Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В БЕЛАРУСИ И ДРУГИХ СТРАНАХ ЕАЭС'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В БЕЛАРУСИ И ДРУГИХ СТРАНАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЗАЯВКИ НА РЕГИСТРАЦИЮ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янчук А.Л.

Приводятся результаты исследования изменений в государственной политике Республики Беларусь, относящейся к сфере интеллектуальной собственности. Автором приводятся сведения о принятых нормативных правовых актах, совершенствующих отношения по поводу прав интеллектуальной собственности. Дан краткий обзор основных органов государственного управления в этой сфере. Основной акцент исследования сделан на результативность изменений, в частности изменение количества поданных заявок на регистрацию отдельных объектов интеллектуальной собственности. Был проведен сравнительный анализ общего количества таких заявок во всех государствах Евразийского экономического союза. На основании полученных результатов автором сделаны соответствующие выводы и даны рекомендации по совершенствованию политики в сфере интеллектуальной собственности как в Беларуси, так и в рамках всего ЕАЭС, в частности, по усилению взаимодействия между странами. Исследование выполнено в рамках НИР «Механизмы и направления развития единого рынка услуг ЕАЭС в условиях реализации концепции «Интеграция +» в контексте обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь (деловые услуги)» по заданию 3.02 «Позиционирование Республики Беларусь в глобальной экономике в аспекте обеспечения международной конкурентоспособности и экономической безопасности с учетом современных вызовов и угроз: теория, методология и практика» государственной программы научных исследований «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021 - 2025 годы, подпрограммы «Экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INTELLECTUAL PROPERTY DEVELOPMENT IN BELARUS AND OTHER EAEU COUNTRIES

The article presents the results of a study of changes in the state policy of the Republic of Belarus related to the field of intellectual property. The author provides information on the adopted regulatory legal acts that improve relations regarding intellectual property rights. A brief overview of the main government bodies in this area is given. The main focus of the study is on the effectiveness of the changes, in particular, the change in the number of applications filed for registration of individual objects of intellectual property. A comparative analysis was carried out of the total number of such applications in all states of the Eurasian Economic Union. Based on the results obtained, the author made the appropriate conclusions and proposed the recommendations to improve the policy in the field of intellectual property both in Belarus and within the entire EAEU, in particular, to strengthen interaction between countries. The study was carried out within the framework of the research work "Mechanisms and directions of development of the single market for services of the EAEU in the context of the implementation of the concept of "Integration +"in the context of ensuring the economic security of the Republic of Belarus (business services)" on assignment 3.02 "Positioning the Republic of Belarus in the global economy in terms of ensuring international competitiveness and economic security, taking into account modern challenges and threats: theory, methodology and practice" of the State program of scientific research "Society and humanitarian security of the Belarusian state" for 2021-2025, subprogram "Economy".

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В БЕЛАРУСИ И ДРУГИХ СТРАНАХ ЕАЭС»

УДК 339.97 Б01 10.52928/2070-1632-2021-59-14-85-90

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В БЕЛАРУСИ И ДРУГИХ СТРАНАХ ЕАЭС

канд. экон. наук, доц. А.Л. ЯНЧУК (Белорусский государственный экономический университет, Минск) ORCID https://orcid.org/0000-0002-4486-6709

Приводятся результаты исследования изменений в государственной политике Республики Беларусь, относящейся к сфере интеллектуальной собственности. Автором приводятся сведения о принятых нормативных правовых актах, совершенствующих отношения по поводу прав интеллектуальной собственности. Дан краткий обзор основных органов государственного управления в этой сфере. Основной акцент исследования сделан на результативность изменений, в частности изменение количества поданных заявок на регистрацию отдельных объектов интеллектуальной собственности. Был проведен сравнительный анализ общего количества таких заявок во всех государствах Евразийского экономического союза. На основании полученных результатов автором сделаны соответствующие выводы и даны рекомендации по совершенствованию политики в сфере интеллектуальной собственности как в Беларуси, так и в рамках всего ЕАЭС, в частности, по усилению взаимодействия между странами.

