Научная статья на тему 'Сравнительный анализ регулирования рынка лизинговых услуг в Российской Федерации и Республике Сербия'

Сравнительный анализ регулирования рынка лизинговых услуг в Российской Федерации и Республике Сербия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГОВЫЕ УСЛУГИ / LEASING SERVICES / РЕСПУБЛИКА СЕРБИЯ / REPUBLIC OF SERBIA / ЗАКОН О ЛИЗИНГЕ / ФИНАНСОВАЯ АРЕНДА / FINANCIAL LEASE / ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ / LESSOR / ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ / LESSEE / ДИНАМИКА / DYNAMICS / LEASING ACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губенко Александр Викторович, Тропинин Максим Глебович

Лизинг получил широкое распространение как инструмент привлечения инвестиций в отрасли экономики. Рынок лизинговых услуг Республики Сербия успешно привлекает иностранные инвестиции за счет установления прозрачных правил хозяйствования. Цель. Рассмотреть тенденции развития рынка лизинговых услуг в Республике Сербия и сопоставить механизм регулирования лизинга с практикой в Российской Федерации. Задачи. Определить динамику развития рынка лизинговых услуг в Республике Сербия; изучить состояние конкуренции на лизинговом рынке Сербии; рассмотреть нормативно-правовое регулирование лизинга в Сербии; сопоставить нормативную базу регулирования рынка лизинговых услуг Сербии с нормативной базой Российской Федерации. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрен рынок лизинговых услуг Республики Сербия, выявлены основные тенденции, характерные для современного состояния и развития лизинга. Результаты. Сфера лизинговых услуг в Республике Сербия регулируется схожими нормами при сравнении с организацией данного механизма в Российской Федерации, поскольку данные правовые институты были разработаны под эгидой экспертов УНИДРУА в области финансового лизинга. За счет установления прозрачных правил лизингового рынка экономика Сербии успешно привлекает зарубежные инвестиции. Масштабы страны ставят ее в высокую зависимость от внешнеэкономических связей. Так, общее число занятых в сфере лизинга в Сербии составляет менее 400 человек, в стране работает 16 лизинговых компаний, а общий объем мажоритарного иностранного участия в структуре капитала лизинговых компаний превышает 50%. Выводы. Рынок лизинговых услуг Сербии достаточно конкурентоспособен, имеет предпосылки для поступательного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Губенко Александр Викторович, Тропинин Максим Глебович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of Leasing Services Market Regulation in the Russian Federation and the Republic of Serbia

Leasing has been widely used as a tool for attracting investments into economic sectors. In the Republic of Serbia, the leasing services market successfully attracts foreign investments through transparent economic regulations. Aim. This study examines trends in the development of the leasing services market in the Republic of Serbia. It compares the mechanism of leasing regulation in Serbia with that in Russia. Tasks. This study determines the dynamics of leasing services market development in the Republic of Serbia; examines the current state of competition in the Serbian leasing market; reviews the legal and regulatory framework of leasing in Serbia; and compares the legal framework of leasing services market regulation in Serbia with that in the Russian Federation. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the leasing service market in the Republic of Serbia in various aspects and to identify major trends in the current state and development of leasing. Results. The field of leasing services in the Republic of Serbia is regulated in a manner similar to the way in which this mechanism is organized in the Russian Federation since these legal doctrines have been developed under the auspices of UNIDROIT experts in financial lease. The Serbian economy successfully attracts foreign investments through the establishment of transparent leasing market regulations. The country’s size makes it highly dependent on foreign economic relations: the number of employees in the leasing industry in Serbia is less than 400, the country has 16 leasing companies, and the total volume of majority foreign stake in the capital structure of leasing companies exceeds 50%. Conclusion. The leasing services market in Serbia is competitive enough and has prerequisites for progressive development.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ регулирования рынка лизинговых услуг в Российской Федерации и Республике Сербия»

Сравнительный анализ регулирования рынка лизинговых услуг в Российской Федерации и Республике Сербия

