СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ СОБСТВЕННОСТ
УДК 338.2
Аннотация. Проведен анализ системы управления интеллектуальной собственностью (ИС) в Республике Беларусь, предложены меры по ее дальнейшему совершенствованию. Обобщены результаты правовой охраны объектов промышленной собственности (ОПС) в нашей стране.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, система управления, объекты промышленной собственности.
Для цитирования: Нечепуренко Ю., Витязь П. Система управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь //Наука и инновации. 2020. № 4. С. 4-13. https://doi.org/10.29235/1818-9857-2020-4-4-13
Управление интеллектуальной собственностью - важнейший структурный элемент регулирования инновационного процесса. Поэтому основная задача государственной политики нашей страны в этой сфере - формирование благоприятных условий для интеллектуальной деятельности на макроуровне, правовая охрана объектов интеллектуальной собственности (ОИС), их эффективное введение в гражданский оборот и выработка защитных мер от неправомерного использования. Она осуществляется по следующим основным направлениям:
■ совершенствование законодательства;
■ государственное стимулирование создания и использования ОИС;
■ разработка эффективньхмеханизмов передачи из государственного сектора в предпринимательский охраня-емыхрезультатов интеллектуальной деятельности;
■ совершенствование контроля за их оборотом;
■ противодействие нарушениям в данной сфере;
■ развитие инфраструктуры управления ИС;
■ организация эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в данном сегменте [1, 2].
Меры по вовлечению ОИС в гражданский оборот должны обеспечивать гармонизацию отношений между государством, наукой и предпринимательством в целях стимулирования создания и коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности.
Следует отметить, что национальное законодательство в области ИС в целом соответствует мировым стандартам: Беларусь ратифицировала 17 международных соглашений, администрируемых ВОИС, а также более двух десятков межгосударственных многосторонних и двухсторонних договоров и соглашений в рамках СНГ и с другими странами.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности в нашей стране создана система управления ИС, которая включает субъекты трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной (рис.).
Основными органами законодательной власти являются Президент, при котором создан Национальный центр законодательства и правовых исследований, и Национальное Собрание Республики Беларусь. Они принимают законы, декреты и указы, формируя правовое поле.
Исполнительная вертикаль включает Совет Министров, Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) и Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС). При Совмине образована Комиссия по вопросам государственной научно-технической политики, которая рассматривает в числе других проблемы формирования и проведения экономической, правовой и технической политики в области охраны интеллектуальной собственности. ГКНТ в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 5.03.2002 г. №7 определен «...республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление ... в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и координирую-
Президент Республики Беларусь
Комиссия по вопросам государственной научно-технической политики
Зарубежные организации в сфере ИС
Национальное собрание Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь
Республиканские
органы государственного управления
ВОИС
ЕПО, ЕАПО, Роспатент и др.
Организации по коллективному управлению правами
Общественные организации
Судебная коллегия по делам ИС Верховного Суда Республики Беларусь
БОИР
Белорусская ассоциация патентных поверенных
Творческие союзы
КС МААН по ОИС и ПТ и др.
Институт патентных поверенных
Институт независимых оценщиков объектов ИС
Зарубежные заявители
Специализированные организации по защите прав на ИС
Физические
лица Республики Беларусь
Юридические
лица Республики Беларусь
Рисунок. Система управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь
щим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления» [3].
ГКНТ непосредственно подчиняется Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС), который обеспечивает охрану прав на объекты интеллектуальной собственности и осуществляет функции патентного органа. НЦИС взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, общественными организациями (Белорусское общество изобретателей и рационализаторов, Белорусская ассоциация патентных поверенных, творческие союзы и др.), национальными и зарубежными юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с созданием и правовой охраной объектов интеллектуальной собственности.
Важный элемент национальной системы правовой охраны ОИС - Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ). На ее базе создан и функционирует Государственный патентный фонд - единственный в республике центр, располагающий наиболее полным собранием патентной документации: более 54 млн экземпляров документов из 45 стран мира и 4 международных организаций на 26 языках. РНТБ имеет филиалы в областных центрах.
ГКНТ и НЦИС осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с зарубежными партнерами (ВОИС, организации по коллективному управлению имущественными правами авторов и правообладателей и др.) и патентными ведомствами (Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ), Роспатент, Европейское патентное ведомство (ЕПВ) и др.).
