Научная статья на тему 'Сравнительный анализ подходов к оценке эффективности СМК на российских предприятиях'

Сравнительный анализ подходов к оценке эффективности СМК на российских предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1147
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / QUALITY MAN AGEMENT SYSTEM / EFFICIENCY / THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матухнов О. С.

Анализ проблем оценки эффективности СМК предприятий позволяет утверждать, что в настоящее время в научном обороте отсутствует единый подход к решению вопроса о результативности и эффективности СМК компаний. В статье представлен сравнительный анализ подходов к оценке эффективности СМК. В виду актуальности данной проблемы и отсутствия регламентации порядка и содержания оценки результативности и эффективности СМК автор считает важным представить свою классификацию и оценку существующих способов и форм оценки СМК российскими предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF APPROACHES TO AN ESTIMATION OF EFFICIENCY QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE RUSSIAN ENTERPRISES

The analysis of a problem of an estimation of efficiency СМК of the enterprises allows to assert that now in a scientific turn there is no uniform approach to the decision of a question of productivity and efficiency СМК of the companies. In a kind of an urgency of the given problem an d absence of a regulation of an order and the maintenance of an estimation of productivity and efficiency СМК, the author considers important to present the point of view for existing basic ways and forms of estimation СМК the Russian enterprises, having given their classification.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ подходов к оценке эффективности СМК на российских предприятиях»

- принципом приоритета государственных начал в социальной защите населения, который предполагает, что именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин;

- принципом экономической самостоятельности местных органов, предусматривающим разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальное пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных раз -мерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в раз -витии экономики региона и его самообеспечении.

Изначально предполагалось, что минимальные социальные стандарты призваны установить те порого -вые значения социальных благ, ниже которых опускаться нельзя (с позиций современных представле-ний об уровне и качестве жизни). Однако в связи с этим «стандартная» норма должна быть также до с -тупной, проще говоря, бесплатной для потребителя, оплаченной из бюджетных и внебюджетных средств для соответствующих категорий населения. В контексте ранее сформулированных представлений о социальных обязательствах государства можно сказать, что, устанавливая минимальные социальные стандар-ты, оно прежде всего озабочено натуральной и сто -имостной (главным образом) ценой своих обяза -тельств, которую должны заплатить бюджеты и вне -бюджетные фонды всех уровней. В результатевсе труд -ности становления системы государственных минимальных социальных стандартов оказались производ -ными, с одной стороны, от расчетной величины (своеобразного социального индекса), используемой в проектировании расходной части бюджетов (и в построении межбюджетных отношений), а с другой - от жест -кой нормы социальных благ, гарантированно предо -ставляемой каждому.

Понятно, что связь социальной стандартизации с бюджетно-нормативной деятельностью оказалась наи-более ощутимой и явной на муниципальном уровне, где происходит непосредственное исполнение практи-чески всех обязательств государства в социальной сфере. Видимо, это стало основной причиной того, что госу-

дарственная концепция роли и смысла минимальных социальных стандартов начала переводиться в практическую плоскость именно в нормативных актах, прямо или опосредованно регулирующих развитие местного самоуправления и работу его органов.

Конкретные общества обычно отдают предпочтение той или иной форме справедливости (например, феодальное и социалистическое общества отдают приоритет распределяющей справедливости, рыночное общество - уравнивающей справедливости), но тем не менее в каждом из них представлены обе формы. Оптимальное, соответствующее достигнутому уровню развития человеческих сил сочетание этих форм справедливости в целом и применительно к отдельным фрагментам межчеловеческих отношений имеет решающее значение для определения меры справедливости общества.

При принятии решения о принципах распределения государство должно представлять интересы общества и в этом случае воплощать в жизнь результат достигнутых людьми договоренностей о справедливости именно данного принципа распределения. Положение, когда властные структуры сами формируют социальные стандарты (часто по остаточному принципу) и в форме закона предлагают их обществу вряд ли может полностью удовлетворить это самое общество . При формировании социального стандарта гражданскому обществу должна принадлежать полноправная роль участника этого п роцесса. Однако в этом случае общественные организации, принимая участие в выработке и принятии решения по той или иной проблеме, берут на себя определенную долю ответственности за разрешение обсуждаемой проблемы.

1. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М., 1984. Т. 4.

2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М., 1984. Т. 4.

3. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Соч.: в 2 т. М., 1991. Т. 2.

4. Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992.

5. Кузьминов И. Очерки политической экономии социализма. М., 1974.

6. Радбрух Г. Философия права. М., 2004.

7. Рикардо Д Начала политической экономии и налогового обложения. Соч.: в 3 т Т.1. М., 1955.

8. иК1_: http://www.socionauki.ru/journal/articles/13 0 480/ # Пп9.

