УДК 797.54 DOI:
10.24412/2305-8404-2021-12-100-106
МЕТЕОУСЛОВИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР
ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ СПОРТИВНЫХ
И ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПОЛЕТОВ
Ю.А. Селезнева, Н.В. Иванова
Рассмотрены вопросы важности «чтения» спортсменами-пилотами «погод-
ных условий» для подготовки и реализации спортивных полетов. Выявлены
различия
погодных условий при осуществлении утренних и вечерних полетов и
факторы, тре-
бующие пристального внимания спортсмена-пилота для успешного выполнения
спор-
тивных заданий. Определено влияние метеоусловий и прогноза погоды на стратегию и
тактику выполнения спортивного полета.
Ключевые слова: спортсмен-пилот, спортивный и тренеровочный полет, ме-
теопрогноз, спортивные задания, метеоусловия.
WEATHER CONDITIONS
AS AN IMPORTANT FACTOR
WHEN PLANNING SPORTS
AND TRAINING FLIGHTS
Selezneva Y.A., candidate of psychological
sciences, associate professor, pilot, record
holder of Russia, ukka74@list.ru, Russia,
Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedago-gical
University, women's national team in
aeronautics of Russia,
Ivanova N.V., instructor, pilot, ledy.nebo@
yandex.ru, Russia, Dmitrov, Aviation Training
Center "Aerovals", women's national team in
aeronautics of Russia
The issues of the importance of "reading" by
athletes-pilots of "weather conditions" for the
preparation and implementation of sports
flights are considered. Differences in weather
conditions during morning and evening flights
and factors requiring close attention of an
athlete-pilot for successful performance of
sports tasks are revealed. The influence of
weather conditions and weather forecast on
the strategy and tactics of sports flight is de-
termined.
Key words: athlete-pilot, sports and training
flight, weather, sports tasks, weather condi-
tions.
Селезнева Юлия Анатольевна, канд. психол.
наук, доц., пилот, рекордсменка России, ukka74@list.ru,
Россия, Тула, Тульский государственный педагогический
университет имени Л.Н. Толстого, женская сборная ко-
манда по воздухоплавательному спорту России,
Иванова Наталия Викторовна, инструктор,
пилот, ledy.nebo@yandex.ru, Россия, Дмитров, Авиацион-
ный учебный центр «Аэровальс», женская сборная ко-
манда по воздухоплавательному спорту России
На каждом этапе спортивной под-
готовки спортсменов-пилотов большое
внимание уделяется рассмотрению слож-
ных навигационных задач в рамках пла-
нирования и выполнения спортивных за-
даний в ситуациях с различными метео-
условиями [4–7]. В процессе анализа
особенностей спортивной подготовки
спортсменов-пилотов выделили основ-
ные ее компоненты, на которые
необхо-
димо обращать внимание в тренировоч-
ном и соревновательном процессах.
Прогноз погоды – это научно
обоснованное предположение о будущем
состоянии погоды в конкретном пункте в
заданный период, сделанное с помощью методов метеорологической
науки. Для построения кратко- и среднесрочного прогнозов погоды
используются модели атмосферы.
Атмосферная модель представляет собой теоретическую схему
(математическую модель) атмосферы с заданными упрощающими предпо-
ложениями относительно ее свойств. На практике численных прогнозов
погоды модель атмосферы включает систему уравнений гидротермодина-
мики атмосферы, численный алгоритм ее решения и его программную реа-
лизацию [2]. Собственные технологии моделирования глобальной атмо-
сферы имеются только в США, Англии, Канаде, Франции, Японии, Герма-
нии, Австралии, Китае и России. Всего в мире существует 15 глобальных
моделей, из них лишь 8 являются самостоятельно разработанными [3].
Модели делятся на глобальные (охватывающие обширную террито-
рию в тысячу километров) и локальные (охватывающие гораздо меньшие
территории, исчисляемые в сотни километров). Каждая модель решает
задачи, прежде всего, той страны, в которой она разработана (например,
основной задачей американской модели – GFS – является предсказание
цунами и торнадо). При этом все модели как глобальные, так и локальные
практически не анализируют рельеф и местность, если это невысокие
горы, большие акватории (океаны и моря). Кроме того, следует учитывать,
что на обработку информации для построения прогностической модели
требуется значительное количество времени: все локальные модели обнов-
ляются каждые 3 часа, а глобальные – не чаще 4 раз в сутки.
