УДК 316.647.5:323.1:314.7
ДАНИЕЛЯН П.С. Сравнительный анализ
развития толерантности и факторов риска в современном российском обществе
В статье проводится сравнительный анализ развития толерантности и факторов риска при нарастающем многообразии в современном российском обществе. С этой целью были использованы результаты опросов ряда социологических центров, а также авторское социологическое исследование, проведенное в г Орле.
Ключевые слова: межэтнические (межнациональные) отношения, степень толерантности, общественные организации, адаптация мигрантов, многонациональный.
Текст Конституции Российской Федерации начинается со слов "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству... ". В этих словах, пожалуй, заключена вся суть понятия "межнациональные отношения", то, что на сегодняшний день является предметом многочисленных дискуссий и споров, одной из наиболее актуальных проблем современной России. "Мы, многонациональный народ..." говорит о том, что Россия -страна с многовековой историей, с традициями и обычаями, формировавшимися на протяжении столетий, сегодня, пожалуй, является редким примером более или менее мирного сосуществования столь многочисленных народов и народностей на территории одного государства.
Несомненно, существует большое количество многонациональных стран, однако уникальность России состоит в том, что на ее территории проживает более ста
народов (различными источниками называется цифра 176 народов и народностей). Большинство из них - коренные, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более шестидесяти народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации. Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% - русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего зарубежья (украинцы, армяне и др.) и 1% -дальнего (например, немцы, корейцы и др.). Если говорить о религиозном составе населения России, это в большинстве своем граждане, исповедующие христианство (около 65 %), на втором месте -граждане, исповедующие ислам (около 7 %), определенное место занимают иудеи (1%) и буддисты (меньше 1%), остальные 25% - это граждане, не считающие себя верующими1. Здесь необходимо отметить, что, опираясь на данные цифры, мы должны учитывать определенный процент населения, проживающего на территории страны, но не являющегося гражданами РФ, а также немалое число тех, кто находится на территории субъекта нелегально,
что исключает их участие в различных видах опросов. Однако если включить их в исследование, то вполне вероятно увеличение процента граждан, исповедующих ислам.
Российское государство, являясь страной, объединившей в себе большое количество людей различных национальностей, стало своего рода разноцветной палитрой языков, традиций и обычаев. Российское общество характеризуется этнической, культурной, языковой, конфессиональной мозаичностью. Каждый из этих народов и народностей обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры и имеет равные права и возможности. Самоопределение народов России, сохранение их традиций и обычаев является одним из приоритетных в "Концепции федеральной целевой программы укрепления и единства российской нации и этнокультурного развития народов России на 2014-2020 годы"2. Тем самым необходимо отметить, что государство дает возможность национальным меньшинствами сохранить свою самобытность, свой язык и культуру. Национальные меньшинства в России сегодня могут свободно создавать свои общественные организации, национально-культурные автономии, что дает возможность людям различных национальностей не терять связь со своими корнями, сохранить язык, традиции, культуру, при этом внося в современное российское общество свой определенный культурный вклад.
В этой связи исследовательский интерес представляет сравнительный анализ степени толерантности и факторов риска при нарастающем многообразии в современном российском обществе. Для проведения исследования были использованы результаты опросов известных социологических центров, таких как ВЦИОМ, Левада-Центр, ФОМ и т. д., проведенных в ЦФО, в частности в городе Москве. Также в сравнительном анализе толерантности в сфере межнациональных отношений использовано авторское социологическое исследование, проведенное в городе Орле, что позволило зафиксировать и выявить определенные тенденции не только в рамках мегаполиса.
К сожалению, процессы глобализации, охватившие современный мир, застали врасплох наш социум. Стремительные
течения миграционных потоков, меняющиеся этнические составы целых мононациональных государств приводят к хаотичной, неосознанной потере своего национального, утрате этноидентичности, насильственно внедряя индивида в свеже-созданный социум, теряющий старый облик, приобретающий черты нового, которое, несмотря на несущий в себе позитив, отвергается человеком, подсознательно отрицающим все извне, считая это чужим и ненужным для привычной и "комфортной" жизни. Различные негативные факторы приводят к возникновению ряда конфликтов, которые грозятся перерасти из локальных в общероссийские, последствия которых могут быть трагичны не только для граждан, но и для государства, угрожая территориальной целостности Российской Федерации3.
