rambier.ru Лола Фаритовна Попова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.5 РЭУ им, Г. В. Плеханова
ИЗУЧЕНИЕ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК*
Статья посвящена вопросу анализа результативности системы г--енеджмента качества (СМК) предприятий оборонно npoMt. пленного комплекса Приведен а-ализ существующий пс^шдое к Изучений проблемь Исследованы применяемые на практике методики оценки результативности СМИ. и выявлен и и* недостатки Уточняется содержание термина «резу.рьта1 иен ость СМК* Предложен подход оценки результативности СМК. основанный на э кап изо степени и досту кення приоритетных целей в области ¡тачества Разработана структура целей СМК промышленных предприятии которая служит ос нее о и для проведения оценки ее результативности Представленной а статье пддлод может использоваться специалистами a области управления качеством на предприятиях при проведения энал^а эффеживности и результативности действующей системы менеджмента качества.
ключевые слова: система менеджмента качеству. СМК. результативность СМК, цепи СМК
Popov а
OVERVIEW OF VARIOUS APPROACHES TO ANALYZING QUALITY MANAGEMENT SYSTEM EFFICIENCY IN RUSSIAN DEFENSE INDUSTRY
The arbole presents an analyse of the quality management system (QMS} used In the Russian ivnlitary-iírdL;sHial complex and discusses the existing approaches to the study of the p roble ti The autho: studies the metiiods appl.ed for assessing the efficiency of QMS and identifies thisif sh®Scomings; examines the concept of "QMS efficiency", suggests an original approach to assessing QMS elhciency based on tie analyse oí the degree о Г achievirq priority qua I ity objectives, put? forward a structure -of QMS objectives at industrial cnte'pnses thai serves as a basts for assessing its effectiveness. Tlie approach ^resented in the article may be used by experts m the f¡eld of quality com rol for analyzing effectiveness and efficiency oí quality management systems
Keywords: qveüty management system. QMS. QMS efficiency. QMS objectives
Согласно международному стандарту JSC 5СШ1-201атэкже росс™скаму военному стандарту гост РВ 0015-002-2012 предприятия должны оценивать результативность системы менеджмента качества (СМК) Р еа п иза ци я д энной зад эч к затруд не на н а практике a связи с отсутствием в ciati^apre определения результативности СМК и конкретных рекомендаций ло проведению ее оценки. В связи с этим специалисты в области управление Качеством на предприятия* вынуждены самостоятельно интерпретировать содержание понятия и выбирать методику оценки резульга ностк! ГМК К тому псе многие эксперты в области качества отмечают наличие ряда неточностей, ошибок ^ неясностей в международны* стандартах ISO [16, с 44] Вопрос результативности СМК вызывает интерес и у ученых, что : од1вер?кдае" наличие дос1а точно Большогокс-пичестза пубп акации: по дан^гойтеме В стандарте ISQQGOO-2015 даны следующие определении терминов изучаемой категории ^результативность - степень, с которой запланированные задачи выполнены и запланированные результаты до*
сти:ну1ы [1Э. и Ъ.7 11] 2) система менеджмента качества часть системь менеджмента. нацеленная на -.зчество [19. п 3.5 4] 3) система менеджмента - совокупность взаимосвязанных кли взаимодействующие элементов организаций для разработки политик и целей а также процей(?овдлядосгпщения этих целей [15, п 3 5 3j В А Качала, намеренно используя терм и н олеги кг станд а рта I SO SOOO. 2005, да ет след ую щее определение результативности СМК нэтй степень а какой организация реализовала запланированную детельность и ¿¡остита запланированных уезуЛп1а tob в роализэции политики в области качества и достижении целей в области качества» [5. с 2S] Под ^запланированной деятельностью а области Кэче стеэ». видимо, понимаются некоторые задачи и мероприятия и области качества В идеале данные мероприятия допхны быть привяззнь' к конкретным целям в области качества и должны способствовать и* достижению Само понятие «запланированный результат» отражает соде ржаное термина «цели» Цели-это и есть желаемый результат к которому стремится
• Исследований выполнено при финансовой поддержке нффр? t рамкак научного при е к та Ms í7-32-qtdib
компания Таким образом можно предположить, что в стандартах ISO под результатиэносгью СМК понимается степень выполнения задач (мероприятий! и степень реализации цепе* в области качества
Гв'ккан: результативность любой системы отражает ее способность достигать желаемый результат то и результат ианостъ СУК - это ее способность реаллзо-вывать, в первую очереди цели в области качетгтва По мнению А.В Степанова, оценку результативности СМК следует пс водить г;о целям в области качества преимущественно на уровне предприятия, т е первично целим. Вторичные цели-цели в области качестае, полученные путам декомпозиций первичных цепей до уровня функций подразделений и процессов, - учитывается при оценка результатиеностй СМК только тогда когда соответствующая первичная цель не достану га [15, с 72]. Мы также считаем, что оценку результативности СМК следует проводить по ключевым целрг,'. в оопасти качества В свою очередь, степень выполнения задач в области качества достаточно анализировать на оперативном уровне управления СМК Пйиори1 е гчые цели в обляе i и качества следует формировать таким образом, чтобы они отражали «не только то. что сделано, но и как Управление результат наноси ью должно изучать, как именно достигаютcri результаты, постольку это позвопявт ттохять, какие меры 1рабу«тся для дальнейшего ростач [Э с 24J.
