Научная статья на тему 'Этническая, религиозная, гражданская идентичности и проблема толерантности на Камчатке'

Этническая, религиозная, гражданская идентичности и проблема толерантности на Камчатке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
308
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE / РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / RELIGIOUS TOLERANCE / РИСК / RISK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Огий О.Г.

В статье на основе данных социологического исследования анализируется проблема совместимости гражданской, этнической и религиозной идентичностей. Тестируется гипотеза о влиянии смены характера миграции на уровень толерантности населения региона. Проведен сравнительный анализ социальных установок в межнациональных отношениях русского населения и представителей других национальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic, religious, civil identity and the tolerance problem in Kamchatka

Оn the basis of the data of sociological research the problem of compatibility of civil, ethnic and religious identity is analyzed in the article. The hypothesis about influence of migration character change on tolerance level of the population in the region is tested. The comparative analysis of social directives in international relations of Russian population and representatives of other nationalities is carried out.

Текст научной работы на тему «Этническая, религиозная, гражданская идентичности и проблема толерантности на Камчатке»

деленных Президентом РФ и Правительством РФ, а также с учетом поступивших предложений органов исполнительной власти субъектов РФ, разрабатывает отраслевые документы государственного стратегического планирования и согласует их с Минсельхозом; затем доводит утвержденные значения целевых ориентиров и плановых индикаторов до сведения органов исполнительной власти субъекта и центра ГЧП. Последний инициирует реализацию программ посредством проектов. Заинтересованные участники (предприятия) представляют в центр ГЧП концепции проектов. В данную схему возможно включение инструментов инвестиционной политики региона. Так, например, утвержденные центром ГЧП проекты могут передаваться в органы исполнительной власти субъектов РФ, ответственные за реализацию инвестиционной стратегии региона (включая Корпорации развития регионов). Если концепции там утверждаются, то подписывается меморандум (соглашение) о намерениях. Важно, чтобы сокращение временных затрат и бюрократических проволочек в данной схеме легло бы на центр ГЧП, а не на бизнес. При такой организации плановых процедур сокращаются риски предприятия, обусловленные тем, что при высоких затратах ресурсов на разработку проектной документации положительный результат абсолютно не гарантирован. Только после того, как предприятие получило гарантии реализации проекта, оно будет готовить технико-экономическое обоснование, а затем уже - бизнес-план. На завершающем этапе заключается соглашение о ГЧП, а дальнейшие действия участников регламентируются соглашением о партнерстве.

Недооценка роли стратегического отраслевого планирования может привести к возникновению системных проблем развития отраслей и видов экономической деятельности, к значительному снижению эффективности государственного управления. Представляется, что предложенный механизм взаимодействия участников процесса стратегического планирования будет способствовать превращению стратегического планирования в реальный инструмент государственного регулирования экономического и социального развития.

Литература

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Рос. Федерации от 20 ноября 2013 г. № 690. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

УДК 316.64(571.66)

О.Г. Огий

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 е-шаИ: yldus78@mail.ru

ЭТНИЧЕСКАЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ, ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ НА КАМЧАТКЕ

В статье на основе данных социологического исследования анализируется проблема совместимости гражданской, этнической и религиозной идентичностей. Тестируется гипотеза о влиянии смены характера миграции на уровень толерантности населения региона. Проведен сравнительный анализ социальных установок в межнациональных отношениях русского населения и представителей других национальностей.

Ключевые слова: социологическое исследование, идентичность, этническая толерантность, религиозная толерантность, риск.

O.G. Ogij (The Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003) Ethnic, religious, civil identity and the tolerance problem in Kamchatka

On the basis of the data of sociological research the problem of compatibility of civil, ethnic and religious identity is analyzed in the article. The hypothesis about influence of migration character change on tolerance level of the population in the region is tested. The comparative analysis of social directives in international relations of Russian population and representatives of other nationalities is carried out.

Key words: sociological research, identity, ethnic tolerance, religious tolerance, risk.

Внешний контур - это попытка рассмотрения объекта «при первом приближении», которая дает возможность установить наличие и (или) отсутствие опасных тенденций в представлениях, эмоциональных переживаниях, установках территориальной общности с целью определения предмета дальнейшего глубокого исследования выявленных рисков и угроз безопасности.

Методика исследования

Социологическое исследование проводилось методом квотного (структурно-пропорционального) индивидуализированного анкетного опроса. Выборка осуществлялась многоступенчатым отбором. Объем выборочной совокупности составил 1112 чел. (N - 1112). Значимыми структурными элементами при выборке определены: распределение населения Камчатского края (включая Корякский округ) по полу и возрасту (половозрастное распределение -отклонение не более 1,3%, среднее по выборке - 2,6), месту проживания (территориальное распределение) - отклонение не более 0,7, среднее по выборке - 1,2). Результаты выборочного обследования относятся к группе повышенной надежности, отвечают требованиям статистической репрезентативности.

