Научная статья на тему 'Сравнительный анализ подходов к банкротству предприятий сферы туризма'

Сравнительный анализ подходов к банкротству предприятий сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна, Лазутина Антонина Леонардовна, Андреев Олег Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы банкротства индустрии туризма. Представлены результаты проведенного сравнительного анализа вопросов определения и признания банкротами предприятий индустрии туризма (операторы и агенты рынка. На основании контент-анализа, проведенного авторами, обсуждаются актуальные вопросы банкротства в туризме. Полученные результаты позволят сформировать эффективную концепцию деятельности игроков рынка туризма, повысить конкурентоспособность, обратить внимание на опыт за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ подходов к банкротству предприятий сферы туризма»

Lebedev Konstantin Nikolaevich, Doctor of Economics, professor of the Department of economic theory

(e-mail: KNLebedev@fa.ru)

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

ABOUT THE EFFECTIVENESS OF FINANCIAL AND NON-FINANCIAL

MEASURES FOR SOLVING PROBLEMS OF R & D IN RUSSIA

Abstract. This article examines the problems of R & D in Russia (lack of R & D, their low

efficiency, low level of corporate R & D) and substantiates the possibility of their effective

solution only through non-financial measures of state influence on R & D.

Key words: non-financial economy, R & D, financial measures, non-financial measures.

УДК 334.012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К БАНКРОТСТВУ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru) Лазутина Антонина Леонардовна, к.э.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

(e-mail: lal74@bk.ru) Андреев Олег Евгеньевич, к.и.н., доцент Арзамасский филиал, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (e-mail: andreevoe@yandex.ru)

В статье рассматриваются вопросы банкротства индустрии туризма. Представлены результаты проведенного сравнительного анализа вопросов определения и признания банкротами предприятий индустрии туризма (операторы и агенты рынка. На основании контент-анализа, проведенного авторами, обсуждаются актуальные вопросы банкротства в туризме.

Полученные результаты позволят сформировать эффективную концепцию деятельности игроков рынка туризма, повысить конкурентоспособность, обратить внимание на опыт за рубежом.

Ключевые слова: банкротство, предприятие, индустрия туризма, российские операторы, иностранные туристические организации.

Банкротство компаний в сфере туризма за последние 10 лет в России и зарубежных странах, представляет значительный интерес для исследователей, однако до сих пор попытки провести сравнительный анализ причин возникновения кризиса в компаниях с учетом правовой специфики имеют исключительно фрагментарный характер. Проблема несостоятельности туроператоров и агентств находится на стыке экономических дисциплин и

юриспруденции. В настоящий момент, невозможно в полной мере, отделить одно от другого. Кроме того, существует специфика правоприменения на территории разных стран.

Хронологические рамки исследования проблемы банкротства предприятий туризма в России можно условно разделить на два периода:

- Переходный этап с 1991 по 1998 гг.;

- Современный этап с 1998 по 2018 гг.

Такая градация, помогает рассмотреть с одной стороны, банкротства российских компаний, с учетом формирования нового рынка туризма до кризиса 1998 года, с другой проблемы банкротства на современном этапе.

Банкротство туроператоров и агентств в зарубежных странах рассматривается в период с 2008 по 2018 гг. Такой подход связан прежде всего с тем обстоятельством, что банкротство предприятий туризма в зарубежных странах происходит не так часто, как в России за последние годы. События лета 2008 года, связанные с мировым финансовым кризисом, отразились на европейском рынке в большей степени, чем на экономической деятельности российских туроператоров и агентств, однако в последующем динамика стала резко меняться, начиная с 2010 года в России ежегодно происходят банкротства крупных предприятий туризма.

Сложность избранной темы, заключает в ряде аспектов. Прежде всего, затруднен поиск информации внутреннего назначения, которые напрямую касаются экономической деятельности отдельно взятых туроператоров и агентств. Без них невозможно в полной мере, выделить специфику возникновения состояния банкротства и структуру антикризисного управления компаний. Многочисленные публикации в СМИ, также следует сопоставлять с реальными фактами и опираться на заявления официальных представителей предприятий туризма.

Таким образом, данная проблематика требует теоретического осмысления с использованием методов сравнительного анализа.

