№ 6 (42) 2012
А. И. Кобка, специалист, Петрозаводский государственный университет Г. Н. Колыбина, начальник отдела, Петрозаводский государственный университет А. Г. Марахтанов, заведующий сектором, Петрозаводский государственный университет С. В. Наволоцкий, программист, Петрозаводский государственный университет О. Ю. Насадкина, канд. техн. наук, Петрозаводский государственный университет
Информационно-поисковая система «Наука» на службе вузовской, академической и отраслевой науки
Развитие процессов разделения научного труда привело к резкой интенсификации информационного обмена, превратило научно-информационную деятельность в один из важнейших элементов научной инфраструктуры. Разработанная авторами система предназначена для информационной1 поддержки осуществления научной деятельности в вузах и научных организациях.
Введение
Эффективность научной, научно-образовательной и научно-инновационной деятельности в решающей степени определяется возможностью доступа к научно-технической информации. Качество информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности университета, как и других научных учреждений, напрямую влияет на эффективность этой деятельности в целом, притом продуктивность поиска информации является важным этапом любого научного исследования.
XXI век становится веком информационной доминанты развития общества. В содержательном плане информационные ресурсы должны, в частности, обеспечить доступность получения и обмена знаниями и информацией, предоставить комплексную информационно-методическую поддержку научно-исследовательской и инновационной деятельности.
1 Постановление Правительства РФ от 18.05.1998 № 453 «О концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 годов».
В России инфраструктура информационно-аналитического обеспечения научных исследований высшей школы в основном сформировалась. В числе основных целей создания вузовских информационных систем — помощь преподавателям, сотрудникам, аспирантам и студентам университета в поиске необходимой им информации для реализации образовательного процесса и научной деятельности; привлечение источников финансирования научных работ. Кроме того, существуют информационные и информационно-поисковые системы (ИС, ИПС), созданные государственными, общественными и коммерческими организациями, творческими коллективами и связанные с различными отраслями науки, а также с образовательным процессом, инновационной деятельностью и т. д.
Известные авторам ИС, ИПС и популярные ресурсы, такие как ВИНИТИ, ЦИТИС, ГПНТБ, ИНИОН и др., представляют собой либо фонды и электронные библиотеки необходимой научной и научно-технической информации, либо сайты научных программ и фондов (располагающие информацией о возможности получения грантов
и участия в конкурсах), либо информационно-правовые порталы (являющиеся источником информации, помогающей правильно организовать и регулировать научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность), например «Гарант». То есть они не являются комплексными и интегрированными с точки зрения охвата различных сторон научно-исследовательской деятельности и, следовательно, не в полной мере обеспечивают удовлетворение потребностей пользователя. Таким образом, целью разработки Информационно-поисковой системы «Наука» (ИПС «Наука»)2 стало создание единой среды, обеспечивающей всех участников научно-исследовательской деятельности интегрированной и комплексной информацией.
ИПС «Наука» создавалась как один из компонентов информационной среды Петрозаводского университета. В процессе создания и развития этой среды Петрозаводский университет руководствуется тем, что на этапе перехода к информационному обществу решающее значение имеют такие факторы, как умение эффективно использовать информационные технологии: грамотно работать с информацией, использовать информационные ресурсы для решения практических задач, самостоятельно приобретать необходимые знания и навыки [18].
Информационная среда университета способствует развитию следующих умений:
• искать и, что самое главное, находить нужную информацию из разнообразных источников, независимо от способа хранения, средств доступа;
• анализировать информацию с использованием различных средств информационно-коммуникационных технологий;
• обрабатывать информацию в зависимости от поставленных задач;
• и др.