На метеоусловия, в которых осуществляется полет, большое влия-
ние оказывает рельеф местности [1]. Например, горные массивы в районе
Железноводска, Плещеево озеро в Переславле-Залесском, Мещерский парк
в Рязани или Ясная Поляна в Туле практически не
учитываются ни гло-
бальными, ни локальными моделями, но всегда по-своему будут влиять на
условия осуществления полетов. Понимая, что обновление метеомоделей
происходит не чаще чем раз в три часа, необходимо учитывать результаты
собственного визуального наблюдения погодных явлений. Один из наибо-
лее характерных примеров: летом, в жару, при повышенной влажности
может сформироваться внутримассовое грозовое облако, которое может не
только повлиять на полет, но и создать чрезвычайную ситуацию.
Давление, влажность и температура – это три основных источника
на которых держится весь прогноз, именно на них спортсмену-пилоту сто-
ить обращать особое внимание. Если понимать, что «откуда берется» и «во
что это перерождается», то планирование полетов будет максимально гра-
мотным и безопасным.
Синоптическая ситуация – отражение совокупности взаимно свя-
занных воздушных масс, фронтов, циклонов и антициклонов, других атмо-
сферных объектов над некоторым участком земной поверхности, опреде-
ляющее состояние погоды на этом участке [2]. Синоптическая ситуация в
регионе также оказывает большое влияние на планирование и произведе-
ние полета. К примеру, если недалеко от района полета проходит холод-
ный фронт, то направление ветра будет смещено в его сторону больше,
нежели это ожидалось по прогнозу. Также на скорость и направление про-
гнозного ветра существенное влияние оказывает формирование внутри-
массовых гроз. В этом случае ветер будет смешаться и ускоряться в сто-
рону грозового облака.
Время – еще один важный фактор, который необходимо учитывать
при анализе метеоинформации при подготовке к полету. Спортивный или
тренировочный полет может продолжаться как 15 мин, так и несколько
часов (рекордные полеты, которые могут длиться несколько суток, в этом
исследовании не рассматриваем). Поэтому важным фактором при плани-
ровании полета является изменение погодных условий к его завершению.
Один–два часа – это весьма значительный промежуток времени, за кото-
рый происходит ряд изменений в показателях температуры, давления,
влажности. Например, при взлете температура составляет +10 ºС, а при
посадке +18 ºС. При этом спортсмен-пилот должен ясно понимать, что
изменится не только температура воздуха, но и его влажность (при повы-
шении температуры она понижается) и давление. Несмотря на то, что дав-
ление является наиболее стабильным показателем (в сутки оно меняется в
среднем на 3–4 гПа), даже незначительные изменения повлияют на линию
изобар (линия постоянного давления), которая, в свою очередь, повлечет за
собой изменение направления и скорости ветра. Спортсмену-пилоту важно
помнить, что никогда показатели метеоусловий при взлете и посадке не
будут одинаковыми. Погода – это динамичный процесс совокупности
значений метеорологических элементов и атмосферных явлений [8].
Прогноз погоды, который спортсмен-пилот использует для по-
строения плана полета, – это, прежде всего, предположение. Существует
процент погрешности и в его данных, и во времени его прихода. Для ана-
лиза фактической летной погоды необходимо учитывать информацию о
погоде до полета, на момент взлета и к концу полета, чтобы проанализиро-
вать «что было» и «пришел ли уже тот прогноз, который был обещан на
данное время». Весьма вероятна ситуация, когда прогноз «задержался» и
придет во время полета, или наоборот, когда изменение погодных условий
произошло раньше и в ходе полета следует ожидать прогноз, который
обещали через два–три часа.
Различие погодных условий при осуществлении утренних и вечер-
них полетов представлено в табл. 1.
Для понимания важности влияния погодных условий на планирова-
ние и выполнение спортивных заданий в рамках спортивных и трениро-
вочных полетов авторами был проанализирован опыт пилотов сборной
команды России по воздухоплавательному спорту и главных судей круп-
ных соревнований в России и Европе (табл. 2).
Таблица 1
Различие погодных условий при осуществлении утренних
и вечерних полетов
Факторы влияния
Утренний полет
Более широкая ветровая
«вилка» (изменение направле-
Вечерний полет
Ветровая «вилка» гораздо уже
и раскрывается ближе к концу
Ветер ния ветра по высотам). К концу полета, ветер к заходу
солнца
Длительность полета
в зависимости от про-
грева Земли (термиче-
ская активность)
Скорость
полета «вилка» сократится, ве-
тер станет строго прогнозным
Полеты можно совершать по-
ложительностью до 2–3 часов
Скорость на посадке будет
больше, чем при взлете
стихает
Полет редко составляет более
одного часа, осуществляется
перед закатом
Скорость на посадке обычно
меньше, чем при взлете
Таблица 2
Влияние понимания метеоусловий и прогноза погоды на стратегию
и тактику выполнения спортивного полета
Соревнования,
место, время
XVIII Международные
Горские соревнования
по воздухоплаванию,
29.04–03.05. 2017 г.,
г. Кросно, вечерний
полет, 4 задания
15-й Международный
культурно-зрелищный
спортивный фестиваль
воздухоплавания
«Небо России-2017»,
08–15.08.2017 г.
