Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ СПОРТСМЕНОВ-ПИЛОТОВ В ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОМ СПОРТЕ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ СПОРТСМЕНОВ-ПИЛОТОВ В ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОМ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздухоплавательный спорт / спортсмены-пилоты / свободный аэростат / тепловой аэростат / спортивная карьера / hot air balloon sport / athletes-pilots / free balloon / hot air balloon / sports career

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Селезнева Юлия Анатольевна

Рассмотрены особенности становления и развития спортивной карьеры спортсменов-пилотов в воздухоплавательном спорте в период с 1989 по 2021 годы. Сделан анализ сроков подготовки спортсменов-пилотов и результативности их выступлений в различные периоды времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Селезнева Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SPORTS CAREER DEVELOPMENT OF ATHLETES-PILOTS IN HOT AIR BALLOON SPORT

The features of the formation and development of the sports career of athletes-pilots in hot air balloon sports in the period from 1989 to 2021 are considered. The analysis of the terms of training of sportsmen-pilots and the effectiveness of their performances in different periods of time is made.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ СПОРТСМЕНОВ-ПИЛОТОВ В ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОМ СПОРТЕ»

1

Спорт [Sport]

УДК 797.54 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-9-107-112

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

СПОРТСМЕНОВ-ПИЛОТОВ В ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОМ

СПОРТЕ

Ю.А. Селезнева

Рассмотрены особенности становления и развития спортивной карьеры

спортсменов-пилотов в воздухоплавательном спорте в период с 1989 по 2021 годы.

Сделан анализ сроков подготовки спортсменов-пилотов и результативности их

выступлений в различные периоды времени.

Ключевые слова: воздухоплавательный спорт, спортсмены-пилоты, свобод-

ный аэростат, тепловой аэростат, спортивная карьера.

ANALYSIS OF THE SPORTS CAREER Селезнева Юлия Анатольевна, канд. психол.

DEVELOPMENT OF ATHLETES-PILOTS наук, доц., ukka74@list.ru, Россия, Тула, Тульский госу-

IN HOT AIR BALLOON SPORT дарственный педагогический университет им. Л.Н. Тол-

стого

Selezneva Y.A., candidate of psychological

sciences, associate professor, ukka74@list.ru, Воздухоплавательный спорт – это

Russia, Tula, Tula State Pedagogical Univer-

sity of L.N. Tolstoy осознанный выбор взрослых людей. Для

спортсмена-пилота занятие данным ви-

The features of the formation and develop-

ment of the sports career of athletes-pilots in дом спорта подразумевает, прежде всего,

hot air balloon sports in the period from 1989 наличие лицензии «пилота гражданской

to 2021 are considered. The analysis of the авиации в категории «свободный аэро-

terms of training of sportsmen-pilots and the

effectiveness of their performances in differ- стат». Кроме того, ему необходимо иметь

ent periods of time is made. собственное или находящееся в его сво-

Key words: hot air balloon sport, athletes- бодном пользовании спортивное обору-

pilots, free balloon, hot air balloon, sports дование (аэростат, прицеп, машину, ра-

career. диостанцию, навигационные приборы

и т. п.), создать свою спортивную команду (экипаж аэростата, в который

входят спортсмены-техники, занимающиеся сбором-разбором аэростата,

навигацией, расчетом выполнения заданий на земле и в небе, транспорти-

ровкой оборудования и наземным сопровождением воздушного судна), об-

ладать достаточным временем и средствами для организации тренировоч-

ного процесса и выезда на спортивные соревнования [8]. Все это только

верхняя часть «айсберга», так сказать, материальная. Ко второй части,

гораздо менее заметной со стороны, относим возрастные и индивидуаль-

ные особенности спортсменов, методику спортивной подготовки и осо-

бенности организации тренировочного процесса и т. п. [1, 5, 7].

Целью данного исследования стало выявление закономерностей в

становлении и развитии спортивной карьеры спортсменов-пилотов.

