Вестник ПСТГУ
Серия I: Богословие. Философия.
Религиоведение.
2021. Вып. 93. С. 27-43
DOI: 10.15382/sturI202193.27-43
Протоиерей Великанов Павел Иванович, канд. богословия, доцент, Московская духовная академия Российская Федерация, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия [email protected] ОИСГО: 0000-0002-8135-3929
Чернов Василий Владимирович, канд. богословия, руководитель зарубежного отдела, Московская духовная академия Российская Федерация, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия [email protected] ОКСГО: 0000-0002-4687-1923
Частная исповедь в Церкви Англии:
ИСТОРИЧЕСКИЕ, ЛИТУРГИЧЕСКИЕ И КАНОНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
П. И. Великанов, В. В. Чернов
Аннотация: Частная исповедь занимает важное место в современной жизни Церкви Англии. Богословские дискуссии, шедшие вокруг частной исповеди с момента английской Реформации, касались как нравственного богословия христианского покаяния, так и вопроса о сакраментальной власти священства. Авторы анализируют богословские, канонические и особенно литургические аспекты частной исповеди в Церкви Англии, позволяющие понять сложную историю данной практики. Тема представляется особенно важной, так как теологическая, пастырская и литургическая традиция Церкви Англии легла в основу и продолжает влиять на церковную жизнь всех церквей Англиканского содружества. Во введении к статье уточняются вопросы терминологии. Вторая часть посвящена пастырским и литургическим аспектам общей исповеди в Английской церкви накануне Реформации, изменениям в ходе Реформации, богословскому осмыслению этой практики в ходе становления англиканской традиции. Также эта часть содержит подробный анализ литургической формы частной исповеди из Книги общественного богослужения 1662 г. В конце раздела говорится о возрождении более широкого употребления частной исповеди в Церкви Англии, которое началось в середине XIX в. В третьей части статьи рассказывается о появлении новых богослужебных форм частной исповеди в Церкви Англии начиная со второй половины ХХ в. до настоящего времени и приводится анализ соответствующего чина из используемой в современной Церкви Англии (наравне со Служебником 1662 г.) серии богослужебных книг «Common Worship». О канонических аспектах частной исповеди, а именно о требованиях к ее совершителю и о тайне исповеди, говорится в четвертом разделе. В заключении делаются выводы о современном статусе частной исповеди в Церкви Англии.
© Великанов П. И., Чернов В. В., 2021.
Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 93. С. 27—43.
Ключевые слова: англиканство, Церковь Англии, Англиканское содружество,
исповедь, частная исповедь, покаяние, церковное право, тайна исповеди.
Введение
Протестантская Реформация XVI столетия радикальным образом повлияла на религиозную культуру Северной Европы. У истоков Реформации лежали споры вокруг таинства покаяния, с которым было связано, в частности, новое понимание институционарного священства. Это привело к полному исчезновению частной исповеди в кальвинистско-реформатском протестантизме. Однако в двух крупных направлениях реформационной традиции — англиканстве и лютеранстве — практика оказалась сильнее богословских конструктов. Английская Реформация (как и лютеранская Реформация в Скандинавии) не уничтожила исторического епископата и трехстепенной иерархии. Несмотря на очень сильные «женевские» тенденции в формирующемся англиканском богословии XVII в., в Церкви Англии сохранилась и частная исповедь. У этого явления было несколько причин и последствий, основные из которых показаны в данной статье.
Отдельного уточнения требуют понятия «исповедь», «частная исповедь» и «отпущение грехов», используемые в данной статье. Словом «исповедь» (англ. Confession) без уточнений в англиканской богословской терминологии чаще всего обозначают обряд покаяния в грехах (общую исповедь, англ. General confession) в составе литургии (евхаристии), вечерни, утрени и некоторых других служб. Аналогичный обряд существовал в составе различных служб и до Реформации, существует он и в современной практике Римско-Католической Церкви, однако таинством он в католичестве не считался тогда и не считается сейчас. Понятие «частная исповедь» (англ. Àuricular confession) обозначает покаянное перечисление своих грехов, которое человек совершает в присутствии одного лишь священника, который выслушивает его. Понятием «отпущение грехов», или «разрешительная молитва» (англ. Absolution), в англиканстве может называться как разрешительная молитва после частной исповеди (как в данной статье), так и после общей исповеди.
Историко-богословские аспекты до начала ХХ века 1. До Реформации
В дореформационной Англии, как и во всей Западной Церкви того времени, исповедь считалась одним из семи таинств. «Большинство людей исповедовалось раз в год, Великим постом... Те из мирян конца XV века, кто был более благочестив или просто имел больше свободного времени, могли прибегать к исповеди чаще, получая от своих духовников не только отпущение грехов, но и некое духовное руководство»1. Безусловно, существовали люди, для которых исповедь была связана с частым и глубоким испытанием своей совести, но их было
1 Duffy E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England 1400-1580. L., 1992. P. 60. См. также: Nicholls A. E. The Etiquette of Pre-Reformation Confession in East Anglia // Sixteenth Century Journal. 1986. Vol. 17. P. 145-163.
крайне мало. Духовенство также понимало ограниченность своих возможностей и старалось удерживать частоту и продолжительность исповеди конкретного человека в известных рамках. Регулярная (даже раз в год) исповедь требовала и от прихожан, и от священника ощутимого для той эпохи уровня образованности. «Кающийся должен был знать, в чем и когда ему исповедоваться, а священнику было необходимо уметь делать различие между серьезными и незначительными грехами, для того чтобы назначить сообразную епитимию»2. Для того чтобы повысить образовательный уровень духовенства в этом вопросе, с санкции епископата выходила соответствующая литература. Большинство «мануалов» об исповеди содержали наставления для священника со списком основных грехов, советами по исповеданию людей с теми или иными пороками (пьяниц, драчунов и т. п.), а также с каноническими указаниями, касающимися епитимий3. Находились люди, и их было немало, для которых обязательная частная исповедь не несла ничего, кроме внутренних страданий. Один из деятелей раннего этапа английской Реформации, Уильям Тиндейл, писал: «Тяжкое бремя, жестокий палач, невыносимая мука, горький ад — вот что такое частная исповедь для совести человека»4. Разрушенные в эпоху Реформации исповедальни, казалось бы, подтверждают эту точку зрения5. Однако современные авторы отмечают, что протестантская полемика против исповеди (в отличие от других «реформационных» тем) в контексте английской Реформации начинает встречаться лишь с 1518 г.6
Совершенно особое значение в предреформационную эпоху придавалось последней, предсмертной, исповеди. Чинопоследования посещения больного, содержавшиеся в требниках XV в., включали в себя кроме исповеди соборование7 и причащение, но исповедь, включавшая предсмертное наставление, была важнее всего, поскольку от нее в очень большой степени зависела посмертная участь человека в чистилище. «Можно с полным правом утверждать, что учение о чистилище определяло облик позднесредневекового католичества»8. Поздне-средневековые руководства для духовников, принимавших последнюю исповедь, были направлены не на обличение греха и призыв к покаянию, но на утешение умирающего. Священник призывал его оставить всякое упование «на соб-
