Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / внешние ценностные ориентации / внутренние ценностные ориентации / юношеский возраст / ранняя зрелость / students / external value orientations / internal value orientations / adolescence / early adulthood

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ю.О. Брикса, О.В. Белова, С.В. Соколовская, В.В. Амплеева

В условиях глобальных трансформаций, коснувшихся политической, экономической, культурной и других сфер жизнедеятельности населения, наблюдается интеграция взглядов, мировоззрения и ценностей людей. Особой группой среди населения можно выделить студенческую молодежь, чьи взгляды, с одной стороны, носят традиционный характер, т.к. складываются на основе имеющегося исторического опыта страны, с другой – подвержены влиянию информационных ресурсов и предпосылок современной эпохи, неизбежно влияющих на формирование ценностных ориентаций личности студента. В данной статье приводятся результаты исследования ценностных ориентаций студентов очной и заочной форм обучения, а также сравнения ценностных ориентаций двух групп с целью уточнения динамики и специфики влияния различных сред обучения с учетом имеющегося профессионального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ю.О. Брикса, О.В. Белова, С.В. Соколовская, В.В. Амплеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS FULL-TIME AND CORRESPONDENCE STUDENTS

In the context of global transformations affecting the political, economic, cultural and other spheres of life of the population, there is an integration of views, worldviews and values of people. A special group among the population can be identified student youth, whose views, on the one hand, are traditional in nature, as they are formed on the basis of the existing historical experience of the country, and on the other hand, they are influenced by information resources and the prerequisites of the modern era, which inevitably affect the formation of value orientations of the student's personality. This article presents the results of a study of the value orientations of full-time and part-time students, as well as a comparison of the value orientations of the two groups in order to clarify the dynamics and specifics of the influence of different learning environments, taking into account existing professional experience.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 316.64 Б01 10.52928/2070-1640-2024-41-1-65-69

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Ю.О. БРИКСА, О.В. БЕЛОВА (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой) канд. психол. наук, доц. С.В. СОКОЛОВСКАЯ (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского) канд. психол. наук, доц. В.В. АМПЛЕЕВА (АНО «Акрон-Академия Коноплева», п. Приморский Ставропольского района Самарской области)

В условиях глобальных трансформаций, коснувшихся политической, экономической, культурной и других сфер жизнедеятельности населения, наблюдается интеграция взглядов, мировоззрения и ценностей людей. Особой группой среди населения можно выделить студенческую молодежь, чьи взгляды, с одной стороны, носят традиционный характер, т.к. складываются на основе имеющегося исторического опыта страны, с другой -подвержены влиянию информационных ресурсов и предпосылок современной эпохи, неизбежно влияющих на формирование ценностных ориентаций личности студента.

В данной статье приводятся результаты исследования ценностных ориентаций студентов очной и заочной форм обучения, а также сравнения ценностных ориентаций двух групп с целью уточнения динамики и специфики влияния различных сред обучения с учетом имеющегося профессионального опыта.

Ключевые слова: студенты, внешние ценностные ориентации, внутренние ценностные ориентации, юношеский возраст, ранняя зрелость.

Введение. Стремительное развитие информационных технологий в последние годы положило начало формированию общества нового типа - информационного общества. Современные средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование сознания людей, их ценностных ориентаций. Особенно это касается молодежи, чьи ценности еще нестабильны, переменчивы, подвержены воздействию чужого мнения, влиянию множества разнообразных культур и различных информационно-коммуникационных каналов.

По С. Л. Рубинштейну [7], ценностные ориентации отдельного человека развиваются на базе общественно значимых ценностей и взаимодействия ценностных ориентаций личности с социумом. В свою очередь А.Ф. Ла-зурский, основываясь на различиях в ценностных ориентациях, выделяет, внешние и внутренние ценности как механизмы развития личности. Наличие этих ценностей, согласно его позиции, будут влиять на способы адаптации, уровень развития морально-нравственных качеств, преобладание тех или иных идеалов, принципов [3, с. 79]. В последующем эта позиция нашла развитие в работах В.Н. Мясищева [5, с. 220], который раскрывает особенности складывающихся взаимоотношений между личностью и обществом.

Наиболее характерно активное развитие ценностных ориентаций для студенческой среды. В процессе становления молодые люди сталкиваются с быстрым развитием, и их ценностные ориентации неизбежно трансформируются, проявляясь в профессиональной направленности. В этой связи отметим мнение Н.Ю. Зыковой, которая рассматривает ценностные ориентации через совокупность отношений человека к профессиональным ценностям и готовности действовать в соответствии с ними [2, с. 24].

