Научная статья на тему 'Изучение подходов к анализу результативности систем менеджмента качества отечественных предприятий ОПК'

Изучение подходов к анализу результативности систем менеджмента качества отечественных предприятий ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СМК / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СМК / ЦЕЛИ СМК / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QMS / QMS EFfi CIENCY / QMS OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Лола Фаритовна

Статья посвящена вопросу анализа результативности системы менеджмента качества (СМК) предприятий оборонно-промышленного комплекса. Проведен анализ существующих подходов к изучению проблемы. Исследованы применяемые на практике методики оценки результативности СМК, и выявлены их недостатки. Уточняется содержание термина «результативность СМК». Предложен подход оценки результативности СМК, основанный на анализе степени достижения приоритетных целей в области качества. Разработана структура целей СМК промышленных предприятий, которая служит основой для проведения оценки ее результативности. Представленный в статье подход может использоваться специалистами в области управления качеством на предприятиях при проведении анализа эффективности и результативности действующей системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова Лола Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF VARIOUS APPROACHES TO ANALYZING QUALITY MANAGEMENT SYSTEM EFFICIENCY IN RUSSIAN DEFENSE INDUSTRY

The article presents an analysis of the quality management system (QMS) used in the Russian military-industrial complex and discusses the existing approaches to the study of the problem. The author studies the methods applied for assessing the effi ciency of QMS and identifi es their shortcomings; examines the concept of “QMS effi ciency”, sug-gests an original approach to assessing QMS effi ciency based on the analysis of the degree of achieving priority qual-ity objectives, puts forward a structure of QMS objectives at industrial enterprises that serves as a basis for assessing its effectiveness. The approach presented in the article may be used by experts in the fi eld of quality control for analyz-ing effectiveness and effi ciency of quality management systems

Текст научной работы на тему «Изучение подходов к анализу результативности систем менеджмента качества отечественных предприятий ОПК»

rambier.ru Лола Фаритовна Попова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.5 РЭУ им, Г. В. Плеханова

ИЗУЧЕНИЕ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК*

Статья посвящена вопросу анализа результативности системы г--енеджмента качества (СМК) предприятий оборонно npoMt. пленного комплекса Приведен а-ализ существующий пс^шдое к Изучений проблемь Исследованы применяемые на практике методики оценки результативности СМИ. и выявлен и и* недостатки Уточняется содержание термина «резу.рьта1 иен ость СМК* Предложен подход оценки результативности СМК. основанный на э кап изо степени и досту кення приоритетных целей в области ¡тачества Разработана структура целей СМК промышленных предприятии которая служит ос нее о и для проведения оценки ее результативности Представленной а статье пддлод может использоваться специалистами a области управления качеством на предприятиях при проведения энал^а эффеживности и результативности действующей системы менеджмента качества.

ключевые слова: система менеджмента качеству. СМК. результативность СМК, цепи СМК

Popov а

OVERVIEW OF VARIOUS APPROACHES TO ANALYZING QUALITY MANAGEMENT SYSTEM EFFICIENCY IN RUSSIAN DEFENSE INDUSTRY

The arbole presents an analyse of the quality management system (QMS} used In the Russian ivnlitary-iírdL;sHial complex and discusses the existing approaches to the study of the p roble ti The autho: studies the metiiods appl.ed for assessing the efficiency of QMS and identifies thisif sh®Scomings; examines the concept of "QMS efficiency", suggests an original approach to assessing QMS elhciency based on tie analyse oí the degree о Г achievirq priority qua I ity objectives, put? forward a structure -of QMS objectives at industrial cnte'pnses thai serves as a basts for assessing its effectiveness. Tlie approach ^resented in the article may be used by experts m the f¡eld of quality com rol for analyzing effectiveness and efficiency oí quality management systems

