Научная статья на тему 'Финансовый анализ современного российского рынка'

Финансовый анализ современного российского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / КРИЗИС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕН ДЕНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый анализ современного российского рынка»

питающихся в перерывах сомнительными салатами и сладкими булками в ущерб собственному здоровью. Сегмент столовых занимает порядка 23 % рынка общественного питания в России. За последние несколько лет доля данного сегмента остается неизменной. Основной спрос на столовые создают офисные сотрудники, работники предприятий, студенты, школьники. Расходы компаний на оплату обедов сотрудников ежегодно увеличиваются, но не каждая компания может позволить себе иметь собственную столовую и полностью оплачивать обеды. Российские работодатели практикуют частичную оплату обедов своих сотрудников - это происходит в 35 % компаний.

Порядка 45 % российского населения предпочитают питаются в столовой, или приносят еду из дома, посещают кафе или предприятия быстрого обслуживания 25 % человек, покупают готовую еду в близлежащих магазинах 20 %. Выбор в пользу небольших кафе поблизости от работы сделали менее 10 % сотрудников.

Итак, анализ отрасли общественного питания в России и за рубежом показывает высокую перспективность данной отрасли, которая выражается емкостью российского рынка общественного питания, слабой насыщенностью, высокими темпами роста отрасли, и устойчивостью к кризисным состояниям экономики.

Российский потребитель представляется на сегодняшний день тратящим небольшие суммы на питание вне дома, по сравнению с европейским, американским потребителем, при этом лояльно относящимся к относительно малозатратному для личного бюджета быстрому питанию или питанию фаст-фуд. Данный сегмент в отрасли общественного питания в российской среде популярен, и со временем изменяется качественно, в чем состоит резерв роста этого сегмента.

Уровень затрат на питание во внедомашних условиях напрямую зависит от заработной платы населения, по данным статистики предоставленным в статистическом сборнике «Россия и страны мира 2012» имеются следующие данные. В 2010 году уровень номинальной заработной платы в России составил 20952 рубля. Тогда как в Америке этот показатель был равен 4254 долларам США, по курсу доллара равному 30,00 руб. можно осуществить перерасчет, в результате которого получаем номинальную заработную плату

американцев, которая равна 127620 руб., во Франции в 2010 году номинальная заработная плата составляла 114 760 рублей. Уровень расслоения населения коэффициент Джини равен в России - 42,1, в Германии 28,3, в США-40,8. Индекс цен на продукты питания и безалкогольные напитки в вышеперечисленных странах в 2011 году был равен: Россия - 362,0; Германия-122; Франция-124; США-136.

Вышеприведенные показатели подчеркивают отсталость по уровню жизни населения России от других стан мира и позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране уровень развития отрасли общественного питания продолжает отставать от других стран.

В самом общем виде значительный отрыв России от западных стран по количеству предприятий общественного питания на человека обусловлен спецификой отрасли, затрудняющий вхождение в неё новых игроков, и в течение длительного времени просуществовавшей системой общественного питания на дотационных началах, разрушенной в годы реформ 90-х годов 20 века. Не претерпевает особых изменений и в настоящее время непроизводственный сектор отрасли - это общественное питание при санаториях и больницах, и в целом на предприятиях, выполняющих функции социальной защиты населения. Тогда как коммерческая система общественного питания получила за последние 20 лет активное развитие, и потенциал роста на сегодняшний день далеко не исчерпан. [4]

Однако стоит отметить, что производителями постепенно осваиваются новые для России формы общественного питания, например кейтеринг(доставка горячих обедов в офисы) переживает этап входа на рынок, занятия крупного неосвоенного сегмента работающего российского населения, трудящегося на предприятиях разных форм собственности. [4]

Данный пример подчеркивает взаимосвязь и стремление российских производителей перенять опыт более успешных в плане развития стран. Набираясь опыта у зарубежных производителей отечественные пытаются войти на собственный рынок и закрепиться на нем.