Согласно Б.Г. Ананьеву [1], студенты, чей возраст соответствует периоду ранней и средней зрелости, преимущественно людям, получающим образование заочно в отличие от студентов юношеского возраста, уже профессионально состоялись, либо имеют практический опыт деятельности в одной из профессиональных сфер. Отсюда зрелые люди не только приспосабливаются к новому окружению, но и способны активно на нее влиять, в соответствии со своими индивидуальными запросами. Б.Г. Ананьев [1] отметил одну из важных особенностей этого возраста - формирование собственной среды развития [1, с. 112]. Современные исследования, представленные С.К. Нартовой-Бочавер [6, с. 149-173], показывают, что собственная среда развития имеет четкие границы, способствующие обретению и поддержанию идентичности человека. Характерной особенностью зрелости как возрастного периода является устойчивая система ценностных ориентаций, влияющих на развитие социального интеллекта и на его подструктуры.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена требованиями современного образования, одной из приоритетных целей которого является подготовка выпускника высшего учебного заведения к активной профессиональной деятельности в новой экономической реальности.

Основная часть. Цель исследования - изучить особенности структуры ценностных ориентаций студентов дневной и заочной форм обучения. Для достижения цели поставлена задача: выявить различия в уровне развития ценностных ориентаций студентов дневной и заочной форм обучения.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, эмпирические методы (опрос), методы обработки данных (критерий различий и Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Методика исследования: «Ценностные ориентации» (О.И. Мотков, Т.А. Огнева, 2008), позволяющая изучать значимость и реализацию внешних и внутренних ценностей [4]. Поясним, что к внутренним ценностным ориентациям авторы отнесли: стремление к самостоятельности, общению, осведомленности, поддержанию межличностного взаимодействия, служению социуму. Внешние ценностные ориентации представляют собой ориентацию на эгоистические мотивы, заключающиеся в акцентировании внимания на собственном престиже, внешности, материальных благах.

В исследовании приняли участие 44 испытуемых: 22 студента очной формы обучения в возрасте от 18 до 20 лет, а также 22 студента заочной формы обучения в возрасте от 25 до 40 лет.

Полученные результаты представлены в таблице, а также на рисунках 1-4.

Исходя из показателей, представленных в таблице, значимые различия между группами студентов выявлены по показателям: «Значимость внешних ценностей», «Значимость внутренних ценностей», «Реализация внешних ценностей» и «Реализация внутренних ценностей» (р < 0,05).

Таблица. - Различия в показателях ценностных ориентаций между студентами очной и заочной форм обучения

Переменная Значение критерия и Уровень статистической значимости

Значимость внешних ценностей 71,5 0,00

Значимость внутренних ценностей 21 0,00

Реализация внешних ценностей 24 0,00

Реализация внутренних ценностей 59,5 0,00

Для уточнения различий в показателях ценностных ориентаций мы сравнили медианы исследуемых выборок для каждой переменной.

Исходя из данных, представленных на рисунке 1, видно, что значимость внешних ценностных ориен-таций у студентов очной формы обучения более выражена, чем у студентов заочной формы обучения.

Рисунок 1. - Медианы переменной «Значимость внешних ценностей»

Примечание: Зн. вн - значимость внешних ценностей; о - очная форма обучения; з - заочная форма обучения.

Данные результаты, вероятно, обусловлены возрастными особенностями юношеского возраста. Молодые люди больше ориентированы на демонстративное поведение, у них возникает желание выделиться, занять свое место в обществе именно при помощи внешних атрибутов, таких как физическая привлекательность, известность, популярность. Они очень зависимы от той социальной группы, в которой находятся, в данном случае это так называемая студенческая группа.

На рисунке 2 показано, что внутренние ценности более значимы для студентов заочной формы обучения по сравнению со студентами очной формы.

Полученные результаты, по нашему мнению, объясняются тем, что в зрелом возрасте люди уже достигли определенных результатов, у них четко определены социальные роли, они знают, чего стоят и на что способны. Поэтому их деятельность преимущественно направлена уже на поддержание своего достигнутого статуса, хороших взаимоотношений с людьми, эстетическую деятельность. Студенты, чей возраст соответствует периоду

ранней и средней зрелости, имеют практический опыт деятельности в одной из профессиональных сфер, ориентированы на достижение высоких результатов, готовы к генерации идей и совершенствование профессиональных навыков либо профессионально состоялись.

Рисунок 2. - Медианы переменной «Значимость внутренних ценностей»

Примечание: Зн. вр - значимость внутренних ценностей; о - очная форма обучения; з - заочная форма обучения.

Отсюда зрелые люди не только приспосабливаются к новому окружению, но и способны активно на нее влиять в соответствии со своими индивидуальными запросами.

Из данных, представленных на рисунке 3 видно, что реализация внешних ценностей более свойственна студентам заочной формы обучения, а не студентам очной формы.

