Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ТАЙНЫ ИСПОВЕДИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ И СОВРЕМЕННОМ ЦЕРКОВНОМ ПРАВЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА)'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ТАЙНЫ ИСПОВЕДИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ И СОВРЕМЕННОМ ЦЕРКОВНОМ ПРАВЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ / ТАЙНА ИСПОВЕДИ / ТАИНСТВО / ОРД / ЦЕРКОВНЫЙ СУД / ЕПИСКОП

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коллантай В. А.

Действующее законодательство Российской Федерации и церковное право Русской Православной Церкви по-разному трактует понятие «тайна исповеди», что порождает вариативность толкования его сущности. Правовой статус священнослужителя, absit Invidia verbo, также расценивается неравнозначно как со стороны юридической науки, так и со стороны теологии. С учетом различных точек зрения по этим вопросам в статье обосновывается, что священнослужитель Русской Православной Церкви является носителем тайны исповеди и не может быть допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу о тех обстоятельствах, которые стали ему известны в ходе Таинства Покаяния. Понятие «тайна исповеди» рассматривается с позиции его целостной направленности, а его авторское видение открыто для ad disputandum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коллантай В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONCEPT OF CONFIDENTIALITY OF THE CONFESSION IN LEGAL SCIENCE AND MODERN CHURCH LAW OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH (MOSCOW PATRIARCHATE)

The current legislation of the Russian Federation and the church law of the Russian Orthodox Church interpret the concept of "confidentiality of the confession" in different ways, which gives rise to variability in the interpretation of its essence. The legal status of a "clergyman", absit invidia verbo, is also regarded unequally by both legal science and theology. Taking into account different visions of these issues, the article substantiates that the clergyman of the Russian Orthodox Church is the bearer of confidentiality of the confession and cannot be interrogated as a witness in a criminal case about the circumstances that became known to him during the Sacrament of Penance. The concept of "confidentiality of the confession" is considered from the standpoint of its holistic orientation, and the author’s vision of it is open ad disputandum.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ТАЙНЫ ИСПОВЕДИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ И СОВРЕМЕННОМ ЦЕРКОВНОМ ПРАВЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА)»

УДК 348.819.3 © В. А. Коллантай, 2022 DOI: 10.24411/1999-625X-2022-285-171-175

Сравнительный анализ понятия тайны исповеди в юридической науке и современном церковном праве Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)

В. А. Коллантай, Томская духовная семинария И alivealternativ@sibmail.com

Действующее законодательство Российской Федерации и церковное право Русской Православной Церкви по-разному трактует понятие «тайна исповеди», что порождает вариативность толкования его сущности. Правовой статус священнослужителя, absit Invidia verbo, также расценивается неравнозначно как со стороны юридической науки, так и со стороны теологии. С учетом различных точек зрения по этим вопросам в статье обосновывается, что священнослужитель Русской Православной Церкви является носителем тайны исповеди и не может быть допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу о тех обстоятельствах, которые стали ему известны в ходе Таинства Покаяния. Понятие «тайна исповеди» рассматривается с позиции его целостной направленности, а его авторское видение открыто для ad disputandum.

Ключевые слова: священнослужитель; тайна исповеди; Таинство; ОРД; церковный суд; епископ.

Comparative Analysis of the Concept of Confidentiality of the Confession in Legal Science and Modern Church Law of the Russian Orthodox Church

(Moscow Patriarchate)

V. А. ^llantay, Tomsk Theological Seminary El alivealternativ@sibmail.com

The current legislation of the Russian Federation and the church law of the Russian Orthodox Church interpret the concept of "confidentiality of the confession" in different ways, which gives rise to variability in the interpretation of its essence. The legal status of a "clergyman", absit invidia verbo, is also regarded unequally by both legal science and theology. Taking into account different visions of these issues, the article substantiates that the clergyman of the Russian Orthodox Church is the bearer of confidentiality of the confession and cannot be interrogated as a witness in a criminal case about the circumstances that became known to him during the Sacrament of Penance. The concept of "confidentiality of the confession" is considered from the standpoint of its holistic orientation, and the author's vision of it is open ad disputandum.