При Национальном центре интеллектуальной собственности функционируют два самостоятельных института: Институт патентных поверенных и Институт независимых оценщиков объектов ИС, деятельность которых направлена на оказание помощи юридическим и физическим лицам по вопросам получения охранных документов
на объекты промышленной собственности и оценки стоимости прав на объекты ИС.
В систему государственного управления ИС входят также Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, другие суды общей юрисдикции, а также специализированные организации и их структурные подразделения (коллегии адвокатов, НЦИС в части коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей, специализированные отделы в МВД, прокуратуре, территориальные антимонопольные комиссии и др.), деятельность которых связана с нарушением прав и рассмотрением споров в предметной области.
Рынок созданных в Республике Беларусь ОИС, представляющих интерес для коммерциализации, включает следующие основные сегменты:
■ Объекты авторского права (преимущественно компьютерные программы и базы данных). Статистика по ним в Беларуси не ведется.
■ Объекты промышленной собственности. На начало 2020 г. поддерживалось в силе около 140 тыс. охранных документов на ОПС (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, топологии интегральных микросхем, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), кроме этого еще порядка 10-15 тыс. могут быть восстановлены правообладателями. Сделки с объектами промышленной собственности регистрируются в НЦИС.
■ Секреты производства (ноу-хау). На протяжении длительного периода они являются предметом купли-продажи. Мировая практика свидетельствует о том, что большинство сделок с данным видом ИС охраняется в режиме коммерческой тайны. В настоящее время статистические наблюдения о заключенных договорах по передаче секретов производства (ноу-хау) в Беларуси не ведутся.
■ Результаты научно-технической деятельности. После введения в действие с 7 августа 2013 г. Указа Президента Республики Беларусь от 04.02. 2013 г. №59 появился еще один объект коммерциализации - результаты научно-технической деятельности, которые формируют государственный Реестр прав на эти результаты [4]. Его ведение
возложено на ГКНТ, по состоянию на 01.07.2019 г. в реестре содержалось более 2,7 тыс. результатов. Таким образом, без учета объектов авторского права и секретов производства (ноу-хау) рынок ОИС, представляющих интерес для коммерциализации в нашей стране, включает не менее 150-160 тыс. объектов.
ВИД ОБЪЕКТА ПРАВА Год
ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 2010 2015 2016 2017 2018 1993-2018
ИЗОБРЕТЕНИЯ
ПОСТУПИЛО ЗАЯВОК, ВСЕГО 5262 4182 3901 3826 4035 87 092
в т. ч.: по национальной процедуре 1933 691 521 524 547 33 220
по евразийской патентной конвенции 3329 3491 3380 3302 3488 53 872
из них от национальных заявителей 1871 712 573 562 573 28 413
в т. ч.: по национальной процедуре 1759 543 455 434 454 26 670
по евразийской патентной конвенции 112 169 118 128 119 1743
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ПАТЕНТОВ, ВСЕГО 2894 2731 4254 4029 3201 54 282
в т. ч.: по национальной процедуре 1222 902 941 850 625 22 436
по евразийской патентной конвенции 1672 1829 3313 3179 2576 31 846
из них национальными заявителями 1209 881 986 955 637 20 290
в т. ч.: по национальной процедуре 1126 841 892 772 524 19 162
по евразийской патентной конвенции 83 40 94 183 113 1128
ПОЛЕЗНЫЕ МОДЕЛИ
ПОСТУПИЛО ЗАЯВОК, ВСЕГО 1090 455 416 453 372 13 842
из них от национальных заявителей 1031 381 353 400 285 12 849
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ПАТЕНТОВ, ВСЕГО 1012 379 341 306 293 11 930
из них национальными заявителями 966 331 278 266 242 11 535
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ
ПОСТУПИЛО ЗАЯВОК, ВСЕГО 240 211 262 202 225 4745
из них от национальных заявителей 132 121 110 112 125 2697
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ПАТЕНТОВ, ВСЕГО 202 230 174 217 180 4119