2 Dufly E. Op. cit. P. 54.
3 Подробнее о подобной литературе см.: Pfander H. G. Some Medieval Manuals of Religious Instruction in England and Observations on Chaucer's Parson's Tale // Journal of English and Germanic Philology. 1936. Vol. 35. P. 243-258. Пример «мануала» для духовника — «Oculus sacerdo-tis» английского канониста Вильгельма Пагульского (издание: Boyle L. E. The «Oculus Sacerdo-tis» and Some Other Works of William of Pagula // Transactions of the Royal Historical Society. 1955. 5 series. P. 81-110).
4 Tyndale W. Doctrinal Treatises / H. Walter, ed. Cambridge, 1848. P. 245.
5 Nicholls A. E. Op. cit. P. 146.
6 Duggan L. G. Fear and Confession on the Eve of the Reformation // Archiv fur Reformationgeschichte. 1984. Vol. 75. P. 155.
7 В описываемый период времени «Церковь запрещала преподавать таинство елеопо-мазания до того момента, когда смерть представлялась неизбежной»; при этом миряне сами боялись принимать это таинство, полагая, что после него они будут «приговорены к смерти» и даже в случае выздоровления станут обязаны вести монашеский образ жизни (см.: Duffy E. Op. cit. P. 313).
8 Ibid. P. 8.
ственные заслуги и всецело возложить надежду на Страсти Христовы», а также удостовериться, что умирающий «примирился со своими ближними, простил обидевших его и, в меру возможного, удовлетворил тем, кого он сам обидел»9. В чинопоследовании посещения больного в дореформационном издании Са-румского мануала10 содержались (на среднеанглийском языке) вопросы, которые священник должен был задать больному, например: «Желаешь ли ты умереть в христианской вере? Признаешь ли ты, что ты прожил жизнь не так, как подобало бы? Сожалеешь ли об этом? Желал бы ты исправить свою жизнь, будь у тебя такая возможность? Веруешь ли ты в Бога Отца всемогущего, творца неба и земли?»11. Умирающий отвечал «да» на эти и подобные вопросы, после чего священник наставлял его в том, как следует молиться перед кончиной. Разумеется, само по себе такое исповедание веры не могло избавить человека от страданий в чистилище. Однако эти страдания в сознании людей той эпохи радикальным образом отличались от мук ада. Грешники в чистилище переживали процесс освобождения от греха, «были полны доброй надежды и милости»12, тогда как узники ада испытывали самые ужасающие муки, которым не было конца. С точки зрения большинства английских христиан Х1У—ХУ вв., лишь предсмертная исповедь вкупе с исповеданием своей веры во Христа могла гарантированно избавить человека от бесконечных мучений в аду, в чем и состояла ее главная ценность.
2. Ранний этап английской Реформации
В отличие от континентальной Европы, реформационное движение в Англии на первом этапе не смогло охватить широких народных масс, оставаясь по преимуществу уделом интеллектуальной элиты. Среди ее части были популярны воззрения на исповедь, сформулированные Эразмом Роттердамским: «Хотя Христос не устанавливал исповеди, она полезна. Форма ее менялась со времени ранней Церкви, когда она состояла в публичном покаянии перед общиной. Сегодня исповедь стала частной. Исповедь требует искреннего сокрушения о грехах. Потому, совершив грех, следует не бежать со всех ног на исповедь, но прислушаться к своему сердцу, чтобы понять, искренне ли ваше сокрушение о содеянном, и сперва исповедать свой грех Богу»13.
Английская Реформация изначально стояла на консервативных позициях относительно исповеди. В 1538 г. архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер по указанию короля Генриха VIII составил «XIII Артикулов» — первое систематическое изложение вероучения Английской церкви в период Реформации14. Как и в «VI Артикулах» 1539 г.15, в нем говорится о необходимости сохранять
9 Duffy E. Op. cit. P. 315.
10 Maskell W. Monumenta ritualia Ecclesiae Anglicanae. Vol. 3. L., 1847. P. 350-358.
11 Ibid. P. 357.
12 Duffy E. Op. cit. P. 115. См. также: The Gast of Gy: A Middle English Prose Tract Preserved in Queen's College, Oxford, Ms. 383 / R. H. Bowers, ed. Leipzig, 1938. P. 23-25.
13 Bainton R. H. Erasmus of Rotterdam. L., 1969. P. 294.
14 Полный текст см.: The Thirteen Articles with Three Additional Articles, 1538 // Documents of the English Reformation / G. Bray, ed. Cambridge, 1994. P. 184-221.
15 VI Articles 1539, ch. 6 // Ibid. P. 224.
практику частной исповеди16. О том же говорится в первом издании текста мессы на английском языке (1548)17 и первой (1549) и второй (1552) редакциях Книги общественного богослужения18. В 1563 г. в конвокацию английского духовенства было внесено предложение отменить частную исповедь, причем под страхом наказания для священника, однако оно было полностью отвергнуто19.