Keywords: clergyman; confidentiality of the confession; the Sacrament; Crime Detection; church court; bishop.

Понятие «тайна исповеди» в юридической научной литературе в последние годы встречается часто в контексте осмысления его места в правоприменительной практике. При этом существуют различные взгляды на сущность самого понятия «исповедь». В современном российском законодательстве оно никак не определено.

В статье 18 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) (далее — Положение) указано, что не подлежат привлечению в качестве свидетелей клирики по обстоятельствам, которые стали им известны из исповеди, а в ст. 34 рассматриваемого документа говорится, что не принимаются к рассмотрению заявления, посту-

пившие от клириков, по обстоятельствам, которые стали им известны из исповеди. Однако в этом документе не содержится информации о том, что следует понимать под исповедью.

В Православной энциклопедии исповедь (греч. е(оцо\оуг|СТ10 трактуется как «один из основных элементов Таинства Покаяния в христианской Церкви; представляет собой устное или письменное изложение своих греховных поступков и помыслов перед священнослужителем в надежде обрести их прощение у Бога по молитвам Церкви» '. В целях уточнения терминологии этого понятия необходимо обратиться к истории. Христианская исповедь имеет истоки в Ветхом Завете, где можно встретить упоминание о покаянной практике. Так, в книге Иисуса Навина содержится его призыв к покаянию Ахана: «Тогда Иисус сказал Ахану: сын мой! Воздай славу Господу, Богу Израилеву, и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня» (Нав. 7:19). Еще одним примером исповеди является покаяние Неемии: «Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили — и я и дом отца моего» (Неем. 1:6). Также книга Псалтирь повествует о значении исповеди: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5). В книгах Нового Завета неоднократно встречается упоминание о необходимости приносить исповедь о грехах. Так, в случае с Симоном-волхвом апостол Петр призывая его говорил: «Итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 18:22). Господь призывал к покаянию людей, пришедших к нему говоря: «Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибните» (Лк. 13:3). Все эти примеры указывают на то, что и у древних иудеев, и у первых христиан существовало понимание необходимости исповеди и желание участвовать в ней. Какое значение имеет сам термин «исповедь» в христианском вероучении?

Исповедь является составной частью Таинства Покаяния. Исповедь обычно сопровождают покаянные молитвословия и священнодействия над кающимися, а завершают чины разрешения от грехов и примирения с Церковью 2. Несмотря на то что понятие об исповеди своих грехов существовало со времен Ветхого Завета, окончательное оформление

оно получает только во второй четверти III в. В этот период исповедь представляла собой публичное извещение своих грехов перед общиной христиан. Она начала формироваться в виде специально определенного и засвидетельствованного правила Церкви. Причиной этого явилось гонение на христиан со стороны римского императора Декия. Некоторые из христиан в период гонений отказывались от своей веры и приносили жертвы языческим богам, что требовалось для подтверждения «гражданской благонадежности». Но когда давление на христиан спало и уже можно было не опасаться за свою жизнь, некоторые из этих людей пожелали вернуться в лоно Церкви. Для того чтобы община приняла их обратно, люди, отступившие от веры, приносили публичное покаяние, после чего на них налагалась положенная епитимья 3 . После прохождения определенного срока раскаявшийся принимался в христианскую общину.

Наряду с публичным покаянием существовало и тайное, когда христианин открывал свои грехи епископу или священнику лично, и через наставления и специальную молитву получал разрешение от них. К IX в. публичная исповедь практически полностью заменяется тайной. Исследователи отмечают, что это случилось по следующим причинам: во-первых, многие из христиан стали избегать публичную исповедь из-за стыда за совершенные грехи; во-вторых, грехи, озвученные в ходе публичной исповеди, становились причиной соблазна христиан, которые становились их свидетелями; в-третьих, оскудение веры у последующих поколений христиан, которые не могли уже нести духовные подвиги их предшественников первых веков [1; 2; 3; 4, с. 115].

