УДК 797.54 DOI:
10.24412/2305-8404-2021-10-109-116
ПОДГОТОВКА СУДЕЙ ДЛЯ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОГО
СПОРТА В РОССИИ
Ю.А. Селезнева, Д.Г. Мораускайте
Исследована система подготовки судей для воздухоплавательного спорта в
Российской Федерации, описаны особенности подготовки, задачи и содержание
тео-
ретического и практического этапов. Проанализированы статистические данные
комитета по судейству Федерации воздухоплавательного спорта
России и
особенности теоретической и практической подготовок спортивных судей в период с
1991 по 2020 годы.
Ключевые слова: воздухоплавательный спорт, судья, теоретическая и прак-
тическая
подготовки,
присвоение и подтверждение квалификации.
TRAINING OF JUDGES FOR HOT AIR
BALLOON SPORTS IN RUSSIA
Selezneva Y.A., candidate of psychological
sciences, associate professor, ukka74@list.ru,
Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Peda-
gogical University,
Morauskaite D.G., judge of the all-Russian
category in aeronautical sports, chairman of
the referee committee, ukka74@list.ru, Rus-
sia, St. Petersburg, Balloon Federation of
Russia
The system of training judges for aeronautical
sports in the Russian Federation is investi-
gated, the features of training, tasks and con-
tent of the theoretical and practical stages are
described. The statistical data of the Referee-
ing Committee of the Federation of Aero-
nautical Sports of Russia and the features of
theoretical and practical training of sports
judges in the period from 1991 to 2020 are
analyzed.
Key words: aeronautics, judge, theoretical and
practical training, awarding and confirmation
of qualifications.
Селезнева Юлия Анатольевна, канд. психол.
наук, доц., ukka74@list.ru, Россия, Тула, Тульский госу-
дарственный педагогический университет им. Л.Н. Тол-
стого,
Мораускайте Дарья Гинтарасовна, судья все-
российской категории по воздухоплавательному спорту,
председатель судейского комитета, ukka74@list.ru, Рос-
сия, Санкт-Петербург, Федерация воздухоплавательного
спорта России
История российского воздухопла-
вательного спорта в классе «тепловые аэ-
ростаты» насчитывает всего три десяти-
летия [1], за которое было подготовлено
более 500 судей [2]. Зачем так много,
если ежегодно в этом виде спорта сорев-
нуется не более 150 спортсменов-пило-
тов?
Для ответа на этот вопрос провели
исследование системы подготовки судей
для воздухоплавательного спорта в Рос-
сийской Федерации, анализ статистиче-
ских данных комитета по судейству Федерации воздухоплавательного
спорта России и особенностей теоретической и практической подготовок
спортивных судей в период с 1991 по 2020 годы.
В соответствии с правилами воздухоплавательного вида спорта [3],
руководством по проведению соревнований [4], спортивным кодексом FAI
[5], руководством спортивного наблюдателя [6], положением о спортивных
судьях [7] и требованиями к спортивным судьям по виду спорта «воздухо-
плавательный спорт» [8] выделяют следующие должности в судейской
бригаде: главный судья (спортивный директор), заместитель главного
судьи, старший судья по подсчету очков, старший спортивный наблюда-
тель, старший судья-дебрифер, старший судья-измеритель, судья-дебри-
фер, судья-руководитель измерительной команды, судья по подсчету
очков, судья-наблюдатель и судья измеритель. Причем, для проведения
соревнований российского уровня в судейской бригаде должно быть не
менее 12 судей-измерителей, а если соревнования проводятся
с наблюда-
телями («обсерверами»), то их число должно быть равным числу пилотов
+2. Если учесть, что соревнования по воздухоплавательному спорту про-
водятся в достаточно удаленных друг от друга регионах, то фактически на
каждой территории проведения формируется свой пул измерителей и
наблюдателей. Руководство судейской бригады (спортивная дирекция), по
сложившейся традиции, чаще всего приглашается из другого региона
страны.
До 2010 года в судейском комитете Федерации велся только общий
учет судей, квалификационные категории судьям не присваивались (за
исключением включения в международный реестр судей российских спор-
тивных директоров). За период с 1991 по 2000 годы было подготовлено
64 судьи, из них 3 чел. судили чемпионат мира и 2 чел. – чемпионат
Европы. В период с 2001 по 2010 годы подготовлено уже 197 судей, из ко-
торых 8 чел. участвовали в судействе чемпионата мира и 9 чел. чемпионата
Европы.
