1
Спорт [Sport]
УДК 797.54 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-9-107-112
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ
СПОРТСМЕНОВ-ПИЛОТОВ В ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОМ
СПОРТЕ
Ю.А. Селезнева
Рассмотрены особенности становления и развития спортивной карьеры
спортсменов-пилотов в воздухоплавательном спорте в период с 1989 по 2021 годы.
Сделан анализ сроков подготовки спортсменов-пилотов и результативности их
выступлений в различные периоды времени.
Ключевые слова: воздухоплавательный спорт, спортсмены-пилоты, свобод-
ный аэростат, тепловой аэростат, спортивная карьера.
ANALYSIS OF THE SPORTS CAREER Селезнева Юлия Анатольевна, канд. психол.
DEVELOPMENT OF ATHLETES-PILOTS наук, доц., ukka74@list.ru, Россия, Тула, Тульский госу-
IN HOT AIR BALLOON SPORT дарственный педагогический университет им. Л.Н. Тол-
стого
Selezneva Y.A., candidate of psychological
sciences, associate professor, ukka74@list.ru, Воздухоплавательный спорт – это
Russia, Tula, Tula State Pedagogical Univer-
sity of L.N. Tolstoy осознанный выбор взрослых людей. Для
спортсмена-пилота занятие данным ви-
The features of the formation and develop-
ment of the sports career of athletes-pilots in дом спорта подразумевает, прежде всего,
hot air balloon sports in the period from 1989 наличие лицензии «пилота гражданской
to 2021 are considered. The analysis of the авиации в категории «свободный аэро-
terms of training of sportsmen-pilots and the
effectiveness of their performances in differ- стат». Кроме того, ему необходимо иметь
ent periods of time is made. собственное или находящееся в его сво-
Key words: hot air balloon sport, athletes- бодном пользовании спортивное обору-
pilots, free balloon, hot air balloon, sports дование (аэростат, прицеп, машину, ра-
career. диостанцию, навигационные приборы
и т. п.), создать свою спортивную команду (экипаж аэростата, в который
входят спортсмены-техники, занимающиеся сбором-разбором аэростата,
навигацией, расчетом выполнения заданий на земле и в небе, транспорти-
ровкой оборудования и наземным сопровождением воздушного судна), об-
ладать достаточным временем и средствами для организации тренировоч-
ного процесса и выезда на спортивные соревнования [8]. Все это только
верхняя часть «айсберга», так сказать, материальная. Ко второй части,
гораздо менее заметной со стороны, относим возрастные и индивидуаль-
ные особенности спортсменов, методику спортивной подготовки и осо-
бенности организации тренировочного процесса и т. п. [1, 5, 7].
Целью данного исследования стало выявление закономерностей в
становлении и развитии спортивной карьеры спортсменов-пилотов.
В настоящее время в России подготовлено более 400 действующих
пилотов свободных (тепловых) аэростатов, из них 149 чел. являются пило-
тами-спортсменами, только 69 чел. на сегодняшний день выступают на
107
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
спортивных соревнованиях регионального и межрегионального уровней и
36 чел. – на соревнованиях всероссийского и международного уровней [6].
Самому молодому спортсмену-пилоту в 2021 году исполнилось
25 лет, самому возрастному – 66 лет (до недавнего времени самым возрас-
тным спортивным пилотом России являлся М.А. Найдорф, скончавшийся
на 83-м году жизни 31.07.2021 [2]).
Средний возраст спортсменов-пилотов в России – 44,3 года. Доля
«молодых» спортсменов-пилотов (моложе 35 лет) составляет 18 %, спорт-
сменов-пилотов в возрасте 36–45 лет – 37,5 %, 46–55 лет – 29 %, старше
56 лет – 15,5 %.
От момента получения лицензии пилота до начала спортивной
карьеры спортсмена-пилота проходит от 1 до 14 лет (в среднем 2,75 года).
Это связано с квалификационными требованиями к спортсменам-пилотам.
Пунктом правил 2.31 определяется количество часов налета спортсмена-
пилота для допуска к соревнованиям: «Спортсмен, выполняющий функции
пилота-командира теплового аэростата, должен получить право (полномо-
чия) действовать в качестве пилота-командира того подкласса аэростатов,
для которого проводится мероприятие, минимум за 6 месяцев до начала
мероприятия. Каждый пилот-командир должен иметь не менее 40 часов
налета в качестве пилота-командира аэростатов нужного подкласса к
моменту окончания приема заявок» [3]. Наиболее результативные спорт-
смены, входящие в ТОП–10 рейтинга российских спортивных пилотов,
начали тренировки через 2,1 года после получения лицензии.
Средняя продолжительность активной спортивной карьеры в рос-
сийском воздухоплавательном спорте в настоящее время составляет
7,3 года, причем для спортсменов ТОП–10 национального рейтинга (по
состоянию на 2019 год) –10,8 года.