В повседневной жизни человек, как правило, не акцентирует внимание на своей этнической принадлежности и на эт-ничности окружающих его людей. Но в момент опасности, возникновения конфликтной ситуации, в которую вовлечены оппоненты другой национальности, он в поисках защиты идентифицирует себя с определенной этнической общностью. Доподлинно известно, что этническая общность - один из самых прочных союзов. Если такие социальные союзы, как профессиональная, гражданская, религиозная принадлежность, могут быть в течение жизни неоднократно изменены, то этничность мы не меняем и не можем изменить. Помимо этого этнический союз несет в себе еще и историко-культурный код, который и является базисом для самоидентификации личности. Отсюда -обостренность реакции на любую, даже мнимую угрозу посягательства на этот социальный союз4.
Однако чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни практически не существует, более того, зачастую люди, вовлеченные в такой конфликт, могут иметь друзей, родственников, членов семьи других национальностей и быть с ними в прекрасных отношениях. Получается, что этническая самоидентификация и солидарность - лишь способ защиты своих интересов, целей, ценностей и т. д.
на данный конкретный момент возникновения конфликтной ситуация. Соответственно можно сделать вывод о ситуатив-ности и бытовом характере большинства межэтнических конфликтов, возникающих на территории нашей страны. Более того, изучая различные социологические исследования и проводя работу в сфере профилактики межнациональных конфликтов, выявляем целый ряд противоречий в вопросе об отношениях с представителями других национальностей.
Чтобы разобраться, обратимся к социологическим исследованиям, проведенным известными центрами социологического исследования (ВЦИОМ, Левада-Центр). Полученные результаты говорят о том, что отношение к представителям других национальностей довольно неоднозначно.
Об этом свидетельствует тот факт, что 83% респондентов относятся "спокойно, никаких особых эмоций не испытываю, общаюсь так же, как и с любым другим человеком", 7% - относятся негативно, 5% -относятся положительно. Подтверждает это и то, что при ответе на вопрос "Согласны ли Вы с утверждением: в сегодняшних бедах России виноваты живущие на ее территории представители другой национальности?" 63% опрошенных оказались не согласны с выдвинутым утверждением5.
Однако о неоднозначности свидетельствует то, что на вопрос "Как Вы относитесь к идее "Россия - для русских"?" большинство респондентов выбрали вариант ответа "Ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах", при этом лишь пятая часть опрошенных относит себя к абсолютным сторонникам этого лозунга6. Эта идея находит отражение также в непосредственном отношении к представителям других национальностей, в частности к выходцам из южных республик (рисунок 1)7.
Вышеизложенные цифры подтверждают наличие определенной неприязни к представителям других национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, одновременно выявляется некий пласт населения, который, судя по опросам, не видит угрозу в представителе иной национальности, относится терпимо к национальным меньшинствам. Данная группа представляет собой боль-
шинство и, скорее всего, находится в режиме "ожидания", то есть ее терпимое отношение может в любой момент в зависимости от ситуации измениться в том или ином направлении.
Рисунок 1 - Отношение к выходцам из южных республик
Результаты указанных всероссийских исследований корреспондируют с результатами авторского исследования, проведенного на территории г. Орла в июне 2013 г Методом исследования был анкетный опрос. Выборочная совокупность - квотная. Респондентами выступило население г. Орла в возрасте от 18 до 60 лет. 75% составляют респонденты 18-25 лет, 23%
- 25-45 лет и около 2% - 45 лет и старше.
Судя по ответам, значительная часть респондентов положительно относится к представителям других национальностей
- 47,9%. 42,5% опрошенных к представителям других национальностей относятся терпимо, и лишь 2,7% - высказали свое отрицательное отношение. В результате определенных жизненных ситуаций изменили свое отношение в отрицательную сторону 3,4% опрошенных (рисунок 3).
