Научная статья на тему 'Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики'

Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
873
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / DEVIANT ADAPTATION / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOUR / НАРКОМАН / ADDICT / НАРКОТИКИ / DRUGS / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / НАРКОГЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / DRUG INFORMATION / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вислова Аминат Даняловна

Актуальность (контекст) тематики статьи. Актуальность данного исследования обусловлена появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, «омоложением» возраста приобщения детей и подростков к наркотикам. В литературе отмечается, что информация о наркотических веществах является инициирующей социальную дезадаптацию подростков и формирование их девиантного поведения Цель исследования: изучение факторов риска социальной девиантной адаптации, связанных с потреблением наркотиков, роли информации о наркотиках и наркоманах в выборе решения «за» или «против» наркогенных веществ. Важным фактором приобщения к наркотикам, на наш взгляд, является влияние наркогенной информации, циркулирующей в подростковой среде. Описание хода исследования. Разработана специальная анкета из 27 вопросов, направленных на выяснение уровня знаний о наркотиках, наркомании и наркоманах до совершения первой пробы. Мы выясняли также частоту потребления наркотиков, способных вызвать зависимость, возможности отказа от наркотиков после начала их потребления, наличие наркоманов в социальном окружении и отношения к ним на временном отрезке между первым предложением попробовать и началом потребления наркотика. В выборку вошли 34 активных наркомана в возрасте 20-29 лет, состоящие на наркологическом учете в г. Нальчик. Результаты исследования. Анализ данных позволил зафиксировать особенности представлений о наркомании у лиц, имеющих опыт потребления наркотиков. Результаты сравнения ответов на вопросы анкеты активных наркоманов и обычных подростков выявили их неоднородность. Полученные данные свидетельствуют о том, что основными факторами, влияющими на формирование данных представлений, являются возрастной фактор и фактор неосведомленности. Выводы. В результате исследования обнаружена доступность и значимость сведений о наркотиках, получаемых из информационных источников, от сверстников и взрослых, ориентирующих потенциальных потребителей на безопасность малых доз и «легких» наркотиков. Выявлены поверхностные представления наркоманов о наркотиках и об их опасности до начала потребления. Это позволяет сделать вывод об отсутствии системной профилактики наркозависимости в подростковой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вислова Аминат Даняловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risks of drug-based deviant adaptation and prevention in adolescents

Background. The relevance of the study is fueled by the emergence of new types of narcotic drugs and psychotropic substances, “rejuvenation” of children and adolescents who use drugs. The reference literature does not provide the information about those facts that narcotic substances contribute to maladjustment and trigger deviant behavior. The Objective is to study the risk factors for deviant adaptation associated with drug abuse, the role of information on drugs and drug addicts in choosing a solution “for” or “against” using narcotic substances. Design. A special questionnaire of 27 questions was developed. The questionnaire was aimed at finding out the level of knowledge about drugs, drug addiction and drug addicts before the first test. The frequency of drug use that could cause addiction was identified. The possibility of quitting using drugs, the presence of addicts in the social environment and their attitude to them on a temporary interval between the first use and the beginning of drug use were analysed. The sample included 34 active drug addicts at the age of 20-29 years, who are registered as drug addicts in Nalchik, Kabardino-Balkaria. Research Results. The data analysis makes it possible to document the characteristics of drug addiction in those who have experience in drug use. The answers of active drug addicts and ordinary adolescents revealed their heterogeneity. The data obtained show the main factors that influence the heterogeneity are the age factor and the factor of ignorance. Conclusion. The research results show the availability and relevance of information on drugs obtained from information sources, peers and adults, advertising the safety of small doses and “light” drugs. There are only superficial representations of drug addicts about drugs and their dangers prior to their consumption in adolescents. This allows to make a conclusion about the lack of systemic prevention of drug addiction in adolescents.

Текст научной работы на тему «Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики»

Оригинальная статья / Original Article

УДК 159.922.763, 159.922.73, 364.272 doi: 10.11621/npj.2018.0211

Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики

А.Д.Вислова

Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН, Нальчик, Россия

Поступила 12 апреля 2018/ Принята к публикации: 27 апреля 2018

Risks of drug-based deviant adaptation and prevention in adolescents

Aminat D. Vyslova

Institute for Humanitarian Studies, Kabardino-Balkar Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Nalchik, Russia

Received April 12, 2018 / Accepted for publication: April 27, 2018

Актуальность (контекст) тематики статьи. Актуальность данного исследования обусловлена появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, «омоложением» возраста приобщения детей и подростков к наркотикам. В литературе отмечается, что информация о наркотических веществах является инициирующей социальную дезадаптацию подростков и формирование их девиантного поведения

Цель исследования: изучение факторов риска социальной девиантной адаптации, связанных с потреблением наркотиков, роли информации о наркотиках и наркоманах в выборе решения «за» или «против» наркогенных веществ. Важным фактором приобщения к наркотикам, на наш взгляд, является влияние наркогенной информации, циркулирующей в подростковой среде.

Описание хода исследования. Разработана специальная анкета из 27 вопросов, направленных на выяснение уровня знаний о наркотиках, наркомании и наркоманах до совершения первой пробы. Мы выясняли также частоту потребления наркотиков, способных вызвать зависимость, возможности отказа от наркотиков после начала их потребления, наличие наркоманов в социальном окружении и отношения к ним на временном отрезке между первым предложением попробовать и началом потребления наркотика. В выборку вошли 34 активных наркомана в возрасте 20-29 лет, состоящие на наркологическом учете в г. Нальчик.

Результаты исследования. Анализ данных позволил зафиксировать особенности представлений о наркомании у лиц, имеющих опыт потребления наркотиков. Результаты сравнения ответов на вопросы анкеты активных наркоманов и обычных подростков выявили их неоднородность. Полученные данные свидетельствуют о том, что основными факторами, влияющими на формирование данных представлений, являются возрастной фактор и фактор неосведомленности.

Выводы. В результате исследования обнаружена доступность и значимость сведений о наркотиках, получаемых из информационных источников, от сверстников и взрослых, ориентирующих потенциальных потребителей на безопасность малых доз и «легких» наркотиков. Выявлены поверхностные представления наркоманов о наркотиках и об их опасности до начала потребления. Это позволяет сделать вывод об отсутствии системной профилактики наркозависимости в подростковой среде.

Ключевые слова: девиантная социальная адаптация, девиантное поведение, наркоман, наркотики, подростки, наркогенная информация, профилактика.

Background. The relevance of the study Is fueled by the emergence of new types of narcotic drugs and psychotropic substances, "rejuvenation" of children and adolescents who use drugs. The reference literature does not provide the information about those facts that narcotic substances contribute to maladjustment and trigger deviant behavior.

The Objective is to study the risk factors for deviant adaptation associated with drug abuse, the role of information on drugs and drug addicts in choosing a solution "for" or "against" using narcotic substances.

Design. A special questionnaire of 27 questions was developed. The questionnaire was aimed at finding out the level of knowledge about drugs, drug addiction and drug addicts before the first test. The frequency of drug use that could cause addiction was identified. The possibility of quitting using drugs, the presence of addicts in the social environment and their attitude to them on a temporary interval between the first use and the beginning of drug use were analysed. The sample included 34 active drug addicts at the age of 20-29 years, who are registered as drug addicts in Nalchik, Kabardino-Balkaria.

