Научная статья на тему 'Сравнительный анализ преимуществ факторинговой формы финансирования'

Сравнительный анализ преимуществ факторинговой формы финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекулаев М. В.

Факторинг (в переводе с английского – посредничество) в общем случае представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией-фактором или коммерческим банком клиенту – юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения сумм, которые ему должны его дебиторы, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской организации (банку-фактору) и получить за это меньшие деньги, но немедленно, что означает, по сути, своеобразное кредитование его оборотного капитала [6]. Основные экономические достоинства факторинга [8]: – увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли; – превращение дебиторской задолженности в наличные деньги; – возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков; – экономия собственного капитала; – улучшение финансового планирования. Проведенные интервью [1-9] ряда аналитических компаний с представителями реального сектора экономики, показали, что факторинг, благодаря своим преимуществам, является одним из самых эффективных финансовых инструментов пополнения оборотных средств предприятий. Имеются ограничения, которые фактор (банк) должен иметь в виду. Как правило, на факторинговое обслуживание не следует принимать предприятия и организации: – с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой; – занимающиеся спекулятивным бизнесом; – производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию; – работающие с субподрядчиками (строительные и другие фирмы); – реализующие в розницу широкий набор «мелочной» продукции; – реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания; – практикующие бартерные сделки; – заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ преимуществ факторинговой формы финансирования»

Из материала приведенного выше, хозяйствующий субъект может для себя однозначно оценить все существующие положительные и отрицательные моменты форфейтинговой формы финансирования.

Список литературы:

1. Бусловская Ю.В. Форфейтинговые сделки в системе торгового финансирования клиентов // «Факторинг и торговое финансирование». - 2008. - № 3.

2. Курышев Д.В., Стешина М.О. Форфейтинг - новые рубежи в условиях кризиса. Опыт японского банка в России // Международные банковские операции. - 2009. - № 3.

3. Лобанова Н.И. Краткосрочное торговое финансирование: факторинг и форфейтинг // «Международные банковские операции». - 2006. - № 4.

4. Табаев И.М. Особенности международного форфейтинга // «Банковское кредитование». - 2007. - № 1.

5. Теренков А.И. Факторинг: рост начинается // Мое дело. Магазин. -2004. - № 12. - С. 18-19.

6. Теренов Р.Ю. Факторинг в кругу фактов // Мороженное и замороженные продукты. - 2004. - № 12. - С. 15.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ ФАКТОРИНГОВОЙ ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

© Чекулаев М.В.*

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

Факторинг (в переводе с английского - посредничество) в общем случае представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией-фактором или коммерческим банком клиенту - юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения сумм, которые ему должны его дебиторы, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской организации (банку-фактору) и получить за это меньшие деньги, но немедленно, что означает, по сути, своеобразное кредитование его оборотного капитала [6].

Основные экономические достоинства факторинга [8]:

- увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

- превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;

- возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

- экономия собственного капитала;

- улучшение финансового планирования.

* Соискатель кафедры Экономики и менеджмента.

Проведенные интервью [1-9] ряда аналитических компаний с представителями реального сектора экономики, показали, что факторинг, благодаря своим преимуществам, является одним из самых эффективных финансовых инструментов пополнения оборотных средств предприятий.

Имеются ограничения, которые фактор (банк) должен иметь в виду.

Как правило, на факторинговое обслуживание не следует принимать предприятия и организации:

- с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

- занимающиеся спекулятивным бизнесом;

- производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию;

- работающие с субподрядчиками (строительные и другие фирмы);

- реализующие в розницу широкий набор «мелочной» продукции;

- реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;

- практикующие бартерные сделки;

- заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинг (в переводе с английского - посредничество) в общем случае представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией-фактором или коммерческим банком клиенту - юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения сумм, которые ему должны его дебиторы, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской организации (банку-фактору) и получить за это меньшие деньги, но немедленно, что означает, по сути, своеобразное кредитование его оборотного капитала [6].

Суть факторинга - перепродажа права на взыскание долгов путем частичной оплаты счета (обычно до 70-80 %). Процесс факторинга состоит в том, что фактор-фирма приобретает у клиента право на взыскание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, то есть возвращает долги в размере от 70 до 80 % до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее в долги, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме. Оплата услуг по факторингу составляет до 1,5 % общей суммы счета плюс рыночная ставка кредита на полученную авансом сумму [7].

Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объемы своих продаж, или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта своей продукции. Услуги бан-

ка-фактора привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик, и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами [2].