3. Споры периода становления англиканского богословия
После окончательного утверждения Реформации в Англии при Елизавете I в Церкви Англии шла оживленная полемика по поводу частной исповеди. Примером противостояния сторонников и противников данной практики может служить конфликт, разгоревшийся в июне 1637 г. в Кембридже. Известный в то время богослов Сильвестр Адамс выступил в университетской церкви Грейт-Сент-Мери с проповедями, отстаивающими практику частной исповеди. Комментируя слова Евангелия «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20. 23), Адамс заявлял: «Поскольку ни апостолы, ни мы не знаем, что сокрыто в человеческих сердцах, то без исповедания не может быть оставления грехов, а без оставления грехов нет спасения. Христос установил судилище, которому дано отпускать или не отпускать грехи по разумению священника... и, таким образом, Его намерение состоит в том, чтобы верующие в обязательном порядке исповедовали свои грехи, насколько они в состоянии их припомнить, перед священником, чтобы получить оных грехов прощение и оставление»20. Против «провокационных и папистских»21 проповедей Адамса поднялась волна обвинений в том, что он противоречит учению Церкви Англии, однако обвинители так и не смогли доказать этого. Один из ведущих протестантских богословов Англии того времени, Джон Козин, писал: «Хотя мне далеко не всё по душе в словах господина Адамса. однако 39 Артикулов Церкви Англии, обличающие все заблуждения папства. не осуждают мнения относительно необходимости частной исповеди; Книга общественного богослужения оставляет за человеком свободу соглашаться или нет с данным мнением, но не осуждает тех, кто его придерживается»22.
Ведущие английские протестантские богословы, касавшиеся в своих трудах темы частной исповеди23, единодушно выступали за сохранение этой практики, однако они не имели согласия относительно того, насколько и в каких случаях она служит необходимым «орудием истинного покаяния». Ричард Хукер, много
16 XIII Articles 1538, ch. 8 // Ibid. P. 195-197.
17 The first Book of Common Prayer of Edward VI, and the Ordinal of 1549, together with the Order of the Communion, 1548 / W. Baskerville, ed. L., 1869. P. 342.
18 The Two Books of Common Prayer: Set Forth by Authority of Parliament in the Reign of King Edward the Sixth / E. Cardwell, ed. Oxford, 1841. P. 278.
19 Bray G. The Anglican Canons 1529-1947. Woodbridge, 1998. P. 735.
20 Рукопись London, British Library, MS Harley 7019. P. 57, цит. по: Carlson E. J. Confession and Absolution in Caroline Cambridge: the 1637 Crisis in Context // Studies in Church History. 2004. Vol. 40. P. 180-193.
21 Рукопись SP 16/385, fol. I37r., цит. по: Ibid.
22 Рукопись SP 16/385, fol. I38r-v., цит. по: Ibid.
23 Ричард Хукер [Hooker], Джереми Тейлор [Taylor] и Джеймс Ашер [Ussher].
писавший в защиту частной исповеди и сам практиковавший ее, тем не менее отчетливо указывает на отличия в англиканской и современной ему католической практиках. Подробно отстаивая законность частной исповеди на примерах западных и восточных авторов, Хукер тем не менее отрицает, что таинство Исповеди — единственное орудие прощения грехов, совершенных после крещения; что тайная исповедь — необходимый элемент подлинного покаяния; что Бог подает прощение грехов лишь через посредство священника в частной исповеди24.
Тейлор, несмотря на свой полемический тон в отношении современного ему «папистского» богословия, тем не менее сразу выносит тему частной исповеди за рамки обсуждения: «Что до утверждения, что исповедь перед священником — дело достойное и обычай добрый, служащий подспорьем покаяния и полезный для церковной жизни и для души того, кто к нему прибегает, то тут вообще не о чем спорить... Церковь Англии не только не возбраняет ее [частной исповеди], но и призывает к ней, и практикует ее»25. Защищая практику частной исповеди как таковой, Тейлор отрицает принцип ее обязательности для всякого христианина в деле спасения. Также отрицает он и идею епитимии как удовлетворения за грехи26.
Джеймс Ашер, предстоятель Англиканской церкви Ирландии и видный полемист с римско-католическим богословием, утверждал, что исповедь — это «осуществление древней власти ключей, врученной Церкви Христом. Мы лишь отрицаем недавно придуманную на Тридентском соборе ловушку сакраментальной исповеди как вещи, необходимой для спасения» 27.
4. Канонические и литургические источники XVIIвека
В 1603 г. был принят первый после Реформации сборник канонов Церкви Англии. Входящий в него 113-й канон предписывал священникам строго соблюдать тайну частной исповеди, правда не считая ее абсолютной и делая исключения для случаев злоумышления против персоны государя или жизни самого духовника28; этот канон (единственный из всего корпуса 1603 г.) не был отменен в ходе принятия нового корпуса канонов в XX в. и продолжает действовать в настоящее время.
Наряду с трудами англиканских богословов, важным источником, позволяющим понять положение частной исповеди в жизни реформированных Церквей Англии, Уэльса и Ирландии периода формирования англиканской идентичности, служат протоколы архиерейских визитаций, в которых зафиксирована реальная церковная практика того времени. Опросные листы визитаций Но-риджской (1619 и 1636), Винчестерской (1625), Йоркской (1627), Питербороской (1636), Илийской (1686) епархий содержат вопросы относительно того, разъяс-
24 Hooker R. Laws of Ecclesiastical Polity (6.4.14) // Idem. Works / J. Keeble, ed. Oxford, 1845.
P. 47.
25 Taylor J. The Whole Works in 15 vols. Vol. 11 / R. Heber, ed. Oxford, 1822. P. 10.
26 Ibid. P. 11.
27 Ussher J. The Whole Works in 13 vols. Vol. 3. L., 1625. P. 91.
28 Canons Ecclesiastical 1603, 113. Современное издание: The Canons of 1603 (1604) // The Anglican Canons, 1529-1947 / G. Bray, ed. Woodbridge; Rochester; N. Y., 1998. P. 258-453.
няют ли настоятели своим прихожанам всю пользу частной исповеди, призывают ли их исповедоваться, особенно перед причащением, спешат ли исповедовать больных и немощных, твердо ли хранят тайну исповеди29.