Comparative Analysis of Leasing Services Market Regulation in the Russian Federation and the Republic of Serbia

УДК 339.187.62

ffl

Губенко Александр Викторович

проректор по научной работе и экономике Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор экономических наук, профессор 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38

Aleksandr V. Gubenko

St. Petersburg State University of Civil Aviation Pilotov Str. 38, St. Petersburg, Russian Federation, 196210

Тропинин Максим Глебович

заместитель заведующего кафедрой Московского университета им. С. Ю. Витте, кандидат экономических наук

115432, Москва, 2-й Кожуховский пр-д, д. 12, стр. 1 Maksim G. Tropinin

Moscow Witte University

The Second Kozhukhovskiy Way 12, Bld. 1, Moscow, Russian Federation, 115432

I

Ш

*

CI

Ш I Ш

CK

s

I Ш

CD <

0.

c <

<

0. c

CK

s 0. o

Ш

Лизинг получил широкое распространение как инструмент привлечения инвестиций в отрасли экономики. Рынок лизинговых услуг Республики Сербия успешно привлекает иностранные инвестиции за счет установления прозрачных правил хозяйствования. Цель. Рассмотреть тенденции развития рынка лизинговых услуг в Республике Сербия и сопоставить механизм регулирования лизинга с практикой в Российской Федерации. Задачи. Определить динамику развития рынка лизинговых услуг в Республике Сербия; изучить состояние конкуренции на лизинговом рынке Сербии; рассмотреть нормативно-правовое регулирование лизинга в Сербии; сопоставить нормативную базу регулирования рынка лизинговых услуг Сербии с нормативной базой Российской Федерации. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрен рынок лизинговых услуг Республики Сербия, выявлены основные тенденции, характерные для современного состояния и развития лизинга. Результаты. Сфера лизинговых услуг в Республике Сербия регулируется схожими нормами при сравнении с организацией данного механизма в Российской Федерации, поскольку данные правовые институты были разработаны под эгидой экспертов УНИДРУА в области финансового лизинга. За счет установления прозрачных правил лизингового

рынка экономика Сербии успешно привлекает зарубежные инвестиции. Масштабы страны ставят ее в высокую зависимость от внешнеэкономических связей. Так, общее число занятых в сфере лизинга в Сербии составляет менее 400 человек, в стране работает 16 лизинговых компаний, а общий объем мажоритарного иностранного участия в структуре капитала лизинговых компаний превышает 50%.

Выводы. Рынок лизинговых услуг Сербии достаточно конкурентоспособен, имеет предпосылки для поступательного развития. Ключевые слова: лизинговые услуги, Республика Сербия, закон о лизинге, финансовая аренда, лизингодатель, лизингополучатель, динамика

Leasing has been widely used as a tool for attracting investments into economic sectors. In the Republic of Serbia, the leasing services market successfully attracts foreign investments through transparent economic regulations.

Aim. This study examines trends in the development of the leasing services market in the Republic of Serbia. It compares the mechanism of leasing regulation in Serbia with that in Russia.

Tasks. This study determines the dynamics of leasing services market development in the Republic of Serbia; examines the current state

^ of competition in the Serbian leasing market;

¡5 reviews the legal and regulatory framework of

leasing in Serbia; and compares the legal frame-^ work of leasing services market regulation in

1 Serbia with that in the Russian Federation.

Ш

s Methods. This study uses general methods of

x scientific cognition to examine the leasing ser-

x vice market in the Republic of Serbia in vari-

ш ous aspects and to identify major trends in

m the current state and development of leasing.