В отечественной экономической мысли, проблематика банкротства на современном этапе связана прежде всего, с общими вопросами функционирования предприятий. Здесь стоит выделить несколько ведущих экономистов специализирующихся на отдельных вопросах несостоятельности: В.Ф. Попондопуло [13], Е.А. Васильев [17], Е.В. Наумова [11], И.В. Ершова [4], К.К. Лебедев, М.В. Телюкина [18], В.С. Белых [2], М.Л. Скуратов-ский, А.Б. Агеев [7, с. 239], С.Э. Жилинский, В.Н. Ткачёв [19] и других.

Как уже было сказано, специальных аналитических исследований по проблеме банкротства российских туроператоров и агентств в сравнении с опытом зарубежных стран не существует.

Банкротство предприятий туризма, является общемировой практикой. Пожалуй, главным отличием, является только специфика правоприменения и баланс интересов, между компанией и кредиторами. К сожалению, несостоятельность туроператоров и агентств, на практике нередко приводит к большим потрясениям, несмотря на предписанные законом правила

поведения в случае кризиса компании. Задержки чартерных рейсов, массовые увольнения сотрудников, пострадавшие клиенты, которые не могут вылететь к себе домой или вовремя получить компенсацию, все это является на сегодня, внешним свидетельством банкротства туроператоров и агентств.

В России крупные туроператоры, оказавшиеся в последствии в состоянии банкротства, чаще всего оказывались заложниками своих собственных амбиций. Осуществляя продажу основных продуктов по цене ниже себестоимости, они старались увеличить свою долю на рынке за счет привлечения банковского финансирования. Руководство таких компаний, по всей видимости не всегда правильно анализировало возможные последствия. Именно таким и был российский рынок туризма всего несколько лет назад. В это же время в Европе, туроператоры, оказавшиеся в состоянии банкротства, сталкивались с последствиями мирового финансового кризиса 2008 года, а также ростом стоимости авиационного топлива. Опыт европейских стран, можно сказать, практически оказался не учтенным.

Институт банкротства, это взаимосвязанная система правовых норм, выступающая регулятором общественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) юридических и физических лиц, а также ее предупреждением [21, с. 18]. Обращаясь к правовой системе европейских стран, США и России, можно с уверенность сказать, что здесь существуют некоторые отличия, связанные прежде всего с балансом интересов между компанией и кредиторами, отсюда вытекает соответствующая практика применения. Отдельно следует отметить, что влияние института банкротства Великобритании прослеживается практически везде в общемировой практике несостоятельности.

Так под банкротством (несостоятельностью), понимается признанная в арбитражном суде неспособность компании выполнить в полной мере обязательства перед кредиторами, потому что организационно-правовая форма таких компаний, чаще всего это общества с ограниченной ответственностью (в России «ООО», в Германии «GmbH»). Отличий европейского рынка туризма и российского в данном контексте нет.

В Российской Федерации, в отличие от Европы и США, культура антикризисного управления сформировалась относительно недавно, с момента распада Советского союза и установлением рыночных отношений. Сфера туризма также прошла несколько этапов становления, недостаток опыта сочетался с пробелами в законодательной базе, поэтому рассматривая проблемы банкротства, стоит опираться на актуальные на сегодняшний день нормативно-правовые документы и общие правила процедуры банкротства в предпринимательстве.

Большинство туроператоров и агентств в России по своей организационно-правовой форме являются Обществами с ограниченной ответственностью («ООО»), то есть юридическими лицами (организация). Процедура банкротства регулируется в рамках гражданского и арбитражного законо-

дательства, в соответствии с которым предусмотрено: участие в процессе целого ряда субъектов с изменением их правового статуса, с установленным сроком не более 3 лет [21, с. 34]. Однако, юридическое лицо может быть признано банкротом, только по решению арбитражного суда.

Понятие этого института сформулировано в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [20], в котором закреплено, что банкротство - это неспособность физических или юридических лиц в течении длительного периода времени (свыше 3 месяцев) обеспечить возможность погасить задолженность перед кредиторами, включая денежные обязательства перед собственными сотрудниками -выплату выходных пособий и оплату труда, а также исполнить налоговую нагрузку и иные платежи [21]. Совокупный размер накопленного долга при наступлении несостоятельности должен превышать 300 тысяч рублей

[9].