В настоящее время в России подготовлено более 400 действующих

пилотов свободных (тепловых) аэростатов, из них 149 чел. являются пило-

тами-спортсменами, только 69 чел. на сегодняшний день выступают на

107

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

спортивных соревнованиях регионального и межрегионального уровней и

36 чел. – на соревнованиях всероссийского и международного уровней [6].

Самому молодому спортсмену-пилоту в 2021 году исполнилось

25 лет, самому возрастному – 66 лет (до недавнего времени самым возрас-

тным спортивным пилотом России являлся М.А. Найдорф, скончавшийся

на 83-м году жизни 31.07.2021 [2]).

Средний возраст спортсменов-пилотов в России – 44,3 года. Доля

«молодых» спортсменов-пилотов (моложе 35 лет) составляет 18 %, спорт-

сменов-пилотов в возрасте 36–45 лет – 37,5 %, 46–55 лет – 29 %, старше

56 лет – 15,5 %.

От момента получения лицензии пилота до начала спортивной

карьеры спортсмена-пилота проходит от 1 до 14 лет (в среднем 2,75 года).

Это связано с квалификационными требованиями к спортсменам-пилотам.

Пунктом правил 2.31 определяется количество часов налета спортсмена-

пилота для допуска к соревнованиям: «Спортсмен, выполняющий функции

пилота-командира теплового аэростата, должен получить право (полномо-

чия) действовать в качестве пилота-командира того подкласса аэростатов,

для которого проводится мероприятие, минимум за 6 месяцев до начала

мероприятия. Каждый пилот-командир должен иметь не менее 40 часов

налета в качестве пилота-командира аэростатов нужного подкласса к

моменту окончания приема заявок» [3]. Наиболее результативные спорт-

смены, входящие в ТОП–10 рейтинга российских спортивных пилотов,

начали тренировки через 2,1 года после получения лицензии.

Средняя продолжительность активной спортивной карьеры в рос-

сийском воздухоплавательном спорте в настоящее время составляет

7,3 года, причем для спортсменов ТОП–10 национального рейтинга (по

состоянию на 2019 год) –10,8 года.

Опыт спортсмены-пилоты приобретают в процессе тренировок и

участия в соревнованиях. Результаты анализа количественных и качест-

венных характеристик тренировочного и соревновательного процессов

приведены в табл. 1.

Таблица 1

Базовые характеристики тренировочного и соревновательного

процессов спортсменов-пилотов

Позиция Тренировочный процесс Соревновательный процесс

пилота в Кол-во Регионы Кол-во Уровень

национальном часов налета полетов соревнований соревнований

рейтинге в год в год

Международный

4–6 регионов

Национальный

1–10-я > 100 (включая ≥ 4

Межрегиональный

«домашний»)

Региональный

108

3

Спорт [Sport]

Окончание табл. 1

Позиция Тренировочный процесс Соревновательный процесс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пилота в Кол-во Регионы Кол-во Уровень

национальном часов налета полетов соревнований соревнований

рейтинге в год в год

Международный

4–5 регионов

Национальный

11–20-я > 80 (включая ≥ 3

Межрегиональный

«домашний»)

Региональный

Международный

3–4 региона

Национальный

21–30-я ≥ 60 (включая ≥ 2

Межрегиональный

«домашний»)

Региональный

3–4 региона Национальный

31–40-я ≥ 50 (включая ≥ 2 Межрегиональный

«домашний») Региональный

3–4 региона Национальный

41–50-я ≥ 35 (включая ≥ 1 Межрегиональный

«домашний») Региональный

1–2 региона Межрегиональный

≥ 1

≥ 51-я ≥ 35 (в осн. «домашний») Региональный

Фактически видим, что увеличение часов налета и расширение гео-

графии полетов закономерно ведет к росту квалификации спортсмена-

пилота, а возможность выступать на соревнованиях более высокого уровня

– к росту его спортивного мастерства.