Keywords: qveüty management system. QMS. QMS efficiency. QMS objectives

Согласно международному стандарту JSC 5СШ1-201атэкже росс™скаму военному стандарту гост РВ 0015-002-2012 предприятия должны оценивать результативность системы менеджмента качества (СМК) Р еа п иза ци я д энной зад эч к затруд не на н а практике a связи с отсутствием в ciati^apre определения результативности СМК и конкретных рекомендаций ло проведению ее оценки. В связи с этим специалисты в области управление Качеством на предприятия* вынуждены самостоятельно интерпретировать содержание понятия и выбирать методику оценки резульга ностк! ГМК К тому псе многие эксперты в области качества отмечают наличие ряда неточностей, ошибок ^ неясностей в международны* стандартах ISO [16, с 44] Вопрос результативности СМК вызывает интерес и у ученых, что : од1вер?кдае" наличие дос1а точно Большогокс-пичестза пубп акации: по дан^гойтеме В стандарте ISQQGOO-2015 даны следующие определении терминов изучаемой категории ^результативность - степень, с которой запланированные задачи выполнены и запланированные результаты до*

сти:ну1ы [1Э. и Ъ.7 11] 2) система менеджмента качества часть системь менеджмента. нацеленная на -.зчество [19. п 3.5 4] 3) система менеджмента - совокупность взаимосвязанных кли взаимодействующие элементов организаций для разработки политик и целей а также процей(?овдлядосгпщения этих целей [15, п 3 5 3j В А Качала, намеренно используя терм и н олеги кг станд а рта I SO SOOO. 2005, да ет след ую щее определение результативности СМК нэтй степень а какой организация реализовала запланированную детельность и ¿¡остита запланированных уезуЛп1а tob в роализэции политики в области качества и достижении целей в области качества» [5. с 2S] Под ^запланированной деятельностью а области Кэче стеэ». видимо, понимаются некоторые задачи и мероприятия и области качества В идеале данные мероприятия допхны быть привяззнь' к конкретным целям в области качества и должны способствовать и* достижению Само понятие «запланированный результат» отражает соде ржаное термина «цели» Цели-это и есть желаемый результат к которому стремится

• Исследований выполнено при финансовой поддержке нффр? t рамкак научного при е к та Ms í7-32-qtdib

компания Таким образом можно предположить, что в стандартах ISO под результатиэносгью СМК понимается степень выполнения задач (мероприятий! и степень реализации цепе* в области качества

Гв'ккан: результативность любой системы отражает ее способность достигать желаемый результат то и результат ианостъ СУК - это ее способность реаллзо-вывать, в первую очереди цели в области качетгтва По мнению А.В Степанова, оценку результативности СМК следует пс водить г;о целям в области качества преимущественно на уровне предприятия, т е первично целим. Вторичные цели-цели в области качестае, полученные путам декомпозиций первичных цепей до уровня функций подразделений и процессов, - учитывается при оценка результатиеностй СМК только тогда когда соответствующая первичная цель не достану га [15, с 72]. Мы также считаем, что оценку результативности СМК следует проводить по ключевым целрг,'. в оопасти качества В свою очередь, степень выполнения задач в области качества достаточно анализировать на оперативном уровне управления СМК Пйиори1 е гчые цели в обляе i и качества следует формировать таким образом, чтобы они отражали «не только то. что сделано, но и как Управление результат наноси ью должно изучать, как именно достигаютcri результаты, постольку это позвопявт ттохять, какие меры 1рабу«тся для дальнейшего ростач [Э с 24J.

Несмотря на то что в сов рам с ни ой экономической литературе много нал и сан о о различиях терминов <iрезультативностью и ^эффективность* довольно часто понятие «эффективность СМК» яспопьзуется в знача ни и результативности. Это прослеживаем и в неправильном переводе иностранны к изданий, освещающих вопросы результативности Так, к примеру, спoso performance Часто ГТереводиТся как эффективность Performance отражает результаты определенной деятельности и не является слюнимом эффективности Разница между словами performance и «результативность» заключается в том, что performance отражает фактические показатели деятельности, а результативность - это сопоставление фа аттического показателя деятельное™ с запланированным, желаемым Таким образом, для проведения оцанхи результативности СМК предприятия необходимо определение Плановых *uiK]4e¿!bi>; целей СМК и сопоставление с ними фактически достигнуть1-* результата б

В наиболее популярны* в настоящее время под-кодамк изучению проблемы используются следующие критерии оценки результативности СМК-

- стелень реализации целей в области Качества

■ степень реализации стратагичдских целей предприятия, включая цел;л стратегически* перепекав концепции сбалансированной системы показателей (ССП>ДП Нортона и F.С Каппана;

- соо г вет с гв ие С М К требо&а н ия м м евду на род н ых и национальны* стандартов а области качества

- результативности процессов СМК.