На протяжении почти 30 лет развития воздухоплавательного спорта
в России подготовка судей проводилась по профилю судейства, а учет –
в соответствии с присваиваемыми судьям квалификационными катего-
риями. Так, с 2011 по 2020 годы было подготовлено 247 судей, принявших
участие в соревнованиях, из которых 12 чел. работали в судейских брига-
дах на чемпионатах мира. Динамика присвоения квалификационных кате-
горий судьям за последние 10 лет представлена в табл. 1.
Присвоение квалификационных категорий судьям
за 2011–2020 гг., чел.
Таблица 1
Год
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Итого
Категория
Всероссийская Первая Вторая Третья Юный судья
0 0 0 0
0
0 0 6 5
1
0 1 12 57
0
0 1 14 14
0
0 3 6 11
0
1 12 0 21
0
0 0 1 17
0
0 1 7 1
0
8 1 1 0
0
0 1 1 42
1
9 20 48 168
2
Итого
0
12
70
29
20
34
18
9
10
45
247
Самые массовые категории судей – это судьи измерители и судьи-
наблюдатели. Судьи-измерители работают в поле, фиксируют время и
место сброса маркера спортсменом-пилотом, а затем измеряют расстояние
от точки приземления маркера до центра мишени. Судьи-наблюдатели
находятся в корзине аэростатов вместе с пилотами и следят за неукосни-
тельным выполнением спортсменами правил соревнований (в последние
годы соревнования с судьями-наблюдателями практически не проводятся).
Больше всего судей 3-й квалификационной категории было подго-
товлено в 2013 году, когда в России проводилось международные спор-
тивные соревнования с присвоением второй санкции FAI.
В настоящее время число судей по воздухоплавательному спорту
составляет 323 чел., долевой учет которых по составу судейства представ-
лен на рис. 1.
23 %
28 %
48 %
основной состав резервный состав судьи, завершившие карьеру
Рис. 1. Учет российских судей по воздухоплавательному спорту
по состоянию на 31 декабря 2020 года
В основной состав судей входит 91 чел. (28 % от общего числа).
Они своевременно проходят обязательные семинары по повышению ква-
лификации и ежегодно принимают участие в судействе российских и меж-
дународных соревнований. Резервный состав российской судейской бри-
гады составляют 155 чел. (48 %), которые принимали участие в соревнова-
ниях до 2018 года, но периодически проходят повышение квалификации.
К числу судей, завершивших свою спортивную карьеру, отнесли еще
77 чел. (23 %). В данную категории вошли судьи, которые на протяжении
более 5 лет не повышали свою квалификацию и не участвовали в судей-
стве соревнований, но поддерживающих связь с Федерацией.
Данные об уровне квалификации спортивных судей по состоянию
на 31 декабря 2020 года представлены на рис. 2.
52,0 %
1,1 %
9,9 %
13,0 %
24,0 %
Всероссийская категория 1 категория 2 категория 3 категория
юный судья
Рис. 2. Уровень квалификации спортивных судей ООО «ФВР»
по состоянию на 31 декабря 2020 года
Возрастной состав судейской бригады представлен на рис. 3.
5,7 %
29,5 %
64,8 %
моложе 34 лет 35-59 лет старше 60 лет
Рис. 3. Основной состав судейской бригады с учетом возраста
Следует отметить, что более половины основного состава судей в
воздухоплавательном спорте моложе 34 лет, но при этом значительная
часть судейской бригады представлена возрастными судьями (включая
5,7 % судей, которым на 31 декабря 2021 года было более 60 лет).
В среднем карьера спортивного судьи длится 10–15 лет. Однако
процент судей, завершающих свою карьеру в год ее начала, по-прежнему
остается очень высоким и составляет более 50 % от общего числа желаю-
щих стать судьей в воздухоплавательном спорте. Эта тенденция связана с
качеством подбора кандидатов в судейские команды в регионах. Со сто-
роны работа судей-измерителей или судей-наблюдателей выглядит легко,
просто и очень романтично – свежий воздух, интересная компания,
полеты, фотографии с аэростатами. На практике – это «сбитый» режим дня
(«сутки за двое», при ежедневных утренних и вечерних полетах), многоча-
совое пребывание вне помещения, при этом необходимо обладать глубо-
кими знаниями в ориентировании (умение читать карту и работать со спе-
циальными приборами), досконально знать правила соревнований, иметь
быструю реакцию и нести высокую ответственность за результат.