£ Results. The field of leasing services in the

> Republic of Serbia is regulated in a manner

2 similar to the way in which this mechanism is organized in the Russian Federation since these

< legal doctrines have been developed under the

auspices of UNIDROIT experts in financial ^ lease. The Serbian economy successfully at-

x tracts foreign investments through the estab-

o lishment of transparent leasing market regula-

tions. The country's size makes it highly dependent on foreign economic relations: the number of employees in the leasing industry in Serbia is less than 400, the country has 16 leasing companies, and the total volume of majority foreign stake in the capital structure of leasing companies exceeds 50%. Conclusion. The leasing services market in Serbia is competitive enough and has prerequisites for progressive development. Keywords: leasing services, Republic of Serbia, Leasing Act, financial lease, lessor, lessee, dynamics

Единого подхода к пониманию и определению понятия лизинга ни отечественная доктрина, ни мировая научная мысль за продолжительный период становления и развития данного инструмента финансирования не выработали [1]. Лизинг является эффективным средством, позволяющим субъектам хозяйственной деятельности эксплуатировать капиталоемкое имущество на условиях платности, срочности и, чаще всего, возвратности. Зародился данный финансовый инструмент в англосаксонской хозяйственной системе в связи с потребностью крупных железнодорожных предприятий эксплуатировать подвижной железнодорожный состав. Рост промышленности и индустриализация в США в 1960-е гг. способствовал

появлению специализированных финансовых институтов, которые функционируют исключительно за счет оказания услуг в области лизинга (1ЪЕС, ОЕСЛ8) [2]. Возникнув в США и Великобритании, лизинг быстро распространился в страны Западной Европы и по всему миру.

В настоящее время лизинг является основным средством финансирования для приобретения основных производственных средств в ряде отраслей мировой экономики. К примеру, абсолютное большинство предприятий гражданской авиации развитых стран мира эксплуатируют на условиях лизинга весь свой парк воздушных судов. В классической сделке лизинга выделяются три субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец. Договор лизинга, как известно, заключается между лизингодателем и лизингополучателем, с продавцом у лизингодателя отношения основываются лишь на договоре купли-продажи (рис. 1) [3].

Причины, по которым лизинг завоевал лидирующее положение в капиталоемких отраслях экономики, были вызваны внутренними и внешними факторами. К внутренним факторам можно отнести меры, предпринимаемые органами государственной власти для стимулирования внедрения лизинга на предприятиях. К внутренним факторам развития лизинга можно отнести следующие: возможность отнесения на себестоимость лизинговых платежей в рамках формирования налогооблагаемой прибыли (п. 4 ст. 24 ФЗ о лизинге [4]); возможность учета воздушного судна по согласованию сторон на балансе авиакомпании или лизингодателе, что позволяет создать благоприятную структуру баланса для привлечения инвестиций (ст. 20 ФЗ о лизинге); при учете воздушного судна на балансе авиакомпаний амортизационные отчисления относятся на ее счет при формировании налогооблагаемой прибыли (ст. 253 НК РФ [5]); возможность применения коэффициента ускоренной амортизации, но не выше 3 (ст. 259.3 НК РФ) [6].

Рис. 1. Схема сделки авиационного лизинга

Таблица 1 <

Объем инвестиционного портфеля крупнейших лизинговых компаний России ш

Лизинговая компания Объем портфеля, млн руб.

4 субъекта с суммарной долей на рынке 54%

1. «ВЭБ-лизинг» 609 293,0

2. «ВТБ Лизинг» 346 288,8

3. «Сбербанк лизинг» (ГК) 242 586,5

4. «ТрансФин-М» 202 980,1

6 субъектов с суммарной долей на рынке 21,46%

5. «Государственная транспортная лизинговая компания» 131 606,7

6. «Газтехлизинг» 111 958,8

7. «Газпромбанк Лизинг» (ГК) 110 063,9

8. «Росагролизинг» 81 379,9

9. «Альфа-Лизинг» (ГК) 72 165,1

10. Europlan 49 231,7

128 субъектов с суммарной долей на рынке 24,54%

11. Лизинговая компания «УРАЛСИБ» 29 891,0

12. «Ильюшин Финанс Ко» 29 585,1

13. «Балтийский лизинг» (ГК) 28 548,6

14. «БрансвикРейл» 28 546,4

15. «Бизнес-Альянс» (ГК) 27 917,2

Итого

138 лизинговых компаний работает на российском рынке Суммарный объем портфеля лизингового рынка — 2 592 604 млн руб.

