессоров-инженеров из лучших университетов страны, которые назначаются соответствующим профессиональным инженерным сообществом. Залог успеха здесь заключается в том, что люди, принимающие решения о продвижении наукоёмкой продукции и формировании партнёрских университетских сообществ, - это не абстрактные, отстранённые от практической стороны, как преподавания, так и предпринимательства, чиновники или администраторы, а реально работающие профессора, которые, как никто лучше, знакомы с ситуацией.

Единой централизованной комиссии, разрабатывающей учебные программы и планы научной работы для всех национальных вузов, не существует ни в одной из западных стран. И это неудивительно; если по базовым предметам, таким как классическая физика, математический анализ, неорганическая химия, зоология, история философии или биология, можно говорить о некой стандартизации, то в новых дисциплинах развитие происходит в реальном времени. В отличие от чиновников, члены факультета - профессора лучше видят, какие проблемы существуют с преподаванием как базовых, так и новых предметов. Кроме того, учёные западных вузов регулярно общаются со своими заказчиками - руководителями крупных компаний - и сверяют учебные планы с рынком труда. В результате возникают объективные условия для оперативного введения необходимых изменений. Положительные изменения, в свою очередь, быстро принимаются и копируются конкурентами в лице других университетов, тогда как ошибки корректируются. Такого рода актуализация невозможна при инерционной централизованной системе организации научной и учебной работы.

Инновации в развитии учебных планов представляются существенно более важными, чем многие другие инновации, так как способствуют динамичному развитию человеческих ресурсов, быстрому реагированию на конъюнктуру рынка труда, нужды предпринимательства и промышленности. На практике государственный сектор сохраняет доминирующую роль в российской науке. Несмотря на возрастание доли частных научных организаций, преобладающая часть общей численности лиц, занятых научными исследованиями и разработками, сосредоточена в государственных учреждениях. Материально-техническая база современной российской науки также находится преимущественно в государственной собственности. Последнее обновление поколения образовательных государственных стандартов вузов было произведено в 2000 г. Безусловно, абсолютизация отказа от государственного контроля опасна. В этой связи очевидно то, что многие возможности уже упущены. В частности, не были созданы экспериментальные университеты, где западный опыт мог бы быть частично апробирован и модифицирован с учётом российской специфики. В рамках такого эксперимента можно было бы, на-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

пример, создать 10 экспериментальных университетов в разных регионах страны и предоставить возможность свободы манёвра и конкуренции не только за самых талантливых абитуриентов и аспирантов, но также и за выдающихся преподавателей, за обеспечение поддержки сотрудничества с бизнес-сообществом и промышленностью.

Важную роль в формировании партнёрских университетских сообществ играет местный бизнес. Именно представители региональных коммерческих организаций являются теми самыми уже «существующими покупателями», на которых ориентируются учёные западных университетов, представляя новые высокотехнологичные продукты. В качестве посредника здесь нередко оказываются специализированные ассоциации инвесторов, поддерживающие венчурные начинания. Эти независимые организации, инвестируя средства в новые компании, опираются, прежде всего, на местное сообщество [9]. Успешность такого рода стратегии определяется способностью сотрудников офиса трансфера технологий конкретного университета находить наиболее влиятельных на местном или региональном уровне предпринимателей, вдох-новяющих собственным примером на сотрудничество с университетами.

К существенным различиям в американской и европейской системе сотрудничества вузов и бизнеса можно отнести значительно меньший разрыв между учёными и предпринимателями в Старом Свете. Венчурный капитал доступен среднему учёному американского вуза на значительно более раннем этапе коммерциализации его идеи [19]. При отсутствии такой поддержки европейские вузы вынуждены самостоятельно финансово субсидировать научную деятельность сотрудников университетов на начальных стадиях. Система государственной или внутривузовской грантовой поддержки выполняет здесь роль венчурного капитала. В результате многие европейские высокотехнологичные компании оказываются полностью зависимы от особенностей финансирования исследовательской работы внутри их конкретного вуза, а также от отношений между конкретным факультетом и финансовой администрацией вуза.

Залогом успешности нового бизнеса является сочетание правильной ситуации, подобранных людей, наличия плана, сообщества для его воплощения и ресурсов. Западные университеты используют две основные эффективные стратегии для продвижения собственной наукоемкой продукции: представление существующей технологии новым покупателям или знакомство уже существующих покупателей с новой технологией [15]. Предпринимательство не означает изобретение чего-то абсолютно нового, многие успешные венчурные компании заимствуют лучшие начинания уже успешных программ. В рамках академической культуры, напротив, новизна является необходимым критерием успеха, поэтому типичной ошибкой молодых наукоёмких компаний является попытка представить новую технологию на новый рынок. Ежегодно западные компании и университеты создают множество совместных венчурных компаний и инновационных бизнесов, значительная часть которых терпит крах. В ряде проектов пытаются воплотить идеи, которые чересчур опережают своё время, другие проекты совпадают с кризисными перио-

дами в экономике. Однако многие инициативы оказываются провальными, поскольку не имеют достаточного количества ресурсов или экспертных знаний, необходимых для их успешной реализации. Залогом успеха здесь становится взаимная выгода [9] - все люди и организации, имеющие отношение к инновационному проекту, должны рассматривать ситуацию как выигрышную возможность для себя. Создать это ощущение взаимной выгоды может эффективное использование имиджевых технологий для грамотной, информативной интернет-репрезентации проекта на сайте университета или его подразделения. Сегодня практически все западные вузы ориентированы на активное использование своих интернет-страниц для размещения такого рода информации.

