Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1060
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Анастасия Сергеевна, Городов Даниил Николаевич

В условиях роста всеобщей информатизации невозможно отрицать усиливающееся влияние социальных сетей на жизнь человека в целом. Статья посвящена анализу интенсивности и аспектов влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентаций студентов. В статье представлены результаты исследования, проведенного в декабре 2021 года среди 100 студентов НИУ «БелГУ» очной формы обучения. Итогом изучения влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентаций, становится вывод о том, что социальные сети влияют на многие аспекты ценностных ориентаций, как отношение к образованию, трудовое поведение, а интенсивность этого влияния зависит от частоты и длительности использования социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOCIAL NETWORKS ON THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS

With the growth of universal informatization, it is impossible to deny the growing influence of social networks on human life as a whole. The article is devoted to the analysis of the intensity and aspects of the influence of social networks on the formation of value orientations of students. The article presents the results of a study conducted in December 2021 among 100 full-time students of the BSU. The result of studying the influence of social networks on the formation of value orientations, it is concluded that social networks affect many aspects of value orientations, such as attitudes towards education, work behavior, and the intensity of this influence depends on the frequency and duration of the use of social networks.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентаций студенческой

молодежи

The influence of social networks on the formation of value orientations of students

Захарова Анастасия Сергеевна

Магистрант 1 курса Институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, г. Белгород e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com

Zakharova Anastasia Sergeevna

Student 1 term

Institute of Social Sciences and Mass Communications

Belgorod State University Russia, Belgorod e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com

Городов Даниил Николаевич

Магистрант 1 курса Институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, г. Белгород e-mail: zorro6470861@yandex.ru

Gorodov Daniil Nikolaevich

Student 1 term

Institute of Social Sciences and Mass Communications

Belgorod State University Russia, Belgorod e-mail: zorro6470861@yandex.ru

Научный руководитель Шаповалова Инна Сергеевна

доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, г. Белгород

Scientific adviser Shapovalova Inna Sergeevna

doctor of sociological sciences, head of the department of sociology and organization of work with youth,

Belgorod State University Russia, Belgorod

Аннотация.

В условиях роста всеобщей информатизации невозможно отрицать усиливающееся влияние социальных сетей на жизнь человека в целом. Статья посвящена анализу интенсивности и аспектов влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентаций студентов. В статье представлены результаты исследования, проведенного в декабре 2021 года среди 100 студентов НИУ «БелГУ» очной формы обучения. Итогом изучения влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентаций, становится вывод о том, что социальные сети влияют на многие аспекты ценностных ориентаций, как отношение к образованию, трудовое поведение, а интенсивность этого влияния зависит от частоты и длительности использования социальных сетей.

Annotation.

With the growth of universal informatization, it is impossible to deny the growing influence of social networks on human life as a whole. The article is devoted to the analysis of the intensity and aspects of the influence of social networks on the formation of value orientations of students. The article presents the results of a study conducted in December 2021 among 100 full-time students of the BSU. The result of studying the influence of social networks on the formation of value orientations, it is concluded that social networks affect many aspects of value orientations, such as

attitudes towards education, work behavior, and the intensity of this influence depends on the frequency and duration of the use of social networks.

Ключевые слова: средства массовых коммуникаций социальные сети, лидеры мнений, ценности, ценностные ориентации.

Key words: mass media social networks, opinion leaders, values, value orientations.

С каждым годом социальные сети все больше входят в нашу жизнь как неотъемлемая часть социальной коммуникации. Так, по всему миру численность пользователей социальных сетей за 12 месяцев к началу 2021 года возросла на 13% - это почти 500 миллионов человек. Для России процент вовлеченности в соцсети составляет 67,8% населения (+5,1% с 2020 по 2021 год). И наиболее активными пользователями как интернета в целом, так и социальных сетей в частности является молодежь в возрасте 18-24 лет - в большей степени студенческая молодежь [2].