При проведении статистического анализа данных использовался критерий независимости %2, а также коэффициенты Фи и V Крамера. В тех случаях, когда ожидаемая частота в отдельных ячейках таблиц составляла менее 5, использовался метод Монте-Карло и метод «Точные». Для таблиц 2 х 2 применялся критерий %2 с поправкой на непрерывность. Для таблиц с большим количеством ячеек - метод Бонферрони.

В проведенном опросе приняли участие 88% лиц, идентифицировавших себя как «русские», и соответственно 12%, идентифицировавших себя как «представители других национальностей». Среди представителей других национальностей 50% составили коренные малочисленные народы Севера (коряки, ительмены, эвены, алеуты и некоторые другие).

Почти 27% представителей других национальностей - выходцы из бывших «славянских» республик Украины, Белоруссии, а также Молдовы. Около 13% в группе «Другие национальности» приходится на представителей Армении, Азербайджана и Узбекистана, около 6% - на представителей республик Северного Кавказа и Татарстана. Доля представителей зарубежных государств - Кореи и Китая - чуть более 2%.

Национально-гражданская, этническая и религиозная идентичности камчатцев

По данным переписи 2010 г., в Камчатском крае зарегистрировано 134 национальности и этнические группы (в России - 193 национальности), из них численность 5 национальностей превышает 2 тысячи человек. За последний межпереписной период на Камчатке увеличивалась численность турок (в 9,3 раза), нивхов (в 4,5 раза), киргизов (в 4,2 раза), езидов (в 3,7 раза), узбеков (в 2,4 раза), курдов (в 2,2 раза), тувинцев (в 2,1 раза), табасаранов (в 1,6 раза), якутов и бурятов (в 1,5 раза), таджиков (на 37,6%), китайцев (на 31,0%), ительменов (на 4,3%), эвенков (на 26,7%), хакасов (на 17,0%), лезгин (на 16,3%), эвенов (на 5,2%) [1].

Оценка самоидентификации жителей полуострова показала, что большая часть опрошенных (76%) в первую очередь идентифицируют себя как граждане России. Четверть респондентов отметили, что ощущают себя жителями своего города, 13% - представителями своей национальности, а 7% и 5% соответственно идентифицируют себя как граждане мира и представители своей религии. Сравнительная оценка гражданской самоидентификации русских и представителей других национальностей показала, что около 80% русского населения идентифицируют себя гражданами России, в то время как аналогичная самоидентификация присуща только двум

третьим опрошенных представителей других национальностей. Вместе с тем у последних ярко выражена именно национальная самоидентификация - более трети опрошенных из данной группы идентифицируют себя как представители своей национальности, тогда как среди русского населения лишь 10% опрошенных выбрали данный вариант.

Жителями своего города считают себя 26% русского населения и 19% представителей других национальностей. Доля представителей своей религии у нерусского населения оказалась почти в 2 раза выше, чем у русского, хотя в целом такая идентификация достаточно непопулярна (9% и 5 % соответственно).

Статистический анализ данных показал, что гипотеза о независимости национальной принадлежности и самоидентификации как гражданин России, представитель своей национальности и представитель своей религии отвергается с высоким уровнем статистической значимости (эмпирические и теоретические частоты отличаются статистически достоверно; наблюдаемое значение критерия X значительно больше табличного значения при уровне значимости а < 0,05).

По мнению большинства опрошенных, общая культура, традиции и обычаи наиболее сильно объединяют людей одной национальности - так считают почти половина (47%) респондентов. 14% опрошенных полагают, что объединяющим фактором служит история, 12% - общая территория и 10% считают, что это - язык, на котором говорят люди.

Сравнительная оценка мнений респондентов различных национальностей (табл. 1) показала, что две трети лиц, идентифицирующих себя как «русские», считают, что более всего объединяют людей одной национальности общая культура, традиции и обычаи, в то время как среди представителей других национальностей такого же мнения придерживаются только 44%. Среди объединяющих факторов русские также отметили историю (15% против 6% у представителей других национальностей), язык (11% против 4%). Представители других национальностей придают большее значение, нежели русские, такому фактору, как общая земля, территория.

Таблица 1

Сравнительная оценка мнений респондентов, идентифицирующих себя как «русские» и «представители других национальностей», о факторах, объединяющих людей одной национальности, %

Критерии Русские Другие национальности

Общая культура, традиции, обычаи 43,9 66,9

Язык 11,1 3,7

История 15,4 5,9

Общая земля, территория 12 13,2

Общая религия 6 2,9

Черты характера и поведения 5,5 2,9

Политические взгляды 2,3 0,7

Другое 0,6 0,1

Затрудняюсь ответить 3,2 3,7

Статистический анализ данных показал, что гипотеза о независимости национальной принадлежности и мнений об объединяющих факторах отвергается с высоким уровнем статистической значимости (эмпирические и теоретические частоты отличаются статистически достоверно; наблюдаемое значение критерия %2 значительно больше табличного значения при уровне значимости а < 0,01; значения симметричных мер Фи и V Крамера свидетельствуют об умеренной связи между переменными).

