Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ВОЛГОГРАДА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ВОЛГОГРАДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бахнова Татьяна Валентиновна, Андреенко Татьяна Александровна, Барашков Сергей Александрович, Борисов Дмитрий Сергеевич, Володина Ирина Алексеевна

В статье раскрыты и теоретически обоснованы особенности проведения занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы, приведены результаты контрольных нормативов студентов. Дана сравнительная характеристика измеряемых показателей студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета и Волгоградского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бахнова Татьяна Валентиновна, Андреенко Татьяна Александровна, Барашков Сергей Александрович, Борисов Дмитрий Сергеевич, Володина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INDICATORS OF CONTROL STANDARDS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP OF THE HUMANITARIAN AND TECHNICAL UNIVERSITY OF VOLGOGRAD

The article reveals and theoretically justifies the features of conducting physical education classes with students of a special medical group; the results of control standards of students are given. The comparative characteristics of the measured indicators of students of the Volgograd state social and pedagogical University and the Volgograd state technical University are given.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ВОЛГОГРАДА»

2. Горелов А.А. Основы специальной физической подготовки летного состава / А. А. Го -релов. - Санкт-Петербург : Военный институт физической культуры, 1993. - 146 с.

3. Карлова Е.Н. Управление мотивацией курсантов военных вузов на современном этапе строительства вооруженных сил / Е.Н. Карлова // Гуманитарные проблемы военного дела. - 2015. -№ 3 (4). - С. 122-126.

4. Карпова О.Л. Развитие самообразовательной деятельности студентов: теоретические аспекты : монография / О. Л. Карпова. - Челябинск : Уральская Академия, 2014. - 204 с.

5. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск : [б. и.], 2002. - 264 с.

6. Лымарев В.Н. Профессиональная мотивация как показатель успешности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации / В.Н. Лымарев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 225-228.

REFERENCES

1. Baranov, A.V. and Nain, A.Ya. (2019), "Integrative-developmental approach as a factor of cadets' need actualization for motivation to professional and applied physical training lessons", Modern higher school: innovative aspect, Vol. 11, No. 1, pp. 88-95.

2. Gorelov, A.A. (1993), Fundamentals of flight personnel's special physical training, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.

3. Karlova, E.N. (2015), "Military universities cadets' motivation management at the present stage of the armed forces construction", Humanitarian problems of military affairs, No. 3 (4), pp. 122-126.

4. Karpova, O.L. (2014), Development of students' self-educational activity: theoretical aspects, monograph, Ural Academy, Chelyabinsk.

5. Leontiev, V.G. (2002), Motivation and psychological mechanisms of its formation, Novosibirsk.

6. Lymarev, V.N. (2020) "Professional motivation as a national guard of the Russian Federation officer's success indicator", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9 (187), pp. 225-228.

Контактная информация: aleks2432@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.11.2020

УДК 796.015.865.1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

ВОЛГОГРАДА

Татьяна Валентиновна Бахнова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры; Татьяна Александровна Андре-енко, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Сергей Александрович Барашков, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Сергеевич Борисов, старший преподаватель, Ирина Алексеевна Володина, преподаватель, Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

В статье раскрыты и теоретически обоснованы особенности проведения занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы, приведены результаты контрольных нормативов студентов. Дана сравнительная характеристика измеряемых показателей студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета и Волгоградского государственного технического университета.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, специальная медицинская группа, контрольные нормативы, результаты, сравнительная характеристика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p51-54

COMPARATIVE ANALYSIS OF INDICATORS OF CONTROL STANDARDS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP OF THE HUMANITARIAN AND TECHNICAL UNIVERSITY OF VOLGOGRAD

Tatyana Valentinovna Bahnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture; Tatyana Alexandrovna Andreenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Social and Pedagogical University;

Sergey Alexandrovich Barashkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Sergeevich Borisov, the senior teacher, Irina Alekseevna Volodina, the teacher, Volgograd State Technical University

Abstract

The article reveals and theoretically justifies the features of conducting physical education classes with students of a special medical group; the results of control standards of students are given. The comparative characteristics of the measured indicators of students of the Volgograd state social and pedagogical University and the Volgograd state technical University are given.

Keywords: physical education, students, special medical group, control standards, results, comparative characteristics.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время состояние здоровья абитуриентов, поступивших в вуз, вызывают серьезную озабоченность, так как количество бывших абитуриентов, а ныне студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе последние годы, к сожалению, не уменьшается [2].

Структура построения занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы та же, что и со здоровыми студентами, занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, но имеет свои особенности. В частности, время на подготовительную и заключительную части увеличено, но сокращено время, отведенное для основной части занятий. Это необходимо для того, чтобы студенты с ослабленным здоровьем смогли подготовить свой организм к решению задач основной части занятия и так же в конце занятия смогли восстановиться (им требуется больше времени) [1].

Содержание программы по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы включает в себя следующие разделы программы: теоретический раздел (лекционный материал); методико-практический раздел; учебно-тренировочный раздел; контрольный раздел. Исходя из содержания программы, мы видим, что для студентов с ослабленным здоровьем предусмотрен контрольный раздел программы (сдача контрольных нормативов, допустимых при имеющемся заболевании у студента).

Целью исследования явилось проведение сравнительного анализа показателей контрольных нормативов по физической подготовленности студентов первого курса специальной медицинской группы педагогического и технического университетов г. Волгограда.