- уроаень удовлетворенности клиентов

- соответствие продукции уетаноаленным требованиям.

■ качество продукции поставщиков

Одним из подходок к исследованию результативности системы ме-неджме^та качества являетсв оценка способности СМК достигать поставленные цели

Большинство методик учитывает одновременно достижение как целей в области улучшений качества, 1а-л целай соответствия определенным требованиям Добиться соответствия переменной определенном требованиям не является конечной целью СМК пред триятия а скорее выступает одним из необходимых условии. К тому же такая оценка часто имеет субьек-тиемуй характер Для использования оценки результативности СМК в качестве инструмента непрерывке-го совершенствования сладует о-йесаечиеать проведение объективного анализа результатов функци о Кирова низ СМК

Важным вопросом является определение границ области качества авторов выходят за и я рамки и проводят оценку результат ив кости ПО стратегическим целям предприятия [^С!, 17.18] При оценке результативное^ и эффект наноси СМК часто применяется еба па нейрона' пая система показателем [ССП' Н С. йшлн г' Н В Терещенко используют для сценки результативности СМ-К ценные темпы роста Данных Показателей ССП делая таким образом акцент на величине приращений показателей, з не на и* абсолютном э^аче мин1 Данные ааторы предлагается использовать недель и-лексного нормирования оценки результативности (МИНОР) {16. с. 15| По мнению ВА Копнова и Л А Рогова, -¡гнет смысла отделять общие цели организации от целей в области качества» 110. с 62]. Данные авторы предлагают оценивать эффективность СМК с помощью ССП перспективы которой адаптированы под конкретное предприг-тие и Представляется чеверной используемая в ряда организаций концепция изоляции СМК от финансовых процессов - Без соответствующих инвестиций совершенствование прс цессов менеджмента ячества невозможно» [10, с 64] Если речь вдет о коммерческой Организации, то В соответствии с подходом Д П Нортонам Р С Кэглана цели и показатели фине-нсовой перспективы «о:|реде-ляют финансовые результаты ожидаемые от проведения е лиэньстратегии» [Э. с. 42}. Финансовые ияди->«торы инвестиций направленных на совершенство ваиио процессов менеджмента качества, отражают расходы предприятия, а не результат от внедрения улучшений Й свои очередь, каждая цепь, ССП под крвпляетси инициативами (мероприятия ми) и бк$хе-том их реализации

Главным недостатком данных подходов является то. что при оценке результативности и эффективности СМК не выделяются цели непосредственно в области управления качеством, пни отождествляются с общими стратегическими целям». Достаточно сложно разграничить цели в области качества .н стратегически о цели предприятия что вызаано их высокой вмимо-связанностью Однако отсутствие различим между цепями СМК и стратегическими целями предприятия будет означать отрицание существования самой система менеджмента качества и ее отождествление с системой управления предприятия Идеология непрерывисто совершенствования должна пронизывать всю систему управления Вопрос интеграции СМК и системы управления предприятием становится важным для современный предприятии, что подтверждает нэлЙЧйе такт стандартов, как 1&0 9004, а татэкесущественные изменения стандарта ¡ЭО ЭС-01 -2015. Система менеджмента качества представляет самостоятельнуюсисте-

му, s свою □череда яв пя ю щуюся поде исте мо и си сте м ы управления, которой присущи асе ее occisa системы. Боз выделения цолем СМК. последующего измерения степени их достижения руководители не смогут проанализировать результативность действующей системы менеджмента качества