2 URL: http://nauka.petrsu.ru
Требования и основополагающие |
принципы создания ИПС «Наука»
I
Данная ИПС как составная часть инфор- ё мационной среды вуза представляет собой интеграционную среду, объединяющую || функции информационной поддержки науч- § ной деятельности и управления ею. Эта сис- § тема, являясь элементом информационной ^ инфраструктуры организации и осуществления научной деятельности в вузах и науч- | ных организациях, предназначена для ока- § зания помощи исследователям вузов и науч- Ц ных организаций России, организаторам ву- ^ зовской, академической и отраслевой науки ч-в поиске необходимой им научно-технической информации, источников финансирования научных, технических и инновационных исследований и разработок. а;
Как научная информационная система Ч ИПС «Наука» ориентирована на следующие ^ категории пользователей (и соответствую- ^ щие им области деятельности) [16]:
• ученые (наука);
• преподаватели, учителя, студенты (образование);
• директора институтов, аналитики, консультанты (управление наукой);
• эксперты, финансисты, финансирующие организации (финансирование науки);
• ученые — руководители проектов (координация научных исследований);
• инвесторы, потребители технологий (инновационная деятельность);
• иные категории граждан.
На основе многолетней практики по информационному, организационному и методическому сопровождению научной деятельности в Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ) разработаны структуры ИПС и ее базы данных, определены формат и характеристики описания информационных ресурсов, принципы построения и действия ее поискового компонента, перечень основных источников для информационного наполнения системы. Авторы проекта — в соответствии с распределением между ними разделов, подразделов,
№ 6 (42) 2012
программ и фондов — проводят постоянную исследовательскую, аналитическую и научно-методическую работу с электронными и печатными источниками информации, актуализируют информационные ресурсы самой системы.
Кроме этого, при проектировании и разработке системы авторами учитывались такие требования к научным информационным системам, как охват всех уместных информационных ресурсов; релевантность документов; актуальность, полнота и достоверность документов; наличие интеллектуальных служб обслуживания запросов пользователя; структурированность информационного пространства, в том числе для поддержки функций поиска, классификации информации; историчность информации (архив); хронологичность ее представления [16].
| Данная система функционирует в рабо-| чем режиме с 2003 г. В 2009-2011 годах ра-<3 боты по развитию и значительной модерни->§ зации ИПС выполнялись в рамках анализа тической ведомственной целевой програм-I мы «Развитие научного потенциала высшей школы» Минобрнауки РФ. Изменения коснулись прежде всего структуры системы, а также повышения эффективности поискового § механизма. Кроме того, были существенно а, обновлены информационные ресурсы.
со
."и
| Основные функции и структура
§ ИПС «Наука»
•I ИПС «Наука» обеспечивает структуриро-
^ ванное отображение и поиск информацион-
! ных ресурсов по вузовской, академической
<3 и отраслевой науке. Она состоит из двух модулей: система администрирования и собст-
§ венно ИПС открытого доступа. | Модуль администрирования позволя-
§ ет создавать и поддерживать (развивать)
| структуру и разделы ИПС, задавать крите-
Ц рии поиска и осуществлять сопровождение
Л системы кодификаторов. .Ц Второй модуль представляет собой
Ц сайт, позволяющий пользователю про-
сматривать информационные ресурсы ИПС в режиме навигации или выполнять поиск по заданным критериям и параметрам. Навигация и поиск представляют собой структурированные запросы к базе данных ИПС, где хранятся ее структура и информационные ресурсы. Результаты этих запросов обрабатываются и преобразуются в удобном для пользователя виде в формате HTML-страниц, которые можно просмотреть, распечатать, переслать по электронной почте.
Открытая для пользователей часть ИПС включает три группы разделов: основные и вспомогательные разделы, отраженные в вертикальном меню, а также сервисные (функциональные) разделы, отраженные в горизонтальном меню.
Основные разделы:
• «Конкурсы научных проектов и грантов».
• «Конкурсы на соискание научных премий, званий, медалей, стипендий».
• «Конкурсы Интернет-ресурсов (сайтов)».
Вспомогательные разделы:
• «Нормативно-правовое обеспечение вузовской, академической и отраслевой науки».
• «Словарь терминов (Основные понятия, применяемые в научной и научно-технической сфере)».
• «Библиография по вузовской, академической и отраслевой науке».
• «Полезные ссылки».
