Научная статья на тему 'Трансформация религиозных (христианских) норм в отечественное уголовное законодательство'

Трансформация религиозных (христианских) норм в отечественное уголовное законодательство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / ПРАВО / LAW / ЗАКОНЫ МОИСЕЯ / LAWS OF MOSES / МОРАЛЬ / MORAL / ЗАПОВЕДЬ / COMMANDMENT / РЕЛИГИОЗНАЯ НОРМА / RELIGIOUS NORM / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / ГОСУДАРСТВО / STATE / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хорошко Ирина Вячеславовна

статья посвящена проблеме взаимосвязи религии и права. Объектом исследования являются религиозные нормы, отраженные в отечественном законодательстве и в повседневной жизни многих народов. Цель исследования состоит в установлении прямой связи религиозных и правовых норм. В религиозном и юридическом способах регуляции человеческого поведения существуют сходные позиции, касающиеся адекватного справедливого возмездия. Интересен тот факт, что как правонарушения, так и грехи различаются по степени тяжести, следовательно, влекут за собой наказания различного характера и неодинаковой меры. Общие черты есть и в процедуре привлечения к ответственности: в христианстве суд Божий, в государстве суд, избираемый или назначаемый в установленном порядке. В соответствии с этим указанная цель достигнута с помощью многочисленных примеров, отражающих данную взаимосвязь и приведенных в тексте статьи. Затронутая тема актуальна в любой период, поскольку проблема взаимодействия церкви и государства, религии и права всегда была, есть и будет предметом острых дискуссий, обсуждений и горячих споров философов, религиозных мыслителей и правоведов. На современном этапе развития общества вопросы взаимоотношения правовых и моральных норм наиболее полно и всесторонне нашли свое отражение в уголовно-правовой сфере, поскольку именно здесь происходит единение этих двух феноменов. Многие религиозные тексты нашли свое закрепление в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном и иных отраслях права. Очевидно, что христианские идеи, изложенные в различных религиозных текстах, существуют и регулируют человеческие взаимоотношения наряду с правовыми нормами. Они определяют правила должного, желаемого, одобряемого поведения людей. В силу этого человек обязан следовать их предписаниям под влиянием веры в Бога и под воздействием норм, обеспеченных государственным принуждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF RELIGIOUS (CHRISTIAN) NORMS IN DOMESTIC CRIMINAL LAW

the article is devoted to the problem of the relationship of religion and law. The object of the study are religious norms reflected in domestic legislation and in the daily lives of many people. The purpose of the study is to establish direct communication religious and legal norms. In the religious and legal regulation of human behavior are similar position regarding adequate punishment. It is interesting to note the fact that both offenses and sins, vary in severity, therefore, entail a punishment of a different nature and different measures. General features and in the process of bringing to justice: in Christianity God's judgment in the state court, elected or appointed in the prescribed manner. In accordance with this stated aim is achieved with the help of numerous examples that reflect this relationship and are given in the text. The topic is relevant in any period of time, because the problem of interaction of Church and state, religion and law has always been, is and will be the subject of intense debates, discussions and heated debates of philosophers, religious thinkers and jurists... the article is devoted to the problem of the relationship of religion and law. The object of the study are religious norms reflected in domestic legislation and in the daily lives of many people. The purpose of the study is to establish direct communication religious and legal norms. In the religious and legal regulation of human behavior are similar position regarding adequate punishment. It is interesting to note the fact that both offenses and sins, vary in severity, therefore, entail a punishment of a different nature and different measures. General features and in the process of bringing to justice: in Christianity God's judgment in the state court, elected or appointed in the prescribed manner. In accordance with this stated aim is achieved with the help of numerous examples that reflect this relationship and are given in the text. The topic is relevant in any period of time, because the problem of interaction of Church and state, religion and law has always been, is and will be the subject of intense debates, discussions and heated debates of philosophers, religious thinkers and jurists. At the present stage of social development aspects of the relationship between legal and moral standards fully and comprehensively reflected in the criminal law, because it is here that the Union of these two phenomena. Many religious texts found enshrined in constitutional, criminal, criminal procedure and other areas of law. It is obvious that Christian ideas presented in various religious texts, there are also regulate human relationships along with legal norms. They define the rules of proper, desired, approve of the behavior of people. Therefore, man is obliged to follow the regulations under the influence of faith in God and under the influence of norms, backed by state coercion. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Трансформация религиозных (христианских) норм в отечественное уголовное законодательство»

УДК 343 .2 Ирина Вячеславовна Хорошко,

ББК 67.408-4 адъюнкт факультета подготовки

Х82 научно-педагогических кадров

(Академия ФСИН России) E-mail: horoshko88@mail.ru.