Research Results. The data analysis makes it possible to document the characteristics of drug addiction in those who have experience in drug use. The answers of active drug addicts and ordinary adolescents revealed their heterogeneity. The data obtained show the main factors that influence the heterogeneity are the age factor and the factor of ignorance.

Conclusion. The research results show the availability and relevance of information on drugs obtained from information sources, peers and adults, advertising the safety of small doses and "light" drugs. There are only superficial representations of drug addicts about drugs and their dangers prior to their consumption in adolescents. This allows to make a conclusion about the lack of systemic prevention of drug addiction in adolescents. Keywords: deviant adaptation, deviant behaviour, addict, drugs, adolescents, drug information, prevention.

Для ¡цитирования: Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 102-112. Со1: 10.11621/пр].2018.0211

арушение процесса социальном адаптации молодежи является -одной из актуальных проблем современности. Успешность адаптации подрастающего поколения к условиям социальной среды определяется принятием социальных норм и реализацией форм поведения, соответствующих социально одобряемым моделям . Девиантное поведение является проявлением нарушений процесса адаптации и социализации (Карабанова, 2014).

В настоящее время остро стоит проблема девиантной адаптации в молодежной среде, связанной с формированием «наркоманического» сознания. Исследователи широко обсуждают вопросы о том, какие факторы обусловливают эту форму адаптации, причины ее формирования и ранние проявления Девиантная адаптация связана с самореализацией посредством выхода за пределы существующих социальных требований

Использование с прошлого века понятия эпидемии для характеристики масштабов распространенности наркомании, не только не теряет своей актуальности, но и становится все более значимым (Westman, 1970) . Число людей, употребляющих наркотики, превышает 3% населения мира. Свыше 200 млн . человек хотя бы раз пробовали наркотики, из них 100 млн . являются регулярными потребителями, 50 млн . - хронические больные. Быстрыми темпами растет число несовершеннолетних наркоманов и наркозависимых женщин. Средний возраст юных наркоманов - 13-14 лет. Наблюдается тенденция «омоложения» возраста совершения первой пробы наркотика

Согласно экспертным данным, в мире доходы от незаконного оборота наркотиков составляют от 500 млрд. до 1,5 трлн . долларов в год. Только в Западной

Европе ежегодные доходы наркобизнеса достигают 200 млрд. долларов . Основное наполнение оборота денег, передвигающихся незаконно, по отношению к легальным деньгам в банковских системах, составляют наркотики, и оно достигает 78% . Об увеличении вложений наркоденег в мировую экономику свидетельствует и то, что только за один 2009 год в банковские системы части ведущих стран мира в качестве ликвидного капитала для компенсации финансовых потерь в условиях финансового кризиса было направлено около 352 миллиардов наркодолларов. Значительная часть наркоденег используется на развитие наркоторговли и финансирование террористических организаций по всему миру (Незаконный оборот наркотиков ..., URL: http://œnterpolit . ru/content . php?id=62).

Распространенность наркотизма в среде подростков и молодежи достигли уровня, угрожающего национальной безопасности России. Согласно данным Управления по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций, процент российского населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, в 5-8 раз превышает аналогичные показатели в странах Европы, а в отдельных странах - в 20 раз . И пока не наблюдается тенденции к снижению этих показателей (Коновалов, 2011) .

По приблизительным оценкам, в России около 3 млн человек регулярно употребляют наркосодержащие средства, до 6,5 млн человек употребляют их эпизодически, и порядка 18 млн человек - хоть раз пробовали наркотики . Большая часть - две трети потребителей - это подростки и юноши в возрасте 14-30 лет. Подавляющее большинство наркоманов живет не более 3-5 лет после первого приема наркотика. Только 10% наркоманов доживают до 30-летнего возраста Причи-

Аминат Даняловна Вислова -

доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН E-mail: [email protected] http://www.kbigi.ru/?page_id=2811

ной смерти становятся передозировка наркотика и болезни (например, сепсис - заражение крови), развившиеся на фоне сниженного иммунитета (Подросток-наркоман ..., URL: http://vitaportal.ru/ zavisimosti/3-5-let-srok-zhizni-podrostka-narkomana.html) . Наркологическую диспансеризацию проходят только до 10% наркоманов, и лишь 1% из них удается реабилитировать, у остальных происходит рецидив, которому они не могут противостоять По официальным данным ФСКН РФ 80% уличных преступлений совершается с целью добыть средства на очередную дозу наркотика

Наркопотребление влияет на экономическое благополучие страны . Так, ежедневно 8 млн российских наркопотребителей тратят на наркотики 4,5 миллиарда рублей и тем самым выводят из ВВП страны до полутора триллионов рублей ежегодно, что в полтора раза выше бюджета министерства обороны и в 3,5 раза -бюджета министерства здравоохранения Реальный ежегодный ущерб экономике страны составляет, как минимум, 4 триллиона рублей (ФСКН: РФ тратит на борьбу с наркопреступностью ., URL: https:// ria. ru/economy/20141201/1035995999. html)

Современные масштабы наркотизации свидетельствуют о развитии наркоиндустрии, которая в структуре теневого сектора экономики страны занимает самостоятельную сферу Здесь важно учитывать, что масштабность проблемы теневой экономики с достаточной степенью точности охарактеризовать сложно, но по разным оценкам ее удельный вес в структуре реальной экономики достигает 50% и больше В условиях экономического кризиса весьма ощутимы цифры, отражающие суммарные бюджетные затраты на привлечение к уголовной ответственности наркопотребителей и содержание их в местах лишения свободы, - на 100 тысяч наркоманов тратится 96 миллиардов рублей ежегодно В сравнении: стоимость контракта на поставку в Россию двух известных французских вертолетоносцев «Мистраль» составила 1,2 миллиарда евро (76,8 миллиарда рублей) .

Наркоситуация в регионах тоже неутешительна. Так, в Кабардино-Балкарской республике (КБР) число лиц, эпизодически употребляющих наркотики, из

Дляцитирования: Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 102-112. doi: 10.11621/npj.2018.0211

года в год растет - за последние три года на 46% (Профилактика наркомании ..., URL: http://www.kspkbr.ru/index .php/vse-novosti-kbr/854-profflaktika-narkomanii-dolzhna-byt-skoordinirovannoj-i-sistemnoj-segodnya-yurij-kokov-provel-zasedanie-antinarkoticheskoj-komissii-kbr) . На профилактическом учете в МВД республики состоит 1244 человека с наркотической зависимостью (В КБР формируется база ..., URL: http://kbrria. ru/ obshchestvo/v-kbr-formiruetsya-baza narkologicheskih-bolnyh-6983) . Более 80% наркоманов употребляют опийный мак, который завозится из-за границы сотнями тысяч тонн - судами через Новороссийск. Основные поставщики «грязного» мака: Турция и Голландия (Кабардино-Балкария: планы создать ., URL: http://www.kapital-rus .ru/index .php/ news/218260).