Важным свидетельством для понимания богословия частной исповеди в Церкви Англии указанного периода служит основной литургический источник эпохи — Книга общественного богослужения 1662 г. В ней содержатся три основных текста, связанных с исповедью. В чине Евхаристии священник обращается к верующим, призывая тех из них, кто не может обрести «мирную совесть» в молитве и личном покаянии перед Богом, «но нуждается в большем утешении и совете», обратиться к нему или другому священнику «и открыть ему свою скорбь, дабы через служение святого слова Божия получить блага отпущения грехов, равно как и духовный совет и наставление»30.
В чине рукоположения в священники того же Служебника, епископ, возлагая руки на рукополагаемого, говорит: «Прими Духа Святого для служения и труда священника Церкви Божией... Чьи грехи ты простишь, тому простятся, чьи грехи ты удержишь, на том удержатся»31.
5. Форма частной исповеди в Служебнике 1662 года
Однако наиболее полным богослужебным источником о частной исповеди в Церкви Англии, содержащим ее литургическую форму, можно считать чинопо-следование посещения больных. До масштабных богослужебных реформ, прошедших в англиканских церквах во второй половине ХХ в., единственным чино-последованием, содержащим литургическую форму частной исповеди, было чи-нопоследование посещения больных из Книги общественного богослужения той или иной редакции. В Служебнике 1662 г. чин посещения больных соединяет уже упоминавшиеся дореформационные элементы аналогичного чинопоследования с исповедью и отпущением грехов; в ходе изменений сохранились многочисленные в старом чине библейские тексты, тогда как основной элемент средневекового соборования — помазание елеем — был исключен. Как и до Реформации, в чине было увещание священника, обращенное к больному, за которым следовало во-прошание о вере — апостольский символ веры, сформулированный в виде вопроса, на который больной отвечал утвердительно. Затем священник «должен призвать больного принести сугубую исповедь, если его совесть отягощена серьезным прегрешением», и преподавал кающемуся отпущение грехов: «Господь наш Иисус Христос, давший Церкви Своей власть прощать всех грешников, которые истинно каются и веруют в Него, по великой милости Своей да простит тебе прегрешения твои. Властью Его, врученной мне, я разрешаю тебя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Данная форма отпущения грехов — значительно сокращенный перевод соответствующего текста из Сарумского мануала32.
29 Carter T. The Doctrine of Confession in the Church of England. L., 1865. P. 188-189.
30 The Book of Common Prayer. L., 1662, 1999. P. 254.
31 Ibid. P. 524-525.
32 Manuale ad Usum Isignis Ecclesiae Sarum // Manuale et processionale ad usum insignis eccle-siae Eboracensis, Part 2. Edinburgh, 1875. P. 48* (в этой книге используется отдельная пагинация для каждого раздела).
Форма частной исповеди Служебника 1662 г. окончательно закрепила эту практику в англиканстве. Привязка к предсмертным священнодействиям связывала частную исповедь с дореформационным благочестием и отчасти с богословскими представлениями. Та же привязка, совокупно с «женевскими» тенденциями в богословии и переменой общей религиозной культуры, могла бы «вывести» ее из системы «обычной» церковной жизни, что в значительной мере и произошло. Однако учение авторитетных англиканских богословов и литургическая традиция препятствовали окончательному исчезновению частной исповеди из жизни Церкви Англии и послужили основой для ее возрождения.
6. Возрождение частной исповеди в XIX—XX вв.
Относительно широкое возрождение практики частной исповеди в Англиканской церкви началось в середине XIX в. Оно проходило в контексте происходившего тогда в среде английских церковных деятелей Оксфордского движения. Его участники полагали, что целью английской Реформации были не протестантские реформы, а «возвращение» Церкви Англии к «католичеству без папства»33. Однако речь шла не просто о возврате к дореформационным литургическим формам. В первую очередь участники движения стремились придать новый импульс церковной жизни, к тому моменту находившейся в состоянии очевидного упадка. Именно с этим связано быстрое распространение идей небольшого кружка оксфордских интеллектуалов по множеству приходов Церкви Англии. «Оксфордцы возродили частную исповедь. [Лидеры движения] Кибл и Пьюзи считались опытными духовниками»34. Эти подвижки регулярно вызывали возмущение «протестантской» части англикан Англии и особенно Ирландии, однако они, с одной стороны, отвечали глубоким религиозным запросам верующих, а с другой — служили адекватным ответом на римско-католическую миссию, которая после снятия большинства законодательных ограничений в 1836 г. могла свободно действовать в Великобритании. «В 1898 году архиепископ Кен-терберийский [Фредерик] Темпл открыто заявил, что исповедь. законна, хотя и не обязательна, в Церкви Англии»35.
В 1922 г. архиепископы Кентербери и Йорка создали комиссию, в задачу которой входило составление подробного отчета о текущем понимании исторических вероучительных норм в Церкви Англии. В итоговом документе комиссии о частной исповеди говорилось следующее: «Вероучительные документы Церкви Англии не предполагают, что частная исповедь должна носить регулярный или общеобязательный характер. Тем не менее Церковь Англии не недооценивает потребности в частной исповеди и отпущении грехов. Частная исповедь сегодня стала совершаться чаще, чем прежде, причем она не связана с каким-
33 Кратко об истории Оксфордского движения см.: Hylson-Smith K. High Churchmanship in the Church of England. Edinburgh, 1993. P. 123-165 («The Causes, Origins and Context of the Oxford Movement»). Более подробно см.: Liddon H. P. Life of E. B. Pusey, 4 vols. L., 1893 (классическая и наиболее полная история с очень большим количеством документов, включая частную переписку) и Chadwick O. Mind of the Oxford Movement. Stanford, 1960 (подробный анализ богословия Оксфордского движения).
34 Chadwick O. The Victorian Church. Vol. 1. L., 1966. P. 503.
35 Ibid. Vol. 2. L., 1970. P. 356.
то одним направлением36 в Церкви Англии. В связи с этим важно признать, что частная исповедь — это одно из служений слова Божия, которое доступно для каждого, но ни для кого не является обязательным»37. Эта позиция Церкви Англии сохраняется до настоящего времени.