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ (ХРИСТИАНСКИХ) НОРМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Реферат: статья посвящена проблеме взаимосвязи религии и права. Объектом исследования являются религиозные нормы, отраженные в отечественном законодательстве и в повседневной жизни многих народов.

Цель исследования состоит в установлении прямой связи религиозных и правовых норм. В религиозном и юридическом способах регуляции человеческого поведения существуют сходные позиции, касающиеся адекватного справедливого возмездия. Интересен тот факт, что как правонарушения, так и грехи различаются по степени тяжести, следовательно, влекут за собой наказания различного характера и неодинаковой меры. Общие черты есть и в процедуре привлечения к ответственности: в христианстве -суд Божий, в государстве - суд, избираемый или назначаемый в установленном порядке. В соответствии с этим указанная цель достигнута с помощью многочисленных примеров, отражающих данную взаимосвязь и приведенных в тексте статьи.

Затронутая тема актуальна в любой период, поскольку проблема взаимодействия церкви и государства, религии и права всегда была, есть и будет предметом острых дискуссий, обсуждений и горячих споров философов, религиозных мыслителей и правоведов.

На современном этапе развития общества вопросы взаимоотношения правовых и моральных норм наиболее полно и всесторонне нашли свое отражение в уголовно-правовой сфере, поскольку именно здесь происходит единение этих двух феноменов. Многие религиозные тексты нашли свое закрепление в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном и иных отраслях права.

Очевидно, что христианские идеи, изложенные в различных религиозных текстах, существуют и регулируют человеческие взаимоотношения наряду с правовыми нормами. Они определяют правила должного, желаемого, одобряемого поведения людей. В силу этого человек обязан следовать их предписаниям под влиянием веры в Бога и под воздействием норм, обеспеченных государственным принуждением.

Ключевые слова: религия, право, Законы Моисея, мораль, заповедь, религиозная норма, церковь, государство, христианство, законодательство.

Основополагающее значение для построения справедливой системы исполнения наказаний имеет дальнейшее развитие философско-правовых воззрений о моральных ценностях, поскольку невозможно создать эффективно действующее законодательство, соответствующее требованиям демократического правового государства, без учета этих общепризнанных, стержневых идей, созидаемых человечеством на протяжении многих веков. Мораль (от лат. тогаП8 - нравственный) была и продолжает оставаться особой формой общественного сознания, благодаря которой любые отношения, возникающие среди людей, оцениваются с позиции добра и зла.

Следует отметить, что уже в родовом обществе мораль как особый вид нормативного регулирова-

Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие

(Иов. 34.22)

ния общественных отношений феноменизируется и проходит длительный путь своего формирования и развития. Постепенно ее идеалы, требования, принципы, оценки, условия превращаются в общечеловеческие этические нормы, которые добровольно соблюдаются большинством субъектов человеческого общежития. Впервые в научный оборот термин «мораль» ввел Цицерон, обозначая им принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Проблема взаимодействия церкви и государства, религии и права всегда была, есть и будет предметом острых дискуссий, обсуждений и горячих споров философов, религиозных мыслителей и правоведов.

Общеизвестно, что у государства и церкви существует общая цель: нравственное воспитание граждан. Не случайно религиозные (христианские) нормы вошли в повседневную жизнь многих народов и даже нашли свое законодательное закрепление в нормативно-правовых актах. Причиной тому явилось то обстоятельство, что как христианские идеи, изложенные в различных религиозных текстах, так и правовые нормы определяют правила должного, желаемого, одобряемого поведения людей. В силу этого человек обязан следовать их предписаниям под влиянием веры в Бога и под воздействием норм, обеспеченных государственным принуждением.

Мораль как один из доминантных способов нормативной регуляции поступков человека всегда преследует цель снижения конфликтности в обществе и формирование единообразных общественных отношений. Она оказывает существенное влияние на поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, науке, семейных, личных, внутригрупповых, международных и иных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют общесоциальное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что выработало человечество в результате своего многовекового взаимоотношения.