удк 658.5 О .С. Матухнов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СМК НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Анализ проблем оценки эффективности СМК предприятий позволяет утверждать, что в настоящее время в научном обороте отсутствует единый подход к решению вопроса о результативности и эффективности СМК компаний. В статье представлен сравнительный анализ подходов к оценке эффективности СМК. В виду актуальности данной проблемы и отсутствия регламентации порядка и содержания оценки результативности и эффективности СМК автор считает важным представить свою классификацию и оценку существующих способов и форм оценки СМК российскими предприятиями.

Ключевые слова: система менеджмента качества, эффективность, предприятие.

О.S. Маtukhnov

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF APPROACHES TO AN ESTIMATION OF EFFICIENCY QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE RUSSIAN ENTERPRISES

The analysis of a problem of an estimation of efficiency CM К of the enterprises allows to assert that now in a scientific turn there is no uniform approach to the decision of a question of productivity and efficiency CMK of the companies. In a kind of an urgency of the given problem an d absence of a regulation of an order and the maintenance of an estimation of productivity and efficiency CMK, the author considers important to present the point of view for existing basic ways and

forms of estimation CMK the Russian enterprises, having g Key words: quality man agement system, efficiency, the

В настоящее время в научной литературе актуальным является вопрос разработки практических мето -дов оценки эффективности функционирования СМК. При этом исследователи указывают на необходимость активного участия высшего руководства в этом процессе, а также акцентируют внимание на роли руководства компании в реализации стратегии качества. В зависи -мости от целей можно выделить следующие основные способы (формы) оценки СМК российскими предприятиями [4, с. 16 - 19].

1. Аудиты СМК.

Аудиты применяются для оценки результативности СМК и определения возможностей их улучшения, степени выполнения требований к СМК, выявления несоот -ветствий в системе и поиска всех причин выявленных несоответствий с последующим проведением корректи -руощих мероприятий. Различают внутренние и внешние аудиты. Нормативной основой для аудита являются стандарты ИСО на СМК и соответствующая документация организации.

Внешний аудит включает в себя проверки, обычно называемые «аудитом второй стороной», проводится заинтересованными в деятельности организации сто -ронами, например потребителями или другими лица -ми от их имени . К внешнему аудиту относится и «аудит третьей стороной», который проводится органом, при -знаваемым независимым от первой и второй сторон в рассматриваемом вопросе.

Внутренний аудит - «аудит первой стороной» -проводится обычно самой организацией для внутренних целей. Независимость внутреннего аудита может быть продемонстрирована освобождением от ответ -ственности за проверяемую деятельность. Внутренний аудит как постоянная деятельность в СМК складывает -ся из конкретных аудитов, осуществляемых в рамках определенных заданий.

2. Анализ со стороны руководства.

Одна из задач высшего руководства - проведение регулярного систематического оценивания пригодности, адекватности, эффективности и результативности СМК с учетом политики и целей в области качества. Этот анализ может включать в себя рассмотрение необхо -димости адаптации политики и целей в области качества в ответ на изменение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Оценивание зрелости СМК может осуществляться посредством самооценки, на основе международных

iven their classification. enterprise.

систем рейтингов качества, сбалансированной системы показателей, стандартов по оценке систем менеджмента, предложенных японскими специалистами, диагностической самооценки.

Самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации. Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, которые основаны на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности. Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям. В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям СМК. Наиболее широко признаваемыми и применяемыми являются модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций. Метод самооценки является простым и легким в применении способом установления уровня развития (зрелости) СМК организации и определения основных направлений для улучшения.

Самооценка может проводиться и для проверки на соответствие стандарту ИСО 9004, который может:

- применяться ко всей СМК, или ее части, или к любому процессу;

- применяться к организации в целом или ее части;

- без особых сложностей использоваться многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;

- сформировать входные данные для всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;

- определить и облегчить расстановку приоритетов и возможностей для улучшения;

- способствовать развитию СМ К и достижению ур ов-ня мирового класса .

При проведении самооценки уровня развития (зрелости) СМК в целом, ее частей и процессов (в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2008) может быть установл е-но следующее:

- систематический подход отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые (оценка

- 1 балл);

- систематический подход имеет реактивный характер, т.е. направлен на исправление, коррекцию, ликвидацию, а не на предупреждение и профилактику (оценка - 2 балла).

Международные системы рейтингов качества: рейтинговая система Det Norske Veritas (DNV); международная система рейтинга качества (International Quality Rating System - IQRS). По результатам этих оценок предприятие-клиент относят к одному из пяти воз -можных уровней зрелости систем менеджмента. Да -лее используются определенные льготы при проведении аудита - увеличение межнадзорного периода, со -кращение объема надзора и т.д. К сожалению, эта система недостаточно распространена в России, хотя су -ществует позитивный опыт ее применения некоторы -ми международными компаниями. К плюсам можно отнести то, что она содержит элементы оценки внут -ренней и внешней ситуации, базируется на концепции TQM; к минусам - ограниченность оценки (в основном требованиями, предъявляемыми к системам менедж -мента в стандартах ИСО серии 9000).