В ряде pfi6ot [5. 6 11] одним из индикаторов оценки результативности СМК является соответствие СМК требованиям стандартов в области качества, что, по нашему мнению некорректно В рамках изучении результата в пост и СМ К следует анализировать результаты функционирования СМ К, а именно хакле улучшения произошли в создаваемой предприятием потребительной ценности, в процессах итп Соответствие панда ртам в больше,1 степени отражает правильность построения СМ К на предприятии, а та-гже являем обязательным услоаием при проведении се рти.ф ига ци и пра д по л ятия Ан ализ соответствия С МК определенным требованиям и изучение результативности рв.г,я«]тсñ самостскгттельными задачами а самках проведения внутреннего аудита Это подтверждает и пунктЭ.2.1 международного стандарта ISO6030.2015, в котором отмечается, что организация должна проводить внутренние аудиты на предмет соответствия системы Менеджмента качества собственным требованиям организации и требованиям данного стандарта. а также на предмет результативности внедрения и функционирования СМК J19] Таким образом, при проведении оценки результативности СМ К автор не в+^ди" целесообразности использование критерий -степень соответствия СМК требованиям стандартов |-1аиболее популярным способом анализа С№К является выбор одного критерия результативности -суммарной оценки результативности все* процессов СМК [1Э-1&] В основном интегральный почазатель результативности СМК рассчитывается как сумма показателей результативной?™ процессовCIVK. умноженная на соответствующий ввс процесса С.Ю Абалдо-ва предполагает что увеличение числа процессов щвлвет интегральный показатель результативное!и всей системы менеджмента качества более объективным ¡11 Автор проводит расчет показателе* результативности процессов балльным методом, где выполнение показателя относитепы-о нормированного значения Приравниваете* к 1 баллу, невыполнение пока-эатепя - к О баплов, а перевыполнение -- к 2 одплам

использование показателе* результативности про-цассоо i- качестве единственного критерия результативности СМК не является объективным Часто встречается постановка неадекватны* показателей результативности процессов, связан на я с желание м владельцев процесса выбрать для себя заведомо результативные критерии оценки Исследование результативности СМК. основанной на оценках результативности процессов СМК, приводит к высокой конкуренции между владельцами процессов, стремя ци к ся, продемонстрировать высокую резул&татнвн ость процессов. скрыть проблемы и недочеты При обнаружении вышестоящим руководством данных изьянов владельцы процессов стремя-ся переложив ответственность 35 як возникновение на других впадяпьце-з смежных процессов Все это в итоге приводит к искажению общей оценки результативности СМК.

Идентифицировать показатели результативности всех процессов СМК достаточно сложно а саязи с трудностями распознавания их долгосрочны* эфЁ-ек-тоа и выделения результатов конкретного процесса Объектом оценки должны быть результаты конкретных процессов, которые привязаны к основным цепям в области качества. ответственным за процесс. Само понятие «результативность» ооспринимаатся на практике больше как соответствие определенным требованиям Соответствие Процессов ста hfl а ртам и установленным требованиям способствует пев* .иеник> результативности грроцесеой, т*о не является итоговым результатом процессов По сути, на многих пред понятиях процессное управление не интегрировано а систему стратегического управления предприятия Вследствие этого критерии оценки результативности процессов оторваны от целей предприятия в целом и его подразделений У сотрудников таоге отсутствует понимание взаимосвязи ключевых показателей результативности процессов и стратегических целей предприятие Разрыв между стратегическими целями ■ймгсанни, а также ключевыми целями в области качества и применяемыми показателями результативности процессов СМК может быть ликвидирован посредством развертываний политики и целей СМК на у ров не процессов

Следует отметить, что в роде научных работ результативность процессае СМК используется в качестве только одного из критериев оценки результативности СМК. Так. например, В П I'раб предлагает оценивать результативность СМК по двум налравпйниям

- оцен<(а результативности СМК в целом.

- оценка разультативности отдельных: процессов СМК [Л]

Резульга тив^ос гь процессов СМК применяется «а-один из критериев методики оценки результативности СМК предприятий (организаций) оборон но-п ромы ш-леннога комплекса а рэмкак системы добровольней сертификации «Военный Регистр» В вышеуказанной методике рЕзул ьтетивн ость СМК оценивается по пяти частным критериям'

1J удовле!воренность потребителей (заказчи*ов) качеством аыпускаемой поедприятием (организацией) продукту и.