из них национальными заявителями 144 127 91 96 84 2266
ТОПОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ
ПОДАНО ЗАЯВОК НА РЕГИСТРАЦИЮ 20 8 4 10 11 242
из них от национальных заявителей 20 8 4 10 11 242
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ТОПОЛОГИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ 16 18 8 1 19 237
из них национальными заявителями 16 18 8 1 19 237
ВИД ОБЪЕКТА ПРАВА Год
ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 2010 2015 2016 2017 2018 1993-2018
СОРТА РАСТЕНИЙ
ПОСТУПИЛО ЗАЯВОК, ВСЕГО 20 14 23 33 42 670
из них от национальных заявителей 12 6 9 17 5 415
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ПАТЕНТОВ, ВСЕГО 32 23 30 42 18 552
из них национальным заявителям 19 2 18 24 8 362
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПОДАНО ЗАЯВОК НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, ВСЕГО 10 565 8476 6980 8248 8338 211 757
в т. ч.: по национальной процедуре 5346 2883 2761 2996 3036 87 209
из них национальными заявителями 3921 1723 1765 1955 1877 56 069
по процедуре Мадридского соглашения 5219 5593 4219 5252 5302 124 548
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, ВСЕГО 8699 9831 7595 6813 7051 188 821
в т. ч.: по национальной процедуре 3300 4590 2194 2670 1890 64 151
из них на имя национальных заявителей 2192 2504 1229 1570 1157 36 939
по процедуре Мадридского соглашения 5399 5241 5401 4143 5161 124 670
НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
ПОДАНО ЗАЯВОК НА РЕГИСТРАЦИЮ - 2 1 - 3 36
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ 2 2 1 32
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
из них на имя национальных заявителей 1
Таблица 1. Количественные показатели правовой охраны объектов промышленной собственности в Республике Беларусь
Источник: составлено по годовым отчетам НЦИС, ЕАПВ и ВОИС
Показатели поданных заявок и зарегистрированных объектов промышленной собственности в 1993-2018 гг., составленные на основании годовых отчетов национального и Евразийского патентных ведомств и ВОИС представлены в табл. 1. На протяжении длительного периода наблюдался рост изобретательской активности национальных заявителей по большинству видов ОПС, однако она резко упала после значительного увеличения в 2014 г. размера патентных пошлин в части изобретений и полезных моделей.
Для изобретений, определяющих технологический уровень предприятий, отраслей и экономики в целом, коэффициент изобретательской активности, рассчитываемый как количество патентных заявок на 10 тыс. населения, вырос за 20 лет примерно в 3 раза и составил в 2012 г. 1,9, снизившись в 2018 г. до 0,6, что привело к существенному ухуд-
шению позиции Беларуси в Глобальном инновационном индексе.
Для сравнения патентной активности стран, имеющих различный размер экономик и уровень экономического развития, ВОИС и Всемирный банк определили два индикатора: количество национальных патентных заявок на изобретения в расчете на 1 млрд долл. ВВП и количество патентных заявок резидентов в расчете на 1 млн долл. национальных расходов на исследования и разработки. По этим показателям республика в 2004-2011 гг. имела высокий рейтинг и входила в первую десятку стран мира, однако в последние годы они значительно ухудшились.
В Беларуси управление интеллектуальной собственностью на отраслевом уровне можно рассматривать как подуровень государственного управления ИС. Необходимость его формирования
базируется на требовании законодательства обеспечить эффективное регулирование прав на результаты работ, полученные с привлечением государственных средств. Исходя из мировой практики, возможны два варианта построения данной системы на отраслевом уровне: создание межведомственного органа управления правами на результаты НИОКР либо передача этих функций республиканским органам. Беларусь выбрала второй путь, что нашло отражение в принятии ряда постановлений Правительства, а затем Указов Президента, регулирующих вопросы распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджета.
