Научная статья на тему 'Сравнительный анализ отраслевых показателей общественного питания: международные тенденции и возможности регионов'

Сравнительный анализ отраслевых показателей общественного питания: международные тенденции и возможности регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1709
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / РЕГИОН / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елкин С. Е., Литвиненко С. С.

В статье обсуждаются условия применения международного опыта по управлению региональной системой общественного питания. Предлагается статистически обоснованный подход к решению региональных проблем. Проведен анализ основных положений и теоретических исследований, осуществляемых в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ отраслевых показателей общественного питания: международные тенденции и возможности регионов»

рования института государственно-частного партнерства должен стать его формальный статус, т.е. партнерские взаимоотношения органов федеральной, региональной власти и производственно-предпринимательского сектора должны фиксироваться в официальных документах. Поэтому необходимо создать четкую правовую основу функционирования данного института [2, с. 14].

Обеспечение эффективности функционирования института государственно-частного партнерства в рамках рассматриваемой матрицы должно, по нашему мнению, находится под контролем органов федеральной власти как задача достижения лучшего соотношения между производимыми затратами и достигаемыми результатами в формировании конкурентоспособности экономики и устойчивости развития региона. На региональные органы власти необходимо возложить задачу по оценке и

мониторингу эффективности конкретных проектов, реализуемых в регионе.

Таким образом, в развивающемся в последнее время в российских регионах институте государ-ственно-частного партнерства необходимо четко выделить направление комплексного решения проблемы формирования конкурентоспособности экономики и устойчивого развития региона.

Литература

1. Овчинников В.Н., КетоваН.П., КолесниковЮ.С. Парадигмальные изменения концепции социально-экономической политики регионального развития // Научный вестник ВАГС. 2013. № 1. С. 3 - 9.

2. Панкратова О.В. Государственно-частное партнерство: тенденции, перспективы и пути развития // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2012. № 10. С. 13- 17.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВ

ЕЛКИН С. Е.

кандидат экономических наук, доцент

Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова» ЛИТВИНЕНКО С. С.

студент, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: в статье обсуждаются условия применения международного опыта по управлению региональной системой общественного питания. Предлагается статистически обоснованный подход к решению региональных проблем. Проведен анализ основных положений и теоретических исследований, осуществляемых в данном направлении.

Ключевые слова: общественное питание, регион, сравнительный анализ

По данным Международной ассоциации гостиниц и ресторанов в мире насчитывается более 8,1 млн. предприятий общественного питания. В этой сфере деятельности занято свыше 48 млн. человек. Доходы мировой отрасли общественного питания превышают 700 млрд. долларов год, причем на предприятия, расположенные в Северной Америке, приходится 51% всех поступлений. Ресторанной деятельностью в странах Северной Америки занимается 3% населения этих стран.

По проведенному анализу в 103 странах одно предприятие общественного питания в среднем приходится на 477 жителей. В странах, относящихся

к группе с низкими доходами населения этот показатель увеличивается до 618 человек, а в странах, относящихся к группе средних и высоких доходов, сокращается до 268 человек. [1]

Рынок общественного питания России на протяжении десяти лет с 1990 до 2000 гг. растет на 20-30 % в год, во второй половине 2009 г. темпы роста отрасли составили 15 %. По данным Росстата, в 2005 г. объем валовой выручки владельцев ресторанов, баров, кофеен, закусочных и т.д. в сумме составил около 310 млрд. руб., в 2006 г. - порядка 400 млрд. руб. Развитие рынка общественного питания шло высокими темпами до начала мирового финансово-

Таблица 1. Оборот общественного питания в Российской Федерации, млн. руб.

2012 2013

март январь-март март январь-март

Российская Федерация 76 361,2 218 286,3 85 462,6 243 451,2

Российски Фсдсраци;

76361.2

щши

¡285.1

!24ИШ

J ;-1-1-1-1-1-1-1-г

О 25000 5DWQ 7500D 1000QQ 125000 15МКЮ 175000 200000 225000 250000 27S

ииллмон рублей

12012 ищт 12012 1нир1-и1рт 1201)

(КО

март

■ 201)

Рисунок 1. Оборот общественного питания в РФ в 2012 -2013 гг.

го кризиса. [1 ] В марте 2013 года оборот отрасли общественного питания составил 85462,6 млн. рублей, а за период с января по март 243451,2 млн. рублей, тогда как за тот же период 2012 года эта сумма достигала 218286,3 млн. рублей, что на 25164,9 млн. рублей меньше, чем в текущем году. [2]

По данным Единой межведомственной инфор-мационно-статистической системы (ЕМИСС) в 2011 году количество объектов общественного питания в России достигло 14366 единиц. [3]

Аналитики отмечают, что затраты на ресторанные услуги в России в среднем на человека - значительно ниже таких же показателей других стран. Так, затраты на питание вне дома на душу населения в год в России по состоянию на 2007 г. составили 4 тыс. руб. на одного человека. Те же показатели в других странах: США - 38 тыс. руб. на 2005 г., Франция - 25 тыс. руб. на 2005 г., Германии 12 тыс. руб. на 2005 г. Значительное отставание показателей России указывает на высокий потенциал ресторанного рынка и его на недостаточную насыщенность.

