СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЖИВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ГОРБАНЬ Дмитрий Владимирович
Аннотация: в статье рассматривается опыт различных зарубежных государств по исполнению наказания в виде лишения свободы в открытых, полуоткрытых тюрьмах и отделениях открытого типа при закрытых тюрьмах. Проводится сравнение существующей системы исправительных учреждений в России с системой тюрем зарубежных стран.
Annotation: in article experience of the various foreign states on an execution of the punishment in the form of imprisonment in the open, half-open prisons and branches of open type at the closed prisons is considered. Comparison of existing system of correctional facilities is spent to Russia with system of prisons of foreign countries.
Ключевые слова: тюрьма открытого типа, тюрьма полуоткрытого типа, открытое отделение при тюрьме закрытого типа, проживание за пределами исправительной колонии, социальная адаптация, система исправительных учреждений.
Key words: prison of open type, prison of the half-open type, open branch at prison of the closed type, residing outside of a corrective colony, social adaptation, system of correctional facilities.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р, одной из первоочередных целей предусматривает сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпе-нитенциарной помощи таким лицам1.
Но, тем не менее, данные статистики наглядно свидетельствуют о том, что с 2008 по 2012 год уровень рецидивной преступности возрос примерно на 15 %. Общий рецидив преступлений в России на сегодняшний день составляет примерно 45,3 %2. В связи с этим необходим поиск путей, средств и методов борьбы с рецидивом преступлений, в частности решение проблем социальной адаптации осужденных к лишению свободы.
На наш взгляд, одним из действенных средств, способствующих успешной социаль-
ной адаптации осужденных к лишению свободы и снижению уровня рецидива, является использование возможности их проживания за пределами исправительного учреждения, что несомненно является одним из институтов прогрессивной системы отбывания наказания.
Правовые основы предоставления осужденным к лишению свободы права проживания за пределами пенитенциарного учреждения закрепляются в положениях Европейских пенитенциарных правил (2006).
В п. 107. 2 Европейских пенитенциарных правил рекомендовано обеспечить постепенный переход заключенного к жизни на свободе, особенно это касается осужденных к продолжительным срокам лишения свободы . Этот постепенный переход обеспечивается, в частности, за счет перевода заключенных из тюрем максимального уровня безопасности в тюрьмы с менее жестким режимом содержания, вплоть до открытых.
Рассмотрим опыт некоторых зарубежных государств в области проживания осужденных за пределами исправительных учреждений.
1 Стахов Я.Г. Некоторые пути решения проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Вестн. Вологод. ин-та ФСИН: преступление, наказание, исправление. 2012. № 17. С. 21-23.
2 URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports (дата
обращения: 28.10.2012).
3 Европейские пенитенциарные правила (Рекомендации Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы, январь 2006 г.) // Российское уголовно-исполнительное право : в 2 т. Т. 1 : Общая часть : учеб. / под. ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова. М. : МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2010. Прил. 3.
Во Франции задачи по социальной адаптации осужденных к лишению свободы возложены на специализированные пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних и окружные центры полусвободного режима, центры для отбывания легких наказаний и окружные центры отбывания легких наказаний. Данные учреждения главным образом ориентированы на социальное восстановление осужденных и их подготовку к ос-вобождению4.
В этих целях они могут размещаться за пределами пенитенциарного учреждения. Следует отметить, что размещение осужденного за пределами такого учреждения возможно только с согласия осужденного согласно ст. D 72-1 УПК Франции5.
Как мы видим, данная правовая норма закладывает основы проживания осужденных к лишению свободы за пределами тюрьмы полусвободного режима, что, несомненно, является элементом прогрессивной системы отбывания лишения свободы. Данную позицию подтверждает утверждение И.Н. Куркиной о том, что во французских тюрьмах весьма широко используется возможность отбывания наказания вне стен исправительных учреждений .
В Швеции осужденным мужчинам к лишению свободы предоставляется право проживания за пределами пенитенциарного учреждения. Широко применяется электронный контроль (мониторинг) за осужденными, проживающими за пределами учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Лицу, отбывающему лишение свободы, за 4 месяца до момента возможного условно-досрочного освобождения предоставляется право проживания за пределами пенитенциарного учреждения, по месту постоянного жительства. После этого за ним устанавливается электронный мониторинг с целью контроля за его пове-дением7.
В Германии направление и перевод осужденных в тюрьмы открытого и полуоткрытого типа регламентируется параграфом 10 Уголов-
4 Меньших А.А. Уголовно-исполнительное законодательство Франции // Журн. рос. права. 2008. Т. 8. № 140. С. 121.
5 Там же. С. 122.
6 Куркина И.Н. Зарубежный опыт решения проблем ресоциализации осужденных // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. 2011. № 2. С. 193.
7 Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах :
учеб. пособие / П.В. Теляшин. Красноярск, 2006. С. 69.
но-исполнительного кодекса ФРГ и ведомственными инструкциями8.
Закон об исполнении наказания в виде лишения свободы и превентивных мер лишения свободы Германии предусматривает, что для подготовки к освобождению необходимо при заведениях закрытого типа организовать помещения открытого типа или предусмотреть отдельные заведения открытого типа9.
Особой формой открытого содержания осужденных являются созданные по примеру англичан так называемые «переходные дома». Исполнение наказаний в подобных учреждениях имеет целью помочь осужденным к длительным срокам наказания быстрее адаптироваться к жизни на свободе. Осужденные в последние 9 месяцев перед выходом на свободу, помимо основного отпуска, получают дополнительный, до 6 дней в месяц, для решения вопросов, связанных с обустройством жизни после освобождения. В дальнейшем им может быть предоставлена возможность в свободное от работы и занятий время ежедневно до 22 часов находиться вне стен учреждения10.
