Научная статья на тему 'Исследование личностной безопасности студентов в условиях угрозы распространения наркомании в образовательной среде вуза'

Исследование личностной безопасности студентов в условиях угрозы распространения наркомании в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УГРОЗА / ОПАСНОСТЬ / НАРКОТИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SAFETY / PERSONAL SAFETY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THREAT / DANGER / NARCOTIZATION / RESILIENCE / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кора Наталия Алексеевна, Щепкина Нэилэ Каюмовна

Предупреждение распространения наркомании в образовательной среде авторы видят в осуществлении психолого-педагогического обеспечения личной безопасности студентов. Представляется важным и необходимым мониторинг компонентов личностной безопасности всех участников образовательного процесса. В статье представлены результаты исследования личностной безопасности студентов первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кора Наталия Алексеевна, Щепкина Нэилэ Каюмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PERSONAL SECURITY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THREAT OF SPREAD OF DRUG ADDICTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

For the purpose of the prevention of spread of drug addiction in the educational environment authors see in implementation of psychology and pedagogical ensuring personal security of students. It is obviously important also necessary monitoring of components of personal safety of all participants of educational process. Results of research of personal safety of first-year students are presented in article

Текст научной работы на тему «Исследование личностной безопасности студентов в условиях угрозы распространения наркомании в образовательной среде вуза»

УДК 159.9.072

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Н.А. Кора, Н.К. Щепкина

Аннотация. Предупреждение распространения наркомании в образовательной среде авторы видят в осуществлении психолого-педагогического обеспечения личной безопасности студентов. Представляется важным и необходимым мониторинг компонентов личностной безопасности всех участников образовательного процесса. В статье представлены результаты исследования личностной безопасности студентов первого курса.

Ключевые слова: безопасность, личностная безопасность, образовательная среда, угроза, опасность, наркотизация, жизнестойкость, самореализация.

RESEARCH OF PERSONAL SECURITY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS

OF THREAT OF SPREAD OF DRUG ADDICTION IN THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

N.A. Кога, N.K. Shchepkina

Abstract. For the purpose of the prevention of spread of drug addiction in the educational environment authors see in implementation of psychology and pedagogical ensuring personal security of students. It is obviously important also necessary monitoring of components of personal safety of all participants of educational process. Results of research of personal safety of first-year students are presented in article.

Keywords: safety, personal safety, educational environment, threat, danger, narcotization, resilience, selfrealization.

В настоящее время в условиях модернизации образования, забота о личностной безопасности и здоровье обучающихся становится непременным целевым ориентиром в деятельности образовательных учреждений, показателем достижения ими не только современного качества образования, но и развития культуры здоровья всех участников образовательного процесса. Высокий уровень риска ухудшения здоровья студенческой молодежи в условиях наркотизации общества негативно сказывается на социальном развитии общества: снижается интеллектуальный потенциал, ухудшается эмоциональное и социальное благополучие, разрушаются те моральные принципы, которые являются основой социальной жизни человека.

Научная актуальность проблемы личностной безопасности студенческой молодежи обусловлена возросшим значением личностной безопасности как глобальной ценности современного общества, главным субъектом которого является личность, ее интеллектуальный, духовный, нравственно-этический потенциал [1,3]. В этой связи чрезвычайно важным становится изучение личностной безопасности студенческой молодежи, являющейся главным субъектом социально-

экономическим, интеллектуальным, творческим потенциалом общества. Любое государство должно быть заинтересовано в развитии здорового молодого поколения, в удовлетворении потребности здорового чувства безопасности, благ и интересов юношей и девушек. Неудовлетворение личных интересов молодежи неминуемо приводит общество в неустойчивое состояние, что в свою очередь обусловливает такие социальные явления, как деформация нравственных ценностей, отрицание моральных принципов, которые являются основой социальной жизни человека, рост преступности (в том числе и распространение наркотизации среди молодежи), неформальные протестные молодежные объединения, проявление неуважения к государству [2]. Поэтому проблема создания относительно устойчивого общества связана с обеспечением личностной безопасности студенческой молодежи, с реальными возможностями поддержания и укрепления их нравственного, социального, физического здоровья.