Под влиянием глобальной цифровизации и виртуализации жизни, процесс социализации молодежи трансформируется, что приводит не только к положительным, но и отрицательным последствиям. Особое внимание в этой бинарности следует обратить на формирование ценностных ориентаций молодежи. В сознании современной молодежи происходит вытеснение устоявшихся общественно значимых ценностей ориентирами индивидуалистического порядка. Все чаще наблюдаются противоречивые установки, изменяется целостная картина мира. Социальные сети в этом вопросе в некоторой степени заменяют классические институты социализации - семью, школу, реальных друзей и сверстников. Неудовлетворенные окружающей действительностью молодые люди начинают предпочитать виртуальный мир, как наиболее приемлемый, что ведет к формированию альтернативной реальности [1].

Вопрос изучения влияния социальных сетей на современную молодежь актуален и для ученых исследователей. Так, среди научных работ последних лет стоит выделить: Байжанова А.С. «Влияние социальной сети «ВКонтакте» на ценностные ориентации подростков», Ясев В.В. «Влияние социальных сетей на культурно-ценностные ориентиры студенческой молодежи», Абрамова С.Н. «Особенности влияния социальных сетей на ценностные ориентации подростков», Поздникин А.А. «Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентаций молодежи современной России», Кудрявцева Е.Ю., Черепанова А.А. «Влияние социальных сетей на современную молодежь».

Авторское поисковое социологическое исследование «Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентаций российской молодежи (на примере студентов НИУ «БелГУ»)» преследовало цель определить проблемный контур по этому вопросу и было проведено в декабре 2021 года среди студентов очной формы обучения НИУ «БелГУ».

Не стало неожиданностью, что все респонденты пользуется социальными сетями, более того, делают это ежедневно. Большинство опрошенных (41%) проводят в социальных сетях 8-12 часов - едва ли не большую часть дня. А 5% студентов и вовсе тратят на социальные сети более 12 часов.

8-12 часов

41%

4-8 часов

36%

2-4 часа

14%

Более 12 часов

5%

1-2 часа 4%

Рисунок 1. Количество времени, проводимого студентами в социальных сетях

Самыми популярными среди студентов являются социальные сети ВКонтакте и Instagram - ими пользуются 100% опрошенных. Также, в этой связи, можно выделить YouTube (81%) и новую развивающуюся социальную сеть TikTok (75%). Однако если говорить о частоте использования упомянутых сервисов, распределение здесь выглядит несколько иначе: абсолютное первенство достается платформе Instagram - как наиболее часто используемую социальную сеть ее упомянули 97% молодых людей. На втором месте находится ВКонтакте (81%). Важно отметить, что в этом случае TikTok обходит YouTube - на постоянной основе первым пользуются 68% молодых людей.

Twitter и Одноклассники на постоянной основе используют менее 10% опрошенных (6% и 1% соответственно). Более того, при ответе на этот вопрос ни один респондент не упомянул Facebook (Рисунок 2).

ВКонтакте

100%

81%

Instagram

100%

97%

YouTube

81%

23%

TikTok

75%

68%

Twitter

19%

6%

Одноклассники

9%

1%

Facebook 4%

а) б)

Рисунок 2. а) - популярность социальных сетей; б) - частота использования социальных сетей

Интересно также сравнить эти результаты по каждому сервису среди его пользователей. Так, для Instagram и Вконтакте эти данные не изменяются - 97% и 81% соответственно. А вот среди пользователей TikTok наблюдается довольно высокий процент постоянных пользователей - 90,7% (Рисунок 3).

Instagram

97,0%

TikTok

90,7%

ВКонтакте

81,0%

Twitter

31,6%

YouTube

28,4%

Одноклассники

11,1%

Рисунок 3. Процент постоянных пользователей социальных сетей среди студентов Наиболее распространенными целями использования социальных сетей являются общение (80%) и

потребление развлекательного контента (78%). Реже всего студенты упоминали, что используют социальные

сети для самообразования (30%). Также треть респондентов заинтересована в потреблении познавательного

контента (33%) (Рисунок 4).

