■ ■ ■ К ВОПРОСУ О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩИН В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Авторы: ДАНИЕЛЯН П.С., ЗАСЛОНКИНА О.В.
ДАНИЕЛЯН Пайцар Сосовна - старший преподаватель Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева, председатель ОРОО «Армянский Культурно-Просветительский Центр». Адрес: 302026, г Орел, Комсомольская, 95 E-mail: [email protected]
ЗАСЛОНКИНА Ольга Васильевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры трудового права и социального обеспечения Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доцент Адрес: 302000, г. Орел,Бульвар Победы, 5-а. E-mail: [email protected]
Аннотация. Проблема межэтнических отношений находится сегодня в центре политических и общественных дискуссий. Современное российское общество представляет собой многонациональное пространство, что делает проблему межнациональных отношений и конфликтов актуальной по сей день. В данной статье раскрывается понятие и сущность межэтнических конфликтов, факторы влияния и возможные пути регулирования и гармонизации межэтнических отношений.
DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-3-110-119
Ключевые слова:межнациональный конфликт; межнациональная обстановка; межконфессиональные отношения; этническое меньшинство, этническое большинство, национальные общины.
Межнациональные отношения - это архиважный и сложный вопрос, пожалуй, сложнее, чем социально-экономическая или политическая составляющая. В современном мире практически нет этнически однородных государств. Людям различных национальностей, так или иначе, приходится сосуществовать на одной территории, причем, не всегда их мирная жизнь складывается благополучно. Неизбежное взаимопроникновение культур, ценностей, норм в многонациональном обществе чревато дестабилизацией, вплоть до возникновения кровавых межнациональных конфликтов.
Межнациональный конфликт представляет собой форму отношений между национальными общностями, характеризующуюся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Согласно данным ВЦИОМ, с 2011 года значительно увеличилась доля респондентов, считающих межнациональную обстановку в стра-
не напряженной. А именно: согласились с ответами «отношения стали напряженнее, нетерпимее» - 49% россиян, «какими были, такими и остались» - 39%, «стали более терпимыми» - лишь 9 % (по сравнению с 2006 годом, когда такие оценки составляли: 36 %, 40 % и 17 % соответственно) [7, с. 24].
На сегодняшний день изучение межнациональных конфликтов является предметом пристального внимания ученых всех направлений научной мысли. Например, существует огромное поле методологических подходов и научных парадигм исследования современного общества, и в частности межнациональных конфликтов. Наиболее распространенными из них являются системные, функциональные, структурные, диалектико-материалистические, цивилизационные, социокультурные. Каждый из них по-своему решает свои специфические задачи, дополняя друг друга, что дает более полную картину развития общества, как в целом, так и его различных сфер, в том числе и межнациональных отношений, к которым, несомненно, принадлежит проблема предупреждения и урегулирования межнациональных конфликтов.
Несмотря на это, в мировой конфликтологии на сегодняшний день нет единого концептуального подхода к причинам возникновения межэтнических конфликтов.
Среди актуальных факторов, влияющих на межэтническую напряженность в России, следует выделить:
- плохо контролируемые миграционные потоки;
- ухудшение социально-экономической ситуации в стране;
- разрыв существующих подходов к этнической политике в регионах;
- окраска межэтническим содержанием конфликтов, изначально не имеющих отношения к межнациональным проблемам;
- кризисная ситуация в Украине, которая, по большому счету, сместила центр тяжести с мигрантов, на проблемы Крыма, и др.
Так, по данным «Левада - центр», в период с 2013 по 2014 год, значительно уменьшилась доля респондентов, считающих необходимым введение ограничения на проживание некоторым национальностям в России: для выходцев с Кавказа процент упал с 54 % до 38 %, для Средней Азии с 45% до 33%» [3, с. 12].
Если обратиться к истории, то можно увидеть, что за время существования разных наций и народностей отношения между ними нередко были напряженными, даже трагическими. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Взяв любую сводку новостей, можно увидеть сообщение о состоявшейся очередной «акции протеста» или «теракте» (в зависимости от политической ориентации данного СМИ). Периодически появляются все новые «горячие точки» со всеми вытекающими отсюда процессами - жертвами, потоками миграции, беженцами и, в целом, искалеченными человеческими судьбами.
Причин тому много. Например, в результате исследования, проведенного сотрудниками кафедры «Социология и психология управления» ОФ РАНХиГС выяснилось, что 35,2% респондентов считают, что основные проблемы межнациональных конфликтов заключаются в отсутствии должного поведения представителей разных народов, в то время, как 20,5% ответили, что причину конфликтов видят в непонимании основ другой культуры, а 17,6% - в нежелании людей искать межэтнические компромиссы [2, с. 18]. Но 15,4% и 10,5% посчитали главными причинами - провокации и отсутствие опыта взаимодействия представителей различных этносов.