Опыт спортсмены-пилоты приобретают в процессе тренировок и
участия в соревнованиях. Результаты анализа количественных и качест-
венных характеристик тренировочного и соревновательного процессов
приведены в табл. 1.
Таблица 1
Базовые характеристики тренировочного и соревновательного
процессов спортсменов-пилотов
Позиция Тренировочный процесс Соревновательный процесс
пилота в Кол-во Регионы Кол-во Уровень
национальном часов налета полетов соревнований соревнований
рейтинге в год в год
Международный
4–6 регионов
Национальный
1–10-я > 100 (включая ≥ 4
Межрегиональный
«домашний»)
Региональный
108
3
Спорт [Sport]
Окончание табл. 1
Позиция Тренировочный процесс Соревновательный процесс
пилота в Кол-во Регионы Кол-во Уровень
национальном часов налета полетов соревнований соревнований
рейтинге в год в год
Международный
4–5 регионов
Национальный
11–20-я > 80 (включая ≥ 3
Межрегиональный
«домашний»)
Региональный
Международный
3–4 региона
Национальный
21–30-я ≥ 60 (включая ≥ 2
Межрегиональный
«домашний»)
Региональный
3–4 региона Национальный
31–40-я ≥ 50 (включая ≥ 2 Межрегиональный
«домашний») Региональный
3–4 региона Национальный
41–50-я ≥ 35 (включая ≥ 1 Межрегиональный
«домашний») Региональный
1–2 региона Межрегиональный
≥ 1
≥ 51-я ≥ 35 (в осн. «домашний») Региональный
Фактически видим, что увеличение часов налета и расширение гео-
графии полетов закономерно ведет к росту квалификации спортсмена-
пилота, а возможность выступать на соревнованиях более высокого уровня
– к росту его спортивного мастерства.
По статистике, при стабильном тренировочном процессе первые
высокие спортивные результаты (1–10-я позиции в итоговом протоколе
региональных и межрегиональных соревнований) пилоты начинают пока-
зывать ко второму-третьему годам выступлений, занимать 1–10-ю позиции
в итоговом протоколе всероссийских соревнований – к четвертому-пятому
годам выступлений.
Анализ статистических данных показал, что в основной состав
сборной команды России включаются спортсмены с опытом спортивных
выступлений не менее 4 лет (в среднем 5 лет), в молодежную сборную – не
менее 2 лет (в среднем 2,3 года), в женскую сборную – не менее 2 лет
(в среднем 3 года). Снижение «порога» связано со значительным уменьше-
нием конкуренции среди спортсменов-пилотов в категориях «молодежь» и
«женщины».
Интересная картина проявилась в анализе спортивной карьеры
относительно временного периода получения пилотской лицензии
(табл. 2).
109
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
Таблица 2
Соотношение периода получения спортивной лицензии и особенностей
развития спортивной карьеры спортсменов-пилотов
Период Период до на- Продолжитель- Результатив- Завершенность
получения чала спортивной ность спортив- ность выступ- спортивной
лицензии карьеры (сред- ной карьеры по лений в спорте, карьеры по со-
нее значение), состоянию на % стоянию на
лет 01.08.2021, 01.08.2021, %
(среднее значе-
ние), лет
1989–2000 3,8 18,2 44,4 88,9
2001–2010 2,9 8,1 60,0 70,0
2011–2020 2,5 4,8 64,4 60,0
В течение первого периода получения спортивной лицензии (с 1989
по 2000 годы) в России происходило становление воздухоплавания и воз-
духоплавательного спорта, для получения лицензии пилоты проходили
обучение в Великобритании, Польше, Литве и т. д. В России не существо-
вало четких регламентов ни в тренировочном, ни в соревновательном про-
цессах, становясь спортсменами, пилоты осваивали спорт «по наитию», в
основном самостоятельно, участвуя в фестивалях, фиестах, соревнованиях
различного уровня, в том числе международных. В этот период лицензию
пилота свободного аэростата получили 20 % российских спортсменов-
пилотов.
В течение второго периода (с 2001 по 2010 годы) были выработаны
четкие регламенты проведения российских спортивных соревнований, но
при этом тренировочный процесс спортсменов также оставался самостоя-
тельным. В этот период лицензию пилота свободного аэростата получили
30 % российских спортсменов-пилотов. Увеличилась результативность
выступлений российских пилотов на соревнованиях, получен первый серь-
езный результат на международной арене – серебро на чемпионате Европы
2008 г. Порядка 30 % пилотов, получивших лицензию в этот период, про-
должают свою спортивную карьеру в настоящее время.