Изучение религиозной идентичности камчатцев в контексте личного отношения к религии выявило, что 41% опрошенных - верующие, но не соблюдающие религиозные обряды; 16% безразличны к религии; по 12% - затруднившиеся в данной идентификации и колеблющиеся между верой и неверием; 11% веруют и соблюдают религиозные обряды, и 7% причислили себя к убежденным атеистам.

С точки зрения конфессиональной принадлежности, около 60% опрошенных принадлежат к Русской православной церкви, 35% не причисляют себя ни к какой религии, 1,4% респондентов причислили себя к Римско-католической церкви и 1,6% - к исламу. Доли представителей остальных конфессий (буддизм - 0,4%, иудаизм - 0,1%) и новых религиозных течений (евангельские христиане - 0,4%, адвентисты седьмого дня - 0,1%, свидетели Иеговы - 0,3%) составили менее 1%.

Сравнительная оценка религиозной идентичности этногрупп (табл. 2) показала, что в обеих национальных группах («Русские» и «Другие национальности») большая часть опрошенных -свыше 40% - считают себя верующими, хотя и не соблюдают религиозные обряды. Среди русской части опрошенных на втором по популярности месте - респонденты, безразлично относящиеся к религии, на третьем месте - затруднившиеся ответить, на четвертом - колеблющиеся между верой и неверием, на пятом - верующие и соблюдающие религиозные обряды, на последнем - атеисты. Среди представителей других национальностей этот своеобразный рейтинг выглядит иначе: на втором по популярности месте - респонденты, верующие и соблюдающие религиозные обряды, на третьем месте - колеблющиеся между верой и неверием, на четвертом - относящиеся к религии безразлично, на пятом - затруднившиеся ответить, на последнем - атеисты.

Таблица 2

Сравнительная оценка религиозной идентичности этногрупп

Категории опрошенных Русские Другие национальности

чел. % чел. %

Верующие и соблюдающие религиозные обряды 97 9,9 25 18,4

Верующие, но не соблюдающие религиозные обряды 400 41,0 59 43,4

Колеблющиеся между верой и неверием 116 11,9 19 14,0

Относящиеся к религии безразлично 165 16,9 14 10,3

Убежденные атеисты 71 7,3 9 6,6

Затруднившиеся ответить 127 13,0 10 7,4

Итого 976 100,0 136 100,0

Статистический анализ данных показал, что гипотеза о независимости национальной принадлежности и религиозной идентичности отвергается с высоким уровнем статистической значимости (эмпирические и теоретические частоты отличаются статистически достоверно; наблюдаемое значение критерия % больше табличного значения при уровне значимости а < 0,05; значения симметричных мер Фи и V Крамера свидетельствуют об умеренной связи между переменными).

Оценка конфессиональной принадлежности этногрупп показала, что в обеих группах наибольшая часть респондентов (61% среди русских и 45% среди представителей других национальностей) причисляют себя к сторонникам Русской православной церкви. На втором месте -лица, не причисляющие себя ни к какой конфессии (35% и 31% соответственно). Среди представителей других национальностей 9% причислили себя к приверженцам ислама и 8% - к другим конфессиям.

Статистический анализ данных показал, что гипотеза о независимости национальной и конфессиональной принадлежности отвергается с высоким уровнем статистической значимости (эмпирические и теоретические частоты отличаются статистически достоверно; наблюдаемое значение критерия %2 значительно больше табличного значения при уровне значимости а < 0,001; значения симметричных мер Фи и V Крамера свидетельствуют о высокой связи между переменными).

Межэтническая толерантность

В этом разделе мы представим не только данные, составляющие «общекамчатский» портрет толерантности и (или) интолерантности, которые, безусловно, носят фоновый характер и позволяют судить об общих тенденциях в межнациональных отношениях, а также о возможных опасных проявлениях в этой сфере. В большей степени нашей задачей является изучение интеграционного и (или) дезинтеграционного потенциала взаимодействия «русской» и «нерусской» идентичностей.

Интерпретация данных о проблеме сосуществования русских и представителей других национальностей на камчатской земле по большей части выполнена при помощи сопоставления и сравнительного анализа ответов респондентов, идентифицировавших себя как «русские» и «представители других национальностей». Даже при первом приближении взгляды двух рассматриваемых этногрупп на проблему сосуществования этносов и национальностей, трудовую миграцию, национальный образ России разнятся. Диспозиция «русских» и «нерусских» наблюдается и в ощущении роли и статуса своей этногруппы в стране, регионе и месте проживания

(городе, поселке, районе), вовлеченности в конфликты на национальной почве, приверженности радикальным мерам по отношению к представителям других национальностей.