Национальные чувства очень уязвимы. «Протестные настроения развиваются, как правило, в социальной среде, жизнь в которой ухудшается и человек длительное время не может адаптироваться к таким условиям, нарастание неудовлетворенности жизнью усиливает протестный потенциал» [9, с. 94]. Любой межнациональный конфликт, возникающий на территории одного государства или охватывающий разные страны, опасен. Он угрожает миру, демократии общества, нарушает принципы всеобщей свободы граждан и их права. Там, где в ход идёт оружие, такой конфликт влечёт массовую гибель мирных граждан, разрушение домов, сёл и городов [7, с. 46]. По наблюдениям психологов, конфликтные ситуации вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, высокое эмоциональное напряжение, постоянное нервное состояние и стресс, отчаяние, безысходность.
Комплексный анализ межнациональных конфликтов показывает, что какими бы причинами они не вызывались, в конечном счете, приводят к массовому нарушению законов и прав граждан. В связи с этим профилактика, предупреждение и разрешение межнациональных конфликтов на начальном этапе, а также преодоление их последствий становится важнейшей практической задачей, как в политике отдельных государств, так и мирового сообщества в целом.
Масштабы данной проблемы таковы, что она рассматривается на высшем уровне государственной власти как реальная угроза национальной безопасности России. Выступая на заседании заседания Совета Безопасности России 20 ноября 2014 года Владимир Путин отметил: «Необходимо знать и понимать, что разжигание конфликтов между людьми разных национальностей и верований, пропаганда националистической идеологии, массовые нарушения общественного порядка на этой почве, призывы к насильственному свержению существующего строя - это прямое проявление антинародного мышления и экстремизма» [4, с. 85].
В связи с этим, проблема государственного регулирования, предупреждения и разрешение межнациональных и межэтнических отношений приобретает все большее значение, становится предметом пристального внимания международных организаций, парламентов и пра-
вительств, политических и государственных деятелей, ученых и общественности [5, с. 303].
В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 602 от 07.05.2012 «Об обеспечении межнационального согласия», был разработан комплекс мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений.
В результате, уже в 2012 г указом Президента РФ №1666 от 19.12.2012 была утверждена Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года.
Распоряжением Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 1226-р утвержден «План мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В нем обозначена необходимость разработки региональных программ по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации, регулярного мониторинга экстремизма на национальной и религиозной почве, а также подготовка, переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих, занимающихся вопросами реализации государственной национальной политики и методическое обеспечение их профессиональной служебной деятельности.
Далее, в Плане обозначен целый ряд мероприятий, связанных с обеспечением равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, укреплением единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), а также обеспечением межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений.
Для реализации данного плана в 2013 году принята федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» (утверждена постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718). Программа предполагает переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики. Одним из важнейших шагов, решающих вопрос кадрового обеспечения данного перехода, будет стандартизация профессиональной деятельности специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19.12.2012 №1666 «О Стратегии государственной национальной поли-
тики Российской Федерации на период до 2025 года» исполнительные органы Орловской области в 2014 году осуществляли деятельность в этой сфере в соответствии с основными приоритетными направлениями государственной национальной политики. Так в Орловской области в октябре 2014 года Указом В. В. Потомского создан и функционирует Координационный совет по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Губернаторе области. Сюда входят сотрудники органов власти региона, представители религиозных организаций и национально-культурных объединений, члены научного сообщества.
Ключевую роль в сохранении устойчивых межнациональных отношений в Орловской области играют общинные центры, одной из функций которых и является укрепление мира и налаживание дружественных отношений между различными национальностями, проживающими в регионе.
Большая ответственность в деле профилактики и урегулирования межнациональных отношений лежит на руководителях и авторитетных членах национальных диаспор, которые вплотную занимаются адаптацией представителей национальных меньшинств к реалиям новой Родины, знакомят членов общины с историей, культурой и традициями народа, на территории которого проживают, вместе с тем рассказывая коренным жителям о тех, кто волею судьбы, принял решения обрести новый дом в нашей стране. Так же, общинными центрами проводится огромная работа по взаимодействию с различными областными и муниципальными структурами, тем самым делая возможным связь между гражданами и властью.