Основными проблемами морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных ценностей в пользу осуществления ценностей социальных [1, с. 275-276].

Следует отметить, что на современном этапе развития общества вопросы взаимоотношения правовых и моральных норм наиболее полно и всесторонне нашли свое отражение в уголовно-правовой сфере, поскольку именно здесь происходит единение этих двух феноменов.

Человек, совершивший дурной поступок, часто ставит себя в положение, при котором он одновременно навлекает на себя религиозные, нравственные, моральные, правовые санкции, подвергается воздействию различных нормативно-регулятивных систем, действующих принципиально в одном направлении возмездия, воздаяния, искупления за то злое и недоброе, что человек привнес в этот мир. Несомненно, что со стороны религии это грех, а со стороны права - юридический проступок, преступление (правонарушение). Здесь имеется объединяющий признак - противозаконность того, что совершается человеком. В

первом случае он противостоит закону Божьему, а во втором - человеческому, который согласно религиозным убеждениям не должен расходиться с законом Божьим [2, с. 421]. Краткое, но вполне содержательное определение греха дано апостолом Иоанном в Евангелии: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; грех и есть беззаконие» (1Ин. 3.40).

Христианское учение гласит, что за нарушения религиозных законов, отступление от них, несоблюдение, а также за иные грехи существует кара Божья. С позиции государства несоблюдение установленных в обществе правил поведения, закрепленных в нормативных правовых актах, считается правонарушением, следовательно, за подобное поведение лицо привлекается к юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной).

Следует отметить, что в религиозном и юридическом способах регуляции человеческого поведения существуют сходные позиции, касающиеся адекватного справедливого возмездия. Например, как грехи, так и правонарушения различаются по степени тяжести, следовательно, влекут за собой наказания различного характера и неодинаковой меры. Общие черты есть и в процедуре привлечения к ответственности: в христианстве - суд Божий, в государстве - суд, избираемый или назначаемый в установленном порядке.

По мнению А. Тер-Акопова и А. Толкаченко, «... христианство следует рассматривать не только как религиозную, но и как нормативную систему» [3, с. 60], «иерархическое построение которой начинается с нормативного комплекса, содержащегося в текстах священных книг» [2, с. 471]. Имеющиеся в этих писаниях нормы, объявленные навечно неприкосновенными, подлежат обязательному применению в ходе обоснования юридических решений, а также установления судебных и иных процедур.

У христианства, как и у права, есть одна главная цель: охрана и защита прав, свобод, жизни и здоровья человека. Так, важнейшим требованием христианства является любовь к ближнему своему. Суть заповеди - «возлюби ближнего своего». На юридическом языке можно трактовать это как ответственность за оставление человека в опасности, за что соответственно наступает уголовное наказание. Но тут следует сделать оговорку, так как виновный, лицо, совершившее подобное бездействие, будет привлечен к ответственности лишь в том случае, если он «. имел возможность оказать помощь этому лицу, и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние» (ст. 125 УК РФ). Отече-

ственное законодательство имеет под своей охраной и такие объекты, как семью, детство, равенство людей и даже само христианство. Так, ст. 148 УК РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания.

Право Божье дано было человеку с момента его сотворения, и первым таким правовым актом явился Завет, заключенный между Богом и Адамом, содержащий запрет есть от древа познания добра и зла, «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

Рассматривая выражение «смертью умрешь» нельзя не учесть мнение Р. Папаяна о том, что оно не всегда обозначает физическую смертную казнь. Но всегда в духовном плане это рассматривается как разрыв связи человека с Богом [4, с. 36-37]. В качестве физической смертной казни это изречение может рассматриваться, когда в источниках христианских заповедей содержится указание способа исполнения этого наказания, например битье камнями, сожжение [4, с. 36-37]. Присутствие данной нормы можно проследить на следующих примерах, изложенных в книге Левит: «Хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» (Лев. 24.16), и она отсутствует в указании: «Если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего: да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20.10).

Особое внимание заслуживает значимое библейское событие - десять заповедей, данные Богом Моисею на горе Синай, изложенных в Ветхом Завете. При этом событии право приобретает универсальную форму заповедей-запретов, цель которых -подавление греховной сущности человека. Именно подобные заповеди-запреты трансформируются в правовые, законодательно закрепленные нормы. Такие заповеди Моисея, как «не убий», «не укради», «не произноси ложного свидетельств», вошли в основу всех правовых систем.

