Научная статья на тему 'Сравнительный анализ развития толерантности и факторов риска в современном российском обществе'

Сравнительный анализ развития толерантности и факторов риска в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
238
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ (МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ) ОТНОШЕНИЯ / СТЕПЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ / THE TOLERANCE DEGREE / PUBLIC ORGANIZATIONS / ADAPTATION OF MIGRANTS / MULTINATIONAL / INTERNATIONAL RELATIONS / INTERETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Даниелян Пайцар Сосовна

В статье проводится сравнительный анализ развития толерантности и факторов риска при нарастающем многообразии в современном российском обществе. С этой целью были использованы результаты опросов ряда социологических центров, а также авторское социологическое исследование, проведенное в г. Орле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Даниелян Пайцар Сосовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPERATIVE ANALYSIS OF THE TOLERANCE AND RISK FACTORS DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

A comparative analysis of the tolerance and risk factors development by growing diversity in modern Russian society is carried out. For this purpose the results of author’s researches, conducted in Orel and some other sociological centers’ researches are used.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ развития толерантности и факторов риска в современном российском обществе»

УДК 316.647.5:323.1:314.7

ДАНИЕЛЯН П.С. Сравнительный анализ

развития толерантности и факторов риска в современном российском обществе

В статье проводится сравнительный анализ развития толерантности и факторов риска при нарастающем многообразии в современном российском обществе. С этой целью были использованы результаты опросов ряда социологических центров, а также авторское социологическое исследование, проведенное в г Орле.

Ключевые слова: межэтнические (межнациональные) отношения, степень толерантности, общественные организации, адаптация мигрантов, многонациональный.

Текст Конституции Российской Федерации начинается со слов "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству... ". В этих словах, пожалуй, заключена вся суть понятия "межнациональные отношения", то, что на сегодняшний день является предметом многочисленных дискуссий и споров, одной из наиболее актуальных проблем современной России. "Мы, многонациональный народ..." говорит о том, что Россия -страна с многовековой историей, с традициями и обычаями, формировавшимися на протяжении столетий, сегодня, пожалуй, является редким примером более или менее мирного сосуществования столь многочисленных народов и народностей на территории одного государства.

Несомненно, существует большое количество многонациональных стран, однако уникальность России состоит в том, что на ее территории проживает более ста

народов (различными источниками называется цифра 176 народов и народностей). Большинство из них - коренные, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более шестидесяти народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации. Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% - русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего зарубежья (украинцы, армяне и др.) и 1% -дальнего (например, немцы, корейцы и др.). Если говорить о религиозном составе населения России, это в большинстве своем граждане, исповедующие христианство (около 65 %), на втором месте -граждане, исповедующие ислам (около 7 %), определенное место занимают иудеи (1%) и буддисты (меньше 1%), остальные 25% - это граждане, не считающие себя верующими1. Здесь необходимо отметить, что, опираясь на данные цифры, мы должны учитывать определенный процент населения, проживающего на территории страны, но не являющегося гражданами РФ, а также немалое число тех, кто находится на территории субъекта нелегально,

что исключает их участие в различных видах опросов. Однако если включить их в исследование, то вполне вероятно увеличение процента граждан, исповедующих ислам.

Российское государство, являясь страной, объединившей в себе большое количество людей различных национальностей, стало своего рода разноцветной палитрой языков, традиций и обычаев. Российское общество характеризуется этнической, культурной, языковой, конфессиональной мозаичностью. Каждый из этих народов и народностей обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры и имеет равные права и возможности. Самоопределение народов России, сохранение их традиций и обычаев является одним из приоритетных в "Концепции федеральной целевой программы укрепления и единства российской нации и этнокультурного развития народов России на 2014-2020 годы"2. Тем самым необходимо отметить, что государство дает возможность национальным меньшинствами сохранить свою самобытность, свой язык и культуру. Национальные меньшинства в России сегодня могут свободно создавать свои общественные организации, национально-культурные автономии, что дает возможность людям различных национальностей не терять связь со своими корнями, сохранить язык, традиции, культуру, при этом внося в современное российское общество свой определенный культурный вклад.

В этой связи исследовательский интерес представляет сравнительный анализ степени толерантности и факторов риска при нарастающем многообразии в современном российском обществе. Для проведения исследования были использованы результаты опросов известных социологических центров, таких как ВЦИОМ, Левада-Центр, ФОМ и т. д., проведенных в ЦФО, в частности в городе Москве. Также в сравнительном анализе толерантности в сфере межнациональных отношений использовано авторское социологическое исследование, проведенное в городе Орле, что позволило зафиксировать и выявить определенные тенденции не только в рамках мегаполиса.