Однако несмотря на то, что процедуры несостоятельности имеют своей целью решить вопросы дальнейшего существования компании, практика говорит о том, что опыт России, Европы и США отличается. Прежде всего, важен итог процесса. На пример, в нашей стране в отношении туроператоров неоднократно проводились перечисленные выше мероприятия и каждый раз, крупных игроков рынка не удавалось спасти, а задолженность перед кредиторами представляла значительную сумму. Причем еще одной важной деталью является публикация информации. В Великобритании, различные технические вопросы, связанные с банкротством «XL Leisure Group» находятся в публичном доступе, практически сразу становится понятно, кто является внешним администратором компании, организационная структура, освещение в СМИ. В России дело ограничивается объявлением о банкротстве компании, но при этом изменения, которые возможно происходили во время производства дела в суде не представляется в полной мере рассмотреть.

В начале 1990-х гг. в России произошла перестройка всей системы экономики страны. В результате преобразований в сфере туризма, на смену старым организационным формам (профсоюзы, советы, клубы), пришли новые - туроператоры и агентства. Российской экономике пришлось достаточно быстро приспосабливаться к рыночном отношениям, в стране появился институт частной собственности, который до этого момента не существовал. Реализация туристского продукта теперь стала осуществляться на коммерческой основе. В результате произошел переход от монополии к многоукладной форме хозяйственных отношений, изменилась и сама структура рекреационных потребностей с сегментацией туристского рынка.

С 1998 года начинается современный этап развития туроператорской и турагентской деятельности в России. Начинается структуризация туроператорского рынка. Уже с 2000 года в лидера начали выходить, известные многим сейчас компании: «Tez tour», «Coral Travel», «Pegas Touristik»,

«VKO Travel» (Входит в концерн «TUI»), «Время-тур» [1]. Структуризация продолжалась около 10 лет, однако нельзя с точностью сказать, завершен ли до конца этот этап в настоящее время, учитывая серию громких банкротств туроператоров. Поэтому данное обстоятельство основывается на том, что в начале 2000-х оформились новые лидеры рынка [2].

Стоит отметить, что в то время рынок туризма в России показывал стабильный рост и совершенно не готовился к каким-либо серьезным потрясениям. С 2002 по 2007 гг. туристический поток вырос на 13,4%, увеличилось и количество туроператоров, но скоро все начнет меняться.

В 2008 году в разгар мирового финансового кризиса, произошло первый случай банкротства крупной компании на рынке туризма в России.

В конце июня 2008 года в Турции произошло банкротство турецко-австрийской компании «Vasco», в России существовала дочерняя структура в лице туроператора «Детур». Данный прецедент, не остался незамеченным у российских чиновников, которые оперативно разработали новые поправки в законодательство о финансовых и страховых гарантия для туроператоров [10, с.98].Увеличение страхового покрытия вызвало неоднозначную реакцию среди туроператоров.

Руководство туроператоров отмечало негативные тенденции мирового финансового кризиса, которые сказывались на работе в летний сезон 2008 года. Спрос на рынке туризма был по-прежнему сильно переоценен, потребители опасались задержки рейсов на фоне банкротства авиаперевозчиков. В результате, среди туроператоров были серьезные опасения относительно будущего зимнего сезона, ощущалась нехватка финансовых резервов. Таким образом, можно сказать, что в целом мировой финансовый кризис 2008 года негативно отразился на работе предприятий туризма в России, количество реализованных турпакетов оказалось меньше, чем раньше. Первые признаки нарастающего кризиса вокруг деятельности российских туроператоров, связаны прежде всего с банкротством крупных компаний. Тем не менее, финансовые гарантии по-прежнему в полной мере не могли компенсировать ущерб клиентам. Летом 2012 года были приняты новые поправки в закон «О туризме». Изменения коснулись финансового обеспечения для туроператоров, а также иные вопросы, связанные с регулированием туризма. Порог годового оборота для туроператоров в России был увеличен до 250 миллионов рублей и выше.