Общение

80%

Потребление развлекательного контента

Потребление информационного/новостного контента

78%

66%

Дистанционное обучение

37%

Потребление познавательного контента

33%

Самообразование

30%

Рисунок 4. Цели использования социальных сетей среди студентов

С развитием информационного общества все большую популярность приобретает понятие «лидер мнений», дефиниция которого означает какой-либо субъект, обладающий способностью влиять на взгляды конкретной аудитории. В рамках рассмотрения социальных сетей под лидерами мнений можно понимать блогеров.

Согласно результатам опроса, абсолютное большинство молодых людей следят за блогерами, публикующими юмористический контент (80%). При этом несмотря на то, что потребление познавательного контента не является самоцелью использования социальных сетей для большинства опрошенных, более половины студентов, а именно 55%, следят за блогерами, публикующими такой контент. Примерно на том же уровне (52%) находится интерес молодежи к аккаунтам, посвященным искусству: фотографам, музыкантам, художникам и т.д.

Новым направлением развития в социальных сетях становится гедонизм и эстетика - блогеры, ведущие страницы в этой тематике, как правило показывают красоту в своем окружении и считают наслаждение высшим благом. За ними следят 28% студентов, принявших участие в опросе (Рисунок 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юмористический контент Познавательный контент Искусство (музыканты/фотографы/художники и тд.)

Life-контент

Специалисты в определенной профессиональной области

Гедонизм, эстетика Спорт Мода Макияж Автомобили Политический контент Специалисты по продвижению в социальных сетях

80%

55% 52%

40% 38%

16% 15% 12% | 9% 7% 6%

Рисунок 5. Наиболее популярные тематики блогов, за которыми следят студенты

По мнению многих исследователей социальные сети влияют на ценностные ориентации молодежи. Чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, необходимо выявить эти самые ценностные ориентации.

Респондентам было предложено выбрать не более 3 значимых для них вещей в жизни. Так, на первом месте в рейтинге оказалась семья (95%). На втором - материальное благополучие - 80%. На фоне таких результатов кажется интересным, что только 43% опрошенных считают важной для себя карьеру, а в интересной работе заинтересованы и того реже - только в 35% случаев.

В тройку аутсайдеров вошли такие ценности, как духовное развитие, власть и общественное признание: 18%, 4% и 2% соответственно (Рисунок 6).

Семья

Материальное благополучие Здоровье Любовь Образование/знания Карьера Дружба Интересная работа Развлечения Духовное развитие Власть

95%

4%

46% 43% 41%

35% 33%

80%

69%

61%

Общественное признание | 2%

Рисунок 6. Наиболее значимые ценности студентов

Несмотря на такое распределение наиболее важных ценностей при ответе на вопрос о планах на ближайшие 5 лет студенты, как правило упоминали путешествия (52%), а также заработок (46%) - такие результаты релевантны расположению в рейтинге ценности материального благополучия, но при этом несколько противоречат первенству семейных ценностей. Вероятнее всего это можно объяснить тем, что в студенты под семьей понимают именно их родительскую семью. Однако, когда речь идет о создании собственной семьи, о таких планах упоминают лишь 25% опрошенных.

Интересно также то, что завершения профессионального образования является приоритетом лишь для 36% студентов, даже несмотря на то, что обучение является для них основным видом деятельности (Рисунок 7). При этом среди молодых людей, отметивших образование как одну из важных жизненных ценностей, завершение профессионального образования является приоритетом в 37% случаев - значение практически не отличается от среднего.