Сервисные (функциональные) разделы: «Поиск», «Новости», «О сайте», «Карта сайта», «Статистика», «Контакты».
Ключевым, определяющим главное назначение ИПС «Наука» является раздел «Конкурсы научных проектов и грантов». Он содержит информацию о большинстве программ и фондов, оказывающих финансовую поддержку российской науке на конкурсной основе. Для этого раздела был разработан рубрикатор, имеющий многоуровневую структуру. Так, первый уровень включает следующие подразделы:
1. Российские программы и фонды.
2. Региональные организации, фонды, программы, конкурсы.
3. Совместные (российско-зарубежные) организации, фонды, программы и конкурсы.
4. Основные зарубежные организации, программы и фонды, поддерживающие науку и образование в России.
По каждому информационному ресурсу (конкурсу), находящемуся на последнем уровне этой структуры, производится информационное наполнение раздела. Аналогично построена работа с двумя другими основными разделами ИПС — «Конкурсы на соискание научных премий, званий, медалей, стипендий» и «Конкурсы Интернет-ресурсов (сайтов)», имеющими в принципе сходные схемы описания и кодировки информационных ресурсов, а также аналогичную организацию их поиска.
Раздел «Конкурсы на соискание научных премий, званий, медалей, стипендий» содержит информацию об общероссийских (государственные премии РФ в области науки и техники; премии Президента РФ в области образования; премии Правительства РФ в области науки и техники, образования; медали, премии и стипендии, присуждаемые Минобрнауки РФ, Российской академией наук, а также различными российскими и международными фондами и организациями) и о региональных наградах в области научных достижений.
Раздел «Конкурсы Интернет-ресурсов (сайтов)» включает информацию, связанную с общероссийски ми (« Премия Рунета», «Золотой сайт», «WebHiTech», «Самый лучший сайт», «Золотая паутина» и др.) и региональными («Лучший образовательный сайт», «Собратство», Дальневосточная интернет-премия «Стерх» и др.) конкурсами.
Вспомогательный раздел «Нормативно-правовое обеспечение вузовской, академической и отраслевой науки» представлен общими нормативно-правовыми информационными ресурсами, а также документами, начиная от федеральных законов и кодек-
сов Российской Федерации и заканчивая | государственными стандартами (ГОСТами), ^ номенклатурами, рубрикаторами и класси- ^ фикаторами. £>
Раздел «Словарь терминов» составлен на основе 15 источников и содержит основ- || ные понятия, применяемые в научной и науч- § но-технической сфере. Поиск организован § по заглавным буквам терминов. Внутри сло- ^ варя имеются гиперссылки на другие термины, встречающиеся при описании того или | иного термина. §
Раздел «Библиография по вузовской, Ц академической и отраслевой науке» име- ^ ет почти такую же структуру, как и основ- ч-ные разделы ИПС, и содержит информацию об основных публикациях в еженедельной газете научного сообщества «Поиск» и не- ^ которых других изданиях. а;
Раздел «Полезные ссылки» включает ос- Ч новные интернет-ссылки на ресурсы, кото- ^ рые могут быть полезны как исследователям, ^ так и организаторам научных исследований. Эти ссылки структурированы по 20 подразделам, среди них: «Российские государственные программы и фонды», «Совместные (международные и др.) организации, фонды, программы», «Зарубежные организации, фонды, программы», «Научные мероприятия», «Электронные библиотеки и издания», «Фандрайзинг. Подготовка заявок», «Регистрация и учет, организация и выполнение НИОКР», «Подготовка отчетов», «Научные контакты. Поиск партнеров для НИР» и др.
Сервисный раздел «Поиск» позволяет находить нужную информацию в трех основных и двух вспомогательных разделах («Нормативно-правовое обеспечение» и «Библиография»).
Искать интересующую пользователя информацию в ИПС «Наука» можно с помощью стандартного и/или расширенного поиска (используя их как вместе, так и по отдельности). Стандартный поиск дает возможность искать информацию по ключевому слову, расширенный поиск — конкретизировать запрос путем выбора разделов ИПС, критериев и параметров поиска.