К сожалению, процессы глобализации, охватившие современный мир, застали врасплох наш социум. Стремительные

течения миграционных потоков, меняющиеся этнические составы целых мононациональных государств приводят к хаотичной, неосознанной потере своего национального, утрате этноидентичности, насильственно внедряя индивида в свеже-созданный социум, теряющий старый облик, приобретающий черты нового, которое, несмотря на несущий в себе позитив, отвергается человеком, подсознательно отрицающим все извне, считая это чужим и ненужным для привычной и "комфортной" жизни. Различные негативные факторы приводят к возникновению ряда конфликтов, которые грозятся перерасти из локальных в общероссийские, последствия которых могут быть трагичны не только для граждан, но и для государства, угрожая территориальной целостности Российской Федерации3.

В повседневной жизни человек, как правило, не акцентирует внимание на своей этнической принадлежности и на эт-ничности окружающих его людей. Но в момент опасности, возникновения конфликтной ситуации, в которую вовлечены оппоненты другой национальности, он в поисках защиты идентифицирует себя с определенной этнической общностью. Доподлинно известно, что этническая общность - один из самых прочных союзов. Если такие социальные союзы, как профессиональная, гражданская, религиозная принадлежность, могут быть в течение жизни неоднократно изменены, то этничность мы не меняем и не можем изменить. Помимо этого этнический союз несет в себе еще и историко-культурный код, который и является базисом для самоидентификации личности. Отсюда -обостренность реакции на любую, даже мнимую угрозу посягательства на этот социальный союз4.

Однако чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни практически не существует, более того, зачастую люди, вовлеченные в такой конфликт, могут иметь друзей, родственников, членов семьи других национальностей и быть с ними в прекрасных отношениях. Получается, что этническая самоидентификация и солидарность - лишь способ защиты своих интересов, целей, ценностей и т. д.

на данный конкретный момент возникновения конфликтной ситуация. Соответственно можно сделать вывод о ситуатив-ности и бытовом характере большинства межэтнических конфликтов, возникающих на территории нашей страны. Более того, изучая различные социологические исследования и проводя работу в сфере профилактики межнациональных конфликтов, выявляем целый ряд противоречий в вопросе об отношениях с представителями других национальностей.

Чтобы разобраться, обратимся к социологическим исследованиям, проведенным известными центрами социологического исследования (ВЦИОМ, Левада-Центр). Полученные результаты говорят о том, что отношение к представителям других национальностей довольно неоднозначно.

Об этом свидетельствует тот факт, что 83% респондентов относятся "спокойно, никаких особых эмоций не испытываю, общаюсь так же, как и с любым другим человеком", 7% - относятся негативно, 5% -относятся положительно. Подтверждает это и то, что при ответе на вопрос "Согласны ли Вы с утверждением: в сегодняшних бедах России виноваты живущие на ее территории представители другой национальности?" 63% опрошенных оказались не согласны с выдвинутым утверждением5.

Однако о неоднозначности свидетельствует то, что на вопрос "Как Вы относитесь к идее "Россия - для русских"?" большинство респондентов выбрали вариант ответа "Ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах", при этом лишь пятая часть опрошенных относит себя к абсолютным сторонникам этого лозунга6. Эта идея находит отражение также в непосредственном отношении к представителям других национальностей, в частности к выходцам из южных республик (рисунок 1)7.

Вышеизложенные цифры подтверждают наличие определенной неприязни к представителям других национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, одновременно выявляется некий пласт населения, который, судя по опросам, не видит угрозу в представителе иной национальности, относится терпимо к национальным меньшинствам. Данная группа представляет собой боль-

шинство и, скорее всего, находится в режиме "ожидания", то есть ее терпимое отношение может в любой момент в зависимости от ситуации измениться в том или ином направлении.

Рисунок 1 - Отношение к выходцам из южных республик

Результаты указанных всероссийских исследований корреспондируют с результатами авторского исследования, проведенного на территории г. Орла в июне 2013 г Методом исследования был анкетный опрос. Выборочная совокупность - квотная. Респондентами выступило население г. Орла в возрасте от 18 до 60 лет. 75% составляют респонденты 18-25 лет, 23%

- 25-45 лет и около 2% - 45 лет и старше.