Говоря о кризисе, хочется отметить, что он способствовал более быстрому прохождению моды на большие растраты и дороговизну. В посткризисную трехлетку покупатели уделяли больше внимания качеству кухни. Это означало, что люди, которые могли позволить себе обедать и ужинать в дорогих, элитных ресторанах стали больше экономить. [4]

Однако о качестве еды в российских ресторанах по-прежнему идут споры. В наши дни все большую популярность вновь приобретают дорогие рестораны, в которых помимо удовлетворения потребности

в пище человек может приятно провести время. Послушать хорошую музыку и просто отдохнуть.

Итак, по оценкам системы межрегиональных маркетинговых центров, в ближайшие годы усилится тенденция последних лет - рост оборота в сегменте «быстрого питания» - наиболее доступного по ценам - и различных демократичных форматов в среднем ценовом сегменте.

Кроме того, аналитики считают российский рынок общественного питания одним из наименее пострадавших от кризиса. В этом виноват менталитет русского человека: для европейца считается приемлемым экономить на питании ради новой машины или дома, тогда как россиянину, привыкшему к хорошей жизни, психологически тяжело изменить привычкам питания и досуга

Анализ рынка общественного питания показал, что сегмент крупных сетевых ресторанов fast-food американского типа сформировался, и при этом не реализован колоссальный потенциал спроса на легкое и здоровое питание, поэтому новый этап развития рынка эксперты видят менно в формировании сетей здорового питания в рамках идеи Quick&Casual. Этой концепции отведено промежуточное положение между предприятиями быстрого питания (Quick Service) и традиционными кафе-ресторанами (Casual Dining).

Что касается кейтеринга в России, эксперты отмечают начало (зачаточное состояние) его развития. Доля расходов на кейтеринг у нас составляет 1,7 % от ВВП, что значительно меньше, чем в Европе. Как и прежде, в России велик процент людей,

Рисунок 2. Затраты на питание вне дома на чел. в год (в тыс. руб.)

питающихся в перерывах сомнительными салатами и сладкими булками в ущерб собственному здоровью. Сегмент столовых занимает порядка 23 % рынка общественного питания в России. За последние несколько лет доля данного сегмента остается неизменной. Основной спрос на столовые создают офисные сотрудники, работники предприятий, студенты, школьники. Расходы компаний на оплату обедов сотрудников ежегодно увеличиваются, но не каждая компания может позволить себе иметь собственную столовую и полностью оплачивать обеды. Российские работодатели практикуют частичную оплату обедов своих сотрудников - это происходит в 35 % компаний.

Порядка 45 % российского населения предпочитают питаются в столовой, или приносят еду из дома, посещают кафе или предприятия быстрого обслуживания 25 % человек, покупают готовую еду в близлежащих магазинах 20 %. Выбор в пользу небольших кафе поблизости от работы сделали менее 10 % сотрудников.

Итак, анализ отрасли общественного питания в России и за рубежом показывает высокую перспективность данной отрасли, которая выражается емкостью российского рынка общественного питания, слабой насыщенностью, высокими темпами роста отрасли, и устойчивостью к кризисным состояниям экономики.

Российский потребитель представляется на сегодняшний день тратящим небольшие суммы на питание вне дома, по сравнению с европейским, американским потребителем, при этом лояльно относящимся к относительно малозатратному для личного бюджета быстрому питанию или питанию фаст-фуд. Данный сегмент в отрасли общественного питания в российской среде популярен, и со временем изменяется качественно, в чем состоит резерв роста этого сегмента.

Уровень затрат на питание во внедомашних условиях напрямую зависит от заработной платы населения, по данным статистики предоставленным в статистическом сборнике «Россия и страны мира 2012» имеются следующие данные. В 2010 году уровень номинальной заработной платы в России составил 20952 рубля. Тогда как в Америке этот показатель был равен 4254 долларам США, по курсу доллара равному 30,00 руб. можно осуществить перерасчет, в результате которого получаем номинальную заработную плату

американцев, которая равна 127620 руб., во Франции в 2010 году номинальная заработная плата составляла 114 760 рублей. Уровень расслоения населения коэффициент Джини равен в России - 42,1, в Германии 28,3, в США-40,8. Индекс цен на продукты питания и безалкогольные напитки в вышеперечисленных странах в 2011 году был равен: Россия - 362,0; Германия-122; Франция-124; США-136.

Вышеприведенные показатели подчеркивают отсталость по уровню жизни населения России от других стан мира и позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране уровень развития отрасли общественного питания продолжает отставать от других стран.