Из вышеперечисленного следует, что отрасль общественного питания связана напрямую с состоянием развития сопутствующих отраслей (сельское хозяйство) и экономики страны в целом. Если фиксируется отставание по многим показателям:

10%

25%

■ Посещение столовой, или принесенная из дома еда

■ Посещение кафе, или предприятия быстрого питания

■ Покупкаготовой едыв магазине

■ Посещени е неболыпог о кафевблизи работы

Рисунок 3. Организация питания работающего российского населения во время трудового дня

уровню жизни населения, заработной плате и т.д., то можно с уверенностью говорить о более низком уровне развития отрасли общественного питания.

Литература

1. Поздняковский В.М. [Текст]. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов: Учебник. 3- е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. -556 с.

2. Шестаков А. Омским ресторанам пообещают агрессивный рост [Текст]. [Электронный ресурс]. URL: http://ria7.ru/1412

3. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: Учебник / Л.А. Радченко. Изд. 6-е, доп. и перер. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.

4. Экономика области в 2012г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЫНКА

КАТАЕВА Н.М.

магистрант, Омский институт (филиал) ФГБ0У ВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Ключевые слова: финансовый анализ, управленческие решения, кризис, устойчивое развитие, тенденция

Определение и оценка внутренних проблем компании и на этой основе разработка, обоснование и принятие различных управленческих решений, связанных с дальнейшим более эффективным развитием компании, выходом из кризиса, переходом к процедурам банкротства или привлечением инвестиций является основной целью любого вида финансового анализа.

Управленческие решения могут разрабатывать и принимать различные субъекты:

- владельцы для обоснования стратегических решений (при разработке долгосрочных мероприятий, являющихся частью бизнес-плана компании обеспечения устойчивого развития);

- менеджеры для обоснования оперативных решений (при разработке мероприятий плана финансового оздоровления компании);

- арбитражные управляющие для выполнения судебных решений (при разработке комплекса неотложных мероприятий);

- кредиторы для обоснования решений о предоставлении кредита (при определении условий предоставления кредита, исключающих возможность невозврата средств);

- инвесторы для подготовки инвестиционных решений (при определении условий инвестирования, обеспечивающих рентабельность инвестиционного проекта);

- представители государственных органов управления для оценки соблюдения государственных интересов (при разработке мероприятий государственной поддержки предприятия, находящегося полностью или частично в государственной собственности, в плане восстановления его платежеспособности).

На основе выработанных управленческих решений определяются конкретные задачи финансового анализа, а поставленные задачи, в свою очередь, обуславливают выбор тех или иных форм и видов финансового анализа. Взаимосвязь видов финансового анализа и поставленных задач может быть следующей:

- экспресс-анализ предназначен для быстрого получения общего представления о финансовом положении компании на основании внешних форм бухгалтерской отчетности;

- комплексный финансовый анализ предназначен для получения комплексной оценки финансового положения компании на основании внешних форм бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и т. д.;

- финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании - производства, финансов, снабжения, сбыта, менеджмента, персонала и т. д.;

- ориентированный финансовый анализ предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности на базе как основных внешних форм бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые непосредственно связаны с решаемой проблемой;

- регулярный финансовый анализ предназначен для постановки эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки (ежеквартально или ежемесячно) специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа.

В зависимости отпоставленныхзадач финансовый анализ может проводиться в следующих формах:

- ретроспективный анализ предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем в финансовом состоянии компании;

- план-факторный анализ требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых;

- перспективный анализ необходим для экспертизы финансовых планов, оценки их обоснованности и достоверности с позиций сегодняшнего со-

стояния и имеющегося потенциала.

Алгоритм традиционного финансового анализа включает в себя следующие этапы:

1. Сбор необходимой информации, объем которой зависит от задач и вида финансового анализа.

2. Оценку достоверности информации, производимую, как правило, на основании результатов независимого аудита.

3. Обработку информации в виде составления аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности.

4. Расчет показателей структуры финансовых отчетов вертикальный анализ.

5. Расчет показателей изменения статей финансовых отчетов - горизонтальный анализ.

6. Расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточным финансовым агрегатам - финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности, рентабельности.

7. Сравнительный анализ значений финансовых коэффициентов с общепринятыми и отраслевыми нормативами.