Путешествия 52%

Заработок 46%

36%

Завершение профессионального образования

Устроиться на престижную работу 29%

Создание семьи 25%

Переезд 13%

Устроиться на интересную работу 12%

Найти свою вторую половинку 7%

Покупка жилья 3%

Рисунок 7. Приоритеты студентов на ближайшие 5 лет

Говоря о качествах, наиболее важных в других людях, респонденты чаще всего отмечали ответственность (47%) и честность (44%) (Рисунок 8). Образованность важна только для 33% опрошенных, однако среди них 79% молодых людей, для которых образование является одной из главных ценностей. Кроме того, 64% из них следят в социальных сетях за блогерами, публикующими познавательный контент, что на 11 п.п. выше среднего показателя. Таким образом, можно говорить некой связи между интересующим контентом и ценностях молодых людей.

При этом, не смотря на собственную заинтересованность в престижной работе и материальном благополучии, респонденты лишь в 14% случаев выделяют трудолюбие и продуктивность в работе как важное качество в окружающих людях. В какой-то степени людям свойственно проецировать важные для себя ценности на окружающих, потому такие результаты могут означать отсутствие склонности к трудолюбию у респондентов, что еще интереснее в сочетании с желанием высокого заработка.

К сожалению, в последнее время в социальных сетях популяризируется убеждение, что для хорошего материального положения не обязательно много работать. Блогеры продают «инфопродукты», обучающие аудиторию способам заработка, не предполагающие официального трудоустройства, работы в какой-либо компании: как правило, эти способы связаны именно с заработком в социальных сетях. Речь идет о SMM-специалистах, таргетологах, сторисмейкерах - людях, ведущих аккаунты за деньги. Такая идеология снижает у молодежи желание трудиться, но создает мечты о богатой и легкой жизни.

Говоря о блогерах, являющихся наиболее популярными в социальных сетях, молодые люди чаще всего упоминали Сашу Митрошину, являющуюся автором востребованных вебинаров по продвижению в Instagram.

Также были названы Даня Милохин, Ида Галич, Данила Поперечный - авторы в первую очередь юмористического контента. Юрий Дудь, по мнению респондентов, - один из наиболее популярных блогеров, ведущих журналистскую деятельность.

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Честность (правдивость, искренность)

47% 44%

Жизнерадостность (чувство юмора)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Чуткость (заботливость)

Исполнительность (дисциплинированность)

38% 35%

33%

29%

20% 18%

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Рисунок 8. Наиболее важные для студентов качества в окружающих людях

8%

Сами молодые люди не отрицают влияние на собственные ценностные ориентации со стороны блогеров и медийных личностей (42%). Также важно в этом плане важным оказывается влияние семьи (48%) и интернета, СМИ (54%) (Рисунок 9).

Интернет/СМИ (телевиденье, газеты, радио)

Семья

Поведение блогеров/медийных личностей

Друзья Школа

Университет/колледж

54%

48%

42%

34%

23% 21%

10%

Новостная информация в социальных сетях

Рисунок 8. Наиболее важные для студентов качества в окружающих людях

Кроме того, респондентам было предложено оценить влияние социальных сетей на ценностные ориентации их сверстников от 1 до 5, где 1 - влияния нет, 5 - очень высокое влияние. В результате оброаботки результатов опроса было получено значение 4,36.

В 46% случаев это влияние было оценено как очень высокое - оценка 5. 47% респондентов считают его высоким - оценка 4. Таким образом, 93% опрошенных студентов считают, что социальные сети в той или иной степени влияют на ценностные ориентации их сверстников.

Между длительностью использования социальных сетей и оценкой значимости их влияния нат ценности наблюдается связь: чем больше времени респонденты проводят в социальных сетях, тем выше средняя оценка.

47%

46%

2345 Рисунок 9. Распределение оценок влияния социальных сетей на ценностные ориентации сверстников

респондентов

Так, молодые люди, проводящие в социальные сетях более 12 часов, оценивают этот показатель в 5 баллов. А студенты, для которых это время составляет 1-2 часа в среднем оценивают это влияние на 3,25 балла (Рисунок 10).

