Научная статья на тему 'Развитие информационно-образовательной среды Петрозаводского университета'

Развитие информационно-образовательной среды Петрозаводского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ДЕЛОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TECHNOLOGICAL ENVIRONMENT / RESEARCH-AND-EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT / BUSINESS INFORMATION ENVIRONMENT / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рузанова Н. С., Дербенева О. Ю.

В Петрозаводском государственном университете в течение многих лет ведутся работы в области развития информационных технологий и создания информационно-образовательной среды вуза. Авторы рассматривают наиболее значимые элементы технологической, научно-образовательной и деловой информационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рузанова Н. С., Дербенева О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of information and educational environment of petrozavodsk state university

For many years Petrozavodsk State University is carrying out works in the field of information technologies development and creation of the uniform university information and educational environment. The authors consider the most significant results, such as information-and-analytical system of university management, systems of distance training and e-learning, geoinformation systems, library systems, Web-applications and Internet portals, and other components of the technological, research-and-educational and business information environment.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-образовательной среды Петрозаводского университета»

блемы, перспективы: Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 15-летию РГНФ (г. Петрозаводск, 1—3 июня 2009 г.). Петрозаводск: Изд. ПетрГУ, 2009. С. 11—16.

4. Кобка А.И. Информационно-поисковая система «Вузовская, Академическая и Отраслевая Наука» (ИПС «Наука») // Информационные ресурсы России (Научно-практический журнал). 2004. № 5. С. 12-14.

5. Кобка А.И., Колыбина Г.Н., Наволоц-кий С.В. Информационно-поисковая система «Наука» как составная часть информационной инфраструктуры организации и осуществления научной деятельности в вузе // Информационная среда вуза XXI века: Всерос. науч.-прак-тич. конф. (г. Петрозаводск, 15-18 сент. 2008г.). URL: http://it2008.petrsu.ru/ риЬІІсаіїоп^р

DORSHAKOVA N, KOBKA A. SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY AT PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY

The present paper deals with the key research lines and forms of scientific activity at Petrozavodsk State University: departments; scientific-pedagogical schools; training of specialists of the highest qualification; research work; higher education and science integration; research management.

Keywords: higher school; research work; training of specialists of the highest qualification; higher education and science integration; research management.

Н.С. РУЗАНОВА, доцент, директор регионального центра новых информационных

технологии

О.Ю. ДЕРБЕНЕВА, зам. директора

Развитие информационнообразовательной среды Петрозаводского университета

В Петрозаводском государственном университете в течение многих лет ведутся работы в области развития информационных технологий и создания информационно-образовательной среды вуза. Авторы рассматривают наиболее значимые элементы технологической, научно-образовательной и деловой информационной среды.

Ключевые слова: информационные технологии, информационно-образовательная среда, технологическая среда, научно-образовательная информационная среда, деловая информационная среда, электронное обучение.

На базе созданного в ПетрГУ первого в Карелии вычислительного центра еще в 1960-е гг. началась подготовка специалистов в области вычислительной техники и программирования. В 1970—80-е гг. наши выпускники направлялись в вычислительные центры, создаваемые на предприятиях в различных городах страны. К 1990-м гг. курсы по изучению компьютерных технологий были включены в программы обучения на всех факультетах, началось активное внедрение компьютерных технологий в учебный процесс,

научные исследования и в управление вузом.

В течение двух десятилетий региональный центр новых информационных технологий (РЦНИТ) ПетрГУ, созданный Министерством образования РФ в 1991 г., совместно с факультетами, кафедрами и подразделениями университета системно занимается фундаментальными проблемами и прикладными вопросами создания и развития информационно-коммуникационных систем, компьютерных сетей, технологий автоматизации и управления и т.п.,

развивая единую информационно-образовательную среду вуза. При этом используются различные организационно-технологические подходы. Если в начале пути информационная среда вуза рассматривалась в основном с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, то с расширением использования телекоммуникационных сервисов и развитием ориентации на конечного пользователя (сотрудника, преподавателя, студента, внешнего пользователя) она стала средой электронного взаимодействия всех участников образовательного процесса, неотъемлемым и необходимым условием эффективного функционирования вуза.

Сегодня информационно-образовательная среда ПетрГУ представляет собой совокупность пересекающихся и взаимно влияющих компонентов, таких как технологическая среда, научно-образовательная информационная среда, деловая информационная среда.

