Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОРМЫ ПРАВА В СВЕТЕ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН И ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЁННЫХ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОРМЫ ПРАВА В СВЕТЕ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН И ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЁННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМА ПРАВА / СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ / NORM OF LAW / ЗАКОН / РЕЛИГИЯ / RELIGION / STRUCTURE OF LAW NORM / STATE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Алексей Сергеевич

Автором проводится сравнение религиозной и государственной нормы по различным основаниям: источнику, территории и сфере распространения её силы, по кругу лиц, в отношении которых она действует, фактической и юридической силе, сроку погашения ответственности, по форме закрепления, структурному содержанию и другим основаниям. В заключение делается вывод о значительной схожести этих институтов при существенном различии между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of religious and state norm of law in the aspect of their influence on law-abiding behavior of citizens and correction of condemned

The author comparison religious and state norm on the various, using different bases, such as: a source, territory and sphere of distribution of its power, a circle of persons in which relation it operates, actual and to validity, of responsibility repayment, the fastening form, the structural maintenance and other bases. Therefore becomes conclusion about considerable similarity of these institutes at essential distinction between them.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОРМЫ ПРАВА В СВЕТЕ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН И ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЁННЫХ»

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prisonHfe.ru/anaHtika/1668-prokuratura-altajskogo-kraya-tmdoustrojstvo.html, свободный.

10.Справка к обсуждению на заседании коллегии Минюста России вопроса «Об осуществлении органами юстиции полномочий в области обеспечения судебной деятельности» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.notariat.ru/default.aspx?mode=binary&id=109, свободный.

11.Юкша Я. А. Гражданско-правовая ответственность // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yuksha.ru/index.php/publish/434-2010-12-07-11-57-30, свободный.

УДК 343.01; 343.825

А. С. Морозов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОРМЫ ПРАВА В СВЕТЕ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН И ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЁННЫХ

A. S. Morozov

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF RELIGIOUS AND STATE NORM OF LAW IN THE ASPECT OF THEIR INFLUENCE ON LAW-ABIDING BEHA VIOR OF CITIZENS AND CORRECTION OF CONDEMNED

Автором проводится сравнение религиозной и государственной нормы по различным основаниям: источнику, территории и сфере распространения её силы, по кругу лиц, в отношении которых она действует, фактической и юридической силе, сроку погашения ответственности, по форме закрепления, структурному содержанию и другим основаниям. В заключение делается вывод о значительной схожести этих институтов при существенном различии между ними.

The author comparison religious and state norm on the various, using different bases, such as: a source, territory and sphere of distribution of its power, a circle of persons in which relation it operates, actual and to validity, of responsibility repayment, the fastening form, the structural maintenance and other bases. Therefore becomes conclusion about considerable similarity of these institutes at essential distinction between them.

Ключевые слова: норма права, закон, религия, структура правовой нормы.

Key words: norm of law, state law, religion, structure of law norm.

Издревле человек стремился урегулировать отношения, возникающие внутри ореола его обитания. Одним из первых источников регулирования таких отношений, пришедшим на смену обычаю, стала религиозная норма права. С течением времени и территориальным распространением религиозные нормы претерпели существенные изменения, при этом, как правило, сохраняя свою сущность. В результате появления института государственной власти появилась необходимость упорядочения отношений, возникающих внутри большого общества людей. Надёжным подспорьем в этом вопросе долгое время выступала, и порой до сегодняшнего дня выступает религия. Религиозные и государственные нормы тысячелетиями оказывали взаимное влияние друг на друга, «обмениваясь» правилами поведения. Несмотря на это, следует признать, что они имеют существенные различия, о которых не стоит забывать.

Особую актуальность выбранная тема исследования приобретает применительно к лицам, отбывающим уголовные наказания, а также маргинальным категориям граждан: порой, не боясь уголовного закона, они воздерживаются от совершения правонарушения по мотивам духовного характера. Юридическое закрепление правовой нормы зачастую не является гарантом её силы, в то время как возможность наложения кары небесной непременно предостерегает верующего от совершения противоправного поступка.

