Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОМУ СПОРТУ В ТРАДИЦИОННОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОМУ СПОРТУ В ТРАДИЦИОННОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздухоплавательный спорт / спортсмен-пилот / традиционный и дистанционный формат / спортивные соревнования / спортивные задания / aeronautical sport / athlete-pilot / traditional and distance format / sports competitions / sports tasks

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Селезнева Юлия Анатольевна, Чубаров Евгений Владимирович, Гизатуллина Илона Ильдусовна

Проанализированы особенности организации и проведения соревнований по воздухоплавательному спорту в традиционном и дистанционном форматах. Описаны методологические подходы и специфика организации и проведения двух форм организации спортивных состязаний. Установлено, что проведение соревнований в традиционном режиме удобнее для организаторов и судейской бригады и позволяет позиционироваться зрелищным видом спорта, а дистанционный формат – расширить гео-графию и привлечь к спортивным состязаниям новых пилотов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF HOT AIR BALLOONS COMPETITIONS IN TRADITIONAL AND REMOTE MODES

The features of the organization and holding of competitions in aeronautic sports in traditional and remote formats are analyzed. The methodological approaches and specifics of the organization and holding of two forms of organization of sports competitions are described. It has been established that holding competitions in the traditional mode is more convenient for the organizers and the refereeing team and allows them to position themselves as a spectacular sport, while the remote format expands the geography and attracts new pilots to sports competitions.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОМУ СПОРТУ В ТРАДИЦИОННОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ»

УДК 797.54 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-7-83-90

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОМУ СПОРТУ В ТРАДИЦИОННОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ

Ю.А. Селезнева, Е.В. Чубаров, И.И. Гизатуллина

Проанализированы особенности организации и проведения соревнований по воздухоплавательному спорту в традиционном и дистанционном форматах. Описаны методологические подходы и специфика организации и проведения двух форм организации спортивных состязаний. Установлено, что проведение соревнований в традиционном режиме удобнее для организаторов и судейской бригады и позволяет позиционироваться зрелищным видом спорта, а дистанционный формат - расширить географию и привлечь к спортивным состязаниям новых пилотов.

Ключевые слова: воздухоплавательный спорт, спортсмен-пилот, традиционный и дистанционный формат, спортивные соревнования, спортивные задания.

COMPARATIVE ANALYSIS OF HOT AIR BALLOONS COMPETITIONS IN TRADITIONAL AND REMOTE MODES

Selezneva Yu.A., candidate of psychological sciences, associate professor, pilot, coach of Russian women's team, ukka74@list.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Chubarov E.V.h, pilot instructor, trainer, judge of All-Russian category, chubarotti@, gmail.com, Russia, Dmitrov, Ballooning club "Aerovals",

Gizatullina I.I., judge of All-Russian category, member of CIA FAI jury, morton@fly-monitor.ru, Russia, Moscow, Balloon Federation of Russia

The features of the organization and holding of competitions in aeronautic sports in traditional and remote formats are analyzed. The methodological approaches and specifics of the organization and holding of two forms of organization of sports competitions are described. It has been established that holding competitions in the traditional mode is more convenient for the organizers and the refereeing team and allows them to position themselves as a spectacular sport, while the remote format expands the geography and attracts new pilots to sports competitions.

Key words: aeronautical sport, athlete-pilot, traditional and distance format, sports competitions, sports tasks.

Селезнева Юлия Анатольевна, канд. психол. наук, доц., пилот, тренер женской сборной команды России, ukka74@list.ru, России, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Чубаров Евгений Владимирович, пилот-инструктор, тренер, судья всероссийской категории, chuba-rotti@gmail.com, Россия, Дмитров, Воздухоплавательный клуб «Аэровальс»,

Гизатуллина Илона Ильдусовна, судья всероссийской категории, член жюри CIA FAI, morton@fly-monitor.ru, Россия, Москва, Федерация воздухоплавательного спорта России

История развития воздухоплавательного спорта в России насчитывает чуть более 30 лет. За сравнительно небольшой период времени этот сложный авиационно-технический вид спорта прошел путь от клубных состязаний до признания официальным видом спорта (№ 1550001411Я во всероссийском реестре видов спорта), разработаны правила вида спорта, требования ЕВСК, положение о проведении соревнований [4, 7]. При непосредственном участии авторов данного исследования в 2021 году разработана и опубликована методика подготовки спортсменов-пилотов и спортсменов-техников. Однако ряд вопросов теоретического и методического характера

до сих пор остается открытым. Одному из таких вопросов - сравнению особенностей проведения соревнований в традиционном и дистанционном форматах - посвящено данное исследование.