Основой построения технологической среды вуза является корпоративная сеть, объединяющая 13 учебных корпусов (более 3000 компьютеров) на территории Петрозаводска, 6 общежитий и 3 филиала ПетрГУ, расположенных в отдаленных городах Республики Карелия (Костомукша, Сортавала и Беломорск). Пользователям сети предоставляется основной набор сетевых сервисов. Сеть постоянно развивается при активной поддержке ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». Увеличивается пропускная способность как внутренних, так и внешних каналов связи, расширяются сегменты беспроводного доступа к сети, т.е. ведутся работы по созданию современной медиа-среды вуза, которая предоставляет пользователям новые виды сетевых сервисов, таких как web-телевидение, видео-чат и др. Использование возможностей медиа-среды для организации обрат-

ной связи позволило в 2009-2010 гг. эффективно провести Интернет-видеоконсультации по ЕГЭ для выпускников школ республики.

Научно-образовательная информационная среда ориентирована на преподавателей, студентов, аспирантов, абитуриентов и предназначена для информационной поддержки субъектов образовательного и научного процессов. Она содержит:

■ прикладные образовательные ресурсы;

■ научно-образовательные тематические web-ресурсы;

■ систему тестирования студентов;

■ системы электронного, дистанционного обучения и повышения квалификации;

■ геоинформационные системы;

■ библиотечные системы.

Прикладные образовательные ресурсы включают программное обеспечение, необходимое для организации учебного процесса по конкретным специальностям, а также разработанные научно-образовательные ресурсы, используемые для поддержки лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов (цифровые иллюстративные материалы, учебно-методические пособия, электронные учебники, тренажеры, циклы лекционных презентаций и т.д.).

Научно-образовательные web-ресурсы представлены на официальном сайте ПетрГУ (petrsu.ru). Для его успешного функционирования разработаны и утверждены документы, регламентирующие порядок информационного наполнения и администрирования. На страницах кафедр и в каталоге образовательных ресурсов представлена информация об организации учебного процесса, учебные и методические материалы, для преподавателей и сотрудников - инструкции и руковод-

ства по учебно-методическим вопросам, образовательные стандарты, программы дисциплин. В разделе для абитуриентов, который в период приемной кампании обновляется ежедневно, содержатся сведения о специальностях, различных формах обучения, о ходе приемной кампании (конкурс по специальностям, списки подавших заявления, списки допущенных к конкурсу, списки зачисленных в число студентов и др.). Функционирует «горячая линия» для ответов на вопросы абитуриентов (в среднем не менее 20 вопросов в день). Web-пространство ПетрГУ включает более 50 сайтов, в том числе: «Дистанционное обучение»

(webct.ru, зарегистрировано более 13 тыс. студентов); «Качество образования» (quality.petrsu.ru); «Вузовская, академическая и отраслевая наука» (nauka.petrsu.ru); «Конкурсы. Гранты. Стажировки. Стипендии. Премии» (projects.karelia.ru) и др.

Университет является одним из ведущих вузов Северо-Запада России по развитию электронного обучения и трансграничного научно-образовательного сотрудничества. Такое сочетание приоритетных направлений деятельности дает синергийный эффект и позволяет успешно проводить совместную работу с зарубежными вузами по использованию дистанционных форм обучения, разработке цифровых образовательных ресурсов для электронного обучения. Среди наших партнеров - ведущие вузы США (Университет Стэнфорда, Университет Брауна, Вермонтская школа права, Калифорнийский политехнический университет), Финляндии (Университеты Хельсинки, Йоэнсуу, Тампере, Куопио, технологический университет Лаппе-енранта, университет Лапландии), вузы Швеции и Норвегии. Благодаря активному международному сотрудничеству в области образовательных

проектов специалисты ПетрГУ изучили технологии и методики открытого и дистанционного обучения, прошли цикл стажировок в американских и европейских вузах и адаптировали лучшие разработки к условиям нашего вуза.

В результате с 1999 г. в университете сложилась система электронного обучения, нацеленная на повышение качества учебного процесса по всем формам обучения и ориентированная на различные категории обучаемых (школьники, студенты, аспиранты, преподаватели). Система базируется на использовании разных программных платформ (WebCT, MOODLE). В учебном процессе ПетрГУ используется более 350 электронных учебно-методических комплексов, разработанных преподавателями университета.

Широко применяется система электронного тестирования, включающая внутреннее и внешнее тестирование. Внутреннее тестирование предназначено для текущей оценки качества обучения. Внешнее тестирование организуется Рособрнадзором и ориентиро-

вано на проверку «остаточных» знаний по обязательным дисциплинам государственных образовательных стандартов по специальностям и направлениям.

За последнее десятилетие в ПетрГУ реализован широкий спектр образовательных проектов, направленных на создание и развитие системы очно-дистанционного повышения квалификации работников образования, учителей школ, преподавателей вузов, специалистов предприятий и организаций республики в области современных информационных технологий. Подготовлены новые программы дополнительного профессионального образования, созданы учебно-методические комплексы электронных средств поддержки дистанционного обучения. Разработанные образовательные модули используются при подготовке кадров в системе очно-дистанционного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета. Они решают задачу своевременного обеспечения преподавателей различных факультетов и кафедр университета знаниями и навыками, необходимыми для эффективного применения инновационных образовательных технологий.