Являясь составной частью Таинства Покаяния, исповедь имеет свой формально определенный порядок, однако существует ряд сложностей в ее восприятии с точки зрения юридической науки. Ученые, изучавшие понятия «исповедь», «Таинство Покаяния», «тайна исповеди», не едины во мнении, каков механизм их правового регулирования и каково их место в правоприменительной практике уголовного, гражданского и административного процесса, а также оперативно-розыскной деятельности. Исходя из того, что правовое регулирование — это непрерывный процесс, благодаря которому постоянно появляются акты применения права, указанные термины должны иметь четкую и понятную для правоприменителя сущность. Но так как данные понятия не являются для юридической науки родовыми и исходят из теологии и богословия, то без опоры на эти отрасли знания правильно их оценить невозможно.

1 Исповедь // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/ 675011.html (дата обращения: 21.11.2021).

2 Там же.

3 Епитимья (епитимия) (от греч. £ят|ла — наказание, кара) — мера воздействия на кающегося христианина со стороны священника или епископа, направленная на его исправление и духовное возрастание.

Проведенный анализ научной литературы в рассматриваемой сфере показал, что чаще всего ученые высказывают различные, порой противоречащие друг другу мнения относительно содержания рассматриваемых нами понятий. Все возникающие вопросы можно распределить в несколько основных групп:

— кого можно отнести к священнослужителям;

— в каких конфессиях действует понятие об исповеди;

— имеется ли четкая регламентация времени и места проведения исповеди;

— возможно ли разделение исповеди и личной беседы со священнослужителем;

— каковы формы проведения исповеди.

Ответив на эти вопросы и опираясь на теологию

и православное вероучение, можно сформулировать вывод о том, в чем заключается существенное отличие церковного подхода от юридического.

По первому вопросу ряд ученых предлагает к понятию «священнослужитель» отнести всех представителей той или иной религиозной конфессии. Так, А. И. Тамбовцев заключает, что в положении ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» должны использоваться такие термины, как «представитель духовенства», «служитель культа» или «религиозный деятель», равно применимые к представителю любого вероучения [5, с. 97]. Автор приходит к такому выводу, исходя из предпосылки о необходимости уравнивания в правах проведения исповеди представителей всех конфессий.

Некоторые авторы в целях исключения двойного толкования и включения в список священнослужителей тех лиц, которые таковыми не являются по сути, предлагают заменить в нормативных правовых актах понятие «священнослужитель» понятием «священник» [6, с. 58; 7, с. 140]. Данное предложение нам видится неверным в связи с тем, что не только священник, но и архиерей наделен правом совершать исповедь.

Другие обоснованно полагают, что правом совершения исповеди, по канонам Православной Церкви, обладают не все священнослужители, а лишь священники (иереи, пресвитеры) или архиереи [8, с. 192]. Ответ на вопрос, кого и на каком основании следует относить к понятию «священнослужитель», напрямую связан с вопросом, в каких религиях существует понятие об исповеди. Так как те религии, где отсутствует это понятие, не могут наделять отдельных

своих представителей правом совершения исповеди, при ответе на второй вопрос мы попытаемся сформулировать нашу позицию и по первому.

Обращаясь к вопросу о том, в каких религиях действует понятие об исповеди, необходимо отметить, что оно существует только в христианстве. Регламентация проведения исповеди закреплена в каноническом праве Православной Церкви, а также решениях католических соборов.

На наш взгляд, позиция некоторых авторов о необходимости уравнивания всех религий по признаку наделения прав, связанных с реализацией правового иммунитета, основанием которого является тайна исповеди, ошибочна в связи с тем, что далеко не во всех конфессиях исповедь в какой-либо форме присутствует. Так, исповедь как составная часть Таинства Покаяния существует в православном вероучении, о чем мы говорили выше. В католичестве также существует понятие об исповеди как о Таинстве Церкви. В некоторых протестантских деноминациях исповедь существует в форме обряда, не являясь при этом Таинством, но сохраняя форму покаяния перед священником или специально определенным человеком. В других конфессиях исповедь грехов перед священнослужителем отсутствует. Для мировых религий, таких как буддизм и индуизм, понятия «покаяние», «исповедь» и «таинство» не являются значимыми.