В целях определения особенностей и роли имиджевых технологий западных университетов в продвижении наукоемкой продукции, формировании партнерских университетских сообществ и предпринимательского мышления в академической среде в марте-мае 2008 г. был проведён контент-анализ содержания сайтов 50 лучших западных университетов. Базой данных для отбора послужил сводный рейтинг интернет-представленности вузов Webometrics, использующий три основные критерия: продуктивность, видимость в Интернете и влиятельность. Продуктивность университетов здесь определяется по математической комбинации рейтингов размера сайта, числа подробных файлов, количества статей, опубликованных за последние 10 лет, и записей в таблице учёных. Критерий «видимость» объединяет представленность интернет-ссылок, число цитат статей в базе данных ISI и количество посещений (популярность) электронного домена. Влиятельность вузов определяется в соответствии с позицией университета в Шанхайском рейтинге, а также в рейтингах цитат, согласно данным Webometrics, Times и ESI - для сравнительных целей.

Из итогового рейтинга Webometrics для анализа были отобраны пять лучших на 1 марта 2008 г. американских классических университетов (Стэн-фордский университет, Гарвардский университет, Госуниверситет Пенсильвании, Университет Калифорнии Беркли и Университет Мичигана), пять случайным образом отобранных вузов с рейтингами от 5 до 50: (Университет Висконсина Мэдисон, Университет Техаса в Остине, Университет Вашингтона, Колумбийский университет, Принстонский университет, Университет Пенсильвании), а также десять случайным образом отобранных «средних» вузов с рейтингами от 50 до 100 (Университет Южной Каролины, Аризонский госуниверситет, Флоридский госуниверситет, Университет Айовы, Университет Питтсбурга, Университет Нью-Йорка, Госуниверситет Юты, Университет Массачуссетса Амхерст, Госуниверситет Огайо, Университет Колорадо). Среди европейских и австралийских классических университетов лучшие пять в рейтинге представлены британскими университетами Кембриджа, Оксфорда, Эдинбурга, финским Университетом Хельсинки и норвежским Университетом Осло. Пять случайным образом отобранных вузов с рейтингами от 5 до 50 составили шведские университеты Стокгольма и Лин-копинга, немецкий Университет Гамбурга и австралийские университеты

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

Сиднея и Мельбурна. Десятку «средних» вузов, отобранных с помощью генератора случайных чисел из числа европейских и астралийских классических университетов с рейтингами от 50 до 100, составили: австралийский Университет Аделаиды, голландский Университет Лейдена, немецкий Университет Франкфурта-на-Майне им. И.В. Гёте, итальянский Университет Пизы, британские университеты Ланкастера и Вестминстера, шведские университеты Умеа и Готеборга, французский ENS Парижа и испанский Университет Гранады.

В качестве сравнительной группы были отобраны сайты десяти лучших западных технических университетов, согласно рейтингу Webometrics, на 1 марта 2008 г.: американские Массачуссетский технологический институт, Политехнический институт и Госуниверситет Вирджинии, Технический институт Джорджии, Технический институт Аризоны, Швейцарский федеральный институт технологии Цюриха, Норвежский университет науки и технологии, французский Университет Пьера и Мари Кюри, немецкий Технический университет Дрездена, австралийские Университет Технологии Сиднея и Университет Технологии Куинслэнда.

Анализ материалов сайтов 50 западных вузов позволил обнаружить существенные региональные различия в размещении на интернет-страницах университетов информации, освещающей коммерческие аспекты их деятельности. Наиболее подробно и доступно представлена информация на сайтах американских и британских университетов, ненамного уступают им по детализации и количеству данных - страницы австралийских университетов. Однако лучшие ведущие исследовательские университеты США (Стэнфорд, Гарвард, Беркли, Принстон и др.) не имеют ссылок на информацию о бизнес-сотрудничестве на главной странице вуза. Более того, разделы о возможностях коммерческого сотрудничества, предпринимательских проектах и других формах практического воплощения научных продуктов выделены в отдельные сайты, нередко имеющие отличное от основной страницы вуза графическое решение. Такая стратегия позволяет визуально создать образ университета, занимающегося исключительно чистой, некоммерческой, фундаментальной исследовательской деятельностью - наукой ради науки.