В университете функционирует и развивается разработанная в РЦНИТ информационная библиотечная система «Фолиант» (foliant.karelia.ru), которая передана во все библиотеки Республики Карелия, в том числе в Национальную библиотеку РК. Электронный библиотечный каталог ПетрГУ, включающий более 1,5 млн. записей, доступен всем пользователям Интернета. С 2004 г. функционирует Электронная библиотека (ЭБ) Республики Карелия (elibrary.karelia.ru). Концептуальной основой ее деятельности является определение электронной библиотеки как коллекции локальных и

распределенных цифровых информационных ресурсов, объединенных единой идеологией структуризации и доступа. Электронная библиотека содержит около 2000 электронных полнотекстовых публикаций по различным отраслям знаний, в том числе более 700 электронных версий редких книг, изданных в XVШ-XIX вв. и не переиздававшихся после 1917 г. Это особо актуально в контексте задач обеспечения учебного процесса (прежде всего - на гуманитарных факультетах) первоисточниками и научной литературой. Большое внимание уделяется размещению в ЭБ произведений о Карелии, а также работ местных авторов. В ЭБ создано пять специализированных разделов, в том числе для аспирантов, докторантов и соискателей, для периодических и продолжающихся изданий, «Финно-угрика» и др.

С 2000 г. в учебном процессе университета началось широкое использование геоинформационных образовательных ресурсов в тех прикладных областях, где необходим учет территориального фактора. К настоящему времени создано более 500 комплексов тематических цифровых векторных

карт, разработаны специальные геоин-формационные системы, обеспечивающие выполнение курсовых и дипломных работ на историческом, экологобиологическом, лесоинженерном, агротехническом факультетах.

Системы правовой информации «Кодекс» и нормативно-технической документации «Тех-эксперт» с доступом по клиент-серверной технологии задействованы в учебном процессе практически всех факультетов университета, наиболее активно - юридического, экономического, строительного факультетов, факультета политических и социальных наук, Приладожского и Беломорского филиалов (более 12700 посещений ресурсов системы в год).

Развитие web-пространства ПетрГУ осуществляется в первую очередь за счет создания силами кафедр и факультетов различных web-ресурсов научнообразовательного характера: тематических порталов, электронных учебников и учебных пособий, научных статей и материалов, за счет размещения информации о проектах, конференциях, семинарах и т.п. Так, большой популярностью не только в вузе и в регионе, но и за пределами республики пользуются порталы PHILOLOG.RU, НОЦ «Плазма» и др.

Повышение эффективности управления университетом на всех уровнях осуществляется на базе информационно-аналитической интегрированной системы управления вузом (ИАИС). Ее задача - поддержка принятия решений по всем направлениям деятельности

вуза (учебной, научной, административной, финансово-хозяйственной) и является ядром деловой информационной среды ПетрГУ. На сегодняшний день ИАИС, реализованная на базе технологий О^ск, объединяет функциональные подсистемы, обеспечивающие информационную поддержку практически всех видов деятельности вуза, в том числе управление учебным процессом («Приемная кампания», «Планирование учебного процесса», «Расписание учебных занятий», «Деканат», «Кафедра», «Аспирантура», «Студенческие общежития», «Выпускник», «Учебный отдел» и др.). Более 30 функциональных подсистем обеспечивают информационную поддержку административной и финансово-хозяйственной деятельности вуза («Управление персоналом», «Документооборот», «Управление материальными потоками», «Бухгалтерский учет», «Управление финансами» и др.). Разработаны средства доступа к открытым ресурсам ИАИС для пользователей Интернета. Получили развитие работы по предоставлению единого средства web-доступа пользователям к различным приложениям ИАИС ПетрГУ в

Интранете, в том числе - к персональным данным (преподавателям, студентам и сотрудникам).

Как показывает практика, формирование информационно-образовательной среды неразрывно связано с использованием современных методик и технологий решения управленческих и научно-образовательных задач. Информационно-образовательная среда современного вуза становится системой, объединяющей инновации в области образовательных технологий и инновации в формах организации научно-образовательного процесса в вузе. Эти вопросы рассматриваются на ежегодно проходящей в ПетрГУ международной конференции «Информационная среда вуза XXI века».