Конкуренция светских и религиозных норм, коллизии, существующие между ними зачастую порождают в человеке внутриличностный конфликт, способный привести к самым тяжким последствиям: несоблюдение религиозных обрядов, нарушение чувств верующих порой приводят в ответ к совершению массовых убийств на религиозной почве. В этой связи считаем актуальным и необходимым проведение сравнительного анализа государственной и религиозной правовой нормы, так как они являются важнейшими институтами регулирования человеческих отношений, формирования правопослушной модели поведения как у свободных граждан, так и лиц, совершивших уголовные правонарушения.

На сегодняшний день в науке нет определённости по поводу того, следует ли считать религиозную норму поведения правовой, поскольку не всегда и не везде религия является источником права. Это действительно так. К примеру, в Российской Федерации религиозной норме не присущ правовой характер, но в странах, где подавляющее большинство населения исповедует ислам, она зачастую бывает таковой.

В отличие от государственного закона, религиозная норма не имеет территориальных границ. Так, согласно ч. 1 ст. 14 Конституции Российской Федерации1 «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», т. е. признаётся право на существование всех религий. Таким образом, на территории государства, в целом не называющего религиозную норму правовой, может проживать религиозное меньшинство, руководствующееся при выборе модели поведения не предписанием государственного закона, а предписанием закона религиозного. Этот факт следует учитывать, анализировать, изучать.

Религиозная и государственная норма поведения всегда «шли бок о бок», воспитывали человека каждая в своей сфере: государственная - лиц, имеющих гражданство (подданство) данного государства, религиозная - лиц, исповедующих данную религию. Думаем, мы не ошибёмся, сказав, что основное значение, цель государственной нормы права известны большинству его граждан. О том, что такое норма религиозная, известно меньше, зачастую только посвящённым (частично эту несправедливость можно объяснить преобладающим количеством граждан государства над числом верующих). Попытаемся разобраться в сущности религиозной нормы поведения, выявить признаки, связующие и разделяющие её с нормой государственной.

Л. А. Морозова определяет религиозные нормы как «разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру»2. Гуль Ака Анвар - один из исследователей исламского права - определял религиозные нормы как «правила поведения, регулирующие отношения верующих между собой и отношения верующих с неверующими, а также многие иные сферы человеческой деятельности, иногда практически всё, как, например, в исламе»3.

Многие религиозные нормы имеют сходство с нормами права: они в определённой степени формализованы, документально зафиксированы в материальных носителях (Библии, Коране, Талмуде) и зачастую выступают источниками права, как, например, в мусульманской правовой системе. В Германии каноническое право является частью национальной правовой системы до настоящего времени4.

Религиозные и государственные нормы имеют общую логическую структуру: «если - то - иначе», соответственно, и те и другие имеют гипотезу, диспозицию и

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

2 Морозова Л. А. Теория государства и права : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция». М.: ЮРИСТЪ, 2002. С. 145.

3 Цит. по: Головкин Р. Б. Право и религия в регламентации отдельных сторон семейной жизни : монография. Владимир: Владимирский юридический институт ФСИН России, 2007. С. 11.

4 См.: Морозова Л. А. Указ. соч. С. 146.

санкцию. При этом, как указывают Р. Б. Головкин и М. А. Василенко, диспозиция религиозной морали почти всегда «видна» (например, «почитай отца своего»), а гипотеза и санкция лишь предполагаются и устанавливаются логическим путём («если ты хочешь, чтобы почитали тебя впоследствии» - гипотеза; за невыполнение религиозного предписания следует кара Господня - санкция)1.

Р. Б. Головкиным и М. А. Василенко в качестве ещё одного общего признака государственной и религиозной нормы поведения выделялась «институциональность». Они указывали, что «в развитых религиях религиозная мораль институционализируется в образовании формальных правил, переплетённых с правом и закреплённых в религиозных текстах (шариат, церковное право, патриаршие послания, папские энциклики, церковные уставы), которые чётко оформлены словесно, тщательно регламентированы. Эти нормативные предписания нередко являются прообразом правовой институализации» . Далее авторами пояснялось: «Ни для кого не секрет, что заповеди "не убий", "не укради", "не пожелай жены ближнего" и другие нашли своё отражение практически во всех правовых системах. Институализированные регуляторы морали ислама вообще неотделимы от мусульманского права (особенно при режиме государственной церкви)»3.