Рисунок 3. - Медианы переменной «Реализация внешних ценностей»

Примечание: Реал.вн - реализация внешних ценностей; о - очная форма обучения; з - заочная форма обучения.

Очевидно, что материальное положение и возможности студентов заочной формы гораздо выше, чем у студентов очной формы, т.к. последние только начинают свой профессиональный путь, и он главным образом связан с подготовкой к активной профессиональной деятельности, тогда как студенты заочной формы уже активно в нее включены. Аналогичные результаты можно наблюдать на рисунке 4.

Рисунок 4. - Медианы переменной «Реализация внутренних ценностей»

Примечание: Реал.вн - реализация внутренних ценностей; о - очная форма обучения; з - заочная форма обучения.

Большая склонность к реализации внешних и внутренних ценностей студентов заочной формы обучения объясняется тем, что в зрелом возрасте люди уже иначе воспринимают реальность и процесс обучения для них является дополнительным социальным пространством. Они обладают определенным жизненным опытом, достигли некоторых результатов в своей профессиональной деятельности, у них сформирован круг общения, и в таких условиях гораздо проще совершать конкретные действия для достижения поставленных целей.

Таким образом, по результатам исследования был выявлен целый ряд значимых различий между студентами очной и заочной форм обучения по показателям ценностных ориентаций, определяемых возрастными особенностями респондентов, их социальным положением и исходящими из этого возможностями.

Заключение. В ходе теоретического рассмотрения понятия «ценностные ориентации» выявлено, что они являются структурным элементом личности, без которых невозможно эффективное профессиональное становление личности. Систематизированное осмысление ценностных установок, как своих собственных, так и профессионального социума, представляет собой процесс познания, но в отличие от других видов познания, большая часть требуемых данных содержится внутри самого человека. Окружающий социум может помочь в усвоении особенностей культуры поведения и требований, но окончательный выбор человек всегда делает сам, исходя из своих ценностных ориентаций.

Являясь важнейшей психической характеристикой зрелой личности, ценностные ориентации оказывают существенное влияние на деятельность человека и выражают его сознательное отношение к социальной действительности. Взаимодействуя со всеми компонентами структуры личности, ценностные ориентации находятся в тесной связи с познавательными и волевыми процессами и регулируют реализацию потребностей человека в различных ситуациях.

Наиболее активно ценностные ориентации развиваются в юношеский период, что обусловлено новой жизненной ситуацией и профессиональным становлением. Зрелые люди больше устремлены в свой внутренний мир и поиск путей саморазвития.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

- Существуют значимые различия между студентами очной и заочной форм обучения по таким показателям ценностных ориентаций, как: значимость внешних ценностей, значимость внутренних ценностей, реализация внешних ценностей, реализация внутренних ценностей.

- Значимость внешних ценностных ориентаций, которые выражаются в стремлении к материальным благам, высокому социальному статусу, популярности, физической привлекательности, выше у студентов очной формы обучения. У студентов заочной формы выше показатели по шкале «Значимость внутренних ценностей» и «Реализация внешних и внутренних ценностей», что выражается в стремлении к саморазвитию, творчеству и успешно реализуется в повседневной жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2016. - 288 с.

2. Зыкова Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов средствами гештальт-терапии: автореф.

дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Курск, 2006. - 24 с.

3. Лазурский А.Ф. Классификация личностей / под ред. М.Я. Басова и В.Н. Мясищева. - Издание третье, перераб. - Л.: Гос. изд-во, 1924. - 290 с.

4. Мотков О.И., Огнева Т.А. Методика «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс]. - 2008. - URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1128.html (дата обращения: 03.04.2023).

5. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 398 с.

6. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность как критерий личностной зрелости / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко // Феномен и категория зрелости в психологии. - М.: Смысл, 2007. - С. 149-173.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 720 с.

Поступила 10.04.2024

COMPARATIVE ANALYSIS OF FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS FULL-TIME AND CORRESPONDENCE STUDENTS

Yu. BRIKSA, O. BELOVA (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk) S. SOKOLOVSKAYA

(National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky)

V. AMPLEEVA

(ANO "Akron-Academy Konopleva", Primorsky village, Stavropol district, Samara region)

In the context of global transformations affecting the political, economic, cultural and other spheres of life of the population, there is an integration of views, worldviews and values of people. A special group among the population can be identified student youth, whose views, on the one hand, are traditional in nature, as they are formed on the basis of the existing historical experience of the country, and on the other hand, they are influenced by information resources and the prerequisites of the modern era, which inevitably affect the formation of value orientations of the student's personality. This article presents the results of a study of the value orientations of full-time and part-time students, as well as a comparison of the value orientations of the two groups in order to clarify the dynamics and specifics of the influence of different learning environments, taking into account existing professional experience.

Keywords: students, external value orientations, internal value orientations, adolescence, early adulthood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.