№ 6 (42) 2012
Результат поиска отображается в виде таблицы, содержащей:
1) заданные для поиска разделы ИПС «Наука»;
2) информационные ресурсы в этих разделах, соответствующие заданным критериям и параметрам поиска;
3) сроки представления заявок по конкурсным разделам ИПС «Наука» (даты действующих, актуальных конкурсов).
Из таблицы можно по гиперссылке перейти на страницу в соответствующем разделе ИПС «Наука», содержащую описание того или иного конкурса. На ней имеется внутреннее меню, содержащее функции «Послать по почте», «Версия для печати» и «Вернуться к результатам поиска». ¡в Кроме того, в системе созданы вспомогательные разделы, облегчающие решение задач поиска информации для пользова-| телей. Речь идет об инструкции «Помощь <| по поиску в ИПС Наука», а также о разделах о «Информационные и поисковые системы» >§ и «Научные контакты. Поиск партнеров для <5 НИР» во вспомогательном разделе «Полез-| ные ссылки» ИПС «Наука».
Раздел «Новости» содержит архив но-| востей по разделам ИПС «Наука» (кроме «Словаря терминов» и «Полезных ссылок»), § в который переносится информация с ново-а, стной ленты главной страницы. ^ В разделе «О сайте» дана общая инфор-Ц мация о целях, структуре и характеристике ^ ИПС «Наука», а также данные о ее государ? ственной регистрации и источниках финан-•Е. совой поддержки.
^ Раздел «Карта сайта» представляет раз! вернутую структуру информационных ре-<3 сурсов, содержащихся в ИПС «Наука». £ В разделе «Статистика» отражены стати-§ стические данные (по состоянию на дату от-| крытия раздела) по основным разделам ИПС § «Наука»: количество подразделов в них; ко-| личество информационных ресурсов (опи-Ц саний конкурсов), в том числе актуальных Л конкурсов.
.Ц Раздел «Контакты» содержит сведения Ц о членах временного трудового коллектива
(ВТК) проекта, в том числе фамилию, имя, отчество, должность, роль в проекте, телефон и адрес электронной почты.
Заключение
Информационно-поисковая система «Наука» отвечает своему целевому назначению — оказывать информационную поддержку исследователям вузов и научных организаций РФ, организаторам вузовской, академической и отраслевой науки, научно-технической, инновационной и образовательной деятельности в поиске необходимой им информации, прежде всего — по конкурсам проектов и грантов и источникам финансирования НИР.
ИПС «Наука» является:
• общенаучной (охватывает основные отрасли науки);
• межведомственной (предназначена для организаторов НИР и исследователей вузов и научных организаций) и интегрированной (объединяет вузовскую, академическую и отраслевую науку);
• комплексной (включает в основных разделах информацию: о конкурсах проектов и грантов; о конкурсах на соискание научных премий, званий, медалей, стипендий; о конкурсах интернет-ресурсов; во вспомогательных разделах — основную нормативную базу и другую информацию, связанную с вузовской, академической и отраслевой наукой);
• широко структурированной и многоуровневой;
• регулярно обновляемой (силами специалистов ПетрГУ ведется регулярная работа по поиску тематической информации и актуализации баз данных системы);
• открытой (обеспечивает пользователям свободный и бесплатный дистанционный доступ к ее информационным ресурсам).
Работа по созданию, модернизации и сопровождению ИПС «Наука» осуществлялась и осуществляется при поддержке:
• Федеральной целевой программы «Интеграция» (2001-2004 гг.);
№ 6 (42) 2012
• Научно-технической программы Минобразования России «Федерально-региональная политика в науке и образовании» (2004 г.);
• Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2005 г., 2009-2014 гг.);
• Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета (2012-2016 гг.).
ИПС «Наука» зарегистрирована в Отраслевом фонде алгоритмов и программ Государственного координационного центра информационных технологий Минобразования РФ (свидетельство № 2940 от 30 октября 2003 г.) и в Информационно-библиотечном фонде РФ (номер государственной регистрации 50200300943 от 20 ноября 2003 г.).