За последние 10 лет с 2008 по 2018 гг. на европейском рынке туризма, произошло несколько крупных банкротств туроператоров и агентств. Еще в феврале 2008 года «Всемирная туристская организация» («World Tourism Organization UNWTO») ошибочно давала оптимистические прогнозы на развитие туризма в краткосрочной и долгосрочной перспективе, потому что уже летом туроператоры в Европе стали поднимать цены на фоне общего спада продаж. В Великобритании рост стоимости туров составил 18%, падение продаж оказалось на отметке в 10%. Ведущими туроператорами этой страны, «TUI Travel» и «Thomas Cook» был спрогнозирован рост

цен и на следующий год, который должен был составить еще 15%, а общее снижение уровня продаж на 20% [10].

В своем исследовании, я попытался акцентировать внимание на изучении особенностей несостоятельности, наиболее крупных предприятий туризма. Первой в этом списке, группа компаний «XL Leisure Group PLC» из Великобритании [15]. По степени значимости, по мнению британской прессы, крах «XL Leisure Group PLC» считается крупнейшим в туристском бизнесе этой страны и Европы, за последние 20 лет [15].

В сентябре 2008 года объявил о своем банкротстве третий по списку туроператор Великобритании - «XL Leisure». Компания «XL Leisure Group», являлась крупнейшей не только в масштабе отдельно взятой страны, в данном случае Великобритании, но и для всего европейского рынка туризма. Новости о кризисе в «XL Leisure Group», обернулись катастрофой не только для нескольких десятков тысяч клиентов, но и для большого штата сотрудников. Были заморожены активы компании, все рейсы отменены, организация туризма полностью парализована, а сам характер масштабного кризиса стал очевиден [15]. Всего в 2008-2010 гг. в Великобритании обанкротилось порядка 100 компаний, только за 2010 год - 41 организация. Основными причинами являются резкий рост стоимости авиационного топлива, снижение спроса со стороны потребителей, длительная рецессия, события на Ближнем востоке («Арабская весна», природные катастрофы в Азии. Стоит отметить, что Российский рынок туризма все эти события пережил без серьезных потрясений [18].

Таким образом, исследование проблем банкротства зарубежных предприятий туризма, показывает национальную специфику и уровень влияния административного ресурса при регулировании проблем кризисных предприятий. Банкротство в Европе не имеет такого же массового характера, как в России, культура антикризисного управления говорит об отлаженном механизме выплат компенсаций пострадавшим клиентам через систему страхования.

Список литературы

1. Банкротства турфирм - проблема не только России [Электронный ресурс] // Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии - RATA-news - Режим доступа: http://ratanews.ru/news/news_17092014_1.stm (дата обращения 18.12.2018 г.).8

2. Белых В.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в некоторых европейских странах и в США / Право и государство. 2018. № 1-2 (78-79). С. 189196 12

3. Динамика спроса на туристские услуги в России (Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики №19) [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/11063.pdf (дата обращения 28.12.2018 г.) 20

4. Единый федеральный реестр туроператоров [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по туризму. - Режим доступа: http://russiatourism.ru (дата обращения 18.12.2018). 23

5. Из-за банкротства туроператора Goldtrail могут пострадать до 50 тыс. туристов [Электронный ресурс] // Турбизнес. - Режим доступа: http://tourbus.ru/news/2682.html (дата обращения 18.12.2018 г.). 27

6. История российского турбизнеса глазами Владимира Воробьева [Электронный ресурс] // Проект компании ООО «Профи Трэвел». Режим доступа: http://profi.travel/articles/30031/details (дата обращения 18.12.2018 г.) 28

7. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). - М.: Издательство Волтерс Клувер, 2007. - 360 с.

8. Крупнейшие турфирмы России [Электронный ресурс] // Газета Коммерсант. -Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/458633 (дата обращения 14.12.2018 г.) 38

9. Макеева Д.Р. К вопросу о банкротстве туроператоров в России: возможные причины и последствия / Макеева Д.Р., Переяславский В.И. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - №30. - С.27-37. 42

10. Максимова Л.М. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие туризма / Сервис в России и за рубежом. 2009. № 4 (14). С. 96-100. 43

11. Наумова Е.В. Банкротство (несостоятельность) как категория налогового права / Налоги-журнал. - 2013. - № 4. С. 29-33. 45

12. Первая реклама «Фанты» и чартер в Каир: как в России 90-х появлялись новые профессии [Электронный ресурс] // Интернет издание «Theory and Practice». - Режим доступа: https://special.theoryandpractice.ru/90s-new-jobs (дата обращения 21.12.2018 г.). 57

13. Попондопуло В. Ф. Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие. - 2-е изд., М.: «Проспект», 2018 г. - 432 с.