2) соответствие требованиям к продукции,

3) степень выполнения требований ГОСТ PR 15 002, зависящих Ol вида де яте л ьноси* предприятия (организации)

^i степень выполнения установленных критериев резулыагийности процессов

5} качество продукции поставщиков [*2 5J

Преимуществом данной методики является одновременное использование разным критериев оценки В частности в методике применяется та кок частный !фитериг. как удовлетворенность потребителей Повышение удовлетворенности клиентов я&пяотся главной целью СМК, а следовательно и одним из важнейших критериев оценки ее результативности

Удовлетворенность клиентов методики оценки результативности СМК г(редприший (организаций! оборонно-промышленного комплекса в рам как системы добровольной сертификации «Военный Регистр» оценивается только качеством выпускаемой предпри'

ятиеч продукция «Организации должнэ отслеживать данные касающиеся а ос приятии потребителем степени с которое выполнены ого требования и ожидания» [20, п 9 12] Качество продукции является не единственным требованием и ожиданием клиентов Л1ля ни* важны также и другие характеристики. например цена; и орски постаакм продукции, качество и скооость обслуживания клиентов Целесообразнее проводить оценку удовлетворенности клиентов в цепом ил в же по всем важным для них характеристикам потребляемой ценности Также отметим что показатели удовлетворенности клиентов методики «Военно го РегистраJ» сфокусированы на отсутствии замечали!/, рекламаций и выявленных несоответствий со стороны заказчика, а также доли продукции, сданной с первого предъявление К примеру, наличие рекламаций является результатом неудовлетворенности клиента ко^дй характеристики продукции и услуги hie соответствуют требованиям заказчика. Далеко не асе клиенты составляют рекламации Примерно 50% клиентов не будутобращаться с жалобами в случае недовольства Есл и п ред приятие получае i сдн у п ре генэ и ю от одног о клиента можно предполагать, что существует еще примерного недовопьньгх клиентов [2, с "М] Использование Таких Критериев оценки является, на наш взгляд, недостатком данной методики, та к как отражает в большей степени уровень неудовлетворенности клиентов и не охватывает анализ истинного уровня удовлетворенности клиентов.

0 рамках с ист ем ь добровольной сертификации «Военный Регистра к требованиям, используемым дггя оценки их соответствен к продукции, относятся, годность посдукции сдача с первого предъявления ОТК; отсутствие в процессе эксппуатаипи доработок, связанных с устранением конструктивных и производственных недостатков отсутствие одинаковых дефектов. выявленных клиентами

Одним из недостатков даняой методики тэчже является использование такого критерия результативности, кал степень выполнения требований стандарта ГООГ Р0 15 002 Выявленные в рамках внешнего и' или внутреннего аудита наовйтв^тствия требованиям характеризуют функционирование СМК на предпрая тип Б свою очередь исследование результативности СМК следует фокусировать в большей степени иг'ен но на результатах СМК

Одним из критериев мет одикн оценки реэуль-этив-ности СМ К. разработка ни о й дл в обо рс нн о-ттромы шле 1i-ных предприми г является качество продукции поставщиков, которое оценивается как отношение количества эабрзкс ванной продукции поставщиков общему количеству поставленной продукции Данный показатель является результатом конкретного процесса - закупки, в се язи с чем на наш взгляд не следует выделять качество продукции поставщиков в виде обособленного критерия оценки результативности СМК

Несмотря на диску сезонность представленных подходов к изучению проблемы, отдельные элементы данных методик в совокупности могут использоваться не практике для объективного исследования резуль-татипнести СМК. Дпп повышения объективности комплексного исследования результативности СМК ее критерии оценки должны базироваться на степени

достижения наиболее важных ^елек в области качества на предприятия. Важную роль в исследовании результативности играет правильность выделения формулирования целей СМК а также и* декомпозиция и структурирование Целесообразность декомлозиЦии целей s управлении уже доказана такими концепциями как управление по целям i. Management by oo^edives -МВО) И Друкера развертывание политики (Хосин Квнри), сбалансированная система показателей (Balanced Score Card)^ Il Нортона кРС Чапланэ. Ст выбранной системы целей СМК зависит точность и чадехностъ последующего анализа результативности СМК Таким образом, идентификация приооитетиых целей СМК, их структурирование выделение причинно-следственных связей между целями явлйкгТСй ос повои и для исследования результативности СМК