Качественная подготовка судей по воздухоплавательному спорту
включает теоретическую и практическую части. Кроме того, для присвое-
ния соответствующих квалификационных категорий необходимо подтвер-
ждение практических навыков и стаж судейства.
Согласно требованиям к прохождению теоретической подготовки
для присвоения (подтверждения) квалификационной категории спортив-
ных судей, представителям всех категорий необходимо проходить ежегод-
ный семинар в объеме не менее 6 часов. Кроме того, судьям второй (и
выше) квалификационных категорий один раз в два года необходимо
выступать на обучающих семинарах в качестве лектора не реже одного
раза в два года [6].
До 2020 года семинарские занятия в большинстве случаев проводи-
лись накануне соревнований в виде инструктажа. Исключение составляли
школы спортивных судей в Великих Луках, Кунгуре, Рязани и Туле, в ко-
торых к занятиям привлекались студенты педагогических вузов и техни-
кумов, воспитанники школы «5-й океан» (Кунгур) и клуба молодых возду-
хоплавателей (Тула), где занятия проводились ежегодно в течение
нескольких месяцев. Тематика семинарских занятий включала изучение
правил вида спорта, работу с картами и измерительными приборами, ори-
ентирование на местности.
Значительные изменения система подготовки судей в воздухопла-
вательном спорте претерпела в 2020 году. В-первых, в этом году была соз-
дана система онлайн-фиксации сбросов маркеров, позволяющая произво-
дить электронный подсчет результатов сброса физических маркеров, что в
значительной степени ускорило работу судей-измерителей и судей по под-
счету очков. Данная система позволяет зрителям следить за соревнова-
ниями в режиме онлайн, что значительно повышает зрелищность воздухо-
плавательного вида спорта. Для решения проблемы отсутствия в районах
проведения соревнований подключения к сети Интернет было разработано
специальное мобильное приложение «FlyDropLive».
Во-вторых, в связи с ограничениями, введенными в период эпиде-
мии коронавирусной инфекции, все занятия для судей были перенесены в
online, а тематика и объемы занятий значительно расширены. Были добав-
лены такие темы, как «Работа с треками в программе OziExplorer» (для су-
дей-дебриферов и судей по подсчету очков), «Навигация в программе
OziExplorer» для судей-наблюдателей и судей-измерителей, «Разбор
выполнения различных спортивных зданий» (для судей «спортивной
дирекции). Проведение занятий в режиме онлайн позволило значительно
расширить географию судей (табл. 2).
География проживания судей с распределением
по квалификационным категориям по состоянию
на 31 декабря 2020 года
Таблица 2
Регион
Белгород,
Белгородская область
Великие Луки,
Псковская область
Воронеж,
Воронежская область
Кунгур,
Пермский край
Марий Эл
Москва
Московская область
Мурманская область
Нижний Новгород,
Нижегородская область
Ростов,
Ростовская область
Рязань,
Рязанская область
Санкт-Петербург
Тула,
Тульская область
Всего:
Категория
Третья Вторая Первая Высшая
9 1 0 0
16 15 3 0
5 0 0 0
19 5 3 0
4 0 0 0
5 0 2 4
8 0 1 3
1 0 0 0
5 0 0 0
16 0 0 0
37 7 6 1
0 0 0 1
28 12 0 0
153 40 15 9
Итого
10
34
5
27
4
11
12
1
5
16
51
1
40
217
По сравнению с предыдущим периодом география проживания под-
готовленных и аттестованных судей была расширена на 23 %, а число ква-
лифицированных судей – в целом на 42 %.
Таким образом, данные результаты исследования свидетельствуют
о позитивном опыте использования современных интернет-технологий при
организации обучения и деятельности судейских бригад. В свою очередь,
высокий уровень подготовки спортивных судей позволяет развивать воз-
духоплавательный спорт и повышать уровень подготовки российских
спортсменов.
Список литературы
1. Селезнева Ю.А., Меняйло И.Г. Развитие воздухоплавательного
спорта в России на современном этапе // Экстремальная деятельность че-
ловека. 2020. № 4 (58). С. 63–65.