14. После банкротства «Alpha Travel» немецкий турбизнес предложил помощь российским туроператорам [Электронный ресурс] // Информационная группа «ТУРПРОМ» - Режим доступа: https://www.tourprom.ru/news/29751/ (дата обращения 18.12.2018 г.).59

15. Последствия банкротства в XL Leisure [Электронный ресурс] // Доклад Европейского фонда улучшения условий жизни и труда. - Режим досту-па:http://www.bollettinoadapt.it/old/files/document/4107XL_LEISURE_09.pdf (дата обращения 12.12.2018 г.).

16. Процедура банкротства юридических лиц: от подачи заявления до сравнения вариантов [Электронный ресурс] // Газета Аргументы и факты. - Режим доступа: http://www.aif.ru/boostbook/bankrotstvo-juridicheskikh-lits.html (дата обращения 12.12.2018 г.).62

17. Содержание понятий несостоятельности и банкротства / Группа авторов: Степанов И.Г., Попова Н.С., Демидова М.Н. / Антикризисное управление Сибирская финансовая школа. 2006. № 4 (61). С. 67-69. 68

18. Телюкина М. В. Продолжниковые элементы в современном российском конкурсном праве — наличие и целесообразность // Юрист. 2013. № 24. С.3-5. 73

19. Ткачёв В.Н. Признаки и критерии несостоятельности (банкротства) ликвидируемых и отсутствующих должников как особой категории субъектов конкурсного права // Закон. - 2007. - N 7. - С. 62-70 74

20. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/5425245/ (дата обращения 18.12.2018 г.) 80

21. Юлова Е.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс) / Е. С. Юлова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 413 с.

Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (tatyana.lebedeva@bk.ru ) Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lazutina Antonina Leonardovna, Cand.Econom.Sci., associate professor (lal74@bk.ru ) Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Andreev Oleg Evgenievich, Cand.Hist.Sci., associate professor (andreevoe@yandex.ru) COMPARATIVE ANALYSIS OF APPROACHES TO THE BANKRUPTCY OF TOURISM ENTERPRISES

Abstract. The article deals with the bankruptcy of the tourism industry. The results of a comparative analysis of the definition and recognition of bankrupt enterprises of the tourism industry (operators and agents of the market. On the basis of the content analysis conducted by the authors, current issues of bankruptcy in tourism are discussed.

The obtained results will allow to form an effective concept of activities of players in the tourism market, increase competitiveness, pay attention to the experience abroad.

Keywords: bankruptcy, enterprise, tourism industry, Russian operators, foreign tourist organizations.

УДК 338.48

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРКЛАСТЕРА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент

(e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru) Семенова Александра Сергеевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: semenova.alex83@mail.ru)

Статья содержит исследование возможности формирования туристской зоны в рамках формируемого туркластера "Сокольский" Сокольского района. Авторами исследованы основные возможности Сокольского района в различных типах туризма, выявлены наиболее проработанные и западающие зоны туристкой дестинации. Авторы уделили серьезное внимание описанию и детальному анализу ресурсного потенциала геолокации. Полученные выводы могут являться основой при формировании концепции разработки туристского кластера "Сокольский".

Ключевые слова: туристский кластер, Сокольский район, туризм, исследование, опрос.

1. Введение. Одной из перспективных туристских дестинаций Нижегородской области является городской округ Сокольский, который имеет значительный потенциал для развития туризма [1,6]. Территории которого по своей сути являются формирующимся региональным туристским кластером, для развития которого необходима система комплексных мер по управляемому развитию туристского потенциала Сокольского района Нижегородской области [2,7].

2. Цель работы: рассмотрение возможности формирования туристской зоны в рамках туристского кластера городского округа Сокольский Нижегородской области. Задачи исследования: произвести анализ туристских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.