Несмотря на то что в сов рам с ни ой экономической литературе много нал и сан о о различиях терминов <iрезультативностью и ^эффективность* довольно часто понятие «эффективность СМК» яспопьзуется в знача ни и результативности. Это прослеживаем и в неправильном переводе иностранны к изданий, освещающих вопросы результативности Так, к примеру, спoso performance Часто ГТереводиТся как эффективность Performance отражает результаты определенной деятельности и не является слюнимом эффективности Разница между словами performance и «результативность» заключается в том, что performance отражает фактические показатели деятельности, а результативность - это сопоставление фа аттического показателя деятельное™ с запланированным, желаемым Таким образом, для проведения оцанхи результативности СМК предприятия необходимо определение Плановых *uiK]4e¿!bi>; целей СМК и сопоставление с ними фактически достигнуть1-* результата б
В наиболее популярны* в настоящее время под-кодамк изучению проблемы используются следующие критерии оценки результативности СМК-
- стелень реализации целей в области Качества
■ степень реализации стратагичдских целей предприятия, включая цел;л стратегически* перепекав концепции сбалансированной системы показателей (ССП>ДП Нортона и F.С Каппана;
- соо г вет с гв ие С М К требо&а н ия м м евду на род н ых и национальны* стандартов а области качества
- результативности процессов СМК.
- уроаень удовлетворенности клиентов
- соответствие продукции уетаноаленным требованиям.
■ качество продукции поставщиков
Одним из подходок к исследованию результативности системы ме-неджме^та качества являетсв оценка способности СМК достигать поставленные цели
Большинство методик учитывает одновременно достижение как целей в области улучшений качества, 1а-л целай соответствия определенным требованиям Добиться соответствия переменной определенном требованиям не является конечной целью СМК пред триятия а скорее выступает одним из необходимых условии. К тому же такая оценка часто имеет субьек-тиемуй характер Для использования оценки результативности СМК в качестве инструмента непрерывке-го совершенствования сладует о-йесаечиеать проведение объективного анализа результатов функци о Кирова низ СМК
Важным вопросом является определение границ области качества авторов выходят за и я рамки и проводят оценку результат ив кости ПО стратегическим целям предприятия [^С!, 17.18] При оценке результативное^ и эффект наноси СМК часто применяется еба па нейрона' пая система показателем [ССП' Н С. йшлн г' Н В Терещенко используют для сценки результативности СМ-К ценные темпы роста Данных Показателей ССП делая таким образом акцент на величине приращений показателей, з не на и* абсолютном э^аче мин1 Данные ааторы предлагается использовать недель и-лексного нормирования оценки результативности (МИНОР) {16. с. 15| По мнению ВА Копнова и Л А Рогова, -¡гнет смысла отделять общие цели организации от целей в области качества» 110. с 62]. Данные авторы предлагают оценивать эффективность СМК с помощью ССП перспективы которой адаптированы под конкретное предприг-тие и Представляется чеверной используемая в ряда организаций концепция изоляции СМК от финансовых процессов - Без соответствующих инвестиций совершенствование прс цессов менеджмента ячества невозможно» [10, с 64] Если речь вдет о коммерческой Организации, то В соответствии с подходом Д П Нортонам Р С Кэглана цели и показатели фине-нсовой перспективы «о:|реде-ляют финансовые результаты ожидаемые от проведения е лиэньстратегии» [Э. с. 42}. Финансовые ияди->«торы инвестиций направленных на совершенство ваиио процессов менеджмента качества, отражают расходы предприятия, а не результат от внедрения улучшений Й свои очередь, каждая цепь, ССП под крвпляетси инициативами (мероприятия ми) и бк$хе-том их реализации
Главным недостатком данных подходов является то. что при оценке результативности и эффективности СМК не выделяются цели непосредственно в области управления качеством, пни отождествляются с общими стратегическими целям». Достаточно сложно разграничить цели в области качества .н стратегически о цели предприятия что вызаано их высокой вмимо-связанностью Однако отсутствие различим между цепями СМК и стратегическими целями предприятия будет означать отрицание существования самой система менеджмента качества и ее отождествление с системой управления предприятия Идеология непрерывисто совершенствования должна пронизывать всю систему управления Вопрос интеграции СМК и системы управления предприятием становится важным для современный предприятии, что подтверждает нэлЙЧйе такт стандартов, как 1&0 9004, а татэкесущественные изменения стандарта ¡ЭО ЭС-01 -2015. Система менеджмента качества представляет самостоятельнуюсисте-
