Научная статья на тему 'Сравнительный анализ предприятий кондитерской промышленности (на примере продукции зао "Пензенская кондитерская фабрика")'

Сравнительный анализ предприятий кондитерской промышленности (на примере продукции зао "Пензенская кондитерская фабрика") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1049
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
CONFECTIONERY INDUSTRY / COMPARATIVE ANALYSIS / COMPETITORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балыкина М.Е., Тарасов Р.В.

Стратегически направлением деятельности любого предприятия кондитерской промышленности является привлечение все большего числа покупателей. Маркетинговая политика предприятия в этих условиях должна, в первую очередь, учитывать конкурентные преимущества других производителей аналогичной продукции. Знание сильных и слабых сторон конкурентов позволит руководству компании принять обоснованные и взвешенные решения, направленные на расширение сферы влияния. В статье представлен пример сравнительного анализа деятельности предприятий кондитерской отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ предприятий кондитерской промышленности (на примере продукции зао "Пензенская кондитерская фабрика")»

УДК 339.137:664.143/.149

Технические науки

Балыкина М. Е., магистрант ФГБОУВО «Пензенский государственный

университет архитектуры и строительства» Тарасов Р. В., к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЙ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОДУКЦИИ ЗАО «ПЕНЗЕНСКАЯ КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА»)

Аннотация: Стратегически направлением деятельности любого предприятия кондитерской промышленности является привлечение все большего числа покупателей. Маркетинговая политика предприятия в этих условиях должна, в первую очередь, учитывать конкурентные преимущества других производителей аналогичной продукции. Знание сильных и слабых сторон конкурентов позволит руководству компании принять обоснованные и взвешенные решения, направленные на расширение сферы влияния. В статье представлен пример сравнительного анализа деятельности предприятий кондитерской отрасли.

Ключевые слова: кондитерская промышленность, сравнительный анализ, конкуренты.

Abstract: Strategically, the activity of any enterprise of the confectionery industry is to attract a growing number of buyers. Marketing policy of the enterprise in these conditions should, first of all, take into account the competitive advantages of other manufacturers of similar products. Knowledge of the strengths and weaknesses of competitors will allow the company's management to make informed and balanced decisions aimed at expanding the sphere of influence. The article presents an example of a comparative analysis of the activities of enterprises in the confectionery industry.

Keywords: confectionery industry, comparative analysis, competitors.

Серьезные условия конкурентной борьбы на рынке пищевой продукции требуют от руководства предприятий взвешенных организационно-методических решений, направленных на совершенствование деятельности предприятия с позиций расширения рынка сбыта и привлечения покупателя за счет обеспечения высокого качества продукции [1; 2]. Эта работа должна быть системно организована и основываться на анализе рынка с позиций деятельности основных конкурентов.

Эффективным инструментом решения данной задачи является функционально - стоимостный анализ, позволяющий в конечном итоге оценить деятельность предприятия путем сравнительной оценки с основными конкурентами [3].

Проведём сравнительный анализ на примере деятельности предприятия ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика», г. Пенза. ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» - крупнейшее предприятие кондитерской промышленности Пензенской области. Фабрика основана в 1925 году [4]. С 2003 года входит в Холдинг «Объединенные кондитеры». Производство кондитерских изделий сертифицировано по международным стандартам системы менеджмента безопасности пищевых продуктов ГОСТ Р ИСО 220002007. Это значит, что на каждом этапе, от закупки сырья до изготовления готовой продукции, проводится тщательный контроль: технологи и специалисты по качеству внимательно следят за соблюдением качества на всех этапах технологического процесса производства. ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» наладила выпуск широкого ассортимента кондитерской продукции. В качестве объекта, по которому проводилась сравнительная оценка предприятий, были выбраны конфеты «Мишка косолапый».

Основными конкурентами ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» в России являются следующие предприятия»: ООО «Победа» г. Москва и кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской, г. Санкт-Петербург.

ООО «Победа» - российская компания, основанная в 1999 году, производитель шоколада и кондитерских изделий, наиболее известная по

шоколадным плиткам и шоколадным конфетам. Основные торговые марки -«Победа вкуса», «Мишки в лесу», «Соната», «Птица счастья».

Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской была основана в 1938 году. С 2015 года фабрика входит в один из крупнейших российских кондитерских холдингов «Славянка» Самые известные бренды кондитерской фабрики: «Особый», «Вернисаж», «Мишка на севере», «Русские сезоны», «Караван пустыни», «Летний Сад», «Санкт-Петербург», «Петербургские ночи», «КФК Ассорти».

