Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕДАКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27.11.2018 №422-ФЗ «О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА «НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД»'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕДАКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27.11.2018 №422-ФЗ «О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА «НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
самозанятые / НПД / профессиональный доход / профессиональная деятельность / налоговые режимы / self-employed / professional tax / professional income / professional activity / tax regime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джеентаева К.М., Еременко Ю.Н.

В настоящей работе проводится всестороннее исследование Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» как основы правового регулирования специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Работа содержит анализ ключевых изменений положений редакций закона, определяющих специфику содержательной части налога на профессиональный доход. Авторы рассматривают сущность статей закона, их преобразования в ретроспективе и выделяют специфические черты налога на профессиональный доход как специального налогового режима. Определено, что преимущества налогового режима определены его технологической стороной. По результатам исследования делается вывод о простоте и однозначности толкования налогового аспекта налога на профессиональный доход. В качестве важнейшего изменения Закона рассматривается расширение территории, информационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие налогоплательщиков с налоговым органом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EDITIONS OF FEDERAL LAWOF 11/27/2018 No. 422-FZ ON CONDUCTING EXPERIMENTS ON THE ESTABLISHMENT OF A SPECIAL TAX REGIME TAX ON PROFESSIONAL INCOME

This work conducts a comprehensive study of the Federal Law of November 27, 2018 No. 422-FZ “On conducting an experiment to establish a special tax regime “Professional Income Tax” as the basis for the legal regulation of the special tax regimeProfessional Income Tax”. The work contains an analysis of key changes in the provisions of the law, which determine the specifics of the content of the tax on professional income. The authors consider the essence of the articles of the law, their transformations in retrospect and highlight the specific features of the tax on professional income as a special tax regime. It has been determined that the advantages of the tax regime are determined by its technological side. Based on the results of the study, a conclusion is made about the simplicity and unambiguity of the interpretation of the tax aspect of the tax on professional income. The most important change in the Law is the expansion of the territory and information systems that ensure information interaction between taxpayers and the tax authority.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕДАКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27.11.2018 №422-ФЗ «О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА «НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД»»

УДК 33 Джеентаева К.М., Еременко Ю.Н.

Джеентаева К.М.

магистрант кафедры налогообложения и бухгалтерского учета Южно-Российский институт управления-филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Еременко Ю.Н.

магистрант кафедры налогообложения и бухгалтерского учета Южно-Российский институт управления-филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Ростов-на-Дону, Россия)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕДАКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27.11.2018 №422-ФЗ «О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА «НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД»

Аннотация: в настоящей работе проводится всестороннее исследование Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» как основы правового регулирования специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Работа содержит анализ ключевых изменений положений редакций закона, определяющих специфику содержательной части налога на профессиональный доход. Авторы рассматривают сущность статей закона, их преобразования в ретроспективе и выделяют специфические черты налога на профессиональный доход как специального налогового режима. Определено, что преимущества налогового режима определены его технологической стороной. По результатам исследования делается вывод о простоте и однозначности толкования налогового аспекта налога на профессиональный доход. В качестве важнейшего изменения Закона рассматривается расширение территории,

информационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие налогоплательщиков с налоговым органом.

Ключевые слова: самозанятые, НПД, профессиональный доход, профессиональная деятельность, налоговые режимы.

Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - НПД) был введен в действие Федеральным законом от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - Закон) [1]. Так, Закон позволил определенным категориям налогоплательщиков легально осуществлять профессиональную деятельность и соответственно уплачивать налоги с доходов, полученных от ведения такой деятельности.

Анализ правового регулирования НПД, выявление особенностей регулирования НПД, подведение промежуточных итогов проведения эксперимента находят отражение в работах следующих исследователей: Бозиев Р.М. [2], Журкина О.В., Филлипова Е.О. [3], Тарасенко О.А. [7], Лукьянов К.Ю. [5], Савинов К.А., Лаврентьев А.Р. [6].

