Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ'

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERACTION ORGANIZATION / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL AUTHORITIES / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / OBLIGATORY WORKS / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / THE CRIMINAL EXECUTION LEGISLATION / PENAL EXECUTION INSPECTIONS / COMMUNITY SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карамашев Сергей Борисович, Упоров Александр Геннадьевич

На основе анализа статистических и иных данных рассматриваются проблемы организационно-правового характера при взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций с органами и учреждениями государственной власти в процессе исполнения обязательных и исправительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карамашев Сергей Борисович, Упоров Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Obligatory and Community Service. Some Organizational and Legal Questions of Interaction of Penal Execution Inspections with Other Bodies and Government Establishments

The problems of organizational and legal character at interaction of criminal executive inspections with bodies and government establishments in the course of execution of community service and obligatory works are considered on the basis of analysis of statistical and other data.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Морозова Л. А. Теория государства и права : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция». М.: ЮРИСТЪ, 2002.

3. Головкин Р. Б. Право и религия в регламентации отдельных сторон семейной жизни : монография. Владимир: Владимирский юридический институт ФСИН России, 2007.

4. Спутник атеиста. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.

5. Толстовский Листок. Запрещённый Толстой. Вып. 1. Изд. 2-е. М.: Пресс-Соло, 1995. OCR: Габриел Мумжиев (gabrielmv@yahoo.com)

// http://az.lib.rU/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0760-1.shtml

6. Борунков Ю. Ф., Яблоков И. Н., Никонов К. И. и др. Основы религиоведения : учебник / под ред. И. Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2002.

ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ1

EXECUTION OF THE CRIMINAL PUNISHMENTS WHICH HAVE NOT BEEN CONNECTED WITH IMPRISONMENT

УДК 343.8

С. Б. Карамашев, А. Г. Упоров

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

S. B. Karamashev, A. G. Uporov

OBLIGATORY AND COMMUNITY SERVICE. SOME ORGANIZATIONAL AND LEGAL QUESTIONS OF INTERACTION OF PENAL EXECUTION INSPECTIONS WITH OTHER BODIES AND GOVERNMENT ESTABLISHMENTS

На основе анализа статистических и иных данных рассматриваются проблемы организационно-правового характера при взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций с органами и учреждениями государственной власти в процессе исполнения обязательных и исправительных работ.

The problems of organizational and legal character at interaction of criminal executive inspections with bodies and government establishments in the course of execution of community service and obligatory works are considered on the basis of analysis of statistical and other data.

Ключевые слова: организация взаимодействия, уголовно-исполнительные инспекции, органы местного самоуправления, обязательные работы, исправительные работы, уголовно-исполнительное законодательство.

Key words: the interaction organization, penal execution inspections, local authorities, obligatory works, community service, the criminal execution legislation.

Одним из основных направлений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.1 (далее - Концепция)

1 Утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

является сокращение численности осуждённых к лишению свободы и расширение применения наказаний, не связанных с лишением свободы. С точки зрения уголовной политики необходимо учитывать, что любые резкие изменения практики реализации уголовных наказаний сопровождаются наступлением нежелательных последствий, для смягчения которых необходимо отслеживать происходящие изменения и своевременно на них реагировать.

В последние годы, по статистическим данным МВД России, наблюдается снижение количественных и качественных показателей преступности. Так, в 2006 г. было зарегистрировано 3 855 тыс. преступлений, в 2007 г. - 3 583 тыс., в 2008 г. -3 210 тыс., в 2009 г. - 2 995 тыс., в 2010 г. - 2 629 тыс. преступлений1.

С точки зрения качественной характеристики также следует отметить и снижение коэффициентов преступности, рассчитываемых на сто тысяч жителей России, достигших четырнадцатилетнего возраста. Так, в 2006 г. данный показатель составлял 3 125,6, в 2007 г. - 2 912,4, в 2008 г. - 2 617,5, в 2009 г. - 2 449,52.

Динамика данного показателя соотносится с динамикой абсолютных показателей: наблюдается увеличение степени распространения преступлений до 2006 года, и снижение с 2006 года по настоящее время.

С учётом вышеизложенного достаточно противоречиво предстают данные судебной статистики о рецидивной преступности. Так, по данным Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД России3, в последние шесть лет наблюдается постепенный рост уровня преступности среди осуждённых лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость (рис. 1).

Рис. 1

Удельный вес рецидива среди осуждённых в зависимости от основных видов мер уголовно-правового характера в России в 2005-2010 годах

I Рецидив всех осуждён ных

Осуждённые условно

| В местах лишении свободы

I Осуждённые к другим видам

2006

2007

2008

2009

1 См.: Состояние преступности // Режим доступа: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports, свободный.