1-2 часа

2-4 часа 4-8 часов

8-12 часов Более 12 часов

3,25

3,93 ■ 4,14

4,73

5,00

Рисунок 10. Средние оценки влияния социальных сетей на ценностные ориентации сверстников респондентов в разрезе длительности использования социальных сетей в день

Ниже представлено распределение оценок влияния социальных сетей на ценностные ориентации молодежи в разрезе времени использования социальных сетей в день.

Оценку «5» чаще всего ставили респонденты, проводящие в социальных сетях более 8 часов: 8-12 часов - 73% оценок «5», 27% оценок «4», более 12 часов - 100% оценок «5».

1-2 часа

25%

50%

25%

2-4 часа 14% 14%

36%

36%

4-8 часов

86%

14%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8-12 часов

27%

73%

Более 12 часов

100%

12 и3 и4 и5

4%

3%

Рисунок 11. Распределение оценок влияния социальных сетей на ценностные ориентации сверстников респондентов в разрезе длительности использования социальных сетей в день

Если говорить о данном показателе в разрезе социально-демографических характеристик, можно упомянуть, что девушки и юноши в равной степени оценивают влияние социальных сетей на ценностные ориентации (таблица 1).

Таблица 1. Сопряжение распределения респондентов по полу и их оценок влияния социальных сетей на

ценностные ориентации сверстников

2 3 4 5 Средний балл

Женский 3% 3% 50% 44% 4,36

Мужской 4% 7% 39% 50% 4,36

Общий итог 3% 4% 47% 46% 4,36

Зависимость распределения оценок от возраста не наблюдается (таблица 2). Таблица 2. Сопряжение распределения респондентов по возрасту и их оценок влияния социальных сетей на

2 3 4 5 Средний балл

16 20,00% 0,00% 60,00% 20,00% 3,80

17 0,00% 0,00% 33,33% 66,67% 4,67

18 0,00% 3,70% 37,04% 59,26% 4,56

19 3,23% 6,45% 61,29% 29,03% 4,16

20 5,56% 0,00% 38,89% 55,56% 4,44

22 0,00% 11,11% 66,67% 22,22% 4,11

23 0,00% 0,00% 16,67% 83,33% 4,83

24 0,00% 0,00% 0,00% 100,00% 5,00

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Все респонденты пользуются социальными сетями ежедневно, причем большая их часть проводит в пространстве «новых медиа» большую от 8 часов - 46%.

2. Среди наиболее ценных вещей в жизни опрошенные выделяют семью и материальное благополучие. Однако только четверть респондентов планирует заводить семью в ближайшие 5 лет. При этом стремление к материальному благополучию подтверждается расположением заработка в рейтинге жизненных приоритетов.

3. Распределение ценностей и значимых в окружающих людях качеств также не всегда совпадает. Так, при высоком стремлении к материальному благополучию многие студенты не ценят трудолюбие в окружающих, что отчасти может свидетельствовать об отсутствии этого качества в них самих. На такой феномен могла повлиять популяризация легкого заработка в социальных сетях со стороны популярных блогеров. К тому же, почти треть опрошенных следят за блогерами, публикующих контент в направлении «гедонизм» - философии удовольствия как высшей ценности в жизни.

4. Сами опрошенные не отрицают влияние социальных сетей на ценности: почти половина выделяет поведение блогеров как одного из определяющих факторов формирования ценностных ориентаций, а абсолютное большинство респондентов считают, что социальные сети оказывают значительное влияние на это процесс для их сверстников.

5. Распределение вышеупомянутых оценок зависит от длительности использования социальных сетей в день и эта зависимость прямо пропорциональна. Это также может свидетельствовать о проецировании собственной значимости социальных сетей на сверстников.

Список используемой литературы:

1. Вараксин, А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи / А. В. Вараксин // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-setey-na-formirovanie-tsennostnyh-orientirov-sovremennoy-molodezhi.

2. Digital 2021: главная статистика по России и всему миру. URL: https://exlibris.ru/news/digital-2021-glavnaya-statistika-po-rossii-i-vsemu-miru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.