По статистике, при стабильном тренировочном процессе первые

высокие спортивные результаты (1–10-я позиции в итоговом протоколе

региональных и межрегиональных соревнований) пилоты начинают пока-

зывать ко второму-третьему годам выступлений, занимать 1–10-ю позиции

в итоговом протоколе всероссийских соревнований – к четвертому-пятому

годам выступлений.

Анализ статистических данных показал, что в основной состав

сборной команды России включаются спортсмены с опытом спортивных

выступлений не менее 4 лет (в среднем 5 лет), в молодежную сборную – не

менее 2 лет (в среднем 2,3 года), в женскую сборную – не менее 2 лет

(в среднем 3 года). Снижение «порога» связано со значительным уменьше-

нием конкуренции среди спортсменов-пилотов в категориях «молодежь» и

«женщины».

Интересная картина проявилась в анализе спортивной карьеры

относительно временного периода получения пилотской лицензии

(табл. 2).

109

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

Таблица 2

Соотношение периода получения спортивной лицензии и особенностей

развития спортивной карьеры спортсменов-пилотов

Период Период до на- Продолжитель- Результатив- Завершенность

получения чала спортивной ность спортив- ность выступ- спортивной

лицензии карьеры (сред- ной карьеры по лений в спорте, карьеры по со-

нее значение), состоянию на % стоянию на

лет 01.08.2021, 01.08.2021, %

(среднее значе-

ние), лет

1989–2000 3,8 18,2 44,4 88,9

2001–2010 2,9 8,1 60,0 70,0

2011–2020 2,5 4,8 64,4 60,0

В течение первого периода получения спортивной лицензии (с 1989

по 2000 годы) в России происходило становление воздухоплавания и воз-

духоплавательного спорта, для получения лицензии пилоты проходили

обучение в Великобритании, Польше, Литве и т. д. В России не существо-

вало четких регламентов ни в тренировочном, ни в соревновательном про-

цессах, становясь спортсменами, пилоты осваивали спорт «по наитию», в

основном самостоятельно, участвуя в фестивалях, фиестах, соревнованиях

различного уровня, в том числе международных. В этот период лицензию

пилота свободного аэростата получили 20 % российских спортсменов-

пилотов.

В течение второго периода (с 2001 по 2010 годы) были выработаны

четкие регламенты проведения российских спортивных соревнований, но

при этом тренировочный процесс спортсменов также оставался самостоя-

тельным. В этот период лицензию пилота свободного аэростата получили

30 % российских спортсменов-пилотов. Увеличилась результативность

выступлений российских пилотов на соревнованиях, получен первый серь-

езный результат на международной арене – серебро на чемпионате Европы

2008 г. Порядка 30 % пилотов, получивших лицензию в этот период, про-

должают свою спортивную карьеру в настоящее время.

В течение третьего периода (с 2011 по 2020 годы), когда лицензию

пилота свободного аэростата получили 50 % действующих российских

спортсменов-пилотов, была выработана и апробирована методика трени-

ровки спортсменов и сборных команд, что позволило увеличить и стабили-

зировать результативность спортсменов. «Российские пилоты тепловых

аэростатов стабильно входят в ТОП–20 на чемпионатах Европы и мира, в

том числе женских и молодежных. Наивысшие результаты – серебро в

личном зачете на чемпионате Европы в 2017 г., бронза в личном зачете на

чемпионате мира в 2018 г., золото в командном зачете на чемпионате мира

110

5

Спорт [Sport]

в 2018 г., бронза в командном зачете на чемпионате мира среди молодежи

в 2018 г.» [6]. Также в этот период было установлено 89 российских и

16 мировых рекордов в различных дисциплинах и категориях, в том числе

один абсолютный рекорд мира [4].

Таким образом, можем сделать вывод, что совершенствование сис-

темы спортивной подготовки позволяет сократить срок подготовки спорт-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сменов-пилотов и увеличить их стабильную результативность. В то же

время делать выводы о продолжительности спортивной карьеры на данный

момент преждевременно, поскольку 30 % спортсменов-пилотов, получив-

ших лицензию в 2001–2010 гг., и 50 % спортсменов-пилотов, получивших

лицензию в 2011–2020 гг., еще не завершили свои спортивные карьеры.