Цель исследования - провести анализ соблюдения базового принципа «создания равных условий для спортсменов» при организации соревнований в традиционном и дистанционном форматах.

Задачи исследования:

- изучить практики организации и проведения соревнований в традиционном и дистанционном форматах;

- сравнить специфику организации состязаний.

Методика и организация исследования. Для решения поставленной задачи использовались методы включенного наблюдения и сравнительного анализа полученных эмпирическим путем данных.

На подготовительном этапе исследования были сформулированы критерии для наблюдения и дальнейшего проведения сравнительного анализа: временной период выполнения полета, особенности старта, генеральный брифинг, брифинг по спортивным заданиям, технические средства (логгеры) для записи трека полета, требования к записи трека, сдача треков и отчетов по полету, время подсчета результатов, публикация результатов, возможность получить комментарии по подсчету очков, подать жалобу или протест, официальная информационная доска соревнований, выполнение команды «ковер» в случае внезапного ухудшения погоды уже после начала выполнения заданий [3], количество участников соревнований, новые пилоты, принимающие участие во всероссийских спортивных соревнованиях.

На основном этапе исследования в период с 2000 по 2022 год проводилось включенное наблюдение с позиций «спортсмен-пилот», «судья», «тренер», «организатор» на следующих российских и международных соревнованиях:

- в традиционном формате: 14-й кубок России по воздухоплавательному спорту (2020), 26-й чемпионат России по воздухоплавательному спорту (2021), 15-й кубок России по воздухоплавательному спорту (2021), 5-й чемпионат мира по воздухоплавательному спорту среди молодежи (2021), 22-й чемпионат Европы по воздухоплавательному спорту (2021), 27-й чемпионат России по воздухоплавательному спорту» (2021), 16 -й кубок России по воздухоплавательному спорту» (2022);

- в дистанционном формате: «Ранние пташки» (международные соревнования, 2020), «ВаПоопЬ^е» (международные соревнования, 2021), 1-й кубок Флаймонитора (всероссийские соревнования, 2022).

На заключительном этапе в 2023 году был выполнен сравнительный анализ полученных эмпирическим путем данных и оформлены выводы исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Развитие воздухоплавательного спорта, официально признанного в России трудно развиваемым спортивным видом, строится в русле системно-деятельностного и лично-стно-ориентированного подходов. Основатель деятельностного подхода А.Н. Леонтьев определил деятельность как «систему различных форм реа -лизации отношений субъекта к миру объектов» [2], а его последователи выделили внешнюю (предметно-практическую) и внутреннюю (теоретическую, творческую) формы деятельности. Все это дало возможность сформулировать понятие системной деятельности в воздухоплавательном спорте, под которой подразумеваем сочетание теоретической и практиче -ской форм деятельности по совершенствованию: спортсменов-пилотов в выполнении навигационных расчетов и пилотировании летательных аппаратов с целью выполнения спортивных заданий и соревнования с другими спортсменами-пилотами; спортсменов-техников в обеспечении слаженной работы по подготовке летательных аппаратов к полетам, сборки и разборки оборудования, расчете наземного маршрута «команды подбора» в соответствии с траекторией полета теплового аэростата под управлением спортсмена-пилота, ведении радиообмена со спортсменом-пилотом, осуществлении доставки оборудования для полета на место старта и «подбора» спортсмена-пилота по завершении полета [6].

Личностно-ориентированный подход [1, 8] в воздухоплавательном спорте детерминирует способы постановки целей и построения траектории спортивной подготовки на основе индивидуальных особенностей спортсменов-пилотов и спортсменов-техников. Таким образом, в основе разви -тия воздухоплавательного спорта лежит баланс между системным подхо -дом к организации спортивной подготовки и соревновательной деятельно -сти и индивидуальным подходом к выбору средств и методов постановки спортивных целей и построения траектории спортивной подготовки спортсменов, в особенности на этапах совершенствования и высшего спортивного мастерства. При организации спортивных соревнований в воздухоплавательном спорте этот баланс реализуется через базовый принцип соз -дания равных условий для спортсменов. Сравнительный анализ специфики организации различных видов соревнований представлен в таблице.