Преимущества факторинга. Основные преимущества для каждого субъекта факторинговых отношений [5]:

1. Поставщик, который произвел отгрузку продукции потребителю, может сразу получить от фактора (финансового агента) плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем, что предотвращает длительные кассовые разрывы, позволяет увеличить объем продаж и конкурентоспособность, предоставляя покупателям льготные условия (отсрочку) оплаты товара под надежную гарантию. Применение факторинга позволяет получить кредит до 8090 % от стоимости поставляемого товара;

2. Покупатель получает товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3-х месяцев); увеличивает объем закупок; сводит к минимуму риск получения некачественного товара и ускоряет оборачиваемость средств;

3. Банки, иные кредитные организации и специализированные организации, выкупающие денежные требования (финансовые агенты), расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг, добиваются дополнительных доходов. Так финансовый агент получает не только доходы по кредиту, комиссионное вознаграждение за досрочное финансирование, но и комиссию за оказание иных финансовых услуг в рамках факторингового обслуживания.

Поставщикам товаров, работ и услуг использование факторинга позволит [9]:

- сократить кассовые разрывы - с момента отгрузки товара до момента оплаты его дебитором поставщик часто попадает в затруднительное положение при поиске средств для расчетов с кредиторами, персоналом и просто для поддержания текущей деятельности компании. Воспользовавшись факторингом, продавец, получает финансирование незамедлительно после отгрузки товара и предоставления отгрузочных документов в банк, существенно сокращая при этом временной разрыв между отгрузкой и оплатой;

- повысить финансовую устойчивость - динамично развивающиеся компании всегда испытывают дефицит оборотных средств. Задержка платежа даже от одного значимого клиента может разрушить тщательно выстроенную финансовую систему. Внедрение факторинга в расчеты с дебиторами стабилизирует денежные потоки компании, а также обеспечивает наличие достаточного количества оборотных средств для увеличения объемов производства или объемов закупок (для торговых компаний);

- резко увеличить объем продаж - одним из показателей успешности бизнеса является объем продаж. Каждая компания, нацеленная на развитие, планирует постоянное увеличение доли своего присутствия на рынках сбыта. Это возможно только при условии повышения конкурентоспособности товаров, например за счет предоставления или увеличения срока уже действующей отсрочки платежа, расширения ассортимента товаров. Для реализации подобных проектов больше всего подходит факторинг, поскольку его механизм основан как раз на отсрочке платежей дебиторов и позволяет защитить компанию от упущенной выгоды;

- своевременно увеличивать размер получаемого финансирования -по мере роста объемов продаж растет потребность в дополнительном финансировании. При факторинге это происходит значительно оперативнее, чем при использовании других финансовых инструментов. В случае недостаточности ранее установленного лимита финансирования и при наличии непрофинансированных поставок Фактор в течение 2-3 дней принимает решение о возможности увеличения лимита до необходимого уровня;

- закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам - имея в своем распоряжении достаточное количество оборотных средств, поставщик может направить эти ресурсы на досрочные расчеты с кредиторами, а также найти на рынке более выгодные условия поставки необходимого сырья или товаров;

- экономить на расходах по оформлению залогового обеспечения -факторинг является беззалоговым инструментом и это освобождает компанию от расходов по оформлению, оценке и страхованию залога. Беззалоговый принцип факторинга позволяет клиентам использовать наравне с финансированием под уступку денежного требования и кредитные продукты. Отсутствие залогового обеспечения факторинговых операций позволяет поставщику одновременно использовать кредитные и факторинговые инструменты.

Проведенные интервью [1-9] ряда аналитических компаний с представителями реального сектора экономики, показали, что факторинг, благодаря своим преимуществам, является одним из самых эффективных финансовых инструментов пополнения оборотных средств предприятий.

Список литературы:

1. Алексеев А.Р. Факторинг в режиме «реверс» // Предприниматель Петербурга. - 2005. - № 4.

2. Алексеева Д.Г. Правовые проблемы факторингового обслуживания клиентов. Разновидности факторинга // «Факторинг и торговое финансирование». - 2008. - № 2.

3. Алексеева Д.Г. Торговое и проектное финансирование // «Законы России: опыт, анализ, практика». - 2008. - № 10.

4. Алексанова Ю.А. Операции международного факторинга и российское законодательство о финансировании под уступку денежного требования // Юрист. - 2002. - N 8.

5. Бабичев С.Н. Построение факторингового бизнеса // «Факторинг и торговое финансирование». - 2008. - № 3.

6. Бабичев С.Н. Реверсивный факторинг // «Факторинг и торговое финансирование». - 2008. - № 2.

7. Бабичев С.Н. Проблемы развития рынка факторинговых услуг в России // Региональная экономика. - 2006. - № 11. - С. 19-23.

8. Ваулина Ю. Факторинг с лица и изнанки // Эксперт. - 2008. - № 7. -С. 14-17.

9. Гойденко Ю.Н. Факторинговое обслуживание клиентов в банке: теоретический аспект // Финансы. - 2001. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.