Сбалансированная система показателей (Balanced ScoreCard). Преимущества этой системы заключаются в том, что она является системой оценки текущей деятельности и охватывает основные направления деятельности компаний; к недостаткам можно отнести ограниченность распространения. Например, она не охватывает процесс взаимоотношения с обществом, поставщиками, конкурентами, отсутствует в явном виде элемент внешней оценки ситуации.

Стандарты по оценке систем менеджмента, предложенные японскими специалистами (TR Q 0005 « Системы менеджмента качества. Руководящие указа -ния по устойчивому развитию» и TR Q 0006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания для самооценки »). Данные документы по менеджменту качества были утверждены и введены в действие как офи -циальные национальные стандарты Японии (JIS). В 2 002 г. они были рассмотрены и одобрены на специ -альном семинаре ИСО/ТК 176 в Акапулько. В 20 05 г. ИСО/ТК 176, объединив их в один документ, выпустил для широкого обсуждения всех заинтересованных членов ТК в качестве возможной основы для стандарта ИСО 9004 версии 20 08 г. в виде документа TC 176/SC2 № 690 JIS/TR Q0005:2005.

Диагностическая самооценка. Оценка направлена на улучшение деятельности предприятия и имеет своей целью выявление слабостей организации и их причин. Это основной инструмент для совершенство -вания, неотъемлемая часть цикла PDCA. Он является широко распространенным методом непрерывного улучшения качества, который имеет и второе название

- «цикл Деминга». Для получения точных диагностических характеристик самооценка должна:

- опираться на модель, которая наилучшим образом характеризует организацию (хотя измерение уровня делового совершенства для сравнения требует стандартной модели, для диагностики нужна модель по возможности более индивидуальная);

- использовать методику, которая отталкивается от результатов, чтобы потом в процессах и в системных факторах организации искать причину слабости, а также отмечать сильные стороны деятельности пред при -ятия. Диагностика всегда идет от признаков кпричи -нам, от результатов - к организационным причинам этих результатов.

В МС ИСО серии 9000 главенствующая роль высшего руководства в менеджменте качества рассматривается прежде всего как лидерство и ответственность руководителя, который обеспечивает единство цели и направления деятельности организации, создает и поддерживает внутреннюю среду, где персонал будет полностью вовлечен в производственную деятельность организации. Как правило, на предприятиях, где обеспечивается требуемое качество управления, высшее руководство занимает лидирующее место, владеет знаниями и методами «качественного» менеджмента.

С учетом данного обстоятельства следует назвать следующие подходы к оценке качества менеджмента, влияющего на эффективность СМК предприятия:

- функциональная модель оценки менеджмента для совершенствования системы управления (Д. Маслов, П. Ватсон, Н. Чилеще) [2, с. 25 - 29];

- методика оценки управленческой добавленной стоимости (корпоративная методика «Сони»);

- комплексная рейтинговая оценка качества системы управления предприятием (А.А. Свирина) [5, с. 59];

- позиционная диагностика систем управления (В . Машкин) [3, с. 50 - 58];

- система оценки качества менеджмента промышленного предприятия (И. Степанова) [6, с. 29];

- методика самооценки уровня управления на промышленных предприятиях (Р.И. Акмаева) [1, с. 49].

Проведем сравнительный анализ действующих подходов к оценке эффективности СМК предприятия (таблица).

Следует отметить, что при формировании показателей оценки результативности и эффективности СМК конкретной организации необходимо предварительно ответить на вопросы: какие цели были поставлены при разработке СМК и какие проблемы решаются с помощью действующей системы качества. В ГОСТ Р ИСО 9 004 цели организации в обобщенном типовом виде сформул ированы следующим образо м:

- определение и удовлетворение потребностей и ожиданий своих потребителей и других заинтересованных сторон (работников организации, поставщиков, владельцев, общества), обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе и результативное осуществление поставленных целей ;

- достижение, поддержание и повышение эффективности и возможностей организации в целом.

Стоит отметить, что на сегодняшний день порядок и содержание оценки результативности СМК нигде не регламентированы и отсутствуют методические указания ИСО/ТК 176 по данной проблеме.

1. Акмаева РИ. Развитие эффективного менеджмента на промышленных предприятиях современной России: ав-тореф. ... д-ра экон. наук. Волгоград, 2007.

2. Маслов Д., Ватсон П., Чилиш/э Н. Функциональная модель оценки менеджмента для совершенствования системы управления с целью повышения конкурентоспособности бизнеса // Поволжский Вестник качества. Приложение 2. 2009. Февраль.