Судя по ответам, значительная часть респондентов положительно относится к представителям других национальностей

- 47,9%. 42,5% опрошенных к представителям других национальностей относятся терпимо, и лишь 2,7% - высказали свое отрицательное отношение. В результате определенных жизненных ситуаций изменили свое отношение в отрицательную сторону 3,4% опрошенных (рисунок 3).

Рисунок 3 - Отношение респондентов к представителям других национальностей

С одной стороны, перед нами положительная динамика в сфере межнациональных

отношений, однако ответы на последующие вопросы этот результат не подтверждают. Так, националистический лозунг "Россия - для русских" поддерживают 41,7% респондентов, 26,6% - относятся терпимо. При этом лишь 25% отметили крайне отрицательное отношение к данным словам, и 9,7% респондентов признались: "Не понимаю этого лозунга, он вызывает смех". Здесь опять-таки вырисовывается определенный образ колеблющегося индивидуума, который в целом не является националистически настроенным, дружелюбен по отношению к представителям других национальностей, однако очевидно, что его отношение может резко измениться в зависимости от ситуации.

Данный вывод был подтвержден недавними событиями в городе Орле. Весной 2013 года среди населения города была распространена информация о скором строительстве мечети на территории Орла, указывались предполагаемое место постройки культового сооружения и его масштабы, мечеть должна была бы стать одной из самых крупных в ЦФО. Сразу же после появления данной информации в СМИ в городе и в социальных сетях начался сбор подписей против строительства культового сооружения. Оппоненты апеллировали к тому, что национальный и религиозный состав города, по переписи 2010 года, составляет 317 747 человек, из них русские - 95,32%, украинцы - 1,30%, армяне - 0,41%, белорусы - 0,28%, азербайджанцы - 0,25%, чеченцы - 0,19%, остальные - 0,70%8, тем самым они указывали на тот факт, что при таком малом количестве граждан, исповедующих ислам, совершенно нет необходимости в данном культовом сооружении. В результате идее

Распределение ответов относительно

строительства мечети в городе Орле не суждено было реализоваться, что подтверждает вышеизложенное утверждение о нейтральном большинстве, которое ситуативно изменило свою позицию, резко перейдя на сторону отрицательного отношения к представителям других национальностей, тем самым повлияв на возможность строительства мечети в городе Орле.

Итак, говоря о появлении мечети на территории города, 64,4% опрошенного населения указали свое отрицательное отношение к этой идее, при этом 47,9% проявляют также отрицательное отношение к строительству любых других культовых религиозных сооружений в городе (кроме православных храмов) (таблица 1).

Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы о том, что сравнительный анализ исследований, проведенных в городе Москве и в городе Орле, показал практически идентичность результатов, хотя общеизвестно, что в столице ситуация, складывающаяся вокруг межнациональных отношений, довольно напряженная и связана с дополнительными рисками. Выявленные тенденции говорят о том, что большая часть населения (около 70%) относит себя к группе терпимо, нейтрально расположенных по отношению к представителям других национальностей. Однако мы видим, что данные цифры зыбки и их нейтральность относительна. Условно данное явление можно назвать "синдромом пороховой бочки" или же "кипящего котла". Оно свидетельствует о зависимости данной группы людей от настроения в обществе, от бытовых ситуаций, личностных предрасположений и в большинстве своем от политики, проводимой государством на тот конкретный момент.

Таблица 1

строительства религиозных сооружений

"Ваше отношение к идее строительства синагоги, католического храма, армянской церкви, буддийского храма и др. культовых религиозных сооружений в г Орле"

Положительное Отрицательное Терпимое Другое Итого:

"Ваш отношение к идее строительства мечети в г Орле Положительное 8,2 - 1,4 - 9,6

Отрицательное 1,4 46,6 15,1 1,4 64,4

Терпимое 2,7 1,4 17,8 - 21,9

Другое - - 1,4 2,7 4,1

Итого: 12,3 47,9 35,6 4,1 100,0

Любой крен в сторону политики нетерпимости влечет за собой резкий скачок количества тех, кто крайне отрицательно относится к представителям других национальностей и вероисповеданий.

Рассматривая проблему межнациональных отношений в современной России, мы прослеживаем определенный устойчивый вектор направления политики, проводимой государством. Очевидно, что государство стремится различными способами найти пути оптимизации данного вопроса, прийти к консенсусу, не теряя при этом доверия своих граждан. Несмотря на то, что данные шаги не всегда успешны, позиция самого государства ясна. Это стремление сохранить территориальную целостность страны, обеспечить равные права и возможности для всех граждан независимо от их национальной или религиозной принадлежности, попытка создания комфортных условий совместного проживания как для представителей титульной нации, так и для представителей национальных меньшинств.