В исламе исповедь перед священнослужителем также не практикуется. Стоит отметить, что некое подобие исповеди возможно увидеть в обрядах тау-ба 4, истигфар 5 и ан-насух 6. Но при более подробном рассмотрении видно, что их прямое назначение проявляется в просьбе о прощении у Аллаха. При этом просьба должна исходить от человека без посредников в виде священства. Таким образом, указанные обряды ислама невозможно приравнять к исповеди.

В иудаизме аналогом исповеди можно было бы назвать видуй 7. Видуй — молитва, представляющая собой признание грехов и просьбу о прощении. Ви-дуй читают во время праздничной службы Йом Ки-пура (Дня Искупления), в месяце Элуль и в 10 Дней Раскаяния между Рош а-шана и Йом Кипуром. Также видуй читается в слихот, в дни общественных постов и национальных бедствий, женихом и невестой перед свадьбой, умирающим перед смертью. В некоторых общинах видуй читают каждый понедельник и четверг, и есть те, кто делают это в канун новомеся-чья — так называемый малый Йом Кипур (Йом Ки-

4 Тауба, или тавба (араб. в исламе понимается как молитва к Аллаху о прощении грехов.

5 Истигфар, или тауба аль-истигфар (араб. — просить прощение) — просьба о прощении после каждого греха.

6 Тауба ан-насух имеет аналогичное значение истигфару, с отличием в том, что раскаяние у человека происходит однократно, с обещанием не грешить.

7 Видуй (ивр.1"1ТРТпризнание грехов).

пур катан). Краткий вариант видуя принято читать каждый вечер перед сном 8. Но Видуй не является исповедью перед священником, а представляет общественную или индивидуальную молитву. Поэтому на основании изложенного можно говорить об исповеди и о ее тайне только в разрезе христианского вероучения.

В соответствии с действующим отечественным законодательством, регламентирующим правоотношения между государством и религиозными объединениями по вопросу сохранения в тайне сведений, полученных священнослужителем в ходе исповеди, а именно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 9, тайна исповеди охраняется законом, а священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. Исходя из смысла анализируемой нормы можно заметить, что священнослужитель не может давать показания именно по информации, полученной в ходе исповеди. Следовательно, речь идет только о тех священнослужителях, кто фактически имеет право участвовать в исповеди в связи со своим саном.

Временные и географические границы исповеди также вызывают ряд противоречий в юридической науке. Так, по мнению А. Р. Павлушкова, исповедь должна осуществляться по четко определенной процедуре, с соблюдением всех необходимых формальных установлений 10. Такая позиция нам видится ошибочной в связи с отсутствием достаточной аргументации и ссылок на конкретные письменные источники, регламентирующие проведение исповеди.

Процесс совершения Таинства Покаяния и по-следование исповеди приведено в Требнике 11, где указано, что священник подводит желающего исповедаться одного, двух или нескольких человек сразу к иконе Господа Иисуса Христа и начинает читать молитвы [9, с. 73]. Какие-либо указания на место, время и иные обстоятельства совершения исповеди отсутствуют, что позволяет сделать вывод о возможности проведения ее на усмотрение священнослужителя.

В. Е. Евсеенко справедливо полагает, что исповедь священнослужитель может принимать не только в храме, но и в другом месте в любое время [8, с. 190]. Но стоит сделать поправку, что в соответствии с каноническим правом священник без

благословения епископа, управляющего епархией, не имеет права совершать на ее территории какие-либо Таинства, за исключением случаев смертельной опасности.

Вопрос о границах исповеди тесно связан с другим, не менее важным вопросом о соотношении Таинства Покаяния и личной беседы со священнослужителем. Сама исповедь по характеру является диалогом, в котором исповедующийся сообщает о совершенных им грехах священнослужителю. В Требнике приведены возможные вопросы, которые священнослужитель задает исповедающемуся. Например: «Рцы ми, чадо, не убил ли еси человека волею, или не волею?» [9, с. 82]. Из приведенного примера видно, как священник задает вопрос лицу, участвующему в исповеди, о возможных совершенных им преступлениях. Принимая во внимание, что для проведения исповеди священнослужитель не обязательно должен находиться в храме, а главным условием является наличие исповедающегося, иконы Господа Иисуса Христа или креста, который всегда имеется у него, то любую доверительную беседу с христианином о его личных грехах можно считать исповедью. Стоит заметить, что такая беседа не будет носить характер светской, так как она полностью наполнена покаянным смыслом и выражается в сожалении или рассуждении исповедника о совершенных им поступках и делах.