В целом жители Камчатского края в большинстве своем (около 76%) доброжелательно (30% ответили «Доброжелательно, уважительно») и лояльно (45,8% ответили «Нейтрально, лояльно») относятся к представителям других национальностей. Испытывает неприязнь к представителям других национальностей 17,4% камчатцев, 6,7% - затруднились дать оценку. Вместе с тем следует отметить разнонаправленность отношения к другим национальностям двух условно выделенных нами этногрупп «Русские» и «Другие национальности». При сравнительной оценке распределений ответов на вопрос «Как вы относитесь к представителям других национальностей?» внутри этногрупп эта тенденция отчетливо проявляется (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная оценка отношения респондентов к представителям других национальностей, %

Этногруппы Доброжелательное, уважительное Нейтральное, лояльное Неприязнь Затруднились ответить

Русские 25,9 47,4 19,5 7,2

Другие национальности 59,6 33,8 2,9 3,7

Все респонденты 30 45,8 17,4 6,7

Среди русского населения доля доброжелательно настроенных более чем в 2 раза меньше, нежели среди респондентов других национальностей: 25,9% и 59,6% соответственно; а доля интоле-рантных почти в 7 раз больше. Около 20% русских испытывают неприязнь к представителям других национальностей, в группе «Другие национальности» («нерусские») таких не более 3%.

Доля в той или иной степени толерантных русских составляет 73%, среди других национальностей таких 93%. Сопоставление ответов русских с распределением ответов всех респондентов позволяет говорить о том, что общекамчатский фон толерантности формируется именно русским населением в силу его многочисленности и большей социальной активности (готовности высказывать открыто свое мнение, участвовать в опросах и т. п.).

Следует отметить, что около 70% жителей Камчатского края в той или иной степени являются участниками межнациональных отношений. 67,3% опрошенных отметили, что среди их друзей есть представители других национальностей. В группе «Русские» этот показатель несколько ниже и составляет 63,6%. Около трети (28,4%) русских не имеют друзей среди представителей других национальностей.

Подавляющее большинство «нерусских» респондентов (93,4%) вовлечены в межнациональные отношения на уровне личных связей и имеют друзей других национальностей. В этой группе отмечается и значительно большая частота возникновения ситуаций, в которых респондентам приходилось сталкиваться с недоброжелательным отношением к себе из-за национальной принадлежности. В целом около 71% из них в разной степени испытывают недоброжелательное отношение, 20,6% часто сталкиваются с неприязненным отношением окружающих, 23,5% иногда и 26,5% крайне редко оказываются в подобных ситуациях (табл. 4).

Таблица 4

Оценка респондентами частоты возникновения случаев недоброжелательного отношения к ним

на национальной почве, %

Этногруппы Часто Иногда Крайне редко Не сталкиваются Затруднились ответить

Русские 5,9 15,8 15,2 58,2 4,9

Другие национальности 20,6 23,5 26,5 28,7 0,7

Все респонденты 7,8 16,7 16,5 54,6 4,4

Русская часть жителей Камчатки в большинстве своем не сталкивается с недоброжелательным отношением на национальной почве - 58,2% респондентов никогда не оказывались в такой ситуации. Вместе с тем 37% русских имели опыт интолерантного поведения по отношению к себе, 6% часто оказываются в подобных ситуациях, 15,8% - иногда, 15,2% - крайне редко.

Эти данные коррелируют с распределением субъективных оценок частоты возникновения межнациональных конфликтов. Респондентам предлагалось ответить на вопрос «Имеют ли место конфликты между людьми различных национальностей в Вашем городе (поселке) и как часто они случаются?». Большинство жителей Камчатского края (63%) отметили, что конфликты на национальной почве случаются в их городе (поселке); высокую интенсивность конфликтов отмечают 11,5%; среднюю интенсивность (конфликты возникают время от времени, иногда) -34,2%; слабую интенсивность (возникают крайне редко) - 17,4%. Среди респондентов 13% отметили отсутствие межнациональных конфликтов в их городе, 23,8% затруднились ответить.

Сопоставительный анализ двух рассматриваемых условных этногрупп позволяет отметить, что группа «Русские» склонна рассматривать ситуацию с конфликтами на национальной почве более негативно окрашенной, нежели группа «Другие национальности». При практически одинаковой доле респондентов, регистрирующих конфликты в их городе (поселке), в группах «Русские» - 63,4% и «Другие национальности» - 61%. Процент русских респондентов, отмечающих высокую интенсивность возникновения конфликтов, в 2 раза выше, чем у респондентов других национальностей. Высокую и среднюю интенсивность межнациональных конфликтов отмечают 47% респондентов группы «Русские» и 36% группы «Другие национальности». Также русских, считающих, что в их городе не происходят конфликты между людьми разных национальностей, почти в 2 раза меньше, чем респондентов других национальностей. В сравнении с данными опроса 2011 г. [2] уровень конфликтности в 2013 г. практически не изменился: отклонения данных в границах статистической погрешности (табл. 5).

Таблица 5

Сравнение интенсивности межнациональных конфликтов в 2011 и 2013 гг.

Частота возникновения межнациональных конфликтов Распределение ответов респондентов по годам, %

2011 2013

Очень часто 12,1 11,5

Иногда 36 34,2

Крайне редко 18 17,4

Нет конфликтов 9,4 13

Трудно сказать 24,5 23,8

Итого 100,0 100,0

Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций между людьми разных национальностей камчатцы считают: вызывающее поведение - 69,9%; неприемлемые национальные традиции - 33,5%; трудовые и коммерческие конфликты - 29%; конфликты на бытовой почве - 22%.