Источник: [7].

Внутренние факторы развития лизинга государства активно используют в своих законодательных системах для того, чтобы стимулировать предприятия модернизировать свои производственные мощности. К внешним факторам развития лизинга можно отнести следующие: рост международной конкуренции, усиление движения международного капитала, открытие границ для международных лизинговых компаний, свободную передачу опыта и информации.

На российском лизинговом рынке работает 138 лизинговых компаний, объем инвестиционного портфеля которых представлен в табл. 1.

Существуют специфические различия в национально-правовом подходе формирования эффективного механизма построения и реализации лизинговых сделок. Отдельный интерес представляет анализ состояния рынка лизинговых услуг одной из балканских стран — Сербии, которая не входит в Европейский союз.

По причине естественной дифференциации экономик стран мира различается величина потребностей в притоке внешних инвестиций. Зависимость благосостояния страны от внешнего финансирования во многом оказывает влияние на ориентацию законодательной базы по вопросам проработки гарантий прав иностранным кредиторам, прозрачности экономики и готовности трансформироваться под интересы иностранных финансовых структур. Высокая зависимость Сербии от иностранных

инвесторов накладывает отпечаток на экономику и законодательную базу в секторе лизинговых услуг.

С целью повышения доверия зарубежных инвесторов, комплексного обеспечения гарантий их финансовой деятельности, от активности которых, в сущности, зависит национальная экономика, 27 мая 2003 г. в Сербии был принят Закон о финансовом лизинге [8], задача которого заключается в обеспечении прозрачности и предсказуемости лизинговых сделок, формировании развитого рынка лизинговых услуг. С момента принятия сербского Закона о лизинге прошло более 10 лет, но за весь период существования он подвергся лишь трем редакциям (для сравнения, в российский ФЗ от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» уже внесено 10 поправок, но, по замечаниям экспертов, он до сих пор не доработан), которые устанавливают определенные требования к деятельности лизингодателя, а также более детальную регламентацию проведения лизинговых операций под надзором Народного банка Республики Сербия.

Исследователями отмечается, что финансирование лизинговых операций в Сербии несколько отстает от соседних стран. Так, в Румынии около 30% наукоемкого и высокотехнологичного оборудования, приборов, механизмов машин и другого капиталоемкого имущества приобретается в лизинг. В Словении на рынке из менее 2,5 млн человек населения функционируют 35 лизинговых компаний [9].

^ Рынок лизинга в Сербии можно проанали-ш зировать в свете ряда ключевых показателей, х характеризующих его состояние, и выявить

^ -о

ш некоторые ведущие тенденции развития. В со-

^ ответствии со сведениями Народного банка

х Республики Сербия [10], общее число заня-

i тых в секторе финансового лизинга на конец

ш II квартала 2016 г. составляло 386 человек,

™ что на 5% меньше показателя предыдущего

с квартала. Наибольшая численность работа>

< ющих приходилось на конец 2008 г. и состав-^ ляла 516 человек. Затем численность сотруд-

< ников, занятых в лизинге, начала постепенно i= сокращаться, что объясняется сокращением ^ рынка на фоне кризисной стагнации экономией ки в Европе, минимум приходится на конец ш 2012 г., когда в отрасли было зафиксировано

427 рабочих мест.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди лизингодателей находится девять компаний, объем мажоритарного участия иностранного капитала в их структуре составляет более 50%. Компаний с преобладающим участием сербского капитала — шесть, также имеется один лизингодатель, созданный банком с 50% иностранного капитала. Отметим, что финансирующие лизинговые сделки организации преимущественно находятся под контролем иностранных инвестиций. На внутреннем рынке Сербии осуществляют деятельность 16 лизинговых компаний, крупнейшие среди них:

1. CA Leasing Srbija d.o.o. Beograd,

2. ERB Leasing a.d. Beograd,

3. Heta Leasing d.o.o. Beograd,

4. Intesa Leasing d.o.o. Beograd,

5. LIPAKS d.o.o. Beograd,

6. NBG Lizing d.o.o. Beograd,

7. NLB Leasing d.o.o. Beograd,

8. Piraeus Leasing d.o.o. Beograd. Соотношение долей активов сербских лизинговых компаний представлено на рис. 2 [Там же]. Суммарный размер собственного и привлеченного капитала сербских лизинговых компаний составляет 531 млн долл. США. Общий портфель активов всех лизинговых компаний во II квартале 2016 г. составлял 74 млн долл. США, что на 5,5% больше показателей предыдущего квартала. Активы всех лизинговых компаний на конец исследуемого периода составляли 13% от совокупного баланса. Собственный капитал вырос на 9,7% по отношению к концу 2015 г. и на 21,6% по отношению ко II кварталу 2015 г. За последние 2 года собственный капитал сектора финансового лизинга демонстрировал непрерывный рост, что является результатом увеличения прибыльности хозяйственной деятельности.

В структуре пассива баланса лизинговых компаний наибольшую долю занимают долгосрочные обязательства (76,9%), которые со-

стоят преимущественно из долгосрочных кредитов, полученных от иностранных кредиторов (66,6%). Как правило, иностранные кредиторы чаще всего являются основателями или юридическими лицами, работающими в одной банковской группе. Совокупный размер капитала четырех крупнейших лизинговых компаний превышает 55,1% сектора. Капитал следующих четырех лизинговых компаний составляет 10%, в то время как на остальные компании приходится менее 5% капитала.

Проведенные расчеты демонстрируют, что в соответствии с индексом Герфиндаля—Гирш-мана, используемым для оценки степени монополизации отрасли, индекс сербского рынка лизинга равен 822,2 пункта, что означает достаточную конкурентоспособность и наличие предпосылок для его поступательного развития.

Если рассматривать рынок лизинговых услуг в целом, финансовые результаты деятельности сектора в 2014 г. оказались негативными, убытки превысили 1,37 млн долл. США, тогда как годом ранее они составляли 21,12 млн долл. США. Анализируя ситуацию по компаниям, отметим, что 13 лизинговых компаний закончили год с прибылью около 5,8 млн долл. США, тогда как три — с суммарными убытками свыше 7,16 млн долл. США, что послужило причиной формирования картины убыточности всего сектора.

В структуре выручки наибольшая доля (76,1%) составляла доходы от процентов по лизинговым платежам, т. е. доходы от основной деятельности. Годом ранее данный показатель был ниже и составлял 74,6%. Расходы по основной деятельности занимают наибольшую долю в расходах сектора и составляют 33,4%, что на 13,1% меньше расходов по основной деятельности прошлого года.

В структуре лизингополучателей на сербском рынке лизинговых услуг отмечается ряд следующих показателей их активности. Превалирующий объем инвестиций вложен в промышленность (85,1%), тогда как годом ранее данный показатель был на 0,5% меньше. Следующую позицию занимает сельское хозяйство — 4,7% от всех инвестиций, что она 1,1% больше показателя предыдущего года. Предприниматели пользовались 3,5% лизингового финансирования, что на 0,3% меньше 2013 г. Публичный сектор взял лишь 2,3% лизинговых инвестиций, физические лица — около 3%. На остальные субъекты приходится менее 1%.

В секторальной структуре финансирования наибольшее участие в объеме заключенных сделок приходится на сектор транспорта, информации и телекоммуникации — 30,3%, хотя годом ранее данный показатель составлял 29,1%. Сектор перерабатывающей промышлен-

03 А

О X

о

<

"О >

СП

ь

ю

со СП

о

-VI

СО (О

Рис.2. Соотношение долей лизинговых компаний Республики Сербия

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕН ЕДЧ'М Е НТА

^ ности принял 18,7% финансирования, тогда ш как в 2013 г. показатель был выше (21,8%). х Значительную долю имеет сектор торговли ш 14,9% (15,0% в 2013 г.), сельского хозяйства ^ 9% (9,0% в 2003 г.), а на строительство при-х ходится 7,4% (8,7% годом ранее).