Анализ результативности СМК предлагаете* про. водить« по Оценив'степени достижении ключевых целей СМК, изображенных на рисунке в виде дерева, представ лягащегс иерархическую структуру целей СМК с изображением причинно-следственных связей Дерево целей представляет стру^ури ровен ну« совокуа кость цепей, в которое вершине дерева является генеральной целью, ветви представляют подчиненные ей подцели последующих уровней

Итоговая оценка качества производимых товаров «оказываемых у слуг осуществляется потребителями. «Качестве продуктов и услуг, производимых организацией определяется способностью удовлетворить потребителей ¡SO 9ÛÛ0-¿01 S* [19, П 2.2.1] Й гьязи : тем что все у си пи я СМК направпаны на повышение удовлетворенности потребителей, вершиной дерева целей СМК является степень удовлетворенности внешних клиентов (покупателей) предприятия Для оцень;," уровня удевле-зоренное™ клиентов мс рекомендуем использовать спвдукнцие характеристики продукции качество, цена и сроки выполнения заказа Продуби его характеристики являются одной из точек взаимодействия потребителя с компанией Помимо удовлетворенности клиентов характеристиками продукции важно оценивать и их удовлетворенность качеством предоставляемыхуслуг, например, качеством, скоростью и доступностью консультаций, сроками согласований условии договора, процедурой и сроками обработки рекламаций системой оплаты и т д.

Потребности и требования клиетгтов яппяются отправной точкой совершенствования конкретных характеристик гтродукции и услуг предприятия Четкое ПО' чимание ценности продукции в таза* конечного потребителя способствует выявлению направлении улучшения отдельных характеристик продукции и услуги, э также совершенствованию всей ценности создаваемой предприятием

Втор ы м уровне м цел ей С M К является обесл ече ни е соответствия компонентов «тродукции и услуг характеристикам, отвечающим требованиям потребит.зпеи и других заинтересованных сторон Для определения целевых значений показателей целей данного уровня следует идентифицировать, какие характеристики продукции, ее деталей и компонентов, а также услуг соответствуют требованиям покупателей Таким образом, требования клиентов воплощаются в конкретные целевые характеристики продукции и услуг

Урлврнь Г ViüjOBrteTgopeHtHürTb клиентов

Уровень 1\ Соответствие комггомешов првдуи'.^и н V[:j1Vr 1=рксгичл.м. 0!веч<>г0щим требованиям клиентов

ур i j 11 ь i: Pe jarana íns-hMKiE. процессов

Уровень Эффективность потен создаяй* цепное! и

'. УрийСнь 5: ГоюаийСрь сотрудников аосспечио.иь непрерывное совершенствование Ü?

TV

ч

Уии&ьи ц&лей СМ К

К третьему уровне дерева целей относится результативность процессор обеспечивающие созданий целевых характеристик продукции и услуг Особое внимание следует уделять процессам, оказывающим наибольшее злиннйе на удовлетворенность клиент се Итого Bol е характеристики услуг и продукции, ее деталей и компонентов зависят от эффективности реализуемых процессов.

Цепи СМК четвертого уровня /эсаются потока создания ценности-его эффективности Оптимизация потока создания ценности способствует повышению результативности процессов а также выявлению потерь на предпомяти и устранение которых в свою очередь позволяет существенно сократить расходы предприятия

Пятым уровнем дерева целе^ а также его фунда> ментом являются сотрудники предприятия а и манн О их готовность обеспечивать непрерывное совершенствование процессов и всего потока создания ценности представленная струпу ре целей СМК может служить основой дпя системной оценки результативности СМК Ее при м ен е н ие буд ет с по с обе гвова обесн ече^ нию лроэрачностнн ивигей мехду разными целыми в области качества, а также Их вкладом в реализацию целей наиболее высокого уровня. Применение дерева целей СМК и проведение исследования ее результативности с точки зрения достижения данный целей будут с пособствоп ать пучщему пониманию и реализации стратегии и политики в области качества

i diSa/ríoes С.Ю Методы, модели и средстве оценчи результативности системы менеджмента качества промыш