Научная новизна работы состоит в последовательном анализе изменений Закона, регулирующего НПД с учетом правового и налогового аспекта.

По словам Д.В. Егорова действующего руководителя Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) при разработке НПД была поставлена задача разработать «... предельно простой режим, совершенно новую технологию, внедрение которой не создаст рисков для бюджета, но позволит опробовать новую бизнес-модель» [4]. Так, можно заметить, что впервые акцент направлен не только на ключевой налоговый аспект, но в большей степени на технологическую составляющую, которую можно было бы в дальнейшем повсеместно использовать в налоговой практике России.

В этом смысле эксперимент уже можно охарактеризовать как весьма удачный, потому что технологические и технические принципы, лежащие в

основе функционирования режима, уже используются в текущей налоговой практике.

Представляется важным рассмотреть и проанализировать изменения, вносимые в различные редакции Закона, чтобы увидеть, как он в ретроспективе трансформировался, отвечая вызовам сложившейся в стране экономической ситуации.

Стоит начать с того, что всего редакций рассматриваемого Закона -десять, включая действующую редакцию. Начнем последовательный анализ статей Закона, чтобы сохранить логику и целостность рассматриваемого нормативно-правового акта.

Так, статья первая Закона определяет территорию и сроки. В первой редакции Закона были включены лишь некоторые субъекты России. Стоит уточнить, что первоначальное название Закона включало в себя также наименование данных территорий, что позволяет полагать, что изначально территорию проведения эксперимента Законодатель расширять не планировал. Положение о сроках проведения эксперимента и о недопустимости внесения изменений в некоторые элементы остаются неизменными, начиная с первой редакции Закона и до последней (десятой). Во второй редакции Закона расширяется перечень субъектов РФ, на территории которых можно применять новый специальный налоговый режим. В третьей редакции вводится положение, распространяющее действие Закона на остальные субъекты, не упомянутые в предыдущих редакциях Закона. Именно в третьей редакции содержится пункт, согласно которому в остальных субъектах РФ, которые прямо не перечислены в Законе, НПД вводится законами субъектов.

В шестой редакции Закона в эксперимент была включена федеральная территория «Сириус». А в девятой редакции Закона в эксперимент включили территорию города Байконура.

Стоит отметить содержание пункта 3 статьи 1 Закона, который гарантирует стабильность важных элементов налога в течение проведения эксперимента.

Вторая статья Закона, содержащая основные положения, принципиально важных изменений не претерпела. В статье рассматриваются некоторые особенности применения НПД в части территории ведения деятельности: при регистрации в качестве плательщика НПД существует необходимость указать территорию, в пределах которой осуществляется профессиональная деятельность. Кроме того, анализируемая статья регулирует процесс выбора и изменения территории ведения профессиональной деятельности. Также статья регулирует центральное понятие Закона «профессиональный доход».

Важной составляющей Закона, несомненно, является обеспечение информационного обмена между налогоплательщиком, применяющим НПД, и налоговым органом, так как особенностью рассматриваемого режима является автоматический характер процесса начисления налога, а также специфический характер информационного обмена.

В первой редакции Закона первоначальное название статьи третьей сужало предметную область статьи и не отражало важных особенностей режима. Только в седьмой редакции Закона статью переименовали в «Информационный обмен», что более полно отражает не только сущность статьи, но и в принципе является ссылкой на важную специфическую черту специального налогового режима, а также свидетельствует о развитии технологической стороны налогового режима. Здесь же перечень способов информационного обмена был расширен. Так, можно заметить, что альтернативных каналов информационного взаимодействия привело к преобразованию содержательной стороны рассматриваемой статьи Закона. Содержание данной статьи также отражает инновационность подхода ФНС России в части налогового администрирования НПД и его интеграции в среду налогоплательщика.