Рисунок 3 - Отношение респондентов к представителям других национальностей
С одной стороны, перед нами положительная динамика в сфере межнациональных
отношений, однако ответы на последующие вопросы этот результат не подтверждают. Так, националистический лозунг "Россия - для русских" поддерживают 41,7% респондентов, 26,6% - относятся терпимо. При этом лишь 25% отметили крайне отрицательное отношение к данным словам, и 9,7% респондентов признались: "Не понимаю этого лозунга, он вызывает смех". Здесь опять-таки вырисовывается определенный образ колеблющегося индивидуума, который в целом не является националистически настроенным, дружелюбен по отношению к представителям других национальностей, однако очевидно, что его отношение может резко измениться в зависимости от ситуации.
Данный вывод был подтвержден недавними событиями в городе Орле. Весной 2013 года среди населения города была распространена информация о скором строительстве мечети на территории Орла, указывались предполагаемое место постройки культового сооружения и его масштабы, мечеть должна была бы стать одной из самых крупных в ЦФО. Сразу же после появления данной информации в СМИ в городе и в социальных сетях начался сбор подписей против строительства культового сооружения. Оппоненты апеллировали к тому, что национальный и религиозный состав города, по переписи 2010 года, составляет 317 747 человек, из них русские - 95,32%, украинцы - 1,30%, армяне - 0,41%, белорусы - 0,28%, азербайджанцы - 0,25%, чеченцы - 0,19%, остальные - 0,70%8, тем самым они указывали на тот факт, что при таком малом количестве граждан, исповедующих ислам, совершенно нет необходимости в данном культовом сооружении. В результате идее
Распределение ответов относительно
строительства мечети в городе Орле не суждено было реализоваться, что подтверждает вышеизложенное утверждение о нейтральном большинстве, которое ситуативно изменило свою позицию, резко перейдя на сторону отрицательного отношения к представителям других национальностей, тем самым повлияв на возможность строительства мечети в городе Орле.
Итак, говоря о появлении мечети на территории города, 64,4% опрошенного населения указали свое отрицательное отношение к этой идее, при этом 47,9% проявляют также отрицательное отношение к строительству любых других культовых религиозных сооружений в городе (кроме православных храмов) (таблица 1).
Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы о том, что сравнительный анализ исследований, проведенных в городе Москве и в городе Орле, показал практически идентичность результатов, хотя общеизвестно, что в столице ситуация, складывающаяся вокруг межнациональных отношений, довольно напряженная и связана с дополнительными рисками. Выявленные тенденции говорят о том, что большая часть населения (около 70%) относит себя к группе терпимо, нейтрально расположенных по отношению к представителям других национальностей. Однако мы видим, что данные цифры зыбки и их нейтральность относительна. Условно данное явление можно назвать "синдромом пороховой бочки" или же "кипящего котла". Оно свидетельствует о зависимости данной группы людей от настроения в обществе, от бытовых ситуаций, личностных предрасположений и в большинстве своем от политики, проводимой государством на тот конкретный момент.
Таблица 1
строительства религиозных сооружений
"Ваше отношение к идее строительства синагоги, католического храма, армянской церкви, буддийского храма и др. культовых религиозных сооружений в г Орле"
Положительное Отрицательное Терпимое Другое Итого:
"Ваш отношение к идее строительства мечети в г Орле Положительное 8,2 - 1,4 - 9,6
Отрицательное 1,4 46,6 15,1 1,4 64,4
Терпимое 2,7 1,4 17,8 - 21,9
Другое - - 1,4 2,7 4,1
Итого: 12,3 47,9 35,6 4,1 100,0
Любой крен в сторону политики нетерпимости влечет за собой резкий скачок количества тех, кто крайне отрицательно относится к представителям других национальностей и вероисповеданий.
Рассматривая проблему межнациональных отношений в современной России, мы прослеживаем определенный устойчивый вектор направления политики, проводимой государством. Очевидно, что государство стремится различными способами найти пути оптимизации данного вопроса, прийти к консенсусу, не теряя при этом доверия своих граждан. Несмотря на то, что данные шаги не всегда успешны, позиция самого государства ясна. Это стремление сохранить территориальную целостность страны, обеспечить равные права и возможности для всех граждан независимо от их национальной или религиозной принадлежности, попытка создания комфортных условий совместного проживания как для представителей титульной нации, так и для представителей национальных меньшинств.