Эксперты выражают уверенность в том, что уровень потребления наркотиков угрожает генофонду нации, если 5% населения страны употребляют наркотики А как узнать, в какой степени мы близки к этой границе, и что готовит нам день грядущий? Ведь серьезный мониторинг наркоситуации практически отсутствует, это дорогое занятие Однако это выбор между «за» и «против» жизни .

Возникновение новых вызовов и угроз, связанных с активизацией деятельности преступности, усиление терроризма, экстремизма, появление новых видов наркотических средств и психотропных веществ, устойчивое сокращение численности населения России вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков обусловили необходимость принятия «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» В ней констатируется, что современная наркоситуация в России представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения (Стратегия государственной антинаркотической ., URL: http:// antinark omskportal ru/ru/public/sitelist/ antinark/stratgap/PageContent/0/body_ flles/file/2010_06_09_Ukaz_Strategiya_GAP. pdf) На государственную программу реабилитации наркозависимых до 2020 года планируется потратить 175 млрд. рублей (Шокирующая статистика ..., URL: http://

www.romashkovo org/lechenie-narkomanii/ shokiruyushaya-statistika-rossiyskoy-narkomanii/) .

Приведенные данные свидетельствуют о том, что нарушение процесса адаптации, связанное с употреблением наркотиков, является одной из наиболее глобальных проблем, стоящих перед российским обществом

Девиантное поведение является предметом исследований не только психологии, но и других областей знания, в том числе социологии, педагогики, антропологии, философии, медицины, криминологии и др . Это значит, что понятие «девиантное поведение» носит междисциплинарный характер. Изучению различных аспектов проблемы посвящены труды Я.И. Гилинского (Гилин-ский, 2004); АА Реана (Реан, 2001, 2008, 2015), ВС . Собкина (Собкин, 2005, 2015), С.Н. Ениколопова (Ениколопов, 1999), Е.В. Змановской (Змановская, 2008), Д . И. Фельдштейна (Фельдштейн, 2012), Л .Б . Шнейдера (Шнейдер, 2005), АД . Ви-словой (Вислова, 2009) и др В них отмечается многогранность данной проблемы и распространенность различных форм девиаций в подростковой среде

И.С. Кон определяет девиантное поведение как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (Кон, 1989) . Е.В. Змановская рассматривает девиантность как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией (Змановская, 2008).

Для более глубокого понимания сущности девиантного поведения необходимо обратиться к категории «норма», понимаемой Я.И. Гилинским как совокупность требований и ожиданий, предъявляемых обществом к своим членам с целью регуляции их деятельности и отношений Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций (Гилинский, 2004) Если кратко,

то под нормой принято понимать нечто среднее и устоявшееся (Братусь, 1988) .

Девиантное поведение, особенно связанное с наркоманическим «дебютом», приходится на подростковый возраст. Закономерности развития личности, разработанные ведущими учеными отечественной психологической науки (Л.С . Выготский, П Я. Гальперин, Д . Б . Эль-конин) представляют особую значимость при изучении проблем, обусловливающих девиантную адаптацию и нарушение поведения в подростковом возрасте

Известно, что подростковый этап развития характеризуется неустойчивостью и изменчивостью, поэтому может выступать тем фактором, который способствует формированию девиантных моделей поведения. К началу подросткового возраста складывается специфическая для данного периода система отношений между подростком и окружающей его средой (Эльконин, 2007; Обухова, 2006) . Так, несмотря на то, что подросток стремится быть взрослым, большую часть времени он проводит в детском обществе, т е обществе своих сверстников (Выготский, 1984) .

Основные причины, провоцирующие девиантное поведение подростков, связываются не только с трудностями переходного возраста (Фельдштейн, 2012; Вислова, 2001, 2009), но и с дисгармоничностью личности, нарушением процесса ее развития, акцентуацией характера (Бра-тусь,1988; Личко, 1991; Реан, 2001) . Исследования АА Реана показывают, что для девиантной личности характерна неадекватная самооценка Кроме того, в профиле ее характера присутствуют несколько пиков дисгармоничности и ее социальные отношения отличаются высокой степенью конфликтности (Реан, 2001) .

Отмечается также противоречивость функционирования механизмов социального контроля в подростковом возрасте С одной стороны, у подростков уже не наблюдаются прежнее послушание и демонстрация внешне одобряемых стратегий поведения, а с другой стороны, новые стратегии, основанные на самоконтроле и самодисциплине, еще недостаточно сформировались (Личко,1991; Шнейдер, 2005) .

В .С . Собкин подчеркивает важную особенность подросткового возраста. На-

Для цитирования: Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 102-112. doi: 10.11621/npj.2018.0211

ряду с нигилизмом и максимализмом, подростку присуще стремление к независимости. Он воспринимает протест-ные формы поведения как способы проявления взрослости Существует риск, что «желание выразить протест способно оказать влияние на принятие девиантных форм поведения, трансформируя само отношение подростка к насилию» (Соб-кин, 2004; 2013) .

Факторами, существенно влияющими на становление девиантной личности, являются учебные трудности, травмогенный опыт, включенность в группу с девиант-ными установками . Л.Б. Шнейдер указывает на то, что девиантная группа не только облегчает совершение девиантных действий, но и обеспечивает психологическую подготовку, поддержку и поощрение таких действий (Шнейдер, 2005) .

В ряду факторов, поддерживающих дезадаптивное и девиантное поведение подростка, особое место занимает психологическая атмосфера в семье В качестве характерных особенностей семейного воспитания, оказывающих

психологический статус человека и его социальное положение (Harre, 1977) .

Девиантное поведение не всегда бывает негативно отклоняющимся от нормы . В зарубежной литературе встречается термин «позитивные девианты» (Sternin, Choo, 2000) . К данной категории относят людей, которые воспитывались в неблагополучных семьях, и которым удалось стать успешными, вопреки сложившимся стереотипам. Многочисленные наблюдения показали, что молодые люди из проблемных семей способны находить выход из сложных жизненных ситуаций, благодаря неординарным действиям, и стать успешными, даже если они не смогли в своей семье приобрести навыки позитивного поведения (Positive Deviance Initiative).

Первые упоминания о позитивной девиации были сделаны в выводах участников проекта по спасению вьетнамских детей в конце прошлого столетия . Было обнаружено, как нетипичное отношение родителей к питанию детей в условиях массового голода способствовало

Существующие научно-теоретические подходы расширяют представления о феномене, однако не позволяют выработать единый взгляд на проблему. В большинстве работ представлены отдельные вопросы девиантной адаптации и наркомании, однако в целом степень научной разработанности проблемы не может быть охарактеризована как достаточная

негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации и обусловливающих девиантное поведение подростков, выделяются отсутствие эмоциональной близости, нарушения в области детско-родительских отношений, а также неэффективные стили ро-дительства - гипо-, гиперпротекция (Ка-рабанова, 2014 и др.)

Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной литературе Интерес представляют работы современных зарубежных исследователей различных аспектов подростковой наркомании (Westman, 1970; Scarpitti, Datesman, 1980; Baldeh, Binka, 1988; Johnson et а1, 1989; Blume, 1989; Brook et а1., 1989; Bauman, Ennet, 1996; Feigelman et а1., 1990; Fetro et а1., 2001; Boys et а1, 2001) . Обобщая результаты проведенного исследования, Р. Харре делает вывод о том, что для понимания механизмов девиантного поведения необходимо учитывать социально-

поддержанию здоровья на оптимальном уровне (Stemm & Sternin, Pascale, 2010) . Позитивная девиация является скорее исключением, чем правилом . В реальной жизни значительные проблемы связаны с распространенностью негативных девиаций.