Для оценки конкурентных преимуществ были выбраны несколько характеристик деятельности предприятия, а именно: ассортимент продукции,

экспорт продукции, наличие сайта, опыт на рынке и соответствие продукции требованиям НД (ГОСТ 4570-2014 «Конфеты. Общие технические условия»). Значения показателей оцениваемых предприятий представлены в таблице 1.

Наименование предприятия Наименование характеристики Значение характеристики

ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» Ассортимент продукции 100

Экспорт продукции «5»: экспортируется большинство наименований выпускаемой продукции

Наличие сайта «5»: есть сайт

Опыт на рынке 93 года

Соответствие продукции требованиям НД «5»: соответствует

ООО «Победа» Ассортимент продукции 50

Экспорт продукции «4»: экспортируется несколько наименований выпускаемой продукции

Наличие сайта «5»: есть сайт

Опыт на рынке 19 лет

Соответствие продукции требованиям НД «5»: соответствует

Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской Ассортимент продукции 100

Экспорт продукции «5»: экспортируется большинство наименований выпускаемой продукции

Наличие сайта «5»: есть сайт

Опыт на рынке 80 лет

Соответствие продукции требованиям НД «5»: соответствует

Таблица 1 - Значения основных характеристик предприятий.

Для оценки комплексного приоритета выпускаемой продукции необходимо знать стоимость продукции, по которой производится сравнение предприятий. Распределение стоимости конфет «Мишка косолапый» расфасовкой по 250 гр. следующее:

1) ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика»: 178 руб.

2) ООО «Победа»: 188 руб.

3) Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской: 185 руб.

Для оценки деятельности сравниваемых предприятий предварительно необходимо оценить значимость каждого критерия. Диаграмма значимости показателей, полученная экспертным методом, представлена на рис.1.

0,12

0 Ассортимент продукции

□ Экспорт продукции

Н Наличие сайта

В Опыт на рынке

В Соответствие продукции требованиям НД

Рисунок 1 - Значимость критериев оценки деятельности предприятия.

Сравнительная оценка предприятий по пяти рассматриваемым параметрам представлена на рис.2.

Рисунок 2 - Сравнительная оценка деятельности предприятий.

После проведения сравнительной оценки предприятий по показателям был произведен расчет показателя комплексного приоритета (табл. 2).

Наименование характеристики

Наименование предприятия Ассортимент продукции Экспорт продукции Наличие сайта Опыт на рынке Соответствие продукции требованиям НД Итого

ЗАО «Пензенская

кондитерская фабрика» 0,392 0,392 0,33 0,46 0,33

ООО «Победа» 0,216 0,216 0,33 0,22 0,33

Кондитерская фабрика им. Н.К. 0,392 0,392 0,33 0,32 0,33

Крупской

Значимость характеристики 0,217 0,174 0,12 0,197 0,292

Комплексный

приоритет ЗАО «Пензенская 0,085 0,068 0,0396 0,091 0,0396 0,3232

кондитерская фабрика»

Комплексный приоритет ООО 0,047 0,038 0,0396 0,043 0,0396 0,2072

«Победа»

Комплексный приоритет кондитерская фабрики им. Н.К. Крупской 0,085 0,068 0,0396 0,063 0,0396 0,2952

Таблица 2 - Расчет показателя комплексного приоритета.

Комплексный приоритет в пересчете на единицу стоимости составил:

1. ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика»: 0,3232/178=0,0018;

2. ООО «Победа»: 0,2072/188=0,001

3. Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской: 0,2952/185=0,0016 Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что для

потребителя рассматриваемой продукции наиболее предпочтительным является вариант, предлагаемый предприятием ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика». При пересчете приоритета на единицу стоимости, установившийся порядок предпочтения не меняется.

Библиографический список:

3. Костаков М. В. Конкурентоспособность продукции: подход к экономическому содержанию и методы оценки // Экономика и социум. 2016. №12-1(31). С.1529-1533.

4. Никольская В. А. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции // Экономика и менеджмент систем управления. 2013. №1. С.73-80.

5. Логанина В. И., Макарова Л. В., Тарасов Р. В. Обеспечение качества и повышение конкурентоспособности строительной продукции: монография. Пенза: ПГУАС, 2014. 176 с.

6. ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика». - [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http://www.uniconf.ru/factories/pkf/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.