В рамках формирующейся отраслевой системы управления ИС республиканские органы государственного управления и организации, подчиненные Правительству, осуществляют деятельность по следующим направлениям [1]:
■ создание (реорганизация) отраслевых служб по управлению ИС, укомплектование их высококвалифицированными кадрами (специалисты по изобретательской и патентно-лицензионной работе, менеджеры, юристы, экономисты и т.п.);
■ разработка нормативно-правовой базы, включая типовые локальные правовые акты для организаций отрасли;
■ методическое обеспечение управления ИС на отраслевом и корпоративном уровнях;
■ проведение маркетинговых и патентных исследований с целью определения мировых тенденций;
■ оценка технического (изобретательского) уровня, патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспособности результатов НИОКР, выполняемых по заказу республиканского органа государственного управления;
■ обеспечение правовой охраны служебныхрезуль-татов интеллектуальной деятельности;
■ разработка на уровне каждой отрасли политики в части распоряжения правами на результаты НИОКР, созданные с привлечением государственных средств, включая отраслевые инновационные фонды;
■ формирование в каждой отрасли портфеля прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, которыми необходимо управлять;
■ эффективное управление правами на результаты НИОКР, в том числе содержащие объекты ИС;
■ технико-экономическое обоснование необходимости закупки лицензий на объекты промышленной собственности за рубежом;
■ постоянное повышение квалификации работников всех уровней с учетом специфики каждой
отрасли.
Следует отметить, что далеко не во всех органах госуправления создана эффективная система управления ИС.
Доминирующее положение в сфере правовой охраны ОПС в исследуемый период занимал государственный сектор, на долю которого без учета предприятий и организаций, находящихся в коммунальной собственности, приходилось 72,9% выданных национальных патентов на изобретения, 70% - на полезные модели, 28% - на промышленные образцы, 63,3% - на сорта растений и 92,1% -свидетельства на топологии интегральных микросхем (табл. 2). Обращает на себя внимание тот факт, что зарубежные заявители в последние годы предпочитают получать правовую охрану своих изобретений на территории Республики Беларусь через Евразийское патентное ведомство.
Наиболее высокая активность в сфере создания изобретений наблюдалась в Национальной академии наук Беларуси, организации которой получили 22,1% выданных в стране патентов, а также в Министерстве образования - 19,8%, в Министерстве здравоохранения - 11,7% и в Министерстве промышленности - 6,6%. На долю организаций этих четырех ведомств приходится 60% всех национальных патентов. За последние 5 лет значительно активизировалась работа по получению евразийских патентов на изобретения, действие которых распространяется и на территорию нашей страны. Самые высокие результаты в этой деятельности демонстрируют предприятия и организации Национальной академии наук Беларуси, Министерства образования, Министерства промышленности и концерна «Белнефте-хим» (табл. 2).
Среди организаций, получивших в 1993-2019 гг. наибольшее количество патентов на изобретения по национальной процедуре, следует отметить Белорусский национальный технический университет - 1060, Белорусский государственный технологический университет - 864, Белорусский государственный аграрный технический университет - 671, Белорусский государственный университет - 594, Институт физики им. Б. И. Степанова НАН Беларуси - 546, Институт порошковой металлургии им. О. В. Романа НАН Беларуси - 545, Белорусско-Российский университет - 482 и Институт механики металлополимерных систем им. В. А. Белого НАН Беларуси - 436.
ВИД ОБЪЕКТА ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
№ И
п/п РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРГАНЫ ГОСУПРАВЛЕНИЯ СССР (перерегистрация) по новым заявкам ЕА ПМ ПО СР ТИМ
ВЫДАНО ОХРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВСЕГО: ИЗ НИХ: 22 824 1258 12 204 4352 591 240
1 Министерство архитектуры и строительства 5 159 35 50 52 - -
2 Министерство жилищно-коммунального хозяйства 4 38 - 8 - - -
3 Министерство здравоохранения 13 2687 13 441 1 - -
4 Министерство обороны - 125 - 103 - - -
5 Министерство образования 26 4503 132 2172 25 - 8
6 Министерство по чрезвычайным ситуациям - 48 3 197 11 - -
7 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды - 18 2 - - - -
8 Министерство промышленности 94 1411 84 842 555 - 202
9 Министерство сельского хозяйства и продовольствия - 1041 8 1588 23 14 -
10 Министерство спорта и туризма - 12 - 6 1 - -
11 Министерство транспорта и коммуникаций 24 208 9 164 9 - -
12 Министерство финансов - 22 9 25 1 - -
13 Министерство энергетики 6 90 1 42 13 - -
14 Министерство юстиции - 19 - 1 - - -
15 Государственный военно-промышленный комитет - 133 35 345 195 - 11
16 Государственный комитет по стандартизации - 13 - 28 1 - -
17 Белорусский государственный концерн пищевой промышленности - 79 2 6 79 - -
18 Белорусский государственный концерн по нефти и химии 42 603 71 406 132 - -
19 Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности - 12 3 10 23 - -
20 Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 25 - 2 37 - -
21 Холдинг «Белфармпром» (ранее - Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции; Департамент фармацевтической промышленности Министерства здравоохранения) 3 99 12 7 - - -
22 Национальная академия наук Беларуси 70 4970 149 2068 52 360 -
23 Другие - 47 3 27 8 - -
Таблица2. Распределение выданных белорусским заявителям охранных документов на объекты права промышленной собственности между организациями различной ведомственной подчиненности в 1993-2019 гг.
