Научная статья на тему 'Сравнительный анализ представлений студенческой молодежи и наркоманов о наркотизации'

Сравнительный анализ представлений студенческой молодежи и наркоманов о наркотизации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / НАРКОТИК / НАРКОЗАВИСИМЫЙ / НАРКОМАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ЗАВИСИМОСТЬ / БОЛЕЗНЬ / PERSONAL SECURITY / STUDENTS YOUTH / IDEA / DRUG / DRUG ADDICTION / HEALTH / ADDICTION / DISEASE / DRUG ADDICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кора Наталия Алексеевна, Стародубец Ольга Дмитриевна

Рассматриваются представления студенческой молодежи и больных наркоманией о наркотической зависимости. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в исследовании проблемы, авторы установили значимые различия в представлениях студентов вуза и зависимых от наркотиков о наркотиках и наркомании. Результаты исследования позволяют прогнозировать тенденции распространения наркотизации в обществе. В данной статье приводится фрагмент результатов сравнительного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF IDEAS ABOUT DRUG ADDICTION EXPRESSED BY COLLEGE STUDENTS AND DRUG ADDICTS

The article presents results of the comparative research reviewing ideas of students and drug addicts about narcotic drugs and drug addiction. The authors consider the patients’ ideas about the addiction. The study of youth’s opinions about the drug addiction allows forecasting the dynamics of drug addiction diffusion in Russia.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ представлений студенческой молодежи и наркоманов о наркотизации»

УДК 159.9 : 61 Кора Наталия Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент Амурского государственного университета N^^1 @yandex. ш

Стародубец Ольга Дмитриевна

Kora Natalia Alekseevna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Amur State University Nkora1 @yandex. ru

Starodubets Olga Dmitriyevna

кандидат психологических наук, доцент Амурского государственного университета [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И НАРКОМАНОВ О НАРКОТИЗАЦИИ

PhD in Psychology, Assistant Professor, Amur State University [email protected]

COMPARATIVE ANALYSIS OF IDEAS ABOUT DRUG ADDICTION EXPRESSED BY COLLEGE STUDENTS AND DRUG ADDICTS

Аннотация:

Рассматриваются представления студенческой молодежи и больных наркоманией о наркотической зависимости. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в исследовании про-блемы, авторы установили значимые различия в представлениях студентов вуза и зависимых от наркотиков о наркотиках и наркомании. Результаты исследования позволяют прогнозировать тенденции распространения наркотизации в обществе. В данной статье приводится фрагмент результатов сравнительного исследования.

Ключевые слова:

личностная безопасность, студенческая молодежь, представления, наркотик, наркозависимый, наркомания, здоровье, зависимость, болезнь.

Summary:

The article presents results of the comparative research reviewing ideas of students and drug addicts about narcotic drugs and drug addiction. The authors consider the patients’ ideas about the addiction. The study of youth’s opinions about the drug addiction allows forecasting the dynamics of drug addiction diffusion in Russia.

Keywords:

personal security, students youth, idea, drug, drug addiction, health, addiction, disease, drug addict.

Проблема наркотизации населения остается актуальной и в наши дни. Особое значение, на наш взгляд, в решении данной проблемы, приобретает исследование представления молодежи о наркотической зависимости. В психологии оно рассматривается как наглядный образ явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятия), а также полученной ранее информации об этом событии путем его воспроизведения в памяти или в воображении [1, с. 272]. Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Исследования И.П. Павлова доказали, что эти «следы» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы. Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности ощущений и восприятия индивида, создают необходимые условия для построения нужного представления, которое возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы. Образы предметов, сцен, событий, явлений, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, могут относиться как к прошлому, так и возможному будущему [2].

Исследование представлений молодежи о наркотической зависимости позволяет прогнозировать тенденции распространения наркотизации, что является необходимым условием для определения состояния и перспектив развития системы первичной профилактики наркомании в образовательных учреждениях Российской Федерации.

В ходе эмпирического исследования (август-ноябрь, 2013) было выдвинуто предположение о том, что существуют значимые различия в представлениях студентов вуза и зависимых от наркотиков о наркотиках и наркомании. Проверка гипотезы осуществлялась в экспериментальном исследовании. В качестве испытуемых выступали 35 студентов 1-4 курсов Амурского государственного университета (возраст от 17 до 22 года) и 20 пациентов с наркотической зависимостью в возрасте от 19 до 25 лет. Сравнительное исследование представлений проводилось на базе ГБУЗ Амурской областной клинической больницы г. Благовещенска, ОГУЗ Белогорского наркологического диспансера г. Белогорска и Амурского государственного университета.

Категориальная структура выявленных представлений исследовалась посредством контент-аналитической процедуры выявления «естественных категорий» совокупного объекта (по методике Б.А. Еремеева) [3]. С помощью данной методики можно выделить «естественные» для самого сово-

купного субъекта категории при описании определенного явления. Иными словами выделяются критерии отражения того или иного социального явления в сознании группы испытуемых с помощью анализа содержания, имеющего психолингвистические основания. Для статистической обработки применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Респондентам предлагалось в свободной форме описать: что такое наркомания; кто такой наркоман; почему люди становятся наркоманами; как отказаться от наркотиков. В данной статье приводится фрагмент результатов сравнительного исследования.