Нами было обследовано 100 студентов 1 курса Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Из них 25,5 % составили лица мужского пола, 75,5% - женского. И 100 студентов 1 курса Волгоградского государственного технического университета. Из них 70,3% составили лица мужского пола, 27,7% - женского. Средний возраст всех обучающихся - 18,5 года.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования студенты 1 курса специальной медицинской группы сдавали следующие контрольные нормативы: 15-минутная ходьба (общая выносливость); поднимание и опускание туловища из положения, лежа на спине (сила); подтягивание на пере-

кладине (юноши) (сила); сгибание и разгибание рук в упоре (девушки) (сила); наклон из положения стоя на гимнастической скамейке (гибкость); приседания на одной ноге (сила).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведенного тестирования физической подготовленности, нами получены данные, характеризующие развитие физических качеств студентов 1 курса (юноши) специальной медицинской группы ВГСПУ и ВолгГТУ г. Волгограда (таблица 1) и студентов 1 курса (девушки) специальной медицинской группы ВГСПУ и ВолгГТУ г. Волгограда (таблица 2).

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности студентов 1 курса (юноши) специальной медицинской группы ВГСПУ и ВолгГТУ (х±т)_

ВУЗ 15-минутная ходьба (м) Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) Подтягивание на перекладине (кол-во раз) Наклон на гимнастической скамейке (см) Приседания на одной ноге (кол-во раз)

юноши юноши юноши юноши юноши

ВГСПУ 1940±50 39±2 6±1,5 4±1,5 12±1

ВолгГТУ 1930±50 41±2 8±1,5 2±1,5 13±1

Нормативные значения на оценку «отлично» 2100 50 10 10 20

Таблица 2 Показатели физической подготовленности студентов 1 курса (девушки) специальной медицинской группы ВГСПУ и ВолгГТУ (х±т)

ВУЗ 15-минутная ходьба (м) Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) Сгибание и разгибание рук в упоре (кол-во раз) Наклон на гимнастической скамейке (см) Приседания на одной ноге (кол-во раз)

девушки девушки девушки девушки девушки

ВГСПУ 1730±50 43±2 8±1,5 10±1,5 9±1

ВолгГТУ 1730±50 41±2 10±1,5 9±1,5 11±1

Нормативные значения на оценку «отлично» 1900 50 15 15 15

Полученные результаты позволили заключить, что уровень физической подготовленности, а соответственно и уровень развития физических качеств юношей специальной медицинской группы ВГСПУ и ВолгГТУ имеют небольшие различия и ниже нормативных значений.

Результаты, полученные, при тестировании девушек специальной медицинской группы ВГСПУ и ВолгГТУ показали, что развитие физических качеств девушек так же, как, и юношей находится на низком уровне и незначительно отличаются.

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что в процентном соотношении девушек, занимающихся в специальной медицинской группе в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в три раза больше, чем в Волгоградском техническом университете. Кроме того, следует отметить, что сопоставление показателей уровня физической подготовленности студентов специальной медицинской группы показало, как и в Волгоградском государственном техническом университете, так и Волгоградского социально-педагогического университете студенты специальной медицинской группы имеют низкий уровень развития физических качеств, а именно: общей выносливости; силы; гибкости. Вместе с тем, полученные данные развития физических качеств студентов первого курса специальной медицинской группы позволяют препода-

вателям вузов определить приоритетные задачи физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко Е.В. Условия эффективного физического воспитания студентов специальных медицинских групп педагогического вуза / Е.В. Андриенко, И.В. Палаткин // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 1. - С. 67-71.

2. Бородулина О.В. Показатели физической кондиции как ориентиры для проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп / О.В. Бородулина // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 7. - С. 17-20.

REFERENCES

1. Andrienko, E.V. and Palatkin, I.V. (2010), "Conditions of effective physical education students of special medical groups of the pedagogical University", Physical Culture and health, No. 1, pp. 67-71.

2. Borodulina, O.V. (2014), "Indicators of physical condition as guidelines for the design of sports and recreational activities with students of special medical groups", Pedagogical education in Russia, No. 7, pp. 17-20.

Контактная информация: tan4ik-82@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2020

УДК 378.147:796.015.62

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, Самарский государственный аграрный университет; Сергей Петрович Ле-вушкин, доктор биологических наук, профессор, Институт Возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Виктор Петрович Косихин, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный аграрный университет - МСХА

имени К.А. Тимирязева, г. Москва

Аннотация

Рассмотрен вопрос влияния снижения двигательной активности в условиях распространения коронавирусной инфекции на физическую подготовленность и показатели морфофункциональ-ного развития студентов. Выявлено, что больше всего снизился уровень общей физической подготовленности у юношей по сравнению с девушками. У юношей достоверно ухудшились результаты таких двигательных тестов как бег на 100 м и 1000 м и подтягиваний на высокой перекладине. У девушек выявлено достоверное негативное изменение результатов бега на 100 м и наклона туловища вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Наряду с этим произошло ухудшение большинства показателей морфофункционального развития у студентов обоих полов.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, морфофункцио-нальное развитие, студенты, юноши, девушки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p54-59

INFLUENCE OF DISTANCE LEARNING ON PHYSICAL FITNESS AND MORPHOFUNCTIONAL DEVELOPMENT CRITERIA OF STUDENTS

Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored Teacher of the Russian Federation, Samara State Agrarian University; Sergey Petrovich Le-vushkin, the doctor of biological sciences, professor, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, Victor Petrovich Kosikhin, the doctor ofpeda-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.