Вышеупомянутую модель участия общинных центров в профилактике межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений можно рассмотреть на примере деятельности Орловской Региональной Общественной Организации «Армянский Культурно-Просветительский Центр». В структуре данной организации можно выделить 2основных направления.
1.Внутриобщинная деятельность:
- интеграция и адаптация мигрантов, иностранных граждан, представителей других национальностей (юридическая, психологическая и социальная поддержка);
- сохранение языка, и культурно-исторических традиций армянского народа.
2. Внешняя деятельность, направленная на гармонизацию межнациональных отношений и укрепление российско-армянских отношений, что включает в себя работу в образовательных учреждениях города, организация и участие в различных мероприятиях, как образовательных, так и культурной направленности, организация и участие в различных конференциях, круглых столах и рабочих встречах, взаимо-
действие с органами государственной и муниципальной власти; взаимодействие с общественными организациями и общинными структурами города Орла и области.
Анализируя основные направления деятельности организации, мы видим работу, которая проводится в нескольких направлениях, и охватывает довольно широкий диапазон, в большинстве своем ставя задачей интеграцию и социализацию иностранных граждан в современное российское общество, тем самым снижая уровень межнациональной напряженности.
Такого рода работа проводится практически всеми общинными структурами, действующими на территории области, такими как:
- Орловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский Азербайджанский конгресс»;
- Орловская областная общественная организация «Союз афганских беженцев»;
- Региональная еврейская национально-культурная автономия Орловской области;
- Орловская областная еврейская общественная организация «Общинно-благотворительный центр «Нэшер»;
- Местная еврейская религиозная организация города Орла «Центр «Шалом» центральной религиозной организации хасидов Хабад «Федерация еврейских общин России» (ФЕОР);
- Общественная организация по оказанию социально-правовой помощи выходцам из Азии «Евразия»;
- Узбекская национально-культурная автономия Залегощенского района Орловской области;
- Региональное отделение Всероссийского Конгресса узбеков и узбекистанцев.
В 2011 году под эгидой Администрации Орловской области, Управления Федеральной Миграционной Службы по Орловской области и Общественной палаты города Орла, на базе Коммерческого Института, прошел первый Межнациональный Фестиваль. В нем приняли участие представители более 10 стран и народов. Программа фестиваля состояла из нескольких сегментов: концерт, дегустация национальной кухни, Выставка народного творчества, конкурсы, спортивные соревнования и многое другое.
Данный фестиваль стал толчком для динамичного развития отношений между различными общинными центрами области и своего рода стартовой площадкой для создания в итоге регионального отделения Ассамблеи Народов России Орловской области. Работа АНР началась в 2012 году, когда стало очевидной необходимость объединения, консолидации усилий национальных общин города для проведения более глобальных мероприятий и акций - по принципу «от частного - к общему».
В 2014 году Ассамблея приобрела официальный статус и стала частицей Всероссийской Ассамблеи народов России. На протяжении 3 лет Ассамблея совместно с общинными центрами принимает активное участие в мероприятиях города, как политических, так и образовательных, фольклорных, направленных на популяризацию русской культуры и культуры других народов. Ассамблеей реализуется ряд успешных проектов, таких как:
• Ежегодные межнациональные фестивали;
• Проект «Кухни мира» - цикл мастер классов;
• Проект Дружба начинается с детства;
• Проект-Лекторий «Мы - многонациональный народ России...», который состоит из цикла лекций, с которыми члены организации выступают в школах, колледжах и ВУЗах города;
• Проект «Пойдем в гости»: посещение праздников и мероприятий в национальных общинах нашего города;
• Благотворительная программа помощи беженцам из Украины;
• Путешествия по России - посещение мероприятий, конференций и круглых столов, организованных другими регионами нашей страны.
Кроме того, Ассамблея проводит обучение лидеров национальных сообществ, в рамках данной программы уже боле 10 человек прошли обучение на методической базе АНР.
Границы АНР постоянно расширяются, она вовлекает в свою деятельность все новые и новые организации, создавая благоприятную атмосферу для становления конструктивного социального партнерства, и ведения грамотного диалога ведущего к межнациональному согласию.
Еще одной особенностью Орловской области по предупреждению межнациональных конфликтов является использование органами власти и их учреждениями на партнерских началах потенциала молодежных общественных объединений для предотвращения межнациональных конфликтов. В частности, в соответствии с Законом Орловской области от 3 декабря 2010г.№ 1154-ОЗ «О государственной молодежной политике в Орловской области», в целях вовлечения молодежи в решение социально-экономических проблем региона Правительство Орловской области утвердило положение о молодежном правительстве Орловской области. В числе основных целей молодежного правительства является участие молодежи в формировании концепции социально-экономического развития Орловской области, содействие в привлечении молодых граждан к непосредственному участию в формировании и осуществлении молодежной политики области, а также формирование правовой и политической культуры, поддержка созидательной гражданской активности, противодействие конфликтам [1, с. 36].