Таким образом, в основном главным конфликтогенным фактором, по мнению жителей Камчатского края, являются неприемлемые модели поведения представителей других национальностей - подавляющее большинство (около 70%) выбрало вариант «Вызывающее поведение». Причем эта причина наиболее часто упоминалась и в ответах «русских» респондентов, и в ответах респондентов группы «Другие национальности» - 71,2% и 60,3% соответственно. Для «нерусских» респондентов несколько большую значимость, чем для русских, представляет такой конфликтогенный фактор, как конфликты на бытовой почве - 28%, который является столь же значимым, как неприемлемые национальные традиции - 28%. Для русских респондентов конфликты на бытовой почве имеют наименьшую значимость - 21,2%. Это сопоставление позволяет говорить о том, что быт «нерусских» жителей Камчатского края устроен несколько менее благополучно, чем у русских, особенно если речь идет о трудовых мигрантах. Поэтому конфликты на бытовой почве имеют для группы «Другие национальности» большую значимость.

Вопрос трудовой миграции более заботит русских респондентов (30%), поскольку с позиции принимающего социума трудовые мигранты (преимущественно других национальностей) воспринимаются ими как потенциальные конкуренты на рынке труда. Так, вполне логичным представляется более высокая оценка среди русских респондентов конфликтогенности трудовой и коммерческой сфер.

Следует отметить, что восприятие трудовой миграции детерминируется национальностью мигранта. В зависимости от страны выбытия (родины) мигранта его прибытие в Камчатский

край может восприниматься камчатцами более положительно или более отрицательно. Респондентам при ответе на вопрос «Как вы относитесь к приезду людей на заработки в Ваш город?» предлагалось дать оценку по каждому из нескольких направлений миграции (мест выбытия трудовых мигрантов) в диапазоне «положительно - безразлично - отрицательно - трудно сказать». Мигранты, прибывающие на заработки из других регионов Российской Федерации, воспринимаются положительно, в отличие от других направлений, то есть мигрантов из других стран. Негативное отношение камчатцев проявляется к мигрантам из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана (65,4% респондентов отрицательно относятся к приезду на заработки из этих стран); из Азербайджана, Армении (61%); из Вьетнама, Китая и других стран (не СНГ) - 59%. Более лояльно камчатцы относятся к трудовым мигрантам из Беларуси, Украины и Молдовы: 37,5% - отрицательно против 53,6% - положительно либо нейтрально (безразлично). Следует отметить, что в сравнении с данными опроса 2011 г. общая картина восприятия камчатцами трудовой миграции существенно не изменилась. Обращает внимание нарастание позитивного отношения к приезду в Камчатский край людей из других регионов России.

Сопоставление распределений ответов групп «Русские» и «Другие национальности» (рис. 1) наглядно демонстрирует, что русские респонденты менее лояльны к трудовым мигрантам, нежели «нерусские».

■ Положительно

' Безразлично

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Отрицательно

' Трудно сказать

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Рис.1. Сравнительная оценка отношения этногрупп «Русские» и «Другие национальности» к трудовым мигрантам, %

В независимости от «направления исхода» мигрантов русские в 1,5-2,5 раза чаще демонстрируют отрицательное отношение к приезду лиц других национальностей на заработки в Камчатский край.

0

Религиозная и межконфессиональная толерантность

Задачей данного раздела исследовательской программы являлось определение наличия, характера и степени влияния религиозной и конфессиональной идентичности на этнонациональ-ную толерантность и (или) интолерантность жителей Камчатского края. Религиозная дифференциация камчатского территориального сообщества является частью его социокультурной дифференциации. Ее изучение в контексте исследуемой проблемы имеет важное значение, по-

скольку, осуществляя связь между нормой и ценностью, религиозность поддерживает и легитимизирует определенные образцы поведения (толерантного и (или) интолерантного). Изучение отношения камчатцев к религии, степени религиозности и «воцерковленности», а также иссл е-дование конфессиональной структуры территориального сообщества осуществлялось на основе интерпретации данных ответов на вопросы: «Ваше отношение к религии» и «К сторонникам какой из указанных конфессий Вы можете себя причислить?». Сравнительный межконфессиональный анализ проводился только для статистически значимых групп: православные христиане (РПЦ), христиане-католики (Римско-католическая церковь), приверженцы ислама и люди, не причисляющие себя ни к какой конфессии. Следует отметить, что отношение к религии, уровень религиозности и «воцерковленности» в конфессиональных группах различаются (рис. 2).