Внимание к проблемному полю личностной безопасности актуально и в теоретическом отношении. Следует отметить, что это новая область психологического анализа. В последнее десятилетие большинство иссле-

дований в различных областях науки рассматривают феномен безопасности личности с точки зрения защищенности ее от опасностей и угроз (Г.В. Иващенко, 2005; О.Е. Но-янзина, 2010; М.Р. Пшидоток, 2011; Е.Н. Соломатина, 2011 и др.), в то время как возможен и иной характер парадигмы - с позиции деятельностной самореализации и самоутверждения личности, а также личностной безопасности в контексте биопсихосоционо-этической природы человека и модели здоровья.

Существенная значимость разработки феномена личностной безопасности студенческой молодежи заключается в необходимости синтеза знаний относительно особенностей деятельности студентов в ситуации нестабильного окружающего мира, в том числе и наркотизации общества, их отношения к собственному здоровью и субъективного восприятия ими личностной безопасности.

Обращение к проблеме безопасности личности характерно не только для отечественной (И.А. Баева, 2002, 2006; А.А. Деркач 2003, 2004; Г.В. Залевский, 2007, 2013; Ю.П. Зинченко, 2009; Т.И. Колесникова, 2001; Т.М. Краснянская, 2005, 2009; Н.А. Лызь, 2005; Л.А. Соломин, А.Л. Михайлов, 2008 и др.), но и для мировой науки (Graham Benjamin, Dodd David, 2002; Loader Ian, Walker Neil, 2007; Collins Alan, 2010; Fennelly Lawrence, 2012), что обусловлено значимостью психологического анализа механизмов формирования личностной безопасности, создания единой картины данного феномена, определения показателей и критериев его оценки, раскрывающих содержание и структуру личностной безопасности. Для педагогической психологии важно понять, каким образом формируются представления о личностной безопасности у студенческой молодежи, сталкивающейся с ситуацией угрозы (постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, информационный стресс, частые нарушения режима труда, отдыха и питания и др.) здоровью в образовательном процессе. Актуальность изучения личностной безопасности студенческой молодежи и ее психолого-педагогического обеспечения определяется также тем, что понимание сущности феномена личностной безопасности может выступать инструментом построения активных прогнозов состояния здоровья (физического, психического, нравственного) и образа жизни студенческой молодежи, будущее содержание высшего

профессионального образования, а также всего общества.

На базе Амурского государственного университета (г. Благовещенск), Биробиджанского филиала Амурского государственного университета (г. Биробиджан), Благовещенского государственного педагогического университета было проведено исследование личностной безопасности студентов первого курса. Общая выборка составила 382 человека.

Программа экспериментального исследования была продиктована разработанной теоретической модели психолого-педагогического обеспечения личностной безопасности студенческой молодежи в условиях угрозы распространения наркомании в образовательной среде [4]. Согласно выявленным критериям и показателям личностной безопасности [4] был определен психодиагностический комплекс исследования. Для изучения здорового чувства безопасности применялась Шкала базовых убеждений Р. Янов-Бульман. Психологическое благополучие изучалось с помощью Шкалы психологического благополучия К. Рифф. Жизнестойкость, как система убеждений личности изучалась с помощью теста жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой. Для оценки качества жизни применялась русскоязычная версия опросника SF-36 (автор -

J.E. Ware, 1992). Из неформализованных методов использовались анкетирование, биографический метод и др. Для изучения представлений студентов использовался метод незаконченных предложений и контент -анализ.

Для измерения реальных масштабов приобщения испытуемых к психоактивным веществам был использован показатель частоты потребления наркотиков. По частоте потребления среди опрашиваемой студенческой молодежи определились четыре типологические группы: «никогда не потреблявшие» (42,1 %); «пробовавшие наркотики» (44 %); «потребляющие наркотики не чаще, чем раз в неделю» (2,7 %); «потребляющие наркотические средства 2-3 раза в месяц» (9,6 %) и др. Ежедневно употребляющих наркотические средства среди опрашиваемых студентов первого курса не было выявлено. На основании полученных данных были выявлены студенты, которые составили так называемую «группу риска» (38,4 %). На основании полученных данных можно утверждать, что целенаправленная и систематическая профилактическая и коррекционно -

развивающая работа со студенческой молодежью, бесспорно, является необходимым элементов в работе со студентами.