Исследование выполнено в рамках НИР «Механизмы и направления развития единого рынка услуг ЕАЭС в условиях реализации концепции «Интеграция +» в контексте обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь (деловые услуги)» по заданию 3.02 «Позиционирование Республики Беларусь в глобальной экономике в аспекте обеспечения международной конкурентоспособности и экономической безопасности с учетом современных вызовов и угроз: теория, методология и практика» государственной программы научных исследований «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021 - 2025 годы, подпрограммы «Экономика».

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, права интеллектуальной собственности, государственная политика, интеграционное объединение, Республика Беларусь, Евразийский экономический союз, заявки на регистрацию, сравнительный анализ.

Введение. Устойчивый экономический рост в современных условиях зависит от реализации продукции высокотехнологичного производства, внедрения в оборот результатов исследований и разработок, предоставления услуг, основанных на знаниях, при снижающейся зависимости от экспорта природных ресурсов. Построение экономики знаний обеспечит в будущем высокий уровень доходов, поэтому укрепление сферы интеллектуальной собственности должно стать основополагающим направлением общественного развития страны.

Перед страной поставлена задача увеличить свой инновационный потенциал и стимулировать экономический рост. Для обеспечения высокого качества НИОКР и создания высокотехнологичного производства правительством ведется активная деятельность по привлечению в национальную экономику инвестиций инновационных компаний, которые смогут обеспечить финансирование инновационной деятельности, использование навыков и распространение технологических ноу-хау, отсутствующие на местном или региональном уровнях.

Интеллектуальная собственность (ИС) играет важную роль в достижении национальных и региональных целей социально-экономического развития. Защита прав интеллектуальной собственности (ПИС) имеет решающее значение для государства, потому что это позволяет ему продвинуться вверх по технологической лестнице, поощряет передачу технологий и стимулирует инновационную деятельность. Таким образом, обеспечение защиты ПИС -одно из важных направлений создания конкурентоспособной, инновационной и динамичной страны.

Основная часть. Национальное законодательство Республики Беларусь в области ИС в целом соответствует мировым стандартам: по состоянию на начало 2020 года страна ратифицировала 17 международных соглашений, администрируемых ВОИС, а также более двух десятков межгосударственных многосторонних и двухсторонних договоров и соглашений в рамках СНГ и с другими странами. Для реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности в Беларуси создана система управления ИС [1], которая включает субъекты трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Основными органами законодательной власти являются Президент, при котором создан Национальный центр законодательства и правовых исследований, и Национальное Собрание Республики Беларусь.

Исполнительная вертикаль включает Совет Министров, Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) и Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС). При Совмине образована Комиссия по вопросам государственной научно-технической политики, которая рассматривает в числе других проблемы формирования и проведения экономической, правовой и технической политики в области охраны интеллектуальной собственности. ГКНТ является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. ГКНТ непосредственно подчиняется Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС), который обеспечивает охрану прав на объекты интеллектуальной собственности и осуществляет функции патентного органа. При Национальном центре интеллектуальной собственности функционируют два самостоятельных института: Институт патентных поверенных и Институт независимых оценщиков

объектов ИС, деятельность которых направлена на оказание помощи юридическим и физическим лицам по вопросам получения охранных документов на объекты промышленной собственности и оценки стоимости прав на объекты ИС. В систему государственного управления ИС входят также Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, другие суды общей юрисдикции, а также специализированные организации и их структурные подразделения, деятельность которых связана с нарушением прав и рассмотрением споров в предметной области.

Законодательство в сфере интеллектуальной собственности в республике представляет собой многоуровневую систему, соответствующую современным международным стандартам. Вместе с тем, работа по ее совершенствованию продолжается.

В 2019 г. проводилась работа по подготовке 37 проектов нормативных правовых актов и международных договоров в сфере интеллектуальной собственности, в том числе 3 проектов указов Президента Республики Беларусь, 5 проектов законов, 14 проектов международных договоров, 10 проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 5 проектов постановлений Государственного комитета по науке и технологиям. Из них приняты указ Президента Республики Беларусь, 2 закона, 3 международных договора, 6 постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 5 постановлений ГКНТ1.

В целях предоставления национальным заявителям возможности получить единый евразийский патент на промышленный образец, который будет действовать на территории всех государств-членов Евразийской патентной конвенции, подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Протоколу об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года».