70,0

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

Верующий и соблюдаю религиозные обряды

Верующий, хотя не

соблюдаю религиозные обряды

Колеблющийся между верой и неверием

Отношусь к религии безразлично

Убежденный атеист

Затрудняюсь ответить

Отношение к религии

♦ Русская православная церковь —■— Римско-католическая церковь

—*— Ислам • Не относящие себя ни к какой конфессии

Рис. 2. Сравнительная оценка отношения к религии представителей различных конфессий, %

Среди сторонников Русской православной церкви наименьшее число «воцерковленных», то есть верующих и соблюдающих религиозные обряды 14,5%; верующих, но не соблюдающих религиозные обряды 62,5%; колеблющихся 13,4%; безразличных к религии 6%; менее 1% атеистов (см. рис. 2, —О- ).

Сторонники Римско-католической церкви представлены 19% «воцерковленных» верующих; 50% верующих, но не соблюдающих религиозные обряды; 12,5% колеблющихся между верой и неверием и таким же количеством безразличных к религии (12,5%); 6,3% сторонников католического христианства являются убежденными атеистами (см. рис. 2, —о— )

На фоне сторонников христианства явно выделяются приверженцы ислама. Среди них большинство являются верующими, соблюдающими религиозные каноны и обряды, - 61%; около четверти (22,2%) верующих, но не соблюдающих религиозные обряды; поровну безразличных к религии и атеистов - по 5,6%. Примечательно, что среди сторонников ислама нет колеблющихся (см. рис. 2, —А— ).

Среди респондентов, которые не причисляют себя к сторонникам какой-либо конфессии, наименьшее количество верующих - 8% (соблюдают и не соблюдают религиозные обряды), и наибольшее количество безразличных к религии (40%) и атеистов (18,6%). Около 40% колеблющихся и затруднившихся ответить - 10,6% и 29% соответственно (см. рис. 2, ).

Сторонники ислама также демонстрируют отличное от христиан отношение к новым нетрадиционным религиозным течениям, например, таким как «Церковь сайентологии», «Бахай», «Свидетели Иеговы», «Анастасия» и др. Сторонники христианства (православного и католического)

в большинстве своем считают опасной тенденцией развитие новых религиозных течений, отличных от традиционных религий, - в среднем 80% считают их опасными в той или иной степени. Такое же отношение демонстрируют респонденты, не являющиеся сторонниками какой-либо конфессии и не причисляющие себя к ним: 58,4% ответили «Опасны» и 28,4% - «Скорее опасны».

Сторонники же ислама более толерантны к нетрадиционным религиозным течениям. Половина из них (50%) считает их скорее безопасными для общества; опасными - 22%, скорее опасными - 28%. Также эта конфессиональная группа более терпимо и уважительно относится к людям другого вероисповедания (рис. 3). На вопрос «В целом как Вы относитесь к людям другого вероисповедания?» 61% сторонники ислама ответили «С уважением».

Не относящие себя ни к какой конфессии

Ислам

Римско-католическая церковь Русская православная церковь

9,3

16,0

16,7

11,1

11,1

25,0

12,5 12,5

8,7 6,1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

' С уважением

' Без особого интереса

' С неприязнью

I Затруднились ответить

Рис. 3. Сравнительная оценка отношения представителей различных конфессий к людям другого вероисповедания, %

Как у сторонников Русской православной церкви, так и лиц, не относящих себя к какой-либо конфессии, преобладает индифферентное отношение к людям другого вероисповедания - 53,5% и 60,5% соответственно выбрали вариант «Без особого интереса». Представители этих же конфессиональных групп в меньшей степени испытывают неприязнь к «иноверцам».

Половина сторонников католического христианства демонстрирует уважение к приверженцам других конфессий, четверть безразлична, примерно каждый восьмой интолерантен.

В среднем в каждой рассматриваемой конфессиональной группе есть испытывающие неприязнь к людям другого вероисповедания, их доля составляет от 9% до 12%.

В контексте рассмотрения межконфессиональной толерантности интерес представляет отношение камчатцев к строительству на территории Камчатского края религиозных культовых сооружений (храмов, мечетей, молельных домов и т. п.). В целом жители Камчатского края положительно относятся к строительству православных храмов (78,4%). Доминирование отрицательных оценок наблюдается в отношении мечетей (49,2%), синагог (45,6%), буддистских храмов (43,5%), молельных домов евангельских христиан (47,8%) и свидетелей Иеговы (57,5%). В отношении католических костелов преобладают индифферентные оценки (39% - безразлично, 29% - отрицательно, 17,4% - положительно, 14,5% - затруднились ответить).

В сравнении с данными опроса, проведенного в 2011 г., когда респондентам предлагалось высказаться «за» или «против» строительства неправославных религиозных сооружений, большинство камчатцев (65%) оказались противниками организации (строительства) храмов, мечетей, церквей и молебных домов для неправославных верующих. При достаточно высоком уровне терпимости и уважительном отношении к личному праву выбора вероисповедания было зафиксировано нежелание и неприятие легитимизации других, отличных от православия, вероисповеданий в форме деятельности их организаций и церквей.

Дифференциация оценочной шкалы в опроснике 2013 г. (дополнение диапазона оценкой «безразлично» и вариантами культовых сооружений) позволила более точно определить отношение жителей Камчатского края к строительству неправославных храмовых сооружений. В результате отрицательное отношение регистрируется в диапазоне от 30% до 58% в зависимости от конфессиональной, религиозной принадлежности культового сооружения. В целом можно говорить о том, что степень интолерантности к неправославным религиозным организациям и течениям все еще достаточно высока.