Напротив, главные страницы ведущих университетов Великобритании (Оксфорда, Кембриджа, Ланкастера, Вестминстера, Эдинбурга) содержат чётко обозначенную ссылку на раздел о деловом сотрудничестве, озаглавленную «Бизнес» (Business), «Бизнес услуги» (Business Services) или «Предприятие» (Enterprise). Материалы представлены на основном вузовском сайте в разделах, адресованных аспирантам, исследователям, бизнес-партнёрам и предпринимателям. Значительное внимание на сайте уделяется рекламной и приглашающей к сотрудничеству информации. Особый акцент сделан и на привлечение внимания представителей местной бизнес-общины, на возможностях для регионального сотрудничества. Такого рода региональноориентированная стратегия представления информации о возможностях коммерциализации продуктов научной работы в большей степени характерна для

американских вузов «второго эшелона», региональных университетов, а не флагманов системы высшего образования США.

По-видимому, эти различия обусловлены спецификой условий финансирования исследовательской деятельности в вузах Великобритании и США. Британские вузы, в отличие от американских, не имеют столь длительной традиции сотрудничества с коммерческими предприятиями на ранних, пре-динкубационных стадиях разработки высокотехнологичной продукции и после реформы высшего образования потеряли значительную часть финансовой поддержки со стороны государства. Анализ представленной на сайтах британских вузов информации свидетельствует о том, что одна из стратегий, с помощью которых университеты стремятся восполнить сложившийся пробел в финансировании, включает активное использование возможностей саморе-презентации и саморекламы в интернет-пространстве.

Вузы континентальной Европы значительно менее агрессивно, чем британские, продвигают продукты своей научной работы посредством интернет-технологий. Ссылки на разделы сайтов, связанные с различными аспектами коммерциализации результатов их исследовательской деятельности, отсутствуют на основных страницах сайтов. Интернет-страницы вузов Северной Европы и Испании не имеют информации о коммерческом сотрудничестве или предпринимательской деятельности на английском языке. Многие ведущие университеты Г ермании и Франции формально содержат раздел, посвященный трансферу технологий, однако информация представлена в минимальном объёме, отсутствуют примеры конкретных реализованных проектов, а также информация, приглашающая к сотрудничеству. Такого рода «небрежность» объясняется, вероятно, значительностью государственной поддержки в области финансирования научной работы в вузах континентальной Европы, в том числе на самых ранних стадиях разработки исследовательских проектов.

В целом для сайтов многих вузов континентальной Европы характерны непоследовательность и неполнота информации о бизнес-аспектах их научной работы. Так, итальянский Университет Пизы в разделе сайта об исследовательской работе «Прометей» (Prometeo) содержит список патентов и список открытых учёными вуза компаний, но не имеет рекламной информации и информации, приглашающей к сотрудничеству. Шведский университет Готебор-га, напротив, на своем веб-сайте имеет несколько интернет-страниц, приглашающих к коммерческому сотрудничеству, которые, тем не менее, не содержат никакой конкретной информации о возможностях инвестировать средства, о технологиях, доступных для лицензирования, об уже реализованных проектах. Так, страница «Сотрудничество» (Cooperation) отражает 3-4 абзаца общих фраз о том, что Университет Готеборга занимается активной исследовательской деятельностью и приглашает к взаимодействию в этой области, однако отсутствуют не только ссылки на страницы с более детальной информацией, но даже контактные данные лиц, отвечающих за организацию сотрудничества с коммерческими организациями или предпринимателями.

Интернет-страницы британских вузов о бизнес-сотрудничестве выгодно отличаются от соответствующих страниц континентальных университетов.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

Подобно американскому формату, они имеют специализированные сайты с детальной информацией об офисах сотрудничества с корпорациями и промышленностью, о деятельности офиса трансфера технологий и интеллектуальной собственности, о предпринимательских (антрепренёрских) возможностях и о консалтинговых услугах. Таким образом, существующая на практике организационная структура подразделений вуза полноценно отражена в визуальном представлении его образа в интернет-пространстве. Например, в организационную структуру Университета Кембриджа или Университета Эдинбурга входят специализированные компании, занимающиеся поддержкой предпринимательской деятельности для коммерциализации результатов научной работы сотрудников вуза, а на основных страницах университетов представлены ссылки на отдельные сайты этих компаний - «Кембридж-предприятие» (Cambridge Enterprise) и «Эдинбургский научный треугольник» (Edinburgh Science Triangle).

Менее очевидны содержательные различия сайтов американских и европейских технических университетов. И те, и другие содержат массу детализированной информации о продвигаемой наукоемкой продукции, имеют ссылки на ряд специализированных сайтов о работе всех подразделений, занимающихся поддержкой бизнес-сотрудничества и обеспечением финансовой поддержки исследовательской деятельности университета. Однако существенная разница обнаружена в визуальном решении интернет-страниц: сайты американских технических университетов более высоко персонализованы и интерактивны, нежели европейских.