Более того, в Положении приведен текст присяги свидетеля церковного суда Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), в котором указано: «Я, имя, отчество и фамилия (клирик указывает также свой сан), давая свидетельские показания церковному суду, перед Святым Крестом и Евангелием обещаю говорить правду и только правду». Несмотря на свою краткость, присяга по смыслу и внешним проявлениям повторяет исповедь в ее предназначении. Человек, приходящий на исповедь, также обязуется не лгать, а говорить правду. Свое обещание, как и в исповеди, он адресует Богу. Подобное обещание человек дает и в ходе исповеди, так как в начале Таинства Покаяния священнослужитель, обращаясь к нему, произносит: «Не обинуяся рцы вся елика со-делал еси. Аще ли, что скрыеши от мене, сугуб грех имаши» [9, с. 78].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что свидетель, вызванный на заседание церковного суда

8 Энциклопедия иудаизма. URL: https://toldot.ru/vidui.html (дата обращения: 21.11.2021).

9 О свободе совести и о религиозных объединениях : федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Павлушков А. Р. Тайна исповеди и свидетельский иммунитет священнослужителя как отражение законодательного и общественного противоречия // Ius publicum et privatum (дата обращения: 21.11.2021).

11 Церковная богослужебная книга, в которой излагаются чинопоследования треб — таинств и других священнодействий, совершаемых церковью в особых случаях и не входящих по преимуществу в состав храмового (общественного) богослужения суточного, седмичного и годового круга.

в ходе дачи своих показаний, также приносит исповедь о совершенном или увиденном (услышанном, почувствованном с помощью органов чувств). Это подтверждается и тем обстоятельством, что в соответствии со ст. 25 Положения в состав церковного суда входят только судьи, имеющие епископский или священнический сан. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 5 Положения рассмотрение дел в церковном суде является закрытым и происходит с определенным количеством участников в соответствии с их статусом. Закрытое заседание обеспечивает не только допуск в судебное заседание определенного количества участников, но и возникновение доверительного отношения между священником в лице членов суда и исповедующимся в лице свидетеля.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заседание церковного суда носит исповедальный характер и может быть расценено как исповедь, тем более учитывая, что основная цель исповеди и церковного судопроизводства совпадают — это покаяние человека, совершившего грех.

В заключение можно сделать вывод о том, что тайна исповеди, неоднозначно понимаемая в научной юридической литературе, в рамках теологии и практики Православной Церкви, имеет давнюю историю применения. Выработанные подходы теологии к пониманию тайны исповеди построены на ее значении как неотъемлемой части Таинства Покаяния, что ставит ее в ряд не просто правового обычая, но основных вероучительных постулатов.

Список литературы

1. Исповедь // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/ 675011.html (дата обращения: 21.11.2021)

2. Карпенко О. Таинство Покаяния: как оно возникло и как менялось на протяжении времен. URL: http:// foma.ru/tainstvo-pokajanija-kak-ono-vozniklo-i-kak-menjalos-na-protjazhenii-vremen.html (дата обращения: 21.11.2021)

3. Пономарев В. Справочник православного человека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/ spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-2-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/5 (дата обращения: 21.11.2021).

4. Шиманский Г. И. Литургика: таинства и обряды. М., 2003.

5. Тамбовцев А. И. Анализ законодательных запретов на конфиденциальное содействие граждан по контракту органам, осуществляющим ОРД // Вестник Омской юридической академии. 2013. № 1(20).

6. Осодоева Н. В. Производство допроса на судебном следствии в российском уголовном судопроизводстве : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2014.

7. Татьянин Д., Закирова Л. Проблемы тайны исповеди в уголовном процессе России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 3(122).

8. Евсеенко В. Е. Тайна исповеди в российском уголовном судопроизводстве // Общество и право. 2014. № 2(48).

9. Требник. М., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.