В 2005 году ИПС «Наука» была награждена Дипломом лауреата II конкурса Web-ресурсов ПетрГУ «В новый век — с новыми технологиями» и дипломом финалиста Всероссийского фестиваля Интернет-проектов «Новая реальность» в номинации «Наука и инновации».
Результаты работы по проекту докладывались на научных и научно-практических конференциях: на девяти всероссийских [3-9, 10, 12, 13] и на трех международных [11, 14, 15]; отражены в научно-практическом журнале «Информационные ресурсы России» [9].
По состоянию на 1 октября 2012 г. количество пользователей ИПС «Наука» со всех регионов России составляет более 63 тысяч человек.
В последующие годы планируется комплексное развитие системы, прежде всего за счет добавления аналитических и коммуникационных функций, а также интеграции системы с другими используемыми в вузе системами (в том числе с информационно-аналитической интегрированной системой управления вузом (ИАИС), порталом ИАИС (http://iias.petrsu.ru [18]), порталом «Аспирантура ПетрГУ» (http://aspirant.petrsu.ru [2]), электронной библиотекой Республики
5
Карелия (http://elibrary.karelia.ru [1]) и с дру- | гими хранилищами тематической инфор- ^ мации о научной деятельности и управле- ^ нии ею. ё
Коммуникационные функции позволят обеспечить на страницах сайта взаимодей- || ствие пользователей, а также интерактив- § ное взаимодействие с ними, результатом ко- § торого должны стать дополнительные дан- ^ ные (новые сведения), расширяющие ин- ^ формационное наполнение системы. |
Большое внимание предполагается так- § же уделить наукометрическим аспектам на- Ц учной деятельности, в частности показателям цитирования научных работ, показате- ^ лям значимости научных изданий (таких как импакт-фактор) и пр. [18].
1
Список литературы ^
8
1. Байтимиров Л. З., Власова А. Г., Марахта- чэ нов А. Г., Насадкина О. Ю, Фотина Е. В. О про- ^ блеме информационного поиска в Электронной ^ библиотеке Республики Карелия. Материалы научно-методической конференции, посвященной 70-летию Петрозаводского государственного университета «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции
и инновации» (16-17 февраля 2010 г., Петрозаводск). 2010. С. 71-74.
2. Власова А. Г., Гридина Е. Г., Насадкина О. Ю. Мониторинг результативности работы аспирантов // Информатизация образования и науки. Июнь, 2011. Вып. 3 (11). С. 130-143.
3. Кобка А. И., Борзенин Е. Н. Информационно-поисковая система «Вузовская, академическая и отраслевая наука» (ИПС «Наука») // Научный сервис в сети Интернет: Труды Всерос. науч. конф. (г. Новороссийск, 23-28 сентября 2002 г.). М.: изд-во МГУ, 2002. С. 226-228.
4. Кобка А. И., Борзенин Е. Н., Луговая Н. Б. Информационно-поисковая система «Наука» — вузовской, академической и отраслевой науке // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: Труды V Всерос. объед. конф. (г. Санкт-Петербург, 25-29 ноября 2002 г.). СПб.: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2002. С. 107-110.
№ 6 (42) 2012
£
is
'S
0 р
s
1
0 s
'S
s
s
! <u
<0
>s"
1
0 &
1
а
i
SS §
u
¡5 Я 00
О t=
II
0
n
1 t
5. Кобка А. И., Резанов В. В., Наволоцкий С. В. Информационно-поисковая система «Наука» как средство управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью вуза // Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом: Материалы Всерос. на-уч.-практ. конф. (г. Петрозаводск, 25-28 февраля 2003 г.) / ПетрГУ. Петрозаводск, 2003. С. 62-64.