му, s свою □череда яв пя ю щуюся поде исте мо и си сте м ы управления, которой присущи асе ее occisa системы. Боз выделения цолем СМК. последующего измерения степени их достижения руководители не смогут проанализировать результативность действующей системы менеджмента качества
В ряде pfi6ot [5. 6 11] одним из индикаторов оценки результативности СМК является соответствие СМК требованиям стандартов в области качества, что, по нашему мнению некорректно В рамках изучении результата в пост и СМ К следует анализировать результаты функционирования СМ К, а именно хакле улучшения произошли в создаваемой предприятием потребительной ценности, в процессах итп Соответствие панда ртам в больше,1 степени отражает правильность построения СМ К на предприятии, а та-гже являем обязательным услоаием при проведении се рти.ф ига ци и пра д по л ятия Ан ализ соответствия С МК определенным требованиям и изучение результативности рв.г,я«]тсñ самостскгттельными задачами а самках проведения внутреннего аудита Это подтверждает и пунктЭ.2.1 международного стандарта ISO6030.2015, в котором отмечается, что организация должна проводить внутренние аудиты на предмет соответствия системы Менеджмента качества собственным требованиям организации и требованиям данного стандарта. а также на предмет результативности внедрения и функционирования СМК J19] Таким образом, при проведении оценки результативности СМ К автор не в+^ди" целесообразности использование критерий -степень соответствия СМК требованиям стандартов |-1аиболее популярным способом анализа С№К является выбор одного критерия результативности -суммарной оценки результативности все* процессов СМК [1Э-1&] В основном интегральный почазатель результативности СМК рассчитывается как сумма показателей результативной?™ процессовCIVK. умноженная на соответствующий ввс процесса С.Ю Абалдо-ва предполагает что увеличение числа процессов щвлвет интегральный показатель результативное!и всей системы менеджмента качества более объективным ¡11 Автор проводит расчет показателе* результативности процессов балльным методом, где выполнение показателя относитепы-о нормированного значения Приравниваете* к 1 баллу, невыполнение пока-эатепя - к О баплов, а перевыполнение -- к 2 одплам
использование показателе* результативности про-цассоо i- качестве единственного критерия результативности СМК не является объективным Часто встречается постановка неадекватны* показателей результативности процессов, связан на я с желание м владельцев процесса выбрать для себя заведомо результативные критерии оценки Исследование результативности СМК. основанной на оценках результативности процессов СМК, приводит к высокой конкуренции между владельцами процессов, стремя ци к ся, продемонстрировать высокую резул&татнвн ость процессов. скрыть проблемы и недочеты При обнаружении вышестоящим руководством данных изьянов владельцы процессов стремя-ся переложив ответственность 35 як возникновение на других впадяпьце-з смежных процессов Все это в итоге приводит к искажению общей оценки результативности СМК.
Идентифицировать показатели результативности всех процессов СМК достаточно сложно а саязи с трудностями распознавания их долгосрочны* эфЁ-ек-тоа и выделения результатов конкретного процесса Объектом оценки должны быть результаты конкретных процессов, которые привязаны к основным цепям в области качества. ответственным за процесс. Само понятие «результативность» ооспринимаатся на практике больше как соответствие определенным требованиям Соответствие Процессов ста hfl а ртам и установленным требованиям способствует пев* .иеник> результативности грроцесеой, т*о не является итоговым результатом процессов По сути, на многих пред понятиях процессное управление не интегрировано а систему стратегического управления предприятия Вследствие этого критерии оценки результативности процессов оторваны от целей предприятия в целом и его подразделений У сотрудников таоге отсутствует понимание взаимосвязи ключевых показателей результативности процессов и стратегических целей предприятие Разрыв между стратегическими целями ■ймгсанни, а также ключевыми целями в области качества и применяемыми показателями результативности процессов СМК может быть ликвидирован посредством развертываний политики и целей СМК на у ров не процессов
Следует отметить, что в роде научных работ результативность процессае СМК используется в качестве только одного из критериев оценки результативности СМК. Так. например, В П I'раб предлагает оценивать результативность СМК по двум налравпйниям
- оцен<(а результативности СМК в целом.