8. Анализ изменений финансовых коэффициентов в плане выявления тенденций ухудшения или улучшения.

9. Подготовку заключения о финансовом состоянии компании на основании интерпретации обработанных данных.

В настоящее время традиционный финансовый анализ в нашей стране в состоянии квалифицированно провести как сотрудники предприятий - бухгалтерии, финансовой службы, планово-экономической службы, так и привлеченные специалисты - арбитражные управляющие, штатные аналитики партнеров, аудиторы и консультанты. Как правило, процедуры № 1-6 не вызывают трудностей, проведение процедур № 7-10 часто проблематично. Опыт проведения финансового анализа позволяет выделить основные проблемы «российской специфики» в этой области исследований.

Во-первых, во многих случаях на практике финансовый анализ сводится к расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений финансовых коэффициентов. Глубина исследования ограничивается, как правило, констатацией тенденции «улучшения» или «ухудшения». Сделать выводы, а тем более разработать рекомендации на основании имеющейся информации - проблема, часто неразрешимая для специалистов компаний, оснащенных специальными программными средствами, но не обладающими достаточной квалификацией или профессиональным опытом.

Во-вторых, зачастую результаты финансового анализа основываются на недостоверной информации. Это объясняется ведением «двойной бухгалтерии» в целях «минимизации» налогов, а также тем, что «профессионализм» менеджеров иной раз определяется их умением за счет различных ухищрений занизить или скрыть полученные доходы. В силу этого для оценки достоверности исходной информации и получения реальных результатов финансового анализа требуется предварительное проведение независимого аудита для выявления преднамеренных и непреднамеренных ошибок.

В-третьих, стремление кдетализации финансового анализа обусловило разработку и использование избыточного количества финансовых коэффициентов, тем более что большинство из них находится в функциональной зависимости между собой (например, коэффициент маневренности собственных средств и индекс постоянного актива, коэффициент автономии и коэффициент соотношения заемных и собственных средств). Предметом особой гордости разработчиков новых программных средств по финансовому анализу является утверждение о том, что созданный инструмент дает возможность рассчитать 100 и более финансовых коэффициентов, в то время как для полноценного анализа часто бывает достаточно 2-3 показателей по каждому аспекту финансовой деятельности.

В-четвертых, сравнительный финансовый анализ российских компаний практически невозможен из-за отсутствия доступных среднеотраслевых показателей, а общепризнанные в мировой практике стандарты неприменимы к российским предприятиям.

В-пятых, пока еще достаточно далеки от российской практики интегральные показатели, используемые отечественными аналитиками для оценки вероятности банкротства компаний.

Для повышения качества финансового анализа необходимо уделять особое внимание заключительным его этапам. Этому будет способствовать:

- расчет собственных нормативов или оптимальных уровней финансовых коэффициентов для анализируемой компании с помощью известных методических приемов;

- выделение узкой выборки финансовых коэффициентов, состав которой может различаться для различных компаний;

- качественная оценка и определение весов индикаторных показателей исходя из сопоставления с расчетными оптимальными уровнями, тенденциями изменения и взаимного сравнения;

- формулирование и анализ динамики интегрального показателя оценки финансовой деятельности компании исходя из результатов, полученных после проведения предшествующих процедур;

- разработка типовой формы заключения о финансовой деятельности компании, в котором не только констатируются проблемы анализируемой компании, но и будут указаны факторы происходящих и будущих изменений, а также рекомендации по их преодолению, смягчению или усилению.

Литература

1. Бородкин К.В. Анализ инструментария финансовой диагностики // Финансы. №3, 2004. С. 65-66.

2. Чернова В.Э., Шмулевич Т.В. .Анализ финансового состояния предприятия: Учебное пособие. СПб., 2011.

3. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Основы финансового и управленческого анализа. М., 2003.

4. Селезнева H.H., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие. М., 2010.

5. Терехова Л.В. Финансовый и управленческий анализ. М., 2003.

6. Федорова Г.В. Учет и анализ банкротств: Учебное пособие. М., 2008.

СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ

КИРИЧЕНКО А.Е.

студент, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: в данной статье произведен анализ развития конкурентного соперничества в банковском секторе, а также выявлены характерные черты современного финансового рынка.

Ключевые слова: Сфера финансовых услуг, конкуренция на финансовом рынке, признаки конкуренции, сфера конкуренции, конкурентная среда.

Главная цель данной статьи - показать, каким образом развивается банковский сектор в рыночной экономике, а также рассмотреть причины и последствия развития конкуренции в данном секторе.

В конце XX века начался переход к рыночному типу экономики. Одним из главных последствий данного события является рождение массовой конкуренции. Рассмотрим главные факторы, способствующие конкурентному поведению:

1. Повышение эффективности малых и средних фирм, по сравнению с крупными предприятиями;

2. Либерализация экономических отношений;

3. Проведение государственной конкурентной и антимонопольной политики;

4. Глобализация и интернационализация рынков.

Также обратим внимание на то, что монополистическое поведение может усиливаться в следствие:

1) усиления дифференциации продуктов;

2) усложнения отраслевой структуры производства;

3) ускорения научно-технического прогресса;

4) расширения роли транснациональных корпораций. [1]

Обратимся к важнейшим понятиям, без которых нельзя обойтись при рассмотрении нашей темы: Область конкуренции - это сфера финансовых услуг, виды продукции (услуг) и рынки, на которых осуществляется независимое соперничество конкурентов, а также субъекты конкуренции - конкуренты, т. е. финансовые компании и иные организации, представляющие на рынок продукцию и услуги, расцениваемые потребителем как заменители продукции. Сфера финансовых услуг - среда деятельности и совокупность всех организаций, представляющих финансовые услуги.

Современные изменения, происходящие в финансовой системе, предполагают соединение всех ранее разделенных отраслей, таких, как банковская деятельность, операции с ценными бумагами, сберегательные институты, страхование, финансовое дело, операции с недвижимым имуществом, кредитные союзы. Происходят изменения и в функциональной составляющей структур. К примеру, коммерческие банки переходят на иной уровень, на котором их ожидает перечень новых задач. Можно сказать, что они теперь претендуют на особую роль в экономике. Это характеризуется тем, что современные исследователи и практики финансового

дела выделяют следующие новые функции коммерческих банков:

1. Обслуживание коммерческих сделок и, соответственно, управления системой платежей;

2. Предоставление кредитов и поставки ликвидности для нужд экономики;

3. Механизм между монетарной политикой и экономикой.

В современной сфере финансовых услуг специализация постепенно уступает дорогу универсализации. Специализированные банки действуют в меньшем числе отраслей и конкурируют, помимо универсальных банков, только с финансовыми организациями, имеющими аналогичную специализацию. Коммерческие банки и другие финансовые институты легче всего отличить от других фирм по наличию у них государственных гарантий, видам лицензий и формам правительственного регулирования. Однако в условиях дерегулирования финансовой сферы коммерческие банки сталкиваются с трудностями, конкурируя с менее стесненными регулированием участниками рынка. [2]

Таким образом, конкуренция на финансовом рынке - это соперничество коммерческих банков, кредитных организаций и других финансовых институтов, в ходе которого каждый желает занять первую позицию на рынке кредитов и банковских услуг. Конкуренция продавцов - это их соперничество за наиболее выгодные условия предоставления финансовых услуг. Конкуренция покупателей -это соревнование между ними за доступ к этим услугам. Современные финансовые организации могут выступать как в роли продавцов, так и в роли покупателей. Это доказывается тем, что существует множество секторов экономики и в каждой из них финансовая организация может выступать в различной для себя роли. Речь идёт о рыночных секторах, которые включают: Рынок средств производства и производственных услуг; рынок предметов потребления и потребительских услуг; рынок труда; рынок интеллектуально-информационного продукта; рынок недвижимости; финансовые рынки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим подробнее конкурентную среду, которая включает следующие уровни:

1. конкуренцию между коммерческими банками;

2. конкуренцию банков с небанковскими финансовыми институтами;

3. конкуренцию банков с нефинансовыми организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.