леннапо ппеллриигн* дне кянд экоп наук

пьангзео игхту.гатг

2. jfldnep Ю П , T'/ptCü С 5. Хороший потребитель- довольный пятройитель. лпи Что приходит в голову, Когда говорят про удовлетворенность и пряпьчастъ М РИЛ Стандарты и качества, 2006

3. Арлктролл М, üspon А. Управление' результатов мостью: Система оценки результатов в действии I пер сайтп М Альгина Паблишер. 20Н

-Í Граб В П МетпдЫ Проведения сйлНюЦвНюи и оценки р.1 jy.'i ьт л ни нос i и систем ма-н&джиинг,! качества предприятии h 11адежность и качество тгуды международного симпозиума, т 2 Пенза ПГТУ 2D11 С »70-176

5 Жцрнсив Е А . ЦЙНЛОДГОЙ Я И . (¡цаяощ А А Оценка результативности «(¿темы менеджмента качества на предприятий машиностроительной отрасли v Вестник Сипирского государствен

HOTO аэрокосмцч<=скаго унирврсигктэ ЙМ, академика М Ф Решет Нейа 2010 НЕ 3 С TS3-1B7

S. Залвеиен^о О.А, Оценку результативности системы менеджмента качества предприятия шизнеооеспе^ен,1 пВестник ТГТУ 201Э 1* fS № 1. С. 201-204.

7 rfSMWtiíefl И. РвэульТЭТиМоСТьСисТеМЫ менеджмента качеегм 4,2 Оценка анализ и улучшение I) Методы менеджмента качестве 2012 №11 С 14-20

3 KsnnatiPC Нартой Д f} Сбалансированная система показателей От стратегии к действий. 2-е игд иагр л дпп М OntiMn-Enaitac 2DÜ3.

9. Качвпов В. А. Что такое «постоянное повышение результативности СМК»т /I Методы менеджмента качества 2DD7 № 1 С. 20-32

Ю tform&e В.А йойое А А. измеряем эффект^иноегь СМК U Стандарты и г.ачества 2Ü0S. N» i С. 6D-64

11. Куаьлшчеи AJO. Осипова Е.В.. Токарев В.Е. Результативность систем» менеджмента качества про дуад^и* научно *ехнц-ческн* организаций Ьюппегена ME¡ К. 201 4 Mí 4 (42Т

iz. Метрика □цепки рЕзупьтагианоии см к предприятий (Организаций) ойоронно-про мулле нного комплекса. М 2ÜM

13. ГТанфолоя С.Д. Шекера О.Б Сэеанин А. С. Ерлтс-пин Л F Оценка результативности проиессов системы ме неджменЧ качества ¡Í Стандарты и качество. 2010 45 С. 64—66.

14 Cawopodoí Разработка и оцечи.а результативности системы менеджментэ качества промышл еиного предпринят автореф дис канд техн наук Тамбов ТР"У. 2DD4.

15. CrítefTsjjfre А В. Оцеика реэупьтатибнйети СМК мети-динеский асле-кт tí Стандарта! и качество. 2Ü0EJ íJíi C.70-ffl

16. Степанов А.В Результативность пооцессов и СМК. терминологический аспект Методы менеДЯМеНТа качества 2D0B. № 2 С. 44-^е

17 V ррешуми Н.В СйЁершечство&ание оценки результат и аности системы маи^длмента нач^ств^ промышпеннвгп предприятия: дис. . канд. экон наук. Сзрэтав, 200S

15 Тцрещенко Ид. Яшин НС. Модель комплексной

оценки результативное ги системы мецедкМе+нтй ta честна /! Методы менеджмента качеелгщ 2ÍX16 Ns 4. С Т2-17

10. 1ЁО Er5úC-20l& Quahty managifntnit «yBtLiriL. - Fundamentad and tocabuíary.

20 fE>O«Wt.2O15Qualityni0nsgerT4ni eystemí - Require-rneMs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.