Рязань, вечерний полет,
5 заданий
Заданный
спортивной
дирекцией
прогноз
Все задания
были постав-
лены на про-
гноз, кото-
рый прихо-
дил во время
полета
Все задания
были постав-
лены на про-
гноз, кото-
рый пришел
к началу по-
лета
Нюансы
рельефа или
изменения
прогноза
По всем прогно-
зам необходи-
мый поворот
ветра приходил
к заходу солнца
Жаркое лето,
высокая терми-
ческая актив-
ность, влияю-
щая на полет,
сохраняется
долго. Ветер
стабилизируется
и встает на про-
гноз к заходу
солнца
Зависимость понимания
влияния «метео» на
спортивный результат *
Общий старт, при замере зон-
да направление было мимо
заданий на 10–12 º. Прогноз-
ный ветер, на который были
построены задания, пришел с
опозданием. Пилот из России
улетел за 10 с до конца стар-
тового периода. Прогноз при-
шел уже в полете. Полет вы-
игран практически с макси-
мальным кол-вом очков. «Ру-
лить» не было необходи-
мости, ветер сам нес аэростат
по заданиям
Летом, на вечерний полет
термическая активность, вли-
яющая на полет, сохраняется
долго. При запуске зонда на
месте взлета, ветер встал на
прогнозный и многие пилоты
полетели. Пилот, который
дождался стихания «терми-
ков» и полетел позже, выиг-
рал весь полет за счет ста-
бильности ветра
Окончание табл. 2
Соревнования,
место, время
31-й чемпионат
Польши по воздухо-
плавательному спорту,
05.08–09.08.2015 г.,
г. Наленчув, утренний
полет, 7 заданий
Открытый чемпионат
Московской области
по воздухоплава-
тельному спорту,
23.05–27.05.2019 г.,
г. Клин, вечерний
полет, 4 задания
Заданный
спортивной
дирекцией
прогноз
Все задания
были постав-
лены на про-
гноз
Задание
LRN
Нюансы
рельефа или
изменения
прогноза
Утренний по-
лет, чаще всего
к концу полета
приходит раз-
дув, но в этот
раз по всем про-
гнозам прихо-
дило стихание
Чаще всего
смена направ-
ления ветра
происходит на
высоте 2000 м,
там, где закан-
чивается «слой
трения»
Зависимость понимания
влияния «метео» на
спортивный результат
Тактика полета состояла в
том, чтобы взлететь как
можно раньше, первые за-
дания, выполнить быстро,
пусть и с небольшим резуль-
татом, так долететь до край-
них заданий с сильным зату-
ханием ветра не составляло
возможным
Направление у Земли было
примерно 45 º, с подъемом до
высоты 700 м направление
составляло около 340 º, на
1500 м – 20 º. Почти все пи-
лоты работали в данной
«вилке», никто не посмотрел
прогноз выше
Примечание: * – например, наилучшее выполнение захода на крест с учетом рельефа
или наилучшее суммарное выполнение всех заданий на полет при понима-
нии тенденции стихания ветра или на перемену его направления.
В первом случае высокий спортивный результат был обусловлен
решением, принятым спортсменом-пилотом на основе анализа тенденции
развития метеоусловий. При сравнении прогнозов погоды, синоптической
ситуации и реальных наблюдений была вычислена скорость изменения
направления ветра.
Во втором случае спортсмен-пилот принял решение подождать,
пока высокая термическая активность (восходящие и нисходящие потоки
ветра, обусловленные неравномерным прогревом подстилающей поверх-
ности) стихнет и стихийные, разнонаправленные потоки воздуха не поме-
шают ему выполнить спортивные задания.
В третьем случае с хорошим результатом завершили полет только
те спортсмены-пилоты, которые смогли правильно оценить тенденцию к
стиханию ветра. Стартовав насколько возможно рано, они успели выпол-
нить все задания.
Преимущество при выполнении задания получил спортсмен-пилот,
который помнил о правиле «смены направления ветра на высоте 2000 м».