В результате статистической обработки ответов пациентов с наркотической зависимостью на вопрос о том, что такое наркомания, была выделена естественная категория «болезнь» (рисунок 1).

Рисунок 1 - Корреляционная плеяда, отражающая представления пациентов с наркотической зависимостью о наркомании

Из рисунка видно, что для наркозависимых наркомания является болезнью, не связанной с зависимостью от вещества и его употреблением. Но употребление наркотиков, в свою очередь, связано с людьми, собой и жизнью («жизнь» - «все» - «употребление»). Данная смысловая цепочка может быть истолкована следующим образом - вся жизнь есть употребление.

В целом, система представлений наркозависимых пациентов дифференцирована и характеризуется когнитивной сложностью (наличие большого количества слов-интерпретаторов, смысловых блоков). В плеяде, отражающей представления о наркомании пациентов с наркотической зависимостью, присутствует много отрицательных корреляций, что указывает на неопределенность и противоречивость их представлений.

Проанализируем представления студентов о наркотической зависимости. Наркотическая зависимость представлена в сознании испытуемых следующими естественными категориями: «убить», «может», «исход», «летальный» (рисунок 2).

Рисунок 2 - Корреляционные плеяды слов, отражающие представления студентов

о наркотической зависимости

Семантическая структура в данном случае - это два сложных дифференцированных смысловых блока. Первый из них представлен комплексом категорий «разрушать» - «жизнь» - «люди» -«возникает» и может быть проинтерпретирован следующим образом: «зависимость возникает в жизни через людей и несет в себе разрушительный эффект». Здесь признается наличие человеческого фактора, как одной из нескольких детерминант наркомании. Испытуемые адекватно оценивают деструктивную сущность наркотической зависимости. Кроме того, в сознании студентов «зависимость» может погубить человека, убить его, но не до смерти, так как естественная категория «убить» отталкивается от категории «смерть», то есть в данном случае остается возможность и надежда на положительное разрешение ситуации.

Однако есть момент противоречия, который находит отражение в связи «смерть» - «приводит» - «исход» - «летальный», причем в данном семантическом комплексе присутствуют две естественные категории (наиболее отталкиваемые, отрицаемые понятия), которые находятся в логической взаимосвязи друг с другом «исход - летальный».

Зависимость в представлениях студентов приводит к последствиям, которых может и не быть, при всем этом у нее все же существует некий результат. Связь «может» - «не» - «быть» - «последствие» свидетельствует о наличии перспективы позитивного разрешения ситуации. Однако доминирование негативных и ужасающих последствий зависимости в сознании испытуемых говорит, об их осведомленности в данной сфере. Так как чаще всего меры профилактики наркотической зависимости заключаются в запугивании иллюстрациями страшных последствий, они представлены в сознании именно такими картинами.

В представлениях студентов зависимость как таковая может многое, о чем и свидетельствует наличие естественной категории «может». Отсутствие изолятов в семантической структуре представлений характеризует их как целостные, интегрированные и дифференцированные. Таким образом, можно сказать, что испытуемые достаточно четко понимают все возможные последствия зависимости.

На основании полученных данных можно говорить о том, что данная группа испытуемых, в отличие от испытуемых с наркозависимостью, продемонстрировала негативную оценку заданной теме: было отмечено негативное восприятие наркотиков в сознании студентов.

Далее был определен содержательный компонент восприятия своего заболевания пациентами с наркотической зависимостью, который характеризуется неопределенностью и противоречивостью в их представлениях. На первый план в восприятии наркозависимых пациентов выходят проблемы, связанные с межличностными отношениями. При этом у данной группы испытуемых ярко выражен момент осознания собственной идентичности и значимости. В целом у пациентов с зависимостью от психоактивных веществ наблюдается бессознательное отрицание принятия ответственности на себя за свое заболевание и его исход. У больных сохраняется тенденция оценивать себя положительно и выделять из общей массы людей.

Анализ представлений студенческой молодежи о наркомании свидетельствует о том, что наркотик является одной из основных угроз здоровью (не только физическому, но и духовному). Поэтому каждый человек должен нести ответственность за свое здоровье, заботиться об образе жизни, уметь адекватно воспринимать и реагировать на угрозы здоровью.

В настоящее время здоровье рассматривается интегрированным показателем личностной безопасности в условиях наркотизации общества [4].

Важным инструментом обеспечения личностной безопасности студенческой молодежи в условиях наркотизации общества должна стать целенаправленная система антинаркотической деятельности в вузе, которая укрепит суверенность студентов - здоровых, активных, пол-нофункционирующих, независимых; создаст у них внутренние стимулы отказа от наркотиков и сформирует стремление сохранить и развить свой многомерный мир без посредников, без искусственных стимулов (психоактивных веществ); поможет осознать ценность здорового образа жизни и нести индивидуальную ответственность за свое здоровье.

Ссылки:

1. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и других. М., 1983. 448 с.

2. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: в 6 т. М.; Л., 1951. Т. 3. Кн. 2. С. 264-293.

3. Еремеев Б.А. О естественных категориях анализа содержания и некоторых процедурах их выявления // Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.; Л., 1973. Вып. 1. С. 109-112.

4. Кора Н.А. Развитие личностной безопасности студенческой молодежи в вузе // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 115-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.