Современное российское общество, находящееся на стадии "насильственной" адаптации, реагирует естественным процессом отрицания и борьбы. В свою очередь, для наилучшего приспособления индивидуума разрабатываются различные механизмы, призванные безболезненно внедрять человека в социум, а социуму принять нового члена своей ячейки. К сожалению, механизм деятельности государственного аппарата не всегда вовремя реагирует на процессы, происходящие в обществе, и часто не справляется со своевременным внедрением данных механизмов. Видя недостаточную гибкость и мобильность властей, на арену активно выходят различные общественные организации с целью реализации механизмов адаптации социума в процессы, стремительно происходящие в современном мире. Активная гражданская позиция тех, кто стремится помочь в решении данных вопросов, обусловлена зачастую желанием сделать мир лучше, попыткой повлиять на ситуацию если не в целом, то хотя бы в одном маленьком социуме.

Роль общественных объединений и организаций в решении проблем, связанных с

межнациональными и межэтническими отношениями, неоценима. Общественные организации берут на себя существенную нагрузку по проведению мероприятий с целью профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма. Также они активно занимаются вопросами адаптации, обустройства, юридической и социальной помощи мигрантам, вынужденным переселенцам, лицам без гражданства и т.д. Общественные организации, как правило, пытаются охватить, осветить, привлечь внимание государства к проблемам, которыми чиновники зачастую не желают заниматься или для решения которых не хватает ресурса, как человеческого, информационного, так и финансового.

Данные общественные организации различны по роду своей деятельности, но все заинтересованы в формировании здорового, патриотично настроенного гражданского общества в нашей стране. Изучение деятельности общественных организаций (ОО) в городе Орле, участие автора в их работе показало высокую активность ряда объединений в направлении развития толерантного отношения к людям различных национальностей и вероисповедания, профилактики ксенофобии, национализма, а также проявления любого вида насилия. Здесь необходимо отметить скупость такого рода организаций на территории города Орла и области, что можно объяснить пассивностью гражданской позиции населения в целом. Однако не может не радовать тот факт, что действующие ОО довольно активны и, несмотря на изначальную закрытость властных структур, смогли наладить сотрудничество с муниципальным и областным руководством. Несомненно, существенная роль в этом принадлежит также и желанию чиновников идти навстречу общественным организациям, благодаря чему в городе стала возможной реализация ряда проектов, направленных на профилактику ксенофобии, национализма и развитие толерантности.

Так, например, в городе Орле Орловским региональным отделением межрегиональной женской еврейской организации (ОРО МЖЕО) "Проект Кешер" в течение двух лет, с 2009 по 2010 год, реализовы-вался проект "Построение гражданского

общества через женские объединения", в рамках которого проводилась профилактика насилия и борьба с проявлениями нетерпимости в сфере межэтнических взаимодействий. Работа проводилась в сотрудничестве с иностранными партнерами, в частности с организацией по защите прав женщин "Терре Дес Фемес" (Германия), что позволяло четче представить ситуацию, сложившуюся в мире, и обмениваться опытом. В период реализации проекта было проведено около 80 тренингов (2132 участника), организован ряд встреч в формате "круглых столов", конференций и т.д.

Другим не менее интересным проектом стал "Свиток Толерантности", который был реализован ОРО МЖЕО "Проект Кешер" в партнерстве с Орловской областной еврейской общественной организацией "Общинно-благотворительный центр "Нэшер"" (ООЕОО ОБЦ "Нэшер"), с Орловской общественной организацией общества «Знание» России, с Армянской общиной и со школами города Орла9. Также на протяжении нескольких лет ОБЦ "Нэшер" проводила программу "Искусство жить рядом с непохожим", благодаря обществу "Знание" в городе и в области появились первые "Камни преткновения" в память о жертвах фашистского режима.