2 См.: Практика судимости в России за 2009 г. // Режим доступа: http://www.cdep.ru, свободный.

3 Практика судимости в России за 2009 г. // Режим доступа: http://www.cdep.ru, свободный.

Так, среди всех лиц, осуждённых к различным мерам уголовно-правового характера, удельный вес лиц, повторно совершивших умышленные преступления, находится в границах между 37,9-45,1 % с динамикой на увеличение. Основное количество рецидива допускают лица, осуждённые условно к лишению свободы или исправительным работам.

В то же время обратную тенденцию демонстрируют показатели динамики рецидивной преступности в местах лишения свободы и осуждённых к некоторым наказаниям, не связанным с лишением свободы. Н. В. Ольховик приводит следующие данные: лицами, осуждёнными к обязательным работам, в условиях рецидива было совершено в 2005 г. 10 преступлений, в 2006 г. - 74, в 2007 г. - 92, в 2008 г. - 3031. Также следует учитывать и расширение судебной практики наказания в виде обязательных работ, особенно в последние два года. Так, количество лиц, осуждённых к обязательным работам и поставленных на учёт в уголовно-исполнительные инспекции, увеличилось по сравнению с 2009 г. на 3 493 человека, или 18,5 %. Уровень преступности составил 4,7 в расчёте на 1 000 осуждённых .

Состояние рецидивной преступности среди осуждённых к исправительным работам сопоставимо и имеет сходство с рецидивом среди осуждённых к обязательным работам. Н. В. Ольховик приводит следующие данные: лицами, осуждёнными к исправительным работам, в условиях рецидива было совершено в 2004 г. 287 преступлений, в 2005 г. - 371, в 2006 г. - 426, в 2007 г. - 529, в 2008 г. - 1 008. Уровень преступности составил 12,2 в расчёте на 1 000 осуждённых. Соотношение рецидива среди лиц, осуждённых к обязательным и исправительным работам, представлено следующим образом: количество преступлений, совершённых лицами, осуждёнными к обязательным и исправительным работам соответственно, составило: 2005 г. - 371/10; 2006 г. - 426/74; 2007 г. - 529/92; 2008 г. - 1 008/3033.

Если посмотреть на распространённость судебной практики назначения наказаний в виде обязательных и исправительных работ, то они не столь однородны, как показатели роста рецидива.

По данным Судебного департамента РФ, количество назначаемых наказаний в виде обязательных работ увеличивается. В 2005 г. данный вид наказания был назначен 13 300 осуждённым, в 2006 г. - 31 847, в 2007 г. - 44 839, в 2008 г. - 52 379, в 2009 г. -65 976, в 2010 г. - 79 874. Изменение удельного веса данного вида наказания в общей массе назначенных мер уголовно-правового характера, связанных с осуждением, находится в границах от 1,5 % до 9,5 %4 (см. рис. 2).

В отношении назначения наказаний в виде исправительных работ статистические данные демонстрируют, наоборот, некоторое уменьшение распространённости данного вида наказания. Так, в 2005 г. данный вид наказания был назначен 42 667 осуждённым, в 2006 г. - 43 371, в 2007 г. - 43 399, в 2008 г. - 46 229, в 2009 г. - 44 398, в 2010 г. - 41 282. Изменение удельного веса данного вида наказания в общей массе назначенных мер уголовно-правового характера, связанных с осуждением, находится в границах от 4,7 % до 5,1 %5 (см. рис. 2).

1 Прозументов Л. М., Ольховик Н. В. Рецидивная преступность осужденных и её предупреждение. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. С. 90.

2 Письмо директора ФСИН от 05.03.2011 № 19-3618-01 «Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2010 году».

3 Прозументов Л. М., Ольховик Н. В. Указ. соч. С. 90.

4 См.: Практика судимости в России за 2010 г. // Режим доступа: http://www.cdep.ru, свободный.

5 Там же.

Динамика удельного веса практики назначения обязательных и исправительных работ в России за 2005-2010 годы

9,5%

Обяз. работы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Как видно из графика, динамика удельного веса исправительных работ относительно стабильна, в то время как удельный вес обязательных работ имеет положительную тенденцию. Это объясняется рядом факторов.

Во-первых, при анализе статистических данных следует учитывать их недостаточную объективность отражения состояния законности правоприменительной практики. Данные ГИАЦ МВД России и Судебного департамента России по некоторым позициям при сопоставлении показывают разные значения, диапазон несовпадения которых достигает сотни единиц. Это свидетельствует о разных подходах к статистическим учётам и проблемах организационного характера. Кроме того, неоднозначно следует рассматривать данные ведомственной статистики о рецидиве преступлений, поскольку часть осуждённых, совершивших преступление в период нахождения на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях, в некоторых случаях не отражалась в отчётах1.