Интересную картину представляет характе-ш ристика рынка по объектам финансирования. ™ На конец 2014 г. наибольшая доля финанси-^ рования приходилась на грузовые автомобили

< и автобусы — 32,6% (34,9% в 2013 г.), затем ^ на легковые автомашины — 25,5% (24,8%

< в 2013 г.), сельскохозяйственную технику — >= 10,1% (8,7% в 2013 г.), промышленное обо-^ рудование и промышленные машины — 7,4% ей (9,7% в 2013 г.), строительную технику — 2 9,0% (5,2% в 2013 г.), коммерческое недвижимое имущество — 4% (0,0% в 2013 г.).

В течение года за лизингодателями оставался существенный объем возвращенного имущества и нереализованных предметов лизинга. Так, в стоимостном выражении на балансе лизингодателей отражалось имущество на сумму свыше 10,1 млрд долл. США, что в совокупности с имуществом, сохраненным с предыдущих лет, составляет сумму свыше 25 млрд долл. США. Из данной стоимости 18,5% снова было передано в лизинг, 40,9% продано, 0,9% продано в рассрочку и около 32,5% осталось нереализованным имуществом.

Основным источником финансирования лизинговой деятельности сербских компаний выступали внешние займы. Объем долгосрочных займов составляет 81,4% в общей структуре пассивов. Иностранными кредиторами чаще всего являются или сами учредители лизинговых компаний, или субъекты, входящие в одну финансовую группу. Участие долгосрочных иностранных кредитов в целом по Сербии в 2014 г. возросло с 33,7 до 35%, тогда как участие краткосрочных кредитов уменьшилась с 5,6% в 2013 г. до 0,4% в 2014 г.

Помимо Закона о финансовом лизинге рынок лизинга в Сербии регулируется Конвенцией о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988 г.), который имеет преимущественную юридическую силу на территории страны, а также Законом об обязательственных отношениях. Данный закон представляет собой общую конфигурацию договорно-обязательственных отношений (подобно Общей части ГК РФ) и не содержит каких-либо специальных положений о лизинге [11].

В разработке сербского Закона о лизинге приняли участие ведущие европейские эксперты, и в целом он дополняет и предусматривает механизм реализации отдельных норм Оттавской конвенции применительно к особенностям национальной правовой системы. Сербский закон о лизинге состоит из XI глав

и 77 статей. Глава I посвящена общим положениям о лизинге, в ней дается определение понятия лизинговой деятельности, договора лизинга, предмета лизинга, лизинговых платежей. В главе II определяются субъекты лизинговой деятельности.

В главе IIA, введенной в 2005 г. в связи с усилением контроля над рынком, разъясняются правила организации деятельности лизингодателей и устанавливается надзор над их бизнес-процессами. В главах III, IV и V определяются права и обязанности лизингополучателя, лизингодателя и продавца. Глава VI раскрывает условия прекращения договора о лизинге. Глава VIA была введена для установления правил по недопущению финансирования терроризма и отмыванию денежных средств, добытых преступным путем. Следующая глава устанавливает правила о необходимости регистрации в государственном реестре всех лизинговых сделок. Во введенной в последующей редакции главе VIIA определяются основания и размер ответственности за правонарушения в сфере лизинга. В последней главе определяются заключительные положения закона.

Понимание лизингового договора в Сербии, в сущности, не отличается от его российской трактовки, хотя способ изложения несколько иной. Так, в соответствии со ст. 6 сербского закона о финансовом лизинге следует, что «договор о лизинге есть договор, заключенный между лизингодателем и лизингополучателем, по которому лизингодатель обязуется перенести на лизингополучателя правомочия владения и пользования предметом лизинга на определенное время, во время которого лизингополучатель извлекает все полезные свойства и несет все риски, связанные с владением, а также лизингополучатель обязывается выплачивать оговоренный размер платежей в течение определенного периода».