В этот день на высоте примерно 1700–2000 м ветер «доворачивал» направо
и ложился «почти на обратный курс» – 1400–1200 º. При этом остальные
спортсмены-пилоты, понимая, что предложенное задание, в целом,
«ложится» в прогноз направления ветра от 0 до 1000 м, работали в данной
«вилке», не поднимаясь выше.
Подводя итоги нашего исследования по проблеме влияния метеоус-
ловий на планирование и выполнение спортивных полетов, необходимо
подчеркнуть высокую значимость теоретического и практического изуче-
ния данного вопроса спортсменами-пилотами. При равных возможностях,
понимание развития метеоусловий позволяет спортсменам-пилотам дос-
тичь лучших результатов на соревнованиях.
Список литературы
1. Астапенко П.Д., Баранов А.М., Шварев И.М. Авиационная
метеорология. М., 1985, 263 с.
2. Глоссарий // Гидрометцентр [Электронный ресурс]. URL: https://
meteoinfo.ru/glossary (дата обращения: 10.11.21).
3. Модели глобальной атмосферы и Мирового океана: алгоритмы и
суперкомпьютерные технологии: учеб. пособие / М.А. Толстых [и др.]. М.:
Изд-во МГУ, 2013. 144 с.
4. Положение о порядке организации и проведения соревнований по
воздухоплавательному спорту, всероссийских и международных спор-
тивно-массовых воздухоплавательных мероприятий на территории России
// Федерация воздухоплавательного спорта России [Электронный ресурс].
URL: https: // ballooning.ru/wp-content/uploads/2016/11/Trebovanie-FVR.pdf
(дата обращения: 25.08.2021).
5. Правила вида спорта «воздухоплавательный спорт» [Электрон-
ный ресурс]. URL: https://flymonitor.ru/official-documents.html (дата обра-
щения: 25.08.2021).
6. Селезнева Ю.А. Особенности подготовки в воздухоплавательном
спорте в категории свободные (тепловые) аэростаты // Экстремальная дея-
тельность человека. 2020. № 3 (57). С. 40–44.
7. Селезнева Ю.А., Меняйло И.Г. Развитие воздухоплавательного
спорта в России на современном этапе // Экстремальная деятельность че-
ловека. 2020. № 4 (58). С. 63–65.
8. Шметер С.М. Метеорология для воздухоплавателей и пилотов:
монография. М.: Центр. аэрологич. обсерватория, 2009. 288 с.
References
1. Astapenko P.D., Baranov A.M., Shvarev I.M. Aviacionnaya meteorologiya [Avia-
tion
meteorology]. M., 1985,
263 p.
2. Glossarij [Glossary] // Hydrometeorological Center [Electronic
resource]. URL:
https://meteoinfo.ru/glossary (date of access: 10.11.21).
3. Modeli global'noj atmosfery i Mirovogo okeana: algoritmy i superkomp'yuternye
tekhnologii [Models of the global atmosphere and the World Ocean: algorithms
and super-
computer technologies]: textbook. allowance / M.A. Tolstykh [et al.].
M.: MSU Publishing
House,
2013. 144
p.
4. Polozhenie o poryadke organizacii i provedeniya sorevnovanij po vozduhoplava-
tel'nomu sportu, vserossijskih i mezhdunarodnyh sportivno-massovyh
vozduhoplavatel'nyh
meropriyatij na territorii Rossii [Regulations on the procedure for
organizing and holding
competitions in aeronautical sports, all-Russian and international
sports-mass aeronautical
events on the territory of Russia] // Federation of Aeronautical Sports of
Russia [Electronic
resource]. URL:
https://ballooning.ru/wp-content/uploads/2016/11/Trebovanie-FVR.pdf (date
accessed:
25.08.2021).
5. Pravila vida sporta «vozduhoplavatel'nyj sport» [The rules of the sport
"aeronauti-
cal sport"] [Electronic resource]. URL:
https://flymonitor.ru/official-documents.html (date of
access: 25.08.2021).
6. Selezneva Yu.A. Osobennosti podgotovki v vozduhoplavatel'nom sporte v katego-
rii svobodnye (teplovye) aerostaty [Features of training in aeronautics in the
category of free
(hot) balloons] // Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human
activity]. 2020.
No. 3 (57). P. 40–44.
7. Selezneva Yu.A., Menyajlo I.G. Razvitie vozduhoplavatel'nogo sporta v Rossii
na
sovremennom etape [The development of aeronautical sports in Russia at the
present stage] //
Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2020. No. 4
(58). P. 63–65.
8. Shmeter S.M. Meteorologiya dlya vozduhoplavatelej i pilotov
[Meteorology for
aeronautics and pilots]: monograph. M.: Center. aerological observatory, 2009.
288 p.