УДК 338.45:664
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕ ДПРИЯТИЙ В КОНДИТЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
© Борис Сергеевич ОНОПРИЙЧУК
Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, аспирант кафедры маркетинга и рекламного менеджмента,
e-mail: [email protected]
В статье автор анализирует опыт осуществления диверсификации отечественными предприятиями кондитерской промышленности. Автор анализирует влияние фактора сезонности спроса на кондитерские изделия, выявляя закономерное увеличение спроса в 4-м квартале (30 % годового спроса в стоимостном выражении). Анализируя финансовые показатели диверсифицирующихся кондитерских предприятий, автор демонстрирует механизм нивелирования зависимости чистой прибыли головного предприятия от сезонности спроса на продукцию нескольких диверсифицированных подразделений.
Ключевые слова: диверсификация; рынок; предприятие; кондитерская промышленность.
В настоящее время отечественные кондитерские предприятия все чаще прибегают к диверсификации как к одной из важнейших стратегических альтернатив хозяйствования в рыночных условиях. Усилившаяся конкурентная борьба на отечественном рынке кондитерских изделий заставляет предприятия искать новые пути завоевания позиций на рынке, одним из которых является осуществление стратегии диверсификации [1-4].
Необходимо отметить, что на рынок кондитерских изделий оказывает сильное влияние фактор сезонности потребительского спроса на кондитерские изделия. Проанализировав данные по объемам розничных продаж кондитерских изделий в Российской Федерации за 2006-2009 гг. (табл. 1), можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в объемах розничных продаж в стоимостном выражении принадлежит 4-му
кварталу - в среднем около 30 % общего объема розничных продаж кондитерских изделий в течение года. С января по сентябрь наблюдаются незначительные колебания объемов продаж, что свидетельствует о стабильности потребительского спроса.
Резкое увеличение спроса на кондитерские изделия в 4-м квартале объясняется двумя главными причинами. Во-первых, потребление кондитерских изделий увеличивается в холодное время года, т. к. они представляют собой высококалорийные продукты, способные быстро утолить голод. Во-вторых, огромное количество кондитерских изделий употребляется в новогодние праздники. При проведении диверсификации промышленным предприятиям необходимо учитывать фактор сезонности спроса на кондитерские изделия как один из важнейших критериев, регулирующих плановые загрузки производственных мощностей кондитерских предприятий.
В качестве примера успешной диверсификации в рамках пищевой отрасли хозяйствования, целью которой является сокращение зависимости общей величины прибыли головного предприятия от сезонности спроса на продукцию различных диверсифицированных подразделений, приведем два предприятия Саратовской области: ООО «Концерн «Покровск» и ОАО «Пивкомбинат «Ба-лаковский».
Концерн «Покровск» образован на базе Энгельсского пищевого комбината, основанного в 1937 г. Предприятие включает в себя кондитерский цех, цех фруктовых вод и пивоваренный цех, размещенные на трех отдельных площадях г. Энгельса Саратовской области.
В сентябре 2000 г. предприятие вошло в состав группы компаний «Вита», что позво-
лило не только сохранить стабильность, но и получить перспективы будущего развития. ООО «Концерн «Покровск» включает в свой состав три предприятия: ЗАО Кондитерская фабрика «Покровск», ЗАО Пивоваренный завод «Покровск», ООО «Покровский Квас», связанных подчиненностью единому генеральному директору ООО «Концерн «По-кровск». Каждым из трех предприятий управляет отдельный генеральный директор, имеющий собственный административный аппарат.
Перераспределяя финансовые ресурсы головного предприятия, высший менеджмент ООО «Концерн «Покровск» добивается снижения зависимости объема общей прибыли предприятия от сезонности производства кондитерских изделий, пива и кваса (рис. 1).
Диверсифицированные подразделения ООО «Концерн «Покровск» являются практически полностью самостоятельными предприятиями, которые имеют собственный административный аппарат, бухгалтерию, производство, сбытовую службу. Единственным общим отделом всех трех диверсифицированных подразделений является отдел маркетинга, который координирует маркетинговую политику диверсифицированных подразделений.