Новейшая аппаратно-программная база, развитые телекоммуникации, значимые научные и научно-методические разработки в области ИКТ позволяют университету целенаправленно развивать единое региональное информационное научно-образовательное пространство, осуществлять тесное взаимодействие с научными учреждениями, учебными заведениями и другими учреждениями образования Республики Карелия, Российской Федерации, европейских стран. Студенты ПетрГУ приобретают знания и навыки в области информационных технологий, участвуя в реализации региональных проектов. Среди них такие, как разработка и апробация методологии формирования электронного правительства и республиканских геоинформационных систем, создание информационных комплексов и специальных ГИС, обеспечивающих процессы управления («Лесной фонд РК», «Водные объекты РК», «Объекты культурного наследия РК», «Пассажирские перевозки» и др.). В ПетрГУ освоены технологии интерактивной картографии в Интернете, что

позволяет значительно расширить круг пользователей геоинформацион-ных ресурсов, в т.ч. разработаны специализированные разделы ГИС «На карте Карелии» с использованием технологий интерактивной картографии.

Разработки ПетрГУ в области информационного обеспечения деятельности вуза неоднократно удостаивались Гран-при (2007, 2009 гг.) и дипломов на Всероссийском форуме «Образовательная среда», Международном конгрессе-выставке «Global education - Образование без границ».

Литература

• Рузанова Н.С. Системный подход к раз-

витию информационно-образовательной среды Петрозаводского государственного университета // III Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий е-Learning: Сб. тез. докладов конференции, 27-29 сентября 2009 г. М.: РВ-Принт, 2009. С. 365-368.

• Рузанова Н.С., Насадкина О.Ю., Попова И.А., ШтивельманЯ.Е. ИАИС управления вузом как ядро информационной среды ПетрГУ: перспективы развития // Информационная среда вуза XXI века: Материалы II Всероссийской научно-практический конференции,15-18 сентября 2008 г. Петрозаводск, 2008. С. 20-22.

• Рузанова Н.С. Развитие информационной среды вуза на основе использования ИКТ // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: Материалы науч.-ме-тод. конференции. Ч. 1. Петрозаводск: ПетрГУ, 2007. С. 9-12.

• Рузанова Н.С., Корякина А.Н., Дербенева О.Ю. К вопросу повышения качества подготовки кадров в области ИКТ на основе интеграции методов и технологий традиционного и дистанционного

обучения // Телематика 2006: труды ональное образование в области инфор-

XIII Всероссийской научно-методичес- мационно-коммуникационных техно-

кой конференции. Т. 2. СПб.: СПбГУ- логий на базе WebCT // Дополнитель-

ИТМО, 2006. С. 402—406. ное профессиональное образование.

• Рузанова Н.С., Дербенева О.Ю., Коря- 2°°5. № 9 [21]. С. 11-12; № 10 [22].

кина А.Н. Дополнительное професси- С. 10-14.

RUZANOVA N, DERBENEVA O. DEVELOPMENT OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY

For many years Petrozavodsk State University is carrying out works in the field of information technologies development and creation of the uniform university information and educational environment. The authors consider the most significant results, such as information-and-analytical system of university management, systems of distance training and e-learning, geoinformation systems, library systems, Web-applications and Internet portals, and other components of the technological, research-and-educational and business information environment.

Keywords: information technologies; information and educational environment; technological environment; research-and-educational information environment; business information environment; e-learning.

И.Е. АБРАМОВА, доцент, Модернизация системы

зав. кафедрой иностранных языков ппеполяйяния языков

А.В. АНАНЬИНА, ст. преподаватель в вузе

В данной статье проводится детальный анализ причин, почему в условиях искусственного билингвизма большинству российских студентов сложно обеспечить уровень владения иностранным языком, достаточный для успешного продолжения образования за рубежом. Рассматриваются недостатки овладения иностранным языком в рамках традиционной парадигмы «преподаватель - учебник - студент ». Описывается реальный опыт минимизации недостатков обучения иностранным языкам вне естественной языковой среды с помощью информационно-коммуникационных технологий в контексте личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: искусственный билингвизм, преподаватель - неноситель языка, интерференция, личностно-ориентированный подход, информационно-коммуникационные технологии.

В результате мощного экономического, военного,научно-технического,культур-

ного влияния США и Великобритании во многих странах Европы и мира английский язык получил статус “Global English”, международного языка-посредника. Двуязычие стало неотъемлемой чертой жизни в современном глобальном мире. Число людей, овладевших английским языком как иностранным, неуклонно растет. Так, согласно данным телеканала “Euronews”, в 2008 г. около 56% жителей Европы говорили на двух языках, из них 38% европейцев знали

английский [1]. По данным журнала «Власть », 98% немецких физиков и 83% не-мецкиххимиков пишут свои статьи и книги только по-английски [2]. По прогнозам специалистов, в Азии к 2020-30 гг. количество лиц, использующих английский язык в повседневной жизни, достигнет 30-35% по сравнению с нынешними 8-10%; свидетельством широкого распространения английского языка как средства общения в азиатских странах служит появление термина “Native Speakers of Asian English” [3]. В то же время, как показала Всероссийская пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.