Частная исповедь во 2-й половине XX — начале XXI века
1. Богословские и литургические проблемы
Как уже упоминалось, возрождение употребления частной исповеди вне контекста болезни кающегося, произошедшее в англиканстве в XIX в., было тесно связано с англо-католической традицией внутри Церкви Англии. Однако начиная с Первой мировой войны англо-католические тенденции уверенно переходили в положение общецерковных.После Второй мировой войны в Церкви Англии, как и во многих других англиканских церквах, прошли масштабные богослужебные реформы. Они были связаны как с адаптацией богослужебного языка, восходящего к XVI—XVII вв., так и с принятием новых богослужебных чинопоследований. В 1980 г. отдельной брошюрой был опубликован «Чин благословения елея38 и примирения кающегося»39, утвержденный Генеральным синодом в 1981 г.40 Публикация породила очередную волну дискуссии вокруг формы отпущения грехов. Слова из Книги общественного богослужения 1662 г. («Я. разрешаю тебя от всех грехов твоих») «были тесно связаны с пониманием характера власти священника, а также с пониманием того, как осуществление этой власти от имени Церкви может уверить кающегося в том, что его грехи прощены Богом»41. В 1983 г. Богослужебная комиссия Церкви Англии выпустила сборник «Четыредесятница, Страстная седмица, Пасха: Службы и молитвы»42, который содержал новую форму отпущения грехов: «Я объявляю, что твои грехи отпущены». В 1988 г. на правах частного издания вышла книга архидиакона Лестерского Дэвида Силка «В покаянии и вере», в которой он, проанализировав обе формы отпущения грехов, приходил к выводу о том, что они в равной степени допустимы. Согласно Силку, для церковного служения (Силк не употребляет слово «таинство») покаяния необходимо наличие четырех составляющих: осознание кающимся греха и сожаление о нем («сокрушение»), исповедь, отпу-
36 Имеется в виду, что к моменту составления доклада частная исповедь перестала быть признаком «англо-католического» течения в Церкви Англии, получив распространение и у англо-евангелического течения, и просто на многих приходах, не отождествлявших себя с какой-то конкретной внутрицерковной «партией».
37 Doctrine in the Church of England: The Report of the Commission on Christian Doctrine Appointed by the Archbishops of Canterbury and York in 1922. L., 1937. P. 191—192.
38 «Возвращение» елея в богослужебное употребление в Церкви Англии произошло безо всякого упоминания о дореформационном таинстве соборования.
39 The Blessing of Oils and Reconciliation of a Penitent. L., 1980.
40 Постановление GS 472.
41 Headley C., Nichols B. Reconciliation and Restoration // A Companion to Common Worship. Vol. 2 / P. Bradshaw, ed. L., 2006. P. 175.
42 Lent, Holy Week, Easter: Services and Prayers. L., 1986.
щение грехов и плод покаяния («изменение жизни»)43. Эта последовательность сформировала богословско-литургическую основу для дальнейшей работы над чинами частной исповеди в Церкви Англии.
2. Форма частной исповеди в серии «Common Worship 2000»
В 1990-х гг. подготовка чинопоследования частной исповеди проходила в рамках проекта над новым корпусом богослужебных книг, известным как «Common Worship 2000: Services and Prayers for the Church of England». Работу над богослужебными формами исповеди возглавлял известный литургист священник Майкл Вейзи [Vasey], которому принадлежит «богословское обоснование и значительная часть текста»44. Тексты представлены Генеральному синоду в 2003 г.45 и после утверждения опубликованы в 2006 г. (на бумаге и на сайте Церкви Англии)46.
«Примирение кающегося», как называется частная исповедь в «Common Worship 2000», представлено в издании 2006 г.47 и на сайте Церкви Англии48 в двух чинопоследованиях — Форма 1 и Форма 2. Оба чина имеют одинаковую базовую структуру, включающую подготовку (в данном случае имеется в виду личная подготовка к исповеди), начальные обряды, «литургия слова» (небольшое слово или чтение из Священного Писания), собственно исповедь кающегося и духовное наставление священника, «акт сердечного сокрушения» (подтверждение кающимся своего покаяния, обещание с его стороны в дальнейшем стремиться избегать греха), отпущение грехов священником, благодарственные молитвы и благословение.
Форма 1 предназначена для регулярной исповеди и включает в себя вступительную часть с краткими чтениями из Священного Писания, благословение священника на исповедь, исповедание кающимся своих грехов, молитву кающегося, в которой он говорит о твердом намерении «не повторять более» исповеданных грехов и «избегать всякой возможности для греха»; затем священник отпускает кающемуся грехи, используя одну из пяти форм. Эти формы составлены по-разному, охватывая различные богословские взгляды на роль священника в служении покаяния. В конце следует молитва о том, чтобы в дальнейшем кающийся был верен крещальным обетам и приносил плод духовной жизни. Форма 2 отличается от Формы 1 тем, что эксплицитно связана с возвращением к кре-щальным обетам и более подходит для покаяния в серьезных грехах или после длительного периода отхода от Церкви. Предполагается, что ее следует совер-
43 Silk D. In Penitence and Faith. L., 1988. P. II-V.
44 Headley C., Nichols B. Op. cit. P. 175.
45 Постановление GS1546. URL: https://www.churchofengland.org/sites/default/files/2018-10/gs1546-common%20worship%3A%20rites%20on%20the%20way%20and%20reconciliation%20 and%20restoration.pdf (дата обращения: 16.12.2020).
46 Reconciliation and Restoration: Recovering Baptism. URL: https://www.churchofengland. org/prayer-and-worship/worship-texts-and-resources/common-worship/wholeness-and-healing/ reconciliation-and-restoration-recovering-baptism#mm059 (дата обращения: 16.12.2020).
47 Common Worship: Reconciliation of a Penitent. L., 2006.
48 Reconciliation and Restoration: Recovering Baptism.
шать у купели в храме (тем не менее исключительно частным образом — только священник и кающийся).
Чинопоследования частной исповеди в богослужебных книгах серии «Common Worship 2000» окончательно закрепили отделение этой практики от восходящих еще к дореформационному периоду предсмертных обрядов и богословское приближение ее к теме крещения. В новом чинопоследовании не был дан ответ о характере сакраментальной власти священника как служителя покаяния — авторы чина просто зафиксировали имеющийся в англиканстве спектр богословских воззрений на эту тему.