«Конфессиональная» зависимость наблюдается также в восприятии России как многонациональной державы, роли и статуса русских в ней (табл. 6). Респонденты, которые не идентифицируют себя с религией и какой-либо конфессией, более склонны к националистическим проявлениям, выражающимся в признании доминирующего положения русских в России. Среди них разделяют тезис «Россия должна быть государством для русских» 42,6%, и, принимая многона-циональность России, ратуют за «выдвижение русских как титульной нации с преобладающими правами» 33%. Четверть христиан, как православных, так и католиков, разделяют идею русского национализма - 26% и 25% соответственно; 37% в обеих группах признают преимущественное положение русских относительно других народов РФ; равноправными все народы и этносы России воспринимают 28% и 31% соответственно.

Таблица 6

Сравнительная оценка мнений представителей различных конфессий об этнонациональном статусе и роли России, %

Суждения (установки) Православные Католики Мусульмане Не относящие себя ни к какой конфессии

Россия - общий дом для всех ее народов. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ 27,9 31,3 50 12,9

Россия - многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав, поскольку на них лежит ответственность за судьбу народа в целом 37,2 37,5 33,3 32,8

Россия должна быть государством для русских 26,4 25 11,1 42,6

Затрудняюсь ответить 8,5 6,3 5,6 11,6

Доминирование более толерантных установок регистрируется у сторонников ислама, половина которых воспринимают Россию как общий дом для всех этнонациональных групп и признают равноправие всех народов (50%). Установку на признание преимущества русских демонстрирует 33% мусульман, 11% поддерживают русский национализм. Также среди мусульман подавляющее большинство (83%) выступили бы против возможных мер по ограничению въезда представителей других национальностей на территорию Камчатского края и столько же против выселения за пределы региона представителей некоторых национальных групп. Наиболее склонны к радикальным мерам по отношению к представителям других национальностей сторонники РПЦ (77% за ограничение въезда и 70% за выселение) и камчатцы, которые не идентифицируют себя с религией, какой-либо конфессией (76% - за ограничение въезда и 70% - за выселение) (рис. 4).

Рис. 4. Сравнительная оценка ответов представителей различных конфессий на вопрос «Если бы в вашем регионе было принято решение о выселении за пределы региона представителей некоторых национальных групп, Вы бы одобрили или не одобрили такое решение?», %

В целом необходимо отметить, что уровень религиозной и межконфессиональной толерантности камчатцев выше, чем уровень этнонациональной толерантности.

Выявлена дифференциация отношения к представителям других национальностей в зависимости от конфессиональной принадлежности. Наиболее интолерантны люди, не идентифицирующие себя с религией, не относящиеся ни к какой конфессии.

Явно прослеживается тенденция закрепления в Камчатском крае православноориентирован-ной толерантности.

Сторонники Русской православной церкви в большей степени, нежели другие конфессиональные группы, демонстрируют этнонациональную и межконфессиональную интолерантность.

Оценка возможного распространения националистических проявлений

Результаты исследования, представленные в предыдущих разделах, позволили сделать общие выводы об интеграционном и (или) дезинтеграционном потенциале этнонациональных установок, межконфессиональных отношений, сложившихся в камчатском территориальном сообществе. Целесообразно, на наш взгляд, дополнить полученную картину субъективными оценками камчатцев состояния межнациональных отношений в Камчатском крае. Респондентам было предложено самостоятельно оценить состояние межнациональных отношений в регионе при ответе на вопрос «Как Вы оцениваете состояние межнациональных отношений в Камчатском крае в целом?» по шкале «хорошее - скорее хорошее состояние, чем плохое - нормальное - скорее плохое, чем хорошее - плохое». Интерпретация данных произведена с использованием сопоставления распределения ответов внутри рассматриваемых условных эногрупп «Русские» и «Другие национальности» с последующим сравнением с распределением по выборке в целом (все респонденты).

В среднем по выборке в большей или меньшей степени хорошим состояние межнациональных отношений в крае считают 11,4%, нормальным - 33,2%, в той или иной степени плохим -37,4%, затруднились ответить - 18,2% (рис. 5). Таким образом, субъективная оценка жителей полуострова (в крайних индикаторах диапазона) тяготеет в сторону негативных оценок. Кам-чатцы в 3 раза чаще склонны считать состояние межнациональных отношений в крае плохим, нежели хорошим. Однако велика доля тех, кто оценивает его как нормальное - 33,2%. В совокупности доля населения полуострова, воспринимающего сложившийся фон межнациональных отношений как нормальный либо хороший, составляет 44,6%.