Так, сайт Института технологии Джорджии имеет массу иллюстраций, фото- и видеошоу, удобные навигационные меню, многократно дублирующие информацию, упрощая тем самым её нахождение на сайте, и меню поиска. Страница Швейцарского федерального института технологии Цюриха содержит столь же подробную информацию в аналогичном перечне разделов, но она представлена лишь в текстовой форме.

Несмотря на кажущуюся тривиальность, такого рода визуальные и организационные различия в дизайне сайта оказывают влияние на восприятие посетителями предложенной информации. Так, эксперименты американских специалистов показали, что наличие на странице таких элементов, как карта структуры сайта, меню поиска, фотографии, карты и рисунки, положительно влияют на восприятие её персонализованности и интерактивности. Простота организации сайта, измеряемая в количестве переходов с одной страницы на другую, необходимом для получения доступа к искомой информации, также оказывает влияние на степень удовлетворённости пользователей, их отношение к сайту и склонность использовать его вновь [32. Р.109]. Таким образом, сравнивая веб-сайты технических университетов Европы и США, можно говорить о большей эффективности реализации имиджевых стратегий последних.

Типичные разделы сайта о коммерциализации результатов научной деятельности и продвижении наукоемкой продукции небольших вузов или крупных, но не ориентированных на исследовательскую работу западных университетов ограничиваются ссылками на рекламные и статусно-

репрезентационные материалы. К их числу относятся: перечисление ключевых для университета дисциплинарных областей, информация о предоставляемых консалтинговых услугах, раздел об инновации и внедрении технологий (Университет Вестминстера / Великобритания). Ссылки на вспомогательные материалы о доступных для лицензирования технологиях, материалы о продуктах деятельности отдельных исследовательских подразделений и групп, внедрении полученных результатов - большая редкость. Объём информации о конкретных подразделениях или исследовательских группах минимален. Она представлена одним-двумя абзацами текста и носит общий, абстрактный, не детализированный характер, выполняя, преимущественно, рекламную функцию.

Содержание страниц о коммерциализации наукоемких технологий крупных исследовательских университетов значительно более детализировано. Для представления материалов на веб-сайте используются две стандартные стратегии. В рамках первой информация структурируется согласно целевой аудитории. Например, на сайте офиса трансфера технологии Университета Мичигана (США) информация подразделена на «Ресурсы для изобретателей » (Resources for Inventors), «Ресурсы для промышленности» (Resources for Industry), «Ресурсы для предпринимателей » (Resources for Entrepreneurs), «Ресурсы для студентов» (Resources for Students). Более тесная связь австралийских университетов с государством отражена в организационной структуре страницы о трансфере технологий «Sydnovate» Университета Сиднея: «Для промышленности» (For industry), «Для правительства» (For government) и «Для сотрудников» (For staff). Университеты Британии также включают раздел «Региональное сотрудничество» (Regional Partnership) в число рубрик сайтов о бизнес-сотрудничестве и предпринимательстве.

Вторая стратегия предполагает рубрикацию информации согласно организационной структуре коммерческих подразделений университета в целом либо его отдельных факультетов. Так, на заглавной странице «Предприятие» (Enterprise) Университета Оксфорда (Великобритания) представлены ссылки на сайты отдельных подразделений, например: Инновационного центра - «Инновация» (Innovation), Технопарка - «Научный парк Бег-брок» (Begbroke science park), Центра регионального сотрудничества - «Региональные связи» (Regional liaisons). Университет Нью-Йорка (США) содержит подобные разделы на сайтах «Офис промышленных связей» (Office of industrial liaisons) каждого из крупнейших подразделений, например Медицинской школы. В целом эта стратегия рубрикации популярна среди вузов, представляющих более детальную информацию о внедрении наукоемких технологий и коммерциализации исследовательских разработок.

Многие вузы тоже сочетают эти две стратегии в меню навигации сайта, указывая как тематические подразделы, так и рубрикацию согласно целевой аудитории. Статусно-репрезентативные материалы, к числу которых относится информация о количестве полученных наград, грантов, лицензий и патентов, открытых компаний, реализованных проектов бизнес-сотрудничества, представлены в разделе «Вице-президент по научной работе» (VP for

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

Research) или «Об университете» (About university). Например, страница о коммерческой деятельности Университета Айовы имеет в вертикальном индексе с правой стороны страницы такие тематические разделы, как «Офис корпоративного партнёрства» (Office of corporate partnership), «Центр предпринимательства Джона Паппаджона» (John Pappajohn entrepreneurial center), «Исследовательское основание УА» (UI research foundation), «Центр развития малого бизнеса» (Small business developmental center), «Центр технологической инновации-Исследовательский парк Окдейла» (Technology innovation center-Oakdale research park), «Контактная информация» (College liaisons). А вспомогательная информация в горизонтальном меню навигации сайта представлена в разделах, адресованных ряду целевых групп: «Для сотрудников, научных работников и студентов» (Faculty, Staff, Students), «Для новых и существующих бизнес-партнёров» (New & Existing Businesses), «Для партнёров» (Partners).