Основные сходства и различия в регулировании лизинга в российском и сербском законодательстве представлены в табл. 2.

Первоначальная редакция сербского закона определяла, что лизинговый договор должен быть заключен на срок не менее 2 лет. Однако в последующем данное правило, как видится, создающее излишне обременения свободы рыночных отношений, было отменено. Предмет лизинга, по сербскому закону о лизинге, определяется как движимая непотребляемая вещь (оборудование, механизмы, машины и др.) и недвижимая вещь, которая может быть предметом права собственности (ст. 4 сербского Закона о лизинге).

На основе проведенного исследования можно сделать выводы о том, что: • во-первых, рынок лизинговых услуг Сербии

находится в сильной зависимости от внеш-

Таблица 2 <

Сходства и различия закона о лизинге Республики Сербия и закона о лизинге Российской Федерации ш

Критерий Закон Республики Сербия о финансовом лизинге от 27 мая 2003 г. ФЗ от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

Структура XI глав, 77 статей, 3 поправки VI глав, 26 статей, 10 поправок

Число участников Трехсторонний, договор заключается между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом, каждый имеет права и несет обязанности по договору лизинга Двусторонний, договор заключается между лизингодателем и лизингополучателем, продавец не является стороной договора лизинга

Формулировка лизинговых платежей Платежи, которые лизингополучатель уплачивает лизингодателю за пользование предметом лизинга. Лизинговые платежи определяются на основе суммы, которую лизингодатель уплатил за приобретение предмета лизинга, увеличенной на проценты и другие расходы, которые в соответствии с договором о лизинге лизингополучатель уплачивает лизингодателю Общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя

Лизингодатель Общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, зарегистрированное в РС, которое имеет разрешение НБ РС на осуществление лизинговой деятельности Физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности

Требования к лизингодателю Имеет лицензию; минимальный размер уставного капитала — 500 000 евро (лизинг движимого имущества) или 5 000 000 евро (лизинг недвижимости) Без специальных ограничений

Лизингополучатель Физическое или юридическое лицо, на которое лизингодатель переносит правомочие владения и пользования предмета лизинга на определенное время и за определенную плату Физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга

Продавец Юридическое или физическое лицо, которое переносит на лизингодателя право собственности на предмет лизинга Физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга

Необходимость государственной регистрации договора Требуется во всех случаях По общему правилу не требуется

него финансирования деятельности лизинговых компаний. За последние годы сектор быстро развивался, однако потребности экономики требуют привлечения новых средств финансирования. Показатели деятельности лизинговых компаний свидетельствуют о росте эффективности управления, и несмотря на то что экономика находится в нестабильном состоянии, в целом сектор развивается; • во-вторых, основными потребителями лизинговых услуг являются промышленность и сельское хозяйство. В последние годы все сильнее обостряются потребности в модернизации производственного оборудования, машин, механизмов. Лизинг в наибольшей степени адаптирован к привлечению инве-

стиций в подобные объекты. Находясь в узловом пункте на перекрестке торговых путей, Сербия нуждается в обновлении транспортного оборудования. Поэтому значительный объем лизинговых операций заключается по поводу транспортных машин; • в-третьих, рынок лизинговых услуг Сербии регулируется Оттавской конвенцией, Законом о финансовом лизинге и Законом об обязательственных отношениях. Во многом формулировки российского и сербского законов о лизинге имеют общие начала. Различия касаются лишь деталей, как, например, в Сербии имеются особые требования к лизингодателю, иначе определяются число участников договора, необходимость госу-

^ дарственной регистрации. Как видится, раз-

ш личия касаются лишь техники проведения

х лизинговых сделок, которые можно объяс-

ш нить особенностями национальных право-

^ вых систем.

s Литература

ш

^ 1. Тропинин М. Г. Методологическая классификация

< сделок авиационного лизинга на воздушном транспорте РФ // Экономика и предпринимательство.