Анализируя изменения, коснувшиеся статей Закона, следует уточнить, что одним из основных элементов налога является категория «налогоплательщик». Так, в статье четвертой Закона обозначается, какие категории налогоплательщиков могут применять НПД, а также закрытый

перечень ограничений. В десятой редакции Закона из перечня лиц, которые не обладают правом применять НПД исключены лица, осуществляющие реализацию сахаросодержащих напитков.

Важным ограничением по применению НПД, несомненно, является предельно допустимый размер дохода, полученного в календарном году - 2,4 млн. рублей. Законодатель также предусмотрел недопустимость внесения изменений данной суммы в течение всего срока проведения эксперимента.

Статья пятая Закона регулирует процесс постановки на учет в качестве плательщика НПД. Статья содержит положения о снятии с учета в качестве плательщика НПД, повторной постановки на учет. В качестве важного преимущества, стоит выделить возможность перейти на НПД или же отказаться от его применения в любой момент в течение года.

Объект налогообложения НПД определен в статье шестой Закона. Следует отметить существующую возможность совмещения НПД с трудовой деятельностью наемного характера, что делает данный специальный режим гибким и пластичным инструментом, привлекающим налогоплательщиков.

Следующие статьи Закона особых изменений также не претерпели, но, тем не менее, они все же представляют интерес в рамках рассматриваемой тематики, поэтому представляется важным выделить сущность данных статей.

Статья седьмая Закона регулирует порядок признания доходов. Также статья содержит положение об учете доходов, полученных в рамках другого специального налогового режима до перехода на НПД. Статья восьмая Закона определяет налоговую базу по НПД: порядок учета доходов в целях определения налоговой базы, процесс внесения корректировок ранее поданных сведений.

В связи с введением с 1 января 2023 года института единого налогового счета (далее - ЕНС) в девятой редакции Закона в статье восьмой Закона появилось положение об учете корректировки расчетов при формировании сальдо ЕНС.

Следующий обязательный элемент налога - налоговый период определен в статье девятой Закона. Эта же статья определяет специфику определения налогового периода в некоторых ситуациях.

Статьи десять-одиннадцать Закона существенных изменений не претерпели. Статья десятая определяет величину налоговых ставок, а статья одиннадцатая порядок исчисления и уплаты налога.

Статья двенадцатая содержит положения о факультативном элементе налога - налоговом вычете: размер налогового вычета и порядок его применения. Примечательная особенность применения налогового вычета заключается в том, что налоговый орган самостоятельно в автоматическом режиме осуществляет уменьшение налога.

Статья тринадцатая Закона содержит положение о налоговой отчетности по НПД. Так, налоговая декларация по доходам, полученным в результате осуществления профессиональной деятельности, попадающей под применение НПД, в налоговые органы не представляется. Данное положение заключает в себе одно из главных преимуществ рассматриваемого налогового режима, которое облегчает процесс ведения профессиональной деятельности и повышает привлекательность применения для потенциальных пользователей.

Специфика НПД также воплощается и в статье четырнадцатой Закона, которая регламентирует порядок передачи сведений в целях расчета налога, подлежащего к уплате. Так, на плательщика НПД возложена обязанность по передаче через один из каналов информационного обмена, предусмотренного Законом, сформировать чек в установленном порядке, а также реализовать передачу чека покупателю одним из способов, определяемых Законом. Статья содержит обязательные реквизиты, которые должен включать в себя сформированный чек, способы передачи чека в электронной форме, а также сроки передачи чека.

Статья пятнадцатая регулирует процесс перехода на НПД с других налоговых режимов. Законодатель подчеркивает важность соблюдения сроков. В случае несоблюдения установленного срока постановка в качестве

плательщика НПД аннулируется. Кроме того, для контрагентов самозанятых определено право учитывать лишь те расходы, которые подтверждаются сформированными в порядке, определенном Законом, чеками.