Особенности организации соревнований в традиционном и дистанционном форматах

Критерии Соревнования

в традиционном формате в дистанционном формате

Место проведения Единое пространство в одном из регионов в соответствии с законодательством РФ и погодными условиями Соревнующиеся участники выполняют спортивные полеты в своих регионах в соответствии с законодательством РФ и погодными условиями

Продолжение

Критерии Соревнования

в традиционном формате в дистанционном формате

Временной период выполнения полета 3-4 часа после оглашения заданий 1-2 месяца после оглашения (публикации) заданий

Особенности старта Общий или индивидуальный Индивидуальный

Генеральный брифинг Проводится очно Проводится с использованием современных информационных технологии в режиме видеоконференции

Брифинг по спортивным заданиям Проводится очно Проводится с использованием современных информационных технологии дистанционно с помощью чатов в мессенджере «WhаtsАpp»

Технические средства(лог-геры) для записи трека полета Идентичные, обычно выдаются судейской бригадой, допускаются GPS спортсменов-пилотов с единым, заданным судейской бригадой форматом данных GPS спортсменов-пилотов с единым, заданным судейской бригадой форматом данных

Требования к записи трека Не менее одной точки в секунду Не менее одной точки в секунду

Сдача треков и отчетов по полету Не позднее чем через 3 часа по завершении полёта Отчет сдается не позднее чем через 3 часа по завершении полета, трек - не позднее чем через сутки

Время подсчета результатов Несколько часов после полета В течение суток по московскому времени после получения трека и отчета

Публикация результатов С минимальной задержкой после завершения подсчета По завершении зачетного периода по спортивному полету (задержка может составить от 1 дня до 1 месяца в зависимости от даты совершенного полета)

Возможность получить комментарии по подсчету очков, подать жалобу или протест При необходимости очно, по телефону, с помощью электронной почты или в чате мессенджера «WhаtsАpp» После каждого полета по телефону, с помощью электронной почты или в чате мессенджера «WhаtsАpp»

Официальная информационная доска соревнований Реальная и электронная (на сайте в сети Интернет) Электронная (на сайте в сети Интернет)

Окончание

Критерии Соревнования

в традиционном формате в дистанционном формате

Выполнение команды «ковер» в случае внезапного ухудшения погоды уже после начала выполнения заданий Возможно Невозможно

Количество участников соревнований Обычно до 25 человек Не ограничено

Новые пилоты, принимающие участие во всероссийских спортивных соревнованиях Редко (для участия во всероссийских соревнованиях необходимо пройти ряд отборочных этапов) Часто (заявку на участие в дистанционных соревнованиях может подать любой спортсмен-пилот, в соответствии с требованиями правил)

Видим, что при проведении соревнований все пилоты соревнуются в одних и тех же географических и погодных условиях, присутствуют на брифингах, получают одну и ту же метеоинформацию и полетные задания, чаще всего используют идентичные технические средства (логгеры) для записи трека полета, имеют право на объективность при подсчете резуль -татов. Наряду с однозначными позитивными сторонами организации тра -диционных соревнований есть и ряд негативных тенденций. Таких как усталость спортсмена-пилота или спортсмена-техника после выполнения 4-5 полетов подряд или внезапно отказавшая в процессе соревнований матчасть (аэростат, автомобиль сопровождения, навигационные приборы). Это прямая дорога в нижнюю часть итогового протокола. Стремительно подошедший циклон может оставить на земле всех пилотов и сорвать про -ведение соревнований в традиционном формате.

При организации дистанционных соревнований пилоты находятся в разных регионах, однако получают единые полетные задания, имеют возможности для получения информации на онлайн-брифингах и в специальных чатах, самостоятельно определяют необходимые условия для выпол -нения полета и имеют возможность дождаться лучшего метео; право на объективность при подсчете результатов обеспечивается современными информационными технологиями, которые позволяют это делать в уда -ленном режиме. Несмотря на то что спортсмены-пилоты используют разные технические устройства для записи трека полета, требования к записи являются едиными для всех участников соревнований. Длительный зачетный период для выполнения каждого полета позволяет каждому спорт-

смену-пилоту максимально реализовать свой потенциал в анализе метеоусловий, навигационных расчетах, выбрав оптимальные погодные условия, время и место совершения полёта в момент своей наилучшей спортивной формы.

Однако максимально удобный формат для спортсменов на дистан -ционных соревнованиях влечет за собой ряд сложностей при организации работы судей по подсчету очков. Треки с разных устройств и в разных форматах могут прийти на обработку в любое время суток, поскольку спортсмены выполняют полеты в разных регионах и, соответственно, разных часовых поясах. В отличие от соревнований в традиционном формате [5] у каждого спортсмена-пилота будет персональный зачетный период, зависящий от времени его взлета, поэтому для каждого трека проводится отдельный расчет. Возможность технической ошибки судей при подсчете результатов компенсируется индивидуальным обсуждением результатов полета с каждым спортсменом-пилотом, который в отчете по полету указывает значения, высчитанные и ожидаемые им самим. Таким образом, к концу зачетного периода полета каждый спортсмен-пилот уже знает свои результаты. Когда становится понятно, сколько человек реально отлетало именно этот полет, сколько человек соревновалось, между этими участниками и распределяются очки. Формулы вычисления очков обязательно прописываются в правилах соревнований, и каждый пилот может проверить правильность получившихся значений.