В самом общем виде значительный отрыв России от западных стран по количеству предприятий общественного питания на человека обусловлен спецификой отрасли, затрудняющий вхождение в неё новых игроков, и в течение длительного времени просуществовавшей системой общественного питания на дотационных началах, разрушенной в годы реформ 90-х годов 20 века. Не претерпевает особых изменений и в настоящее время непроизводственный сектор отрасли - это общественное питание при санаториях и больницах, и в целом на предприятиях, выполняющих функции социальной защиты населения. Тогда как коммерческая система общественного питания получила за последние 20 лет активное развитие, и потенциал роста на сегодняшний день далеко не исчерпан. [4]

Однако стоит отметить, что производителями постепенно осваиваются новые для России формы общественного питания, например кейтеринг(доставка горячих обедов в офисы) переживает этап входа на рынок, занятия крупного неосвоенного сегмента работающего российского населения, трудящегося на предприятиях разных форм собственности. [4]

Данный пример подчеркивает взаимосвязь и стремление российских производителей перенять опыт более успешных в плане развития стран. Набираясь опыта у зарубежных производителей отечественные пытаются войти на собственный рынок и закрепиться на нем.

Из вышеперечисленного следует, что отрасль общественного питания связана напрямую с состоянием развития сопутствующих отраслей (сельское хозяйство) и экономики страны в целом. Если фиксируется отставание по многим показателям:

10%

25%

■ Посещение столовой, или принесенная из дома еда

■ Посещение кафе, или предприятия быстрого питания

■ Покупкаготовой едыв магазине

■ Посещени е неболыпог о кафевблизи работы

Рисунок 3. Организация питания работающего российского населения во время трудового дня

уровню жизни населения, заработной плате и т.д., то можно с уверенностью говорить о более низком уровне развития отрасли общественного питания.

Литература

1. Поздняковский В.М. [Текст]. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов: Учебник. 3- е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. -556 с.

2. Шестаков А. Омским ресторанам пообещают агрессивный рост [Текст]. [Электронный ресурс]. URL: http://ria7.ru/1412

3. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: Учебник / Л.А. Радченко. Изд. 6-е, доп. и перер. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.

4. Экономика области в 2012г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЫНКА

КАТАЕВА Н.М.

магистрант, Омский институт (филиал) ФГБ0У ВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Ключевые слова: финансовый анализ, управленческие решения, кризис, устойчивое развитие, тенденция

Определение и оценка внутренних проблем компании и на этой основе разработка, обоснование и принятие различных управленческих решений, связанных с дальнейшим более эффективным развитием компании, выходом из кризиса, переходом к процедурам банкротства или привлечением инвестиций является основной целью любого вида финансового анализа.

Управленческие решения могут разрабатывать и принимать различные субъекты:

- владельцы для обоснования стратегических решений (при разработке долгосрочных мероприятий, являющихся частью бизнес-плана компании обеспечения устойчивого развития);

- менеджеры для обоснования оперативных решений (при разработке мероприятий плана финансового оздоровления компании);

- арбитражные управляющие для выполнения судебных решений (при разработке комплекса неотложных мероприятий);

- кредиторы для обоснования решений о предоставлении кредита (при определении условий предоставления кредита, исключающих возможность невозврата средств);

- инвесторы для подготовки инвестиционных решений (при определении условий инвестирования, обеспечивающих рентабельность инвестиционного проекта);

- представители государственных органов управления для оценки соблюдения государственных интересов (при разработке мероприятий государственной поддержки предприятия, находящегося полностью или частично в государственной собственности, в плане восстановления его платежеспособности).

На основе выработанных управленческих решений определяются конкретные задачи финансового анализа, а поставленные задачи, в свою очередь, обуславливают выбор тех или иных форм и видов финансового анализа. Взаимосвязь видов финансового анализа и поставленных задач может быть следующей:

- экспресс-анализ предназначен для быстрого получения общего представления о финансовом положении компании на основании внешних форм бухгалтерской отчетности;

- комплексный финансовый анализ предназначен для получения комплексной оценки финансового положения компании на основании внешних форм бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и т. д.;

- финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании - производства, финансов, снабжения, сбыта, менеджмента, персонала и т. д.;

- ориентированный финансовый анализ предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности на базе как основных внешних форм бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые непосредственно связаны с решаемой проблемой;

- регулярный финансовый анализ предназначен для постановки эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки (ежеквартально или ежемесячно) специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа.

В зависимости отпоставленныхзадач финансовый анализ может проводиться в следующих формах:

- ретроспективный анализ предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем в финансовом состоянии компании;

- план-факторный анализ требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых;

- перспективный анализ необходим для экспертизы финансовых планов, оценки их обоснованности и достоверности с позиций сегодняшнего со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.