Канонические аспекты
1. Требования к духовнику
Согласно уже упоминавшимся указаниям Книги общественного богослужения 1662 г. и 113-му канону 1603 г., принимать исповедь и преподавать отпущение грехов может лишь священник (и, очевидно, епископ). Современные каноны Церкви Англии требуют, чтобы священник «совершал служение отпущения грехов» лишь в своей юрисдикции (т. е. в границах своего прихода) либо с разрешения того, в чьей юрисдикции он находится; исключение составляют «чрезвычайные обстоятельства»; при этом мирянин может исповедоваться там, где захочет49.
В 2003 г. Генеральный синод Церкви Англии утвердил50 «Руководство профессионального поведения духовенства», согласно которому «до того, как взять на себя служение отпущения грехов, священник должен получить необходимую подготовку и ознакомиться со всеми указаниями палаты епископов [Генерального синода] по данному вопросу»51. «Необходимая подготовка» включает, в частности, обучение основам психологии. Духовник должен уметь отличать духовные проблемы от психологических. «Священник ни при каких обстоятельствах не должен предоставлять формального психологического консультирования тем, для кого он является пастырем, даже если он является профессиональным психологом»52. «Психологическое консультирование и психотерапия представляют собой практики, отличные от пастырского окормления и выслушивания [исповеди], и могут предоставляться лишь аккредитованными психологами, имеющими, страхование профессиональной ответственности»53. Последний фактор имеет значение, поскольку самовольное взятие на себя обязанностей психолога или врача может навлечь на священника преследование по гражданским законам54.
49 Canons of the Church of England. L., 2019. Canon B29.4.
50 Последняя версия этого документа утверждена в 2015 г. ^м.: Guidelines for the Professional Conduct of the Clergy. L., 2003, 2015).
51 Ibid. Ch. 3.4.
52 Ibid. Ch. 2.5.
53 House of Bishops' guidelines for good practice in the healing ministry. L., 2000. Ch. 8.
54 Подробный разбор юридических последствий выхода священнослужителя за границы пастырской деятельности, в частности в условиях отсутствия соответствующей профессио-
2. Тайна исповеди
С практикой частной исповеди в христианской Церкви исторически связан обычай, называемый «тайной исповеди» или, на Западе, «печатью конфессио-нала». Он состоит в том, что священник не должен ни при каких обстоятельствах прямо или косвенно разглашать сведения, полученные на исповеди.
В Западной Церкви понятие тайны исповеди было сформулировано в 21-м каноне IV Латеранского собора (1215). Выше (п. 1.4) уже упоминалось о том, что тайна исповеди была зафиксирована в первом послереформационном сборнике канонов Церкви Англии (1603); этот канон сохраняет силу и в настоящее время55.
Созданная в 1922 г. Архиепископская комиссия (см. п. 1.6) в итоговом докладе постановила, что «исповедь принимается под "печатью" абсолютной тайны. <...> Это, однако, не исключает для священника возможности в некоторых обстоятельствах отказать человеку в отпущении грехов, если тот не пообещает сам разгласить или позволить другим разгласить те или иные факты»56.
Согласно добавлению к «Руководству профессионального поведения духовенства» (2014), посвященному тайне исповеди57, при обычных обстоятельствах услышанное священником на исповеди не должно передаваться третьим лицам «даже после смерти кающегося»58. В редких случаях, когда речь идет о серьезном преступлении, «священник должен потребовать от кающегося сообщить о своих действиях в полицию или в иные органы власти. Если кающийся откажется так поступить, священник должен отказать ему в отпущении грехов»59.
В 2015 г. в Церкви Англии была создана рабочая группа по вопросу тайны исповеди. В марте 2018 г. она представила Генеральному синоду пространный доклад с анализом данного вопроса в контексте истории исповеди в Церкви Англии, правовой системы государства, проблемы недобросовестного использования исповеди отдельными священниками и опыта других Церквей Англиканского содружества. В докладе отмечается, что тайна исповеди де-факто не может считаться «абсолютной» совершенно в любом случае, поскольку это противоречит историческим прецедентам и самому понятию исповеди как орудия покаяния. Авторы доклада выступают против отмены тайны исповеди и видят два пути дальнейшего развития ситуации: закрепление за тайной исповеди абсолют-
нальной страховки см.: Fain C. F. Minimizing Liability for Church-Related Counseling Services: Clergy Malpractice and First Amendment Religion Clauses // Akron Law Review. 2011. Vol. 44. No. 1. P. 221-260. Данная статья размещена правообладателями в свободном доступе: URL: http:// ideaexchange.uakron.edu/akronlawreview/vol44/iss1/6 (дата обращения: 16.12.2020).
55 Текст канона 113 1603 г. вошел в канон В29 нового сборника канонов (см.: Canons of the Church of England). Подробно о тайне исповеди в церковном праве Церкви Англии см.: Bur-sell R. The seal of the confessional // Ecclesiastical Law Journal. 1990. Vol. 7. No. 1. P. 84-109.
56 Doctrine in the Church of England. P. 197-198.
57 Appendix 1: The Ministry of Absolution: GS Misc 1085 (October 2014) // Guidelines for the Professional Conduct of the Clergy (2003). URL: https://www.churchofengland.org/more/policy-and-thinking/guidelines-professional-conduct-clergy/appendix-1 -ministry-absolution-gs (дата обращения: 16.12.2020).
58 Guidelines for the Professional Conduct of the Clergy. Ch. 3.5.
59 Ibid. Ch. 3.6.
ного статуса или утверждение небольшого и четко определенного круга условий, при котором она может быть нарушена. Авторы признают, что «достижение согласия относительно этих условий будет очень непростым»60.
Заключение
Практика частной исповеди пережила в Церкви Англии сложную эволюцию. Несмотря на сильное влияние кальвинистской богословской традиции как в ходе английской Реформации, так и в последующее столетие, эта практика не исчезла благодаря различным факторам, среди которых можно назвать тенденцию англиканства к «охвату» различных богословских школ, высокий авторитет дореформационной традиции в Церкви Англии, сохранившуюся с до-реформационных времен связь исповеди с церковными священнодействиями, окружавшими болезнь и смерть человека. Тем не менее, в отличие от римско-католической и даже лютеранской традиций, практика частной исповеди оказалась маргинализирована в Церкви Англии до ее возрождения в середине XIX в., которое было частью сильной (хотя далеко не общецерковной) тенденции возврата к дореформационным «корням». В итоге был зафиксирован статус частной исповеди как священнодействия, доступного и полезного всем, но не обязательного ни для кого.