< 2015. № 2 (55). С. 67-70.

s 2. Тропинин М. Г. Исследование природы и генезиса ^ лизинговых сделок // Экономика и предпринима-^ тельство. 2014. № 11-4 (52-4). С. 835-837. х 3. Тропинин М. Г. Развитие экономического меха-^ низма обновления парка воздушных судов: Дисс. ... ^ канд. экон. наук / Государственный университет ш управления. М., 2016. 159 с.

4. «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. ФЗ от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ: Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_20780/.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ в ред. ФЗ от 3 июля 2016 г. № 249-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28165/.

6. Тропинин М. Г. Совершенствование методики расчета лизинговых платежей авиакомпании в системе лизинга // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 585-588.

7. Мотохин А. М., Федорова Е. А. Структура российского рынка лизинговых услуг // Лизинг. Технологии бизнеса. 2014. № 10. С. 5-13.

8. Zakonofinansijskomlizingu // SluzbeniglasnikRe-publikeSrbije. 27 Maja 2003 godine. 55/2003.

9. Perovic J. S. Komentar Zakona o finansijskomlizingu. Beograd: Glossarijum, 2003. 183 p.

10. Nadzorfinansijskoglizinga // Официальный сайт Народного банка Республики Сербия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbs.rs/ internet/latinica/57/index.html.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) в ред. от 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ / Принят ГД 22.12.1995 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9027/.

References

1. Tropinin M. G. Metodologicheskaya klassifikatsiya sdelok aviatsionnogo lizinga na vozdushnom transporte RF [Methodological classification of leasing transactions in the air transport of RF]. Ekonomika i predprinimatel'stvo, 2015, no. 2 (55), pp. 67-70.

2. Tropinin M. G. Issledovanie prirody i genezisa lizin-govykh sdelok [Research of nature and genesis of leasing transactions]. Ekonomika i predprinimatel'-stvo, 2014, no. 11-4 (52-4), pp. 835-837.

3. Tropinin M. G. The development of an economic mechanism for updating the fleet of aircraft. Cand econ. sci. diss. Moscow, State Univ. of Management Publ., 2016. 159 p. (in Russ.).

4. Federal Law of 29.10.1998 № 164-FZ "On financial renting (leasing)" as amended by the Federal Law of 03.07.2016 № 360-FZ. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/. (in Russ.).

5. Tax Code of the Russian Federation, part two of 05.08.2000 № 117-FZ as amended by the Federal Law of 03.07.2016 № 249-FZ. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (in Russ.).

6. Tropinin M. G. Sovershenstvovanie metodiki rascheta lizingovykh platezhey aviakompanii v sisteme lizinga [Improvements of airline leasing payment methods in the leasing system]. Ekonomika i pred-prinimatel'stvo, 2015, no. 3 (56), pp. 585-588.

7. Motokhin A. M., Fedorova E. A. Struktura rossiy-skogo rynka lizingovykh uslug [Structure of the Russian leasing services market]. Lizing. Tekhnolo-gii biznesa, 2014, no. 10, pp. 5-13.

8. Zakon o finansijskom lizingu [The law on financial leasing]. Sluzbeni glasnik Republike Srbije [Official Gazette of the Republic of Serbia], May 27, 2003, no. 55.

9. Perovic J. S. Komentar Zakona o finansijskom lizingu [Comments on the law on financial leasing]. Beograd, Glossarijum, 2003. 183 p.

10. Nadzor finansijskog lizinga [Leasing supervision]. Official website of the National Bank of Serbia. Available at: http://www.nbs.rs/internet/latinica/57/ index.html.

11. Civil Code of the Russian Federation (part two) as amended on May 23, 2016. № 146-FZ. Adopted by the State Duma on 22.12.1995. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.