Информация о наукоемкой продукции, предлагаемой для продвижения на рынок, на интернет-страницах большинства западных вузов представлена в трёх основных разделах: «Науки о жизни» (Life sciences), «Естественные науки» (Physical sciences) и «Программное обеспечение» (Software). Эти три вида наукоемкой продукции являются универсальными как для крупных исследовательских университетов, так и для небольших провинциальных вузов, ориентированных, прежде всего, на предоставление образовательных услуг.

Коммерческий успех этих научных отраслей не случаен - с конца Х1Х в. именно инженерные и фармакологические разработки получали наибольшую финансовую поддержку от корпораций, а в ХХ в. к ним присоединились био- и информационные технологии [12. P.72-73]. Популярным объектом для лицен -зирования и патентования являются результаты научной работы междисциплинарных исследовательских групп. В перечне видов технологий, доступных для лицензирования европейских, американских и австралийских вузов присутствуют биоинженерия, энергетика, медицина, фармакология, биоинформатика.

Социально-гуманитарные коммерческие и кооперативные исследовательские проекты не представлены ни в разделах сайтов о технологиях, доступных для лицензирования, ни в рубриках предпринимательских возможностей. Большинство вузов не имеет веб-страниц о коммерциализации результатов социально-гуманитарных исследований, университеты упоминают их в рубриках «Консультационные услуги» (Consulting services) либо «Внешние связи» (Outreach). В области консалтинга наиболее популярными являются: экономика, социология, психология, связи с общественностью, политология, а также сочетание социальных наук и статистики либо математики. Например, страница Университета Вашингтона (США), предлагающая консалтинговые услуги, содержит контактную информацию, адрес и время проведения информационных сессий, а также ссылки на сайты с более подробной информацией о предоставляемых услугах. В списке консалтинговых услуг социально-гуманитарных подразделений западных вузов также размещены: проведение психологических и социологических исследований, лекций, семинаров и тренингов по перечисленным темам, а также по темам, предло-

женным заказчиками, экспертные консультации по интересующим их вопросам. Кроме того, наибольшую представленность на сайтах университетов получают те дисциплины, которые обладают значительным коммерческим потенциалом. Например, в области психологии акцентируются такие специализации, как медицинская психология, психология старения, а в области социологии - экономическая социология, социология труда.

Сотрудничество с правительственными организациями в области социальной политики имеет форму заказных исследований и практикуется университетами в тех странах, где образовательные учреждения в целом имеют значительную государственную поддержку. Так, социально-гуманитарные подразделения австралийских университетов образуют ассоциации, спонсируемые Австралийским исследовательским консулом. Однако информация на электронных страницах этих подразделений обновляется нерегулярно, и их интерфейс значительно менее интуитивно понятен, а значит, и менее доступен для потенциальных бизнес-партнёров. По-видимому, они предназначены лишь для внутреннего университетского использования. Так,

Исследовательский институт социальных и гуманитарных наук Университета Сиднея (Австралия) содержит данные о проектах лишь за 2006 г. и требует регистрации для получения доступа к этой информации.

Таким образом, несмотря на постепенное увеличение коммерческой направленности исследовательской деятельности ученых в области социальногуманитарных дисциплин, они по-прежнему являются дотационными в структуре западных университетов, поскольку результаты их исследовательской деятельности обладают менее высоким потенциалом для коммерциализации, нежели достижения технических, естественно-научных и медицинских подразделений вузов.

Среди факторов, существенно воздействующих на приоритетность категории наукоемкой продукции для коммерческой деятельности конкретного вуза, можно выделить существующие наиболее успешные дисциплинарные научные школы и специализацию ведущих университетских преподавателей. Именно наличие специалистов-лидеров в своей области является залогом лицензионной и патентной продуктивности университета [21. Р.189]. Так, британский Университет Оксфорда имеет, по материалам веб-сайта, крупнейший в западном мире химический факультет, многие научные сотрудники которого являются признанными лидерами в области химических исследований. Неудивительно, что университет лидирует по числу лицензионных технологий именно в этой сфере, а также в смежных с ней биохимической и фармакологической областях. Этот факт отражает наличие на сайте Университета Оксфорда в списке технологий, доступных для лицензирования, не только раздела «Химия», но и шести его подразделов.

Для небольших провинциальных вузов определяющую роль в выборе направлений исследовательской работы играет «кластерный эффект», который способствует образованию исследовательских кластеров - научных групп, образующихся в 4-5 менее крупных вузах вокруг ведущего исследовательского университета [2. Р.4]. Популярна также модель, в рамках которой

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

5-6 небольших университетов объединяют ресурсы для совместной организации научного парка, лабораторного комплекса или центра. Так, по материалам сайтов многих скандинавских и небольших американских вузов, эти университеты являются членами региональных дисциплинарных объединений и ассоциаций, в рамках которых и производится значительная часть коммерциализируемых продуктов их научной работы.