В отличие от правовой нормы, «религиозная мораль не просто декларирует свои принципы, свою систему ценностей, но и разными средствами утверждает их в сознании и психологии людей, превращая абстрактные нормы в конкретные мотивы поведения верующих, в их руководство к действию. В отличие от права она осуществляет свою нормативно-регулирующую функцию, направляя поведение верующих в желаемое для неё русло»4. Право затрагивает лишь внешнюю границу жизни, а религия прямо предписывает человеку те или иные образцы поведения5.

Известно, что государственная норма имеет ограниченную сферу действия, её влияние распространяется по территории (земельное, воздушное пространство; недра; территория судна, находящегося под флагом государства; и т. д.) и по кругу лиц (в отношении граждан этого государства, в отдельных случаях - иностранных граждан и лиц без гражданства). Религиозная же норма таких ограничений не имеет: она абсолютна. Большинство религий устанавливают обязательство исполнения их предписаний независимо от того, на какой территории человек проживает, какой национальностью обладает, какую веру исповедует. Всякий исповедующий иную веру, либо не исповедующий никакой веры, чаще всего признается «неверным».

Рассматриваемые нами нормы имеют различные источники: понятие греха, согласно церковным канонам, устанавливается Создателем, который одновременно является «высшим органом законодательной, судебной и исполнительной власти». Понятие и виды преступлений разработаны и санкционированы государственными органами, т. е. людьми (существами греховными).

Неодинакова и сила религиозной и государственной нормы поведения. Прямо пропорционально тому, насколько человек сильно верит в Бога, в те вечные блага или страдания, что ждут его после смерти, увеличивается значимость религиозного предписания. Мы уверены, что при выборе модели поведения, в первом случае гарантирующую верующему временное земное благо и вечные посмертные страдания, а во втором - временное земное наказание и вечные небесные блага, он выберет вторую. «В жизни традиция и обычай оказываются сильнее закона»6. «Зачастую, ослеплённые верою, любовью к своему божеству, верующие не в состоянии понять, что "важен дух, а не буква", и что люди не должны верить преданиям человеческим, и что

1 См.: Головкин Р. Б. Указ. соч. С. 17.

2 Головкин Р. Б. Указ соч. С. 19.

3 Там же. С. 19.

4 Там же. С. 21.

5 См.: Там же. С. 23.

6 Спутник атеиста. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. С. 30.

весь закон и пророки, т. е. все книги, считавшиеся священным писанием, сводятся только к тому, чтобы поступать с ближними так же, как хочешь, чтобы поступали с тобою»1.

К. Маркс, рассматривая веру, религиозную ответственность как инструмент оказания воздействия на население со стороны церкви, писал: «социальные принципы христианства переносят на небо вознаграждение за все земные мерзости и тем самым оправдывают продолжение этих мерзостей на земле»2. Теоретически человек отвечает за свои деяния только перед Богом, однако на практике от имени Бога говорили церковь, духовенство, различного рода пророки и харизматические лидеры, высказывавшие взаимоисключающие в моральном отношении положения3. «Иными словами, критерии и гарантии религиозных нравственных истин не вполне надёжны: в реальной жизни людей "абсолютные истины" религиозной морали интерпретируются и

4

применяются по-разному» .