Заключение. Проведенный анализ позволяет констатировать, что базовый принцип создания равных условий для спортсменов соблюдается при организации соревнований как в традиционном, так и дистанционном форматах. Однако при всех прочих равных условиях, проведение соревнований в традиционном режиме удобнее для организаторов и судейской бригады, кроме того, данный формат позволяет позиционировать воздухо -плавательный спорт, как максимально зрелищный вид спорта. Проведение соревнований в дистанционном режиме, в свою очередь, позволяет расши -рить географию спортивного воздухоплавания, привлечь новых пилотов к систематическим занятиям воздухоплавательным спортом и участию в спортивных состязаниях.

Список литературы

1. Кочурова Д.А., Быстрова О.Л., Шинкаренко О.В. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе физкультурно-спортив-ной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. № 3. С. 120-126.

2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981, 584 с.

3. Правила вида спорта «воздухоплавательный спорт» [Электронный ресурс]. URL: https://flymonitor.ru/official-documents.html. (дата обращения: 03.06.2023).

4. Селезнева Ю.А., Меняйло И.В. Развитие воздухоплавательного спорта в России на современном этапе // Экстремальная деятельность человека. 2020. № 4 (58). С. 63-65.

5. Селезнева Ю.А., Мораускайте Д.Г. Подготовка судей для воздухоплавательного спорта в России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 10. С. 109-116.

6. Селезнева Ю.А., Чубаров Е.В. К вопросу о формировании понятийного аппарата системы спортивной подготовки в виде спорта воздухо -плавательный спорт в категории свободные (тепловые) аэростаты // Современные технологии в физическом воспитании и спорте: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А.Ю. Фролова. Тула: Изд-во ТППО, 2020, С. 246-250.

7. Таланов А.В. Все о монгольфьерах. М.: ЗАО НПП «Русбал», 2014. С. 267-277.

8. Фудимов В.В. Технология использования различных видов спорта для повышения личностно ориентированной направленности тре -нировочных занятий спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 25 с.

References

1. Kochurova D.A., Bystrova O.L., Shinkarenko O.V. Realizaciya lichnostno-orienti-rovannogo podhoda v processe fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti detej, podrostkov i uchashchejsya molodezhi [Realization of the personality-oriented approach in the process of physical culture and sports activity of children, adolescents and students] // Pedagogiko-psi-hologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2018. No. 3. P. 120-126.

2. Leont'ev A.N. Problemy razvitiya psihiki [Problems of the development of the psyche]. M.: Publishing House of Moscow State University, 1981, 584 p.

3. Pravila vida sporta «vozduhoplavatel'nyj sport» [Rules of the sport "aeronautical sport"] [Electronic resource]. URL: https://flymonitor.ru/official-documents.html. (date of access: 06/03/2023).

4. Selezneva Yu.A., Menyajlo I.V. Razvitie vozduhoplavatel'nogo sporta v Rossii na sovremennom etape [The development of aeronautic sports in Russia at the present stage] // Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2020. No. 4 (58). P. 63-65.

5. Selezneva Yu.A., Morauskajte D.G. Podgotovka sudej dlya vozduhoplavatel'nogo sporta v Rossii [Training of judges for aeronautic sports in Russia] // Izvestiya Tul'skogo go-sudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Iss. 10. P. 109-116.

6. Selezneva Yu.A., Chubarov E.V. K voprosu o formirovanii ponyatijnogo apparata sistemy sportivnoj podgotovki v vide sporta vozduhoplavatel'nyj sport v kategorii svobodnye (teplovye) aerostaty [To the question of the formation of the conceptual apparatus of the system of sports training in the form of aeronautical sports in the category of free (thermal) balloons] // Modern technologies in physical education and sports: collection of articles. materials Vseros. scientific-practical. conf. with international participation / ed. A.Yu. Frolova. Tula: Publishing House of TPPO, 2020, pp. 246-250.

7. Talanov A.V. Vse o mongol'ferah [All about hot air balloons]. M.: CJSC NPP Rusbal, 2014. P. 267-277.

8. Fudimov V.V. Tekhnologiya ispol'zovaniya razlichnyh vidov sporta dlya povy-sheniya lichnostno orientirovannoj napravlennosti trenirovochnyh zanyatij sportsmenov [The technology of using various sports to improve the personality-oriented orientation of the training sessions of athletes]: abstract of the thesis. dis. ... cand. ped. sciences. St. Petersburg, 2012. 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.