Анализ литературы показал, что научные представления о моделях нормативного и девиантного (отклоняющегося) поведения отражены во множестве работ как зарубежных, так и отечественных ученых Существующие научно-теоретические подходы расширяют представления о феномене, однако не позволяют выработать единый взгляд на проблему В большинстве работ представлены отдельные вопросы девиантной адаптации и наркомании, однако в целом степень научной разработанности проблемы не может быть охарактеризована как достаточная Недостаточно освещены особенности влияния наркогенной инфор-

мации, циркулирующей в подростковой среде, на приобщение к наркотикам, мало изучены факторы, обусловливающие принятие решения «за» или «против» употребления наркотиков в подростковом возрасте

Исследование

Не претендуя на полноту рассмотрения проблем девиантной адаптации, мы предприняли попытку изучения некоторых факторов, обуславливающих прием наркотических веществ

Анализ девиантной адаптации осуществляется нами с опорой на более распространенное понятие «девиант-ное поведение» Девиантное поведение рассматривается как модель нарушения процесса адаптации, поступки (или готовность к их совершению), противоречащие общепринятым культурно-нравственным ценностям, социально-психологическим и правовым нормам, в том числе злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (Вислова, 2001) . Во времена нестабильной обстановки в обществе повышается риск девиантной социальной адаптации молодежи с использованием наркотически действующих веществ Повышенному риску наркотизации подвергаются подростки старшего возраста (14-18 лет) .

Исследования, проводившиеся в данном направлении, дают основания полагать, что информация о наркотических веществах является инициирующей дезадаптацию и формирование девиант-ного поведения Наркогенная информация - это сообщение о наркотических и других психоактивных веществах, об их свойствах вызывать необычно приятные психические ощущения, о технологии изготовления и использования таких веществ, а также уверения в безопасности малых доз и возможности в любой момент прекратить их прием («соскочить») (Вислова, 2009)

Цель исследования: изучение факторов риска девиантной адаптации, связанной с потреблением наркотиков, роли информации о наркотиках и наркоманах в выборе решения «за» или «против» наркогенных веществ в ситуации риска

Дляцитирования: Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 102-112. doi: 10.11621/npj.2018.0211

Исследование направлено на проверку гипотезы о том, что наркогенная информация может выступать фактором риска приобщения к наркотическим веществам и формирования девиантной адаптации

Выборка В исследовании участвовали 34 активных наркомана в возрасте 2029 лет, состоящие на наркологическом учете в г Нальчик

Методы исследования . Для целей данного исследования была разработана анкета Вопросы анкеты направлены на установление уровня знаний испытуемых о наркотиках, наркомании и наркоманах до совершения первой пробы, выяснение их представлений о частоте потребления наркотиков, вызывающей зависимость, а также о возможности отказа от наркотиков после начала их потребления Интерес представляли вопросы, касающиеся наличия наркоманов в социальном окружении и отношения к ним на временном отрезке между первым предложением попробовать наркотик и нарко-маническим дебютом

Результаты и обсуждение . Мы получили данные о том, что к моменту первого приема 46% респондентов предполагали, что наркотик - это опасное средство, к которому человек быстро привыкает и не может впоследствии отказаться от него, 33% находили его вредным веществом

Остальные респонденты полагали, что это просто лекарство (3%), или же ничего не знали о наркотиках (8%) Результаты опроса свидетельствуют о том, что до того, как сделать первую пробу наркотиков, 79% опрошенных были осведомлены о том, что наркотики опасны для всех Придерживались мнения о том, что они опасны только для людей со слабой волей, 8%, и столько же опрошенных не находили их опасными Вредными только для детей их посчитали 4% (рисунок 1) Вероятность заболеть наркоманией с первой пробы допускали только 25% респондентов Опрошенные наркоманы начинали принимать наркотики в подростковом возрасте, когда притягательным является поиск стимулов, создающих гедонистический риск

Очевидно, этим можно объяснить низкий показатель предполагаемой опасности одной пробы среди наркоманов

Нет, не опасно No, it's not dangerous

Опасно для всех Dangerous for everybody

Опасно для слабовольных людей Dangerous for weak-willed people

Только для детей Dangerous for only for children

Вещество, к которому привыкают Substance to which they get used to

Вредное вещество Harmful substance

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 1. Осведомленность об опасности наркотиков к моменту приобщения к ним подростков Fig. 1. Awareness of the drug dangers in adolescents involved in drug taking

Трудно обратиться к врачу Difficult to consult a doctor

Невозможность обратиться Unable to consult a doctor

He думать о последствиях Do not think about the consequences

Достаточно захотеть отказаться Enough to want to refuse

Трудно отказаться Hard to refuse

Кому-то легко и наоборот For someone it is easy to refuse and vice versa

Легко проявить волю It is easy to show will

Плохая привычка Bad habit

%

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 2. Информированность о наркомании и оценка вероятности ее решения Fig. 2. Awareness of drug addiction and assessment of possible solution

Подавляющее большинство (83%) опрошенных были осведомлены о том, что наркомания - это болезнь, вызванная употреблением наркотиков. Другие расценивали наркоманию как плохую привычку

Угрозу возникновения наркомании с 2-5 проб отмечали 33%, в то время как остальные были убеждены, что для этого необходимо принимать наркотики про-

должительное время На вопрос о том, легко ли отказаться от наркотиков, полученные ответы распределились следующим образом: «трудно» - 29%; «легко людям с сильной волей» - 29%; «если человек начал употреблять недавно, то легко» - 21%; «кому-то легко, а кому-то сложно» - 17% .

Почти половина опрошенных (46%) предполагали, что можно перестать упо-

Для цитирования: Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 102-112. doi: 10.11621/npj.2018.0211

Не завидовал им I did not envy them

Было их жалко I sympathized with them

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Они были неприятны They were unpleasant

Они были мне безразличны I was indifferent to them

Знакомый старше An elder friend

Знакомый взрослый человек An adult acquaintance

Знал употреблявшего I knew somebody who used drugs

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 3. Наличие наркоманов в ближайшем окружении и отношение к ним Fig. 3. Drug addicts in the immediate environment and attitude to them

Чтобы прошла скука Not to get bored

Чтобы не считали слабаком Not to be considered a clunker

Интересно было узнать, что это такое It was interesting to find out what it was like

He собирался пробовать I was not going to try

Попробовал бы, если никто не узнал I would try, if no one found out

He знаю, буду ли пробовать I do not know whether I will try

Попробовал I tried

He предлагали I was not offered

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 4. Риски приобщения к наркотикам Fig. 4. Risks of drug addiction

треблять наркотики, если только захотеть . 13% респондентов были убеждены в том, что нужно о них не думать и не видеть, а 38% видели решение проблемы в обращении к врачу (см рис 2) Здесь уместно подчеркнуть, что опрос проводился в наркологическом кабинете, и данное обстоятельство могло

отразиться на ответах относительно роли врача

До начала употребления наркотиков 96% респондентов лично знали наркоманов. Как следует из опроса, наркоманы являлись частью ближайшего окружения потенциальных потребителей наркотиков, а не героями кино- или видеофильмов, хотя

роль последних довольно значительна 75% опрошенных отмечают, что к началу потребления наркотиков они имели наркоманов среди старших знакомых и ровесников, 13% - среди родственников, 8% - среди знакомых взрослых .