Спрос на продукцию трех диверсифицированных подразделений ООО «Концерн «Покровск» носит сезонный характер. Пик продаж кондитерских изделий приходится на холодное время года - сентябрь-январь, пиво, квас и другие напитки больше покупают весной и летом, что обусловлено потребностью человеческого организма в теплое время года в большем количестве воды для утоления жажды, нежели в осеннее и зимнее время года.
Таблица 1
Динамика объема розничных продаж кондитерских изделий в России в 2006-2009 гг. [5]
2006 2007 2008 2009
руб. % к итогу руб. % к итогу руб. % к итогу руб. % к итогу
1-й квартал 51699 23,9 62901 22,6 78523 21,2 95562 22,1
2-й квартал 49281 22,8 63344 22,8 93119 25,1 112379 26,0
3-й квартал 44671 20,6 74586 26,9 82450 22,2 90156 20,9
4-й квартал 70651 32,7 77066 27,7 116891 31,5 133753 31,0
Год 216302 100 277897 100 370983 100 431850 100
ЗАО КФ «Покровск»
ЗАО ПЗ «Покровск»
Рис. 1. Взаимодействие диверсифицированных подразделений ООО «Концерн «Покровск»
Таким образом, перераспределяя финансовые ресурсы между тремя диверсифицированными подразделениями, высшее руководство ООО «Концерн «Покровск» добивается снижения зависимости общей прибыли предприятия от сезонности спроса на продукцию различных диверсифицированных подразделений.
ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» - это одно из крупнейших предприятий пищевой промышленности города Балаково в Саратовской области. Предприятие производит обширный перечень продуктов питания и напитков: кондитерские изделия, пиво, безалкогольные напитки, квас, горчицу, майонез -всего более 170 наименований. При этом основным видом деятельности предприятия является производство кондитерских изделий, доля которых в общей выручке от продажи всей продукции в 2009 г. составила 71,9 % (рис. 2). Диверсификация производственной деятельности позволяет ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» добиваться динамического роста общего объема выручки предприятия, несмотря на колебания доходности одного из диверсифицированных направлений производственной деятельности предприятия.
Общий объем выручки от продажи всей продукции предприятия динамично увеличивается. Средний темп роста общего объема выручки от продажи продукции всех диверсифицированных направлений производства ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» за 20052009 гг. составил 113 %. Выручка от реализации кондитерских изделий составляет порядка 75-80 % от общей выручки предпри-
ятия, что говорит о приоритетности развития данного диверсифицированного направления производственной деятельности.
В 2009 г., однако, рост общего объема выручки произошел благодаря увеличению производства пива на 80 % и прочей продукции на 19 %, в результате чего удельный вес выручки от реализации пива в общем объеме выручки от реализации продукции ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» увеличился до 22,5 %, а удельный вес выручки от реализации прочей продукции - до 5,6 % (рис. 2).
Вышеописанное изменение объемов производства трех диверсифицированных направлений производственной деятельности ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» в 2009 г. позволило значительно увеличить общую чистую прибыль предприятия до 132831 тыс. руб., что более чем в 3,5 раза больше общей чистой прибыли ОАО «Пивкомбинат «Бала-ковский» в 2008 г.
Холдинг «Объединенные кондитеры», входящий в группу компаний «Гута», является одним из крупнейших объединений кондитерских предприятий в Европе. Холдинг включает в себя 16 кондитерских предприятий, работающих в разных регионах России, среди которых московские фабрики ОАО «Рот Фронт», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский», ОАО «Красный Октябрь». На предприятиях холдинга работает более 20 тыс. сотрудников, продукция холдинга «Объединенные кондитеры» реализуется через обширную розничную сеть, включающую более 100 тыс. торговых точек, находящихся в различных регионах России.
Продукция предприятий холдинга завоевывает призовые места на российских и международных ярмарках и выставках. В
2009 г. сразу несколько видов продукции ОАО «Рот Фронт»: конфеты глазированные «Коровка» топленое молоко», «Халва «Рот Фронт» с миндалем», «Вафли «Коровка» топленое молоко» были удостоены диплома первой степени и золотой медали на всероссийском смотре качества кондитерских изделий. Бренд «Аленка» КФ «Красный Октябрь» был удостоен Золотого знака в категории
«Продовольственные товары» в рамках международной премии «Бренд года-2009». Шоколад «Бабаевский темный» был признан лидером в категории «шоколад» в рамках премии «Марка доверия-2008».