Несмотря на то что Церковь Англии после Реформации никогда не считала частную исповедь таинством, форма ее совершения носит сакраментальный характер, при котором власть Церкви «вязать и решить» строго персонифицируется в фигуре рукоположенного служителя — священника или епископа. Об этом свидетельствуют как форма частной исповеди, так и форма рукоположения в священники, существующие в Церкви Англии. Созданные в ХХ в. новые чино-последования исповеди, в которых эта персонификация не так подчеркивается, тем не менее не оставляют сомнений в ее наличии. В Церкви Англии вполне сохранился такой ключевой канонический аспект частной исповеди, как тайна исповеди, что само по себе не является свидетельством ее сакраментального понимания, но многими в англиканской традиции воспринимается именно так, вплоть до употребления по отношению к ней понятия «таинство»61.
Список литературы Источники и документы A Daily Office for the Sick. L., 1699.
Boyle L. E. The «Oculus Sacerdotis» and Some Other Works of William of Pagula // Transactions
of the Royal Historical Society. 1955. 5 series. P. 81-110. Canons of the Church of England. L., 2019.
60 Report of the Seal of the Confessional Working Party. L., 2018. P. 58-61. URL: https://www. churchofengland.org/sites/default/files/2019-05/Seal%20of%20the%20Confessional%20-%20 Full%20document%20-%20FINAL%20May%202019.pdf (дата обращения: 16.12.2020).
61 Подробнее о богословских и канонических аспектах понимания частной исповеди в Англиканском содружестве см.: Doe N. Canon Law in the Anglican Communion. Oxford, 1998. P. 191-197.
Common Worship: Reconciliation of a Penitent. L., 2006, 2010.
Constitutions and Canons Ecclesiastical, 1604: Latin and English / J. V. Bullard, ed. L., 1934. Doctrine in the Church of England: The Report of the Commission on Christian Doctrine
Appointed by the Archbishops of Canterbury and York in 1922. L., 1937. Documents of the English Reformation / G. Bray, ed. Cambridge, 1994. Guidelines for the Professional Conduct of the Clergy. L., 2003, 2015. Hooker R. Works / J. Keeble, ed. Oxford, 1845.
House of Bishops' guidelines for good practice in the healing ministry. L., 2000. Lent, Holy Week, Easter: Services and Prayers. L., 1986.
Manuale ad Usum Isignis Ecclesiae Sarum // Manuale et processionale ad usum insignis ecclesiae
Eboracensis, Part 2. Edinburgh, 1875. Maskell W. Monumenta ritualia Ecclesiae Anglicanae. Vol. 3. L., 1847.
Reconciliation and Restoration: Recovering Baptism. URL: https://www.churchofengland.org/ prayer-and-worship/worship-texts-and-resources/common-worship/wholeness-and-healing/ reconciliation-and-restoration-recovering-baptism#mm059 (дата обращения: 16.12.2020). Report of the Seal of the Confessional Working Party. L., 2018. Taylor J. The Whole Works in 15 vols. Vol. 11 / R. Heber, ed. Oxford, 1822. The Anglican Canons, 1529-1947 / G. Bray, ed. Woodbridge; Rochester; N. Y., 1998. The Blessing of Oils and Reconciliation of a Penitent. L., 1980. The Book of Common Prayer. L., 1662, 1999.
The first Book of Common Prayer of Edward VI, and the Ordinal of 1549, together with the Order
of the Communion, 1548 / W. Baskerville, ed. L., 1869. The Gast of Gy: A Middle English Prose Tract Preserved in Queen's College, Oxford, Ms. 383 /
R. H. Bowers, ed. Leipzig: B. Tauchnitz, 1938. The Two Books of Common Prayer: Set Forth by Authority of Parliament in the Reign of King
Edward the Sixth / E. Cardwell, ed. Oxford, 1841. Tyndale W. Doctrinal Treatises / H. Walter, ed. Cambridge, 1848. Ussher J. The Whole Works in 13 vols. Vol. 3. L., 1625.
Литература
Чернов В. Церковь Англии: Очерк истории в ХХ веке и современное устройство. М., 2003
(Рукопись из архива МДАиС). A Companion to Common Worship. Vol. 2 / P. Bradshaw, ed. L., 2006. Bainton R. H. Erasmus of Rotterdam. L., 1969. Blunt J. The Annotated Book of Common Prayer. L., 1876. Bramhall E. Penitence and the English Reformation. L., 2013. Bray G. The Anglican Canons 1529-1947. Woodbridge, 1998.
Bursell R. The seal of the confessional // Ecclesiastical Law Journal. 1990. Vol. 7. No. 1. P. 84109.
Carlson E. J. Confession and Absolution in Caroline Cambridge: the 1637 Crisis in Context //
Studies in Church History. 2004. Vol. 40. P. 180-193. Carter T. The Doctrine of Confession in the Church of England. L., 1865. Chadwick O. Mind of the Oxford Movement. Stanford, 1960. Chadwick O. The Victorian Church. Vol. 1. L., 1966; Vol. 2. L., 1970. Confession and Absolution / M. Dudley, G. Rowell, ed. L., 1990. Dallen J. The Reconciling Community: The Rite of Penance. Collegeville, 1986. Daniel E. The Prayer-Book: Its History, Language and Contents. L., 1892. Doe N. Canon Law in the Anglican Communion. Oxford, 1998. Dufiy E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England 1400-1580. L., 1992.
Duggan L. G. Fear and Confession on the Eve of the Reformation // Archiv fur Reformationgeschichte. 1984. Vol. 75. P. 153-175.
Hylson-Smith K. High Churchmanship in the Church of England. Edinburgh, 1993.
Liddon H. P. Life of E. B. Pusey, 4 vols. L., 1893.
Mortimer R. The Origins of Private Penance in the Western Church. Oxford, 1939.