До начала приема наркотиков активные наркоманы испытывали к наркозависимым разные чувства: жалость (38%), не завидовали им (25%), проявляли безразличное отношение (21%), находили их неприятными (17%) (см . рис . 3) ■ Привлекает внимание то обстоятельство, что абсолютное большинство респондентов (75%) оценивали наркоманов как больных и неухоженных людей с бледными лицами . Только 21% опрошенных считали их обычными людьми, не находя в них ничего примечательного

33% респондентов полагали, что наркотики они употребляли потому, что раз начав, не могли бросить Основной причиной наркомании считали отсутствие значимого занятия и интереса к жизни 29% и 21% опрошенных соответственно Ничего не знали о причинах 8% От первого предложения попробовать наркотики не отказались 58% опрошенных, воздержались от приема 3% ■ Можно предположить, что информация о наркотиках и наркоманах, которой владели испытуемые, была односторонней, поэтому не предотвратила соблазн попробовать наркотик

Примечательным, на наш взгляд, является то, что 67% данной группы наркоманов не собирались когда-либо пробовать наркотики, 17% были в этом уверены и столько же (17%) хотели попробовать при условии, что об этом никто не узнает Ведущим мотивом первой пробы наркотика подавляющее большинство (88%) назвало желание удовлетворить любопытство относительно действия наркотического вещества, немногие (8%) -желание почувствовать себя взрослым, крайне мало (4%) - избавление от скуки (см рис 4)

Информация о наркотиках, наркомании и наркоманах идет из многих источников: это и учителя, и родители, и друзья, просто знакомые, видеофильмы, телепередачи

Основная часть опрошенных (83%) обсуждала вопросы о наркотиках и наркоманах с друзьями Впервые треть опро-

Дляцитирования: Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 102-112. doi: 10.11621/npj.2018.0211

шенных (30%) получили информацию о наркотиках из телепередач, кино- и видеофильмов и четверть (25%) - от друзей Первую информацию от родителей не получал никто, хотя некоторые (8%) подтверждают, что изредка говорили с родителями о данных проблемах Разговоры о наркотиках и наркоманах не вызывали ни у кого чувства страха Одним они были неприятны (38%), другим -интересны (33%), остальным - безразличны (25%) (см . рис . 5).

На весьма значимый вопрос о том, нужно ли знать детям о наркотиках и наркоманах, получены следующие результаты: 92% считают это необходимым, 8% полагают, что делать этого не нужно При этом 38% отмечают необходимость ведения антинаркогенной работы с детьми с 14 лет, 29% - с 7 лет, 25% - с 10 лет.

Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что наркогенная информация может выступать фактором риска приобщения к наркотическим веществам и формирования девиантной адаптации Из этого следует, что в ситуации наркогенного давления среды при отсутствии у молодых людей знаний о последствиях употребления наркотиков и сформированной устойчивости перед соблазном создается высокий риск наркоманиче-ского дебюта, обусловливающего деви-антную модель адаптации

Профилактическая антинаркотическая работа

Рассмотренные причины приобщения подростков к наркотическим веществам показывают актуальность организации эффективной антинаркотической профилактики и коррекции девиантного поведения психолого-педагогическими методами Деятельность, направленная на формирование установки на непотребление наркотически действующих веществ, предполагает учет возрастно-психологи-ческих и гендерных особенностей, ресурсов социальной адаптации подростков Прежде всего, профилактическая и коррекционная работа должна быть направлена на активизацию самосознания подростков и мотивацию их на здоровый образ жизни

Информация была мне безразлична I was indifferent to them

Информация была интересна information was interesting

Информация была неприятна Information was unpleasant

Ни с кем не говорил I did not talk to anyone

Говорил с родителями I talked with parents

Говорил с друзьями I talked with friends

Прочитал в книге I read in the book

Узнал у друзей I found out from friends

Узнал из СМИ al learned from the media

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 5. Источники приобщения к наркотикам и реакция на них Fig. 5 Sources of drugs and reaction to them

Результаты исследования девиант-ности подростков служат веским аргументом для организации интенсивной профилактической работы. В ряде зарубежных и отечественных исследований раскрываются вопросы профилактики различных форм девиантного поведения, анализируются оптимальные стратегии и практики его преодоления (Wenter et а1, 2002; Wragg, 1984; Nurco, Baiter, 1990; Jyson, 1999; Perry, 1987; Lee, 1996; Gerardo, 1995; Кон, 1989; Личко, 1991) .

Психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции девиантно-го поведения с учетом возрастных особенностей развития тщательно разработаны Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, Е И. Захаровой и А.Г. Лидерсом. Они характеризуют коррекционную деятельность как «особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой» (Возрастно-психологи-ческий подход ..., 2002, С. 68).

С точки зрения Л .Б . Шнейдер, профилактика любых форм девиантности предполагает вмешательство, как институтов

социального контроля, так и отдельных граждан в решение вопросов, обусловливающих развитие отклоняющегося поведения Выделяют три уровня профилактики: «общесоциальная профилактика» -улучшение социальных, экономических и экологических условий жизни; «специальная профилактика» - обеспечение мер безопасности, работа с подростками «группы риска», устранение причин, способствующих формированию де-виантной адаптации; «индивидуальная профилактика», направленная на работу с отдельными категориями людей с учетом особенностей их развития (Шней-дер, 2005) .

Одним из психолого-педагогических методов повышения устойчивости к наркотикам является здоровьесберегающая система, разработанная ГА Шичко . Его курс базируется на учениях И М Сеченова, В .М . Бехтерева, И. П. Павлова, АА Ухтомского, П К Анохина и других ученых в области психофизиологии . Он исключает какое-либо давление, запугивание, применение медицинских средств и препаратов, более того, заучивания, зачетов или экзаменов В соответствии с основными положениями метода ГА Шичко, курс строится на основе СЛОВА: услышанного, увиденного, произнесенного и написанного Суть метода заключается в систематической работе человека

Для цитирования: Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 102-112. doi: 10.11621/npj.2018.0211

над собой. Он должен самостоятельно устранить сформированную под воздействием внешней среды «запрограммированность» на нездоровый образ жизни . Человек четко выполняет все пункты программы, благодаря чему постепенно, шаг за шагом, движется к укреплению здоровья и самосовершенствованию

В основе метода лежит принцип доброжелательного целенаправленного воздействия на сознание человека исключительно доверительной информацией. Более глубокому восприятию информации способствуют ситуационные игры и аутотренинг (релаксация) . Начинаются и заканчиваются занятия аутотренингом. Занятия по курсу строятся по принципу учебного процесса и проводятся ежедневно в течение 10 дней (не считая выходные дни), исключая вводное и выпускное занятие . Длительность занятий при этом не превышает двух часов, с обязательным перерывом для отдыха (Метод Шичко, URL: http://naltrim . ucoz . ru/index/metod_shichko/0-17).