Направления развития интеллектуальной собственности страны были определены в Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012 - 2020 гг.2 Они предусматривали формирование институциональных основ функционирования национальной системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества. Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012 - 2020 годы является продолжением работы по развитию национальной системы интеллектуальной собственности. Стратегия направлена на обеспечение реализации основных приоритетов социально-экономической политики и определяет дальнейшие цели и направления государственной политики и соответствующие им задачи в сфере интеллектуальной собственности [2].

Основными целями государственной политики в сфере интеллектуальной собственности являются:

- в краткосрочной перспективе - завершение формирования институциональных основ функционирования национальной системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества;

- в долгосрочной перспективе - комплексная интеграция национальной системы интеллектуальной собственности в социально-экономическую политику государства и повышение на этой основе конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

С учетом поставленных целей реализация государственной политики в сфере интеллектуальной собственности осуществляется по следующим основным направлениям:

- развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

- развитие инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности;

- развитие функциональных направлений в сфере интеллектуальной собственности (обеспечение охраны, оценка и другое);

- совершенствование работы в области управления интеллектуальной собственностью на ведомственном (отраслевом) уровне, в учреждениях науки и образования, организациях творческой и торгово -промышленной сфер;

- развитие национального брендинга на основе конкурентоспособных секторов экономики (направлений хозяйственной деятельности) и использования механизмов управления интеллектуальной собственностью;

- развитие комплекса финансовых, моральных и других инструментов стимулирования, направленных на расширение практики создания и использования объектов интеллектуальной собственности;

- развитие механизмов правомерного доступа общественности к мировым достижениям науки, литературы и искусства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития;

- совершенствование механизмов защиты и расширение комплекса мер по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности;

- повышение уровня значимости интеллектуальной собственности, деятельности творческих работников (новаторов), а также субъектов хозяйствования, использующих интеллектуальную собственность для создания новых рабочих мест и выпуска конкурентоспособной продукции.

Ожидаемым результатом от реализации стратегии станет повышение конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей и экономики в целом, базирующееся на эффективном управлении интеллектуальной собственностью.

1 Национальный центр интеллектуальной собственности. Годовой отчет за 2019 год. - Минск : НЦИС, 2020. - 51 с.

2 Об утверждении стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012 - 2020 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 02.03.2012 г., № 205. - Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2012. - № 30, 5/35360.

В настоящее время в Беларуси ведется работа по проекту Стратегии в сфере интеллектуальной собственности на 2021-2030 годы.

Совершенствованию сферы интеллектуальной собственности в Республике Беларусь способствует деятельность в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Членами ЕАЭС являются пять стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия. В рамках развития евразийской интеграции в сфере интеллектуальной собственности вступил в силу Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности от 8 сентября 2015 года и Регламент информационного взаимодействия к нему [3]. В соответствии с указанными документами налажена координация деятельности уполномоченных органов государств-членов и Комиссии по формированию единообразной правоприменительной практики в государствах -членах в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также выработке предложений по совершенствованию мер, направленных на борьбу с распространением контрафактной продукции на территории Союза.

Также вступило в силу Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе от 11 декабря 2017 года, которое направлено на создание доверительной системы правоотношений между правообладателями и организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами.

Практически завершено формирование нормативной правовой базы для реализации механизма единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов. Подписан Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза от 3 февраля 2020 года.

В последнее десятилетие основные усилия государств-членов сосредоточены на повышении уровня коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности, а также на стимулировании инновационного сотрудничества в целях создания условий для экономического роста и формирования экономики знаний.

В соответствии с Разделом XXIII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года государства-члены осуществляют сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности и обеспечивают на своей территории охрану и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с нормами международного права, международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов3. Основными задачами такого сотрудничества являются:

- гармонизация законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

- защита интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности государств-членов.

Наиболее приоритетные направления сотрудничества установлены в следующих сферах:

- поддержка научного и инновационного развития;

- совершенствование механизмов коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности;

- предоставление благоприятных условий для обладателей авторского права и смежных прав государств-членов;

- введение системы регистрации товарных знаков и знаков обслуживания Союза и наименований мест происхождения товаров Союза;

- обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в сети Интернет;

- обеспечение эффективной таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе посредством ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов;

- осуществление скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.