Общий объем продаж кондитерских изделий предприятиями холдинга «Объединенные кондитеры» постоянно увеличивается и в 2010 г. достиг 37 млрд руб. (рис. 3). Средний темп роста объема продаж за анализируемый период составил 112,3 %.
Рис. 2. Динамика величины выручки от продажи всей продукции ОАО «Пивкомбинат «Балаков-ский» в разрезе нескольких диверсифицированных направлений производства за 2005-2009 гг. [6]
Рис. 3. Динамика общего объема продаж холдинга «Объединенные кондитеры» в 2006-2010 гг. (млрд руб.) [7]
Холдингу «Объединенные кондитеры» принадлежит 13,2 % рынка кондитерских изделий России, при этом продукция лидирует в сегментах развесных конфет (28 %), карамели (28 %) и сегменте конфет в коробках (19 %) [7].
Проведенное исследование показало, что в рамках диверсификационных мероприятий на предприятиях холдинга идет постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции. Так, в 2010 г. было разработано и запущено в производство более 30 новинок под брендами «Аленка», «Вдохновение», «Бабаевский» и «Коровка». Благодаря пополнению ассортиментного перечня популярных брендов холдинга «Объединенные кондитеры» удалось достичь девятипроцентного прироста объема продаж.
В рамках диверсификационной стратегии развития в 2008 г. на предприятиях, входящих в холдинг «Объединенные кондитеры», было запущено 10 новых производственных линий, использующих высокотехнологичное оборудование.
Это позволило холдингу достичь сразу двух целей:
- увеличить объем выпускаемой продукции на 6 % по сравнению с 2007 г.;
- разработать и внедрить в производство новую для предприятий холдинга продукцию: мягкий грильяж (ОАО «Красный Октябрь»), халвичные конфеты (ОАО «Рот Фронт»), вафли-сэндвичи (Тамбовская КФ).
С целью расширения присутствия продукции холдинга «Объединенные кондитеры» на российском и мировом рынке кондитерских изделий высшее руководство холдинга стремится увеличить конкурентоспособность продукции предприятий, входящих в холдинг. В рамках проводимых диверси-фикационных мероприятий в 2007 г. холдинг «Объединенные кондитеры» приобрел Рыль-ский агропромышленный комплекс, в состав которого входят два агропромышленных предприятия: сахарный завод ООО «Промса-хар» и агрофирма ЗАО «Агрофирма «Рыль-ская», находящиеся в Рыльском районе Курской области.
Сахарный завод ООО «Промсахар» -крупнейший производитель сахара из сахарной свеклы в Курской области, производственные мощности завода позволяют перерабатывать 350 тыс. т сахарной свеклы в год.
ЗАО «Агрофирма «Рыльская» имеет 16 тыс. га посевных площадей, половина из которых засевается сахарной свеклой, что позволяет в значительной степени обеспечить завод ООО «Промсахар» сахарной свеклой. К настоящему времени проведенные модернизационные мероприятия холдинга «Объединенные кондитеры» в рамках инвестиционной программы развития сырьевой базы для кондитерского производства позволили вдвое увеличить посевные площади ЗАО «Агрофирма «Рыльская» и на 90 % обеспечить завод ООО «Промсахар» сахарной свеклой. Мощности сахароперерабатывающего завода были значительно увеличены, также была внедрена новая производственная линия по переработке сахара-сырца.
Приобретение агропромышленного комплекса в Курской области является плановым шагом высшего руководства холдинга «Объединенные кондитеры» в рамках построения вертикально-интегрированного холдинга.
Рыльский агропромышленный комплекс позволяет в значительной степени обеспечить потребности кондитерских предприятий, входящих в холдинг основным сырьем, при этом происходит существенная экономия на закупочных и логистических издержках, позволяющая предприятиям холдинга производить продукцию по более низким ценам, что является залогом увеличения ее конкурентоспособности.