В то же время успешность капитализации полученных патентов, их финансовая прибыльность во многом определяются особенностями экономики. Крупные исследовательские университеты ориентируются на общемировые, глобальные тенденции. Так, благодаря высокому спросу на биомедицинские, фармакологические разработки, а также на производство функциональных материалов и полимеров для оптоэлектроники, высокая патентная активность учёных Университета Оксфорда нашла коммерческое применение. 16 независимых компаний образовались благодаря научной работе специалистов из Оксфорда, добавив 80 млн. фунтов в бюджет университета [2. Р.4]. Кроме того, по материалам сайта, партнёрство с «IP Group» обеспечило 20 из 60 млн. фунтов, необходимых для финансирования открывшейся в 2004 г. Лаборатории химических исследований. Взамен «IP Group» получила право на половину доходов от всех основанных Оксфордом химических компаний в течение следующих 15 лет. Обычно 30% дохода получают основатели компании, 20% управляющие, 25% университет и 25% учёные (факультет).

Неудивительно, что приоритетными для большинства крупных исследовательских американских, австралийских и европейских вузов являются, помимо биохимии, такие области, как энергетика, проекты по охране окружающей среды и медицина. Локальные требования и особенности региональной инфраструктуры играют более важную роль в определении направлений коммерциализации наукоемкой продукции для небольших американских вузов и университетов тех стран, где государственное вмешательство в деятельность учреждений высшего образования более сильно. На сайтах университетов Австралии и стран Северной Европы детально описываются проекты регионального сотрудничества, реализованные по инициативе местного правительства или представителей локального бизнес-сообщества.

В разделах сайтов западных университетов, адресованных предпринимателям, описываются необходимые этапы для сотрудничества, предлагаются примеры бизнес-планов, списки финансирующих организаций, ассоциаций, формы и документы о сотрудничестве. Эту схему используют как отдельные университеты, так и ассоциации (кластеры), образованные несколькими небольшими вузами, например, Партнёрство «Бена Франклина» для вузов центральной и северной Пенсильвании, США. Технологии, прошедшие лицензирование, подразделяются в соответствии с тематическими разделами. Информация, как правило, представлена в форме информационной листовки в формате pdf с описанием в 3-4 абзацах исследовательского проекта, возможностей практического применения его результатов, а также с указанием автора(ов) технологии и контактного лица, отвечающего за её коммерциализацию. Регистрация позволяет получить доступ к более детальной информа-

ции и возможность подписки на её обновления. Например, сайт Университета Мичигана (США) позволяет искать технологии по фамилии автора, номеру патента, названию проекта.

Помимо доступных технологий, сайты большинства западных университетов содержат информацию об уже реализованных коммерческих проектах. Данные включают название проекта или компании, адрес специализированного интернет-сайта, год основания компании или проведения проекта, фамилии изобретателей, название технологии, географическое положение компании, список основных инвесторов. Визуальное представление результатов отличается в зависимости от количества образованных компаний или реализованных проектов. Так, вузы, ведущие активную исследовательскую работу и имеющие значительное число реализованных проектов или открытых компаний, используют табличную форму. Например, веб-страница Офиса трансфера технологий Университета Гарварда (США) перечисляет в таблице 20 компаний, основанных с 1995 г. по 2007 г. Тогда как сайты небольших региональных вузов (Университет Колорадо, Университет Юты, Университет Гранады) либо университетов, ориентированных на предоставление образовательных услуг (Университет Франкфурта-на-Майне, Университет Гранады), упоминают лишь 3-6 проектов.

Таким образом, анализ информации о коммерциализации наукоемких технологий, академическом предпринимательстве и бизнес-сотрудничестве 50 вузов Европы, США и Австралии подтвердил важную роль веб-страницы в создании и поддержании имиджа вуза в интернет-пространстве. Западные университеты активно используют свои сайты для привлечения частного и правительственного финансового капитала, поддерживающего и развивающего их исследовательскую работу. Безусловно, содержание, организация и объём представленной информации различаются в зависимости от региональных особенностей, размера вуза и приоритетных для него направлений научной работы. В связи с этим наиболее актуальным для российских университетов, по-прежнему остающихся преимущественно государственными, представляется опыт вузов ряда стран континентальной Европы, прежде всего Скандинавии, а также австралийских университетов, имеющих длительный опыт сотрудничества с государством.

Однако даже в этих странах с более значительной долей государственного вмешательства, направление внедрения инноваций - снизу-вверх, а не сверху-вниз. Судя по западному опыту, создание госкорпораций для развития инновационной экономики в России не может рассматриваться в качестве безусловно эффективной, стратегической модели. Этот подход, скорее, во многом воспроизводит организационную структуру завершающего этапа развития советской экономики.