3. Машкин В. Позиционная диагностика систем управле-ния // Поволжский Вестник качества. 2005. № 1.

21 1

Сравнительный анализ подходов к оценке эффективности СМК

Подходы к оценке эффективности СМК предприятия Аналитические аспекты подходов

1. Определение экономической эффективности СМК на основе установления причинно -следственной связи между внедрением СМК и экономическими показателями деятельности компаний: Экономическая эффективность = Результаты / Затраты (или срок окупае -мости затрат). В качестве экономических результатов рассматриваются следующие стоимостные показатели: объем производства, валовой доход (или оборот), прибыль, чистый доход. Поскольку затраты и результаты разнесены во вре -мени, то при определении и тех, и других предлагается учитывать их разно -временность с помощью процедуры дисконтирования

1) определение экономической эффективности СМК на основе соотношения результатов и за -трат;

2) определение экономической эффективности на основе соотношения между выгодами и затратами на их получение; Возврат капитала, затраченного на сертификацию системы качества, в зависимости от фирмы (обычно в течение 9 - 16 месяцев)

3) определение влияния СМК на финансовое положение предприятия Проводится сравнительный анализ финансового положения предприятий, внедривших и сертифицировавших системы качества, и предприятий, не имеющих подобных систем. Финансовое положение компаний оценивается на основании четырех критериев: норма прибыли на единицу активов; кри-терий Тобина; отношение себестоимости проданной продукции к объему продаж; оборот активов. Для изучения влияния сертификации на финансо-вые показатели используется методика Барбера и Лиона

2. Оценка экономической эффективности деятельности предприятия в целом и СМК на основе удовлетворенности потребителей Подход основан на использовании Шведского индекса качества (ЭО!) и Американского индекса удовлетворенности потребителя (ДСЭ!). В процессе оценки ЭО! и ДСЭ! выявляется взаимодействие удовлетворенности потре -бителя и экономических показателей деятельности предприятия

3. Оценка эффективности СМК на основе сбалансированной системы показателей (ССП) Использование ССП дает возможность оценить эффективность СМК для разных заинтересованных сторон с позиций ее влияния на финансовые показатели деятельности предприятия, удовлетворенность и лояльность потребителей, результативность и эффективность внутренних процессов, а также удовлетворенность персонала предприятия

4. Оценка эффективности СМК В.А. Коп нова, А .А. Рогова Помимо задачи оценки эффективности СМК, ССП выполняет функцию средства трансляции стратегии организации (включая политику и цели в области качества) исполнителям, а также (посредством анализа со стороны руководства) влияет на процессы бюджетирования. Для предприятий, лишь осваивающих методологию стандартов ИСО 9000, предлагается видоизме -ненный, упрощенный вариант ССП и приближенный к идеологии менеджмента качества. Такая модель рассматривается как точка отсчета: при за -пуске процессов постоянного совершенствования СМК

5. Оценка результативности и эффективности процессов и СМК В .А. Самородова Результативность СМК предприятия определяется по результативности процессов СМК с учетом шкалы весомости: от 0 (СМК не функционирует и требует разработки) до 1 (СМК работает результативно и не требует разра -ботки каких-либо действий)

6. Оценка эффективности СМК С.Г. Шабалиной, Е .С. Артеменко Оценка эффективности СМК производится как средневзвешенная оценка частных критериев результативности: удовлетворенность потребителей качеством выпускаемой продукции; соответствиетребованиям к продукции; степень выполнения требований ГОСТ Р ИСО 9001; степень выполнения установленных критериев результативности процессов; качество продукции поставщиков. Весовые коэффициенты формируются экспертным путем

7. Оценка эффективности СМК В.Е. Швеца Подход предполагает развитие метода соотношения результатов и за -трат, описанного выше. Экономический эффект от внедрения СМК отража-ется с помощью прироста выпуска высококачественной продукции в ^ом году. Данный показатель сопоставляется с затратами, которые были произведены за голы внедрения и функционирования СМК

4. Мхитарян А.Ю. Оценка СМК организаций связи // Век 6. Степанова И. П. Развитие системы оценки качества

качества. 2009. № 4. менеджмента промышленного предприятия: автореф. дис. ...

5. Свирина А.А. Эффективное управление предприятием: канд. экон. наук. Саратов, 2007. сбалансированный подход. М.: Креативная экономика, 2009.

удк 343.3 И. Н. Егорушкин

К ВОПРОСУ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ К НЕМУ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Целью исследования является выявление проблем и разработка рекомендаций для внесения изменений в административно-правовые акты, регламентирующие обеспечение деятельности по перевозке оружия и патронов к нему передаваемых пассажирами на время полета воздушными судами гражданской авиации. В процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.