Метод ориентирован на выработку навыков самоанализа и критического отношения к наркотически действующим веществам. Использование данного метода открывает новые возможности сниже-

ния риска развития зависимости от различных видов наркотиков . По мере расширения представлений об истинных свойствах наркотиков и осознания их негативного влияния на перспективы самоосуществления вырабатывается убежденность в необходимости придерживаться принципов здоровой жизни

Достижению целевых показателей способствует последовательное выполнение требований Обязательным компонентом программы является ведение специальных дневников, куда подробно записываются собственные мысли, планы и происходящее с человеком Периодически дневник следует перечитывать и делать выводы (Что из себя представляет метод Шичко, URL: http://evolkov. net/addiction/articles/Psych . phys . basics . of.Shichko.method.html) . Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность ретроспективного анализа собственного состояния и внесения некоторых изменений в работу над собой Для этого предлагаются методические рекомендации: описание собственной позиции по отношению к проблеме, освоение алгоритмов выполнения индивидуального плана работы над собой, анализ осуществления наме-

ченных планов и самоотчет по мотивированным целевым установкам, оценка событий дня и формулирование замысла (решения) на завтра, а также составление и коррекция планов на перспективу (6 месяцев) Самоорганизации в данном случае помогают такие вопросы, как «В каких случаях и как поступают, что делают другие люди?»; «Зачем они это делают?»; «Что в этом плохого (хорошего)?»; «Как в этом случае поступил бы я?» и др . Освоение программы предполагает формирование устойчивых установок на здоровый образ жизни и отказ от употребления интоксикантов, овладение навыками аутогенной тренировки

Активное социальное обучение подростков социально-важным навыкам является особо значимым моментов в профилактике девиантного поведения (Карабанова, 2014) . В связи с этим, нам представляется актуальным включение метода ГА Шичко в базовые учебные планы образовательных учреждений . Это позволит повысить антинаркотическую устойчивость детей, подростков и молодежи, оптимизировать процесс их социальной адаптации в современных условиях кардинальных изменений во всех сферах жизни

Литература:

Братусь Б.С. Аномалии личности. - Москва : Мысль, 1988. - 301 с.

В КБР формируется база наркологических больных [Электронный ресурс] // Республиканское информационное агентство «Кабардино-Балкария» : сайт. URL: http:// kbrria.ru/ obshchestvo/v-kbr-formiruetsya-bazanarkologicheskih-bolnyh-6983. - (дата доступа 12.05.2017). В УФСКН России по Кабардино-Балкарской Республике подведены итоги работы за 1 квартал 2015 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://07.fskn.gov.ru/index.php?limitstart=22 - (дата обращения 16.07.2015).

Вислова А.Д. Модели формирования и профилактики наркозависимого поведения. - Нальчик : ГП КБР РПК, 2009. - 208 с. Вислова А.Д. Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков : дис. ... канд. психол. наук; [МГУ им. Ломоносова]. - Москва, 2001. - 168 с.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - Москва : Академия, 2002. - 416 с.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. 4. Ч. 2. - Москва, 1984. - 87 с.

Выступление В.П. Иванова на заседании Министерской конференции «Группы Помпиду», 3 ноября 2010 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://narkotiki.ru/5_6852.htm - (дата обращения 20.09.2015).

Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - Санкт-Петербург, 2004. - 520 с.

Ениколопов С.Н. Психология девиантного поведения : учеб. пособие. - Москва : Академия, 1999. - 219 с.

Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва : Академия, 2008. - 288 с.

Кабардино-Балкария: планы создать реабилитационный центр для наркоманов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/index.php/news/218260/ - (дата обращения 21.07.2015).

Карабанова О.А. Дисгармоничность детско-родительских отношений как фактор риска девиантного поведения личности // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 12. - С. 295-300.

Кон И.С. Психология ранней юности. - Москва : Просвещение, 1989. - 255 с.

Для цитирования: Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 102-112. 10.11621/пр].2018.0211

Коновалов И.Н. Стратегия государственной антинаркотической политики: пути реализации // Правовая политика и правовая жизнь. - 2011. -№ 2. - С. 137-139.

Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология : руководство. - Ленинград : Медицина, 1991. - 304 с.

Метод Шичко. [Электронный ресурс] // Лечение алкоголима, наркомании ... : сайт. URL: http://naltrim.ucoz.ru/index/metod_shichko/0-17. -(дата доступа 13.04.2018).

Наркоконтроль. РИА Новости 11. 04. 2013. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://urist-edu.ru/akts/41112/index.html - (дата обращения 23.09.2015).

Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://centerpolit.ru/ content.php?id=62 - (дата обращения 17.09.2015).

Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник для вузов. - Москва : Высшее образование; МГППУ, 2006. - 460 с.

Подросток: нормы, риски, девиации / В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова; под. ред. В.С. Собкина. - Москва : Центр социологии образования РАО, 2005. - 359 с. - (Труды по социологии образования. Т. 10. Выпуск 17).

Подросток-наркоман. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vitaportal.ru/zavisimosti/3-5-let-srok-zhizni-podrostka-narkomana.html -(дата обращения 20.09.2015).

Профилактика наркомании должна быть скоординированной. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kspkbr.ru/index.php/ vse-novosti-kbr/854-profilaktika-narkomanii-dolzhna-byt-skoordinirovannoj-i-sistemnoj-segodnya-yurij-kokov-provel-zasedanie-antinarkoticheskoj-komissii-kbr - (дата обращения 16.07.2015).

Проявления девиации в подростковой субкультуре / В.С.Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова // Вопросы психологии. - 2004.

- № 3. - С. 3-19.

Реан А.А. Практическая психодиагностика личности : учеб. пособие. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - С. 219-220. Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - C. 105-110. doi: 10.11621/npj.2015.0410

Реан А.А. Психология подростка. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://antinark.omskportal.ru/ru/public/sitelist/antinark/stratgap/PageContent/0/body_files/file/2010_06_09_Ukaz_Strategiya_GAP.pdf - (дата обращения 30.08.2015).

Собкин В.С., Мкртычян А.А. Роль социокультурных факторов в формировании отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 2(10). - C. 32-40. doi: 10.11621/npj.2015.0206

Тхостов А.Ш. Возможности и перспективы социальной патопсихологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017.

- № 1 - С. 36-50.

Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Мир образования - образование в мире. -2012. - № 1. - С. 3-19.

ФСКН: РФ тратит на борьбу с наркопреступностью 96 млрд. руб в год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/ economy/20141201/1035995999.html - (дата обращения 23.04.2018).

Что из себя представляет метод Шичко. [Электронный ресурс] // Корни : сайт. URL: http://evolkov.net/addiction/articles/Psych.phys.basics. of.Shichko.method.html-(дата доступа 12 апр 2018).

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - Москва : Академический проект, 2005. - 366 с.

Шокирующая статистика российской наркомании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.romashkovo.org/lechenie-narkomanii/ shokiruyushaya-statistika-rossiyskoy-narkomanii/ - (дата обращения:02.08.2015).

Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва : Академия, 2007. - 384 с.

Baldeh, F.S., & Binka J. (1988) Drug misuse and abuse trends in the Gambia. Alcohol, Drugs and Tobacco: Prev.and Contr. / Real. ADN Aspirat.: Proc.