Данные отделения открытого типа, на наш взгляд, являются прообразом свободной жизни, в которую осужденные попадут после освобождения. Проживая здесь, за пределами режимной территории закрытой тюрьмы, они подвергаются процессу социализации и общения с себе подобными осужденными, которых отделяет от обычных граждан одна ступень изоляции. На наш взгляд, создание отделений открытого типа при закрытых тюрьмах Германии является элементом прогрессивной системы отбывания наказания и, несомненно, способствует более успешной социальной адаптации осужденных к жизни на свободе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация задач по социальной адаптации осужденных к лишению свободы и подготовки их к жизни на свободе в зарубежных странах возложена или на специализированные учреждения - тюрьмы открытого типа, или на специальные открытые отделения при закрытых тюрьмах, или на специализированные учреж-
8 Морозов В.М., Морозов А.М. Ресоциализация осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы ФРГ : учеб. пособие / ВлЮИ Минюста России. Владимир, 1999. С. 13.
9 Закон об исполнении наказания в виде лишения свободы и превентивных мер лишения свободы // Закон об исполнении наказания. ФРГ. Изд. 12-е. Мюнхен, 1992 / пер. с нем. Ф.И. Бакировой. Уфа, 1994. С. 52.
10 Морозов. В.М., Морозов А.М. Ресоциализация осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы ФРГ. С. 13.
дения. Для всех установлены открытые режимы для отбывания наказания. Мы также можем отметить, что некоторые прогрессивные системы исполнения наказания в виде лишения свободы рассмотренных выше зарубежных стран предусматривают возможность проживания осужденных к лишению свободы за пределами пенитенциарных учреждений, для более успешной их социальной адаптации.
По нашему мнению, открытые режимы преследуют следующие цели: максимально развить у заключенных чувство ответственности и способность контролировать свое поведение; постепенно адаптировать осужденного к условиям свободы; отделить правонарушителей, представляющих меньшую угрозу для общества, от основной массы заключенных; завершить процесс исправительного воздействия на заключенных и подготовить их к возвращению в общество.
Рассмотрев зарубежный опыт социальной адаптации осужденных к лишению свободы, в том числе опыт предоставления возможности проживать за пределами исправительного учреждения, обратимся к аналогичному опыту России.
Современное российское уголовно-исполнительное законодательство предусматривает возможность осужденных проживать за пределами исправительного учреждения.
Как отмечает А.А. Соколов, Уголовно-исполнительный кодекс РФ предоставляет осужденным возможность проживания за пределами исправительных колоний общего режима,
воспитательных колоний и колоний-поселе-
«11 ний .
По мнению С.В. Березикова, эффективность данных норм существенно снижается ввиду их неудачной конструкции. Мотивирующее значение института проживания может быть усилено посредством изменения срока указанного права .
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года не предусматривает в новой системе исправительных учреждений открытых отде-
11 Соколов А.А. Проблемы реализации законных интересов осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 1. С. 17.
12 Березиков С.В. Проблемы совершенствования стимулирующих основ исправительного процесса осужденных к лишению свободы // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 1. С. 138.
лений при тюрьмах, а также возможности проживания осужденных за пределами тюрем.
Тем не менее, существует определенное сходство между европейскими полуоткрытыми тюрьмами, открытыми отделениями при закрытых тюрьмах и российскими колониями-поселениями: и в тех, и в других учреждениях содержатся правонарушители, представляющие меньшую угрозу для общества; режим содержания предусматривает относительную свободу передвижения внутри учреждения, а за его пределами либо с разрешения администрации, либо под ее контролем.
На наш взгляд, целесообразно при переходе на тюремную систему отбывания наказания в виде лишения свободы предусмотреть открытые отделения при тюрьмах общего режима, а также предусмотреть возможность проживания осужденных за пределами данных отделений, что будет являться одной из завершающих стадий процесса социальной адаптации осужденных к лишению свободы.
На основании вышеизложенного предлагаем следующую теоретическую модель открытого отделения при тюрьме общего режима: 1) открытые отделения должны быть предусмотрены при каждой тюрьме общего режима и иметь задачу завершения процесса исправительного воздействия на осужденных и подготовить их к возвращению в общество; 2) заключенные, подлежащие переводу в открытые отделения при тюрьмах общего режима, должны отвечать определенным требованиям: не иметь нарушений установленного порядка отбывания наказания с самого начала процесса отбывания наказания; отбыть определенную часть срока наказания, назначенного судом; не состоять на профилактическом учете, как склонные к побегу; иметь не менее двух поощрений за добросовестное отношение к труду и примерное поведение; положительное решение ежегодной аттестационной комиссии о высокой степени осужденного; содержаться в облегченных условиях отбывания наказания; 3) режим содержания в открытых отделениях должен предусматривать возможность свободного передвижения внутри отделения, а также возможность передвижения за его пределами либо под контролем администрации, либо без такового; 4) осужденные должны содержаться без охраны, но под надзором; 5) должна быть предусмотрена возможность проживания за пределами открытого отделения при тюрьме общего режима с семьей на арендованной или собственной жилой площади в целях заверше-
ния процесса социальной адаптации; 6) условия содержания должны максимально способствовать установлению и развитию социально полезных контактов с внешним миром (телефонные разговоры, свидания, получение посылок и передач, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, переписка - без ограничения); 7) размещаться осужденные должны в общежитиях по нор-
мам жилой площади, рекомендованным Европейским комитетом против пыток; 8) труд может быть организован как внутри открытых отделений (благоустройство территории, работа в учебных центрах и центрах трудовой адаптации с оплатой труда), так и за ее пределами при условии соблюдения рекомендаций Совета Европы в отношении организации труда заключенных.