В течение третьего периода (с 2011 по 2020 годы), когда лицензию
пилота свободного аэростата получили 50 % действующих российских
спортсменов-пилотов, была выработана и апробирована методика трени-
ровки спортсменов и сборных команд, что позволило увеличить и стабили-
зировать результативность спортсменов. «Российские пилоты тепловых
аэростатов стабильно входят в ТОП–20 на чемпионатах Европы и мира, в
том числе женских и молодежных. Наивысшие результаты – серебро в
личном зачете на чемпионате Европы в 2017 г., бронза в личном зачете на
чемпионате мира в 2018 г., золото в командном зачете на чемпионате мира
110
5
Спорт [Sport]
в 2018 г., бронза в командном зачете на чемпионате мира среди молодежи
в 2018 г.» [6]. Также в этот период было установлено 89 российских и
16 мировых рекордов в различных дисциплинах и категориях, в том числе
один абсолютный рекорд мира [4].
Таким образом, можем сделать вывод, что совершенствование сис-
темы спортивной подготовки позволяет сократить срок подготовки спорт-
сменов-пилотов и увеличить их стабильную результативность. В то же
время делать выводы о продолжительности спортивной карьеры на данный
момент преждевременно, поскольку 30 % спортсменов-пилотов, получив-
ших лицензию в 2001–2010 гг., и 50 % спортсменов-пилотов, получивших
лицензию в 2011–2020 гг., еще не завершили свои спортивные карьеры.
Список литературы
1. Губа В.П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и
прогнозирования (морфобиомеханический подход): науч.-метод. пособие.
М.: Советский спорт, 2012. 384 с.
2. И вот он улетел насовсем // Федерация воздухоплавательного
спорта России [Электронный ресурс]. URL: http://ballooning.ru (дата обра-
щения: 01.08.2021).
3. Правила вида спорта «воздухоплавательный спорт» [Электрон-
ный ресурс]. URL: https://flymonitor.ru/official-documents.html (дата обра-
щения: 24.07.2021).
4. Рекорды воздухоплавателей: аэростаты, дирижабли //
FLYMONITOR.RU [Электронный ресурс]. URL: https://flymonitor.ru/
records/ (дата обращения: 01.08.2021).
5. Селезнева Ю.А. Особенности подготовки в воздухоплавательном
спорте в категории свободные (тепловые) аэростаты // Экстремальная дея-
тельность человека. 2020. № 3 (57). С. 40–44.
6. Селезнева Ю.А., Меняйло И.Г. Развитие воздухоплавательного
спорта в России на современном этапе // Экстремальная деятельность
человека. 2020. № 4 (58). С. 63–65.
7. Селезнева Ю.А., Чубаров Е.В. К вопросу о формировании поня-
тийного аппарата системы спортивной подготовки в виде спорта «воздухо-
плавательный спорт» в категории свободные (тепловые) аэростаты //
Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы
Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А.Ю. Фролова.
Тула: Изд-во ТППО, 2020. С. 246–250.
8. Таланов А.В. Все о воздушных шарах. М.: АСТ Астрель, 2002.
269 с.
111
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
References
1. Guba V.P. Osnovy sportivnoj podgotovki. Metody ocenki i prognozirovaniya
(morfobiomekhanicheskij podhod) [Fundamentals of sports training. Assessment and fore-
casting methods (morphobiomechanical approach)]: scientific method. allowance. M.: Soviet
sport, 2012. 384 p.
2. I vot on uletel nasovsem [And now he flew away for good] // Federation of Aero-
nautical Sports of Russia [Electronic resource]. URL: http://ballooning.ru (date of access:
01.08.2021).
3. Pravila vida sporta «vozduhoplavatel'nyj sport» [The rules of the sport "aeronauti-
cal sport"] [Electronic resource]. URL: https://flymonitor.ru/official-documents.html (date of
access: 24.07.2021).
4. Rekordy vozduhoplavatelej: aerostaty, dirizhabli [Records of aeronautics: baloons,
airships] // FLYMONITOR.RU [Electronic resource]. URL: https://flymonitor.ru/records/
(date accessed: 01.08.2021).
5. Selezneva Yu.A. Osobennosti podgotovki v vozduhoplavatel'nom sporte v katego-
rii svobodnye (teplovye) aerostaty [Features of training in aeronautics in the category of free
(hot) balloons] // Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2020.
No. 3 (57). P. 40–44.
6. Selezneva Yu.A., Menyajlo I.G. Razvitie vozduhoplavatel'nogo sporta v Rossii na
sovremennom etape [The development of aeronautical sports in Russia at the present stage] //
Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2020. No. 4 (58). P. 63–65.
7. Selezneva Yu.A., Chubarov E.V. K voprosu o formirovanii ponyatijnogo apparata
sistemy sportivnoj podgotovki v vide sporta «vozduhoplavatel'nyj sport» v kategorii svobod-
nye (teplovye) aerostaty [To the question of the formation of the conceptual apparatus of the
system of sports training in the form of sports aeronautical sports in the category of free (hot)
balloons] // Modern technologies in physical education and sports: materials of the All-Rus-
sian. scientific-practical conf. with int. participation / ed. A.Yu. Frolov. Tula: Publishing
house TPPO, 2020. P. 246–250.
8. Talanov A.V. Vse o vozdushnyh sharah [All about balloons]. M.: AST Astrel,
2002. 269 p.
112