35th Int. Congr. Ale. and Drug Depend. Oslo, 31 July 6 Aug., 34.

Blume, Sh.B. (1989) Dual diagnosis: Psychoactive substance dependence and the personality disorders. J. Psychoact. Drugs, 21(2), 139-144. doi: 10.1080/02791072.1989.10472153

Boys, A., Marsden J., & Strang J. (2001) Understanding reasons for drug use amongst young people: a functional perspective. Health. Educ. Res., 16 (4), 457-469. doi: 10.1093/her/16.4.457

Brook, J.S., Nomura, C., & Cohen, P. (1989) A network of influences on adolescent drug involvement: Neighborhood, school, peer, and family. Genet. Soc. and Gen. Psychol. Monogr, 115(1), 123-145.

Feigelman, W., Hyman, M.M., Amann, K., & Feigelman, B. (1990) Correlates of persisting drug use among former youth multiple drug abuse patients. J. Psychoact. Drugs, 22(1), 63-75. doi: 10.1080/02791072.1990.10472198

Fetro, J.V., Coyle, K.K., & Pham, P. (2001) Health risk behaviors among middle school students in a large majority-minority school district. J. Sch. Health. Jan., 71(1), 30-37. doi: 10.1111/j.1746-1561.2001.tb06486.x

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gerardo, M. Gonzalez. Drug Education in Bolivian Schools: a Feasibility Study for Cross-Cultural Application of a Preventive Curricular Unit (1995) International review of education, 41(6), 439-459. doi: 10.1007/BF01263140

Harre, R. (1997) The orthogenetic approach: Theory and practice. Experimental social psychology. NY.; L., 10, 283-314.

Johnson, S., Leonard, K.E., & Jakob, T. (1989) Drinking styles and drug use in children of alcoholics, depressives and controls. J. Stud. Alcohol, 50(5), 427-431. doi: 10.15288/jsa.1989.50.427

Jyson, Harriet (1999) A Load off the Teachers' Backs. Coordinated School Health Programs. Phi Delta Kappan, 80(5), 1-8.

Для ¡цитирования Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 102-112. Со1: 10.11621/пр].2018.0211

Lee, J. (1996) TACADE: educating for health. Manchester, 21.

Life skills training (1989) Promoting health and personal development. Teachers manual.

Nurco, D.N., & Baiter, M.B.(1990) A plan aimed at the prevention and treatment of drug dependence. Drug and Alc. Depend, 50, 193-197. doi: 10.1016/0376-8716(90)90063-K

Bauman, K.E., & Ennet, S.T. (1966) On the importance for the adolescent drug use: commonly neglected considerations. Addictions.

Pascale, Sternin & Sternin (2010) The Power of Positive Deviance: How Unlikely Innovators Solve the World's Toughest Problems, Harvard Business

Press. Print, 231.

Perry, C.L. (1987) Results of prevention programs with adolescents. Drug and Alc. Depend, 20(1), 13-19. doi: 10.1016/0376-8716(87)90071-8 Scarpitti, F., & Datesman, S. (1980) Drugs and the Youth Culture. London.

Sternin, J., & Choo, R. (2000) The power of positive deviancy. Harvard Business Review, January-February, 14-15.

Wenter, D.L., Ennett, S.T., Ribisl, K.M., Vincus, A.A., Rohrbach, L., Ringwalt, C.L., & Jones, S.M. (2002) Comprehensiveness of substance use prevention programs in U.S. middle schools. J. Adolesc. Health. Jun, 30(6), 455-462. doi: 10.1016/S1054-139X(02)00346-4 Westman, W. (1970) The drug epidemic: what it mean and how to combat it. Dial Press, 239. Wragg, J. (1984) Ideas for drug and alcohol education for students in years 5-8. N.S.W.

References:

Adolescent addict. Retrieved from: http://vitaportal.ru/zavisimosti/3-5-let-srok-zhizni-podrostka-narkomana.html (accessed: 20.03.2018). Burmenskaya, G.V., Zakharova, E.I., Karabanova, O.A., & Liders A.G. (Eds.) (2002) Age-psychological approach in counseling children and adolescents: manual for higher school. Moscow, Izdatel'skiy Tsenter «Akademiya», 416.

Baldeh, F.S., & Binka J. (1988) Drug misuse and abuse trends in the Gambia. Alcohol, Drugs and Tobacco: Prev.and Contr. / Real. ADN Aspirat.: Proc. 35 th Int. Congr. Ale. and Drug Depend. Oslo, 31 July 6 Aug., 34.

Blume, Sh.B. (1989) Dual diagnosis: Psychoactive substance dependence and the personality disorders. J. Psychoact. Drugs, 21(2), 139-144. doi: 10.1080/02791072.1989.10472153

Boys, A., Marsden J., & Strang J. (2001) Understanding reasons for drug use amongst young people: a functional perspective. Health. Educ. Res., 16 (4), 457-469. doi: 10.1093/her/16.4.457

Bratus, B.S. (1988) The Anomalies of the individual. Moscow, Mysl', 301.

Brook, J.S., Nomura, C., & Cohen, P. (1989) A network of influences on adolescent drug involvement: Neighborhood, school, peer, and family. Genet. Soc. and Gen. Psychol. Monogr, 115(1), 123-145.

Drug control. RIA Novosti 11. 04. 2013. Retrieved from: http://urist-edu.ru/akts/41112/index.html (accessed: 20.03.2018).

Drug prevention must be coordinated. Retrieved from: http://www.kspkbr.ru/index.php/vse-novosti-kbr/854-profilaktika-narkomanii-dolzhna-byt-skoordinirovannoj-i-sistemnoj-segodnya-yurij-kokov-provel-zasedanie-antinarkoticheskoj-komissii-kbr (accessed: 20.03.2018).

Drug trafficking is a threat to Russia's national security. Retrieved from: http://centerpolit.ru/content.php?id=62 (accessed: 20.03.2018).

Elkonin, D.B. (2007) Child psychology: manual for higher school. Moscow, Akademiya, 384.

Enikolopov, S.N. (1999) Psychology of deviant behavior: manual. Moscow, Akademiya, 219.

FDCS: Russia spends 96 billion a year on struggling drug trafficking. Retrieved from: https://ria.ru/economy/20141201/1035995999.html (accessed: 23.04.2018).

Feigelman, W., Hyman, M.M., Amann, K., & Feigelman, B. (1990) Correlates of persisting drug use among former youth multiple drug abuse patients. J. Psychoact. Drugs, 22(1), 63-75. doi: 10.1080/02791072.1990.10472198

Feldstein, D.I. (2012) Psychological and pedagogical science as a resource for the development of modern society. [Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire], 1, 3-19.

Fetro, J.V., Coyle, K.K., & Pham, P. (2001) Health risk behaviors among middle school students in a large majority-minority school district. J. Sch. Health. Jan., 71(1), 30-37. doi: 10.1111/j.1746-1561.2001.tb06486.x

Gerardo, M. Gonzalez. Drug Education in Bolivian Schools: a Feasibility Study for Cross-Cultural Application of a Preventive Curricular Unit (1995) International review of education, 41(6), 439-459. doi: 10.1007/BF01263140

Gilinsky, Ya. (2004) Deviantology: Sociology of crime, drugs, prostitution, suicide and other «deviations». SPb., 520. Harre, R. (1997) The orthogenetic approach: Theory and practice. Experimental social psychology. NY.; L., 10, 283-314.