СССР - авторское свидетельство или патент СССР на изобретение, И - изобретение, ЕА - евразийский патент, ПМ - полезная модель, ПО - промышленный образец, СР - сорт растений, ТИМ - топология интегральной микросхемы
В системе Министерства образования получено 17,8% всех национальных патентов на полезные модели, НАН Беларуси - 16,9%, Министерства сельского хозяйства и продовольствия - 13,9%, Министерства промышленности - 6,9%. Белорусский государственный аграрный технический университет является абсолютным лидером по количеству полученных патентов на полезные модели - 1153, далее следуют Брестский государственный технический университет - 434, Белорусский национальный технический университет - 391 и Научно-практический центр по механизации сельского хозяйства - 328 патентов.
Правовая охрана промышленных образцов активно осуществляется только предприятиями Министерства промышленности (12,8% национальных патентов), Государственного военно-промышленного комитета (4,5%) и концерна «Бел-нефтехим» (3%).
Национальная академия наук Беларуси занимает доминирующее положение в стране по охране сортов растений (60,9% от их общего числа выданных патентов).
Относительно новый вид объектов права промышленной собственности - топология интегральной микросхемы - получил правовую охрану в конце 1998 г., однако наиболее активно их регистрация началась только с 2010 г. Из 240 регистраций данного вида ОПС 202 (84,2%) приходятся на флагман микроэлектронной промышленности Беларуси ОАО «ИНТЕГРАЛ» - управляющую компанию холдинга «ИНТЕГРАЛ».
Положительная динамика в исследуемый период наблюдалась и в области правовой охраны средств индивидуализации (товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний).
Таким образом, в Республике Беларусь сформирована и успешно функционирует система управления интеллектуальной собственностью на национальном уровне, включающая законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Создана система правовой охраны ОПС, которая демонстрирует значительные успехи. Ее особенность - доминирующее положение государственного сектора в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, сортов растений и топологий интегральных микросхем, при этом лидирующие позиции по первым трем видам ОПС занимают научные организации и университеты, в которых сосредоточен значительный научно-технический и кадровый потенциал.
В то же время за последние годы накопился и ряд проблем, которые носят системный характер. Одна
из них - качество национальных патентов, определяемое объемом правовой охраны в соответствии с формулой изобретения и объемом текста его описания. Значительная доля национальных изобретений имеет малый объем правовой охраны, невысокий изобретательский уровень и легко может быть обойдена потенциальными конкурентами.
В течение длительного периода наблюдалось чрезмерное увлечение правовой охраной полезных моделей в ущерб изобретениям, а также преждевременное патентование перспективных разработок в условиях, когда не определена стратегия продвижения их на рынок. Кроме того, количество патентов на изобретения, полученных национальными заявителя на ведущих мировых рынках, крайне мало, что не обеспечивает надежную правовую охрану белорусскому экспорту.
На протяжении многих лет остается низкой эффективность коммерциализации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Доля вовлеченных в гражданский оборот новых ОПС путем использования в собственном производстве и лицензирования невысока, что в определенной степени связано с неразвитостью «фирменной» науки и низкой патентной активностью предприятий негосударственного сектора экономики.
Особого внимания заслуживает проблема капитализации нематериальных активов. Доля стоимости интеллектуальной собственности в общем балансе предприятий незначительна, что заметно снижает их рыночную стоимость.
После распада СССР в Беларуси была практически полностью разрушена система переподготовки специалистов на базе высшего образования и повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ближайшие годы государственная политика в сфере управления ИС, учитывая опыт развитых стран, должна быть направлена на повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий и экономики в целом, что невозможно без повышения уровня изобретательской и патентной активности заявителей, качества оформления материалов на выдачу охранных документов, активного формирования национальных брендов на основе товарных знаков и знаков обслуживания.