Nicholls A. E. The Etiquette of Pre-Reformation Confession in East Anglia // Sixteenth Century Journal. 1986. Vol. 17. P. 145-163.
Pfander H. G. Some Medieval Manuals of Religious Instruction in England and Observations on Chaucer's Parson's Tale // Journal of English and Germanic Philology. 1936. Vol. 35. P. 243258.
Procter F., Frere W. The Book of Common Prayer with the Rationale of Its Offices. L., 1855, 1961.
Silk D. In Penitence and Faith. L., 1988.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.
2021. Vol. 93. P. 27-43
DOI: 10.15382/sturI202193.27-43
Archpriest Pavel Velikanov, Candidate of Theology, Assistant Professor, Moscow Theological Academy Troitse-Sergieva Lavra, Academia, Sergiev Posad, 141300, Russia [email protected] ORCID: 0000-0002-8135-3929
Vasily Chernov, Candidate of Theology, Head of International Department, Moscow Theological Academy Troitse-Sergieva Lavra, Academia, Sergiev Posad, 141300, Russia [email protected] ORCID: 0000-0002-4687-1923
Auricular Confession in the Church of England: History, Liturgy and Canon Law
P. Velikanov, V. Chernov
Abstract: The auricular confession is a widespread and important practice in the Church of England today. Theological discussions around the auricular confession date back to the very dawn of the English Reformation. The issue has encircled moral theology of the Christian reconciliation as well as sacramental theology of the authority of institutional priesthood of the Church. This article analyses theological, canonical and especially liturgical aspects of the auricular confession in England which reflect the complex history of this practice in the Anglican tradition. This topic is particularly important considering the key place that belongs to the Church of England's theological, pastoral and liturgical tradition among other Churches of the worldwide Anglican Communion. In the Introduction to the article the issues of terminology are made clear. The second part deals with pastoral and liturgical aspects of the auricular confession as practised
in the Church of England before the Reformation, shifts in the course of the reform, developments in the theological vision of the auricular confession in the process of making Anglicanism a distinct Christian tradition. Besides, Part Two includes an analysis of liturgical form of the auricular confession from the Book of Common Prayer 1662. This part ends with a brief history of revival of the auricular confession in the mid-1901 century. Part Three examines the development of new liturgical forms of the auricular confession in the Church of England starting from the 1960s to the present time. The authors analyse the liturgical forms of the auricular confession from the Common Worship series, authorised in the Church of England as a lawful alternative to the 1662 Prayer Book. In Part Four, the authors deal with two significant canonical concerns related to the auricular confession, the requirements for its minister and the seal of the confession. The conclusion outlines the current status of the auricular confession in the Church of England.
Keywords: Anglicanism, Church of England, Anglican Communion, auricular confession, confession, penance, absolution, canon law, seal of confessional.
References
Bainton R. H. (1969) Erasmus of Rotterdam. London.
Bowers R. H. (ed.) (1938) The Gast of Gy: A Middle English Prose Tract Preserved in Queen's College, Oxford, Ms. 383. Leipzig.
Boyle L. E. (1955) "The «Oculus Sacerdotis» and Some Other Works of William of Pagula". Transactions of the Royal Historical Society. 5 series, pp. 81—110.
Bradshaw P. (ed.) (2006) A Companion to Common Worship. Vol. 2. London.
Bramhall E. (2013) Penitence and the English Reformation. Liverpool.
Bray G. (1998) The Anglican Canons 1529-1947. Woodbridge.
Bray G. (ed.) (1994) Documents of the English Reformation. Cambridge.
Bray G. (ed.) (1998) The Anglican Canons 1529-1947. Woodbridge.
Bullard J. V. (ed.) (1934) Constitutions and Canons Ecclesiastical, 1604: Latin and English. London.
Bursell R. (1990) "The Seal of the Confessional". Ecclesiastical Law Journal, vol. 2(7), pp. 84— 109.
(2019) Canons of the Church of England. London.
Carlson E. J. (2004) "Confession and Absolution in Caroline Cambridge: the 1637 Crisis in Context". Studies in Church History, vol. 40, pp. 180—193.
(2010) Common Worship: Reconciliation of a Penitent. London.
Chadwick O. (1960) Mind of the Oxford Movement. Stanford.
Chadwick O. (1966) The Victorian Church. Vol. 1. London.
Chadwick O. (1977) The Victorian Church. Vol. 2. London.
Chernov V. (2003) Tserkov'Anglii: Ocherk istorii vXXveke isovremennoe ustroistvo [The Church of England: A study of its history in the 20th century and of its current structure]. Moscow.
Dallen J. (1986) The Reconciling Community: The Rite of Penance. Collegeville.
Doctrine in the Church of England: The Report of the Commission on Christian Doctrine Appointed by the Archbishops of Canterbury and York in 1922 (1937). London.
Doe N. (1998) Canon Law in the Anglican Communion. Oxford.
Dudley M., Rowell G. (eds) (1990) Confession and Absolution. London.
Duffy E. (1992) The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England 1400-1580. London.
Duggan L. G. (1984) "Fear and Confession on the Eve of the Reformation". Archiv für Reformationgeschichte, vol. 75, pp. 153—175.
Guidelines for the Professional Conduct of the Clergy (2015). London.
(2000) House of Bishops' guidelines for good practice in the healing ministry. London.
Hylson-Smith K. (1993) High Churchmanship in the Church of England. Edinburgh.
Lent, Holy Week, Easter: Services and Prayers (1986). London.
Mortimer R. (1939) The Origins of Private Penance in the Western Church. Oxford.
Nicholls A. E. (1986) "The Etiquette of Pre-Reformation Confession in East Anglia". Sixteenth
Century Journal, vol. 17, pp. 145—163. Pfander H. G. (1936) "Some Medieval Manuals of Religious Instruction in England and Observations on Chaucer's Parson's Tale". Journal of English and Germanic Philology, vol. 35, pp. 243-258.
Procter F., Frere W. (1961) The Book of Common Prayer with the Rationale of Its Offices. London.
Report of the Seal of the Confessional Working Party (2018). London.
Silk D. (1988) In Penitence and Faith. London.
The Blessing of Oils and Reconciliation of a Penitent (1980). London.
The Book of Common Prayer. 1662 (1999). London.