Законодательство Моисея обладает рядом показателей, свойственных уголовному закону. Наиболее важными из них являются установления, касающиеся вины, наказания и обстоятельств, исключающих ответственность. Однако следует акцентировать внимание на отсутствии в данном источнике понятия вины в нашем представлении. Виновность - один из обязательных признаков преступления [5, с. 40], общий показатель совершения лицом инкриминируемого деяния, и оно послужило источником вреда и совершено умышленно (или по неосторожности). Этот термин указывает на причинную связь деяния с наступившим последствием. В книге Исход мы можем найти тому пример: если вол забодал человека в первый

раз, то хозяин его «не виноват», но если подобное повторится и «хозяин его был извещен о том, не стерег его», то хозяина вола «предать смерти».

В книге Исход содержится и такая норма: когда один ударил другого и тот не умер, но слег в постель, а потом излечился, но ходил «с помощью палки», то в этом случае ударивший «не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и дает на лечение его» (Исх. 21.19). Однако в тех случаях, когда законодатель желает придать какое-то значение психической стороне преступной деятельности, он обращается не к категории вины, а непосредственно к умыслу или неосторожности, то есть тому, что современная теория уголовного права России и уголовное законодательство включают в содержание вины.

В трактовке религиозных норм умысел признается только в прямом виде и выражается терминами «злоумышление», «намерение». «Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти. Но если кто не злоумышлял... назначу место, куда убежать убийце. А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть» (Исх. 21.12-14).

Следует отметить, что многие религиозные тексты нашли свое закрепление в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном и иных отраслях права. Христианство высказывается однозначно против сексуальной распущенности, торговли телом мужчины и женщины (проституции) -«не должно быть блудницы. и не должно быть блудника. то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Вт. 23.17). Новый Завет также категоричен: «Не прелюбодействуй». Рассматривается как грех половая связь с «отроковицей». Статья 134 УК РСФСР 1960 г. называлась: «Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста». С принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации данная статья утратила свою силу. В настоящее время занятие проституцией является административным правонарушением и подпадает под действие в ст. 6.11 КоАП РФ.

Священное Писание осуждает и гомосексуальные связи, считая их порочным искажением бого-зданной природы: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость» (Лев. 20.13). Следует отметить, что аналогичный запрет содержится в ст. 132 УК РФ, предусматривающей наказание за насильственные мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера.

В священных писаниях Моисея содержится ряд обстоятельств, исключающих преступность деяния, причинение вреда в состоянии необходимой

обороны - одно из таких обстоятельств. Необходимая оборона представлена несколькими нормами. Во-первых, причинение равнозначного вреда: глаз за глаз, зуб за зуб, ушиб за ушиб и т. д. (Исх. 21, 23-25). Однако суть древнего закона, равно как и современного, едина: посягающему не должен причиняться вред больший, чем он причинил.

Другая норма - норма, определяющая пределы дозволенного вреда, который может быть причинен лицу, застигнутому при совершении кражи. «Кражи могут быть разнообразными и отличаться между собой множеством признаков» [6, с. 85]. Интересен тот факт, что причиняемый вред дифференцируется в зависимости от времени суток, когда совершается преступление. Согласно книге Исход если преступление совершалось в ночное время суток, то к посягающему может быть применено любое воздействие, вплоть до его убийства, а в дневное время убивать было нельзя. Можно сделать вывод о том, что после восхода солнца предоставлялись большие возможности для пресечения посягательства, не лишая жизни виновного. В российском законодательстве отсутствует нор-

ма, определяющая смягчение или исключающая преступность деяния за причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление в связи с ночным временем суток. По мнению А. Тер-Акопова, в отечественном уголовном законодательстве следует «отразить ночное время в характеристике обстоятельств, исключающих преступность деяния, а также в составах хищения чужого имущества, возможно указание его и в числе обстоятельств, отягчающих наказание» [7, с. 41].

Помимо вышеназванных, в трактатах Моисея предусматриваются и другие обстоятельства, исключающие ответственность, и эти обстоятельства были строго регламентированы, но число их отражений в современном российском уголовном законодательстве ничтожно мало [8, с. 164-168].

Законы Моисея - одновременно и духовные, и светские, указываемые в них деяния наказуемы и в духовном плане, и в мирском. Христианские нормы являются своеобразным кодексом морально-правовых устоев общества. Большинству библейских негативных явлений дается оценка в современном российском законодательстве.