In the UFSKN of Russia in Kabardino-Balkar Republic summed up the work for the 1st quarter of 2015. Retrieved from: http://07.fskn.gov.ru/index. php?limitstart=22 (accessed: 20.03.2018).

Johnson, S., Leonard, K.E., & Jakob, T. (1989) Drinking styles and drug use in children of alcoholics, depressives and controls. J. Stud. Alcohol, 50(5), 427-431. doi: 10.15288/jsa.1989.50.427

Jyson, Harriet (1999) A Load off the Teachers' Backs. Coordinated School Health Programs. Phi Delta Kappan, 80(5), 1-8.

Kabardino-Balkaria: plans to create a rehabilitation center for drug addicts. Retrieved from: http://www.kapital-rus.ru/index.php/news/218260/ (accessed: 20.03.2018).

Karabanova, O.A. (2014) Disharmonically parent-child relationship as a risk factor for deviant behavior of the personality. [Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossii], 12, 295-300.

Kon, I.S. (1989) Psychology of early adolescence. Moscow, Prosveshchenie, 255.

Для цитирования: Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 102-112. с1о1: 10.11621/пр].2018.0211

Konovalov, I. N. (2011) Strategy of the state anti-drug policy: ways of implementation. [Pravovaya politika i pravovaya zhizn'], 2, 138. Retrieved from: http://xn--80af5bzc.xn--p1ai/documents/pppg/files/pppg-02-2011.pdf (accessed: 20.03.2018). Lee, J. (1996) TACADE: educating for health. Manchester, 21.

Lichko, A.E., & Bitensky, V.S. (1991) Teenage narcology: teacher's book. L., Medicine, 304.

Life skills training (1989) Promoting health and personal development. Teachers manual.

Shichko Method. Retrieved from: http://naltrim.ucoz.ru/index/metod_shichko/0-17 (accessed: 13.04.2018).

Nurco, D.N., & Balter, M.B.(1990) A plan aimed at the prevention and treatment of drug dependence. Drug and Alc. Depend, 50, 193-197. doi: 10.1016/0376-8716(90)90063-K

Obukhova, L.F. (2006) Age psychology: textbook for universities. Moscow, Vysshee obrazovanie; MGPPU, 460.

Bauman, K.E., & Ennet, S.T. (1966) On the importance for the adolescent drug use: commonly neglected considerations. Addictions.

Pascale, Sternin & Sternin (2010) The Power of Positive Deviance: How Unlikely Innovators Solve the World's Toughest Problems, Harvard Business

Press. Print, 231.

Perry, C.L. (1987) Results of prevention programs with adolescents. Drug and Alc. Depend, 20(1), 13-19. doi: 10.1016/0376-8716(87)90071-8 Positive Deviance Initiative. Retrieved from http://www.positivedeviance.org. Date of use: 20.04.2018.

Rean, A.A. (2001) Practical psychodiagnostics personality. St. Petersburg, Izdatel'stvo St. Petersburgskogo universiteta, 219-220. Rean, A.A. (2015) Risk Factors of deviant behavior: family context. National Psychological Journal, 4, 105-110. doi: 10.11621/npj.2015.0410 Rean, A.A. (2008) Psychology of a teenager. SPb: Izdatel'stvo «Prime -Eurosign». Scarpitti, F., & Datesman, S. (1980) Drugs and the Youth Culture. London.

Shichko Method. Retrieved from: http://naltrim.ucoz.ru/index/metod_shichko/0-17 (accessed: 13.04.2018). Schneider, L.B. (2005) Deviant behavior of children and adolescents. Moscow, Akademicheskiy proekt, 366.

Shocking statistics of Russian drug addiction. Retrieved from: http://www.romashkovo.org/lechenie-narkomanii/shokiruyushaya-statistika-rossiyskoy-narkomanii/ (accessed: 20.03.2018).

Sobkin, V.S., & Mkrtychyan, A.A. (2015) the Role of social cultural factors in shaping attitudes to extremism in students of Moscow and Riga. National Psychological Journal, 2, 32-40. doi: 10.11621/npj.2015.0206

Sobkin, V.S., Abrosimova, Z.B., Adamchuk, D.V., & Baranova, E.V. (2004) Manifestations of deviation in the adolescent subculture [Voprosy psikhologii], 3, 3-19.

Sobkin, V.S., Abrosimova, Z.B., Adamchuk, D.V., & Baranova, E.V. (2005) Adolescent: norms, risks, deviations. Moscow, Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO, 359 (proceedings of the sociology of education; 10(17). Retrieved from: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=22374 (accessed: 20. 04.2018). Speech by V.P. Ivanov at the session of the «Pompidou Group» Ministerial conference, November 3, 2010. Retrieved from: http://narkotiki.ru/5_6852.htm (accessed: 20.03.2018).

Sternin, J., & Choo, R. (2000) The power of positive deviancy. Harvard Business Review, January-February, 14-15.

Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020. Retrieved from: http://antinark.omskportal.ru/ru/public/sitelist/antinark/ stratgap/PageContent/0/body_files/file/2010_06_09_Ukaz_Strategiya_GAP.pdf (accessed: 20.03.2018).

The CBI is making the base of drug treatment patients. Retrieved from: http://kbrria.ru/ obshchestvo / v-kbr-formiruetsya-baza narkologicheskih-bolnyh-6983 (accessed: 20.03.2018).

Tkhostov, A.Sh. (2017) Possibilities and prospects of social psychopathology. [Vestnik Moskovskogo universiteta]. Series 14. Psychology, 1, 36-50. Vislova, A. D. (2009) Models of developing and preventing drug-dependent behaviour. Nalchik, GP CBD PKK, 208.

Vislova, A. D. (2001) Psychological, pedagogical and social aspects of development and prevention of drug addiction in children and adolescents: Ph.D. in Psychology, Thesis. [MGU im. Lomonosova], Moscow, 168. Vygotsky, L.S. (1984) The problem of age. Moscow, Vol. 4, 87.

Wenter, D.L., Ennett, S.T., Ribisl, K.M., Vincus, A.A., Rohrbach, L., Ringwalt, C.L., & Jones, S.M. (2002) Comprehensiveness of substance use prevention programs in U.S. middle schools. J. Adolesc. Health. Jun, 30(6), 455-462. doi: 10.1016/S1054-139X(02)00346-4

Westman, W. (1970) The drug epidemic: what it mean and how to combat it. Dial Press, 239.

What is the method of Shichko. Retrieved from: http://evolkov.net/addiction/articles/Psych.phys.basics.of.Shichko.method.html (accessed: 12. 04. 2018). Wragg, J. (1984) Ideas for drug and alcohol education for students in years 5-8. N.S.W.

Zmanovskaya, E.V. (2008) Deviantology: (Psychology of deviant behavior): manul for higher school. Moscow, Akademiya, 288. Retrieved from: http://dic. academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/218508.%20 (accessed: 20.03.2018).

Для цитирования: Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 102-112. Со1: 10.1162Vnpj.2018.0211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.