Список литературы

1. Губа В.П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и

прогнозирования (морфобиомеханический подход): науч.-метод. пособие.

М.: Советский спорт, 2012. 384 с.

2. И вот он улетел насовсем // Федерация воздухоплавательного

спорта России [Электронный ресурс]. URL: http://ballooning.ru (дата обра-

щения: 01.08.2021).

3. Правила вида спорта «воздухоплавательный спорт» [Электрон-

ный ресурс]. URL: https://flymonitor.ru/official-documents.html (дата обра-

щения: 24.07.2021).

4. Рекорды воздухоплавателей: аэростаты, дирижабли //

FLYMONITOR.RU [Электронный ресурс]. URL: https://flymonitor.ru/

records/ (дата обращения: 01.08.2021).

5. Селезнева Ю.А. Особенности подготовки в воздухоплавательном

спорте в категории свободные (тепловые) аэростаты // Экстремальная дея-

тельность человека. 2020. № 3 (57). С. 40–44.

6. Селезнева Ю.А., Меняйло И.Г. Развитие воздухоплавательного

спорта в России на современном этапе // Экстремальная деятельность

человека. 2020. № 4 (58). С. 63–65.

7. Селезнева Ю.А., Чубаров Е.В. К вопросу о формировании поня-

тийного аппарата системы спортивной подготовки в виде спорта «воздухо-

плавательный спорт» в категории свободные (тепловые) аэростаты //

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы

Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А.Ю. Фролова.

Тула: Изд-во ТППО, 2020. С. 246–250.

8. Таланов А.В. Все о воздушных шарах. М.: АСТ Астрель, 2002.

269 с.

111

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

References

1. Guba V.P. Osnovy sportivnoj podgotovki. Metody ocenki i prognozirovaniya

(morfobiomekhanicheskij podhod) [Fundamentals of sports training. Assessment and fore-

casting methods (morphobiomechanical approach)]: scientific method. allowance. M.: Soviet

sport, 2012. 384 p.

2. I vot on uletel nasovsem [And now he flew away for good] // Federation of Aero-

nautical Sports of Russia [Electronic resource]. URL: http://ballooning.ru (date of access:

01.08.2021).

3. Pravila vida sporta «vozduhoplavatel'nyj sport» [The rules of the sport "aeronauti-

cal sport"] [Electronic resource]. URL: https://flymonitor.ru/official-documents.html (date of

access: 24.07.2021).

4. Rekordy vozduhoplavatelej: aerostaty, dirizhabli [Records of aeronautics: baloons,

airships] // FLYMONITOR.RU [Electronic resource]. URL: https://flymonitor.ru/records/

(date accessed: 01.08.2021).

5. Selezneva Yu.A. Osobennosti podgotovki v vozduhoplavatel'nom sporte v katego-

rii svobodnye (teplovye) aerostaty [Features of training in aeronautics in the category of free

(hot) balloons] // Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2020.

No. 3 (57). P. 40–44.

6. Selezneva Yu.A., Menyajlo I.G. Razvitie vozduhoplavatel'nogo sporta v Rossii na

sovremennom etape [The development of aeronautical sports in Russia at the present stage] //

Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2020. No. 4 (58). P. 63–65.

7. Selezneva Yu.A., Chubarov E.V. K voprosu o formirovanii ponyatijnogo apparata

sistemy sportivnoj podgotovki v vide sporta «vozduhoplavatel'nyj sport» v kategorii svobod-

nye (teplovye) aerostaty [To the question of the formation of the conceptual apparatus of the

system of sports training in the form of sports aeronautical sports in the category of free (hot)

balloons] // Modern technologies in physical education and sports: materials of the All-Rus-

sian. scientific-practical conf. with int. participation / ed. A.Yu. Frolov. Tula: Publishing

house TPPO, 2020. P. 246–250.

8. Talanov A.V. Vse o vozdushnyh sharah [All about balloons]. M.: AST Astrel,

2002. 269 p.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.