Социальное партнерство, организуемое в сфере реализации государственной молодежной политики в Орловской области, позволяет не
только более быстрыми темпами решить наболевшие проблемы, в частности в отношении предупреждения межнациональных конфликтов, но и будет способствовать «внедрению в молодежную среду идей, принципов, социальных практик партнерства, общественного диалога, поиска консенсуса». Это обеспечит стабильное развитие отечественного социума, придаст ему большую степень к кризисным ситуациям, сформирует умения антикризисного управления» [9, с. 83].
Таким образом, эффективная деятельность по нейтрализации межнациональных конфликтов предполагает, на наш взгляд, и интенсивную работу в области изучения природы данных конфликтов и путей их разрешения, а также «координацию деятельности смежных комитетов», отделов социальной сферы [4, с. 409]. Хотелось бы подчеркнуть, что в Орловской области наиболее прогрессивной формой межнационального взаимодействия, исключающей возникновения агрессии и насилия, является межэтническое сотрудничество. Оно активно поддерживается как общинными структурами, так и органами государственной и муниципальной власти и общественными объединениями различного толка, что вносит значительный вклад в обогащение культурной жизни города и области, и на годы вперед создает эффективную площадку для гармоничного межэтнического взаимодействия на территории Орловской области.
Список литературы:
1. Государственная молодежная политика: история и современность. Материалы II Международной научно-практической конференции (21 мая 2015 г.) / под редакцией П.А. Меркулова. - Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2015. - 320 с.
2. Дорохова Ю.В., Игнатова Т.В., Проказина Н.В. Молодежь Орловской области в 2015 году. Научное издание. Информационно-социологический бюллетень / Под общ.ред. П.А. Меркулова. - Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. 72 с
3. КолычеваА.В. Межэтнические конфликты в молодежной среде и пути их регулирования // новое слово в науке и практике, СТР.131-132
4. МаликЕ.Н., Заслонкина О.В. Организационно-управленческий аспект развития социально-культурной сферы в Российской Федерации // Актуальные проблемы государственного управления. 2011. Т. 2. № 40. С. 406-410
5. Меркулов П.А. Государственная молодежная политика как инструмент в борьбе с экстремизмом // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 4. С. 83-90
6. Меркулов П.А., Елисеев А.Л. Формирование молодежной политики в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 3. С. 301-305.
7. Социально-экономические факторы межэтнической напряженности в регионах РФ // Информационно-аналитический бюллетень ИС РАН. 2015. № 3. C. 32.
8. Социологическое исследование «Религия и межнациональные отношения в современном обществе// Молодежь Орловской области в 2015 году. Научное изда-ние.Информационно-социологический бюллетень / Под общ. ред. П.А. Меркулова. Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. 72 с.
9. Харченко А.А., Заслонкина О.В., Дровникова О.Н. Экстремизм и ксено-фобия,какпротестный механизм социального аутсайдерства молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 92-100
10. Харченко А.А., Заслонкина О.В., Дровникова О.Н. Социальное партнерство в сфере реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. № 27 (173). С. 79-86
■ ■ ■ TO THE QUESTION OF NATIONAL COMMUNITIES ROLE IN THE INTERETHNIC CONFLICTS REGULATION
Authors: DANIELYAN P.S., ZASLONKINA O.V.
DANIELYAN Paitsar Sosovna, senior lecturer of Orel State University after I.S.Turgenev. The head of NGO "Armenian Cultural Community Center" Address: Komsomolskaya 95, Orel, 302026, Russia. E-mail: [email protected]
ZASLONKINA Olga Vasilyevna, PhD of Social Sciences, Associate Professor of labor law and social security department of RANEPA Address: Bulvar pobedy 5"a", 302000, Orel, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract: The problem of ethnic relations is today at the center of political and public debates. Modern Russian society is a multinational area, which makes the problem of ethnic relations and conflicts topical for the present days. This article enlightens the essence and the concept of ethnic conflicts, impact factors and ways of regulation and harmonization of interethnic relations.
Keywords: ethnic conflict; interethnic situation; confessional relations; minority, ethnic majority, national communities.
References
1. Gosudarstvennaya molodegnaya politika: istoriya I sovremennost. Materiali II Megdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (21 maya 2015) \ pod redakciey P.A.Merkulova. - Orel: Izd-vo OF RANHiGS. 2015. - 320 s.