Типичная модель внедрения наукоёмкой разработки учёных из западных университетов выглядит следующим образом. Инновация начинается «снизу» - на уровне конкретного университета, факультета, исследовательской группы, а существующая система организаций поддерживает её и помогает создать коммерческую компанию для её реализации. Например, иссле-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

довательская группа под руководством профессора Х изобрела прибор, решающий какую-либо важную медицинскую проблему. Потенциальный мировой рынок для реализации этой идеи составляет до миллиарда долларов в год. Профессор Х и его студенты разработали этот прибор в университетской лаборатории, используя университетское оборудование, на деньги федеральных и частных грантов.

Следующим этапом является патентование этой разработки с помощью университеского Офиса трансфера технологий. Согласно законодательству интеллектуальная собственность в этом случае принадлежит университету, который обязуется взять на себя издержки по поддержанию патента в развитых странах мира. Нередко такого рода затраты составляют десятки тысяч долларов США. Однако финансовая прибыль от реализуемого проекта делится между изобретателями и университетом согласно университетским правилам. Соотношение долей изобретателя и вуза может составлять от 25% / 75% до 75% / 25%. Таким образом, университетская политика в области интеллектуальной собственности является механизмом, поощряющим конкурентную борьбу между университетами за наиболее талантливых и предприимчивых профессоров-изобретателей.

На следующих за патентованием гипотетического проекта профессора Х ранних стадиях его прикладной доработки основным источником финансирования становятся местные инкубаторы - это некоммерческие организации, ориентированные на конкретный муниципалитет. Они создаются на средства нескольких локальных университетов, а также местных подразделений крупных корпораций и частных состоятельных доноров - успешных местных предпринимателей, заинтересованных в улучшении делового климата местного бизнес-сообщества. Помимо обеспечения первоначального финансирования и площадей для начинающих академических предпринимателей, инкубаторы оказывают содействие профессорам и членам их исследовательских групп, предоставляя информацию о бизнес-аспектах проекта: профессиональную экспертизу в области управления и финансирования дальнейших шагов развития компаниии.

Однако область применения инкубаторов ограничена. В случае, если потенциальный рынок для реализации инновационной идеи очень широк, инкубаторы не способны предоставить компании, образованной гипотетическим профессором Х, достаточных финансовых средств для её развития. В странах Европы, США и Австралии на этом этапе академические предприниматели начинают работать с «компаниями-ангелами» (а^е1-сошраше8), объединяющими состоятельных, но непрофессиональных местных инвесторов: предпринимателей, бизнесменов, врачей, юристов. Эти объединения осуществляют рискованные, не превышающие 3-летний период инвестиции в инновационные компании, находящиеся на ранних стадиях развития. Бюджет, выделяемый местным объединением «бизнес-ангелов» для инвестиции в конкретную университетскую компанию, составляет до миллиона долларов. В отличие от инкубаторов, «ангелы» обладают более профессиональной инфраструктурой для отбора идей, имеющих коммерческую ценность.

В случае, если реализация проекта гипотетического профессора Х имеет не только местную, но и региональную востребованность, а также нуждается для реализации в привлечении нескольких десятков миллионов долларов США, созданная им фирма обращается к венчурным компаниям. Эти компании профессионально инвестируют средства в узкую, специализированную область внедрения наукоемких технологий. Они имеют офисы в нескольких городах региона и, по сравнению с инкубаторами или компаниями-«ангелами», осуществляют более строгий специализированный отбор наиболее перспективных начинающих инновационных компаний. Региональные венчурные компании тесно сотрудничают с национальными профессиональными сообществами и привлекают профессиональных учёных-экспертов для оценки проектов в своей узкой области специализации. Снизив тем самым рискованность своих инвестиций, региональные венчурные компании могут себе позволить вкладывать более значительные по объёму финансовые средства и на более длительный срок.

Крупные венчурные компании и объединения венчурных компаний -ассоциации - сотрудничают лишь с академическими предпринимателями, реализация проектов которых требует инвестиций в объеме ста миллионов долларов США, либо более высоких по объему необходимого финансирования. Финансовый риск и цена проверки состоятельности проекта на этом уровне столь высоки, что лишь государство или объединение крупных венчурных компаний способно предоставить необходимые средства. Несмотря на то что деятельность такого рода ассоциаций происходит на общенациональном, а нередко и межнациональном, уровне, они по-прежнему активно используют региональную экспертизу для оценки потенциальной успешности того или иного проекта.