- оценка разультативности отдельных: процессов СМК [Л]
Резульга тив^ос гь процессов СМК применяется «а-один из критериев методики оценки результативности СМК предприятий (организаций) оборон но-п ромы ш-леннога комплекса а рэмкак системы добровольней сертификации «Военный Регистр» В вышеуказанной методике рЕзул ьтетивн ость СМК оценивается по пяти частным критериям'
1J удовле!воренность потребителей (заказчи*ов) качеством аыпускаемой поедприятием (организацией) продукту и.
2) соответствие требованиям к продукции,
3) степень выполнения требований ГОСТ PR 15 002, зависящих Ol вида де яте л ьноси* предприятия (организации)
^i степень выполнения установленных критериев резулыагийности процессов
5} качество продукции поставщиков [*2 5J
Преимуществом данной методики является одновременное использование разным критериев оценки В частности в методике применяется та кок частный !фитериг. как удовлетворенность потребителей Повышение удовлетворенности клиентов я&пяотся главной целью СМК, а следовательно и одним из важнейших критериев оценки ее результативности
Удовлетворенность клиентов методики оценки результативности СМК г(редприший (организаций! оборонно-промышленного комплекса в рам как системы добровольной сертификации «Военный Регистр» оценивается только качеством выпускаемой предпри'
ятиеч продукция «Организации должнэ отслеживать данные касающиеся а ос приятии потребителем степени с которое выполнены ого требования и ожидания» [20, п 9 12] Качество продукции является не единственным требованием и ожиданием клиентов Л1ля ни* важны также и другие характеристики. например цена; и орски постаакм продукции, качество и скооость обслуживания клиентов Целесообразнее проводить оценку удовлетворенности клиентов в цепом ил в же по всем важным для них характеристикам потребляемой ценности Также отметим что показатели удовлетворенности клиентов методики «Военно го РегистраJ» сфокусированы на отсутствии замечали!/, рекламаций и выявленных несоответствий со стороны заказчика, а также доли продукции, сданной с первого предъявление К примеру, наличие рекламаций является результатом неудовлетворенности клиента ко^дй характеристики продукции и услуги hie соответствуют требованиям заказчика. Далеко не асе клиенты составляют рекламации Примерно 50% клиентов не будутобращаться с жалобами в случае недовольства Есл и п ред приятие получае i сдн у п ре генэ и ю от одног о клиента можно предполагать, что существует еще примерного недовопьньгх клиентов [2, с "М] Использование Таких Критериев оценки является, на наш взгляд, недостатком данной методики, та к как отражает в большей степени уровень неудовлетворенности клиентов и не охватывает анализ истинного уровня удовлетворенности клиентов.