Другая важная задача - снижение отрицательного сальдо во внешней торговле путем значительного увеличения экспорта продукции, имеющей надежную правовую защиту на внешних рынках.
Для этого следует разработать комплекс мероприятий, направленных на:
■ совершенствование правоприменительной практики в сфере ИС на примере успешных предприятий и организаций;
■ расширение системы стимулирования авторов и организаций за создание и использование объектов интеллектуальной собственности; их поощрение за изобретения, относящиеся к У и VI технологическим укладам, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и, как следствие, увеличения валютных поступлений в страну;
■ организацию эффективных служб по управлению ИС на отраслевом и корпоративном уровнях, укомплектование их квалифицированными кадрами;
■ дальнейшую либерализацию процесса передачи результатов научно-технической деятельности, созданных в государственном секторе, в предпринимательский, в том числе за рубеж, для последующей коммерциализации;
■ создание благоприятных условий для повышения капитализации предприятий Республики Беларусь за счет наращивания нематериальных активов (интеллектуальной собственности);
■ развитие инновационной инфраструктуры для коммерциализации результатов научно-технической деятельности, содержащих ОИС; значительную помощь в решении этой сложной проблемы должны оказать научно-технологические парки, центры поддержки предпринимательства, центры трансфера технологий, инкубаторы малого предпринимательства, венчурные фонды, инжиниринговые компании, малые внедренческие предприятия, а также активно работающий с июля 2015 г. на базе НАН Беларуси Консультативный совет Международной ассоциации академий наук по вопросам охраны интеллектуальной собственности и передачи технологий (КС МААН по ОИСиПТ) [5, 6];
■ стимулирование создания малых и средних предприятий в научно-технической сфере на базе ИС;
■ реализацию в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь мероприятий по созданию эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих кадров в области интеллектуальной собственности и др.
Последовательная реализация мероприятий в рамках утвержденной Правительством Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012-2020 гг. на последующие 10 лет позволит решить значительную часть имеющихся проблем и создать рамочные условия для построения инновационной экономики путем повышения технологического уровня и конкурентоспособности национальных производителей и экономики в целом на базе использования наиболее эффективных объектов интеллектуальной собственности.
■ Summary. The analysis of the intellectual property management system in the Republic of Belarus, including the legislative, executive and judicial branches of government, is carried out. The results of legal protection of industrial property in the Republic of Belarus at the national and industry levels are summarized. The conclusion is drawn on the predominance of public sector organizations in the creation of inventions, utility models, plant varieties and topologies of integrated microcircuits. Measures are proposed to further improve the existing intellectual property management system in Belarus.
■ Keywords: intellectual property, intellectual property management system, legal protection of industrial property, Republic of Belarus.
■ https://doi.org/10.29235/1818-9857-2020-4-4-13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нечепуренко Ю. В. Управление интеллектуальной собственностью в научно-образовательной сфере. - Минск, 2009.
2. Витязь П. А., Белый А. В. Трансфер наукоемких технологий: проблемы и опыт их решения в Беларуси // Передача технологий: заключение договоров и маркетинг. Материалы междунар. семинара / Отв. ред. Ю. М. Капица. - К., 2002. С. 15-21.
3. О совершенствовании государственного управления в сфере науки (с изм. и доп.): декрет Президента Респ. Беларусь от 5.03.2002 г. №7 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. №30. 1/3553.
4. О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств: Указ Президента Респ. Беларусь от 4.02.2013 г. №59 (с изм. и доп.) // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. 06.02.2013, 1/14056.
5. Витязь П. А., Емельянович И. Н. Нематериальные активы в поле зрения Консультативного совета при МААН // Наука и инновации. 2016. №11. С. 10-13.
6. Витязь П. А. Деятельность Консультативного совета по вопросам охраны интеллектуальной собственности и передачи технологий при Международной ассоциации академий наук по организации научно-технологического сотрудничества академий наук - членов МААН // Международные и национальные научные организации как фактор формирования глобального научного сообщества (Киев, 15-17 мая 2017 г.). - Киев, 2017. С. 72-86.
Статья поступила в редакцию 03.02.2020 г.
ЕЯ^ЁЁ^ http://innosfera.by/2020/04/intellectual property