6. Кобка А. И., Резанов В. В., Наволоцкий С. В. Информационно-поисковая система «Вузовская, академическая и отраслевая наука» и отражение в ней проблем образования // Образование в XXI веке: Материалы Всерос. научн. заочной конф. (г. Тверь, 30 апреля 2003 г.). Тверь: ООО «Буквица», 2003. С. 59-61.
7. Кобка А. И, Наволоцкий С. В., Луговая Н. Б. Информационно-поисковая система «Наука» и отражение в ней проблем северных регионов России // Северный регион: стратегия и перспективы развития: Сб. тез. докл. Всерос. науч. конф. (Ханты-Мансийск — Сургут, 29-30 мая 2003 г.). Ч. I. Секции 1-5 / под ред. В. В. Мархи-нина, Г. И. Назина. Сургут: изд. СурГУ, 2003. С. 19-20.
8. Кобка А. И., Резанов В. В., Наволоцкий С. В. Информационно-поисковая система «Вузовская, академическая и отраслевая наука» // Технологии Интернет — на службу общества: Сб. статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 9-11 июня 2003 г.). Саратов, 2003. С. 167-169.
9. Кобка А. И. Информационно-поисковая система «Вузовская, академическая и отраслевая наука» (ИПС «Наука») // Информационные ресурсы России. 2004. № 5. С. 12-14.
10. Кобка А. И. Информационно-поисковая система «Наука» в действии // Научный сервис в сети Интернет: технологии параллельного программирования: Труды Всерос. науч. конф. (г. Новороссийск, 18-23 сентября 2006 г.). М.: изд-во МГУ, 2006. С. 204-206.
11. Кобка А. И. Информационно-поисковая система «Вузовская, академическая и отраслевая наука» (ИПС «Наука») // Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В. И. Вернадского: Сб. материалов 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Тамбов, 28-29 сентября 2007 г.). Тамбов: из-д-во ТАМБОВПРИНТ, 2007. С. 98-100.
12. Кобка А. И., Колыбина Г. Н., Наволоцкий С. В. Информационно-поисковая система «Наука» как составная часть информационной инфраструктуры организации и осуществления научной деятельности в вузе // Информационная среда вуза XXI века: III Всерос. науч.-прак-тич. конф. (г. Петрозаводск, 15-18 сентября 2008 г.).
13. Кобка А. И. Информационно-поисковая система «Наука» // Инновации и традиции науки и образования: Материалы Всерос. науч.-ме-тод. конф. Ч. 1 / под общ. ред. С. В. Леснико-ва. Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т, 2010. С. 85-88.
14. Кобка А. И. Информационно-поисковая система «Наука» (заочный доклад) // SCIENCE ONLINE: электронные информационные ресурсы для науки и образования: XIV Международная конференция (г. Агадир, Марокко, 23-30 мая 2010 г.).
15. Кобка А. И., Колыбина Г. Н., Наволоц-кий С. В. Информационно-поисковая система «Вузовская, академическая и отраслевая наука» (ИПС «Наука») как элемент информационной среды вуза XXI века // Информационная среда вуза XXI века: IV Междунар. на-уч.-практ. конф. (г. Петрозаводск, 20-24 сентября 2010 г.).
16. Кулагин М. В., Лопатенко А. С. Научные информационные системы и электронные библиотеки. Потребность в интеграции. URL: http://rcdl.ru/ doc/2001/kulagin_lopatenko.pdf.
17. Насадкина О. Ю., Фотина Е. В., Марахта-нов А. Г., Голубев Е. В. Разработка информационно-аналитической системы «Показатели цитирования ученых ПетрГУ» // Труды XIX Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2012». СПб., 2012. Т. 1. С. 102-104.
18. Рузанова Н. С., Насадкина О. Ю. ИАИС управления вузом как информационно-технологическая основа повышения качества подготовки специалистов // Новые информационные технологии и менеджмент качества (NIT&QM'12). Доклады международной научной конференции. / Редкол.: А. Н. Тихонов (пред.) и др.; AUFE ГНИИ ИТТ «Информика». М.: ООО «Арт-Флэш», 2012. С. 19-21.
30