Современное российское общество, находящееся на стадии "насильственной" адаптации, реагирует естественным процессом отрицания и борьбы. В свою очередь, для наилучшего приспособления индивидуума разрабатываются различные механизмы, призванные безболезненно внедрять человека в социум, а социуму принять нового члена своей ячейки. К сожалению, механизм деятельности государственного аппарата не всегда вовремя реагирует на процессы, происходящие в обществе, и часто не справляется со своевременным внедрением данных механизмов. Видя недостаточную гибкость и мобильность властей, на арену активно выходят различные общественные организации с целью реализации механизмов адаптации социума в процессы, стремительно происходящие в современном мире. Активная гражданская позиция тех, кто стремится помочь в решении данных вопросов, обусловлена зачастую желанием сделать мир лучше, попыткой повлиять на ситуацию если не в целом, то хотя бы в одном маленьком социуме.
Роль общественных объединений и организаций в решении проблем, связанных с
межнациональными и межэтническими отношениями, неоценима. Общественные организации берут на себя существенную нагрузку по проведению мероприятий с целью профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма. Также они активно занимаются вопросами адаптации, обустройства, юридической и социальной помощи мигрантам, вынужденным переселенцам, лицам без гражданства и т.д. Общественные организации, как правило, пытаются охватить, осветить, привлечь внимание государства к проблемам, которыми чиновники зачастую не желают заниматься или для решения которых не хватает ресурса, как человеческого, информационного, так и финансового.
Данные общественные организации различны по роду своей деятельности, но все заинтересованы в формировании здорового, патриотично настроенного гражданского общества в нашей стране. Изучение деятельности общественных организаций (ОО) в городе Орле, участие автора в их работе показало высокую активность ряда объединений в направлении развития толерантного отношения к людям различных национальностей и вероисповедания, профилактики ксенофобии, национализма, а также проявления любого вида насилия. Здесь необходимо отметить скупость такого рода организаций на территории города Орла и области, что можно объяснить пассивностью гражданской позиции населения в целом. Однако не может не радовать тот факт, что действующие ОО довольно активны и, несмотря на изначальную закрытость властных структур, смогли наладить сотрудничество с муниципальным и областным руководством. Несомненно, существенная роль в этом принадлежит также и желанию чиновников идти навстречу общественным организациям, благодаря чему в городе стала возможной реализация ряда проектов, направленных на профилактику ксенофобии, национализма и развитие толерантности.
Так, например, в городе Орле Орловским региональным отделением межрегиональной женской еврейской организации (ОРО МЖЕО) "Проект Кешер" в течение двух лет, с 2009 по 2010 год, реализовы-вался проект "Построение гражданского
общества через женские объединения", в рамках которого проводилась профилактика насилия и борьба с проявлениями нетерпимости в сфере межэтнических взаимодействий. Работа проводилась в сотрудничестве с иностранными партнерами, в частности с организацией по защите прав женщин "Терре Дес Фемес" (Германия), что позволяло четче представить ситуацию, сложившуюся в мире, и обмениваться опытом. В период реализации проекта было проведено около 80 тренингов (2132 участника), организован ряд встреч в формате "круглых столов", конференций и т.д.
Другим не менее интересным проектом стал "Свиток Толерантности", который был реализован ОРО МЖЕО "Проект Кешер" в партнерстве с Орловской областной еврейской общественной организацией "Общинно-благотворительный центр "Нэшер"" (ООЕОО ОБЦ "Нэшер"), с Орловской общественной организацией общества «Знание» России, с Армянской общиной и со школами города Орла9. Также на протяжении нескольких лет ОБЦ "Нэшер" проводила программу "Искусство жить рядом с непохожим", благодаря обществу "Знание" в городе и в области появились первые "Камни преткновения" в память о жертвах фашистского режима.
Необходимо отметить, что за последние несколько лет в городе были сформированы и на сегодняшний день действуют ряд общественных организаций и объединений, представляющих национальные меньшинства, проживающие на территории муниципального образования и области, такие как Армянское национальное сообщество, Орловское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийский Азербайджанский конгресс", Орловская областная общественная организация "Союз афганских беженцев", Региональная еврейская национально-культурная автономия Орловской области, Общественная организация по оказанию социально-правовой помощи выходцам из Азии "Евразия", региональное отделение Всероссийского Конгресса узбеков и узбекистанцев. Данные организации на сегодняшний день входят в состав Ассоциации национальных
культур10, находятся в активном взаимодействии друг с другом и с представителями муниципальной и областной власти. Результатом их деятельности стал целый ряд мероприятий и акций, направленных на развитие национальных традиций, формирование правового, гражданского общества, духовного единства, патриотизма, сохранение культурных ценностей, интеграцию некоренного населения: мигрантов, вынужденных переселенцев, представителей других национальностей - к реалиям современного российского общества, их социоультурную адаптацию в новом, ультрасовременном, мультикуль-турном мире.