Для анализа результативности принимаемых мер в сфере интеллектуальной собственности проведем сравнительное исследование количества поданных заявлений в Беларуси и странах ЕАЭС на регистрацию прав интеллектуальной собственности, в частности на патенты, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели. Для исследования использована статистическая информация официального сайта Всемирной организации интеллектуальной собственности за 2009 - 2019 годах (последние доступные данные)4. Следует отметить, что по отдельным странам за некоторые периоды времени информация отсутствует, а также в ряде стран не было зарегистрировано ни одной заявки на тот или иной объект. Но недостающая информация не оказала существенного влияния на результаты исследования.

На рисунке 1 представлено общее количество поданных заявок (от резидентов и нерезидентов) на регистрацию патентов.

Российская федерация является лидером по количеству заявок. Однако с 2015 года имеется тренд на их снижение. В Казахстане тоже наблюдается понижательная тенденция. В Армении и Кыргызстане количество

3 Департамент развития предпринимательской деятельности ЕЭК. Аналитический обзор в сфере интеллектуальной собственности в государствах-членах Евразийского экономического союза. - М. : ЕЭК, 2019. - 231 с.

4 WIPO IP Statistics Data Center [Electronic resource]. - 2021. URL: https://www3.wipo.int/ipstats/.

заявок всегда было невелико, а их изменения не имеют какой-либо выраженной тенденции. В Беларуси общее количество заявок до 2013 года было на уровне с Казахстаном. Но с 2014 года их количество резко снижается.

Рисунок 1. - Общее количество заявок на регистрацию патентов в странах-участницах ЕАЭС

Анализируя данные, представленные на рисунке 2, можно отметить, что тренды по количеству заявок на регистрацию товарных знаков отличаются от патентных заявок.

Рисунок 2. - Общее количество заявок на регистрацию торговых знаков в странах-участницах ЕАЭС

В России после непродолжительного снижения количества заявок наблюдается значительный рост с 2015 года. Повышательная тенденция отмечается и в других странах-членах ЕАЭС. В Беларуси в 2014 году произошло уменьшение заявок по сравнению с предыдущими годами. Но затем происходит ежегодный рост их количества, хотя уровень 2009 - 2013 годов еще не достигнут.

Тенденции развития поданных заявок на регистрацию промышленных образцов представлены на рисунке 3.

Количество заявок в Российской Федерации имеет четкий тренд к повышению. Незначительное снижение отмечалось в 2015 году, но это не изменило общей направленности. В Армении пиковое значение было достигнуто в 2015 году, после которого количество заявок ежегодно колебалось в сторону увеличения или снижения. Поэтому для этой страны пока нельзя выделить определенную тенденцию. То же самое можно отметить и для Казахстана,

только пик был достигнут в 2013 году. В Кыргызстане максимальные значения количества заявок отмечались в период 2013-2015 годов, после чего их количество снова снизилось. В Беларуси период большого количества заявок отмечался в 2011-2014 годах, после которых произошел спад. Но в 2019 году их количество снова выросло.

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

Рисунок 3. - Общее количество заявок на регистрацию промышленных образцов в странах-участницах ЕАЭС

Анализируя количество поданных заявок на регистрацию полезных моделей (рисунок 4), можно выделить следующие особенности.

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000

•-•------»------- , t

о •---------t » I

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 > Armenia > Belarus —^—Kazakhstan > Kyrgyzstan —♦— Russian Federation

Рисунок 4. - Общее количество заявок на регистрацию полезных моделей в странах-участницах ЕАЭС

В России наблюдается снижение количества поданных заявок с 2014 года, хотя в 2019 году произошло некоторое увеличение по сравнению с предыдущим годом. В Армении и Кыргызстане количество заявок было незначительным. В Казахстане, наоборот, наблюдается резкий рост в последние годы, начиная с 2015 года. В Беларуси после 2013 года также наблюдается снижение, аналогичное с трендом по количеству заявок на регистрацию патентов.

Заключение. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие рекомендации.

- Произошедшие изменения в нормативной правовой базе Беларуси еще не оказали существенного позитивного влияния на общее количество подаваемых заявок на регистрацию интеллектуальной собственности. Однако стоит учитывать, что прошел не значительный период времени, в течение которого мог быть раскрыт весь инновационный потенциал. Кроме того, отмечаемые в стране тенденции в целом соответствуют региональному развитию в сфере интеллектуальной собственности.