0 рамках с ист ем ь добровольной сертификации «Военный Регистра к требованиям, используемым дггя оценки их соответствен к продукции, относятся, годность посдукции сдача с первого предъявления ОТК; отсутствие в процессе эксппуатаипи доработок, связанных с устранением конструктивных и производственных недостатков отсутствие одинаковых дефектов. выявленных клиентами
Одним из недостатков даняой методики тэчже является использование такого критерия результативности, кал степень выполнения требований стандарта ГООГ Р0 15 002 Выявленные в рамках внешнего и' или внутреннего аудита наовйтв^тствия требованиям характеризуют функционирование СМК на предпрая тип Б свою очередь исследование результативности СМК следует фокусировать в большей степени иг'ен но на результатах СМК
Одним из критериев мет одикн оценки реэуль-этив-ности СМ К. разработка ни о й дл в обо рс нн о-ттромы шле 1i-ных предприми г является качество продукции поставщиков, которое оценивается как отношение количества эабрзкс ванной продукции поставщиков общему количеству поставленной продукции Данный показатель является результатом конкретного процесса - закупки, в се язи с чем на наш взгляд не следует выделять качество продукции поставщиков в виде обособленного критерия оценки результативности СМК
Несмотря на диску сезонность представленных подходов к изучению проблемы, отдельные элементы данных методик в совокупности могут использоваться не практике для объективного исследования резуль-татипнести СМК. Дпп повышения объективности комплексного исследования результативности СМК ее критерии оценки должны базироваться на степени
достижения наиболее важных ^елек в области качества на предприятия. Важную роль в исследовании результативности играет правильность выделения формулирования целей СМК а также и* декомпозиция и структурирование Целесообразность декомлозиЦии целей s управлении уже доказана такими концепциями как управление по целям i. Management by oo^edives -МВО) И Друкера развертывание политики (Хосин Квнри), сбалансированная система показателей (Balanced Score Card)^ Il Нортона кРС Чапланэ. Ст выбранной системы целей СМК зависит точность и чадехностъ последующего анализа результативности СМК Таким образом, идентификация приооитетиых целей СМК, их структурирование выделение причинно-следственных связей между целями явлйкгТСй ос повои и для исследования результативности СМК
Анализ результативности СМК предлагаете* про. водить« по Оценив'степени достижении ключевых целей СМК, изображенных на рисунке в виде дерева, представ лягащегс иерархическую структуру целей СМК с изображением причинно-следственных связей Дерево целей представляет стру^ури ровен ну« совокуа кость цепей, в которое вершине дерева является генеральной целью, ветви представляют подчиненные ей подцели последующих уровней
Итоговая оценка качества производимых товаров «оказываемых у слуг осуществляется потребителями. «Качестве продуктов и услуг, производимых организацией определяется способностью удовлетворить потребителей ¡SO 9ÛÛ0-¿01 S* [19, П 2.2.1] Й гьязи : тем что все у си пи я СМК направпаны на повышение удовлетворенности потребителей, вершиной дерева целей СМК является степень удовлетворенности внешних клиентов (покупателей) предприятия Для оцень;," уровня удевле-зоренное™ клиентов мс рекомендуем использовать спвдукнцие характеристики продукции качество, цена и сроки выполнения заказа Продуби его характеристики являются одной из точек взаимодействия потребителя с компанией Помимо удовлетворенности клиентов характеристиками продукции важно оценивать и их удовлетворенность качеством предоставляемыхуслуг, например, качеством, скоростью и доступностью консультаций, сроками согласований условии договора, процедурой и сроками обработки рекламаций системой оплаты и т д.
Потребности и требования клиетгтов яппяются отправной точкой совершенствования конкретных характеристик гтродукции и услуг предприятия Четкое ПО' чимание ценности продукции в таза* конечного потребителя способствует выявлению направлении улучшения отдельных характеристик продукции и услуги, э также совершенствованию всей ценности создаваемой предприятием
Втор ы м уровне м цел ей С M К является обесл ече ни е соответствия компонентов «тродукции и услуг характеристикам, отвечающим требованиям потребит.зпеи и других заинтересованных сторон Для определения целевых значений показателей целей данного уровня следует идентифицировать, какие характеристики продукции, ее деталей и компонентов, а также услуг соответствуют требованиям покупателей Таким образом, требования клиентов воплощаются в конкретные целевые характеристики продукции и услуг
Урлврнь Г ViüjOBrteTgopeHtHürTb клиентов
Уровень 1\ Соответствие комггомешов првдуи'.^и н V[:j1Vr 1=рксгичл.м. 0!веч<>г0щим требованиям клиентов
ур i j 11 ь i: Pe jarana íns-hMKiE. процессов
Уровень Эффективность потен создаяй* цепное! и
'. УрийСнь 5: ГоюаийСрь сотрудников аосспечио.иь непрерывное совершенствование Ü?
TV
ч
Уии&ьи ц&лей СМ К
К третьему уровне дерева целей относится результативность процессор обеспечивающие созданий целевых характеристик продукции и услуг Особое внимание следует уделять процессам, оказывающим наибольшее злиннйе на удовлетворенность клиент се Итого Bol е характеристики услуг и продукции, ее деталей и компонентов зависят от эффективности реализуемых процессов.