Вторым обстоятельством, которое следует учитывать при оценке рецидива при реализации наказания в виде обязательных работ, является то, что это наказание относится к сравнительно новым видам. Несмотря на то, что обязательные работы были закреплены ещё в первой редакции УК РФ 1996 г., в практике назначения и исполнения они стали развиваться только с 2005 года. Это связано с комплексом недостатков правового и организационного характера. В настоящее время постепенно отлаживается механизм реализации данного вида наказания, и судьи уже более обоснованно могут его использовать при вынесении обвинительного приговора.

В-третьих, оценивая несоответствие динамики назначения обязательных и исправительных работ, следует отметить, что в отношении исправительных работ проблемы, препятствующие их более широкому применению, до настоящего времени не устранены2. Поэтому оснований для ожидания увеличения доли данного вида наказания в системе мер уголовно-правового характера пока, к сожалению, нет.

Кроме этого, приведённые данные свидетельствуют о наличии проблем при исполнении обязательных и исправительных работ и несогласованности социально-правовых мер с задачами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а, значит, и потребностями общества. Факторами, влияющими на складывающуюся

1 Прозументов Л. М., Ольховик Н. В. Указ. соч. С. 93-94.

2 См.: Орлов В. Н. Проблемы назначения и исполнения исправительных работ : дис. .. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000. С. 99-124; Прозументов Л. М., Ольховик Н. В. Указ. соч. С. 121-138; Письмо директора ФСИН от 5.03.2011 № 19-3618-01 «Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2010 году».

судебную практику и практику исполнения наказаний, могут быть: несоответствие назначаемых мер личности виновных, в отношении которых они применяются; нравственно-психологические недостатки субъектов деятельности; социально-экономические трудности и организационные упущения при реализации мер уголовно-правового характера; коррупционные составляющие деятельности уполномоченных органов власти; несовершенство кадровой политики в системе органов, учреждений и организаций, связанных с реализацией данных видов наказаний.

Существующие проблемы борьбы с рецидивной преступностью лиц, осуждённых к обязательным и исправительным работам, не могут рассматриваться изолированно, вне системы общесоциальных и макросоциальных детерминант преступности.

Среди специфических причин рецидивной преступности Н. В. Васильчикова и В. В. Кухарук выделяют негативную среду (в том числе криминогенная семья, связь с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни), недостатки деятельности правоохранительных органов, трудности социальной адаптации лиц, освобождённых от наказания, в первую очередь, от лишения свободы1.

Н. В. Ольховик среди общесоциальных проблем, влияющих на характер и структуру преступности среди осуждённых без изоляции от общества, особое внимание уделяет вопросам трудовой занятости осуждённых, состоящих на учётах в уголовно-исполнительных инспекциях: «Так, практически каждый третий из условно осуждённых, 20 % осуждённых к исправительным или обязательным работам не работают и не учатся в период нахождения на учёте уголовно-исполнительной инспекции»2.

Таким образом, характеризуя современное состояние рецидивной преступности осуждённых к наказанию в виде обязательных и исправительных работ, следует отметить неблагоприятную тенденцию роста её показателей на фоне снижения качественно-количественных показателей общей преступности.

Повторная преступность лиц, состоящих на учёте в УИИ, определяется следующими группами факторов:

1) несовершенство законодательства;

2) недостатки деятельности органов правосудия на стадии назначения наказания;

3) недостатки в деятельности государственных органов по исполнению наказаний:

4) неэффективная работа сотрудников УИИ;

5) отсутствие эффективной системы изучения, обобщения и внедрения передового опыта в практику УИИ;

6) недостаточный уровень профессиональной подготовки сотрудников УИИ;

7) ведомственная разобщённость при исполнении этих наказаний;

8) отсутствие эффективного механизма обеспечения безопасности сотрудников УИИ от противоправных деяний подучётных лиц;

9) недостаточное ресурсное обеспечение УИИ;

10) отсутствие целостной системы уголовных наказаний, разрыв между лишением свободы и наказаниями без изоляции осуждённого от общества3.

В механизме исполнения уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ на основе анализа функций управления И. Н. Смирнова предлагает осуществить комплекс мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия УИИ с другими органами и учреждениями государственной власти.

1 См.: Васильчикова Н. В., Кухарук В. В. Криминология: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2009. С. 95-96.

2 Прозументов Л. М., Ольховик Н. В. Указ. соч. С. 121-122.