Таким образом, сделаем следующие выводы.
Во-первых, национальный вопрос для России приоритетен как никогда, он носит фундаментальный характер, и развитие негативных тенденций в сфере межнациональных отношений может отрицательно сказаться как на судьбах людей, так и на национальной безопасности страны в целом. Несмотря на то, что Правительством Российской Федерации разработан ряд указов и предпринимаются активные шаги для улучшения ситуации в сфере межнациональных отношений, внедрение механизмов положительного решения проблемы в целом необходимо осуществлять в сотрудничестве с различными общественными структурами.
Во-вторых, проведенные исследования показали наличие определенного количества людей с ярко выраженной негативной позицией по отношению к представителям других национальностей, здесь радует немногочисленность данной группы. Одновременно выявлен целый пласт населения, которое занимает нейтральную позицию по отношению к представителям других национальностей. Однако эта нейтральность носит относительный, ситуативный характер, что должно быть своеобразным индикатором уровня опасности. Соответственно активная работа по профилактике предупреждения должна проводиться именно с этой категорией населения11.
В-третьих, сравнительный анализ проводился на основе социологических опросов в городе Москве и в городе Орле и показал
практически идентичность результатов, что говорит об определенных схожих тенденциях в современном российском обществе в целом. Тем самым миф о том, что ситуация в регионах значительно лучше, не соответствует действительности и требует не меньшего внимания со стороны властных и общественных структур.
В-четвертых, говоря о механизмах положительного решения проблемы межнациональных и межэтнических отношений, наряду с ролью государства мы отмечаем существенный вклад общественных объединений, в частности действующих на территории города Орла и области. Именно их активная деятельность становится катализатором ряда положительных изменений в сфере межнациональных отношений, являясь профилактикой предупреждения национализма и ксенофобии, а также способствуя адаптации и интеграции мигрантов, вынужденных переселенцев, представителей различных национальностей к реалиям современного российского общества.
1 Официальный сайт Фонда Общественного Мнения http://fom.ru/obshchestvo/10953 (дата обращения: 02.09.2013 г)
2 Официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/media/files/ 41d47c4f0588b3037601.pdf (дата обращения: 02.09.2013 г.)
3 Гуриева С.Д. Психология межэтнических отношений. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2010.
4 Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013. 336 с.
5 Официальный сайт ВЦИОМ: http:// wciom.ru/zh/print_q.php?s_id = 914&q_id = 63335&date = 16.06.2013 (дата обращения: 01.09.2013 r.)
6 Официальный сайт Левада-Центра: http:/ /www.levada.ru/archive/mezhetnicheskie-otnosheniya/kak-vy-otnosites-k-idee-rossiya-dlya-russkikh (дата обращения: 01.09.2013 г)
7 Официальный сайт Левада-Центра: http:/ /www.levada.ru/archive/mezhetnicheskie-otnosheniya/kakie-chuvstva-vy-lichno-ispytyvaete-po-otnosheniyu-k-vykhodtsam (дата обращения: 01.09.2013 г).
8 Лебедкин Ю. "Нужна ли в Орле мечеть?" Орел, 2013. Официальный сайт православного информационного агентства "Русская линия" http://rusk.ru/st.php?idar=60535 (дата обращения: 03.09.2013 г)
6 Официальный сайт "Проект Кешер" http:/ /projectkesher. ru/activities/tolerance-confrontation-xenophobia/nioc_all/ne-v-nashem-gorode-3/index.php?sphrase_id=893 (дата обращения: 04.09.2013 г.)
10 Официальный сайт "Ассоциации национальных культур" http://ankorel.ru/ankorel/ (дата обращения: 05.09.2013 г.)
11 Махрова И.А. Формирование культуры межнационального общения у школьников. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2013.