Цепи СМК четвертого уровня /эсаются потока создания ценности-его эффективности Оптимизация потока создания ценности способствует повышению результативности процессов а также выявлению потерь на предпомяти и устранение которых в свою очередь позволяет существенно сократить расходы предприятия
Пятым уровнем дерева целе^ а также его фунда> ментом являются сотрудники предприятия а и манн О их готовность обеспечивать непрерывное совершенствование процессов и всего потока создания ценности представленная струпу ре целей СМК может служить основой дпя системной оценки результативности СМК Ее при м ен е н ие буд ет с по с обе гвова обесн ече^ нию лроэрачностнн ивигей мехду разными целыми в области качества, а также Их вкладом в реализацию целей наиболее высокого уровня. Применение дерева целей СМК и проведение исследования ее результативности с точки зрения достижения данный целей будут с пособствоп ать пучщему пониманию и реализации стратегии и политики в области качества
i diSa/ríoes С.Ю Методы, модели и средстве оценчи результативности системы менеджмента качества промыш
леннапо ппеллриигн* дне кянд экоп наук
пьангзео игхту.гатг
2. jfldnep Ю П , T'/ptCü С 5. Хороший потребитель- довольный пятройитель. лпи Что приходит в голову, Когда говорят про удовлетворенность и пряпьчастъ М РИЛ Стандарты и качества, 2006
3. Арлктролл М, üspon А. Управление' результатов мостью: Система оценки результатов в действии I пер сайтп М Альгина Паблишер. 20Н
-Í Граб В П МетпдЫ Проведения сйлНюЦвНюи и оценки р.1 jy.'i ьт л ни нос i и систем ма-н&джиинг,! качества предприятии h 11адежность и качество тгуды международного симпозиума, т 2 Пенза ПГТУ 2D11 С »70-176
5 Жцрнсив Е А . ЦЙНЛОДГОЙ Я И . (¡цаяощ А А Оценка результативности «(¿темы менеджмента качества на предприятий машиностроительной отрасли v Вестник Сипирского государствен
HOTO аэрокосмцч<=скаго унирврсигктэ ЙМ, академика М Ф Решет Нейа 2010 НЕ 3 С TS3-1B7
S. Залвеиен^о О.А, Оценку результативности системы менеджмента качества предприятия шизнеооеспе^ен,1 пВестник ТГТУ 201Э 1* fS № 1. С. 201-204.
7 rfSMWtiíefl И. РвэульТЭТиМоСТьСисТеМЫ менеджмента качеегм 4,2 Оценка анализ и улучшение I) Методы менеджмента качестве 2012 №11 С 14-20
3 KsnnatiPC Нартой Д f} Сбалансированная система показателей От стратегии к действий. 2-е игд иагр л дпп М OntiMn-Enaitac 2DÜ3.
9. Качвпов В. А. Что такое «постоянное повышение результативности СМК»т /I Методы менеджмента качества 2DD7 № 1 С. 20-32
Ю tform&e В.А йойое А А. измеряем эффект^иноегь СМК U Стандарты и г.ачества 2Ü0S. N» i С. 6D-64
11. Куаьлшчеи AJO. Осипова Е.В.. Токарев В.Е. Результативность систем» менеджмента качества про дуад^и* научно *ехнц-ческн* организаций Ьюппегена ME¡ К. 201 4 Mí 4 (42Т
iz. Метрика □цепки рЕзупьтагианоии см к предприятий (Организаций) ойоронно-про мулле нного комплекса. М 2ÜM
13. ГТанфолоя С.Д. Шекера О.Б Сэеанин А. С. Ерлтс-пин Л F Оценка результативности проиессов системы ме неджменЧ качества ¡Í Стандарты и качество. 2010 45 С. 64—66.
14 Cawopodoí Разработка и оцечи.а результативности системы менеджментэ качества промышл еиного предпринят автореф дис канд техн наук Тамбов ТР"У. 2DD4.
15. CrítefTsjjfre А В. Оцеика реэупьтатибнйети СМК мети-динеский асле-кт tí Стандарта! и качество. 2Ü0EJ íJíi C.70-ffl
16. Степанов А.В Результативность пооцессов и СМК. терминологический аспект Методы менеДЯМеНТа качества 2D0B. № 2 С. 44-^е
17 V ррешуми Н.В СйЁершечство&ание оценки результат и аности системы маи^длмента нач^ств^ промышпеннвгп предприятия: дис. . канд. экон наук. Сзрэтав, 200S
15 Тцрещенко Ид. Яшин НС. Модель комплексной
оценки результативное ги системы мецедкМе+нтй ta честна /! Методы менеджмента качеелгщ 2ÍX16 Ns 4. С Т2-17
10. 1ЁО Er5úC-20l& Quahty managifntnit «yBtLiriL. - Fundamentad and tocabuíary.
20 fE>O«Wt.2O15Qualityni0nsgerT4ni eystemí - Require-rneMs.