Список литературы

1. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 275-276.

2. Мальцев Г. В. Нравственные основания права. М., 2008.

3. Тер-Акопов А. А., Толкаченко А. Библейские заповеди: христианство как метаправо современных правовых систем // Рос. юстиция. 2002. № 6. С. 60-63.

4. Папаян Р. А. Христианские корни современного права. М., 2002.

5. Чорная У. В. Злостное уклонение от отбывания наказания как основание уголовной ответственности // Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2. С. 38-41.

6. Варламова Ю. А. К вопросу о составе преступления // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 84-85.

7. Тер-Акопов А. А. Законодательство Моисея: уголовно-правовая характеристика // Рос. юстиция. 2003. № 11. С. 39-42.

8. Рамазанов Р. З. Зарубежный опыт обязательных и исправительных работ // Прикладная юрид. психология. 2014. № 2. С. 164-168.

Irina Vyacheslavovna Khoroshko, Adjunct, the Academy of the FPS of Russia E-mail: horoshko88@mail.ru.

TRANSFORMATION OF RELIGIOUS (CHRISTIAN) NORMS IN DOMESTIC CRIMINAL LAW

There is no darkness, nor shadow of death, where they could hide the workers of iniquity

(Iov. 34.22)

The abstract: the article is devoted to the problem of the relationship of religion and law. The object of the study are religious norms reflected in domestic legislation and in the daily lives of many people. The purpose of the study is to establish direct communication religious and legal norms. In the religious and legal regulation of human behavior are similar position regarding adequate punishment. It is interesting to note the fact that both offenses and sins, vary in severity, therefore, entail a punishment of a different nature and different measures. General features and in the process of bringing to justice: in Christianity - God's judgment in the state court,

elected or appointed in the prescribed manner. In accordance with this stated aim is achieved with the help of numerous examples that reflect this relationship and are given in the text. The topic is relevant in any period of time, because the problem of interaction of Church and state, religion and law has always been, is and will be the subject of intense debates, discussions and heated debates of philosophers, religious thinkers and jurists. At the present stage of social development aspects of the relationship between legal and moral standards fully and comprehensively reflected in the criminal law, because it is here that the Union of these two phenomena. Many religious texts found enshrined in constitutional, criminal, criminal procedure and other areas of law. It is obvious that Christian ideas presented in various religious texts, there are also regulate human relationships along with legal norms. They define the rules of proper, desired, approve of the behavior of people. Therefore, man is obliged to follow the regulations under the influence of faith in God and under the influence of norms, backed by state coercion.

Key words: religion, law, laws of Moses, moral, commandment, religious norm, church, state, Christianity, legislation.

References

1. Kratkaya filosofskaya entsiklopediya [Brief Encyclopedia of Philosophy]. Moscow, 1994, p. 275-276.

2. Mal'tsev G. V. Nravstvennye osnovaniya prava [Moral bases of law], Moscow, 2008.

3. Ter-Akopov A. A., Tolkachenko A. Bibleiskie zapovedi: khristianstvo kak metapravo sovremennyh pra-vovyh sistem [Biblical commandment: Christianity as metapro modern legal systems]. Rossiyskaya iustitsiya -Russian justice, 2002, no. 6, pp. 60-63.

4. Papayan R. A. Khristianskie korni sovremennogo prava [The Christian roots of modern law], Moscow, 2002.

5. Chornaya U.V. Zlostnoe uklonenie ot otbyvaniya nakazaniya kak osnovanie ugolovnoi otvetstvennosti [Malicious evasion from serving a sentence as an argument for criminal responsibility]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2013, no 2, pp. 38-41.

6. Varlamova Yu. A. K voprosu o sostave prestupleniya [About the elements of a crime]. Chelovek: prestu-plenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2013, no. 1, pp. 84-85.

7. Ter-Akopov A. A. Zakonodatel'stvo Moiseya: ugolovno-pravovaya kharakteristika [The law of Moses: criminal-legal description]. Rossiyskaya iustitsiya - Russian justice, 2003, no. 11, pp. 39-42.

8. Ramazanov R. Z. Zarubezhnyi opyt obiazatel'nykh i ispravitel'nykh rabot [Foreign experience and mandatory corrective work]. Prikladnaya yuridicheskaia psikhologiia - Applied legal psychology, 2014, no. 2, pp. 164-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.