Далее были исследованы структурные компоненты личностной безопасности испытуемых (первокурсников): мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный.

В ходе анализа результатов исследования мотивационного компонента личностной безопасности было обнаружено, что полученные средние значения показателей и индексов базисных убеждений испытуемых находились в основном в пределах нормативных значений. Тем не менее, можно отметить, что средние значения показателей «Степень самоконтроля» (2,8) и «Степень удачи» (2,6) у первокурсников оказались ниже средних нормативных значений, а значения показателя «Случайность» (4,1) - выше среднего нормативного значения. Более низкие средние значения в выборке испытуемых были характерны для суммарного индекса «Ценность собственного Я» (3,0). Как итог этих тенденций наблюдалась несколько сниженная степень переживания психологической безопасности испытуемыми (3,4). Показатель общей (суммарной) меры жизнестойкости первокурсников составил 65,8 (нормативный показатель). Это свидетельствует о том, что студенты первого курса на момент обследования были мотивированы на преобразование возможных стрессогенных жизненных событий.

Исследование показателей эмоционально-волевого критерия (позитивные отношения с окружающими, самопринятие, автономия, личностный рост) личностной безопасности студентов первого курса показало, что значения такого показателя, как «позитивные отношения с окружающими» у юношей и девушек находятся в норме. Однако у девушек значения данного показателя были более высокими, чем у юношей. Числовые значения показателя «самопринятие» также находились в пределах нормы. Значения показателя личностного роста у большинства испытуемых были в норме, при этом у девушек данные этого значения выше, чем у юношей. Были обнаружены более низкие значения у всех испытуемых по такому показателю, как «автономия». В целом психологическое благополучие (душевный комфорт) юношей и девушек имел нормативные значения, что говорит о слаженности психических процессов и функций, ощущения целостности, внутреннего равновесия испытуемых на мо-

мент обследования.

С целью изучения осведомленности испытуемых по проблеме личностной безопасности был использован метод контентанализа для изучения текстовой информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Анализ и обработка полученных данных показали, что существенные различия в представлениях испытуемых у юношей и девушек на заданную тему отсутствуют. Сходным для корреляционных плеяд испытуемых является негативная оценка и сторонний подход к наркомании, представления испытуемых лаконичны, не связаны в единую структуру, в их сознании отсутствует целостная картина восприятия данного явления. Категория «безопасность» представлялась испытуемым очень узко, поверхностно.

Кроме представлений студентов о безопасности и наркомании, были выявлены их научные знания по некоторым аспектам рассматриваемой проблемы. Первокурсникам были предложены специально разработанные тестовые задания, направленные на выявление первичных знаний в области безопасности и наркомании. Статистически значимых различий в оценке знаний юношей и девушек с помощью коэффициента углового преобразования процентных долей Фишера не обнаружено. Анализ результатов тестирования показал, что 14,8 % юношей и 10,3 % девушек первого курса не смогли справиться с предложенными заданиями - показали низкий уровень информированности в области наркомании и безопасности. Высокий уровень знаний в данной области продемонстрировали всего 10,1% студентов.

Исследование показателя «Цели в жизни» (деятельностный компонент) у юношей и девушек выявило, что юноши более целеустремленные, чем девушки. Если у юношей были обнаружены нормативные значения данного показателя (72,19), то у девушек были выявлены низкие баллы по данному показателю - небольшое отклонение от нормы (67,3). Была обнаружена слабая выраженность такого показателя деятельностного компонента как «управление средой» в структуре психологического благополучия студентов (55,3). Среднее значение показателя «вовлеченность» у первокурсников (37,21) было в норме. Полученные данные подтверждают результаты исследования П.П. Фесенко (2005), М.В. Логиновой (2010). В ходе первичного обследования также было

обнаружено, что значение показателя «принятие риска» у испытуемых (14,32) находилось в пределах нормы.

Кроме того, было выявлены очень низкие показатели активности испытуемых в начале периода обучения в вузе (октябрь-ноябрь 2014 года). Более 60% студентов первого курса не стремились проявить свои личностные ресурсы в различных видах деятельности (научной, спортивной, художественной и др.) помимо исполнения учебно -профессиональной деятельности.