Необходимо отметить безусловный вклад мнения русских как самой многочисленной этно-группы в формирование данной оценки. Представители других национальностей, в противоположность им, воспринимают состояние межнациональных отношений в своем городе, регионе положительно, из них в той или иной степени хорошим его считают 23,5%, нормальным -45,6%, плохим - 16,9% (14% затруднились ответить). Доля «нерусских», воспринимающих сложившийся фон межнациональных отношений как нормальный либо хороший, составляет около 70%.

Рис. 5. Оценка респондентами состояния межнациональных отношений в Камчатском крае, %

С целью оценки масштабов распространения националистических проявлений в опросный лист был включен ряд вопросов, с помощью которых удалось установить долю населения Камчатского края старше 18 лет, разделяющую националистические лозунги и поддерживающую радикальные действия (выселение, запрет на въезд в край) в отношении представителей той или иной этнонациональной группы: «С каким из следующих суждений вы согласны? Варианты: 1). Россия - общий дом для всех ее народов. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ. 2). Россия - многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав, ибо на них лежит основная ответственность за судьбу народа в целом. 3). Россия должна быть государством для русских»; «На ваш взгляд, следует или не следует ограничить въезд представителей некоторых национальностей в Камчатский край?»; «Если бы в вашем регионе было принято решение о выселении за пределы региона представителей некоторых национальных групп, Вы бы одобрили или не одобрили такое решение?».

Сравнительный анализ распределения ответов на вопрос в целом по выборке и в этногруп-пах представлен на рис. 6. Около трети камчатцев разделяют суждение «Россия должна быть государством для русских» (31,2%), еще треть (35,6%), принимая многонациональность России, признают преимущественное положение русских как в отношении гражданских прав, так и в качестве нации, ответственной за судьбу страны. На диаграмме отчетливо видно, что эти данные коррелируют с распределением ответов русских респондентов.

Затрудняюсь ответить

Россия должна быть государством для русских

Россия - многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав, поскольку на них лежит ответственность за аудьбу народа а целом

Россия - большой дом для всех ее народов. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ

■ Все респонденты ■ Другие национальности ■ Русские

Рис. 6. Мнения респондентов о национальном образе России и роли русских в ней, %

Большинство респондентов группы «Другие национальности» (56,6%), напротив, воспринимают Россию как общий дом для всех народов, в котором ни одна нация не должна иметь преимущественное положение (рис. 6). Идею об особом статусе русских (большие права и обязанности в сравнении с другими народами многонациональной страны) разделяет 28% респондентов группы «Другие национальности».

В целом «русский национализм» свойствен трети населения Камчатского края старше 16 лет. Для сравнения в 2011 г. около 40% камчатцев разделяли суждение «Россия - для русских» (39,1%) либо другие суждения националистического толка (0,3% - открытый вариант ответа, при выборе варианта «Другое» респондентам предлагалось указать свое суждение).

Поддержка «жестких» мер в отношении представителей других национальностей (практически всех, кроме титульной «русские»), как и в 2011 г., распространена гораздо шире, чем националистические воззрения, - 74,5% (в 2011 - 77,5%) респондентов выступили бы за ограничение въезда представителей некоторых национальностей на территорию Камчатского края (рис. 7).

Следует Не следует Затрудняюсь ответить

I Все респонденты ■ Русские I Дру™е нацшшалыюста

Рис. 7. Сравнительная оценка мнений респондентов о целесообразности (необходимости) ограничения въезда представителей некоторых национальностей в Камчатский край, %

Большинство респондентов (68,3%) одобрили бы выселение за пределы Камчатского края представителей некоторых национальностей (рис. 8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одобряют Не одобряют Затруднились ответить

■ Все респонденты ■ Русские Дру™е тащюналыюста

Рис. 8. Сравнительная оценка настроений респондентов по одобрению и (или) неодобрению радикальных мер (выселение) в отношении представителей

некоторых национальностей, %

Как и ранее рассмотренные индикаторы, поддержка радикальных и жестких мер при решении национального вопроса менее свойственна «нерусским» респондентам (рис. 7 и 8). Вместе с тем следует отметить, что среди «нерусских» респондентов политику ограничения въезда на территорию Камчатского края представителей некоторых национальностей поддерживает более значительная часть (45,6% поддерживает, 31% не поддерживает), нежели политику выселения (33,8% одобряют, 36% не одобряют).

По данным опроса в 2011 г., почти 65% камчатцев поддержали бы решение о выселении за пределы Камчатского края представителей некоторых национальностей. Против подобных мер высказались 14% респондентов; 21,5% затрудняется в определении своей позиции по данному вопросу. К концу 2013 г. категория сторонников радикальных действий по отношению к некоторым этнонациональным группам увеличилась почти на 10%.

Литература

1. Камчатстат информирует: Камчатка - один из самых многонациональных регионов России // Ежедневная деловая интернет-газета «Полуостров Камчатка» - URL: http://www.poluostrov-kamchatka.ru/pknews/detail.php?ID=43971 (дата обращения: 15.02.2013).

2. Отчет по результатам социологического исследования «Этническая и религиозная толерантность населения Камчатского края» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kamchatka.gov.ru/oiv_doc/1563/16675.docx (дата обращения: 03.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.