2. Селезнева Ю.А. Особенности подготовки в воздухоплавательном
спорте в категории свободные (тепловые) аэростаты // Экстремальная дея-
тельность человека. 2020. № 3 (57). С. 40–44.
3. Правила вида спорта «воздухоплавательный спорт» [Электрон-
ный ресурс]. URL: https://flymonitor.ru/official-documents.html (дата обра-
щения: 25.08.2021).
4. Положение о порядке организации и проведения соревнований по
воздухоплавательному спорту, всероссийских и международных спор-
тивно-массовых воздухоплавательных мероприятий на территории России
// Федерация воздухоплавательного спорта России [Электронный ресурс].
URL: https: // ballooning.ru/wp-content/uploads/2016/11/Trebovanie-FVR.pdf
(дата обращения: 25.08.2021).
5. FAI sporting code // Федерация воздухоплавательного спорта
России [Электронный ресурс]. URL: https://ballooning.ru/wp-content/uploads
/2018/01/Sportivnyj-kodeks-FAI-sc1_2018.pdf (дата обращения: 25.08.2021).
6. Руководство спортивного наблюдателя [Электронный ресурс].
URL: https://flymonitor.ru/official-documents (дата обращения: 25.08.2021).
7. Положение о спортивных судьях // Министерство спорта Россий-
ской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
https://minsport.gov.ru/
sport/high-sport/sportivnye-sudi/ (дата обращения: 25.08.2021).
8. Квалификационные требования к спортивным судьям по виду
спорта «воздухоплавательный спорт» // Министерство спорта Российской
Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://minsport.gov.ru/sport/high-
sport/sportivnye-sudi/35584/ (дата обращения: 25.08.2021).
References
1. Selezneva Yu.A., Menyajlo I.G. Razvitie vozduhoplavatel'nogo sporta v Rossii
na
sovremennom etape [The development of aeronautical sports in Russia at the
present stage] //
Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2020. No. 4
(58). P. 63–65.
2. Selezneva Yu.A. Osobennosti podgotovki v vozduhoplavatel'nom sporte v katego-
rii svobodnye (teplovye) aerostaty [Features of training in aeronautics in the
category of free
(hot) balloons] // Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human
activity]. 2020.
No. 3 (57). P. 40–44.
3. Pravila vida sporta «vozduhoplavatel'nyj sport» [The rules of the sport
"aeronauti-
cal sport"] [Electronic resource]. URL:
https://flymonitor.ru/official-documents.html (date of
access: 25.08.2021).
4. Polozhenie o poryadke organizacii i provedeniya sorevnovanij po
vozduhoplava-
tel'nomu sportu, vserossijskih i mezhdunarodnyh sportivno-massovyh
vozduhoplavatel'nyh
meropriyatij na territorii Rossii [Regulations on the procedure for
organizing and holding
competitions in aeronautical sports, all-Russian and international
sports-mass aeronautical
events on the territory of Russia] // Federation of Aeronautical Sports of
Russia [Electronic
resource]. URL:
https://ballooning.ru/wp-content/uploads/2016/11/Trebovanie-FVR.pdf (date
accessed: 25.08.2021).
5. FAI sporting code // Federation of Aeronautical Sports of Russia
[Electronic
resource]. URL:
https://ballooning.ru/wp-content/uploads/2018/01/Sportivnyj-kodeks-FAI-sc
1_2018.pdf (date accessed: 25.08.2021).
6. Rukovodstvo sportivnogo nablyudatelya [The guide of the sports observer]
[Elect-
ronic resource]. URL: https://flymonitor.ru/official-documents (date accessed:
25.08.2021).
7. Polozhenie o sportivnyh sud'yah [Regulations on sports judges] //
Ministry of
Sports of the Russian Federation [Electronic resource]. URL:
https://minsport.gov.ru/sport/
high-sport/sportivnye-sudi/ (date accessed: 25.08.2021).
8. Kvalifikacionnye trebovaniya k sportivnym sud'yam po vidu sporta «vozduhopla-
vatel'nyj sport» [Qualification requirements for sports judges in the type of
sport "aeronautical
sport"] // Ministry of Sports of the Russian Federation
[Electronic resource]. URL:
http://minsport.gov.ru/sport/high-sport/sportivnye-sudi/35584/ (date accessed:
25.08.2021).