- Дальнейшее совершенствование правовой базы и упрощение процедур будет способствовать повышению конкурентоспособности национальной продукции и стимулированию создания новых компаний, активно использующих объекты интеллектуальной собственности в своей деятельности.

- Постоянное сотрудничество и взаимодействие между государствами-членами в сфере ИС позволит достигнуть стратегические экономические и социальные цели развития.

- Принятие региональных правовых документов, в том числе планов действий на определенный период, в сфере ИС позволит странам проводить единую политику. Даже если не все мероприятия будут выполнены в срок, они в любом случае приведут к реформам национального законодательства, улучшат инфраструктуру ИС, будут способствовать улучшению правоприменительной практики.

- Создание консультационных органов в сфере ИС с представителями всех государств-членов предоставляет возможность активного взаимодействия со всеми заинтересованными, повышает информированность правительств и всего общества.

- Реализация на постоянной основе стратегического сотрудничества с институциональными партнерами, организациями частного сектора и бизнесом по вопросам интеллектуальной собственности приведет к улучшению возможностей коммерциализации, увеличит инновационный потенциал отдельных стран и всего региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нечепуренко, Ю.В, Система управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь / Ю.В. Нечепуренко, П.А. Витязь // Наука и инновации. - 2020. - № 4. - С. 4-13.

2. Кудашов, В.И., Стратегия интеллектуальной собственности Республики Беларусь / В.И. Кудашов, В.Б. Леонтьева // Правовая информация. - 2015. - № 1. - С. 4-19.

3. Интеллектуальная собственность в рамках евразийской интеграции / Под ред. С.Б. Алиева. - М. : ЕЭК, 2015. - 71 с.

REFERENCES

1. Nechepurenko, Yu.V. & Vityaz', P.A. (2020). Sistema upravleniya intellektual'noi sobstvennost'yu v Respublike Belarus' [Intellectual property governance system in the Republic of Belarus]. Nauka i innovatsii [Science and innovations], (4), 4-13. (In Russ., abstr. in Engl.).

2. Kudashov, V.I. & Leont'eva, V.B. (2015). Strategija intellektual'noj sobstvennosti Respubliki Belarus' [Strategy of intellectual property of the Republic of Belarus]. Pravovaja informacija [Legal information], (1), 4-19. (In Russ., abstr. in Engl.).

3. Intellektual'naja sobstvennost' v ramkah evrazijskoj integracii [Intellectual Property within the Framework of Eurasian Integration] (2015). S.B. Aliev (Eds.). Moscow: Eurasian Economic Commission. (in Russ. and Engl.).

Поступила 20.07.2021

COMPARATIVE ANALYSIS OF INTELLECTUAL PROPERTY DEVELOPMENT IN BELARUS AND OTHER EAEU COUNTRIES

A. YANCHUK

The article presents the results of a study of changes in the state policy of the Republic of Belarus related to the field of intellectual property. The author provides information on the adopted regulatory legal acts that improve relations regarding intellectual property rights. A brief overview of the main government bodies in this area is given. The main focus of the study is on the effectiveness of the changes, in particular, the change in the number of applications filed for registration of individual objects of intellectual property. A comparative analysis was carried out of the total number of such applications in all states of the Eurasian Economic Union. Based on the results obtained, the author made the appropriate conclusions and proposed the recommendations to improve the policy in the field of intellectual property both in Belarus and within the entire EAEU, in particular, to strengthen interaction between countries.

The study was carried out within the framework of the research work "Mechanisms and directions of development of the single market for services of the EAEU in the context of the implementation of the concept of "Integration +"in the context of ensuring the economic security of the Republic of Belarus (business services) " on assignment 3.02 "Positioning the Republic of Belarus in the global economy in terms of ensuring international competitiveness and economic security, taking into account modern challenges and threats: theory, methodology and practice" of the State program of scientific research "Society and humanitarian security of the Belarusian state" for 2021-2025, subprogram "Economy".

Keywords: intellectual property, intellectual property rights, state policy, integration association, Republic of Belarus, Eurasian Economic Union, applications for registration, comparative analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.