Необходимо отметить, что за последние несколько лет в городе были сформированы и на сегодняшний день действуют ряд общественных организаций и объединений, представляющих национальные меньшинства, проживающие на территории муниципального образования и области, такие как Армянское национальное сообщество, Орловское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийский Азербайджанский конгресс", Орловская областная общественная организация "Союз афганских беженцев", Региональная еврейская национально-культурная автономия Орловской области, Общественная организация по оказанию социально-правовой помощи выходцам из Азии "Евразия", региональное отделение Всероссийского Конгресса узбеков и узбекистанцев. Данные организации на сегодняшний день входят в состав Ассоциации национальных

культур10, находятся в активном взаимодействии друг с другом и с представителями муниципальной и областной власти. Результатом их деятельности стал целый ряд мероприятий и акций, направленных на развитие национальных традиций, формирование правового, гражданского общества, духовного единства, патриотизма, сохранение культурных ценностей, интеграцию некоренного населения: мигрантов, вынужденных переселенцев, представителей других национальностей - к реалиям современного российского общества, их социоультурную адаптацию в новом, ультрасовременном, мультикуль-турном мире.

Таким образом, сделаем следующие выводы.

Во-первых, национальный вопрос для России приоритетен как никогда, он носит фундаментальный характер, и развитие негативных тенденций в сфере межнациональных отношений может отрицательно сказаться как на судьбах людей, так и на национальной безопасности страны в целом. Несмотря на то, что Правительством Российской Федерации разработан ряд указов и предпринимаются активные шаги для улучшения ситуации в сфере межнациональных отношений, внедрение механизмов положительного решения проблемы в целом необходимо осуществлять в сотрудничестве с различными общественными структурами.

Во-вторых, проведенные исследования показали наличие определенного количества людей с ярко выраженной негативной позицией по отношению к представителям других национальностей, здесь радует немногочисленность данной группы. Одновременно выявлен целый пласт населения, которое занимает нейтральную позицию по отношению к представителям других национальностей. Однако эта нейтральность носит относительный, ситуативный характер, что должно быть своеобразным индикатором уровня опасности. Соответственно активная работа по профилактике предупреждения должна проводиться именно с этой категорией населения11.

В-третьих, сравнительный анализ проводился на основе социологических опросов в городе Москве и в городе Орле и показал

практически идентичность результатов, что говорит об определенных схожих тенденциях в современном российском обществе в целом. Тем самым миф о том, что ситуация в регионах значительно лучше, не соответствует действительности и требует не меньшего внимания со стороны властных и общественных структур.

В-четвертых, говоря о механизмах положительного решения проблемы межнациональных и межэтнических отношений, наряду с ролью государства мы отмечаем существенный вклад общественных объединений, в частности действующих на территории города Орла и области. Именно их активная деятельность становится катализатором ряда положительных изменений в сфере межнациональных отношений, являясь профилактикой предупреждения национализма и ксенофобии, а также способствуя адаптации и интеграции мигрантов, вынужденных переселенцев, представителей различных национальностей к реалиям современного российского общества.

1 Официальный сайт Фонда Общественного Мнения http://fom.ru/obshchestvo/10953 (дата обращения: 02.09.2013 г)

2 Официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/media/files/ 41d47c4f0588b3037601.pdf (дата обращения: 02.09.2013 г.)

3 Гуриева С.Д. Психология межэтнических отношений. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2010.

4 Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013. 336 с.

5 Официальный сайт ВЦИОМ: http:// wciom.ru/zh/print_q.php?s_id = 914&q_id = 63335&date = 16.06.2013 (дата обращения: 01.09.2013 r.)

6 Официальный сайт Левада-Центра: http:/ /www.levada.ru/archive/mezhetnicheskie-otnosheniya/kak-vy-otnosites-k-idee-rossiya-dlya-russkikh (дата обращения: 01.09.2013 г)

7 Официальный сайт Левада-Центра: http:/ /www.levada.ru/archive/mezhetnicheskie-otnosheniya/kakie-chuvstva-vy-lichno-ispytyvaete-po-otnosheniyu-k-vykhodtsam (дата обращения: 01.09.2013 г).

8 Лебедкин Ю. "Нужна ли в Орле мечеть?" Орел, 2013. Официальный сайт православного информационного агентства "Русская линия" http://rusk.ru/st.php?idar=60535 (дата обращения: 03.09.2013 г)

6 Официальный сайт "Проект Кешер" http:/ /projectkesher. ru/activities/tolerance-confrontation-xenophobia/nioc_all/ne-v-nashem-gorode-3/index.php?sphrase_id=893 (дата обращения: 04.09.2013 г.)

10 Официальный сайт "Ассоциации национальных культур" http://ankorel.ru/ankorel/ (дата обращения: 05.09.2013 г.)

11 Махрова И.А. Формирование культуры межнационального общения у школьников. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.