В рамках диверсификации экономической деятельности холдинг «Объединенные кондитеры» активно расширяет сеть фирменных магазинов, в которых продается продукция предприятий, входящих в холдинг. Так, в 2010 г. холдинг «Объединенные кондитеры» заключил договор с дирекциями железнодорожных вокзалов нескольких городов России об открытии фирменных магазинов холдинга «Любимые с детства». В
2010 г. было открыто 12 фирменных магазинов: 6 магазинов на вокзалах г. Москвы, по одному магазину на вокзалах Челябинска, Екатеринбурга, Перми, Ростова-на-Дону, Воронежа и Выборга. Всего в рамках диверси-фикационного проекта планируется открыть более 100 магазинов в различных регионах России.
Обследование показало, что холдинг «Объединенные кондитеры» стремится к постоянной модернизации оборудования и вво-
ду в эксплуатацию современных высокотехнологичных производственных линий. Так, в мае 2008 г. на ОАО КФ «Южуралкондитер» была открыта новая линия по производству бисквитов, мощность которой составляет 6 тыс. т бисквитной продукции в год. Данная линия по производству бисквитов является самой мощной в России и одной из самых мощных в мире. На ней производятся уникальные для российского кондитерского рынка мини-рулеты, а также глазированные бисквитные пирожные с различными вкусами.
Итак, диверсификация в современных рыночных условиях хозяйствования позволяет отечественным предприятиям кондитерской промышленности получить ряд преимуществ в конкурентной борьбе. Во-первых, перераспределение средств между различными диверсифицированными подразделениями позволяет головному предприятию нивелировать зависимость объема годовой чистой прибыли предприятия от сезонности спроса на продукцию нескольких диверсифицированных подразделений. Во-вторых, приобретение предприятий - поставщиков сырья позволяет диверсифицирующемуся кондитерскому предприятию существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции. В-третьих, диверсификация экономической деятельности, заключающаяся в открытии сети фирменных магазинов, позволяет отечественным предприятиям кондитерской промышленности увеличить сбыт собственной продукции. Все вышеописанные пре-
имущества, достигаемые в результате осуществления диверсификации, являются залогом увеличения конкурентоспособности продукции отечественных кондитерских предприятий на рынке кондитерских изделий.
1. Кублин И.М., Бурмистрова И.К. Применение модульного подхода в инновационном процессе // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 4 (33). С. 50-52.
2. Кублин И.М., Верещагина Л.С. О методологии формирования производственной программы промышленного предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 5 (34). С. 83-87.
3. Малютенкова С.М. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. СПб., 2004.
4. Орехов С.А. Статистические аспекты исследования диверсификации корпораций. М., 2001.
5. Российский статистический ежегодник. М., 2010.
6. Торговля в России. М., 2009.
7. ОАО «Пивкомбинат «Балаковский»: [сайт]. иКЬ: http://www.balbeer.ru/ (дата обращения:
08.05.2011).
8. ООО «Объединенные кондитеры»: [сайт]. иКЬ: http://www.uniconf.ru/ (дата обращения:
06.05.2011).
Поступила в редакцию 30.05.2011 г.
UDC338.45:664
DIVERSIFICATION OF INDUSTRIAL ECONOMIC ACTIVITIES OF ENTERPRISES IN CONFECTIONERY INDUSTRY
Boris Sergeyevich ONOPRIJCHUK, Saratov State Social and Economic University, Saratov, Russian Federation, Postgraduate Student of Marketing and Advertising Management Department, e-mail: [email protected]
In article the author analyzes experience of realization of a diversification by the domestic enterprises of the confectionery industry. The author analyzes influence of the factor of seasonal prevalence of demand on confectionery, revealing natural increase in demand in 4th quarter (30 % of annual demand in cost expression). Analyzing financial indicators of the diversified confectionery enterprises, the author shows the mechanism of leveling of dependence of net profit of headquarters plant from seasonal prevalence of demand for production of several diversification divisions.
Key words: diversification; market; enterprise; confectionery industry.