[State Youth Policy: history and modernity. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference (21 of May 2015), edited by P.A.Merkulov. - Orel: Published by RANEPA. 2015, p. 320].
2. DorokhovaY.V., IgnatovaT.V., ProkazinaN.V. Molodyeg Orlovskoy oblasty v 2015 godu. Nauchnoyeizdanie. Informacionno-sociologicheskiy buleten / Pod obsh. red. P.A.Merkulova. - Orel: Izdatelstvo Orlovskogo Filiala RANHiGS, 2015. - 72 s. [Dorokhova YV., Ignatova T.V., Prokazina N.V. The youth of Orel region in 2015. Scientific publication. Informational-sociological bulletin. / Edited by P.A.Merkulov. - Orel: Published by RANEPA. 2015, p. 72].
3.KolichevaA.V. Megetnicheskiye konflikti v molodegnoysrede I puty ih regulirovaniya // Novoe slovo v nauke I praktike, st. 131 - 132.
[Kolycheva A.V. Interethnic conflicts in youth environment and ways of their regulation // new word in science and practice, p.131-132].
4. Malik E.N., Zaslonkina O.V. Organizationno-upravlencheskiy aspekt razvitiya socialno-kulturnoy sphery v Rossiyskoy Federacii // Aktualniye problem gosudarstavennogo upravleniya. 2011, T.2, № 40, st. 406-410
[Malik E.N, Zaslonkina O.V. Organizational-administrative aspect of the socio-cultural sphere in the Russian Federation // Actual problems of governance. 2011. T. 2. № 40, p. 406-410].
5. Merkulov P.A. Gosudarstvennaya molodegnaya politika kak instrument v borbe s ekstremizmom // Srednerusskiy vestnik obshestvenih nauk. 2015. T. 10. №4. s. 83-90. [Merkulov P.A. State youth policy as a fight instrument against extremism // Srednerusskiy vestnik obshestvennix nauk. 2015, T.10, №4. p. 83-90].
6. MerkulovP.A., EliseevA.L. Formirovaniye molodegnoy politiki v Rossiyskoy Federacii // Srednerusskiy vestnik obshestvenih nauk. 2014. №3. s. 301 - 305.
[Merkulov P.A., Eliseev A.L. Formulation of youth policy of Russian Federation\\ Srednerusskiy vestnik obshestvennix nauk. 2014. №3. P. 301-305].
7. Socialyno-ekonomicheskie factory megetnicheskoy napryagennosty v regionax RF // Informacionno-analiticheskiy bulleten IS RAN. 2015. № 3. S.32.
[Socio-economic factors of interethnic tension in the RF regions \\ Information-analytical bulletin IS RAS. 2015. №3. p. 32].
8. Sociologicheskoe issledovanie "Religiya I megnacionalnie otnosheniya v sovremennom obshestve" \\ Molodeg Orlovskoy oblasti v 2015. Nauchnoe Izdanie. Informacionno-sociologicheskiy bulleten \ Pod obshey redakciey P.A.Merkulova. - Orel: Izdatelstvo Orlovskogo Filiala RANHiGS, 2015. S.72.
[Sociological research "Religion and interethnic relationships in modern society" // Youth in Orel region in 2015. Scientific edition. Information-sociological bulletin / edited by P.A.Merkulov. Orel: published in RANEPAOrel branch, 2015. P.72].
9. Kharchenko A.A., Zaslonkina O.V., Drovnikova O.N. Ekstremizm I ksenofobiya kak protestniy mehanizm socialnogo autsayderstva molodegi \\ Srednerusskiy vestnik obshestvenih nauk. 2015. №2 (38). s. 92 - 100
[KharchenkoA.A., ZaslonkinaO.V., DrovnikovaO.N. Extremism and xenophobia, as a protest mechanism of youth social outsiding process.// Srednerusskiy vestnik obshestvennix nauk. 2015. №2 (38). p. 92 - 100].
10.KharchenkoA.A., ZaslonkinaO.V., Drovnikova O.N. Socialnoye partnerstvo v sfere realizacii gosudarstvennoy molodegnoy politiki v subekte RF // Nauchnie vedomosti Belgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2014. №27 (173). s.79-86. [KharcenkoA.A., ZaslonkinaO.V., Drovnikova O.N. Social partnership in the sphere of realization of state youth policy in the territorial entity of the RF // Nauchnie vedomosti Belgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Scientific journal of Belgorod State University. Part: Philosophy. Sociology. Law. 2014. №27 (173). p.79-86].