Проведенный анализ результатов исследования структурных компонентов личностной безопасности показал, что у большей части студенческой молодежи первого года обучения в вузе преобладал средний уровень личностной безопасности. Испытуемые владели общими представлениями о действии психоактивных веществ на организм, им было свойственно проявление чувства безопасности, однако в трудных ситуациях (при отсутствии опыта в данной области) такая категория студенческой молодежи была более ориентирована на помощь авторитетных, знающих людей, которым они доверяли, они были готовы следовать их рекомендациям. Значимых различий в показателях уровней личностной безопасности юношей и девушек не было выявлено.

Высокий уровень личностной безопасности обнаружен у небольшого числа испытуемых: около трех процентов. Для таких студентов когнитивные, мотивационные, эмоционально-волевые образования имеют конструктивную направленность. Все компоненты жизнестойкости согласованы между

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007.

2. Борисов, Д.А. Безопасность человека в современной теории и практике международных отношений // Вестник Томского гос.ун-та. 2011. № 34 (февраль). С. 79-82.

3. Грязнов А.Н., Баширова Т.Н. Факторы аддиктивного поведения студентов ВУЗов // Казанский педагогический журнал - № 3, - 2011, С. 91 -96.

4. Кора, Н.А. Концептуальная модель личностной безопасности студенческой молодежи // Вектор науки ТГУ. 2012. № 2(9). С. 159-163.

5. Кора, Н.А. Критерии, показатели и уровни развития личностной безопасности студенческой молодежи // Вектор науки ТГУ. 2012. № 3(10). С. 117-120.

собой, что, несомненно, способствует сохранению здоровья и оптимального уровня работоспособности.

В группу с низким уровнем личностной безопасности вошли юноши и девушки, имеющие эпизод-употребление какого-либо психоактивного вещества. Для этой категории студентов характерными были низкие показатели по когнитивному компоненту и мотивационному компоненту. Для этих студентов также характерными были низкие показатели психологического благополучия.

Итак, анализ результатов исследования структурных компонентов личностной безопасности студентов первого курса свидетельствует о том, что в целом значения большинства показателей выделенных критериев находились в норме. Однако эффективное развитие личностной безопасности студенческой молодежи, сохранение и укрепление их здоровья возможно только в ходе целенаправленного процесса создания благоприятных социально-психологических условий для свободного развития суверенной личности и реализации ее прав и возможностей участвовать в общественной жизни, не ограничивая других.

В соответствии с этим, в вузе разработана комплексная программа психо лого -

педагогического обеспечения студенческой молодежи в образовательной среде, которая реализуется специалистами, прошедшими обучение в рамках повышения квалификации по теме «Современные методы и технологии предупреждения распространения наркотизации среди студенческой молодежи».

References:

1. Asmolov, A.G. Psihologija lichnosti: kul'tumo-istoricheskoe ponimanie razvitija cheloveka. - M.: Smysl, 2007.

2. Borisov, D.A. Bezopasnost' cheloveka v sovremennoj teorii i praktike mezhdunarodnyh otnoshenij // Vestnik Tomskogo gos.un-ta. 2011. № 34 (fevral'). S. 79-82.

3. Grjaznov A.N., Bashirova T.N. Faktory addiktivnogo povedenija studentov VUZov // Kazanskij pedago-gicheskij zhurnal - № 3, - 2011, S. 91 - 96.

4. Kora, N.A. Konceptual'naja model' lichnostnoj bezopasnosti studencheskoj molodezhi // Vektor nauki TGU. 2012. № 2(9). S. 159-163.

5. Kora, N.A. Kriterii, pokazateli i urovni razvitija lichnostnoj bezopasnosti studencheskoj molodezhi // Vektor nauki TGU. 2012. № 3(10). S. 117-120.

Сведения об авторах:

Кора Наталия Алексеевна (г.Благовещенск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Амурский государственный университет, кафедра психологии и педагогики, e-mail: nkorai@ya.ru

Щепкина Нэилэ Каюмовна (г. Благовещенск, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор, Амурский государственный университет, кафедра психологии и педагогики.

Data about the authors:

Кога И.А. (Blagoveshchensk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor, Amur state university, department of psychology and pedagogics, e-mail: nkora1@ya.ru

Shchepkina N.K. (Blagoveshchensk, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor, Amur state university, department of psychology and pedagogics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.