Рассматривается вопрос начисления фиксированных страховых взносов в случае прекращения применения НПД или в случае утраты права на применение данного режима. Кроме того, доходы, полученные физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП, не являются объектом налогообложения страховыми взносами. Но данный пункт весьма неоднозначен, потому что самозанятый, не производя выплаты страховых взносов, лишает себя пенсионного стажа.

Можно заметить, что специальный налоговый режим призван упрощать процесс взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами в процессе исполнения установленных обязанностей. Подтверждением данного положения служит отсутствие обязанности представлять налоговою отчетность, автоматический порядок расчета суммы налога к уплате. Успешность НПД во многом достигается за счет цифровых сервисов ФНС России. Кроме того, следует отметить возможность совмещения самозанятости с другой трудовой деятельностью, что делает данный специальный режим гибким и пластичным инструментом, привлекающим налогоплательщиков.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав редакции Закона, можно сделать вывод, что важнейшим изменением стало расширение территории проведения эксперимента. Кроме того, учитывая высокую технологичность и удобство НПД, стоит отметить появление альтернатив среди каналов информационного обмена. Также представляется важным отметить, что существующие преимущества НПД имеют принципиальное значение, так как четко отражают важнейшие тенденции ФНС России, а именно: курс на повышение понимания потребностей налогоплательщика. В рамках этого процесса происходит не просто измерение уровня удовлетворенности налогоплательщиков от оказываемых услуг, а поиск и выделение глобальных потребностей налогоплательщиков не только как субъектов налоговых

отношений, но и как клиентов налогового органа. Кроме того, процесс уплаты налогов должен стать естественной и добровольной стороной жизни налогоплательщика и процесса ведения бизнеса, тем самым коренным образом меняя взаимодействие субъектов налоговых правоотношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». «Российская газета». № 270;

2. Бозиев Р.М. Правовое регулирование налога на профессиональный доход в России//Актуальные проблемы российского права. 2022. №9. С. 49-62;

3. Журкина О.В., Филиппова Е.О. Правовое регулирование профессиональной деятельности самозанятых // Юрист. 2023. №12. С. 36-40;

4. Ключевое - не собрать больше налогов, а обелить рынок. Новый глава ФНС о целях налоговиков. vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/01/19/820947-tselyah-nalogovikov (дата обращения: 01.06.2024);

5. Лукьянов К.Ю. Налог на профессиональный доход в России и за рубежом: особенности правового регулирования // Юрист. 2023. №4. С.37-41;

6. Савинов К.А., Лаврентьев А.Р. Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента // Финансовое право. 2021. №6. С. 2630;

7. Тарасенко О.А. Я б в самозанятые пошел, пусть меня научат! // Предпринимательское право. 2020. №2. С. 27-33

Dzheentaeva K.M., Eremenko Yu.N.

Dzheentaeva K.M.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Rostov-on-Don, Russia)

Eremenko Yu.N.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Rostov-on-Don, Russia)

COMPARATIVE ANALYSIS OF EDITIONS OF FEDERAL LAW OF 11/27/2018 No. 422-FZ ON CONDUCTING EXPERIMENTS ON THE ESTABLISHMENT OF A SPECIAL TAX REGIME - TAX ON PROFESSIONAL INCOME

Abstract: this work conducts a comprehensive study of the Federal Law of November 27, 2018 No. 422-FZ "On conducting an experiment to establish a special tax regime "Professional Income Tax" as the basis for the legal regulation of the special tax regime "Professional Income Tax". The work contains an analysis of key changes in the provisions of the law, which determine the specifics of the content of the tax on professional income. The authors consider the essence of the articles of the law, their transformations in retrospect and highlight the specific features of the tax on professional income as a special tax regime. It has been determined that the advantages of the tax regime are determined by its technological side. Based on the results of the study, a conclusion is made about the simplicity and unambiguity of the interpretation of the tax aspect of the tax on professional income. The most important change in the Law is the expansion of the territory and information systems that ensure information interaction between taxpayers and the tax authority.

Keywords: self-employed, professional tax, professional income, professional activity, tax

regime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.