3 См.: Смирнова И. Н. Методологические, организационные и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Псков: Псковский юридический институт ФСИН России, 2010. С. 18.

Считаем возможным подержать сформулированные ею предложения с некоторыми добавлениями и корректировками, и предлагаемую систему мер представить следующим образом.

1. Внесение изменений в федеральный закон от 5 апреля 2009 г. № 41-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части содействия органам, исполняющим наказания, не связанные с изоляцией осуждённого от общества.

2. Внесение изменений в федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в части содействия органам, исполняющим наказания, не связанные с изоляцией осуждённого от общества.

3. Совершенствование уголовно-процессуального законодательства в части определения УИИ стороной уголовного процесса на стадии рассмотрения и разрешения вопросов, связанных с исполнением приговоров.

4. Внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части обеспечения со стороны государства дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, осуждённым к исправительным и обязательным работам, путём разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приёма на работу, а также путём организации обучения по специальным программам и другими мерами.

5. Внесение изменения в Закон Российской Федерации от 10.12.1995 г № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в части признания лиц, отбывающих уголовное наказание, лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, и возложения функции их социального обслуживания и оказания реабилитационных услуг не только на коммерческие организации, но и на негосударственные некоммерческие организации.

6. Внесение изменения в законодательство в части разрешения сотруднику УИИ посещать в любое время суток жилище тех осуждённых, к которым применены меры уголовно-правового характера, предусматривающие в соответствии с приговором суда обязанность нахождения осуждённого по месту жительства в ночное время, и которые признаны уклоняющимися от отбывания наказания.

7. В целях содействия занятости лиц, осуждённых к исправительным или обязательным работам, заключение соглашения о сотрудничестве территориальных органов УИС и службы занятости населения, а также предоставление льгот по налогу на прибыль предприятиям и учреждениям, квотирующим по согласованию с органами местного самоуправления рабочие места для лиц, осуждённых к исправительным и обязательным работам, путём понижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

8. Внесение изменений в ч. 3 ст. 49 УК РФ для обеспечения возможности замены обязательных работ в случае злостного уклонения осуждённого от их отбывания лишением свободы сроком до одного года с отбыванием в колонии-поселении.

9. Внесение предложений о переработке с учётом положений федерального закона «О полиции» межведомственных нормативных актов, регламентирующих розыск и задержание лиц, уклоняющихся от отбывания наказаний.

10. В целях превентивного реагирования на возможные правонарушения и оперативного реагирования на деструктивное поведение лиц, состоящих на учёте в УИИ, а также принятия комплекса профилактических мер воздействия необходим межведомственный нормативный акт, регламентирующий организацию профилактики правонарушений среди лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от

общества, при этом следует предусмотреть порядок постановки на профилактический учёт, осуществления индивидуальных профилактических мероприятий, а также порядок общей профилактики правонарушений в соответствии с компетенцией взаимодействующих органов и учреждений государственной власти.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.» // Режим доступа: http://www.fsin.su, свободный.

2. Васильчикова Н. В., Кухарук В. В. Криминология: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Орлов В. Н. Проблемы назначения и исполнения исправительных работ : дис. .. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000.

4. Письмо директора ФСИН от 05.03.2011 № 19-3618-01 «Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2010 году».

5. Практика судимости в России за 2009 г. // Режим доступа: http://www.cdep.ru, свободный.

6. Практика судимости в России за 2010 г. // Режим доступа: http://www.cdep.ru, свободный.

7. Прозументов Л. М., Ольховик Н. В. Рецидивная преступность осуждённых и её предупреждение. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009.

8. Смирнова И. Н. Методологические, организационные и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Псков: Псковский юридический институт ФСИН России, 2010.

9. Состояние преступности // Режим доступа: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports, свободный.

УДК 343.8

О. В. Коростылёва, И. В. Сондалов ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

O. V. Korostylyova, I. V. Sondalov

FORCED HARD LABOR: THE PAST, THE PRESENT AND THE FUTURE

В статье рассматривается история применения уголовного наказания в виде условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и современное состояние исполнения наказания в виде принудительных работ.

In article the history of application of criminal punishment in the form of conditional condemnation to imprisonment with obligatory attraction to work and a current state of an execution of the punishment in the form offorced hard labor is considered.

Ключевые слова: условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, принудительные работы.

Key words: conditional condemnation to imprisonment with obligatory attraction to work, forced hard labor.

Одним из направлений современной уголовно-исполнительной политики Российской Федерации является гуманизация условий содержания подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей и осуждённых к лишению свободы. Для реализации данного направления в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1 (далее - Концепция) определена следующая задача - расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // ш^^фсин.рф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.