Таким образом, успешная инновация изначально должна быть местной, университетской, но, безусловно, реализуемой с использованием укорененных механизмов максимальной поддержки на локальном, муниципальном уровне. Опыт ведущих университетов Европы, США и Австралии свидетельствует о том, что практически все инновационные проекты начинаются с местного уровня. Именно муниципальные инвесторы и бизнес-инкубаторы помогают делать первые шаги академическим компаниям и предпринимателям. Предоставление же микроменеджмента инновации государству или крупным корпорациям для разработки университетских инновационных проектов, по многолетнему опыту западных вузов, признается неэффективным и нецелесообразным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Baez B., Slaughter S. Academic freedom and Federal Courts in the 1990s: The legitimation of the conservative entrepreneurial state // Handbook of theory and research in higher education / Eds. J. Smart, W. Tierney. Bronx, NY: Agathon Press, 2001.

2. Cookson C. Spin-outs put new life into the sector // Financial Times. - L. 2007. 18 sep.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

3. Hannagan T., Lawton A., Mallory G. Responding to change: the management of further education colleges in England//The International Journal of Public Sector Management. 2007. Vol. 20, iss. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kellner P. From founding to funding: successful entrepreneurs offer insight, inspiration. 2007. 11 May. <http://commons.princeton.edu/ciee/2007/05/from founding to_funding_successful_entrepreneurs.html>

5. Krishna V.V. Large public research systems: India’s CSIR, the CNRS in France and the CSIRO // Innovation: Management, policy & practice. 2007. Vol. 9, № 2.

6. Markman G.D., Gianiodis P.T., Phan P.H. Full-time faculty or part-time entrepre-neurs//IEEE Transactions on Engineering Management. 2008. Vol. 55, iss. 1.

7. Martin M.J. University perspective on commercialization of IP // Research Technology Management. 2007. Vol. 50, iss.5.

8. Moss F. Leadership and technology: Moss shares key components for a better future. 2007. 11 May. <http://commons.princeton.edu/ciee/2007/10/ leader-ship_and_technology_moss_shares_key.html>

9. Parker H. Entrepreneurship in emerging markets. 2007. 15 Oct. http://commons.princeton.edu/ciee/2007/10/beyond startups entrepreneur-ship_in_emerging_marke. html>

10. Ramirez I., Lorduy C., Rojas J.A. Intellectual capital management in Spanish universities // J. of Intellectual Capital. 2007. Vol. 8, №4.

11. Rhoades G. Who's Doing It Right? Strategic Activity in Public Research Universities // The Review of Higher Education. 2000. Vol. 24, №1.

12. Rosenberg N. Why do corporations do basic research (with their own money)? // Research Policy. 1990. № 19.

13. Santiago R.A., Carvalho T. Effects of manageralism on the perceptions of higher education in Portugal // Higher Education Policy. 2004. Vol. 17.

14. Schultz S. Barriers to entrepreneurship in academia can be surmounted. 2007. 9 Nov. <http ://commons.princeton. edu/ciee/2007/11/ be-yond_startups_entrepreneurship_in_higher_ed.html>

15. Schultz S. Entrepreneurial thinking in corporations. 2007. 14 Nov. <http://commons.princeton.edu/ciee/2007/11/beyond startups entrepreneu-rial_thinking_in_corpor. html>

16. Sofouli E., Vonortas N.S. S&T Parks and business incubators in middle-sized countries: the case of Greece // J. of Technology Transfer. 2007. Vol. 32, iss. 5.

17. Song H.J. Zinkhan G.M. Determinants of perceived web site interactivity // J. of Marketing. 2008. Vol. 72.

18. Thomas H.G. Reform and change in financial management: The need for a holistic approach // Higher Education Management. 1998. Vol. 10, №2.

19. Wallder D. Academic entrepreneurship. 2008. 9 Apr. <http://www.eurosciconnews.com/blog/ archives/2008/4/9/3655726.html>

20. Webster A. University-corporate ties and the construction of research agendas // Sociology. 1994. Vol. 28, №1.

21. Zhou F.-H., Zhu X.-Z. University technology transfer in China: do the resources matter? // J. of American academy of business. 2008. Vol. 13, iss. 1.

22. Розов Н.С. О моделях университета в современной России // СОЦИС. 2007. №10.

23. Львов Д.С., Пирогов Г.Г. В каких позитивных изменениях нуждается наша наука. <http://www.nir-ran.ru/nauka/detail.php?ID=3078>

Поступила в редакцию 17.01.09

O.S. Shchuchinov, candidate in sociology N.S. Ladyzhets, doctor of philosophy, professor

Peculiarities of Western Universities’ Image Technologies and Their Role in the Promotion of High-technology Products, the Development of Partnership Academic Communities and Business Mentality in Academic Sphere

In modem information economy the visual representation of university in cyberspace plays a key role in promoting high-technology products, developing partnership academic communities and business mentality in the academic environment.

Щучинов Ольга Сергеевна, кандидат социологических наук ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск,

Университетская, 1 (корп. 6)

E-mail: [email protected]

Ладыжец Наталья Сергеевна, доктор философских наук, профессор ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск,

Университетская, 1 (корп. 6)

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.