Немаловажной отличительной особенностью является срок погашения ответственности за нарушение религиозной и государственной нормы поведения. Уголовные законы большинства стран предусматривают срочные виды наказания. Так, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации наказание носит срочный характер (кроме предусмотренного ст. 57 УК РФ «Пожизненное лишение свободы», но и в этом случае возможно условно-досрочное освобождение). Статья 86 УК РФ «Судимость» также позволяет аннулировать все правовые последствия, связанные с судимостью, если она будет снята или погашена, т. е. теоретически даже самый жестокий преступник (маньяк, насильник, убийца) в состоянии условно-досрочно освободиться из мест лишения свободы от отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы, погасить/снять судимость, и, с точки зрения государственного закона, быть абсолютно «чистым». Грех ложится на душу человека чёрным пятном пожизненно. В христианстве предусмотрены некоторые процедуры избавления от греха, такие, как исповедь в содеянных грехах и причащение Святых Таин, но они не носят формального характера, так как помимо выполнения ритуала требуется раскаяние, осознание собственной вины, искреннее намерение в дальнейшем вести Богу угодный образ жизни, иначе ритуал не имеет силы. У возможности искупления грехов есть и другая сторона. Тот факт, «что и самые страшные грешники, преступники, бандиты могут, исповедавшись, стать хорошими людьми, даже святыми, что всякий грех можно искупить покаянием, постом и молитвой, не спасают от преступлений, а даже оправдывают их»5.

Таким образом, мы видим значительную схожесть религиозных и государственных норм поведения, позволяющую выработать у лиц, не соблюдающих нормы государственного закона, уважительное к ним отношение, по причине общности данных правовых источников.

Тем не менее, разница между рассмотренными нами источниками права продолжает оставаться существенной. Думается, такой баланс наиболее оптимален, так как полное сращивание религиозной и государственной нормы права приведет к отсутствию необходимости существования одной из них. Исторический опыт даёт основание полагать, что динамика развития рассматриваемых нами правовых явлений не исчерпает себя ещё долгие годы.

1 Толстовский Листок. Запрещённый Толстой. Вып. 1. Изд. 2-е. М.: Пресс-Соло, 1995. OCR: Габриел Мумжиев (gabrielmv@yahoo.com) // http://az.lib.rU/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0760-1.shtml

2 Спутник атеиста. С. 449-450.

3 См.: Борунков Ю. Ф., Яблоков И. Н., Никонов К. И. и др. Основы религиоведения : учебник / под ред. И. Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2002. С. 466.

4 Там же.

5 Спутник атеиста. С. 263-264.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Морозова Л. А. Теория государства и права : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция». М.: ЮРИСТЪ, 2002.

3. Головкин Р. Б. Право и религия в регламентации отдельных сторон семейной жизни : монография. Владимир: Владимирский юридический институт ФСИН России, 2007.

4. Спутник атеиста. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.

5. Толстовский Листок. Запрещённый Толстой. Вып. 1. Изд. 2-е. М.: Пресс-Соло, 1995. OCR: Габриел Мумжиев (gabrielmv@yahoo.com)

// http://az.lib.rU/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0760-1.shtml

6. Борунков Ю. Ф., Яблоков И. Н., Никонов К. И. и др. Основы религиоведения : учебник / под ред. И. Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2002.

ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ1

EXECUTION OF THE CRIMINAL PUNISHMENTS WHICH HAVE NOT BEEN CONNECTED WITH IMPRISONMENT

УДК 343.8

С. Б. Карамашев, А. Г. Упоров

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

S. B. Karamashev, A. G. Uporov

OBLIGATORY AND COMMUNITY SERVICE. SOME ORGANIZATIONAL AND LEGAL QUESTIONS OF INTERACTION OF PENAL EXECUTION INSPECTIONS WITH OTHER BODIES AND GOVERNMENT ESTABLISHMENTS

На основе анализа статистических и иных данных рассматриваются проблемы организационно-правового характера при взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций с органами и учреждениями государственной власти в процессе исполнения обязательных и исправительных работ.

The problems of organizational and legal character at interaction of criminal executive inspections with bodies and government establishments in the course of execution of community service and obligatory works are considered on the basis of analysis of statistical and other data.

Ключевые слова: организация взаимодействия, уголовно-исполнительные инспекции, органы местного самоуправления, обязательные работы, исправительные работы, уголовно-исполнительное законодательство.

Key words: the interaction organization, penal execution inspections, local authorities, obligatory works, community service, the criminal execution legislation.

Одним из основных направлений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.1 (далее - Концепция)

1 Утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.